Актриса калинина валентина личная жизнь
Калинина Валентина Васильевна (18.04.1923 г. — 15.05.1998 г).— советская актриса театра и кино.
Поколению Калининой не очень повезло. Они пришли во МХАТ в годы “холодной войны”, разгула космополитизма. МХАТ ставил плохие пьесы… С начала мая 1955 года в театре не было главного режиссера… Из атмосферы МХАТа уходила значительность… За первые восемь лет работы во МХАТе у Калининой были только две роли…
Хоронили Валентину Калининy. В морге больницы собралось очень мало народу, человек двадцать, не больше. Из МХАТа имени Чехова, в котором актриса прослужила всю свою жизнь, два-три человека, и из МХАТа имени Горького те, кто когда-то учились и работали с ней: Константин Градополов, Клементина Ростовцева, Юрий Ларионов, Елена Хромова…
В 1943 году, когда открыли Школу-студию МХАТа имени Немировича-Данченко, их всех называли счастливчиками. Они выходили на сцену с Качаловым, Книппер-Чеховой, Москвиным, Тархановым, Шевченко, Топорковым, а после окончания Школы почти все были приняты во МХАТ. Тогда об этом можно было только мечтать. Это был первый выпуск. На курсе одной из самых талантливых считалась Валентина Калинина.
В 1955 году она снялась в главной роли в фильме Юлия Райзмана “Урок жизни” и сразу стала известна всей стране.
Во МХАТе все складывалось благополучно. Вскоре после прихода в театр Калинина сыграла Флоренс в спектакле Станицына “Домби и сын”. Это была блестящая работа актрисы. Потом – в пьесе Лилиан Хеллман “Осенний сад”, партнерами были Андровская, Степанова, Кторов, Попова, Массальский. Они имели шумный успех. Калинина играла молоденькую Софи, молодых в пьесе было только двое: она и Константин. Градополов, и обаяние камерного спектакля действовало на зрительный зал.
Но поколению Калининой не очень повезло. Они пришли во МХАТ в годы “холодной войны”, разгула космополитизма. МХАТ ставил плохие пьесы: “Алмазы” Асанова, “Дни и ночи” Симонова, “Зеленую улицу” Сурова – все это явно компрометировало прославленный театр. С начала мая 1955 года в театре не было главного режиссера, а МХАТ нуждался в твердом и принципиальном руководителе. Разрушалась привычная симметрия внутритеатральной жизни. Из атмосферы МХАТа уходила значительность. Размывались личные, живые контакты между театром и драматургами. Из репертуара исчезла русская классика. За первые восемь лет работы во МХАТе у Калининой были только две роли, они свидетельствовали о большом лирическом даровании актрисы.
После неудачи с горьковскими “Дачниками” появилась инсценировка романа Тургенева “Дворянское гнездо”, Калинина играла Лизу Калитину, спектакль ставил Яншин. К сожалению, славы театру спектакль не прибавил, но Калинина и в этой роли была изящна, утонченна, может быть, только излишне нервна.
Работая с Яншиным, она одновременно репетировала с Кедровым. Сегодня его имя известно только знатокам истории МХАТа, а ведь он был в течение девяти лет после cмepти Хмелева художественным руководителем театра.
Калинину он занял в “Зимней сказке” Шекспира. Работа над Шекспиром длилась 35 месяцев, потребовалось 673 репетиции. Желание восстановить свой творческий престиж, взять своего рода реванш за предыдущие поражения обусловили этот бесконечный репетиционный процесс. В “Зимней сказке” Калинина сыграла Утрату. Она делала все, что могла, но спектакль тоже не получился. За девять лет руководства прославленным коллективом у Кедрова был один великий спектакль – “Плоды просвещения”, равный еще одному выдающемуся явлению на сцене МХАТа до того, как Кедров принял художественное руководство, “Глубокая разведка” по пьесе Крона, все остальное были поражения. Естественно, это коснулось актеров, занятых в его спектаклях.
Весна конца 50-х годов изменила и театральную жизнь. Менялось мировоззрение, иной смысл стал вкладываться в слово “современный”.
МХАТ в это время выпускал “Кукольный дом”, ставил Иван Тарханов. Нору играла Валентина Калинина. Спектакль получился неувлекательный. В роли было много тонких оттенков, но это не спасало положения.
Когда Варпаховский в 1968-м ставил во МХАТе “Дни Турбиных”, естественно, что роль Елены он поручил Калининой, у нее была репутация самой талантливой героини молодого МХАТа доефремовского периода. “Дни Турбиных” стали еще одной неудачей театра.
“Старики” всерьез задумались – что делать? Было решено пригласить Ефремова, и как известно, в 1970 году Олег Ефремов возглавил МХАТ.
Он в первый же сезон начал резко перестраивать жизнь театра, менялся репертуар, в труппу пришли новые актеры, создавалось новое умение зажигать зал гражданской страстностью и глубиной проникновения в “жизнь человеческого духа”. Были надежды, что МХАТ снова станет “властителем дум”. С тех пор много воды утекло. У театра давно уже нет прежней магической власти.
Валентина Калинина с волнением ждала прихода Олега Ефремова, интуитивно понимая, что вряд ли она станет “его актрисой”. Ее жизнь протекала во МХАТе в годы неудач и кризиса театра, когда победы исчислялись единицами, но мхатовский воздух еще чудом удерживался. Еще живы были “старики”, ее особенно ценил Яншин, она не могла забыть свое участие в спектакле “Осенний сад” с Верой Николаевной Поповой. Теперь наступали “новые времена”.
Свой режиссерский путь во МХАТе Ефремов начал с пьес “Дульсинея Тобосская” А. Володина и “Последние” Горького. Спектакли были спopные. Калинина сыграла Софью в “Последних”, ее Софья была слита с манерами начала века. Кому-то мешало “ломанье”, “стилизация”, но за всем этим вставал живой человек, тонкий, вибрирующий и глубоко несчастливый. Роль была сыграна очень сильно, но Калинина играла лишь во втором составе, первой исполнительницей была Г. Калиновская, хотя все понимали, что сравнивать этих актрис по таланту не приходится. С годами она становилась болезненно нервной.
Читайте также: Актриса катя горина личная жизньПоследней ее работой во МХАТе стала роль Дочери в пьесе Олби “Все кончено” в постановке актрисы “Современника” Л. Толмачевой. Впервые спектакль показали публике 30 декабря 1979 года, но шел он, к сожалению, недолго, сыграли его 52 раза, и он окончил свою жизнь – болела Мария Ивановна Бабанова, приглашенная на роль. Великая актриса ценила Калинину, ей нравилось, как она “кусала” Любовницу (ее замечательно играла Степанова), как вела диалог с ней. Бабанова играла Жену, Дочь вызывала у нее чувство усталости, она была не довольна ею и давала ей это почувствовать. Актрисы вели дуэль с художническим чувством, находя собственный душевный отзвук тому, что приходилось играть на сцене, и, несмотря на разные манеры игры, их драматическая одухотворенность придавала спектаклю особую весомость. Калинина не всем нравилась в этой роли. Ефремов ее не принимал, его раздражала ее взвинченность. Но вот недавно по телевидению показали этот давний спектакль – и даже для тех, кто не принадлежал к числу поклонников Калининой, стало очевидно, как глубоко и тонко она играла.
Впереди было разделение МХАТа, но еще до этого события Ефремов проводил необходимое сокращение труппы. Каждый актер обсуждался на художественном совете, затем шло голосование. Все зависело от случая, как часто бывает в театре. Калининой не хватило одного голоса, и она из театра вынуждена была уйти. Ей предстояло прожить еще десять лет, не исключено, что и больше, сложись все иначе. Она могла играть и играть…
Детей у нее не было, умер муж, и она осталась одна. Примириться с тем, что она вне МХАТа, она не могла. В театр никогда не приходила и, в сущности, была бесконечно несчастна и одинока. Жила на пенсию, трудно и скудно, и умерла одна в пустой квартире. Нашли ее труп через несколько дней после cмepти. Потом были похороны, актрисы рыдали над гробом, виня себя, что были невнимательны к ней. Но все уже было кончено, как в той пьесе, в которой она играла на сцене когда-то родного ей МХАТа.
Эта актриса имела совершенно нетипичную для советской женщины внешность. Многим казалось, что обладательница такой редкой красоты, должна быть очень востребованна в кино. Но в действительности все произошло совершенно по-другому. Когда один высокопартийный босс вознамерился сделать актрису своей любовницей, но получил категоричный отказ, в её личном деле тут же оказалась приписка: “Актриса с несоветским лицом, в фильмах не снимать!”
Майя Менглет
8 августа свой 85-летний юбилей отмечает Заслуженная артистка РСФСР Майя Менглет. Она родилась в Москве, в актерской семье. Своей необычной красотой она обязана матери Валентине Королевой, имевшей латышские и еврейские корни. Талантом Майя пошла в отца – Ге opгия Менглета, в роду которого были французы. Несмотря на то, что еще ребенком Майя снялась в фильме “Лермонтов” (1943), становиться профессиональной актрисой она не собиралась, так как очень боялась сцены и комплексовала из-за своей внешности.
Ге opгий Менглет и Валентина Королева
Со временем актерские гены дали о себе знать. В 1953 году дeвyшка тайком от родителей поступает в Школу-студию МХАТ. На четвертом курсе Майя получает приглашение на пробы к фильму “Дело было в Пенькове” (1957). На роль зоотехника Тони претендовали многие известные актрисы, в том числе и жена режиссёра картины Станислава Ростоцкого, Нина Меньшикова. Но режиссёру так понравилась непосредственность и открытость начинающей актрисы, что он утвердил её на главную роль, несмотря на недовольство киночиновников.
Афиша фильма “Дело было в Пенькове”
Зрители по-настоящему полюбили героиню фильма и сочувствовали ей. Они требовали продолжения, им так хотелось, чтобы Тоня была счастлива с Матвеем, но создатели фильма оставили всё как есть, предоставляя зрителям самим додумать судьбу героев. Майя Менглет очень спокойно отнеслась к обрушившейся на неё славе. Она стала одной из самых популярных актрис советского кино. Повсюду висели афиши и продавались открытки с её изображением.
Майя много ездила за границу на различные кинофестивали. В 1964 году её и Ларису Голубкину пригласили на приём в Кремль. Молодые актрисы были ведущими правительственного концерта. Майя Ге opгиевна часто вспоминает, как пригласивший её на вальс Леонид Ильич Брежнев, отдавил ей все ноги, и при этом ещё не забыл сделать “комплимент” по поводу раскосых глаз.
Конечно, несмотря на запрет, актриса снялась ещё в нескольких фильмах: “Матрос с “Кометы” (1958), “Исправленному верить” (1959), “Алёнка” (1961), “Домой” (1960) “Алло, Варшава” (1971), “Шанс” (1984), “Женский день” (1990), “Встретимся на Таити” (1991) “Крысиные похороны по Брэму Стокеру” (1994), “На углу, у Патриарших” (1995) и других. Но единственной звездной ролью в кинокарьере актрисы так и останется Тоня Глечикова. А фильм “Дело было в Пенькове” войдёт в Золотой фонд нашего кино.
Сама актриса по этому поводу не очень расстраивалась. Она всегда говорит, что любит театр гораздо больше, чем кинематограф. В МДТ имени К.С. Станиславского работал муж Майи Менглет Леонид Сатановский, а сама она оказалась в нём, благодаря своему другу и однокурснику Евгению Урбансому. Однажды он позвонил актрисе и позвал попробоваться в спектакле “Открытое окно” (1958). Игра актрисы очень понравилась режиссёру Михаилу Яншину, который уговорил её остаться в театре. Майя Менглет была задействована пpaктически во всех основных спектаклях, и у неё было очень много хороших ролей.
Майя Менглет с Евгением Урбанским и Михаилом Козаковым
Читайте также: Актриса нина усатова личная жизнь фотоАктриса отдала театру более сорока лет своей жизни. Но сменилось руководство, Майю Менглет и Леонида Сатановского вынудили уйти. Такая несправедливость очень негативно сказалась на здоровье обоих супругов. Им необходима была поддержка. На помощь пришли сыновья Алексей и Дмитрий, проживавшие в то время в Австралии. Они пригласили родителей к себе.
Майя Менглет и Леонид Сатановский в фильме “На углу, у Патриарших”
В начале супруги радовались возможности отдохнуть, побыть с детьми, но потом стали ждать вызова на Родину. Их не покидала надежда, что они будут приглашены в какой-нибудь театр. Но к большому сожалению, про актёрскую пару все забыли. Некоторое время Майя Ге opгиевна участвовала в антрепризных спектаклях Михаила Козакова, а позже ей вместе с супругом, поступило предложение играть в Монреальском Русском драматическом театре. В начале они с радостью его приняли, но постоянные гастроли, перелёты, смена климата и нервные переживания, очень негативно сказались на состоянии Леонида Моисеевича, которого не стало в 2015 году.
Майя Менглет и Леонид Сатановский
Майя Ге opгиевна до сих пор не оправилась от потери мужа. Сейчас смыслом всей её жизни стали внуки и правнуки. Себя актриса считает гражданкой России. “Я Ваша!” – постоянно говорит она российским зрителям и почитателям её таланта. Хочется поздравить замечательную актрису с юбилеем и пожелать ей крепкого здоровья.
Майя Менглет 2018 год
Если Вам понравилась статья, ставьте лайки, оставляйте комментарии, а также не забывайте подписываться на мой канал.
Биография
Поколению Калининой не очень повезло. Они пришли во МХАТ в годы “холодной войны”, разгула космополитизма. МХАТ ставил плохие пьесы… С начала мая 1955 года в театре не было главного режиссера… Из атмосферы МХАТа уходила значительность… За первые восемь лет работы во МХАТе у Калининой были только две роли…
Хоронили Валентину Калининy. В морге больницы собралось очень мало народу, человек двадцать, не больше. Из МХАТа имени Чехова, в котором актриса прослужила всю свою жизнь, два-три человека, и из МХАТа имени Горького те, кто когда-то учились и работали с ней: Константин Градополов, Клементина Ростовцева, Юрий Ларионов, Елена Хромова…
В 1943 году, когда открыли Школу-студию МХАТа имени Немировича-Данченко, их всех называли счастливчиками. Они выходили на сцену с Качаловым, Книппер-Чеховой, Москвиным, Тархановым, Шевченко, Топорковым, а после окончания Школы почти все были приняты во МХАТ. Тогда об этом можно было только мечтать. Это был первый выпуск. На курсе одной из самых талантливых считалась Валентина Калинина.
В 1955 году она снялась в главной роли в фильме Юлия Райзмана “Урок жизни” и сразу стала известна всей стране.
Во МХАТе все складывалось благополучно. Вскоре после прихода в театр Калинина сыграла Флоренс в спектакле Станицына “Домби и сын”. Это была блестящая работа актрисы. Потом – в пьесе Лилиан Хеллман “Осенний сад”, партнерами были Андровская, Степанова, Кторов, Попова, Массальский. Они имели шумный успех. Калинина играла молоденькую Софи, молодых в пьесе было только двое: она и Константин. Градополов, и обаяние камерного спектакля действовало на зрительный зал.
Но поколению Калининой не очень повезло. Они пришли во МХАТ в годы “холодной войны”, разгула космополитизма. МХАТ ставил плохие пьесы: “Алмазы” Асанова, “Дни и ночи” Симонова, “Зеленую улицу” Сурова – все это явно компрометировало прославленный театр. С начала мая 1955 года в театре не было главного режиссера, а МХАТ нуждался в твердом и принципиальном руководителе. Разрушалась привычная симметрия внутритеатральной жизни. Из атмосферы МХАТа уходила значительность. Размывались личные, живые контакты между театром и драматургами. Из репертуара исчезла русская классика. За первые восемь лет работы во МХАТе у Калининой были только две роли, они свидетельствовали о большом лирическом даровании актрисы.
После неудачи с горьковскими “Дачниками” появилась инсценировка романа Тургенева “Дворянское гнездо”, Калинина играла Лизу Калитину, спектакль ставил Яншин. К сожалению, славы театру спектакль не прибавил, но Калинина и в этой роли была изящна, утонченна, может быть, только излишне нервна.
Работая с Яншиным, она одновременно репетировала с Кедровым. Сегодня его имя известно только знатокам истории МХАТа, а ведь он был в течение девяти лет после cмepти Хмелева художественным руководителем театра.
Читайте также: Анна якyнина актриса личная жизнь фотоКалинину он занял в “Зимней сказке” Шекспира. Работа над Шекспиром длилась 35 месяцев, потребовалось 673 репетиции. Желание восстановить свой творческий престиж, взять своего рода реванш за предыдущие поражения обусловили этот бесконечный репетиционный процесс. В “Зимней сказке” Калинина сыграла Утрату. Она делала все, что могла, но спектакль тоже не получился. За девять лет руководства прославленным коллективом у Кедрова был один великий спектакль – “Плоды просвещения”, равный еще одному выдающемуся явлению на сцене МХАТа до того, как Кедров принял художественное руководство, “Глубокая разведка” по пьесе Крона, все остальное были поражения. Естественно, это коснулось актеров, занятых в его спектаклях.
Весна конца 50-х годов изменила и театральную жизнь. Менялось мировоззрение, иной смысл стал вкладываться в слово “современный”.
МХАТ в это время выпускал “Кукольный дом”, ставил Иван Тарханов. Нору играла Валентина Калинина. Спектакль получился неувлекательный. В роли было много тонких оттенков, но это не спасало положения.
Когда Варпаховский в 1968-м ставил во МХАТе “Дни Турбиных”, естественно, что роль Елены он поручил Калининой, у нее была репутация самой талантливой героини молодого МХАТа доефремовского периода. “Дни Турбиных” стали еще одной неудачей театра.
“Старики” всерьез задумались – что делать? Было решено пригласить Ефремова, и как известно, в 1970 году Олег Ефремов возглавил МХАТ.
Он в первый же сезон начал резко перестраивать жизнь театра, менялся репертуар, в труппу пришли новые актеры, создавалось новое умение зажигать зал гражданской страстностью и глубиной проникновения в “жизнь человеческого духа”. Были надежды, что МХАТ снова станет “властителем дум”. С тех пор много воды утекло. У театра давно уже нет прежней магической власти.
Валентина Калинина с волнением ждала прихода Олега Ефремова, интуитивно понимая, что вряд ли она станет “его актрисой”. Ее жизнь протекала во МХАТе в годы неудач и кризиса театра, когда победы исчислялись единицами, но мхатовский воздух еще чудом удерживался. Еще живы были “старики”, ее особенно ценил Яншин, она не могла забыть свое участие в спектакле “Осенний сад” с Верой Николаевной Поповой. Теперь наступали “новые времена”.
Свой режиссерский путь во МХАТе Ефремов начал с пьес “Дульсинея Тобосская” А. Володина и “Последние” Горького. Спектакли были спopные. Калинина сыграла Софью в “Последних”, ее Софья была слита с манерами начала века. Кому-то мешало “ломанье”, “стилизация”, но за всем этим вставал живой человек, тонкий, вибрирующий и глубоко несчастливый. Роль была сыграна очень сильно, но Калинина играла лишь во втором составе, первой исполнительницей была Г. Калиновская, хотя все понимали, что сравнивать этих актрис по таланту не приходится. С годами она становилась болезненно нервной.
Последней ее работой во МХАТе стала роль Дочери в пьесе Олби “Все кончено” в постановке актрисы “Современника” Л. Толмачевой. Впервые спектакль показали публике 30 декабря 1979 года, но шел он, к сожалению, недолго, сыграли его 52 раза, и он окончил свою жизнь – болела Мария Ивановна Бабанова, приглашенная на роль. Великая актриса ценила Калинину, ей нравилось, как она “кусала” Любовницу (ее замечательно играла Степанова), как вела диалог с ней. Бабанова играла Жену, Дочь вызывала у нее чувство усталости, она была не довольна ею и давала ей это почувствовать. Актрисы вели дуэль с художническим чувством, находя собственный душевный отзвук тому, что приходилось играть на сцене, и, несмотря на разные манеры игры, их драматическая одухотворенность придавала спектаклю особую весомость. Калинина не всем нравилась в этой роли. Ефремов ее не принимал, его раздражала ее взвинченность. Но вот недавно по телевидению показали этот давний спектакль – и даже для тех, кто не принадлежал к числу поклонников Калининой, стало очевидно, как глубоко и тонко она играла.
Впереди было разделение МХАТа, но еще до этого события Ефремов проводил необходимое сокращение труппы. Каждый актер обсуждался на художественном совете, затем шло голосование. Все зависело от случая, как часто бывает в театре. Калининой не хватило одного голоса, и она из театра вынуждена была уйти. Ей предстояло прожить еще десять лет, не исключено, что и больше, сложись все иначе. Она могла играть и играть…
Детей у нее не было, умер муж, и она осталась одна. Примириться с тем, что она вне МХАТа, она не могла. В театр никогда не приходила и, в сущности, была бесконечно несчастна и одинока. Жила на пенсию, трудно и скудно, и умерла одна в пустой квартире. Нашли ее труп через несколько дней после cмepти. Потом были похороны, актрисы рыдали над гробом, виня себя, что были невнимательны к ней. Но все уже было кончено, как в той пьесе, в которой она играла на сцене когда-то родного ей МХАТа.
Исходный текст: “Театральный дождь”, серия “Мир искусств” No.4, 1998