Качалина анна подруга анны герман
Анна Качалина многие годы была близкой подругой знаменитой певицы из Польши Анны Герман, работала на студии грамзаписи «Мелодия» и сыграла важную роль в судьбе многих артистов и певцов Советского Союза. Вся ее жизнь была посвящена творческой работе и общению с исполнителями песен, композиторами и поэтами.
Биография А. Н. Качалиной
Родилась Анна Николаевна Качалина (1927-2012) в Москве в семье, в которой несколько поколений имели отношение к искусству. Окончив музыкальное училище при Московской консерватории, она получила специальность дирижера хора и в середине 1950-х была направлена в поселок-порт Дальний в Китае, где организовала среди советских военнослужащих несколько хоровых групп.
Местом ее работы была школа №4 г. Дальнего, где она представляла делегацию работников школ провинции Ляонина. Проработав несколько лет, она переехала в Албанию.
В 1960-е годы она вернулась в Москву, заняла должность редактора Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия». В ее обязанности входила работа с исполнителями, композиторами и поэтами, участвующими в творческом процессе и создании современных эстрадных песен. Она курировала процессы аранжировки, записи фонограммы, утверждение репертуара исполнителей, который представлялся на художественный совет. Качалина тесно контактировала с поэтами и композиторами, что позволяло ей помогать в творческой жизни многим исполнителям.
Выполняя функции продюсера, Качалина была ответственной за выбор песен и все творческие этапы их написания. Таким образом, она отвечала полностью за формирование музыкальных вкусов нескольких поколений людей в СССР. Работала в такой должности в 60-70-е годы, которые для Советской эстрады стали самыми яркими и насыщенными.
А. Качалина и ее вклад в советскую эстраду
Фирма «Мелодия» в те времена была единственной студией грамзаписи, и все пластинки выпускались и записывались только на ней. Причем без решения и одобрения главного редактора Качалиной не могла выйти ни одна из них. Работая с такими известными певцами, как М. Магомаев, В. Высоцкий, А. Герман, Б. Окуджава, С. Ротару и др., Анна Николаевна со многими из них тесно общалась и имела дружеские отношения.
Самой близкой подругой для нее стала польская певица Анна Герман. Именно благодаря Качалиной к ней пришла известность в СССР. Пригласив для работы в Москву А. Герман, редактор “Мелодии” активно принимала участие в ее судьбе: знакомила с композиторами, предоставляла возможности для записи песен на студии.
Вся биография Анны Качалиной связана с ее работой, которую она всегда выполняла с душой и любовью. Она искренно относилась к артистам, прикладывала все усилия, чтобы помогать им в творчестве.
К ней домой часто приезжали артисты, поздравляя с семейными праздниками. Она была редактором нескольких популярных альбомов таких известных звезд советской эстрады, как София Ротару и Алла Пугачева.
Качалина и творчество бардов
Работая редактором эстрадного отдела на студии грамзаписи «Мелодия», Анна Качалина помогала очень многим авторам делать записи и выпускать пластинки. Некоторые проблемы существовали тогда в работе с советскими бардами, которых по политическим мотивам часто не допускали в свободный эфир.
Анна Качалина очень хорошо относилась к В. Высоцкому и его творчеству, помогая делать записи, подбирая аранжировку на фирме «Мелодия». Однако с выпуском пластинки работа затормозилась. Только после выхода фильма «Вертикаль» (1966), в котором Высоцкий исполнял несколько песен, удалось «протолкнуть» его миньон из 4 песен. Он вышел в 1968 г.
В период, когда в СССР существовал запрет на авторскую песню и бардов, Качалиной удавалось записывать и выпускать диски с записями Булата Окуджавы и других. Пpaктически нет исполнителей, в судьбе которых Качалина не сыграла бы положительную роль, всячески помогая им в творчестве.
Они познакомились в 1960-е годы
Их знакомство состоялось в начале 1960-х годов, когда восходящая звезда Польши Герман приехала работать и записывать новые песни в Москву. Анна Качалина работала редактором фирмы «Мелодия» и, общаясь некоторое время, женщины подружились. Две Анны – обе высокие и худощавые, похожие в чем-то внешне, кроме цвета волос. Их даже прозвали двумя Анями: «светленькой и черненькой».
Качалина была энергичной по хаpaктеру женщиной, которая активно работала в сфере искусства, однако всегда оставалась в тени, за кадром. Их сблизило похожее отношение к жизни, к окружающим людям, собственные понятия о долге и чести, отношение к зрителям и поклонникам. Недаром в своей переписке впоследствии они не раз называли друг друга сестрами.
Анна Качалина, подруга Анны Герман, сразу же смогла распознать музыкальный и человеческий талант певицы, оценить ее жажду к творчеству, обаяние и благородство.
Не все знают, что это за профессия – музыкальный редактор, однако именно от работы такого человека, его уровня образованности и вкуса зависит то, как сложатся взаимоотношения певца, композитора и поэта, работающих совместно над своими произведениями – песнями. А также правильный подбор аранжировки и проведение процесса звукозаписи.
Анна Герман – польская певица
Анна Герман (1936-1980) – знаменитая польская певица, имеющая уникальный и проникновенный голос, родилась в 1936 г. в узбекском городе Ургенче. Ее репертуар и аристократические манеры положили основу ее сценическому образу и завоевали восхищение множества поклонников в Советском Союзе и Польше.
Анна Евгеньевна имеет по происхождению немецко-голландские корни, а со стороны отца – польско-немецкие. Ее мать была учительницей немецкого языка, и в семье все разговаривали на немецком, отец – бухгалтером, в 1938 г. он был обвинен в шпионаже (ложно) и расстрелян. После потери отца в семье случилось еще горе – умер ее брат Фридрих. В отчаянии они с матерью скитались из города в город, пытаясь также уточнить информацию об отце. Они постоянно переезжали, живя в Киргизии, Узбекистане, Казахстане.
Читайте также: Мать киркорова биографияЗатем мать вышла замуж повторно за польского офицера, который погиб в 1943 г. Благодаря этому в 1946-м семья переехала в Польшу и поселилась во Вроцлаве.
В детстве Анна Герман занималась музыкой и рисованием, затем поступила на геологический факультет университета. Принимая активное участие в студенческой самодеятельности, стала актрисой театра «Каламбур», после чего приняла решение о карьере певицы. Она успешно сдала экзамены, стала заниматься профессионально работой на эстраде.
Выступив в 1963 г. на фестивале в Сопоте, она заняла 3-е место, после чего на Всепольском фестивале одержала полную победу. В 1966 вышел ее первый альбом «Танцующая Эвридика», а затем его русскоязычная версия. В этот период Анна Герман начала гастролировать, выступая в Москве, Бельгии, Италии и др. В 1966-м она дебютировала в эпизодической роли в кинофильме «Морские приключения», однако карьера киноактрисы не сложилась.
Авария и лечение А. Герман
После заключения контpaкта со студией звукозаписи в Италии Анна поехала в Рим. Здесь она с успехом выступила на знаменитом фестивале в Сан-Ремо, а затем — в Неаполе, Монте-Карло и Каннах. Гастроли в Италии были очень напряженными, а устроители пытались на всем экономить, даже не предоставив ей личного шофера.
Летом 1967 г. на горной дороге Герман попала в автомобильную аварию, случившуюся из-за собственного импресарио, который уснул за рулем. Первые 2 недели она провела в состоянии комы, выйдя из которой, не узнавала своих близких, она даже не помнила, кем была.
Получив переломы ног, рук и позвоночника, она 3 месяца пролежала в итальянской больнице, а затем ее перевезли в Варшаву. Ей сделали несколько операций, вставив в поврежденные кости металлические штыри. Только после этого она ценой неимоверных усилий смогла встать на ноги, начать ходить.
Вместо славы и почета, которые ее окружали до трагедии, она жила первые месяцы в бедности и нужде из-за финансовых трат на операции и восстановление. И здесь ей очень помогли письма подруги, Анны Николаевны Качалиной, которая в Москве уже подбирала ей для записи новые песни.
А. Герман мечтала опять выйти на сцену, однако побаивалась долгожданной встречи со зрителями: боялась забыть слова песни, головокружения на сцене. Преодоление последствий не только физической, но и психической травмы ей помогла совершить подруга из Москвы. В эти месяцы она начала писать собственные песни:
- цикл «Человеческая судьба», в котором пыталась выразить все свои мысли и пережитые трудности;
- «Освенцимская оратория», написанная после прочтения записей одной из узниц концлагеря.
На восстановление способности ходить и двигаться, а затем творческую реабилитацию у Герман ушло 3 года жизни. Все это время она отважно верила в свое исцеление, боролась за возможность нормально ходить, двигаться, мечтала опять выйти на сцену. В эти годы она вышла замуж за Збигнева Тухольского (по профессии он был инженером), с которым была знакома с 1960-го года. Все эти годы он помогал ей выздороветь и вернуться к активной жизни.
В 1970-м она начала первые репетиции. Приезжая в Москву, они совместно с Анной Качалиной занимались подбором и разучиванием новых песен. В СССР А. Герман записала 4 диска-гиганта и 85 миньонов.
Покорение Герман советской публики
Начиная с 1969 г., А. Герман стала постепенно набирать популярность в Советском Союзе. Она начала активно сотрудничать со студией грамзаписи «Мелодия», где и познакомилась с ее главным редактором, а затем стала подругой Анны Качалиной. Анна Герман одной из первых записала знаменитую песню «Надежда» после того, как Качалина познакомила ее с Пахмутовой. В эти годы часто выступает на советских музыкальных фестивалях. Ей пишут музыку такие известные композиторы и поэты, как А. Пахмутова, О. Фельцман, В. Шаинский, с которыми Герман познакомила А. Качалина. Исполняя их композиции, певица приобрела еще большую популярность.
В 1975-м, после цикла телепрограмм «Поет А. Герман», певица проехала по многим городам СССР с гастрольным туром, всюду ее принимали с овациями восторженные поклонники.
Она постоянно живет на 2 города, переезжая из Вроцлава в Москву и обратно. Записи и выпуск пластинок следуют одни за другими, причем многие песни исполняются уже и на русском языке. В эти годы ее единственной подругой была А. Качалина. Все знакомые их при встрече даже называли Аня Черненькая и Аня Беленькая. Приезжая в Москву, Герман часто поселялась в доме Качалиной, где жили вместе с ней ее старенькие родители.
Когда Герман жила в гостинице, то родители Качалиной ей часто привозили домашнюю еду (жареную картошку, огурцы и т. д.). В 39 лет Анна Герман решилась родить ребенка, хотя врачи запретили ей это делать из-за последствий травмы. Младший Збышек родился в ноябре 1975, принеся в семью счастье и радость.
Когда Герман находилась в Польше, подруги часто переписывались. Герман писала часто в своем сыне Збышеке, главной радости ее жизни. Она скучала по московской Ане и по работе над песнями, по встречам с творческими людьми.
Болезнь А. Герман
В 1979-м году из-за болей в ноге Анна обратилась к врачам и услышала страшный диагноз «саркома». Несмотря на это она продолжила гастроли, выступив в Австралии, Казахстане. На концерте в Москве она даже потеряла сознание. По возвращении в Польшу ей были проведены операции, однако они не помогли.
Читайте также: Дмитрий исхаков возрастСостояние Герман ухудшилось в августе 1982-го, ее поместили в военный госпиталь в Варшаве. Однако врачи уже ничего не могли сделать, 25 августа певица скончалась. Она похоронена в Варшаве.
Воспоминания и письма
В московской квартире А. Н. Качалиной ежегодно 25 августа, в день cмepти А. Герман, и в день ее рождения 14 февраля все друзья и поклонники певицы собирались, чтобы зажечь Очаг памяти. На такие встречи несколько раз приезжали из Польши два Збышека (муж и сын Анны).
В архиве у Качалиной сохранилось множество фотографий, публикаций и более 100 писем Герман. Некоторые материалы и письма Анны Герман Анне Качалиной (они переписывались на протяжении 18 лет) были изданы в книге А. Жигарева 1987 года, посвященной певице.
А в 2016-м вышла книга И. М. Ильичева «Анна Герман. 100 воспоминаний о великой певице». В ней приведены воспоминания многих известных людей о польской певице: композиторов А. Пахмутовой, В. Шаинского, А. Морозова, поэтов Н. Добронравова, Р. Казаковой, артистки кино Л. Ивановой и множества других людей, которые с ней общались.
Здесь же приводятся и фотографии, и воспоминания Анны Качалиной об Анне Герман, которая передала архив Ильичеву лично в руки специально для издания этой книги. Как писала в своих письмах Герман, она была счастлива, когда работала и записывала песни, выходила на сцену под аплодисменты своих поклонников.
Последние годы
После cмepти Анны Герман Качалина в 1982 году вышла на пенсию, однако многие артисты продолжали с ней дружить, они приходили в гости, приносили на праздники цветы. Она была оптимистом, никогда не теряла бодрость духа, даже оставаясь одна. Личная жизнь Анны Качалиной была связана только с ее родственниками (родителями, сестрой) и друзьями.
Благодаря ей в Москве появился клуб поклонников Анны Герман. Она часто посещала его, не пропуская ни одного значимого события. Качалина всегда соглашалась на интервью, часто рассказывала о своих друзьях, помогала в создании книг и творческих встреч, посвященных Анне Герман и другим исполнителям.
Она вела активную жизнь до своих последних дней. К юбилею, когда ей исполнилось 85 лет, друзья помогли ей сделать ремонт в квартире, что произошло всего за 2 месяца до ее cмepти. 19 апреля 2012 г. сердце Качалиной остановилось. Как глубоко верующего человека ее было решено отпевать в церкви Феодора Студита, расположенной недалеко от дома.
Анну Качалину похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве, отдавая дань ее неутомимой деятельности, которая способствовала развитию и процветанию культурной жизни страны.
АННА НИКОЛАЕВНА КАЧАЛИНА(13.02.27 – 19.04.12) Анна Николаевна Качалина родилась в Москве, среди ее родственников было немало деятелей российского искусства. По окончании музыкального училища при Московской Консерватории Анна Николаевна в качестве дирижера-хоровика была отправлена в порт Дальний в Китай, где провела несколько лет. В Китае Анна Николаевна организовала несколько хоров для советских военных, находившихся тогда на службе в Китае. Это была середина 50-х. Качалина работала в советской средней школе №4 города Дальнего в составе делегации работников средних школ провинции Ляонина. После работы в Китае некоторое время она работала в Албании. В начале 60-х Анна Николаевна Качалина стала редактором на Всесоюзной Студии Грамзаписи «Мелодия». В обязанности музыкального редактора входило всё, что связано с творческим процессом создания песен и грампластинок: работа с исполнителями, поэтами и композиторами, вопросы, связанные с аранжировкой, записью песни и утверждением репертуара на художественных советах. Выражаясь современным языком, Качалина была пpaктически единственным музыкальным продюсером на всей территории огромного СССР. Именно от ее вкуса, ее мнения зависело, какие артисты будут «в обойме», какие песни попадут на пластинки и т.д. Не будет преувеличением сказать, что Анна Николаевна Качалина отвечала за музыкальные вкусы не одного поколения советских людей. Шестидесятые и семидесятые годы на советской эстраде были особенно наполненными, насыщенными.В те годы «Мелодия» была фирмой-монополистом в грамзаписи. Абсолютно весь объем музыкального материала в СССР выпускался этой фирмой. Поэтому без решения музыкального редактора не могла выйти в свет ни одна пластинка.Благодаря Анне Николаевне увидели свет первые записи, первые пластинки таких артистов, как: Муслим Магомаев, Юрий Гуляев, Владимир Высоцкий, Анна Герман, Батыр Закиров, Булат Окуджава, Елена Камбурова, Евгений Бачурин, София Ротару, Жанна Бичевская, Алла Пугачева, Карел Готт, Евгений Мартынов, Алла Иошпе и Стахан Рахимов, Нина Бродская, Лариса Мондрус, Владимир Мигуля и многие другие.Со многими из этих артистов у Качалиной сложились теплые дружеские отношения, некоторые переросли в многолетнюю дружбу. Пожалуй, самым близким человеком из артистической среды для Качалиной стала Анна Герман. Без ложной скромности нужно сказать, что именно благодаря Анне Николаевне Анну Герман узнали в нашей стране. Певица могла бы остаться лишь гостьей из Польши, но Качалина не просто давала Герман возможность записываться в Москве, но и знакомила ее с лучшими советскими композиторами, которые писали для Герман свои лучшие песни.Во времена, когда были запрещены барды, Качалиной удавалось выпускать на пластинках записи Булата Окуджавы. Ей удалось обойти запрет и на Высоцкого. Исключительно благодаря усилиям Анны Николаевны на свет появились первые записи этого исполнителя.Если бы не Анна Николаевна, мы не знали бы Евгения Мартынова. Мало кто знает, что в непростой период Евгений Мартынов попросту жил в квартире Качалиных, там написал много своих песен.Постоянным гостем в квартире Анны Николаевны был поэт Онегин Гаджикасимов, на семейные праздники приезжала и София Ротару (Качалина была редактором нескольких ее знаменитых альбомов)Знаменитый альбом Аллы Пугачевой «Зеркало души» – это тоже старания Анны Николаевны. В него вошли те песни, которые сделали Пугачеву знаменитой на весь мир.На советской эстраде трудно назвать артиста, которому не помогла бы Анна Николаевна. Она всегда это делала искренне, т.к. иначе не могла. Она любила свою работу, любила артистов.Когда не стало Анны Герман в 1982 году Анна Николаевна ушла с работы, ушла на пенсию. К сожалению, с каждым годом количество звонков на дни рождения и праздники всё уменьшалось – артисты продолжали жить своей жизнью, не всегда помня о той, благодаря которой они выбились в свет. Но Анна Николаевна никогда не теряла оптимизма и чувства бодрости духа. Вокруг нее всегда были друзья, она редко оставалась одна.Благодаря Анне Николаевне в Москве родился клуб поклонников
Читайте также: Петросян евгений ваганович биографияБлагодаря Анне Николаевне в Москве родился клуб поклонников Анны Герман, она не пропускала ни одного события, связанного с именем Анны Герман, никогда не отказывала в интервью о своей подруге. До последнего для Анна Николаевна была полна сил, к 85-летнему юбилею с помощью друзей сделала ремонт в своей квартире. К сожалению, всего пару месяцев она успела порадоваться новому облику своей квартиры… 19 апреля 2012 в 14-30 ее сердце перестало биться…
Анна Николаевна Качалина была верующим человеком. Ее отпевали в храме Феодора Студита недалеко от дома. Похоронена на Ваганьковском кладбище города Москвы.
очень важные вещи…а у меня есть фото, мы у Анастасии Ивановны – и в том числе Анна Николаевна, начало 80-е годов
Будьте так любезны, пришлите их пожалуйста или мне лично 5175587@mail.ru или выложите в группе. У Анны Николаевны не было таких фотографий.
Спасибо…. Не только от своего имени пишу, но и от имени Анатолия Кашепарова, с которым имею честь дружить. Это он пел знаменитую “Вологду”. Анатолий Ефимович очень переживал, когда я сообщила ему о кончине Анны Николаевны… Это вообще замечательный, добрый и отзывчивый человек.
Иван Ильичев Великий артист и человек с большой буквы!Он не дает угаснуть и забыть такие великие имена!
В мой день рождения ее сердце перестало биться…
Надо же, у них даже дни рождения с Анной совсем рядом, вот что значит родственные души!
Доброго времени суток,Иван Михайлович! Мы с Вами как-то были в переписке и я высылала Вам кассету в честь Юбилея Анны Герман. Вы на этой странице прекрасно рассказали об Анне Николаевне Качалиной! Всегда буду восхищаться ею-сколько она труда внесла,сколько сделала,как музыкальный редактор,для многих певцов и певиц! Жалко очень,что ее,близкой подруги Анны Герман,тоже уже не стало.По-моему,передача “Прямой эфир”с Михаилом Зеленским,на которой вспоминали Анну Герман,оказалась для Анны Николаевны Качалиной в ее жизни последней,где она принимала участие.При жизни Качалиной Вы хотели издать книгу о переписке Анны Николаевны и Анны Герман,но что-то все затормозилось из-за чего-то.Хочу спросить,Иван Михайлович: в Память об Анне Николаевне и,конечно,само собой,Анне Герман,планируете ли Вы выпустить такую книгу скоро? Можете ответить здесь в переписке. И еще узнала об уходе из жизни Натальи Искаковой,основательницы сайта Памяти Анны Герман”Эвридика”.Сколько она сил,стараний,любви в это вложила,со всем справлялась,проявляя огромную активность и отвечая всем на своем сайте и наблюдая,что происходит там-следя за откликами людей.Увы,не всегда среди них находились настоящие поклонники,которые ставили в противовес Удивительное Искусство Анны Герман,высказывались нелестно о замечательной певице.Наташа такие комментарии удаляла. Она не дождалась моего самодельного альбома об Анне Герман,который я когда-то в далекой молодости сделала,только начиная работать(как назло потерялся адрес Натальи и только недавно его нашла).СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ Анне Николаевне Качалиной,Анне Герман и Наташеньке Искаковой! Прекрасные были люди!
Иван, очень жаль что Анна Николаевна ушла так тихо, нигде в сми не было информации о ее кончине, скажите на каком участке кладбища она похоронена?
Михаил, Если я не ошибаюсь, на 38-м. Но, не зная тропинки, найти будет трудно, хотя от пересечения аллей это место близко…
Ольга, это где то у писательской аллеи? Кажется на 37м Николай Литвинов похоронен, значит и Анну Николаевну найти не трудно будет
Найти довольно трудно, она в глубине, в окружении многих могил, к ней даже нет четкого прохода или тропинки….Сам всегда ищу как первый раз…
Михаил, если обогнуть колумбарий слева, пройти до пересечения с 38-м кварталом ( он обозначен) и свернуть направо – то по аллее шагов 15-20, а за высоким пнем раздвоенного дерева и черным купеческим памятником ( не помню кому, метрах в двух-трех от дорожки налево) повернуть влубь налево, по тропинке между могил, то до ограды метров 15-20. Но надо лавировать, поэтому трудно объяснить, легче договориться и встретиться. Общее направление после поворота в глубину – примерно 13-14 часов, т.е почти перпендикулярно.
Ольга, какие знаменитости похоронены рядом? Мне так проще будет найти. КЛитвиновым я поворачивал около могилы Буркова и Богатырева, там как раз писательская аллея начинается
Михаил, Бурков и Богатырев остаются позади. Никаких знаменитостей близко не припомню.указатель 38-го, поворот направо, полтора-два десятка шагов вперед, да, еще будет справа такой “вольер” сетчатый над чьими-то оградами, второго такого там нет-хаpaктеный для меня ориентир. а напротив или наискосок как раз и купеческий памятник и пенёк этот высокий.