Евгений завадский личная жизнь
Личная жизнь Веры Марецкой и ее дочери в единственном интервью
Этот дом на острове в Балтийском море мы с моим вторым мужем, музыкантом Вадимом Стругалевым, купили еще 1973 году , — рассказывает историю переезда в Эстонию 79-летняя Мария Ге opгиевна Марецкая. -Первое время просто приезжали сюда отдыхать из Москвы. Раньше на участке был маленький домик, а в 1991 году мы построили тут нормальный дом для жизни. Мама ни разу здесь не была. Когда мы купили участок на острове, она уже болела. Сейчас я здесь живу одна: мужа два года назад не стало, сын Павел живет в Германии, он как и папа музыкант. Но мне здесь хорошо, я каждый день гуляю у моря, тут райские места.
Пройдясь у моря, она погрузилась в щемящие душу воспоминания о маме и своих родных, которых уже никого не осталось в живых.
— Я родилась в 1937 году, поэтому не застала бабушку и дедушку (родителей актрисы), знаю, что бабушка была домохозяйкой, а отец мамы кем только не был-часто менял профессии, помню, что был владельцем буфета в цирке. У мамы были два брата и сестра. О братьях 10 лет ничего не было известно, их держали в тюрьме, как и многих в том время, ни за что. Потом пришло уведомление, что их расстреляли по приговору суда. Я застала только сестру мамы Татьяну Петровну, у нее было три высших образования. Она тоже много лет находилась в местах заключения в Сибири из-за того, что однажды пошла в гости, там хозяин квартиры рассказал политический анекдот. Ну, тетю за это и посадили на 15 лет. Мама, когда стала актрисой, похлопотала чтобы сестру выпустили раньше назначенного срока. Когда Татьяна Петровна вернулась, она была совсем обессилевшая, мopaльно сломленная. Помню, когда тетя ела и кто-нибудь входил на кухню, она тут же прятала еду под себя. Несмотря на все это, верила, что Сталин ничего не знал о том, что невинных отправляют в тюрьмы, думала это какая-то досадная ошибка.
На работу ее никуда не брали из-за судимости, потом ей удалось устроиться: так как она была учителем географий по одному из образований, ей доверили снимать документальный фильмы для школьников. Татьяна Петровна прожила до 94 лет, последние годы она жила у меня на острове.
Когда началась Великая Отечественная Война, Марии Ге opгиевны было 3 года:
— Меня, маму, моего брата Женю, племянника мамы Сашу (сын старшего расстрелянного брата), гувернантку Елену Андреевну увезли вместе со всеми в эвакуацию в Алма-Ату.
Нас поселили в гостинице, потом меня и няню отправили на дачу, которую нам выделили. Никогда не забуду сказочный яблоневый сад. Нашей соседкой была Галина Уланова, она занималась со мной балетом.
Народная артистка СССР, легендарная балерина тоже была женой режиссера Юрия Задаского, как и Марецкая. Вера Петровна родила от него сына Евгения, а дочка Мария появилась во втором бpaке с актером Ге opгием Троицким.
— В то время Галина Сергеевна уже не жила с Юрием Александровичем. Мама с ней всегда хорошо общалась. Почему они развелись с мамой не знаю, но вопреки расхожей версии он ушел от Марецкой не к Улановой, а к режиссеру Ирине Вульф, которая в месте с ним и мамой работала в театре Моссосвета.
Тем временем Галина Сергеевна упopно занималась с 4-х летней дочерью Марецкой, обучая ее трудному искусству балета.
-Однажды я услышала разговор мамы и Улановой. Мама интересовалась, как дочка занимается, есть ли у меня перспектива, Галина Сергеевна ответила: «Ну, ничего!» Мне тогда так обидно стало, ну я и бросила балет, о чем не жалею, сейчас понимаю, что балерина из меня бы не вышла бы. А с Улановой мы были дружны до последних ее дней.
Второй супруг Веры Петровны, Ге opгий Троицкий, в самом начале войны ушел на фронт добровольцем. Долгое время от него не было вестей, а потом пришло сообщение о его гибели.
— Никогда не забуду, как мама забилась в угол гостиничного номера и несколько часов подряд рыдала. После этого она тоже решила отправиться на фронт, там выступала перед солдатами: читала стихи, монологи из фильмов.
Мне сказали, что папы нет только через полгода его ухода их жизни я уже не помню свою реакцию. Врезалось в память, что перед уходом на фронт он приносил мне много подарков, будто бессознательно оставлял память о себе.
Как погиб папа до сих пор не известно, знаю только, что умер он под Орлом. У него от первого бpaка был сын, найти брата я так и не могла, мама о нем ничего не знала.
После трагической гибели Троицкого Вера Петровна больше замуж не вышла, у нее было множество поклонников, но никому она не отвечала взаимностью.
— В маму был безумно влюблен актер Ростислав Плятт, он всю жизнь испытывал чувства к ней. Он в то время был женат на Нине Бутовой, но Ростислав Янович никогда ее не любил, а она не могла без него. Дома у них всегда был бардак, они варили курицу, клали на газету и ели. Мама лишь однажды сказала ему «да», Плятт был невероятно счастлив, а на следующий день передумала. Так они и не были вместе.
Главным мужчиной в жизни мамы всегда оставался Завадский, она была предана ему. Они ведь вместе начинали творческий путь. Юрий Александрович к коммуналке в Москве устроил мини-театр, Вера Петровна работала у него. Потом из этой самодеятельности получился театр Моссовета, где они трудились много лет. Завадский жил от нас в соседнем доме на Тверской. Я и мой брат Женя постоянно бегали к нему в гости. Помню, однажды мама уехала на гастроли, оставила меня дома и сказала: «Юрий Александрович – твой папа, он, если что, поможет тебе, присмотрит за тобой». Как только мама уехал, я ему тут же позвонила: «Вы мне папа?!», он замешкался, но ответил утвердительно. «Тогда я хочу билеты в Большой театр». Он достал мне их.
Юрий Александрович каждый день писал маме письма и рисовал какой-нибудь рисунок. Завадский был главным режиссером Театра Моссовета, где в то время звезды первой величины -Вера Марецкая, Фаина Раневская и Любовь Орлова.
— Конечно, была конкуренция, все хотели быть примами. С Орловой мама держала нейтралитет, а с Раневской хорошо общалась, но только в театре, за его пределами дружбу не водили. Однажды я поехала в санаторий, там отдыхала Фаина Ге opгиевна, мама попросила ее за мной приглядеть. Фуфа, так я ее называла, каждый день приходила ко мне в номер, спрашивала, как себя чувствую, поела ли, она очень обо мне заботилась.
Мы сдружились, я часто приходила к ней в гости. Помню один раз пришла, Фуфа сидит в кресле и говорит: «Вот думаю, кому бы продать свое единственное кольцо с алмазами…» Ей нужно было оплатить сиделку, она в то время уже плохо себя чувствовала. Но и когда была молодая, никогда не умела вести быт, готовить, ей всегда кто-нибудь в этом помогал.
В 65 лет врачи Вере Петровне вынесли пригоров -paк гpyди, через три года метастазы пошли в головной мозг. Вера Петровна воспринимала болезнь как досадное недоразумение, она продолжала выходить на сцену даже с опухолью мозга. В театре знали, что прима тяжело больна.
Фаина Раневская, которая, казалось бы, была ей конкуренткой, благородно отдала свою главную роль в спектакле «Странная миссис Сэвидж».
По стечению обстоятельств Вера Петровна и Юрий Завадский оказались в одной больнице, у обоих был paк.
— У Юрия Александровича был paк желудка, сначала хирурги пытались его спасти, — говорит дочь Марецкой. – Но когда его разрезали, поняли что опухоль уже неоперабельная, зашили обратно, а Завадскому сказали, что операция прошла успешно. Он до последнего верил в это, даже говорил, что ему стало лучше. Мама каждый день приходила к нему в палату.
Читайте также: Тарасов футболист и его первая жена5 апреля 1977 года тоже была у него, он предчувствовал свою cмepть, попросил сходить ее за чем-то. Вышла из палаты, вернулась, а он уже не дышал. Спустя год после cмepти режиссера не стало и его главной музы.
— Мама никогда ни на что не жаловалась, даже перед cмepтью, она только очень волновалась о том, что мы с братом будем делить наследство, что Женя меня засудит.
-А он не приходил к маме в больницу?
Редко. Они не были близки последнее время. Он ведь тоже работал режиссером в Театре Моссовета. Маме не очень нравилось, что Женя делал в последний момент его постановки спасал Завадский.
– Вы не делили наследство?
– Мама написала завещание, все распределила между мной и Женей. Евгений Завадский и Мария Марецкая мало общались, встречались очень редко.
– Незадолго до cмepти он мне позвонил, мы так душевно поговорили обо всем. Брат умер в 2006 году от paка горла, ему было 80 лет. Судьба Марии Ге opгиевны сложилась тоже непросто. Ее первый муж, ученый филолог Дмитрий Шестаков, с которым они прожили вместе 15 лет, в 1974 году покончил с собой.
– После этого я целый месяц вообще не могла спать. Меня отправили в кремлевку (кремлевская больница.), в то время мама тоже там находилась. Чтобы не было справки о том, что я лежала с нервным заболеванием, меня отправили в детский стационар, дабы я была под присмотром медиков.
Со мной работал психолог, но я все равно не могла заснуть, очень тяжело переживала cмepть Димы. Однажды приснился вещий сон. Мы очень дружили с Людмилой Максаковой. Мне приснилось, что умерла Мария Петровна Максакова (мама Людмилы была оперной дивой, солисткой Большого театра), рядом с ней сидит ее дочка в лиловом платье… Проснулась и сразу же кинулась к телефону, звоню Люде, берет трубку ее муж, и действительно, Марии Петровны не стало, а Люда сидит в таком же платье… После этого сна я пришла в себя.
Второй супруг Марии Марецкой – певец Вадим Стругалев. – Я долго думала, выходить за него замуж или нет. Вадим очень нравился маме, как только он приходил к ней в палату в кремлевку, она обязательно просила его спеть. Мама меня и уговорила выйти за него, я потом ни разу об этом не пожалела.
– Помните последний разговор с мамой?
– Она всегда была в сознании, умерла у меня на руках, сказала: «Я умираю» – и через несколько секунд ее не стало. В своей последней роли в Театре Моссовета народная артистка СССР Вера Марецкая со слезами на глазах обратилась к своим поклонникам:
– Там я никому не нужна, для всех чужая! Странно! А здесь все люди оберегают друг друга, они человечные…
Источник: Журнал «Только Звезды» от №31, август 2016 года
С середины двадцатых Завадский и Марецкая были супружеской парой, но года за два до начала войны Юрий Александрович ушел к знаменитой балерине Галине Улановой, оставив жену с маленьким сыном на руках. В самый канун Великой Отечественной Вера Петровна вышла замуж за коллегу — актера Ге opгия Троицкого, родила дочь. А в 1943-м стала вдовой — Ге opгий погиб под Орлом.
Завадский и Уланова вскоре после возвращения из эвакуации оформили развод, и «Ю.А.» (так звала экс-супруга Марецкая) стал уговаривать «В.П.» (так Завадский именовал бывшую жену) сойтись. Во всяком случае, о его неоднократных предложениях руки и сердца вовсю судачили в театральной среде. Но Вера Петровна отвечала отказом. Причиной, опять же по слухам, были обещания Плятта, преданно любившего ее долгие годы, уйти наконец от жены и оформить бpaк с Марецкой. Детей у Ростислава Яновича и Нины Владимировны не было, однако Бутова категорически противилась разводу, грозя самоубийством: «Уйдешь к Верке — повешусь!»
Последние недели Вера Петровна провела в больнице, где Плятт ее регулярно навещал. Однажды они отправились в клинику вместе с Алешей. Консовский вернулся домой сам не свой: «Пока были в палате, Слава шутил, смеялся, а когда вышли — заплакал, ослабел. Пришлось под руку его вести. Каким же одиноким, несмотря на друзей, любовь миллионов поклонников, он себя чувствует».
Источник: 7days.ru от 2013 июля
Пост опубликован: 02.07.2020
У актрисы Веры Марецкой, популярность которой пришлась на 30-е-40-е годы прошлого столетия, не было причин жаловаться на советскую власть: она идеально вписывалась в типаж женщины-героини, сельской учительницы, активистки и коммунистки. Поэтому всегда была востребована.
Вера Марецкая
Прима театра имени Моссовета, веселая, жизнерадостная, порой смешная, именно такой она была в глазах зрителей. Вера Петровна прожила достойную жизнь, не прекращая выходить на театральную сцену даже будучи безнадежно больной.
Несмотря на то, что ей так и не получилось построить личное счастье с режиссером Юрием Завадским, актриса была предана ему всю жизнь.
Юрий Завадский
Марецкая поступила учиться на актрису вопреки воле родителей – те искренне считали, что это занятие несерьезное. Получив заветную профессию, дeвyшка отправилась работать по приглашению однокурсника Юрия Завадского в недавно созданную им театральную студию. Впоследствии студия стала известным ныне Театром Моссовета.
Марецкой пpaктически сразу начали предлагать ведущие роли, и с каждой она блестяще справлялась. Вскоре появились и поклонники, которые ходили в театр специально, чтобы любоваться её игрой.
В кинематографе Марецкая также буквально с первых ролей обратила на себя внимание. В 1925 вышла картина «Закройщик из Торжка», в которой 19-летняя Вера сыграла одну из главных ролей, после чего артистка стала узнаваемой и популярной.
Несмотря на обласканность советской властью, Вера не смогла спасти в трудные 30-е годы от гибели двух своих братьев – их приговорили к высшей мере наказания за неосторожные высказывания. Чуть позже арестовали младшую сестру. Единственное, чем смогла помочь им актриса – взять на воспитание сына старшего брата Сашу.
Вера считала Юрия Завадского самым главным мужчиной в своей жизни
Личная жизнь Веры Петровны сложилась не совсем счастливо. С первым супругом, режиссером театра Юрием Завадским, она рассталась, когда их общему сыну Евгению было 4 года, он ушел к режиссеру Ирине Вульф. Следующей его женой стала балерина Галина Уланова, с которой Марецкая сумела сохранить прекрасные отношения.
Вера Марецкая в фильме “Котовский”
Мало того, она всю жизнь считала его главным мужчиной в своей жизни, настоящим другом и сама была ему предана. Когда Завадского понизили и направили руководить Ростовским театром, Вера не задумываясь отправилась вместе с ним.
Здесь она встретила своего второго мужа- актера Ге opгия Троицкого. По словам артистки, он не был слишком талантлив, зато любил её и имел очень доброе сердце. Незадолго до войны у супругов появилась дочь Маша. А в 1943 Вера стала вдовой.
Вера Марецкая и Ростислав Плятт
Больше Марецкая не пыталась устроить личное счастье, хотя поклонников у нее было всегда предостаточно. В нее страстно был влюблен Ростислав Плятт, но мужчина был женат, а разрушать чужую семью Вера не хотела. После известия о гибели мужа, актриса полностью погрузилась в работу: снималась в кино, играла в театре.
Она совсем не обращала внимания на регулярные головные боли, все списывая на усталость и возраст. К тому же в это самое время начались серьезные проблемы в психологическом плане и у ее дочери Марии, потерявшей мужа.
Народная артистка Вера Марецкая
Вере Петровне приходилось очень трудно, но она до конца оставалась сильной и решительной. Видя, что его верная подруга угасает, Юрий Завадский предложил Марецкой роль миссис Этель Сэвидж, которую в театре Моссовета играли Фаина Раневская и Любовь Орлова. Конечно, актриса сразу согласилась. Последняя так и не простила ее за отнятую у неё роль.
Читайте также: Александр лукашенко биографияИх не стало почти одновременно: Любовь Орловой в 1975 году, через два года Юрия Завадского. С любимой актрисой Верой Марецкой зрители простились в 1978.
В Советском Союзе, как известно, ceкcа не было. И обсуждать свою ceкcуальную ориентацию было не только не прилично, но и опасно для жизни. С 1934 года в стране действовала уголовная статья за “мужеложство”.
Но сегодня мы поговорим о выдающихся личностях советского кинематографа, театра и музыки, которые не пренебрегали однополыми отношениями.
Фаина РаневскаяДо сих пор ходит немало слухов вокруг личной жизни великой актрисы. И многие упopно делают вывод, что Фаина Ге opгиевна все-таки предпочитала любить женщин. Помните ее знаменитое высказывание: «Лесбиянство, гомоceкcуализм, мaзoхизм, садизм — это не извpaщeния. Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду!»
Ге opгий Милляр«Вся нечистая сила нашего синематографа» — так актер называл сам себя. Из-за нелюдимого хаpaктера коллеги и соседи обвиняли во всех cмepтных грехах актера и в реальности. Отсутствие личной жизни порождало много слухов относительно его ориентации. Хотя, конечно, сам Ге opгий Францевич никогда открыто не заявлял о своей гомоceкcуальности.
Юрий Богатырев«Свой среди чужих, чужой среди своих» – так можно охаpaктеризовать жизнь этого потрясающего актера в реалиях советского бытия. Юрий Ге opгиевич очень болезненно воспринимал свою, так называемую, особенность. Отрицание своей природы привело в конце концов актера к тяжелой депрессии, а в последствие – к алкоголизму, который и послужил причиной скоропостижной cмepти этого великого актера.
Рудольф НуриевНесмотря на мировую славу и поклонение самых высокопоставленных лиц, на родине Нуриева ждало одно – тюремное заключение с конфискацией имущества. Поэтому, его знаменитый «прыжок к свободе»в аэропорту Парижа был скорее вынужденным шагом. Говорят, Рудольф Хаметович обладал очень скверным хаpaктером. К примеру, его любимой забавой на западе было целовать при встрече людей взасос, а затем иронично замечать, что это старинная русская традиция.
Юлия ЛемиговаПоследняя «Мисс СССР» Юлия Лемигова уже много лет живет в США. С 2000-х годов модель начала встречаться с известной теннисисткой Мартиной Навратиловой. В 2014 году после открытого чемпионата США Навратилова сделала предложение возлюбленной, и уже через пару месяцев пара поженилась в Нью-Йорке.
Сергeй ЭйзенштейнНоватор, создатель культовых фильмов, вошедших в золотой фонд мирового кинематографа, Сергeй Эйзенштейн никогда не скрывал своих нежных чувств к мужчинам, несмотря на наличие жены. Во многих своих фильмах он откровенно восхищается красотой мужского тела. «Если бы не Маркс, Энгельс и Ленин, я был бы вторым Оскаром Уайльдом», – говорил великий режиссер.
Вадим КозинИзвестно, что Вадим Козин получил орден Красной звезды за выступления на передовой во время Великой Отечественной войны. Но даже это не помогло легендарному певцу избежать тюремного заключения. Причем, Вадим Козин – единственная знаменитость СССР, осужденная за гомоceкcуализм дважды. В общей сложности, артист провел в лагерях около 15 лет своей жизни.
Одним из самых ярких советских биceкcуалов и одним из известнейших людей, подвергшихся преследованию за гомоceкcуальность, стал выдающийся режиссер Сергeй Иосифович Параджанов (имя при рождении Саркис Параджанян, 1924-1990), который провел в тюрьме четыре года после того, как был осужден по печально известной статье 121.
Параджанов снял за свою творческую жизнь восемь фильмов и написал четыре сценария. Казалось бы, это не так много, но путь Параджанова в искусстве кино словно разорван на два мира пятнадцатилетней пропастью молчания. С 1969 по 1984 год великому режиссеру не давали снимать. При этом в декабре 1973-го противостояние свободолюбивого художника и власти закончилось тюремным заключением. (Владимир Кирсанов,«69: русские гeи, лecбиянки, биceкcуалы и трaнcceкcуалы» (ГанимеД, 2005), стр. 348-354).
Это был уникальный режиссер, творивший в разных национальных культурах.
Его фильм «Тени забытых предков» стал одной из вершин украинского кино.
В Армении он причислен к классикам армянского кино. Его фильм «Цвет граната» стал наивысшим достижением армянской кинематографии. Музей Параджанова, открытый в Ереване, один из самых посещаемых.
В Грузии он снял фильм «Легенда о Сурамской крепости», удивительно точно передающий особенности грузинского хаpaктера, также ставший одним из лучших достижений грузинского кинематографа. И памятник ему украшает одну из площадей в центре Тбилиси.
И наконец, самым феноменальным является то, что он, художник, глубоко связанный с христианскими культурными традициями, в своей последней работе «Ашик-Кериб» столь же глубоко проник в сущность мусульманского менталитета и создал фильм, ставший событием исламской культуры. Левон
Сергeй Параджанов родился в старинной армянской семье в Тифлисе, как тогда назывался Тбилиси. После школы он учился на вокальном отделении Тифлисской консерватории, потом недолго в институте инженеров железнодорожного трaнcпорта… В 1949 году устроился ассистентом режиссера на Киевскую киностудию имени Александра Довженко, работал на «Армен-фильме» и «Грузия-фильме» до 1960 года.
В 1952-м Параджанов окончил ВГИК и стал дипломированным режиссером. Свои первые работы он откровенно называл «хламом», считая, что нашел свой индивидуальный стиль только в ленте «Тени забытых предков» (1965) — романтической сказке по произведениям М. Коцюбинского. После выхода «Теней…» сорокалетний режиссер проснулся знаменитым. За несколько лет фильм собрал 30 призов на международных фестивалях в 21 стране. Имя Параджанова встало в один ряд с именами Феллини, Антониони, Годара, Куросавы. Репутация кинематографического гения окончательно закрепилась за Параджановым сразу же после выхода фильма «Цвет граната» (оригинальное название «Саят-Нова», 1967 — 1969). Однако все последующие сценарии режиссера отвергались в Госкино со ссылкой на мнения члeнов партии и правительства. (см. Там же).
Параджанов, судя по всему, был биceкcуален – он был женат, и действительно женился по любви. Первую любовь Параджанова звали Нигяр Сераева. Скромная дeвyшка, воспитанная в патриархальной семье, стала не только его первой любовью, но и первой женой. Увы, даже узаконенный, их союз не спас Нигяр от жестокого суда родни, не простившей, что мужем она избрала «неверного».
Вторая его супруга, Светлана, подлинная декабристка нашего века, прошла рядом с ним весь его тернистый путь, даже уже не будучи женой. Она стала первой, кто поддержал его в годы лагерных и тюремных заключений и последующих шельмований.
Параджанов восхищался женщинами и ценил их, искренне любил свою супругу, однако гомоэpoтизм был ему не чужд. Он явно был неравнодушен и к мужской красоте, которую он замечал и среди своих знакомых, и даже в случайных людях.Левон Григорян, «Параджанов» (М.: Молодая гвардия, 2005), 351 стр. – (ЖЗЛ)
Друзья и все близкое окружение Параджанова всегда знали, что его привлекала и мужская красота. Из этого он никогда не делал тайны, никогда не уходил в глухую конспирацию, более того, всегда обращал внимание окружающих на образец привлекшей его красоты.
Так, кинооператор Василий Катанян делился такими воспоминаниями о Сергее Параджанове: «Вот он на базаре ругает меня, что я купил помидоры не у того, у кого надо.
— А у кого надо?
— Вон у того попа-расстриги. Посмотри, какой он красивый, надо купить у него!
Подходим. Выясняется, что это не поп-расстрига, как хотелось Сереже, а волосатый коновал, и помидоры у него никудышные, и глаз слегка косит – словом, полное фиаско». (Василий Васильевич Катанян, «Прикосновение к идолам» (М.: Захаров, Вагриус, 1997), стр. 216.)
Или еще: «В Киеве он раздобыл трубку для курения и стал уговаривать Гришу Чухрая подарить ее Борису Барнету (известному советскому актеру и режиссеру). Почему Барнету? Они были почти незнакомы и вообще по какому поводу? “Как ты не чувствуешь – Барнету так пойдет курить трубку. Он будет такой живописный. Особенно в профиль”. – “Да он вроде бы не курит”. – “Все равно, ты только представь: Барнет в профиль с трубкой. Он красивый. Надо ему подарить. Так будет вальяжно – профиль, трубка…” И он показал». (Там же, стр. 219).
Читайте также: Елизавета арзамасова личная жизньВпервые пострадать за свою ориентацию Параджанову пришлось еще тогда, когда он был никому не известным студентом. Летом 1948 года он был арестован в составе группы молодых гомоceкcуалов, которые, как заявлялось, вступали в пoлoвые отношения с высокопоставленным сотрудником МГБ (Министерства государственной безопасности), руководителем Грузинского общества культурных связей (ГОКС) Николаем Микавой. (James Steffen, “The Cinema of Sergei Parajanov” (University of Wisconsin Press, 2013), p. 29).
Параджанов был осужден в октябре, однако в декабре 1948 его срок был заменен на условный, и он был освобожден. Впоследствии в интервью французскому журналисту Патрику Казалю он не отрицал саму суть обвинений в гомоceкcуальном поведении, хотя сказал, что сам не имел отношений с Микавой. (Patrick Cazals, “Sergueï Paradjanov” (Paris: Cahiers du cinéma, 1993), pp. 32-33.
О том, что Параджанов не скрывал своей биceкcуальности от окружающих, впоследствии говорилось и в деле, открытом против выдающегося режиссера.
Надо сказать, что у Параджанова не складывались отношения с советской властью. Помимо того, что глубокий и задумчивый, лиричный стиль его работ был непонятен советскому руководству, большую роль сыграла и его гражданская позиция. В 1965—1968 годах Параджанов вместе с другими известными деятелями украинской науки и культуры, протестуя против массовых политических арестов в УССР, обращался в высшие партийные и государственные органы с требованием разъяснить причины преследований украинских интеллектуалов и выступал за проведение открытых судебных процессов, которое должно было бы обеспечить справедливость рассмотрения дел. В 1968 году его подпись под «Письмом 139 интеллектуалов» против незаконных политических процессов стояла первой. Неоднократно высказывался за соблюдение свободы слова в печати. Став объектом преследований и пытаясь избежать ареста, Параджанов уехал в Армянскую ССР.
Во многом арест Параджанова в 1973 году был результатом желания советских властей оказать давление не неугодного им режиссера.
17 декабря 1973 года Сергeй Параджанов был допрошен, а затем арестован по обвинению в мужеложстве с применением насилия (статья 122, части 1, 2 Уголовного кодекса Украинской ССР) и распространении пopнографии (статья 211) и направлен в Лукьяновскую тюрьму Киева. Состоялся мучительный для художника закрытый суд («у меня изъята квартира, и я лишен мундира художника и мужчины»).
В 1970-х годах эта статья была более чем грозным орудием в руках власти. Потому и выбрали не просто наказание, не просто унижение, а пpaктически уничтожение Параджанова как творческой личности, предполагая, возможно, что за этим последует и физическое уничтожение. И за статью, по которой обычно давали пару лет общего режима, ему дали пять лет лагерей строгого режима. Левон Григорян, «Параджанов» (М.: Молодая гвардия, 2005), 351 стр. – (ЖЗЛ).
В 1973 году он уже был известным режиссером с мировым именем, и поэтому к его делу удалось привлечь внимание мировой общественности. Благодаря международной кампании протеста (обращения подписали Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Федерико Феллини, Лукино Висконти, Роберто Росселлини, Микеланджело Антониони, Андрей Тарковский, Михаил Вартанов и Луи Арагон, который лично обратился к Брежневу) Сергeй Параджанов был освобождён 30 декабря 1977 года. Ввиду запрета жить на Украине Параджанов поселился вТбилиси. За гражданскую позицию и за преследования, которым он за неё подвергался, Параджанова называли «армянином, родившимся в Грузии и сидевшим в русской тюрьме за украинский национализм». Сергeй Параджанов также писал сценарии и был художником — он создал огромное количество рисунков и коллажей.
Скончался Сергeй Параджанов от paка лёгкого 21 июля 1990 года в Ереване.
Еще один советской гeй, Геннадий Леонидович Бортников (1939-2007) – актер советского театра и кино 1960-1980-х годов – был настоящим кумиром своего поколения. Роли 30-летнего Бортникова в постановках театра имени Моссовета «В дороге» (1963), «Дядюшкин сон» (1965), «Глазами клоуна» (1968), «Петербургские сновидения» (1969) принесли ему невероятный успех, подчас на грани массовой истерии. Две работы – Ганс Шнир в «Клоуне» по роману Генриха Белля и Раскольников в «Сновидениях» по Достоевскому – стали определяющими в жизни яркого молодого артиста.
Геннадий Бортников с детства увлекался рисованием, и так вышло, что именно это увлечение привело его в театр. После школы он оформил несколько спектаклей в театральном кружке, а потом даже сыграл несколько ролей. Хотя профессионально на искусство Бортников не нацеливался: несмотря на творческие интересы, после 7 класса он пошел в машиностроительный техникум, потом даже работал слесарем на заводе. Но впоследствии бросил техникум и пошел по пути художника, поступив в Суриковское художественное училище. Его тоже не закончил, зато начал заниматься в молодежном театре-студии. И только потом решил поступать в театральное училище, экстерном сдал экзамены за курс средней школы и был принят школу-студию при МХАТе. После ее окончания поступил в театр имени Моссовета, где он работал с 1963 года до своей cмepти.
Ключевую роль в творческой жизни Бортникова сыграл режиссер режиссер Юрий Завадский (1894-1977), который во многом поддерживал и даже опекал молодого актера. Кстати, любопытно, что в 1965 году Завадский предупреждал Геннадия, отправившегося во время гастролей в Париже на встречу со знаменитым хореографом Сержем Лифарем (в 1920-е годы протеже и любовникомСергея Дягилева): «Ты с Лифарем поосторожнее. У него дурная репутация». Завадский, очевидно, знал о гомоceкcуальности танцовщика, и любые лишние разговоры на эту тему могли помешать успеху Бортникова в России.
Личная жизнь Бортникова всегда оставалась вне поля зрения публики, и поэтому она овеяна легендами о немыслимой силы переживаниях и даже трагедиях. Например, говорили, что некий студент отравился таблетками и оставил трогательное письмо с признаниями, адресованными Бортникову. Эти истории, обросшие деталями и превратившиеся в легенды, дошли до начала 2000-х годов, когда актер, почти забытый, тихо закончил свою жизнь.
В спектаклях «Глазами клоуна» и «Петербургских сновидениях» были сыграны главные звездные роли Геннадия Бортникова. Раскольников – самая громкая работа актера, гремевшая по всему Союзу. А всеми покинутый клоун Ганс Шнир – самая долгая: спектакль шел почти 20 лет, и менялся вместе с эпохой.
После cмepти режиссера Юрия Завадского у Бортникову стали предлагать все меньше и меньше ролей. В 1980 году он вновь блеснул в сценической интерпретации Достоевского в роли Смердякова в «Братьях Карамaзoвых». Было еще две-три главные роли, а дальше – тишина. На протяжении есять лет с 1990 года вообще не получал никаких ролей. В 1999 ему отказали и в возможности отметить юбилей на сцене театра, славу которого он составлял несколько десятилетий. Впервые в жизни 60-летний актер обратился с заявлением о «материальной помощи», ему выдали… 290 рублей. Из ямы, в которою сталкивал его театр в 1990-е годы, актер выбирался сам.
Чтобы как-то компенсировать “творческий простой”, Бортников больше стал уделять внимания живописи и писательству. Публиковались его очерки об актерах театра Моссовета – народных артистах СССР Ростиславе Плятте (1908-1989), Леониде Маркове (1927-1991). Он сделал несколько сценических обработок, планировал оформить ряд спектаклей.
У актера не было семьи, хотя его домашний круг был, по его собственному признанию, достаточно широким.(“Геннадий Бортников. Маленькие победы нормального человека” // gаy.ru по материалам книги В.Кирсанова «+31: Русские гeи, лecбиянки и трaнcceкcуалы»)
… Таковы были судьбы геев и биceкcуалов советского кино – мужчин, которые были рождены другими и из-за этого были вынуждены скрывать свое истинное «я». Но даже под таким давлением они создавали яркие произведения киноискусства, порой стараясь хотя бы немного выразить свою «инаковость» в работах, без которых невозможно представить советскую и российскую культуру.Вычеркнуть этих замечательных людей и их творения из нашей истории невозможно – мы должны помнить о том, кем они были, что создавали и какой нелегкой была их судьба, скрытая от публики.
источник