Фаузия байрамова биография
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Байрамов.
Байрамова Фаузия Аухадиевна (тат. Фәүзия Аухади кызы Бәйрәмова; род. 5 декабря 1950 года в деревне Сабай Сабинского района Татарстана) — татарская писательница, видный общественный деятель, правозащитница, кандидат исторических наук (2006)[1], председатель партии «Иттифак», известная деятельница татарского националистического[2] движения и политической оппозиции в Татарстане.
Биография
После окончания средней школы Фаузия Байрамова продолжила своё образование в Казани, сначала в театральной школе, потом на филологическом факультете Казанского государственного университета (1983—1989). Она начала свою профессиональную карьеру с работы на местной студии телевидения в Казани. Позже работала редактором в книжном издательстве.
В 1986 году, став состоявшимся писателем, была принята в Союз писателей СССР. Её литературные произведения включают такие работы, как «Болын» («Луг», 1986), «Сəнгать дɵньясына сəяхəт» («Путешествие в мир искусства», 1989), «Моң» («Мелодия», 1991), «Мəйдан татарларны кетə» («Площадь ждет татар», 1992), «Кара урман» («Чёрный лес», 1997), «Безне онытмагыз» («Не забывайте нас», 1998) и «Дəверлəр күчешендə» («На переходе веков», 1998). В 1994-98 годах была члeном президиума Союза писателей Татарстана.[3]
Политическая деятельность
Активной политической деятельностью занимается с 1989 г. Входила в инициативный центр Народного фронта Татарстана (1989), но вскоре вышла из него из-за политических разногласий. С 1989 г. участвовала в деятельности Татарского общественного центра (ТОЦ), стала одним из основателей «Иттифак»[4] — первой некоммунистической партии в Татарстане. Главной целью партии «Иттифак» является достижение независимости Татарстана[5] и установление демократической политической системы в республике. На первом съезде партии Байрамова была выбрана её председателем и была повторно избрана на тот же пост на четвёртом съезде в 1997 году.
Издавала свою газету «Алтын Урда» («Золотая Орда») до её закрытия властями Татарстана. В 1990—1995 гг. была народным депутатом Республики Татарстан.[3]
В российских СМИ считается активным противником «российского колониализма» и обвиняется в благосклонном отношении к так называемой «освободительной миссии германского национал-социализма»[6]. Фаузия Байрамова многими считается лидером радикального крыла татарского национального движения («бабушка татарского национализма»). В последние годы начала постепенно отходить от активной политической деятельности в связи с ухудшающимся здоровьем.
В 2010 году судом г. Набережные Челны была признана виновной в разжигании межнациональной розни и осуждена на 1 год условно[7] за распространение текста резолюции сессии милли меджлиса от 20 декабря 2008 года, на которой был утверждён состав «правительства Татарстана в изгнании» и обращение «ко всем государствам мира и ООН» с просьбой признать государственный суверенитет Татарстана, «провозглашённый 30 августа 1990 года»[8].
В 2014 году была вновь признана виновной в разжигании межнациональной розни (статья 282, ч.1) и осуждена на 1 год условно за публикацию в соцсетях записи «Звери и жертвы» и «Заявления милли меджлиса татарского народа по ситуации на Украине и в Крыму»[8].
Является постоянной участницей ежегодной политической акции «День памяти и скорби татарского народа» (тат. Хәтер көне), проводящейся в Казани в годовщину взятия столицы Казанского ханства войсками Ивана Грозного.
Литературная деятельность
Автор более 30 художественных, публицистических, поэтических книг и сотен статей на татарском и русском языках. Автор книг:
- «Болын» (рус. «Луг», 1986),
- «Сəнгать дɵньясына сəяхəт» (рус. «Путешествие в мир искусства», 1989),
- «Моң» (рус. «Мелодия», 1991),
- «Мəйдан татарларны кетə» (рус. «Площадь ждет татар», 1992),
- «Кара урман» (рус. «Лес дремучий», 1997),
- «Безне онытмагыз» (рус. «Не забывайте нас», 1998),
- «Дəверлəр күчешендə» (рус. «На переходе веков», 1998),
- «Соңгы намаз» (рус. «Последний намаз», 2000),
- «Ядерный архипелаг или атомный геноцид против татар» (2005),[9]
- «Кучум хан» (2007),[10] и др.
Награды и премии
Награждена медалью «В память 1000-летия Казани», знаком «За вклад в культуру», лауреат премии имени Гаяза Исхаки[источник не указан 1474 дня].
Семья
Фаузия Байрамова проживает в городе Набережные Челны.
У неё двое детей: дочь Зульфия Кадырова в настоящее время живёт в США и работает над докторской диссертацией по истории ислама. Сын, Сулейман, в 2000 году обучался в исламском университете в Малайзии[3].
В 1992 году Фаузия Байрамова посетила Саудовскую Аравию и совершила хадж.
См. также
- Мулюков, Марат Абдрасулович
- Муртазин, Ирек Минзакиевич
Примечания
Ссылки
- Визит Фаузии Байрамовой в Германию
- Фаузия Байрамова: Я изменилась, но не изменила себе
- Фаузия Байрамова Курултай легиона Идель Урал 4-5 марта 1944г
- Фаузия Байрамова: «Ядерный архипелаг или атомный геноцид против татар» — Атом атавында яки татарларга каршы атом геноциды ББК 67.408 — 20.1 (2 Рос),Б-18, Казань: издательство «Аяз», 2005, 304 с pdf-версия
- Ф.Байрамова: исторические статьи: Бистән-Гөлбостан, Качкару — Кыти иле…, Завоевание Сибирского ханства: новый взгляд, Азатлык авазы Гариф Солтан — Глас свободы — Гариф Султан, Дала Атлантидасы, Сөргенгә сөрелгән татарлар…, «Татар икәнемне онытмадым…», Мишәр Иле, Минем Уралым — Татар Уралы, Төньякта татар тарихы, Даладагы татар курганнары, Халык тарихчысы, халык тарихчысы… — Историк из народа, Великий татарский миссионер, Алтын Урданын төньяк башкаласы Наровчат — Наровчат — северная столица Золотой Орды, Немцы, возвысившие татарский народ, Ахмет Темир — ученый мировой величины — Әхмәт Тимер — дөньякүләм танылган галим, Чердынское ханство — Чәрдән ханлыгы
- Ф.Байрамова: Палачи в погонах — Погонлы палачлар
- Ф.Бәйрәмова: Урыс хыялы яки Татарлар бетәргә тиешме?
Фаузия Байрамова, известная татарская националистка из Набережных Челнов, которая находится сейчас под судом за разжигание межнациональной вражды, выдвинута в Татарстане на соискание Государственной премии Татарстана имени Тукая.
По сведениям, содержащимся на официальном сайте, посвященном татарскому классику — поэту Габдулле Тукаю (1886-1913), премия его имени присуждается в республике за «наиболее выдающиеся и получившие общественное признание произведения литературы и искусства, внесшие значительный вклад в развитие отечественной и национальной культуры». Также могут быть награждены деятели культуры, чьи труды «отличаются высоким уровнем профессионального мастерства, обладают своеобразием авторского стиля, новизной и оригинальностью», или те, кто зарекомендовал себя «выдающимися научными исследованиями в области искусствоведения и литературоведения».
В смысле своеобразия авторского стиля 59-летней Фаузие Байрамовой, которую часто называют «бабушкой татарского национализма», безусловно, в Татарстане нет равных. С начала 1990-х годов бывшая выпускница театрального училища призывает к освобождению от «российского имперского гнета» и борьбе за полную независимость Татарии. Именно тогда жители Казани впервые увидели ее во главе толпы татарских националистов, скандировавших «Азатлык!» (в переводе с татарского — свобода) на центральной площади города и несших плакаты «Детей от смешанных бpaков — в крематорий!». Фаузия Байрамова стала символом татарского национализма «первой волны». Однако после того, как в Татарии система власти МиHTиMера Шаймиева получила от федерального центра максимум преференций, Байрамову попросили уйти с политической сцены, и о ней стало мало что слышно. Она писала книги и путешествовала, расширяя круг соратников за границей.
Фамилия Байрамовой снова появилась в СМИ чуть больше года назад, когда в декабре 2008 года «Милли-меджлис татарского народа» принял новую «Декларацию о независимости Татарстана» и объявил об альтернативном Кабинету министров РТ национальном «правительстве в изгнании». Главой «правительства», утвержденного на съезде в Набережных Челнах, стал другой не менее известный татарский националист-эмигрант Виль Мирзаянов, ныне проживающий в США.
Сессия Милли-меджлиса приняла также обращение «ко всем государствам мира и Организации Объединенных Наций» с просьбой признать государственный суверенитет Татарстана, «провозглашенный 30 августа 1990 года» и «организовать массовые кампании в поддержку независимости Татарстана перед правительствами своих стран и общественностью».
Это стало причиной для возбуждения в отношении Фаузии Байрамовой дела по ч. 1 ст. 282 УК РФ, так как по данным следствия, обращение и другие тексты, которые обвиняемая распространила в интернете, «могли спровоцировать возбуждение межнациональной вражды и нетерпимости». Сейчас расследование уголовного дела, которое вел набережночелнинский межрайонный следственный отдел СУ СКП РФ по РТ, завершено. Как сообщил старший помощник руководителя СУ прокуратуры РФ по РТ Эдуард Абдуллин, процесс над Фаузией Байрамовой пока не закончен, в Набережночелнинском городском суде идут слушания.
В этих обстоятельствах Всетатарский общественный центр (ВТОЦ), идеология которого не сильно отличается от взглядов Байрамовой, решил поддержать сподвижницу и выдвинул ее на соискание Государственной премии имени Габдуллы Тукая. Следует отметить, что согласно положению о присуждении премии, предлагать номинантов может любая общественная организация, и в этом смысле ВТОЦ ничем не отличается от того же Союза писателей РТ. Решать же все равно будет Комиссия при президенте РТ по государственным премиям.
Тем не менее, симпатии некоторых творческих союзов РТ, а также самих татарских писателей явно на стороне Байрамовой. В частности, председатель Союза писателей РТ Илфак Ибрагимов в беседе с корреспондентом ИА REGNUM Новости был настроен весьма агрессивно, заявив, что выдвижение Байрамовой не противоречит закону, а федеральному агентству он ничего комментировать не будет. Произведения же писательницы никакого отношения к политике не имеют — «они в этом смысле чистые». Следует отметить, что за день до этого коллеги председателя Ибрагимова, комментируя событие, говорили об обратном. Например, известный татарский драматург и депутат Госсовета РТ Туфан Миннуллин заявил, что «писатель — это всегда политик».
Конечно, трудно представить, что в нынешней ситуации, когда Татарстан находится в полной финансовой и экономической зависимости от федерального центра (а с близким уходом МиHTиMера Шаймиева — и в полной политической), президентская комиссия по государственным премиям решит вдруг напоследок исполнить «сальто-мортале» и включит Байрамову в список номинантов. Тем не менее, сам прецедент, о котором сообщили местные СМИ, говорит о надеждах на изменение обстановки и своеобразной проверке реакции нового руководства Татарии на инициативы националистов.
На главной странице сайта, посвященного Габдулле Тукаю, содержится цитата из стихотворения «Не уйдем!», написанного поэтом в 1907 году. Несмотря на большое множество других высокохудожественных стихотворений Тукая, для официального сайта, разработанного республиканским медиа-холдингом «Татмедиа», было взято именно это. Как указывают разработчики, данное стихотворение — одно из лучших гражданственно-патриотических. Потому что создано «как ответ провокационным выступлениям реакционной печати и черносотенных депутатов Государственной думы, советовавших недовольным русскими порядками мусульманам переселиться в султанскую Турцию».
Попытки дать ответ «реакционным и провокационным выступлениям» предпринимаются в Татарстане давно, однако Габдулла Тукай здесь плохой помощник. Поэт был известен своими симпатиями к России и русскому народу. А в том же самом стихотворении «Не уйдем!» есть весьма хаpaктерные строки: «Вольная страна Россия — наша цель, и до конца // Не уйдем, и не зовите, криводушные сердца!». В этом контексте деятельность Фаузии Байрамовой и утвержденного «правительства в изгнании», половину которого составляют граждане США, Германии и Турции, выглядит парадоксом. Если только не предположить, что «вольная Россия» воспринимается нынешними толкователями Тукая не как Россия, свободная от своих угнетателей — помещиков и баев, а как свободная республика Татарстан, независимая от России.
Читайте также: Где сейчас светлана ходченковаВ Википедии есть статьи о других людях с фамилией Байрамов.
Байрамова Фаузия Аухадиевна (тат. Фәүзия Аухади кызы Бәйрәмова; род. 5 декабря 1950 года в деревне Сабай Сабинского района Татарстана) — татарская писательница, видный общественный деятель, правозащитница, кандидат исторических наук (2006)[1], председатель партии «Иттифак», известная деятельница татарского националистического[2] движения и политической оппозиции в Татарстане.
Биография
После окончания средней школы Фаузия Байрамова продолжила своё образование в Казани, сначала в театральной школе, потом на филологическом факультете Казанского государственного университета (1983—1989). Она начала свою профессиональную карьеру с работы на местной студии телевидения в Казани. Позже работала редактором в книжном издательстве.
В 1986 году, став состоявшимся писателем, была принята в Союз писателей СССР. Её литературные произведения включают такие работы, как «Болын» («Луг», 1986), «Сəнгать дɵньясына сəяхəт» («Путешествие в мир искусства», 1989), «Моң» («Мелодия», 1991), «Мəйдан татарларны кетə» («Площадь ждет татар», 1992), «Кара урман» («Чёрный лес», 1997), «Безне онытмагыз» («Не забывайте нас», 1998) и «Дəверлəр күчешендə» («На переходе веков», 1998). В 1994-98 годах была члeном президиума Союза писателей Татарстана.[3]
Политическая деятельность
Активной политической деятельностью занимается с 1989 г. Входила в инициативный центр Народного фронта Татарстана (1989), но вскоре вышла из него из-за политических разногласий. С 1989 г. участвовала в деятельности Татарского общественного центра (ТОЦ), стала одним из основателей «Иттифак»[4] — первой некоммунистической партии в Татарстане. Главной целью партии «Иттифак» является достижение независимости Татарстана[5] и установление демократической политической системы в республике. На первом съезде партии Байрамова была выбрана её председателем и была повторно избрана на тот же пост на четвёртом съезде в 1997 году.
Издавала свою газету «Алтын Урда» («Золотая Орда») до её закрытия властями Татарстана. В 1990—1995 гг. была народным депутатом Республики Татарстан.[3]
В российских СМИ считается активным противником «российского колониализма» и обвиняется в благосклонном отношении к так называемой «освободительной миссии германского национал-социализма»[6]. Фаузия Байрамова многими считается лидером радикального крыла татарского национального движения («бабушка татарского национализма»). В последние годы начала постепенно отходить от активной политической деятельности в связи с ухудшающимся здоровьем.
В 2010 году судом г. Набережные Челны была признана виновной в разжигании межнациональной розни и осуждена на 1 год условно[7] за распространение текста резолюции сессии милли меджлиса от 20 декабря 2008 года, на которой был утверждён состав «правительства Татарстана в изгнании» и обращение «ко всем государствам мира и ООН» с просьбой признать государственный суверенитет Татарстана, «провозглашённый 30 августа 1990 года»[8].
В 2014 году была вновь признана виновной в разжигании межнациональной розни (статья 282, ч.1) и осуждена на 1 год условно за публикацию в соцсетях записи «Звери и жертвы» и «Заявления милли меджлиса татарского народа по ситуации на Украине и в Крыму»[8].
Является постоянной участницей ежегодной политической акции «День памяти и скорби татарского народа» (тат. Хәтәр көне), проводящейся в Казани в годовщину взятия столицы Казанского ханства войсками Ивана Грозного.
Литературная деятельность
Автор более 30 художественных, публицистических, поэтических книг и сотен статей на татарском и русском языках. Автор книг:
- «Болын» (рус. «Луг», 1986),
- «Сəнгать дɵньясына сəяхəт» (рус. «Путешествие в мир искусства», 1989),
- «Моң» (рус. «Мелодия», 1991),
- «Мəйдан татарларны кетə» (рус. «Площадь ждет татар», 1992),
- «Кара урман» (рус. «Лес дремучий», 1997),
- «Безне онытмагыз» (рус. «Не забывайте нас», 1998),
- «Дəверлəр күчешендə» (рус. «На переходе веков», 1998),
- «Соңгы намаз» (рус. «Последний намаз», 2000),
- «Ядерный архипелаг или атомный геноцид против татар» (2005),[9]
- «Кучум хан» (2007),[10] и др.
Награды и премии
Награждена медалью «В память 1000-летия Казани», знаком «За вклад в культуру», лауреат премии имени Гаяза Исхаки[источник не указан 1382 дня].
Семья
Фаузия Байрамова проживает в городе Набережные Челны.
У неё двое детей: дочь Зульфия Кадырова в настоящее время живёт в США и работает над докторской диссертацией по истории ислама. Сын, Сулейман, в 2000 году обучался в исламском университете в Малайзии[3].
В 1992 году Фаузия Байрамова посетила Саудовскую Аравию и совершила хадж.
См. также
- Мулюков, Марат Абдрасулович
- Муртазин, Ирек Минзакиевич
Примечания
Ссылки
- Визит Фаузии Байрамовой в Германию
- Фаузия Байрамова: Я изменилась, но не изменила себе
- Фаузия Байрамова Курултай легиона Идель Урал 4-5 марта 1944г
- Фаузия Байрамова: «Ядерный архипелаг или атомный геноцид против татар» — Атом атавында яки татарларга каршы атом геноциды ББК 67.408 — 20.1 (2 Рос),Б-18, Казань: издательство «Аяз», 2005, 304 с pdf-версия
- Ф.Байрамова: исторические статьи: Бистән-Гөлбостан, Качкару — Кыти иле…, Завоевание Сибирского ханства: новый взгляд, Азатлык авазы Гариф Солтан — Глас свободы — Гариф Султан, Дала Атлантидасы, Сөргенгә сөрелгән татарлар…, «Татар икәнемне онытмадым…», Мишәр Иле, Минем Уралым — Татар Уралы, Төньякта татар тарихы, Даладагы татар курганнары, Халык тарихчысы, халык тарихчысы… — Историк из народа, Великий татарский миссионер, Алтын Урданын төньяк башкаласы Наровчат — Наровчат — северная столица Золотой Орды, Немцы, возвысившие татарский народ, Ахмет Темир — ученый мировой величины — Әхмәт Тимер — дөньякүләм танылган галим, Чердынское ханство — Чәрдән ханлыгы
- Ф.Байрамова: Палачи в погонах — Погонлы палачлар
- Ф.Бәйрәмова: Урыс хыялы яки Татарлар бетәргә тиешме?
Эта страница в последний раз была отредактирована 11 августа 2020 в 09:04.
Байрамова Фаузия Аухадиевна (тат. Фәүзия Аухади кызы Бәйрәмова; род. 5 декабря 1950 года в деревне Сабай Сабинского района Татарстана) — татарская писательница, видный общественный деятель, правозащитница, кандидат исторических наук (2006)[1], председатель партии «Иттифак», известная деятельница татарского националистического[2] движения и политической оппозиции в Татарстане.Читайте также: Инстаграм бушина кто муж
Биография
После окончания средней школы Фаузия Байрамова продолжила своё образование в Казани, сначала в театральной школе, потом на филологическом факультете Казанского государственного университета (1983—1989). Она начала свою профессиональную карьеру с работы на местной студии телевидения в Казани. Позже работала редактором в книжном издательстве.
В 1986 году, став состоявшимся писателем, была принята в Союз писателей СССР. Её литературные произведения включают такие работы, как «Болын» («Луг», 1986), «Сəнгать дɵньясына сəяхəт» («Путешествие в мир искусства», 1989), «Моң» («Мелодия», 1991), «Мəйдан татарларны кетə» («Площадь ждет татар», 1992), «Кара урман» («Чёрный лес», 1997), «Безне онытмагыз» («Не забывайте нас», 1998) и «Дəверлəр күчешендə» («На переходе веков», 1998). В 1994-98 годах была члeном президиума Союза писателей Татарстана.[3]
Политическая деятельность
Активной политической деятельностью занимается с 1989 г. Входила в инициативный центр Народного фронта Татарстана (1989), но вскоре вышла из него из-за политических разногласий. С 1989 г. участвовала в деятельности Татарского общественного центра (ТОЦ), стала одним из основателей «Иттифак»[4] — первой некоммунистической партии в Татарстане. Главной целью партии «Иттифак» является достижение независимости Татарстана[5] и установление демократической политической системы в республике. На первом съезде партии Байрамова была выбрана её председателем и была повторно избрана на тот же пост на четвёртом съезде в 1997 году.
Издавала свою газету «Алтын Урда» («Золотая Орда») до её закрытия властями Татарстана. В 1990—1995 гг. была народным депутатом Республики Татарстан.[3]
В российских СМИ считается активным противником «российского колониализма» и обвиняется в благосклонном отношении к так называемой «освободительной миссии германского национал-социализма»[6]. Фаузия Байрамова многими считается лидером радикального крыла татарского национального движения («бабушка татарского национализма»). В последние годы начала постепенно отходить от активной политической деятельности в связи с ухудшающимся здоровьем.
В 2010 году судом г. Набережные Челны была признана виновной в разжигании межнациональной розни и осуждена на 1 год условно[7] за распространение текста резолюции сессии милли меджлиса от 20 декабря 2008 года, на которой был утверждён состав «правительства Татарстана в изгнании» и обращение «ко всем государствам мира и ООН» с просьбой признать государственный суверенитет Татарстана, «провозглашённый 30 августа 1990 года»[8].
В 2014 году была вновь признана виновной в разжигании межнациональной розни (статья 282, ч.1) и осуждена на 1 год условно за публикацию в соцсетях записи «Звери и жертвы» и «Заявления милли меджлиса татарского народа по ситуации на Украине и в Крыму»[8].
Является постоянной участницей ежегодной политической акции «День памяти и скорби татарского народа» (тат. Хәтәр көне), проводящейся в Казани в годовщину взятия столицы Казанского ханства войсками Ивана Грозного.
Литературная деятельность
Автор более 30 художественных, публицистических, поэтических книг и сотен статей на татарском и русском языках. Автор книг:
- «Болын» (рус. «Луг», 1986),
- «Сəнгать дɵньясына сəяхəт» (рус. «Путешествие в мир искусства», 1989),
- «Моң» (рус. «Мелодия», 1991),
- «Мəйдан татарларны кетə» (рус. «Площадь ждет татар», 1992),
- «Кара урман» (рус. «Лес дремучий», 1997),
- «Безне онытмагыз» (рус. «Не забывайте нас», 1998),
- «Дəверлəр күчешендə» (рус. «На переходе веков», 1998),
- «Соңгы намаз» (рус. «Последний намаз», 2000),
- «Ядерный архипелаг или атомный геноцид против татар» (2005),[9]
- «Кучум хан» (2007),[10] и др.
Награды и премии
Награждена медалью «В память 1000-летия Казани», знаком «За вклад в культуру», лауреат премии имени Гаяза Исхаки[источник не указан 690 дней].
Семья
Фаузия Байрамова проживает в городе Набережные Челны.
У неё двое детей: дочь Зульфия Кадырова в настоящее время живёт в США и работает над докторской диссертацией по истории ислама. Сын, Сулейман, в 2000 году обучался в исламском университете в Малайзии[3].
В 1992 году Фаузия Байрамова посетила Саудовскую Аравию и совершила хадж.
См. также
- Мулюков, Марат Абдрасулович
- Муртазин, Ирек Минзакиевич
Примечания
Ссылки
- Визит Фаузии Байрамовой в Германию
- Фаузия Байрамова: Я изменилась, но не изменила себе
- Фаузия Байрамова Курултай легиона Идель Урал 4-5 марта 1944г
- Фаузия Байрамова: «Ядерный архипелаг или атомный геноцид против татар» — Атом атавында яки татарларга каршы атом геноциды ББК 67.408 — 20.1 (2 Рос),Б-18, Казань: издательство «Аяз», 2005, 304 с pdf-версия
- Ф.Байрамова: исторические статьи: Бистән-Гөлбостан, Качкару — Кыти иле…, Завоевание Сибирского ханства: новый взгляд, Азатлык авазы Гариф Солтан — Глас свободы — Гариф Султан, Дала Атлантидасы, Сөргенгә сөрелгән татарлар…, «Татар икәнемне онытмадым…», Мишәр Иле, Минем Уралым — Татар Уралы, Төньякта татар тарихы, Даладагы татар курганнары, Халык тарихчысы, халык тарихчысы… — Историк из народа, Великий татарский миссионер, Алтын Урданын төньяк башкаласы Наровчат — Наровчат — северная столица Золотой Орды, Немцы, возвысившие татарский народ, Ахмет Темир — ученый мировой величины — Әхмәт Тимер — дөньякүләм танылган галим, Чердынское ханство — Чәрдән ханлыгы
- Ф.Байрамова: Палачи в погонах — Погонлы палачлар
- Ф.Бәйрәмова: Урыс хыялы яки Татарлар бетәргә тиешме?