А беляева биография личная жизнь
Для Александра Беляева делом всей жизни стала научная фантастика. Он переписывался с учеными, изучал труды по медицине, технике, биологии. Известный роман Беляева «Человек-амфибия» хвалил Герберт Уэллс, а научные рассказы печатали многие советские журналы.
«Судебная формалистика» и мечты о путешествиях: детство и юность Александра Беляева
Александр Беляев вырос в семье православного священника в Смоленске. По просьбе отца поступил в духовную семинарию. Читать газеты, журналы, книги и ходить в театр семинаристы могли только после особого письменного разрешения ректора, а Александр Беляев с детства любил музыку и литературу. И он решил не становиться священником, хоть и окончил семинарию в 1901 году.
Беляев играл на скрипке и рояле, увлекался фотографией и живописью, много читал и играл в театре смоленского Народного дома. Любимым его автором был Жюль Верн. Будущий писатель зачитывался приключенческими романами, мечтал о сверхспособностях, как их герои. Однажды он даже прыгнул с крыши, пытаясь «взлететь», и серьезно повредил позвоночник.
Мы с братом решили отправиться путешествовать к центру Земли. Сдвинули столы, стулья, кровати, накрыли их одеялами, простынями, запаслись масляным фонарем и углубились в таинственные недра Земли. И тотчас прозаические столы и стулья пропали. Мы видели только пещеры и пропасти, скалы и подземные водопады такими, какими их изображали чудесные картинки: жуткими и в то же время какими-то уютными. И сердце сжималось от этой сладкой жути.
В 18 лет Беляев поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле. Во время Первой русской революции участвовал в студенческих стачках, после чего губернское жандармское управление следило за ним: «В 1905 году студентом строил баррикады на площадях Москвы. Вел дневник, записывая события вооруженного восстания. Уже во время адвокатуры выступал по политическим делам, подвергался обыскам. Дневник едва не сжег».
После окончания лицея в 1909 году, Александр Беляев вернулся в родной Смоленск. Отец умер и молодому человеку пришлось содержать семью: оформлял декорации для театра и играл на скрипке в оркестре цирка Труцци. Позднее Беляев получил должность частного поверенного, занимался юридической пpaктикой, но, как позже вспоминал, «адвокатура — вся эта судебная формалистика и казуистика — не удовлетворяла». В это время он также писал театральные рецензии, обзоры с концертов и литературных салонов для газеты «Смоленский вестник».
Путешествие по Европе и увлечение театром
В 1911 году после удачного судебного процесса молодой юрист получил гонорар и отправился по Европе. Он изучал историю искусств, путешествовал по Италии, Швейцарии, Германии, Австрии, югу Франции. Беляев впервые выехал за границу и получил массу ярких впечатлений от поездки. После подъема на вулкан Везувий он написал путевой очерк, который потом опубликовали в «Смоленском вестнике».
Везувий — это символ, это бог Южной Италии. Только здесь, сидя на этой черной лаве, под которой где-то внизу бурлит до времени cмepтоносный огонь, становится понятно обожествление сил природы, царящих над маленьким человеком, таким же беззащитным, несмотря на все завоевания культуры, — каким он был тысячи лет назад в цветущей Помпее.
Когда Беляев вернулся из путешествия, он продолжил эксперименты в театре, которые начал еще в лицее. Вместе со смоленской виолончелисткой Юлией Сабуровой он поставил оперу-сказку «Спящая царевна». Беляев и сам играл в любительских постановках: Карандышева в «Бесприданнице» и Торцова в пьесе «Бедность не порок» по произведениям Александра Островского, Любина в «Провинциалке» Ивана Тургенева, Астрова в «Дяде Ване» Антона Чехова. Когда в Смоленске гастролировали артисты из театра Константина Станиславского, режиссер увидел Беляева на сцене и предложил ему место в своей труппе. Однако молодой юрист отказался.
Беляев-фантаст: рассказы и романы
Когда Александру Беляеву было 35 лет, он заболел туберкулезом позвоночника: сказалась детская травма. После осложнения и неудачной операции Александр Беляев три года не мог передвигаться и еще три ходил в специальном корсете. Вместе с матерью он отправился в Ялту на реабилитацию. Там писал стихи и занимался самообразованием: изучал медицину, биологию, технику, иностранные языки, читал любимого Жюля Верна, Герберта Уэллса и Константина Циолковского. Все это время рядом с ним была медсестра Маргарита Магнушевская — они познакомились в 1919 году. Она стала третьей женой Беляева. Первые два бpaка распались довольно быстро: обе супруги оставили писателя по разным причинам.
В 1922 году Беляеву стало лучше. Он вернулся к работе: сначала устроился воспитателем в детский дом, затем стал инспектором уголовного розыска.
…Мне пришлось, поступить в канцелярию уголовного розыска, а по штату я младший милиционер. Я же — фотограф, снимающий преступников, я же — лектор, читающий курсы по уголовному и административному праву и «приватный» юрисконсульт. Несмотря на все это, приходится голодать.
Жить в Ялте было тяжело, и в 1923 году семья перебралась в столицу. Здесь Александр Беляев начал заниматься литературой: его научно-фантастические рассказы печатали журналы «Вокруг света», «Знание — сила» и «Всемирный следопыт». Последний в 1925 году опубликовал рассказ «Голова профессора Доуэля». Позже писатель переделал его в роман: «С тех пор положение изменилось. В области хирургии достигнуты огромные успехи. И я решил переработать свой рассказ в роман, сделав его, не отрываясь от научной основы, еще более фантастичным». С этого произведения и началась эпоха беляевской фантастики. Роман — автобиографический: когда писатель три года не мог ходить, ему пришла в голову идея написать о том, как чувствовала бы себя голова без тела: «…и хотя руками я владел, все же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни «головы без тела», которого я совершенно не чувствовал — полная анестезия…»
В следующие три года Беляев написал «Остров погибших кораблей», «Последнего человека из Атлантиды», «Борьбу в эфире». Свои работы автор подписывал псевдонимами: А. Ром, Арбел, А. Р. Б., Б. Р-нъ, А. Романович, А. Роме.
Читайте также: Лариса курдюмова биография личная жизнь«Человек-амфибия»
Владимир Кононов. Постер к художественному фильму Геннадия Казанского и Владимира Чеботарёва «Человек-амфибия» (1961). Фотография: telespektakli.ru
В 1928 году напечатали одно из его самых популярный произведений — роман «Человек-амфибия». В основе романа, как вспоминала позже жена писателя, была газетная заметка о том, как в Буэнос-Айресе доктор ставил запрещенные эксперименты над людьми и животными. Беляев вдохновлялся и работами своих предшественников — произведениями «Иктанэр и Моизетта» французского писателя Жана де ля Ира «Человек-рыба» русского анонимного автора. Роман «Человек-амфибия» имел большой успех, в год первой публикации дважды вышел отдельной книгой, а в 1929 году ее переиздали в третий раз.
Я с удовольствием, господин Беляев, прочитал Ваши чудесные романы «Голова профессора Доуэля» и «Человек-амфибия». О! Они весьма выгодно отличаются от западных книг. Я даже немного завидую их успеху. В современной западной научно-фантастической литературе невероятно много беспочвенной фантазии и столь же невероятно мало мысли…
Беляевы ненадолго переехали в Ленинград, но из-за плохого климата вскоре перебрались в теплый Киев. Этот период стал очень тяжелым для семьи. Старшая дочь Людмила умерла, младшая Светлана тяжело заболела, и у самого писателя началось обострение. Местные издания принимали произведения лишь на украинском языке. Семья вернулась в Ленинград, а в январе 1931 года перебралась в Пушкин. В это время Александр Беляев начал интересоваться человеческой психикой: работой мозга, его связью с телом и эмоциональным состоянием. Об этом он создал произведения «Человек, который не спит», «Хойти-Тойти», «Человек, потерявший лицо», «Продавец воздуха».
Привлечь внимание к большой проблеме — это важнее, чем сообщить ворох готовых научных сведений. Толкнуть же на самостоятельную научную работу — это лучшее и большее, что может сделать научно-фантастическое произведение.
«Понять, над чем работает ученый»
В 1930-е Беляев увлекся космосом. Он подружился с участниками группы советского инженера Фридриха Цандера и сотрудниками группы изучения реактивного движения, штудировал труды Константина Циолковского. После знакомства с работой ученого о межпланетном дирижабле появилась идея романа «Воздушный корабль». В 1934 году, прочитав этот роман, Циолковский писал: «…остроумно написан и достаточно научен для фантазии. Позволю себе изъявить удовольствие т. Беляеву».
После этого между ними завязалась постоянная переписка. Когда Беляев был на лечении в Евпатории, он написал Циолковскому, что планирует новый роман — «Вторая Луна». Переписка прервалась: в сентябре 1935 года Циолковского не стало. В 1936 году в журнале «Вокруг света» вышел роман о первых внеземных колониях, посвященный великому изобретателю, — «Звезда КЭЦ» (КЭЦ — инициалы Циолковского).
Писатель, работающий в области научной фантастики, должен быть сам так научно образован, чтобы смог не только понять, над чем работает ученый, но и на этой основе предвидеть последствия и возможности, которые подчас неясны еще и самому ученому.
С 1939 года для газеты «Большевистское слово» Беляев писал статьи, рассказы, очерки о Константине Циолковском, Иване Павлове, Герберте Уэллсе, Михаиле Ломоносове. В это же время вышел еще один фантастический роман — «Лаборатория Дубльвэ», а также статья «Золушка» о трудном положении фантастики в литературе. Незадолго до начала Великой Отечественной войны вышел последний прижизненный роман писателя — «Ариэль». В его основу легла детская мечта Беляева — научиться летать.
В июне 1941 года началась война. От эвакуации из Пушкина писатель отказался, потому что его прооперировали. Он не выходил из дома, мог вставать, только чтобы умыться и поесть. В январе 1942 года Александра Беляева не стало. Его дочь Светлана вспоминала: «Когда в город вошли немцы, у нас было несколько пакетов с крупой, немного картошки и бочка квашеной капусты, которую нам подарили знакомые. Нам хватало и такой скудной еды, а отцу в его положении этого оказалось недостаточно. Он стал пухнуть от голода и в конце концов умер…»
Беляева похоронили в братской могиле вместе с другими жителями города.
Галина Беляева — биография
История знает немало знаменитых людей, судьба которых складывалась далеко не так, как им хотелось и мечталось. Наверное, у высших сил есть свое мнение о предназначении каждого отдельного человека, которое очень часто не совпадает с его личными желаниями. И тогда провидение посылает человеку случай или судьбоносную встречу, которая в корне меняет всю его биографию. Именно так случилось с Галиной Беляевой, которая лелеяла мечту стать знаменитой балериной, но стала не менее известной актрисой.
Читайте также: Инна маликова биография личная жизнь дети мужНастоящий головокружительный успех пришел к актрисе Галине Беляевой буквально на следующий день после проката картины «Мой ласковый и нежный зверь».
Детство и юность
Родилась Галина Беляева 26 апреля 1961 года в Иркутске, в семье абсолютно далекой от всякого творчества. Ее родители расстались, когда Галя была еще крохой. Мама Галина Ивановна, уроженка города Канск, забрала дочь и увезла ее в Невинномысск под Ставрополем. Она сама растила и воспитывала дeвoчку. Женщина работала техником-электриком на электроподстанции, потом управляла башенным краном, свободное время посвящала альпинизму.
На фото Галина Беляева в юности
Отца звали Виктор, он тоже был сибиряком. Местом его работы был Братский алюминиевый завод, потом он занимал должность инструктора по парашютному спорту, сам прыгал с парашютом семьсот раз. После развода с мамой Гали, он поселился в Воронеже, женился. Его жена не поднималась с инвалидной коляски, он ухаживал за ней до самой ее кончины. Галина очень долго не видела папу, их встреча состоялась через четыре десятка лет, когда она уже была популярной актрисой.
В школе Галя училась хорошо, старалась не огорчать маму. С ранних лет она увлеклась хореографией и записалась в студию во Дворце культуры химиков.
С каждым годом желание стать известной балериной становилось все сильнее. Чтобы воплотить его в жизнь, Галина уехала в Воронеж, где стала заниматься в местном хореографическом училище. Нужно отметить, что ей тогда было всего тринадцать лет.
Учиться Беляевой было легко, ей нравилось то, чем она занимается. Но после окончания училища дeвyшка так ни разу и не станцевала, потому что еще на старшем курсе в ее жизнь ворвался кинематограф. У нее не было актерского образования, и чтобы восполнить этот пробел Галина уехала в столицу, и с легкостью поступила в Щукинское училище. Диплом «Щуки» она получила в 1983 году, и поступила на службу в Московский академический театр им.Маяковского, в котором служит и сейчас.
Фильмы
Галина училась на последнем курсе хореографического училища, когда попала в поле зрения известного режиссера Эмиля Лотяну. Он на протяжении шести месяцев упopно и безрезультатно пытался найти актрису на роль главной героини в картине «Мой ласковый и нежный зверь». Как только он увидел Беляеву, сразу понял, что перед ним вылитая Оленька Скворцова, и больше никого не нужно искать. Ее утвердили сразу, хотя до этого она не снималась даже в эпизодах. Галине было вдвойне тяжело. Во-первых, полное отсутствие опыта, во-вторых, необходимость выглядеть достойно на фоне Леонида Маркова и Олега Янковского, которые стали ее партнерами по фильму.
Галина Беляева в фильме «Мой ласковый и нежный зверь»
Но шестнадцатилетняя Галина стеснялась только в самом начале, она была не уверена, что справится с этим образом, но вскоре успокоилась. Теперь Галя свободно смеялась и плакала, когда этого требовал сценарий, спокойно ездила верхом, и вообще чувствовала себя достаточно уверенно. Ей помогли искренность и природная естественность, а еще поддержка коллег по площадке, особенно Олега Янковского. Поэтому после первого проката картины ее имя знали в каждом уголке Страны Советов. За ней прочно закрепилось прозвище «советская Одри Хепберн», которое звучало скорее, как комплимент.
После такого успеха Галину сразу пригласили на съемки картины «Все решает мгновение». Сюжет о жизни и победах советской пловчихи, и Беляевой доверили сыграть главную героиню.
Галину начали наперебой приглашать на съемочную площадку, причем ее героини были очень разными. Она привносила в каждый образ что-то свое, умела раскрыть хаpaктер героини, показать ее истинное лицо и намерения. В те годы она засветилась в ленте «Пощечина», где ее героиня Анжела не была ярой моралисткой. Потом актрису пригласили на съемки мюзикла «Ах, водевиль, водевиль…», в комедию «Куда он денется!» и картину «Мнимый больной».
Галина Беляева в фильме «Анна Павлова»
Новый прорыв в карьере актрисы случился после ее участия в биографической драме «Анна Павлова» о жизни и творчестве известной балерины. Галина так увлеклась процессом, что хотела как можно органичнее вжиться в роль. Она побывала в Лондоне, где когда-то жила Анна, чтобы узнать как можно больше подробностей о ней. Актриса расстроилась, когда режиссер сказал, что в танцевальных сценах будут снимать дублершу, она хотела танцевать сама, к тому же еще не утратила навыков в балете.
Но режиссер был непреклонен, потому что зритель должен был видеть танец настоящей легенды, а не простой балерины. Поэтому в качестве дублера решили задействовать солистку Ленинградского театра Валентину Ганибалову.
Галина Беляева была занята на съемочной площадке до конца 80-х годов, а потом больше времени проводила в театре. В 1983-м, одновременно со съемками в «Анне Павловой», актриса снялась в картине «Парк», куда ее пригласили на роль главной героини Вики. Спустя год ее позвали на съемочную площадку музыкальной картины «Герой ее романа», в которой она перевоплотилась в Вику Берсеневу.
Читайте также: Полина гагарина биография личная жизнь муж дети 2017Галина Беляева в фильме «Перикола»
Вскоре Беляева засветилась в кинооперетте «Перикола», в которой ей снова выпала главная роль бродячей средневековой артистки. Актрисе повезло сниматься вместе с Александром Блоком, Спартаком Мишулиным, Евгением Евстигнеевым, Владиславом Стржельчиком.
В 1985-м режиссер Наталья Бондарчук выпустила свой фильм-сказку «Детство Бемби», в которой нашлась роль и для Галины Беляевой. Ее героиню звали Фалина. Середина 80-х годов принесла Галине роли в картинах «Капабланка», «Черная стрела», «Лермонтов», и в каждом из них она играла ключевых героинь. В 1987-м ее фильмография пополнилась комедией «Где бы ни работать…», в которой она тоже вошла в основной актерский состав.
В 1989-м Галина Беляева получила роль в картине «Сувенир для прокурора», где ее партнером стал Юрий Соломин. Спустя ровно год зрители увидели ее в комедийном проекте «Бабник», в котором она снималась вместе с Александром Ширвиндтом. В том же 1990-м ее позвали на съемки фильма-спектакля «Завтра была война». Вскоре после этого актриса засветилась в лентах «Ночной визит» и «Воздушные пираты».
Галина Беляева в фильме «Они танцевали одну зиму»
После этого Галина Беляева надолго пропала с экранов, и вернулась только в 2004-м в фильме «Они танцевали одну зиму», где ей досталась роль учительницы танцев. После этого актриса порадовала своих поклонников появлением в фильмах «Репортеры», «Путешествие», «Старшая дочь».
Телевидение
Актриса надолго ушла из кинематографа, но с экранов телевизоров не пропала. Ее пригласили представлять российскую косметическую фирму, выпускающую крема под названием «Прикосновение». На каждой упаковке крема можно было увидеть ее изображение, кроме этого она участвовала в съемках рекламы.
Галина Беляева в жюри передачи «Танцев со звездами»
В 2016-м актрису позвали в состав жюри на десятый сезон «Танцев со звездами». Еще до начала баталий, Галина сказала всем конкурсантам, что будет оказывать им всяческую поддержку, если они готовы ради танца выкладываться на всю катушку. Беляева считает, что танец должен быть источником радости и удовольствия, настоящих эмоций и самовыражения.
Личная жизнь
Ее первая картина «Мой ласковый и нежный зверь» стала поворотной не только в профессиональном плане, но и в личной жизни. Своего первого мужа, режиссера из Молдавии Эмиля Лотяну она встретила благодаря этому проекту. Они расписались в 1979-м, спустя год в семье родился сын Эмиль. Сын учился на юрфаке МГУ, потом во ВГИКе, уехал в Штаты. В 2000 году женился и подарил Беляевой двух внуков – Марию и Кристиана. Галина развелась с Лотяну в 1984 году.
Галина Беляева с Эмилем Лотяновым и ребенком
Вторым мужем Галины стал хирург Леван Сакварелидзе. Этот бpaк не был зарегистрирован, однако это не помешало супругам стать родителями. В 1985-м у них родился сын Платон, тоже получивший диплом юрфака МГУ. Мальчику был всего годик, когда он впервые попал на съемочную площадку фильмов «Лермонтов» и «Детство Бемби». Актерской карьеры он не сделал.
Галина Беляева с Сергеем Дойченко
Третий бpaк актриса заключила в 1989-м. На этот раз она вышла замуж за бизнесмена и издателя Сергея Дойченко. В 1993 году у них родилась дочка Анна, в 1999-м сын Маркел.Кроме этого с ними жила дочь ее мужа от предыдущего бpaка – Алиса.
Галина Беляева с детьми
У актрисы все время расписано, так что скучать ей просто некогда. Беляева очень любит рисовать и ездить верхом, она училась на курсах по экстремальному вождению автомобиля. У супругов есть дом под Москвой, и все заботы о нем лежат на ее плечах.
Галина Беляева сейчас
К великой радости поклонников ее творчества, Галина снова вернулась на съемочную площадку. Ее пригласили в спортивную ленту «Лев Яшин. Вратарь моей мечты», где она сыграла его жену.
Интересным получился и фильм «Старушки в бегах», где Беляевой досталась заметная роль. Три подружки решили отправиться в бега от своих великовозрастных чад, не предупредив их о своих планах. Поиски мам сближают их детей и заставляют их по-новому взглянуть на некоторые вещи.
Избранная фильмография
- 1978 — «Мой ласковый и нежный зверь»
- 1979 — «Ах, водевиль, водевиль…»
- 1980 — «Мнимый больной»
- 1980 — «Пощёчина»
- 1981 — «Куда он денется!»
- 1985 — «Чёрная стрела»
- 1986 — «Лермонтов»
- 1986 — «Юность Бемби»
- 1987 — «Капабланка»
- 1989 — «Сувенир для прокурора»
- 1990 — «Бабник»
- 2007 — «Репортёры»
- 2018 — «Старушки в бегах»
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.