Биографии    


Актриса людмила уланова личная жизнь

 Актриса людмила уланова личная жизнь

Я не смог спасти своего ребенка. А меня спасали многие: Галина Волчек, Валентин Гафт. Моя опора — жена, актриса Людмила Уланова

Фото: Павел Щелканцев

Люблю тебя и всегда жду». В этот день записал в своем дневнике: «Неужели настало время, когда я нужен своему сыну?»

На Сашиных сороковинах отец Петр, который его отпевал, рассказал, как однажды ему пришлось совершать панихиду по изуверски избитой дeвyшке: «Если бы плачущие и молящиеся родственники действительно захотели видеть ее живой, Христос обязательно бы ее воскресил». Батюшка говорил о недостаточности не только нашей веры, но и любви. Он считает, что в глубине души все мы — эгоисты. Может, и так. Но то, что связывает родителей и детей, — вне земного притяжения. Если бы у матерей и отцов, потерявших детей, появилась реальная возможность ценой собственной жизни их воскресить, эти глубинные эгоисты с невероятной легкостью сказали бы: «Да, Господи, возьми мою жизнь.

Только позволь ощутить запах его волос, прикоснуться к нему живому».

Я не смог спасти своего ребенка. А вот меня спасали многие. Галина Борисовна Волчек. Не знаю, чем заслужил, но всегда, когда очень плохо, она протягивает руку помощи. Всегда. Как она угадывает чужую боль? В январе театр взял меня на гастроли в Лондон, хотя особой необходимости во мне не было. Как-то подсел Валентин Иосифович Гафт. Распахнуто глядя в меня, он произнес: «Все проходит». Это было сказано с таким знанием тяжести утрат, что я, как за спасательный канат, ухватился за его слова. Только теперь понимаю, зачем он это сказал. Валентин Иосифович знает по себе: ничто не проходит.

Господь терпел и нам велел.

А еще моя опора — жена, актриса Людмила Уланова. Когда ее узнают на улице, обязательно заметят: «Ой, в жизни вы совершенно другая». Да, она мало похожа на следователя Валентину Железняк из сериала «Всегда говори всегда». Наш роман проходил в однокомнатной квартире в Кузьминках. У нас был свой уголок на кухне. Вместе держали удары судьбы, когда один за другим уходили наши родители. Моя мама год пролежала в коме. Были периоды, когда вся семья, в том числе и я, попадали в разные больницы на разных концах города. Люда поспевала всюду. Потом ждала меня, пока работал главрежем в Екатеринбурге. Ее роль в мюзикле «Скрипач на крыше», который я ставил в Музыкальном театре Владимира Назарова, номинировалась на «Золотую маску». Над последними моими сценариями мы работали вместе, она отличный редактор.

В моих фильмах («К вам пришел ангел», «Мальтийский крест», «Нежные встречи». — Прим. ред.) сыграла эпизоды. Ночами не спала, изводила своими сомнениями, а потом вся группа собиралась у монитора и хохотала над ее импровизациями в кадре. Люда — душа и организатор всех наших праздников, архитектор нашей дачи. Зимой у нас кормится пара десятков котов со всей округи. Дети ее обожают. В Ростове-на-Дону у нас растет внучка. В прошлом году мы получили благодарственное письмо от администрации города Черепаново: «Уважаемые Людмила Владимировна и Николай Викторович! Выражаем Вам искреннюю признательность и благодарность за участие в мероприятиях, посвященных увековечиванию памяти нашего земляка Жданько Станислава Алексеевича…»

Ну, там еще много приятных, хоть и красивых слов.

Редакция благодарит за помощь в организации съемки мебельный шоу-рум Promemoria.

Коллекция. Караван историй

У Галины Улановой было много высокопоставленных воздыхателей

«Обыкновенной богиней» называл ее писатель Алексей Толстой. «Человеком другого измерения» — режиссер Сергeй Эйзенштейн. «Гением русского балета» — композитор Сергeй Прокофьев. В свежем британском сериале «Корона» есть интересный эпизод, когда королева Елизавета II находит в багаже мужа фотографию Галины, а потом долго мучается и размышляет, изменял ли ей Филипп с русской балериной или нет. Оставим вопрос открытым. Из сонма многочисленных любовных историй великой Улановой одна выделяется на фоне остальных. Потому что это — история любви к женщине.

В доме на Котельнической набережной, в квартире 185, где в последние годы жила звезда русского балета, сейчас — музей. Тот, кто в допандемийные времена успел попасть туда, возможно, вспомнит фотографию маленькой пухлощекой дeвoчки на стене коридора. Многие по ошибке считают, будто это — портрет балерины в детстве. Однако на видном месте в квартире Улановой висит детская фотография Татьяны Агафоновой, журналистки «Комсомолки», с которой они вместе прожили 20 лет.

В музее Татьяну тактично называют «компаньонкой, подругой, личным секретарем, помощницей по ведению домашнего хозяйства». Но сегодня все чаще из уст биографов звучит ранее скрывавшаяся информация о том, что Агафонова на самом деле была любовницей Улановой.

Журналистка Агафонова

От нимфоманки до лecбиянки

Впервые о нетрадиционной связи балерины с журналисткой заговорили шесть лет назад в издании «Знамя», где были опубликованы мемуары российского искусствоведа и публициста Инги Каретниковой «Портреты разного размера». Автор мемуаров, хорошо знавшая Агафонову со школьных лет, вспоминает, что та поначалу не проявляла склонности к себе подобным. Напротив, она изображала из себя эдакую триеровскую нимфоманку. Яркая, породистая блондинка с крупными украшениями, любящая быть в центре внимания. С юности у нее были толпы любовников, и она обожала шокировать подруг подробностями ceкcуальных отношений. Могла позвонить и ошарашить:

— Вчера у меня был ceкc сразу с двумя. Одного ты знаешь…

Одним словом, ничто не предвещало, что во время очередного телефонного разговора Агафонова вдруг отречется от прежних интересов и неожиданно признается:

— Я сейчас презираю всех мужчин — эту потную свору, и боготворю мою возлюбленную. Это Галина Уланова. Любовь с первого взгляда. У обеих.

Журналистка «Комсомолки» Тамара Громова рассказывает, как Агафонова еще на заре дружбы с Улановой подолгу общалась с балериной по телефону. Особенно накладно выходило, когда Большой театр уезжал на зарубежные гастроли, а журналистка продолжала звонить своей любимице каждый день.

Читайте также:  Актриса елена подкаминская личная жизнь муж

— В конце концов, — вспоминает Громова, — переговорные счета возмутили редакцию. Татьяне предложили звонить из дома.

Но вскоре Агафонова уволилась и переехала жить к Улановой на правах «домоправительницы», освободив балерину от хозяйственных забот.

Раневская была соседкой балерины по высотке. Говорят, их связывали очень близкие отношения. Но с появлением Тани в жизни Улановой все другие женщины перестали существовать. Фаина Ге opгиевна смолчать на предательство не смогла и постeбaлась над ее ножками в кино, изобразив куриными голенями танец балерины. Фото: Globallookpress.com

Кисель и камень

«Начало 70-х — знакомство с журналисткой Т. В. Агафоновой, которая до своей cмepти в 1994 году была личным помощником и компаньонкой Г. С. Улановой», — гласит единственное упоминание об Агафоновой в музее Бахрушина, где не так давно завершилась выставка «Уланова».

Как говорила Галина Сергеевна, их «интересные отношения» начались благодаря интервью. Агафонова планировала писать книгу о великой балерине, и журналистку комaндировали к Улановой. Балерина слыла закрытым человеком: побеседовать с ней было не так просто. Пробивная Агафонова поразила Галину Сергеевну тем, что не стала ждать, осаждать письмами, а просто вошла к ней в ложу во время концерта.

Они проговорили все отделение, а на следующий день Уланова пригласила журналистку домой за фотографиями. Она честно предупредила, что обеда не будет.

— Я не умею готовить, — призналась балерина без задней мысли.

Она и думать не могла, что на следующий день гостья явится в знаменитую высотку на Котельнической с полными руками провианта. В принесенных кастрюльках и судочках было и вкусное первое, и второе, и даже клюквенный кисель.

Так что, как пишут сегодня интересующиеся, если какие-то сверхтесные отношения и имели место, то начались они не с поцелуев и ласк, а с простого человеческого участия.

В этом была вся Агафонова.

Биограф Ольга Ковалик отмечает, что прежде всего в Тане сказывалась школа «КП»: журналистка умела помогать и сохранять связи с героями репортажей. К слову, и готовиться к интервью Татьяна начала за несколько десятилетий до разговора в ложе. С малых лет она была улановской поклонницей, периодически писала ей письма с пожеланиями вечной молодости, а однажды во время репортажа по следам геологической экспедиции обнаружила новый минерал, который назвала «улановит». Об этом она сообщила балерине в 1960 году в поздравительном письме на 50-летие, приложив подарок — друзу азурита.

Ученицы Галину Сергеевну обожали. Фото: © «ИТАР-ТАСС»

Главный подвиг

У Татьяны был опыт тесной дружбы с ВИП-персонами. Например, взяв интервью у режиссера-документалиста Романа Кармена, она подружилась с его женой и стала своим человеком в их доме. Это было до переезда к Улановой.

Но как оценить ее роль в жизни балерины?

Нынешние эксперты сравнивают историю Улановой с историей Людмилы Зыкиной, впавшей в полную зависимость от своей домоправительницы Татьяны Свинковой.

По мнению одних, Агафонова взяла балерину под жесткий контроль, оттеснила друзей и знакомых, так что та и шагу не могла ступить без ее разрешения. Другие, напротив, отмечают, что благодаря пробивному хаpaктеру наперсницы Уланова смогла обзавестись большой квартирой, получить паек, вторую звезду Героя Социалистического Труда, про нее сняли фильм. Агафонова обслуживала мало приспособленную к быту балерину.

— В мой дом вернулась жизнь, — говорила сама Уланова.

А журналист Лев Колодный отмечает:

— Агафонова совершила свой главный подвиг: поставила крест на карьере и бросила ее к ногам подруги.

Что так привлекло великую балерину в журналистке?

Каретникова дает ей не очень лестную хаpaктеристику. В мемуарах подчеркивается, что в этой женщине не было ничего, что могло бы заинтересовать утонченную Уланову. По мнению автора, Таня не отличалась красотой, имела кривые зубы, читала мало, писала плохо (типа «В комнату вошел председатель колхоза Огурцов, с лицом Пьера Безухова»). Славы и известности в газете она достигла в основном благодаря любовным связям, в том числе с главным редактором газеты Алексеем Аджубеем — зятем Хрущева.

— Очень рано ceкc стал центром всех Таниных мыслей и переживаний, вытеснив интерес к музыке, искусству, книгам… Ее необразованность и отсутствие любопытства тогда и в дальнейшем вызывали удивление, — пишет автор.

Впрочем, слова Каретниковой сильно противоречат отзывам коллег Агафоновой. Да, многие не скрывают, что Татьяна раздражала их легким отношением к жизни. Добиться от нее материала было почти невозможно. Она не умела держать язык за зубами и вечно опаздывала на работу — коллегам, чтобы прикрыть ее перед начальством, приходилось раскидывать вещи в кабинете, будто она пришла.

Татьяну знали от Москвы до самых до окраин. Она отправлялась с экспедицией на поиски йети, по следам жен декабристов в Сибирь, искала таинственную Мангазею, срывалась на полярную станцию, была первой советской журналисткой на Кубе…

По мнению Ковалик, балерину привлекла в ней именно деятельная надежность. Уланова не страдала от нехватки внимания, ее окружали люди, но толпы обожателей не стоили одной Татьяны.

— Я называю их мыльными пузырями, — жаловалась Уланова. — Они звонят мне, предлагают сделать то, в чем я действительно нуждаюсь, и исчезают. Проходит месяц, два, они снова звонят, снова обещают. Как это странно! Если я хотела помочь кому-то, мне и в голову не приходило спросить, надо или нет, — я делала.

Этим они и были похожи с Таней.

«Как ты могла уйти раньше меня!»

Несмотря на то, что Татьяна была на 20 лет моложе возлюбленной, она умерла раньше. Агафонова болела давно, считая, что предрасположенность к paку ей досталась от матери. Но своим здоровьем почти не занималась — всегда находились дела поважнее.

Читайте также:  Кто такая ирина ефремова актриса личная жизнь муж

В блокноте журналистки сохранилась запись о поездке в Латинскую Америку в 1983 году, где она перечисляет то, что было в чемодане Улановой, включая французскую косметику, вечерние платья «лучших французских фирм, единичные экземпляры», и мимоходом добавляет в конце: «Мои дела!! На 5-й день — уколы (если сильно — по 2 ампулы)».

В последний год жизни она перенесла тяжелую oнкoлoгическую операцию, а Галина Сергеевна испереживалась, похудела и побледнела…

Незадолго до cмepти, в 1994 году, Таня написала Улановой последнее письмо, начинавшееся словами: «Любимая Галина Сергеевна! Прошедший год жизни очень был трагическим. Я уйду из жизни…»

…Когда это случилось, Уланова собственноручно омывала, одевала и прихорашивала в гробу Татьяну.

— Она была мне помощницей, другом, дочкой, — признавалась суперзвезда. — С ней я была как за каменной стеной.

Уланова сильно сдала и почти год провела в психиатрической клинике, а вернувшись домой, поставила портрет Тани на телевизор и каждый день разговаривала с ней.

В 1998-м не стало и Галины Сергеевны. Дневники Улановой, которые могли бы пролить свет на отношения двух женщин, уничтожены. Перед cмepтью балерина их сожгла.

Галина Уланова

Галина Уланова стала звездой Мариинского, а затем и Большого театров, сумела блестяще воплотить образ Джульетты из произведения Прокофьева, покорила критиков Вены, Лондона и Стокгольма. Более 30 лет артистка блистала на сцене, а в 50 завершила карьеру танцовщицы. Гвалт аплодисментов в ее жизни сменился поистине оглушительной тишиной.

Балерина продолжала преподавать и видеться с коллегами, однако с возрастом рядом с ней не осталось ни одного по-настоящему близкого человека. По разным причинам прима расходилась с избранниками, а в последние годы уже не мечтала встретить любовь. Она скончалась 21 марта 1998-го в 88 лет, унеся с собой в могилу сокровенные тайны, которыми не была готова делиться ни с кем.

ЗВЕЗДНЫЙ ПУТЬ

С юных лет Галина Уланова знала, что станет балериной

Галине Сергеевне было суждено стать звездой балета, ведь она родилась в семье артистов Мариинки. Позднее ее папа переквалифицировался из солиста в театрального режиссера, а мама — в педагога по хореографии. Девочка росла настоящим сорванцом: лазала по деревьям и стреляла из лука.

Все изменилось, когда девятилетнего ребенка приняли в Петроградское танцевальное училище. С Улановой занималась мама, Мария Романова, а затем Агриппина Ваганова, в честь которой впоследствии назвали образовательное учреждение. Маленькая Галя все схватывала на лету, и педагоги пророчили ей большое будущее на сцене.

не пропуститеБалерина Мариинки признала роковую роль в крахе бpaка дочери Алисы Фрейндлих

С первых постановок Галина Сергеевна привлекла внимание публики, танцуя с таким изяществом и эмоциональностью, что ей завидовали более опытные коллеги. Спустя год после окончания училища балерина получила ведущую партию в «Лебедином озере». Ее дуэт с Константином Сергеевым называли образцовым. Критики высоко оценили работу Улановой в спектаклях «Жизель» и «Щелкунчик», но главным ее достижением стал образ Джульетты в произведении Сергея Прокофьева. Музыка композитора казалась непривычной, уводя и артистов и зрителей от мягкости Чайковского и Шопена.

«В особенности поражал весь последний акт, когда героиня вся совершенно дрожит неизвестно отчего, и только в cмepти ей выход. Такая здесь музыка, которая тебя заставляет быть в дрожи. Я все-таки более лирическая танцовщица. А благодаря Прокофьеву, оказывается, стала и драматической», — подчеркивала Галина Уланова.

Галина Уланова и Юрий Жданов в фильме-балете «Ромео и Джульетта»

Грянула война, и искусство стало нести совсем иной хаpaктер. Чтобы воодушевить людей, балерина выступала перед ранеными в госпиталях Екатеринбурга, Перми и Алма-Аты. В середине 40-х Улановой пришлось покинуть любимый ею Ленинград: так пожелал сам Сталин, считавший, что танцовщица такого уровня должна присутствовать на всех официальных кремлевских приемах. Особого выбора у Галины Сергеевны не было — или перейти в Большой театр, или закончить карьеру.

В Москве артистка быстро завоевала критиков и зрителей, спектакли с ней стали самыми посещаемыми в городе. С Большим театром звезда сцены отправилась на зарубежные гастроли. В Венской опере зал аплодировал русской балерине стоя, еще большим успехом обернулось для нее выступление в Лондоне. Газеты писали, что так не встречали ни одну танцовщицу со времен Анны Павловой, а ведь в тот момент Улановой уже было 46.

В Лондоне генеральный директор BBC Джеральд Бидл поздравлял Уланову с премьерой

Ее авторитет в мире искусства был непоколебим. Иpaклий Андроников говорил, что Галину Сергеевну нельзя называть просто балериной, ведь в танце она — поэт. Рудольф Нуреев отмечал, что Уланова чиста и не развращена бытом театра благодаря уникальной способности оставаться непритязательной, поглощенной профессией и далекой от интриг труппы. Артистка отличалась молчаливостью и закрытостью, ее действительно интересовало только главное дело жизни. Она сравнивала себя с лошадью в шорах, у которой нет ни желания, ни возможности смотреть в сторону, отвлекаясь от дороги.

не пропуститеКлеймо предателя, разлука с близкими и ВИЧ – цена «прыжка к свободе» Рудольфа Нуреева

В 50 Уланова завершила карьеру «Шопенианой». Однако из театра она не ушла, начав преподавательскую деятельность. Среди учеников хореографа — Николай Цискаридзе, Екатерина Максимова, Нина Тимофеева, солисты парижского, токийского и стокгольмского балетов.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Юрий Завадский был единственным официальным мужем артистки

Скрытная и замкнутая, Галина Уланова редко делилась подробностями из частной жизни. «Все не так просто, и если говоришь о чем-то, о каком-то отдельном эпизоде, то надо добавлять еще долгую предысторию, пояснять, когда, с кем, почему и как. Это ведь иHTиMные вещи, об этом не расскажешь», — поясняла она.

Читайте также:  Актриса анжелика каширина личная жизнь

Однако о романах Галины Сергеевны все равно узнали знакомые и поклонники. Ее мужчины были напрямую связаны с миром искусства. Так, первым избранником танцовщицы стал невысокий лысоватый концертмейстер Исаак Меликовский. Через год его сменил дирижер Евгений Дубовский, но и с ним балерина продержалась недолго.

не пропуститеОлигархи, танцоры и охранники: каких мужчин выбирает Анастасия Волочкова

Зато с актером Юрием Завадским дела обстояли иначе: он взял на себя роль единственного официального мужа артистки. Друзья пары считали, что о большой страсти и чувствах речи не шло. Будучи в бpaке, они жили порознь — Завадский обитал в квартире мамы, а Уланова — в своей, на Котельнической набережной, — но не потому, что им было скучно вдвоем.

«Наоборот — два творческих человека только так, на мой взгляд, и могут существовать, — уверяла звезда. — Он приходил ко мне, чтобы отдохнуть. Мы мало разговаривали, он просто садился в кресло напротив телевизора и долго смотрел его. Ему было достаточно просто моего присутствия. Наша жизнь состояла из его и моей работы».

Последним гражданским мужем примы стал Вадим Рындин

Бpaк распался в конце 40-х, и в жизни каждого артиста появились новые возлюбленные. По слухам, формально Завадский и Уланова оставались мужем и женой. Годы спустя актер мчался на помощь балерине после любого ее телефонного звонка. После cмepти Юрия Александровича танцовщица продолжала интересоваться делами, связанными с его судьбой: театральными мероприятиями, творческими вечерами и выставками. Так что, вероятно, знакомые семьи ошибались, и все же у Галины Сергеевны и ее супруга были весьма серьезные чувства друг к другу.

Танцовщице исполнилось 39, когда на горизонте появился режиссер Иван Берсенев. Артист был на 20 лет старше балерины, к тому же женат на Софье Гиацинтовой, однако страсть вскружила ему голову мгновенно. Ради примы драматург оставил супругу. К сожалению, вместе Уланова и Берсенев прожили всего два года — в 1951-м он скончался. У гроба стояли сразу две безутешные женщины: вдова и любовница.

не пропуститеТри вдовы у гроба: любовница Николая Еременко-младшего рассказала о его изменах

Последним избранником примы стал главный художник Большого театра Вадим Рындин. Мужчина буквально боготворил Галину Сергеевну, однако в его жизни была и другая любовь — выпивка. Долго терпеть пагубное пристрастие балерина не могла, так что в итоге выгнала Рындина и осталась совсем одна…

ОДИНОКАЯ, НО НЕСЛОМЛЕННАЯ

До последнего дня балерина следила за собой и оставалась в хорошей форме

Галина Сергеевна больше не искала любви и не ждала от судьбы подарков. Многие говорили, что по свойству хаpaктера она легко переносила одиночество, но так ли это было на самом деле? Ведь с возрастом прима превратилась в абсолютного интроверта, растеряла старых знакомых, не имела родственников. У нее не появилось детей, впрочем, артистка уверяла, что не жалеет об утраченной возможности: с детства мама поясняла ей, что нужно выбирать — семья или блестящая карьера. Всем известно, какой путь предпочла звезда Большого театра.

не пропуститеОдиночество, инсульт и алкоголизм «советского Алена Делона» Игоря Старыгина

Балерину по-прежнему окружали люди, интересующиеся ее насыщенной жизнью. Но Уланова упopно отказывалась поведать свою историю, твердя, что напишет книгу — вот тогда поклонникам и откроются заветные детали.

«Как хотите это называйте — воспоминания, жизнеописание, мемуары — вот для нее я и храню все то, что могла бы рассказать. Но не о себе лично, не о том, какая я, а о времени, вернее, о временах, в которые мне довелось жить. Я ведь родилась в Петербурге еще при Николае Втором, пережила Октябрьскую революцию, Отечественную войну… Так что рассказать есть что», — делилась прима.

Разговорить артистку удалось только журналисту Татьяне Агафоновой. Женщина взялась снять о балерине фильм и постепенно подружилась с ней. Поначалу Татьяна приносила Улановой горячие обеды и развлекала беседами, а затем стала  ее личным секретарем, компаньонкой и домработницей. Вероятно, в какой-то мере Агафонова заменила Галине Сергеевне дочь, которой у той никогда не было.

Галина Уланова похоронена на Новодевичьем кладбище

На несколько лет помощница оказалась единственным близким человеком примы. Хотя Татьяна была младше на 20 лет, она скончалась первой: сгорела от paка в середине 90-х. Больше хореограф уже никого к себе не подпустила. «Ей было чуть за 60. Жить бы еще могла. Теперь она за мной оттуда наблюдает», — указывала Уланова на фото на тумбочке.

До последнего дня балерина следила за собой, хотя не сделала ни одной подтяжки и гордилась каждой морщиной на лице, как отпечатком времени. Утро начиналось для Улановой с традиционной разминки: по привычке, она делала все те же упражнения, что и перед выступлениями. К слову, Галине Сергеевне удалось сохранить стройность — в молодости она весила 49 килограммов, а в старости и вовсе 45.

«Сейчас я даже в лучшей форме, — подчеркивала Уланова. — С утра, прежде чем ехать в Большой на занятия, ем только одно яблочко. А приеду — потушу себе кабачок, приготовлю что-нибудь легонькое».

не пропуститеПять любовников и долги: что скрывала пропавшая без вести балерина Ольга Демина

В последние годы прима испытывала финансовые трудности, но никогда не жаловалась на жизнь и стойко принимала ее удары. В 1992-м у Галины Сергеевны случился первый инсульт, а 21 марта 1998-го — второй, роковой приступ. Загадочная балерина умерла, так и не раскрыв миру все свои тайны.

По материалам «Коммерсант», «Труд».

Фото: Michael Ward, Bettmann, Keystone/Hulton Archive, KEYSTONE-FRANCE, Amy T. Zielinski/Getty Images, SEF, Juliet  Butler / Legion-Media, Интерпресс/PhotoXPress.ru