Биографии    


Эмма цесарская личная жизнь дети

 Эмма цесарская личная жизнь дети

Жизнь уже сложилась и пройдена. Что толку гадать: как бы все получилось, если бы… Но, когда политики вмешиваются в жизнь и творчество звезд, этот процесс необратим. Ведь каждый актер – это целая эпоха в театре или кино. Она может быть долгой или короткой, но всегда неповторимой.

Эмма Цесарская

Таким же неповторимым было актерское творчество яркой звезды театра и кино Эммы Цесарской. Политические события и советская реальность оставили в ее жизни глубокий след. А вернее – борозды, исковеркав и перевернув целый пласт в ее артистической душе.

Сначала арестовали мужа. Ее и годовалого ребенка выбросили из квартиры. Признанной в Советском Союзе и за рубежом, артистке пришлось жить в баpaках на окраине Москвы… Как она выдержала такие удары судьбы? Что помогло ей жить дальше?

Путь в кино дeвyшки из Екатеринослава (Днепропетровска) начался с роли Василисы. На экраны кинотеатров вышла лента «Бабы рязанские» (1927 г., режиссеры Ольга Преображенская и Иван Правов). Гордая и сильная Василиса сразу завоевала внимание зрителя и его симпатию. Это была женщина, протест которой против мужского произвола, борьба за свое человеческое достоинство вдохновляли женщин. Актрису полюбили.

фильм “Бабы рязанские”

А после роли Прасковьи в ленте «Ее путь» признали самой привлекательной, яркой актрисой тех лет. Прасковья, жаждущая любви молодая крестьянка, потеряла мужа. Село занимают красные и героиня влюбляется в красного комaндира. Любовь была не долгой: ее любимого убивают. Прасковья, решающая продолжить его путь, заменяет своего возлюбленного в рядах красного отряда. Фильм был признан и в своей стране, и за рубежом. Там он вышел на экраны под названием «Казачка и большевик».

Цесарская была не похожа на актрис, снимающихся в фильмах 20-х годов. Жеманные и безвольные, они не соответствовали бурным переменам в обществе. Актриса создавала образы простых, но живых, сильных женщин. И это стало открытием новой эпохи в кинематографе молодой страны.

фильм “Тихий дон”

Но, полное признание, популярность и всеобщая любовь зрителей пришла к актрисе после исполнения роли Аксиньи в «Тихом Доне» (1930) по роману Михаила Шолохова. Кода Преображенская и Правов прочли роман, они сразу поняли – на роль главной героини нужно утверждать Цесарскую. Ее взяли без проб, задолго до начала работы. Аксинья на экране – пышущая энергией и привлекательностью казачка. Даже сам Шолохов, наблюдавший за ходом экранизации, был безмерно доволен ее игрой (по словам современников, Михаил тогда тайно влюбился в актрису. Да так, что в последствии помогал справиться с бедами).

Зарубежные критики писали об Эмме: «Цесарская – это гордость страны Советов».

К средине 30-х Эмма уже снялась во многих фильмах. Ее приглашали даже зарубежные кинорежиссеры. На роль Грушеньки в «Братьях Карамaзoвых» прочили только Цесарскую. Это был совместный международный проект (участвовали английские, французские и германские кинорежиссеры). Оплачивалась работа большой суммой. Но от роли пришлось отказаться: не разрешили власти выехать. Сотрудничество с буржуазными кинематографистами было равно предательству, а за это полагался расстрел.

фильм “Девушка с хаpaктером”

Впрочем, Эмме пришлось столкнуться с произволом властной верхушки государства, и на себе ощутить заботу «слуг народа». Шел жуткий 1937 год. Доносы и аресты были обыденными событиями советской жизни. Но для каждой семьи они становились крушением надежд и потерей близкого человека.

Когда за дверью послышались звуки кованных сапог, Эмма поняла: жизни и карьере– конец. Мужа, работника среднего звена НКВД, капитана госбезопасности Макса Осиповича Станиславского, арестовали по подозрению в шпионаже.

Цесарская с ужасом прислушивалась к каждому шороху за дверью. Все казалось, что чекисты придут и за ней. Боялась не за себя. За годовалого сына. Вскоре имущество семьи конфисковали, а ее с годовалым сыном выселили из квартиры в деревянный баpaк на окраине столицы. Власти не посмотрели на заслуги актрисы, на ее популярность и любовь народа. Понятие презумпции невиновности в Советском Союзе не существовало.

фильм “Бабы”

Как же выжила актриса с ребенком на руках без нормального жилья, без работы? Ведь на съемках картины в это время ее пришлось заменить. Жена врага народа не имела права сниматься в кино.

Помог Шолохов. Руководство страны допускало его некоторые вольности и свободные высказывания. По его совету Цесарская написала Молотову. Ей разрешили сниматься в эпизодах.

Эмма Цесарская, Михаил Шолохов и Элеонора Быстрицкая

Цесарская ждала весточки от мужа вплоть до конца пятидесятых. Только потом она узнала, что Макса расстреляли еще в 37-м.

Предложения от режиссеров поступали все реже. В средине 60-х закончилась актерская карьера одной из самых выдающихся актрис 20-30-х годов. О дальнейшей ее судьбе почти ничего неизвестно. Актриса не напоминала о себе, хотя и имела на это право. Ничего не просила. Цесарская тихо умерла в феврале 1990 года.

Эмма Цесарская

Жизненный путь Эммы Владимировны был типичным для советской интеллигенции довоенных годов. Но память о ней не должна исчезнуть. Ведь она – звезда немалой величины. А без звезд станет совсем темно.

Понравилась статья? Поддержи автора, нажми палец вверх и, что бы не пропустить следующую, подпишись на канал или на страницу в своей социальной сети: Facebook, Вконтакте, Twitter, Одноклассники. Мы будем встречаться чаще 🙂

Изначально она не вписывалась в советский кинематограф 20-х годов, акцентирующий внимание, по большей части, на авангардно-революционную составляющую. Но уже спустя десятилетие, ранее никому не известная Эмма Цесарская превратится в знаменитую киноактрису. Она обладала не только магнетическим обаянием и красотой, но и внутренней самодостаточностью. Популярность кинодивы СССР стала ошеломительной, после того как на роль Аксиньи в «Тихом Доне» была утверждена Эмма Цесарская. Биография, фильмография актрисы, возможно, сложились бы иначе, если бы не арестовали ее мужа… Однако она стойко выносила все удары судьбы и старалась преодолевать жизненные неурядицы. Каким же был творческий путь звезды советского кино? Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Читайте также:  Сергeй коваленко актер личная жизнь жена фото дети

Биографическая справка

Эмма Цесарская родилась на Украине, в городе Екатеринославле (Днепропетровск). Произошло это 3 июня 1909 года. С детских лет дeвoчка хотела стать известной пианисткой. Но также у нее появился огромный интерес к «великому искусству». Эмма Цесарская, биография которой, безусловно, заслуживает отдельного рассмотрения, уже в шестнадцатилетнем возрасте решает отправиться в советскую столицу, чтобы учиться на актрису.

Родственники помогли ей с выбором учебного заведения, посоветовав киношколу Бориса Чайковского, руководитель которой хотя и не был именитым режиссером, но зато смог выучить таких корифеев советского кинематографа, как Николай Кутузов и Раиса Есипова. В 1928 году Эмма Цесарская становится выпускницей вышеуказанного заведения.

Первые роли в кино

Незадолго до окончания киношколы дeвyшку приглашают принять участие в киноленте «Бабы рязанские», режиссерами которой стали Иван Правов и Ольга Преображенская. Ей достается одна из главных ролей. Эмма Цесарская должна играть крестьянку, которая вынуждена противостоять домострою и пережиткам старого строя. Она блестяще справляется с поставленной актерской задачей. Затем последовала еще одна яркая работа Цесарской. В 1929 году режиссеры Дмитрий Познанский и Александр Штрижак-Штейнер утверждают Эмму Владимировну на роль большевички Прасковьи, потерявшей любимых мужчин в Первую мировую войну.

Первая Аксинья советского кино

В конце 20-х годов великий советский писатель Михаил Шолохов завершает работу над «бесcмepтным» произведением «Тихий Дон».

Режиссеры Иван Правов и Ольга Преображенская, недолго думая, решили экранизировать этот знаменитый роман. На главную роль Аксиньи была приглашена актриса Эмма Цесарская. Список фильмов советской кинодивы пополнился картиной «Тихий Дон». Ее ждал настоящий успех. Актриса сыграла образ темпераментной и обаятельной казачки. Зрители с удовольствием ходили в кино смотреть «Тихий Дон». Печатное издание «Дейли Уолкер» (США) написало заметку о Цесарской: «Тот, кто пожелает в ближайшие дни посмотреть экранизацию великого романа, сможет насладиться талантливой игрой перевоплощения этой красивой и колоритной актрисы, которой может гордиться вся страна».

Сам автор «Тихого Дона» был в восторге от высокой степени мастерства, которую демонстрировала Эмма Владимировна на съемочной площадке. Вместе с тем следует отметить, что фильм подвергся жесточайшей критике со стороны цензоров: режиссеры, которые сняли классику, были исключены из Ассоциации работников революционной кинематографии. Мотивировка была простой: «За обслуживание вкусов мелкобуржуазного зрителя».

Фильм длительное время пылился на полке, и только личное вмешательство Михаила Шолохова исправило ситуацию.

Расцвет карьеры

Цесарская Эмма Владимировна прославилась не только благодаря роли Аксиньи. Ее популярность умножили работы в кинолентах «Одна радость» (И. Правов, О. Преображенская, 1933), «Восстание рыбаков» (М. Доллер, Э. Пискатор, 1934). Советским зрителям понравился также образ вдовы Василисы, возглавившей «бабий бунт» в киноленте «Любовь и ненависть» (А. Гендельштейн, 1935). Поклонники кино аплодировали, когда слышали: «Эмма Цесарская». Фильмы с ее участием старались никогда не пропускать. К середине 30-х она имела все шансы называться актрисой № 1 в СССР. Даже иностранные кинопродюсеры восторгались талантом выпускницы киношколы Б. Чайковского, безоговорочно утвердив ее на образ Груши в «Братьях Карамaзoвых».

Они нисколько не сомневались, что только ее мастерство и талант может в полной мере отобразить сущность героини классического произведения. За работу в экранизации романа Федора Достоевского актриса Эмма Цесарская должна была получить солидный гонорар. Однако кинодива была вынуждена отказаться от этой работы из-за «давления сверху»…

Поворот в судьбе

Весной 1937 года произошло событие, которое кардинально изменило жизнь актрисы. «Чекисты» взяли под арест супруга Цесарской – Макса Станиславского. Его отправили в ссылку, и актриса ничего не знала о его судьбе. Только в конце 50-х Эмме Владимировне вручили документы, из которых она узнала, что ее мужа приговорили к cмepти летом 37-го. После его ареста кинодива лишилась собственного жилья, имущество было конфисковано, а актерская карьера резко пошла на спад. Окончить работу в фильме «Дочь Родины» ей так и не удалось. Режиссеру Корш-Саблину пришлось искать замену. Долгие месяцы вынужденная сидеть в «четырех стенах», актриса Эмма Цесарская не находила себе места, когда слышала шаги на лестничной площадке, мopaльно готовясь к тому, что это пришли за ней.

Больше всего ее тревожила судьба сына, которому исполнился только один год. Ситуация была пpaктически безвыходной.

Помощь великого писателя

Справиться с жизненными трудностями актрисе помог писатель Михаил Шолохов, которому советская власть благоволила. Только заступничество автора «Тихого Дона» спасло Эмму Владимировну: ей вернули жилье и дали возможность продолжить кинокарьеру. В 1939 году на советские экраны выходит фильм «Девушка с хаpaктером», снятый режиссером Константином Юдиным. В нем Цесарская сыграла жену комaндира. Перед съемками режиссер робко поинтересовался: «Эмма, вы готовы к съемкам?» И ответ был положительным. В довоенных фильмах Цесарской чаще всего доверяли образы жизнерадостных и волевых героинь, но играть их актрисе было нелегко. Это признавала сама Эмма Владимировна. «Я старалась много трудиться, чтобы оттачивать свой актерский талант, но для меня было не менее важным суметь вырастить и воспитать сына», – заявляла она.

Карьера после войны

Еще в 1944 году Эмма Владимировна вошла в состав труппы Театра-студии киноактёра. В этом храме Мельпомены она прослужила до 1963 года. После войны она реже выходила на съемочную площадку, получая от режиссеров предложения сыграть роли второго плана.

В 50-е годы зрителю Цесарская запомнилась по фильму А. Роу «Майская ночь, или Утопленница», в котором ей досталась роль свояченицы. Однако желание повторно сыграть Аксинью в постановке Сергея Герасимова осталось нереализованным: к сожалению, возраст брал свое, и режиссер сделал выбор в пользу Э. Быстрицкой.

В 60-е Цесарская блеснула в таких картинах, как: «Нахаленок» (Е. Карелов, образ попадьи), «Високосный год» (А. Эфрос), «Спящий Лев» (А. Файнциммер). Знаменитый актер и режиссер Евгений Моргунов, снимая короткометражный фильм «Когда казаки плачут», пригласил выпускницу киношколы Б. Чайковского на главную роль Дарьи, которую актриса сыграла филигранно и талантливо, заслужив восторженные отзывы публики.

Читайте также:  Геннадий сайфулин личная жизнь семья дети

Начиная со второй половины 60-х годов, можно говорить об окончании кинокарьеры Эммы Владимировны Цесарской.

Заключение

Она скончалась 28 февраля 1990 года. Актрису похоронили на первом участке Донского кладбища столицы.

На траурной церемонии партнер по фильму «Девушка с хаpaктером» актер Михаил Глузский сказал следующее: «Цесарская Эмма Владимировна была замечательной актрисой и обаятельной женщиной. Она останется для всех нас бесценной реликвией кино СССР эпохи 20-40-х годов».

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Цесарская.

Эмма Владимировна Цесарская (3 июня 1909 — 28 февраля 1990) — советская актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1935).

Биография[править | править код]

Родилась 3 июня 1909 года в Екатеринославе (Российская империя) в еврейской семье. Родители: Владимир Яковлевич Цесарский, инженер, и Софья Эммануиловна. С детства Эмма мечтала стать пианисткой. В 16 лет приехала в Москву и, по совету родственников, поступила в киношколу Бориса Чайковского, второразрядного режиссёра, но крепкого ремесленника-педагога, выучившего таких звёзд, как Николай Кутузов и Раиса Есипова. Закончила она её в 1928 году.

Через два года после начала учёбы в школе она с другими студентами попала на кинофабрику «Совкино» для участия в массовках. Увидев фотопробы дeвyшки в облике свахи, режиссёры О. Преображенская и И. Правов, восхищённые её красотой, пригласили дебютантку на главную роль Василисы в фильме «Бабы рязанские» (1927). Эта первая роль в кино принесла 18-летней актрисе известность.

  • В 1930 году снялась в роли Аксиньи в экранизации романа М. Шолохова «Тихий Дон» (тогда ещё немой фильм, однако в 1933 году его озвучили). Картина делалась при участии германской кинофирмы «Дерусса», которая поставила условие, чтобы Аксинью играла только Цесарская. На эту роль актриса была утверждена без проб за девять месяцев до начала съёмок. После выхода картины для миллионов зрителей не было сомнений, что Эмма Цесарская настоящая донская казачка, пришедшая на экран из самой жизни. С лика Цесарской писал свою Аксинью художник Орест Верейский[3], иллюстрировавший роман Михаила Шолохова.
  • В 1934-м кинопродюсеры трёх стран — Германии, Франции и Англии — официально пригласили Эмму Цесарскую на роль Грушеньки в совместной постановке романа Ф. Достоевского «Братья Карамaзoвы».
  • В 1935 году Э. В. Цесарской присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР».
  • В марте 1937 её муж, работник среднего управленческого звена НКВД капитан госбезопасности Макс Осипович Станиславский, в процессе внутренних чисток НКВД был арестован по обвинению в «шпионаже» и в июне того же года расстрелян[4]. После ареста мужа всё имущество семьи было конфисковано, а Цесарскую с годовалым сыном выселили из квартиры в дощатый баpaк на окраине Москвы. Ветхое сооружение лагерного типа было набито жёнами репрессированных ответственных работников. Вскоре мать и брат забрали Цесарскую с сыном в квартиру на Средне-Кисловском переулке. Из кино Цесарская была фактически изгнана. Ей даже не позволили завершить работу над ролью в фильме «Дочь Родины», хотя она снялась почти во всех сценах картины. Вместо Цесарской взяли другую актрису.
  • В августе 1938 года Цесарская по совету Шолохова, который покровительствовал ей после «Тихого Дона», написала письмо В. М. Молотову. Её принял новый председатель Комитета по делам кинематографии при СНК СССР С. С. Дукельский, после чего Эмме Цесарской разрешили сниматься в кино в небольших эпизодических ролях.

С 1944 по 1963 год работала в Центральной студии киноактёра, где сыграла ряд драматических ролей.

Умерла 28 февраля 1990 года, похоронена на Донском кладбище города Москвы.

Фильмография[править | править код]

  • 1927 — Бабы рязанские — Василиса
  • 1928 — Светлый город — Тоня
  • 1929 — Её путь — Прасковья
  • 1930 — Иуда — Настя
  • 1931 — Две матери — Вера, жена Андрея
  • 1931 — Тихий Дон — Аксинья
  • 1933 — Одна радость — Евгения Яковлевна
  • 1933 — Изменник родины — крестьянка
  • 1934 — Восстание рыбаков — жена Неера
  • 1935 — Любовь и ненависть — Василиса
  • 1935 — Вражьи тропы — Фешка
  • 1939 — Девушка с хаpaктером — Катерина Иванова, жена комaндира
  • 1940 — Бабы — Ольга
  • 1940 — Шуми городок — Арина Тимофеевна
  • 1941 — Богдан Хмельницкий — шинкарка
  • 1946 — Освобождённая земля — Надежда Васильевна Притуляк, председатель колхоза “Возрождение”
  • 1952 — Майская ночь — Свояченица
  • 1958 — Тревожная ночь — Аксинья
  • 1959 — На диком бреге Иртыша — Лаврова
  • 1960 — Из Лебяжьего сообщают — буфетчица
  • 1961 — Нахалёнок — попадья
  • 1962 — Високосный год — Надежда Борташевич
  • 1964 — Когда казаки плачут — Дарья
  • 1965 — Спящий лев — Анна Ивановна, буфетчица

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Телеканал «Россия» — Эмма Цесарская: из кино я была фактически изгнана

Сегодня день рождения Эммы Цесарской – актрисы, красавицы и любимой Аксиньи Михаила Шолохова.

Эмма Владимировна ЦЕСАРСКАЯ

Родилась 3 июня 1909 г. в городе Екатеринославе (ныне – Днепропетровск, Украина) в семье инженера. В 1925-28 гг. училась в киношколе им. Б.В. Чайковского. В 1944-63 гг. – актриса Театра-студии киноактёра.

Первая же роль в фильме Ольги Преображенской и Ивана Правова “Бабы рязанские” принесла 18-летней актрисе известность. Но снимали её мало (до “Тихого Дона” – всего четыре фильма), как-то не вписывалась она в авангардно-революционный кинематограф 20-х годов. Однако её знойная, мятежная красота была в полной мере востребована в роли Аксиньи в экранизации “Тихого Дона”. Картина делалась при участии германской кинофирмы “Дерусса”, которая поставила условие, чтобы Аксинью играла только Цесарская. На эту роль актриса была утверждена без проб за девять месяцев до начала съёмок. После выхода картины для миллионов зрителей не было сомнений, что Эмма Цесарская настоящая донская казачка, пришедшая на экран из самой жизни. Американская газета “Дейли Уоркер” писала о ней 21 марта 1929 г.: “Тот, кто посетит на этой неделе “Фильм-Гильд”, будет иметь удовольствие увидеть одну из наиболее замечательных и, безусловно, самых красивых актрис, являющихся гордостью Советского Союза”. В ней чувствовалась неприрученная природа, та своевольная стихия, которую кино тоталитарной эпохи опасалось. С лика Цесарской писал свою Аксинью художник Ге opгий Верейский, иллюстрировавший роман Михаила Шолохова…

Аксинья

Сам Шолохов высоко оценил работу актрисы в этом фильме и на долгие годы стал её близким другом. По воспоминаниям Эммы Цесарской писатель несколько раз смотрел фильм: “Однажды он возбуждённо заявил мне и Абрикосову: “Вы, черти, ходите у меня перед глазами!”

Читайте также:  Андрей дементьев личная жизнь дети

В 1934 г. кинопродюсеры трёх стран – Германии, Франции и Англии – официально пригласили Эмму Цесарскую на роль Грушеньки в совместной постановке “Братьев Карамaзoвых”, назвав её единственной кандидатурой на эту роль и посулив баснословно высокий гонорар. “Один из руководящих киноработников, К.М. Шведчиков, – вспоминала актриса, – сказал мне, познакомившись с этим предложением: “Ну что же, если зарубежные фирмы привлекут и наших кинематографистов, то я согласен”. Через год всё изменилось: представитель “Инторгкино” запретил мне встречаться с французским репортёром, который имел поручение выяснить, согласна ли я сниматься в фильме”.

23 марта 1937 г. всё резко изменилось в жизни артистки. В тот день она была в гостях. Вдруг туда позвонил её муж, Макс Осипович Станиславский: “Поезжай домой к сыну, а меня срочно вызывают на доклад к Николаю Ивановичу Ежову”. С работы он не вернулся. Ночью в их четырёхкомнатной квартире в Фурманном переулке раздался звонок, нетерпеливый стук. Вошли пять человек в форме НКВД и понятые. Один из них предъявил Эмме Владимировне ордер на арест мужа, подписанный заместителем Ежова М.Фриновским. “После ареста мужа всё наше имущество было конфисковано, квартиру предложили освободить, а мне с годовалым сыном дали направление в баpaк на окраине города. Попрощавшись с родными, я пошла туда вместе с тётей. Пройдя большое опытное поле за Академией им. Тимирязева, мы увидели длинный мрачно-серый и неутеплённый баpaк в одну доску. Это ветхое сооружение лагерного типа было набито жёнами репрессированных ответственных работников. Узнав меня, они закричали, перебивая друг друга, что надо идти к Калинину и даже броситься перед ним на колени. У несчастных женщин отобрали паспорта. Их, как я узнала впоследствии, выслали в Астpaxaнь, а потом арестовали. Но мне комендант баpaка вернул паспорт: видимо, было указано пока меня не трогать. Обратно домой тётка вела меня под руку, и я каждую минуту оборачивалась, опасаясь преследования. Домашний телефон перестал звонить. Многие ночи подряд я проводила у окна, глядя из-за штор на улицу и ожидая ареста. Вскоре мать и брат забрали меня с сыном в квартиру на Средне-Кисловском переулке. Из кино я была фактически изгнана. Мне даже не позволили завершить работу над ролью в фильме “Дочь Родины”, хотя я снялась почти во всех сценах картины. Взяли другую актрису”.

В эти дни Цесарскую больше всего мучил страх потерять полуторагодовалого сына. “Нервы были так напряжены, – говорила она, – что по ночам не спалось, и я совершенно точно определяла, на каком этаже и у кого открылась дверь, чьи шаги раздаются на лестнице и какая машина отъехала от дома. На улицу я просто боялась выйти: ко мне сразу подходили группы людей, спрашивали, почему так долго не снимаюсь, куда пропала”. Однажды объятая страхом Э. В. Цесарская уничтожила многие ценные документы, письма от зарубежных зрителей и иностранных кинофирм.

По совету Шолохова, который не оставил её в эту трудную минуту, она написала В.М. Молотову. 7 августа 1938 г. ей пришло извещение из Главного Управления кинематографии с просьбой “срочно зайти в секретариат комитета”. Вскоре она попала на приём к новому руководителю ГУКа С.С. Дукельскому – человеку с гладко обритой головой и холодным взглядом. Держа руку за бортом тёмно-синего френча, он любезно кивнул головой и показал актрисе на стул. Эмма Владимировна, как бы продолжая этот немой диалог, положила на стол последнюю страницу газеты “Вечерняя Москва” с рекламой “Тихого Дона”, обведённой красным карандашом. Вместо фамилии исполнительницы роли Аксиньи стояли черные крестики. Дукельский посмотрел текст, покачал головой и несколько наигранно произнёс, намекая на своих репрессированных предшественников:

– Что они с вами сделали?

Он вызвал по телефону начальника московского кинопроката и, поглядывая на собеседницу, сделал ему строгий выговор за такую рекламу. Вскоре вечером дома, наконец, зазвонил телефон.

– Эмма, вас можно снимать? – робким голосом спросил кинорежиссёр Константин Юдин, работавший в те дни над кинокомедией “Девушка с хаpaктером”. Сниматься разрешили, вернули грамоту заслуженной артистки РСФСР, но ничто не могло вернуть ей прежнюю радость творчества. Душевные травмы заживают долго. Но всё же в “Девушке с хаpaктером” Цесарская сыграла целеустремлённую и энергичную жену комaндира, а в картине “Бабы” 1940 г. создала образ красивой сильной рыбачки… “Эти картины давались мне нелегко, – рассказывала Эмма Владимировна, – я изображала жизнерадостных и сильных героинь, но всё это было таким далёким от моей жизни! Я работала, чтобы совершенствоваться в своей любимой профессии, и думала о том, что обязана вырастить и воспитать сына”.

В 1959 г. актриса получила документы о реабилитации и восстановлении в партии мужа и узнала, что он был расстрелян в июне 1937 г.

Благодаря заступничеству Шолохова Цесарская много десятилетий снималась в кино, но она ушла в тень и её уделом стали вторые роли, да и те – не часто. В 1940-х гг. она снялась в “Богдане Хмельницком”, в “Освобождённой земле”, в 1950-х – в “Майской ночи, или Утопленнице”, в “Тревожной ночи”, в 1960-х гг. мелькнула в двух экранизациях всё того же Шолохова – в “Нахалёнке” и весёлой короткометражке Евгения Моргунова “Когда казаки плачут”.

Когда в конце 50-х годов режиссер Сергeй Герасимов задумал снимать новую версию “Тихого Дона”, Эмма Цесарская пришла на пробы. Она очень хотела ещё раз сыграть Аксинью. Но Герасимов поступил с ней довольно жёстко: подвёл к зеркалу, и все вопросы отпали…

Умерла актриса 28 февраля 1990 г. в Москве, в возрасте 81 года. Похоронена на Донском кладбище.

Источник – https://proekt-wms.narod.ru/zvezd/cesarskaya.htmРе-пост из моего ЖЖ