Биографии    


Поэт сергeй потехин биография личная жизнь

 Поэт сергeй потехин биография личная жизнь

Фамилия его – Потехин. И внешность  подстать фамилии – потешная. Но недавно попались на глаза его стихи, и я опешил: ещё один Есенин живёт на Руси, только нет у него всероссийской и мировой славы. И живёт он не в столицах, а в полуразрушенном доме, где нет никаких удобств, включая электричество, хотя ему в своё время предлагали квартиру. Не то чтобы бoмжует, просто сам себе выбрал такую жизнь. Как потом я прочитал в одной из статей о нём, он хочет не одиночества, а уединения.

Потехин с Есениным полные тёзки: оба – Сергeи Александровичи. Но роднит их не это. Вот, бывает, читаешь стихи, и вроде всё в них на месте: и рифма, и метафоры, но видно, как поэт тяжело и натужно трудился, подбирая эти рифмы и метафоры. А есть стихи, чистые, как родниковая вода, они выбиваются откуда-то из недр и текут себе свободно и естественно, как всё в природе. Словно и не поэт их писал, а слова сами, помимо чьей-то воли, складываются в рифмы и образы. Такова, на мой взгляд, поэзия Сергея Есенина и Сергея Потехина.

У него вышло несколько поэтических сборников, его публиковали региональные и центральные газеты и журналы. Но особой известности он не обрёл. Да ему она и не нужна. У него есть свой мир, в котором ему уютно.

Предлагаю вниманию завалинцев короткую биографию поэта и много стихов. Любители поэзии меня за это не осудят, а кто к ней равнодушен, могут спокойно пройти мимо.

 

В Костромской области между Буем и Галичем есть полустанок Рассолово. От него на юг 15 километров по грейдеру до села Костома. Автобус туда больше не ходит, но село еще большое и жилое. Красивейшее место. Село стоит на кромке долины Тебзы, это самая глубокая долина Галичской гряды, перепад высоты от Костомы до русла речки метров 120. Видно с Костомской церкви километров на двадцать за реку. Вот это родина Потехина, он там вырос, ходил в школу, потом поступил в педучилище в Галиче, но не доучился. отслужил в армии и вернулся. Только не в Костому. В долине, в полутора километрах от села у речки стоял раньше маленький сыродельный завод, сейчас от него только руины остались. При нём сторожка. Вот в этой сторожке Потехин и живет последние лет 30. Сначала он пастухом работал в колхозе, пока стадо еще бренчало по долине. В начале 90-х стадо съели и он вообще не работал. Только стихи писал. Пару лет назад ему наконец 60 стукнуло (он родился 14 июня 1951 года), стал пенсию получать. Электричества у него нет, даже не все стекла на месте в избушке, в очень холодные зимы он иногда даже в землянку перебирается. Живет тем, что ставит морды на реке и окрестных ручьях, ловит достаточно рыбы себе и 16 кошкам. Летом он выращивает клубнику, у него гектар под ней, меняет в деревне на деньги и полезные продукты. Засадил все вокруг орешником, но последние два года неурожай на орехи. Еще к нему часто ездят поклонницы, в том числе чухломская поэтесса известная, члeн СП, которая собирает Потехинские тетрадки – он за ними особо не следит, часто дарит всем подряд, издала несколько книжек его. Сейчас ещё кто-то в Костроме им занялся. Вот такая жизнь.

(Рогволд Суховерко)

 

Рос я колосом в поле,

В небе птицей парил,

На высоком глаголе

О Любви говорил.

Есть ли в мире наречья,

Чтоб сдружить племена?

Речь моя человечья

Безнадежно бледна.

Все воротимся снова

В край, откуда пришли.

Вспыхни радугой, Слово, —

Горемык окрыли!..

***

Я тушил пожар души

Мокрым веничком

Осторожно, не спешил

Помаленечку!

А она горит, горит

Окаянная

Хоть вода кругом стоит

Океанами.

Разбежаться бы, нырнуть,

Охолонуться…

Отчего-то не могу

С места стронуться.

* * *

Чем рискую? А ничем.

По-собачьи сплю да ем

И люблю тебя такую

Несерьезную совсем.

Но с дровами тянем воз.

Что упало? Вот вопрос.

Непривычен. Не приучен

на цепи сидеть барбос.

Мясоедом и постом

мух ловлю щербатым ртом,

За тобой гоняюсь, дурень,

Как за собственным хвостом.

Ты горчица, а не мед,

Я – колхозный анекдот.

Несуразного такого

Кто полюбит, кто поймет?

* * *

По дождичку из ситечка

Спешу, скользя и хлюпая.

Любовь вошла на цыпочках

В мое сердечко глупое.

От елочки до палочки

Переставляю ноженьки.

Обочь дороги парочки:

то белочки, то ежики.

Мечтал найти красивую,

А ноне нету выбора –

В болоте под осиною

Живет моя кикимора.

Туда добраться пешему –

немалое мучение.

А мне приятно, лешему

Такое приключение.

* * *

Зачерпну из бадейки воды,

Тупоносые сброшу ботинки.

От окошка до ближней звезды

По хрустальной скользну паутинке.

Положу тишину на зубок,

Оторву лепесток у потемок.

Нераспyтaнных мыслей клубок

До утра прокатает котенок.

На рассвете растает звезда,

Брызнет утро березовым соком,

Заиграет в бадейке вода,

А ботиночки скрипнут с упреком.

* * *

Мой папаша поле пашет,

Я с гитарою стою

Раскрасавице Наташе

Про любовь свою пою

Без почета и без славы

Проживу спокойно век.

Для приятельницы Клавы

Я отличный человек.

А хорошенькая Поля

Все вздыхает при луне.

Ну, конечно, я доволен:

Эти вздохи обо мне.

Мои кудри золотые

Завлекают всех девчат,

Слышу я, как заводные,

У девчат сердца стучат.

Вдруг Наташа мне сказала:

Я такой, мол, и сякой.

Клава кукиш показала

И одна ушла домой.

А мечтательница Поля

Так помяла мне лицо,

Что от ужаса и боли

Я забился под крыльцо.

Мой папаша поле пашет,

Я коровушку пасу.

Полю, Клаву и Наташу

Обегаю за версту.

* * *

Зима начнется в понедельник,

Так предсказали облака:

Закрутит жернов горний мельник,

С небес посыплется мука.

Детишки станут пышки стряпать,

Лепить зверей из той муки,

А мне в чулан придется спрятать

Свой чемодан и башмаки.

В чулане мятой да укропом,

Гнилой картошкою разит.

Бродить в ботинках по сугробам

Какой дypaк сообразит?

Друзья мой скит не потревожат,

В пруду издохли караси,

А мне б “монашку” помоложе,

Пока не высох керосин.

Сидят на печке восемь кошек,

Коты приблyдные – не в счет.

У них и кости есть, и кожа –

Весною мясо нарастет.

Могли бы сами догадаться,

Мышей в подвале наловить.

Куда пойти, куда податься,

Кого лелеять и любить?

* * *

Ясно, звёздно, морозно

Ветерок, тишина.

Домик маленький в соснах,

Два горящих окна.

Паутинка-тропинка

Меж сугробов крутых.

Вот такая картинка.

Зарисовочка. Штрих.

PS

Вырос в поле

Глупенький

Василек

Голубенький.

Не понять ему

Никак,

Почему же

Он –

Сорняк.

 

* * *

Звон малиновый,

Звон лиловый!

Солнце лупит в колокола.

Не хватает всего лишь слова,

Чтобы улица в пляс пошла.

Вот народец —

Они уж пляшут?!

Эх, раздайся,

И я спляшу!

Только кудри свои приглажу

Да подруженьку приглашу.

К чёрту шубу!

И шапку к чёрту!

Посмотрите, как я могу!

Ух, вприсядку!

Ведь я не гордый,

Не остaнycь

У вас в долгу!

А девчонка, моя девчонка…

Недотрога,

Она ли то?!

Удержи-ка поди

Бесёнка, —

Будто птица —

В руке платок.

Что вам пава!

Куда там лебедь!

Кровь горячая с молоком!

Пьяный дед

Целоваться лезет,

Тоже выглядит молодцом!

Эх, Россия!

Народ бедовый!

Нет родней моего села.

Звон малиновый,

Звон лиловый.

Солнце лупит в колокола!

* * *

Коси, коса, пока роса,

Пока трава холодная.

Лягушкой стала в полчаса

Моя рубашка модная.

Поют луга, поют леса,

Им подпевают небеса,

А музыка народная.

Плывут над лугом облака

Без имени, без отчества.

Я не валяю дypaка,

Тружусь на благо общества.

Когда любимая со мной,

Перевернул бы шар земной

Я в честь её Высочества…

Рабочим людям не с руки

Щипать ромашки-лютики.

Растут осока у реки

Да ивовые прутики.

И потому как вся роса

Испита солнцем в полчаса,

Пьют воду, как верблюдики.

Устала милочка косить,

Ломает в роще венички.

Кричу ей: «Боже упаси

Бить комаров на темечке…»

Когда высокая трава

Обгонит ростом дерева,

Мы будем щелкать семечки.

Меня любовь свалила с ног

Ночная, беспардонная.

Мы развалили сена стог —

Помилуй, мама родная.

Поют луга, поют леса,

Поют лукавые глаза,

А музыка народная.

* * *

Всё по местам расставил,

Вижу один пробел:

Нынешний снег растаял,

А прошлогодний цел.

Рыхлый он и тяжёлый,

Спрятался между гряд.

В нём золотые пчёлы

Жала свои острят.

В сад захожу украдкой,

Всё повторить готов.

Пчёлы гудят над грядкой,

Но не найдут цветов.

Бледные их побеги

Время хранит от бед.

На прошлогоднем снеге

Клином сошёлся свет.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Спи, моя желанная.

Выцвела заря.

Ветром с поля бранного

Убрана зола.

Читайте также:  Гарик харламов биография личная жизнь дети фото биография

Разлетелось, каркая,

вороньё.

Смотрят звёзды яркие

на жнивьё.

И пока до полночи

далеко,

Пьют из речки белое

молоко.

Спи, моя хорошая,

О былом скорбя,

Никогда не брошу я

Камушком в тебя.

В сны твои наведаюсь

я тайком —

Нежным, незапятнанным

васильком.

Из венка небесного

упаду,

Как тебе предписано

на роду.

Спи, моя любимая,

И прости меня.

В сердце гoлyбиная

Песня-воркотня.

Взмыли сизокрылые

в облака

И забыли милую

на века.

Кабы я покинутым

не бывал,

Эту колыбельную

не певал.

Спи, моя бесценная,

Время лечит нас.

Ты — моя Вселенная

В этот звёздный час.

Что мне птицы-вороны

и цветы?

По любую сторону —

только ты.

Повторился осенью

месяц май.

Спи, моя курносая,

баю-бай.

* * *

Я в малиннике без малины

Заливаюсь, как соловей,

Покоряясь неумолимой

Песне молодости своей.

Бор сосновый — не корабельный,

Не строительный — дровяной.

Если б звери не оробели —

Познакомились бы со мной.

Я у ёжика взял иголки,

Я у волка украл клыки.

В пыльных дулах моей двустволки

Поселяются пауки.

За глоточек водицы свежей

Золотые часы отдам…

Поселился в лесу, как леший, —

Вы не бойтесь меня, мадам.

 

* * *

Ни к чему поэтам,

Нищим альтруистам,

Щеголять пред «светом»

В платье серебристом.

Лучше быть бродягой,

Рыжим до отрыжки,

И лечить бодягой

Синяки да шишки.

Не рычать сердито

Перед мирным станом,

Знаться с Афродитой,

Бахусом и Паном.

Не бояться чёрта,

Воевать с судьбою.

Оставаясь твёрдо

Лишь самим собою.

* * *

Спокойна тихая обитель.

Цветёт крапива у плетня.

Любите, граждане, любите

Плетень, крапиву и меня.

Плетень — за что? За то, что скромен:

Он о себе не много мнит,

Из прутьев он, а не из брёвен,

И высотой не знаменит.

Крапива смотрится красиво

И обжигает — как огнём,

Но виновата ли крапива,

Что мы и рвём её, и мнём…

Любить меня? Кому охота?

Как ни крути — невзрачен вид.

Я — человек! И это что-то

Кому-нибудь да говорит…

* * *

Одарила своим появленьем

Тёмный скит без огня и души.

Уходила с таким сожаленьем,

Хоть садись и романы пиши.

Но роман ли? Что с нами случилось?

Не туман ли меня закружил?

В том тумане ты ясно лучилась.

Я родился и заново жил.

Я родился красивым, крылатым,

Две стези во единую свёл.

И под взглядом твоим виноватым,

Словно папорот, в полночи цвёл.

Ты ушла, ты сорвать не решилась,

И померк обезличенный мир.

Знать не надо, чего ты лишилась:

Или свет этот станет не мил.

* * *

В тихом омуте черти водятся,

А не окyни да лещи.

Сбереги меня, Богородица,

Мимо омута протащи.

Поопутал хмель мои удочки,

Сердце тиною обросло,

А свободной нет ни минуточки:

Совершенствую ремесло.

Топором тешу пни дубовые,

Нет ни краю им, ни конца.

Гей вы, дeвицы чернобровые,

Иль не видите молодца?

А вода в реке — сажа чёрная,

Отражается в ней беда.

Голова моя непокорная

Да козлиная борода…

* * *

Осень спешила, шумел листопад,

Падала с клёнов незвонкая бронза,

Я по оранжевым листьям ступал,

Как по осколочкам солнца.

Кто меня выманил, кто пригласил

В жгучий буран красоты и печали?

Каждый листок от тоски голосил,

Бурые ветки молчали.

Может, впервые подумалось мне:

«Время свой бег не замедлит.

Мир без меня обойдётся вполне.

Мне-то его кто заменит?»

* * *

Журавлиный клин

Расколол зарю.

Я стою один.

В небеса смотрю.

Наползает мpaк.

Потемнел восток.

Не пойму никак,

Отчего восторг?

Быть зиме пора.

Я и ждал зимы.

Может, снег с утра

Побелит холмы.

Журавли грустны.

Мне же грех страдать.

Я опять весны

Начинаю ждать.

* * *

Кто из нас не терял головы,

Ослеплённый таинственным светом?

Но попробуй тот свет улови,

Даже если родился поэтом.

Воссиял, закружил и померк,

Воротились постылые будни.

Замедляется времени бег,

Продолжаются козни и плутни.

Наказаньем становится сон

Для души, воспалённой и ждущей.

Не забудешь, как был потрясён

Дивной музыкой, с неба идущей.

Вдруг проснёшься в холодном поту,

Ощутив нестерпимость желанья

Бросить всё и ступить за черту,

В даль, откуда исходит сиянье.

 

* * *

Стало грустно. Сел, притих

И не сделаю ни шагу:

Нету вымыслов таких,

Чтоб слеза прожгла бумагу.

Лживым словом не мани,

Будь оно свежо и ало —

Мне фантазии мои

Только сердце нашептало.

Я без компаса найду

В поднебесной круговерти

Путеводную звезду,

Уводящую в бесcмepтье.

И когда наступит час

Неземного вдохновенья,

Я заплачу в первый раз

От её прикосновенья.

* * *

Темнота. Огонь погас

В маленькой печурке.

Не завязывая глаз,

Мы играли в жмурки.

За стеною, воя зло,

Лютовала вьюга.

И минуты не прошло,

Мы нашли друг друга.

Ты шепнула: «Не балуй».

И расцвел надеждой

Самый первый поцелуй

В темноте кромешной.

Не сгоревший уголек

Осветил нам лица.

Этот вечер так далек,

Как он часто снится.

***

Две недели завлекала,

Зажигала — как могла.

Загорелся вполнакала —

В доме сумерки и мгла.

Обольстительные речи

Обольщают — как и встарь.

Стеариновые свечи

Обменяю на фонарь.

Ватой стеклышко надраю,

Подровняю фитилек.

Я горю, да не сгораю,

Подпираю потолок.

***

Жил, на целый свет окрысясь.

Все едят, а я — говей?..

Вдруг прислали десять тысяч.

Пискнул в брюхе соловей.

Подлетели кверху гирьки

На тарелочке с нуждой.

Накуплю лапши да кильки,

Побегу, как молодой.

Отскрeбли на сердце кошки,

Не успел я духом пасть.

Разноцветные сапожки

На одну сменяю масть.

Всех врагов оставил с носом

Важен, как архиерей.

Буду пользоваться спросом,

Словно просо у курей.

Навострил Пегас подкову,

Бьет копытом: и-го-го!

Ой, спасибо Базанкову

И компании его!

* * *

Вы напрасно за мной ходили:

Я с нуждой — не разлить водой.

У меня штаны худые,

И карман у меня пустой.

У меня голова дырява,

Даже имя свое забыл.

На окошке цветок деряба,

За окошком — бурьян да пыль.

Все меняется в этом мире,

Не меняюсь лишь я ничуть.

Дохнут мухи в моей квартире,

Не найдя ничего куснуть.

Сам с собой не найду я сладу,

Не могу по-другому жить.

Мне хотя б на штаны заплату,

Мне хотя бы карман зашить…

* * *

Обрушиться грозится потолок.

Вздыхает крыша, требуя соломы.

Прекрасно видно запад и восток

Через её глазастые проёмы.

Бормочут люди: «Чокнулся чудак!»

И докторша с пристрастьем допросила.

Влечёт меня частенько на чердак

Какая-то неведомая сила.

Худая крыша, право, не беда.

Труба черна, как чёртовы чернила.

В одной прорехе вспыхнула звезда,

В другой зарница небо озарила.

До самых окон высится сумёт.

Трясёт хибару тяжкая простуда.

Любой прохожий сразу же поймёт,

Что в ней живёт гороховое чудо.

Заботиться о кровле недосуг:

Хозяин громко песни распевает.

Стоит избёнка окнами на юг,

И солнышко её не забывает.

 

Сережа Потехин живет бобылем. Домик его стоит в стороне от родной деревни Костомы среди развалин некогда процветающего сырозавода. Образ жизни Потехина всеми гранями указывает, что он не от мира сего (хрестоматийный чудак!). К тому же автор нескольких поэтических сборников.

Вокруг его дома целые плантации клубники. Сережа сам удивляется, насколько легко она плодится, но это только для него удивительно. Свежему глазу сразу заметно, с какой любовью клубничные грядки возделаны. Естественно, для деревенских мальчишек здесь настоящая Мекка. Воровать приходят в основном ночью: “Пускай берут! Не жалко… Не отказал бы, если бы и попросили. Но на то они и пацаны, чтоб приключения на кое-что искать – сам таким был”.

С утра купил чекушечку и карамелек. Выпил, заел сладостями – и вот тебе почти полное счастье. Но надо еще на реку Тебзу сходить, верши проверить. Снасти допотопные, зато весьма продуктивные. Ловят рыбу, плывущую против течения. Потехин уважает идущую именно против. Такой у него принцип.

…Глупый вопрос, откуда берутся стихи, давно нашел в душе Потехина достойный ответ. С небес… Может, Земля, шевеля многочисленными облаками, посылает на Серегу особые импульсы, которые он преобразует в слова. Как бы то ни было, Потехин знает, что стихи сочиняет не он. Ему надо только улавливать токи, приходящие будто ниоткуда…

Стол в его избе густо завален листочками, исписанными мелким почерком. Неизрасходованную творческую энергию поэт тратит на изготовление странных фигурок из глины, которые может лепить тысячами. Не на продажу, а так для себя… Здесь и Смерть верхом на мужике, и птица с четырьмя крыльями, и добрый медведь, и злой зайчик, и русалка…

А вначале была большая и безответная любовь. Сергeй убежден, что на свете превыше стихов только женское начало. Сама природа и есть женское начало. “Земля родит – значит, она живая и начало это в себе несет…” Первую любовь Потехина так и назовем Любовью, хотя все знают эту добрейшую женщину, которая до сих пор проживает в Костоме. Она и сейчас остается его главной музой. А детей её Потехин считает почти родными (ведь они могли быть и от него).

Читайте также:  Чжи чан ук биография личная жизнь

Рабочий стол Сергея в неприбранной избе деревенского отшельника. Горка стихов вперемешку с письмами. Один листочек свисает с края стола и кажется, сядь на него муха, улетит под ноги. Вглядываюсь в мелкий почерк:

Мрачна моя опочивальня,

И мрачен свет в окне ночном.

Но изумительно хрустально

Печаль о памятном былом.

Еще не справлены поминки

По тем несбыточным мечтам,

Где в каждой капельке-росинке

Построен мною Божий храм,

Где дивный сад, в котором птицы

Поют зарю в жару и стынь,

А родники живой водицы

Поят солодку и полынь.

Пускай душа лакала зелье,

Непотребимое скотом,

Она справляет новоселье

В парящем замке золотом.

Еще трагичней и нелепей

Бывали беды от разрух.

Мечта жива, покуда в склепе

Любви не выветрился дух…

(cumir.ru)

 

Ôàìèëèÿ åãî – Ïîòåõèí. È âíåøíîñòü ïîäñòàòü ôàìèëèè – ïîòåøíàÿ. Íî íåäàâíî ïîïàëèñü íà ãëàçà åãî ñòèõè, è ÿ îïåøèë: åù¸ îäèí Åñåíèí æèâ¸ò íà Ðóñè, òîëüêî íåò ó íåãî âñåðîññèéñêîé è ìèðîâîé ñëàâû. È æèâ¸ò îí íå â ñòîëèöàõ, à â ïîëóðàçðóøåííîì äîìå, ãäå íåò íèêàêèõ óäîáñòâ, âêëþ÷àÿ ýëåêòðè÷åñòâî, õîòÿ åìó â ñâî¸ âðåìÿ ïðåäëàãàëè êâàðòèðó. Íå òî ÷òîáû áîìæóåò, ïðîñòî ñàì ñåáå âûáðàë òàêóþ æèçíü. Êàê ïîòîì ÿ ïðî÷èòàë â îäíîé èç ñòàòåé î í¸ì, îí õî÷åò íå îäèíî÷åñòâà, à óåäèíåíèÿ. Ïîòåõèí ñ Åñåíèíûì ïîëíûå ò¸çêè: îáà – Ñåðãåè Àëåêñàíäðîâè÷è. Íî ðîäíèò èõ íå ýòî. Âîò, áûâàåò, ÷èòàåøü ñòèõè, è âðîäå âñ¸ â íèõ íà ìåñòå: è ðèôìà, è ìåòàôîðû, íî âèäíî, êàê ïîýò òÿæåëî è íàòóæíî òðóäèëñÿ, ïîäáèðàÿ ýòè ðèôìû è ìåòàôîðû. À åñòü ñòèõè, ÷èñòûå, êàê ðîäíèêîâàÿ âîäà, îíè âûáèâàþòñÿ îòêóäà-òî èç íåäð è òåêóò ñåáå ñâîáîäíî è åñòåñòâåííî, êàê âñ¸ â ïðèðîäå. Ñëîâíî è íå ïîýò èõ ïèñàë, à ñëîâà ñàìè, ïîìèìî ÷üåé-òî âîëè, ñêëàäûâàþòñÿ â ðèôìû è îáðàçû. Òàêîâà, íà ìîé âçãëÿä, ïîýçèÿ Ñåðãåÿ Åñåíèíà è Ñåðãåÿ Ïîòåõèíà. Ó íåãî âûøëî íåñêîëüêî ïîýòè÷åñêèõ ñáîðíèêîâ, åãî ïóáëèêîâàëè ðåãèîíàëüíûå è öåíòðàëüíûå ãàçåòû è æóðíàëû. Íî îñîáîé èçâåñòíîñòè îí íå îáð¸ë. Äà åìó îíà è íå íóæíà. Ó íåãî åñòü ñâîé ìèð, â êîòîðîì åìó óþòíî. Ïðåäëàãàþ âíèìàíèþ çàâàëèíöåâ êîðîòêóþ áèîãðàôèþ ïîýòà è ìíîãî ñòèõîâ. Ëþáèòåëè ïîýçèè ìåíÿ çà ýòî íå îñóäÿò, à êòî ê íåé ðàâíîäóøåí, ìîãóò ñïîêîéíî ïðîéòè ìèìî.

 Êîñòðîìñêîé îáëàñòè ìåæäó Áóåì è Ãàëè÷åì åñòü ïîëóñòàíîê Ðàññîëîâî. Îò íåãî íà þã 15 êèëîìåòðîâ ïî ãðåéäåðó äî ñåëà Êîñòîìà. Àâòîáóñ òóäà áîëüøå íå õîäèò, íî ñåëî åùå áîëüøîå è æèëîå. Êðàñèâåéøåå ìåñòî. Ñåëî ñòîèò íà êðîìêå äîëèíû Òåáçû, ýòî ñàìàÿ ãëóáîêàÿ äîëèíà Ãàëè÷ñêîé ãðÿäû, ïåðåïàä âûñîòû îò Êîñòîìû äî ðóñëà ðå÷êè ìåòðîâ 120. Âèäíî ñ Êîñòîìñêîé öåðêâè êèëîìåòðîâ íà äâàäöàòü çà ðåêó. Âîò ýòî ðîäèíà Ïîòåõèíà, îí òàì âûðîñ, õîäèë â øêîëó, ïîòîì ïîñòóïèë â ïåäó÷èëèùå â Ãàëè÷å, íî íå äîó÷èëñÿ. îòñëóæèë â àðìèè è âåðíóëñÿ. Òîëüêî íå â Êîñòîìó.  äîëèíå, â ïîëóòîðà êèëîìåòðàõ îò ñåëà ó ðå÷êè ñòîÿë ðàíüøå ìàëåíüêèé ñûðîäåëüíûé çàâîä, ñåé÷àñ îò íåãî òîëüêî ðóèíû îñòàëèñü. Ïðè í¸ì ñòîðîæêà. Âîò â ýòîé ñòîðîæêå Ïîòåõèí è æèâåò ïîñëåäíèå ëåò 30. Ñíà÷àëà îí ïàñòóõîì ðàáîòàë â êîëõîçå, ïîêà ñòàäî åùå áðåí÷àëî ïî äîëèíå.  íà÷àëå 90-õ ñòàäî ñúåëè è îí âîîáùå íå ðàáîòàë. Òîëüêî ñòèõè ïèñàë. Ïàðó ëåò íàçàä åìó íàêîíåö 60 ñòóêíóëî (îí ðîäèëñÿ 14 èþíÿ 1951 ãîäà), ñòàë ïåíñèþ ïîëó÷àòü. Ýëåêòðè÷åñòâà ó íåãî íåò, äàæå íå âñå ñòåêëà íà ìåñòå â èçáóøêå, â î÷åíü õîëîäíûå çèìû îí èíîãäà äàæå â çåìëÿíêó ïåðåáèðàåòñÿ. Æèâåò òåì, ÷òî ñòàâèò ìîðäû íà ðåêå è îêðåñòíûõ ðó÷üÿõ, ëîâèò äîñòàòî÷íî ðûáû ñåáå è 16 êîøêàì. Ëåòîì îí âûðàùèâàåò êëóáíèêó, ó íåãî ãåêòàð ïîä íåé, ìåíÿåò â äåðåâíå íà äåíüãè è ïîëåçíûå ïðîäóêòû. Çàñàäèë âñå âîêðóã îðåøíèêîì, íî ïîñëåäíèå äâà ãîäà íåóðîæàé íà îðåõè. Åùå ê íåìó ÷àñòî åçäÿò ïîêëîííèöû, â òîì ÷èñëå ÷óõëîìñêàÿ ïîýòåññà èçâåñòíàÿ, ÷ëåí ÑÏ, êîòîðàÿ ñîáèðàåò Ïîòåõèíñêèå òåòðàäêè – îí çà íèìè îñîáî íå ñëåäèò, ÷àñòî äàðèò âñåì ïîäðÿä, èçäàëà íåñêîëüêî êíèæåê åãî. Ñåé÷àñ åù¸ êòî-òî â Êîñòðîìå èì çàíÿëñÿ. Âîò òàêàÿ æèçíü. (Ðîãâîëä Ñóõîâåðêî)

Ðîñ ÿ êîëîñîì â ïîëå,  íåáå ïòèöåé ïàðèë, Íà âûñîêîì ãëàãîëå Î Ëþáâè ãîâîðèë. Åñòü ëè â ìèðå íàðå÷üÿ, ×òîá ñäðóæèòü ïëåìåíà? Ðå÷ü ìîÿ ÷åëîâå÷üÿ Áåçíàäåæíî áëåäíà. Âñå âîðîòèìñÿ ñíîâà  êðàé, îòêóäà ïðèøëè. Âñïûõíè ðàäóãîé, Ñëîâî, — Ãîðåìûê îêðûëè!..

***

ß òóøèë ïîæàð äóøè Ìîêðûì âåíè÷êîì Îñòîðîæíî, íå ñïåøèë Ïîìàëåíå÷êó!

À îíà ãîðèò, ãîðèò Îêàÿííàÿ Õîòü âîäà êðóãîì ñòîèò Îêåàíàìè.

Ðàçáåæàòüñÿ áû, íûðíóòü, Îõîëîíóòüñÿ… Îò÷åãî-òî íå ìîãó Ñ ìåñòà ñòðîíóòüñÿ.

* * *

×åì ðèñêóþ? À íè÷åì. Ïî-ñîáà÷üè ñïëþ äà åì È ëþáëþ òåáÿ òàêóþ Íåñåðüåçíóþ ñîâñåì.

Íî ñ äðîâàìè òÿíåì âîç. ×òî óïàëî? Âîò âîïðîñ. Íåïðèâû÷åí. Íå ïðèó÷åí íà öåïè ñèäåòü áàðáîñ.

Ìÿñîåäîì è ïîñòîì ìóõ ëîâëþ ùåðáàòûì ðòîì, Çà òîáîé ãîíÿþñü, äóðåíü, Êàê çà ñîáñòâåííûì õâîñòîì.

Òû ãîð÷èöà, à íå ìåä, ß – êîëõîçíûé àíåêäîò. Íåñóðàçíîãî òàêîãî Êòî ïîëþáèò, êòî ïîéìåò?

* * *

Ïî äîæäè÷êó èç ñèòå÷êà Ñïåøó, ñêîëüçÿ è õëþïàÿ. Ëþáîâü âîøëà íà öûïî÷êàõ  ìîå ñåðäå÷êî ãëóïîå.

Îò åëî÷êè äî ïàëî÷êè Ïåðåñòàâëÿþ íîæåíüêè. Îáî÷ü äîðîãè ïàðî÷êè: òî áåëî÷êè, òî åæèêè.

Ìå÷òàë íàéòè êðàñèâóþ, À íîíå íåòó âûáîðà – Â áîëîòå ïîä îñèíîþ Æèâåò ìîÿ êèêèìîðà.

Òóäà äîáðàòüñÿ ïåøåìó – íåìàëîå ìó÷åíèå. À ìíå ïðèÿòíî, ëåøåìó Òàêîå ïðèêëþ÷åíèå.

* * *

Çà÷åðïíó èç áàäåéêè âîäû, Òóïîíîñûå ñáðîøó áîòèíêè. Îò îêîøêà äî áëèæíåé çâåçäû Ïî õðóñòàëüíîé ñêîëüçíó ïàóòèíêå.

Ïîëîæó òèøèíó íà çóáîê, Îòîðâó ëåïåñòîê ó ïîòåìîê. Íåðàñïóòàííûõ ìûñëåé êëóáîê Äî óòðà ïðîêàòàåò êîòåíîê.

Íà ðàññâåòå ðàñòàåò çâåçäà, Áðûçíåò óòðî áåðåçîâûì ñîêîì, Çàèãðàåò â áàäåéêå âîäà, À áîòèíî÷êè ñêðèïíóò ñ óïðåêîì.

* * *

Ìîé ïàïàøà ïîëå ïàøåò, ß ñ ãèòàðîþ ñòîþ Ðàñêðàñàâèöå Íàòàøå Ïðî ëþáîâü ñâîþ ïîþ Áåç ïî÷åòà è áåç ñëàâû Ïðîæèâó ñïîêîéíî âåê. Äëÿ ïðèÿòåëüíèöû Êëàâû ß îòëè÷íûé ÷åëîâåê. À õîðîøåíüêàÿ Ïîëÿ Âñå âçäûõàåò ïðè ëóíå. Íó, êîíå÷íî, ÿ äîâîëåí: Ýòè âçäîõè îáî ìíå. Ìîè êóäðè çîëîòûå Çàâëåêàþò âñåõ äåâ÷àò, Ñëûøó ÿ, êàê çàâîäíûå, Ó äåâ÷àò ñåðäöà ñòó÷àò. Âäðóã Íàòàøà ìíå ñêàçàëà: ß òàêîé, ìîë, è ñÿêîé. Êëàâà êóêèø ïîêàçàëà È îäíà óøëà äîìîé. À ìå÷òàòåëüíèöà Ïîëÿ Òàê ïîìÿëà ìíå ëèöî, ×òî îò óæàñà è áîëè ß çàáèëñÿ ïîä êðûëüöî. Ìîé ïàïàøà ïîëå ïàøåò, ß êîðîâóøêó ïàñó. Ïîëþ, Êëàâó è Íàòàøó Îáåãàþ çà âåðñòó.

* * *

Çèìà íà÷íåòñÿ â ïîíåäåëüíèê, Òàê ïðåäñêàçàëè îáëàêà: Çàêðóòèò æåðíîâ ãîðíèé ìåëüíèê, Ñ íåáåñ ïîñûïëåòñÿ ìóêà.

Äåòèøêè ñòàíóò ïûøêè ñòðÿïàòü, Ëåïèòü çâåðåé èç òîé ìóêè, À ìíå â ÷óëàí ïðèäåòñÿ ñïðÿòàòü Ñâîé ÷åìîäàí è áàøìàêè.

 ÷óëàíå ìÿòîé äà óêðîïîì, Ãíèëîé êàðòîøêîþ ðàçèò. Áðîäèòü â áîòèíêàõ ïî ñóãðîáàì Êàêîé äóðàê ñîîáðàçèò?

Äðóçüÿ ìîé ñêèò íå ïîòðåâîæàò, Â ïðóäó èçäîõëè êàðàñè, À ìíå á “ìîíàøêó” ïîìîëîæå, Ïîêà íå âûñîõ êåðîñèí.

Ñèäÿò íà ïå÷êå âîñåìü êîøåê, Êîòû ïðèáëóäíûå – íå â ñ÷åò. Ó íèõ è êîñòè åñòü, è êîæà – Âåñíîþ ìÿñî íàðàñòåò.

Ìîãëè áû ñàìè äîãàäàòüñÿ, Ìûøåé â ïîäâàëå íàëîâèòü. Êóäà ïîéòè, êóäà ïîäàòüñÿ, Êîãî ëåëåÿòü è ëþáèòü?

* * *

ßñíî, çâ¸çäíî, ìîðîçíî Âåòåðîê, òèøèíà. Äîìèê ìàëåíüêèé â ñîñíàõ, Äâà ãîðÿùèõ îêíà. Ïàóòèíêà-òðîïèíêà Ìåæ ñóãðîáîâ êðóòûõ. Âîò òàêàÿ êàðòèíêà. Çàðèñîâî÷êà. Øòðèõ.

PS Âûðîñ â ïîëå Ãëóïåíüêèé Âàñèëåê Ãîëóáåíüêèé. Íå ïîíÿòü åìó Íèêàê, Ïî÷åìó æå Îí – Ñîðíÿê.

* * * Çâîí ìàëèíîâûé, Çâîí ëèëîâûé! Ñîëíöå ëóïèò â êîëîêîëà. Íå õâàòàåò âñåãî ëèøü ñëîâà, ×òîáû óëèöà â ïëÿñ ïîøëà. Âîò íàðîäåö — Îíè óæ ïëÿøóò?! Ýõ, ðàçäàéñÿ, È ÿ ñïëÿøó! Òîëüêî êóäðè ñâîè ïðèãëàæó Äà ïîäðóæåíüêó ïðèãëàøó. Ê ÷¸ðòó øóáó! È øàïêó ê ÷¸ðòó! Ïîñìîòðèòå, êàê ÿ ìîãó! Óõ, âïðèñÿäêó! Âåäü ÿ íå ãîðäûé, Íå îñòàíóñü Ó âàñ â äîëãó! À äåâ÷îíêà, ìîÿ äåâ÷îíêà… Íåäîòðîãà, Îíà ëè òî?! Óäåðæè-êà ïîäè Áåñ¸íêà, — Áóäòî ïòèöà —  ðóêå ïëàòîê. ×òî âàì ïàâà! Êóäà òàì ëåáåäü! Êðîâü ãîðÿ÷àÿ ñ ìîëîêîì! Ïüÿíûé äåä Öåëîâàòüñÿ ëåçåò, Òîæå âûãëÿäèò ìîëîäöîì! Ýõ, Ðîññèÿ! Íàðîä áåäîâûé! Íåò ðîäíåé ìîåãî ñåëà. Çâîí ìàëèíîâûé, Çâîí ëèëîâûé. Ñîëíöå ëóïèò â êîëîêîëà!

* * *

Êîñè, êîñà, ïîêà ðîñà, Ïîêà òðàâà õîëîäíàÿ. Ëÿãóøêîé ñòàëà â ïîë÷àñà Ìîÿ ðóáàøêà ìîäíàÿ. Ïîþò ëóãà, ïîþò ëåñà, Èì ïîäïåâàþò íåáåñà, À ìóçûêà íàðîäíàÿ.

Ïëûâóò íàä ëóãîì îáëàêà Áåç èìåíè, áåç îò÷åñòâà. ß íå âàëÿþ äóðàêà, Òðóæóñü íà áëàãî îáùåñòâà. Êîãäà ëþáèìàÿ ñî ìíîé, Ïåðåâåðíóë áû øàð çåìíîé ß â ÷åñòü å¸ Âûñî÷åñòâà…

Читайте также:  Актриса а яковлева биография личная жизнь дети

Ðàáî÷èì ëþäÿì íå ñ ðóêè Ùèïàòü ðîìàøêè-ëþòèêè. Ðàñòóò îñîêà ó ðåêè Äà èâîâûå ïðóòèêè. È ïîòîìó êàê âñÿ ðîñà Èñïèòà ñîëíöåì â ïîë÷àñà, Ïüþò âîäó, êàê âåðáëþäèêè.

Óñòàëà ìèëî÷êà êîñèòü, Ëîìàåò â ðîùå âåíè÷êè. Êðè÷ó åé: «Áîæå óïàñè Áèòü êîìàðîâ íà òåìå÷ê养 Êîãäà âûñîêàÿ òðàâà Îáãîíèò ðîñòîì äåðåâà, Ìû áóäåì ùåëêàòü ñåìå÷êè.

Ìåíÿ ëþáîâü ñâàëèëà ñ íîã Íî÷íàÿ, áåñïàðäîííàÿ. Ìû ðàçâàëèëè ñåíà ñòî㠗 Ïîìèëóé, ìàìà ðîäíàÿ. Ïîþò ëóãà, ïîþò ëåñà, Ïîþò ëóêàâûå ãëàçà, À ìóçûêà íàðîäíàÿ.

* * * Âñ¸ ïî ìåñòàì ðàññòàâèë, Âèæó îäèí ïðîáåë: Íûíåøíèé ñíåã ðàñòàÿë, À ïðîøëîãîäíèé öåë.

Ðûõëûé îí è òÿæ¸ëûé, Ñïðÿòàëñÿ ìåæäó ãðÿä.  í¸ì çîëîòûå ï÷¸ëû Æàëà ñâîè îñòðÿò.

 ñàä çàõîæó óêðàäêîé, Âñ¸ ïîâòîðèòü ãîòîâ. Ï÷¸ëû ãóäÿò íàä ãðÿäêîé, Íî íå íàéäóò öâåòîâ.

Áëåäíûå èõ ïîáåãè Âðåìÿ õðàíèò îò áåä. Íà ïðîøëîãîäíåì ñíåãå Êëèíîì ñîø¸ëñÿ ñâåò.

ÊÎËÛÁÅËÜÍÀß Ñïè, ìîÿ æåëàííàÿ. Âûöâåëà çàðÿ. Âåòðîì ñ ïîëÿ áðàííîãî Óáðàíà çîëà.

Ðàçëåòåëîñü, êàðêàÿ, âîðîíü¸. Ñìîòðÿò çâ¸çäû ÿðêèå íà æíèâü¸. È ïîêà äî ïîëíî÷è äàëåêî, Ïüþò èç ðå÷êè áåëîå ìîëîêî.

Ñïè, ìîÿ õîðîøàÿ, Î áûëîì ñêîðáÿ, Íèêîãäà íå áðîøó ÿ Êàìóøêîì â òåáÿ.

 ñíû òâîè íàâåäàþñü ÿ òàéêîì — Íåæíûì, íåçàïÿòíàííûì âàñèëüêîì. Èç âåíêà íåáåñíîãî óïàäó, Êàê òåáå ïðåäïèñàíî íà ðîäó.

Ñïè, ìîÿ ëþáèìàÿ, È ïðîñòè ìåíÿ. Â ñåðäöå ãîëóáèíàÿ Ïåñíÿ-âîðêîòíÿ.

Âçìûëè ñèçîêðûëûå â îáëàêà È çàáûëè ìèëóþ íà âåêà. Êàáû ÿ ïîêèíóòûì íå áûâàë, Ýòó êîëûáåëüíóþ íå ïåâàë.

Ñïè, ìîÿ áåñöåííàÿ, Âðåìÿ ëå÷èò íàñ. Òû — ìîÿ Âñåëåííàÿ  ýòîò çâ¸çäíûé ÷àñ.

×òî ìíå ïòèöû-âîðîíû è öâåòû? Ïî ëþáóþ ñòîðîíó — òîëüêî òû. Ïîâòîðèëñÿ îñåíüþ ìåñÿö ìàé. Ñïè, ìîÿ êóðíîñàÿ, áàþ-áàé.

* * * ß â ìàëèííèêå áåç ìàëèíû Çàëèâàþñü, êàê ñîëîâåé, Ïîêîðÿÿñü íåóìîëèìîé Ïåñíå ìîëîäîñòè ñâîåé.

Áîð ñîñíîâûé — íå êîðàáåëüíûé, Íå ñòðîèòåëüíûé — äðîâÿíîé. Åñëè á çâåðè íå îðîáåëè — Ïîçíàêîìèëèñü áû ñî ìíîé.

ß ó ¸æèêà âçÿë èãîëêè, ß ó âîëêà óêðàë êëûêè.  ïûëüíûõ äóëàõ ìîåé äâóñòâîëêè Ïîñåëÿþòñÿ ïàóêè.

Çà ãëîòî÷åê âîäèöû ñâåæåé Çîëîòûå ÷àñû îòäàì… Ïîñåëèëñÿ â ëåñó, êàê ëåøèé, — Âû íå áîéòåñü ìåíÿ, ìàäàì.

* * * Íè ê ÷åìó ïîýòàì, Íèùèì àëüòðóèñòàì, Ùåãîëÿòü ïðåä «ñâåòîì» Â ïëàòüå ñåðåáðèñòîì.

Ëó÷øå áûòü áðîäÿãîé, Ðûæèì äî îòðûæêè, È ëå÷èòü áîäÿãîé Ñèíÿêè äà øèøêè.

Íå ðû÷àòü ñåðäèòî Ïåðåä ìèðíûì ñòàíîì, Çíàòüñÿ ñ Àôðîäèòîé, Áàõóñîì è Ïàíîì.

Íå áîÿòüñÿ ÷¸ðòà, Âîåâàòü ñ ñóäüáîþ. Îñòàâàÿñü òâ¸ðäî Ëèøü ñàìèì ñîáîþ.

* * * Ñïîêîéíà òèõàÿ îáèòåëü. Öâåò¸ò êðàïèâà ó ïëåòíÿ. Ëþáèòå, ãðàæäàíå, ëþáèòå Ïëåòåíü, êðàïèâó è ìåíÿ.

Ïëåòåíü — çà ÷òî? Çà òî, ÷òî ñêðîìåí: Îí î ñåáå íå ìíîãî ìíèò, Èç ïðóòüåâ îí, à íå èç áð¸âåí, È âûñîòîé íå çíàìåíèò.

Êðàïèâà ñìîòðèòñÿ êðàñèâî È îáæèãàåò — êàê îãí¸ì, Íî âèíîâàòà ëè êðàïèâà, ×òî ìû è ðâ¸ì å¸, è ìí¸ì…

Ëþáèòü ìåíÿ? Êîìó îõîòà? Êàê íè êðóòè — íåâçðà÷åí âèä. ß — ÷åëîâåê! È ýòî ÷òî-òî Êîìó-íèáóäü äà ãîâîðèò…

* * * Îäàðèëà ñâîèì ïîÿâëåíüåì Ò¸ìíûé ñêèò áåç îãíÿ è äóøè. Óõîäèëà ñ òàêèì ñîæàëåíüåì, Õîòü ñàäèñü è ðîìàíû ïèøè.

Íî ðîìàí ëè? ×òî ñ íàìè ñëó÷èëîñü? Íå òóìàí ëè ìåíÿ çàêðóæèë?  òîì òóìàíå òû ÿñíî ëó÷èëàñü. ß ðîäèëñÿ è çàíîâî æèë.

ß ðîäèëñÿ êðàñèâûì, êðûëàòûì, Äâå ñòåçè âî åäèíóþ ñâ¸ë. È ïîä âçãëÿäîì òâîèì âèíîâàòûì, Ñëîâíî ïàïîðîò, â ïîëíî÷è öâ¸ë.

Òû óøëà, òû ñîðâàòü íå ðåøèëàñü, È ïîìåðê îáåçëè÷åííûé ìèð. Çíàòü íå íàäî, ÷åãî òû ëèøèëàñü: Èëè ñâåò ýòîò ñòàíåò íå ìèë.

* * *  òèõîì îìóòå ÷åðòè âîäÿòñÿ, À íå îêóíè äà ëåùè. Ñáåðåãè ìåíÿ, Áîãîðîäèöà, Ìèìî îìóòà ïðîòàùè.

Ïîîïóòàë õìåëü ìîè óäî÷êè, Ñåðäöå òèíîþ îáðîñëî, À ñâîáîäíîé íåò íè ìèíóòî÷êè: Ñîâåðøåíñòâóþ ðåìåñëî.

Òîïîðîì òåøó ïíè äóáîâûå, Íåò íè êðàþ èì, íè êîíöà. Ãåé âû, äåâèöû ÷åðíîáðîâûå, Èëü íå âèäèòå ìîëîäöà?

À âîäà â ðåêå — ñàæà ÷¸ðíàÿ, Îòðàæàåòñÿ â íåé áåäà. Ãîëîâà ìîÿ íåïîêîðíàÿ Äà êîçëèíàÿ áîðîäà…

* * * Îñåíü ñïåøèëà, øóìåë ëèñòîïàä, Ïàäàëà ñ êë¸íîâ íåçâîíêàÿ áðîíçà, ß ïî îðàíæåâûì ëèñòüÿì ñòóïàë, Êàê ïî îñêîëî÷êàì ñîëíöà. Êòî ìåíÿ âûìàíèë, êòî ïðèãëàñèë  æãó÷èé áóðàí êðàñîòû è ïå÷àëè? Êàæäûé ëèñòîê îò òîñêè ãîëîñèë, Áóðûå âåòêè ìîë÷àëè. Ìîæåò, âïåðâûå ïîäóìàëîñü ìíå: «Âðåìÿ ñâîé áåã íå çàìåäëèò. Ìèð áåç ìåíÿ îáîéä¸òñÿ âïîëíå. Ìíå-òî åãî êòî çàìåíèò?»

* * * Æóðàâëèíûé êëèí Ðàñêîëîë çàðþ. ß ñòîþ îäèí. Â íåáåñà ñìîòðþ.

Íàïîëçàåò ìðàê. Ïîòåìíåë âîñòîê. Íå ïîéìó íèêàê, Îò÷åãî âîñòîðã?

Áûòü çèìå ïîðà. ß è æäàë çèìû. Ìîæåò, ñíåã ñ óòðà Ïîáåëèò õîëìû.

Æóðàâëè ãðóñòíû. Ìíå æå ãðåõ ñòðàäàòü. ß îïÿòü âåñíû Íà÷èíàþ æäàòü.

* * * Êòî èç íàñ íå òåðÿë ãîëîâû, Îñëåïë¸ííûé òàèíñòâåííûì ñâåòîì? Íî ïîïðîáóé òîò ñâåò óëîâè, Äàæå åñëè ðîäèëñÿ ïîýòîì.

Âîññèÿë, çàêðóæèë è ïîìåðê, Âîðîòèëèñü ïîñòûëûå áóäíè. Çàìåäëÿåòñÿ âðåìåíè áåã, Ïðîäîëæàþòñÿ êîçíè è ïëóòíè.

Íàêàçàíüåì ñòàíîâèòñÿ ñîí Äëÿ äóøè, âîñïàë¸ííîé è æäóùåé. Íå çàáóäåøü, êàê áûë ïîòðÿñ¸í Äèâíîé ìóçûêîé, ñ íåáà èäóùåé.

Âäðóã ïðîñí¸øüñÿ â õîëîäíîì ïîòó, Îùóòèâ íåñòåðïèìîñòü æåëàíüÿ Áðîñèòü âñ¸ è ñòóïèòü çà ÷åðòó,  äàëü, îòêóäà èñõîäèò ñèÿíüå.

* * * Ñòàëî ãðóñòíî. Ñåë, ïðèòèõ È íå ñäåëàþ íè øàãó: Íåòó âûìûñëîâ òàêèõ, ×òîá ñëåçà ïðîæãëà áóìàãó.

Ëæèâûì ñëîâîì íå ìàíè, Áóäü îíî ñâåæî è àëî — Ìíå ôàíòàçèè ìîè Òîëüêî ñåðäöå íàøåïòàëî.

ß áåç êîìïàñà íàéäó Â ïîäíåáåñíîé êðóãîâåðòè Ïóòåâîäíóþ çâåçäó, Óâîäÿùóþ â áåññìåðòüå.

È êîãäà íàñòóïèò ÷àñ Íåçåìíîãî âäîõíîâåíüÿ, ß çàïëà÷ó â ïåðâûé ðàç Îò å¸ ïðèêîñíîâåíüÿ.

* * *

Òåìíîòà. Îãîíü ïîãàñ  ìàëåíüêîé ïå÷óðêå. Íå çàâÿçûâàÿ ãëàç, Ìû èãðàëè â æìóðêè. Çà ñòåíîþ, âîÿ çëî, Ëþòîâàëà âüþãà. È ìèíóòû íå ïðîøëî, Ìû íàøëè äðóã äðóãà. Òû øåïíóëà: «Íå áàëóé». È ðàñöâåë íàäåæäîé Ñàìûé ïåðâûé ïîöåëóé  òåìíîòå êðîìåøíîé. Íå ñãîðåâøèé óãîëåê Îñâåòèë íàì ëèöà. Ýòîò âå÷åð òàê äàëåê, Êàê îí ÷àñòî ñíèòñÿ.

*** Äâå íåäåëè çàâëåêàëà, Çàæèãàëà — êàê ìîãëà. Çàãîðåëñÿ âïîëíàêàëà —  äîìå ñóìåðêè è ìãëà.

Îáîëüñòèòåëüíûå ðå÷è Îáîëüùàþò — êàê è âñòàðü. Ñòåàðèíîâûå ñâå÷è Îáìåíÿþ íà ôîíàðü.

Âàòîé ñòåêëûøêî íàäðàþ, Ïîäðîâíÿþ ôèòèëåê. ß ãîðþ, äà íå ñãîðàþ, Ïîäïèðàþ ïîòîëîê.

***

Æèë, íà öåëûé ñâåò îêðûñÿñü. Âñå åäÿò, à ÿ — ãîâåé?.. Âäðóã ïðèñëàëè äåñÿòü òûñÿ÷. Ïèñêíóë â áðþõå ñîëîâåé.

Ïîäëåòåëè êâåðõó ãèðüêè Íà òàðåëî÷êå ñ íóæäîé. Íàêóïëþ ëàïøè äà êèëüêè, Ïîáåãó, êàê ìîëîäîé.

Îòñêðåáëè íà ñåðäöå êîøêè, Íå óñïåë ÿ äóõîì ïàñòü. Ðàçíîöâåòíûå ñàïîæêè Íà îäíó ñìåíÿþ ìàñòü.

Âñåõ âðàãîâ îñòàâèë ñ íîñîì Âàæåí, êàê àðõèåðåé. Áóäó ïîëüçîâàòüñÿ ñïðîñîì, Ñëîâíî ïðîñî ó êóðåé.

Íàâîñòðèë Ïåãàñ ïîäêîâó, Áüåò êîïûòîì: è-ãî-ãî! Îé, ñïàñèáî Áàçàíêîâó È êîìïàíèè åãî!

* * * Âû íàïðàñíî çà ìíîé õîäèëè: ß ñ íóæäîé — íå ðàçëèòü âîäîé. Ó ìåíÿ øòàíû õóäûå, È êàðìàí ó ìåíÿ ïóñòîé.

Ó ìåíÿ ãîëîâà äûðÿâà, Äàæå èìÿ ñâîå çàáûë. Íà îêîøêå öâåòîê äåðÿáà, Çà îêîøêîì — áóðüÿí äà ïûëü.

Âñå ìåíÿåòñÿ â ýòîì ìèðå, Íå ìåíÿþñü ëèøü ÿ íè÷óòü. Äîõíóò ìóõè â ìîåé êâàðòèðå, Íå íàéäÿ íè÷åãî êóñíóòü.

Ñàì ñ ñîáîé íå íàéäó ÿ ñëàäó, Íå ìîãó ïî-äðóãîìó æèòü. Ìíå õîòÿ á íà øòàíû çàïëàòó, Ìíå õîòÿ áû êàðìàí çàøèòü…

* * *

Îáðóøèòüñÿ ãðîçèòñÿ ïîòîëîê. Âçäûõàåò êðûøà, òðåáóÿ ñîëîìû. Ïðåêðàñíî âèäíî çàïàä è âîñòîê ×åðåç å¸ ãëàçàñòûå ïðî¸ìû.

Áîðìî÷óò ëþäè: «×îêíóëñÿ ÷óäàê!» È äîêòîðøà ñ ïðèñòðàñòüåì äîïðîñèëà. Âëå÷¸ò ìåíÿ ÷àñòåíüêî íà ÷åðäàê Êàêàÿ-òî íåâåäîìàÿ ñèëà.

Õóäàÿ êðûøà, ïðàâî, íå áåäà. Òðóáà ÷åðíà, êàê ÷¸ðòîâû ÷åðíèëà.  îäíîé ïðîðåõå âñïûõíóëà çâåçäà,  äðóãîé çàðíèöà íåáî îçàðèëà.

Äî ñàìûõ îêîí âûñèòñÿ ñóì¸ò. Òðÿñ¸ò õèáàðó òÿæêàÿ ïðîñòóäà. Ëþáîé ïðîõîæèé ñðàçó æå ïîéì¸ò, ×òî â íåé æèâ¸ò ãîðîõîâîå ÷óäî.

Çàáîòèòüñÿ î êðîâëå íåäîñóã: Õîçÿèí ãðîìêî ïåñíè ðàñïåâàåò. Ñòîèò èçá¸íêà îêíàìè íà þã, È ñîëíûøêî å¸ íå çàáûâàåò.

Ñåðåæà Ïîòåõèí æèâåò áîáûëåì. Äîìèê åãî ñòîèò â ñòîðîíå îò ðîäíîé äåðåâíè Êîñòîìû ñðåäè ðàçâàëèí íåêîãäà ïðîöâåòàþùåãî ñûðîçàâîäà. Îáðàç æèçíè Ïîòåõèíà âñåìè ãðàíÿìè óêàçûâàåò, ÷òî îí íå îò ìèðà ñåãî (õðåñòîìàòèéíûé ÷óäàê!). Ê òîìó æå àâòîð íåñêîëüêèõ ïîýòè÷åñêèõ ñáîðíèêîâ. Âîêðóã åãî äîìà öåëûå ïëàíòàöèè êëóáíèêè. Ñåðåæà ñàì óäèâëÿåòñÿ, íàñêîëüêî ëåãêî îíà ïëîäèòñÿ, íî ýòî òîëüêî äëÿ íåãî óäèâèòåëüíî. Ñâåæåìó ãëàçó ñðàçó çàìåòíî, ñ êàêîé ëþáîâüþ êëóáíè÷íûå ãðÿäêè âîçäåëàíû. Åñòåñòâåííî, äëÿ äåðåâåíñêèõ ìàëü÷èøåê çäåñü íàñòîÿùàÿ Ìåêêà. Âîðîâàòü ïðèõîäÿò â îñíîâíîì íî÷üþ: “Ïóñêàé áåðóò! Íå æàëêî… Íå îòêàçàë áû, åñëè áû è ïîïðîñèëè. Íî íà òî îíè è ïàöàíû, ÷òîá ïðèêëþ÷åíèÿ íà êîå-÷òî èñêàòü – ñàì òàêèì áûë”. Ñ óòðà êóïèë ÷åêóøå÷êó è êàðàìåëåê. Âûïèë, çàåë ñëàäîñòÿìè – è âîò òåáå ïî÷òè ïîëíîå ñ÷àñòüå. Íî íàäî åùå íà ðåêó Òåáçó ñõîäèòü, âåðøè ïðîâåðèòü. Ñíàñòè äîïîòîïíûå, çàòî âåñüìà ïðîäóêòèâíû?