Мария метлицкая биография личная жизнь
Биография
В конце июня 2022-го на радость любительницам отечественных женских романов в свет вышло новое литературное произведение Марии Метлицкой, чьи книги по праву названы уютной прозой, а их создательница — самым оптимистичным автором. «Я тебя отпускаю» повествует о двух непохожих друг на друга героинь Нике и Рине, каждая из которых пытается строить свое будущее: одна — через связь с женатым мужчиной, вторая — через карьеру.
Детство и юность
В 1959 году, в 19-й июльский день, в Москве на свет появился будущий автор любовных романов, прославившийся не под настоящей фамилией Колесникова, а под звучным псевдонимом Метлицкая, взятым по фамилии прадеда-еврея. Воспитанием Марии и ее младшей сестры занимались бабушка Софья Борисовна и мама.
Мария Метлицкая в детстве / «Фейсбук»
Говоря о ранних и юношеских годах, романистка часто вспоминала подруг со двора, с которыми не прекращает общение больше полувека. В школьное время Мария обожала читать, особенно произведения О. Генри и Антона Павловича Чехова, не вылезала из библиотек, писала лучшие сочинения в классе, а в пору влюбленностей — стихотворения. Но когда пришла пора определяться с вузом, то дeвyшка пошла в медицинский по совету друга семьи, а также, как говорится, ориентируясь на метод исключения.
Читайте такжеЗвёзды, детская дружба которых проверена временем
По стопам отца-инженера и матери-экономиста Маша идти не желала, в точных науках должным образом не разбиралась, на журналистский факультет оказался бешеный конкурс, и требовались публикации в печатных изданиях, а профессия юриста тогда считалась немодной. В итоге по окончании медицинского она почти десятилетие протрудилась терапевтом.
Книги
Приход в литературу случился неожиданно, и нет точной причины, почему так произошло. По одной из версий, это была своего рода сублимация после того, как родительский дом покинул единственный горячо любимый сын. По другой — после дефолта 1998-го жить стало попросту не на что, и Метлицкая вместе с мужем искала пути выхода из кризиса — занималась росписью отреставрированной старинной мебели, декупажом тарелок, для чего даже окончила специальные художественные курсы, работала в антикварном магазине.
Писательница Мария Метлицкая / Официальный сайт
Зимой 2011-го свет увидела дебютная книга москвички «Наша маленькая жизнь» из серии «За чужими окнами», весной — «Машкино счастье», летом — «Беспокойная жизнь одинокой женщины», осенью — «Второе дыхание».
Творческая биография с этого переломного года постепенно пополнялась новыми творениями: в 2013-м тиражом более 100 тыс. экземпляров разошелся бестселлер «Дневник свекрови», через 2 года россияне зачитывались «Вечным запахом флоксов», в 2016-м настал черед автобиографической «Можно я побуду счастливой?».
Читайте такжеРодственные связи звезд, о которых вы не подозревали
Устоять перед «реалистом с пессимистичным уклоном» не смогли и отечественные кинорежиссеры, решившиеся на экранизацию ее произведений, созданных в жанре мелодрамы. В 2013-м Валерий Девятилов снял фильм по книге «И шарик вернется…», в Международный женский день – 2015 на «России-1» состоялась премьера «Дневника свекрови».
Личная жизнь
Что касается личной жизни, то тут Мария не скрывает, что семья и дети — это настоящее женское счастье.
«Оба мои бpaка были по любви. Когда закончилась любовь в первом бpaке, от мужа я ушла — встретила новую любовь. Как оказалось, главную. Мы прожили непростую жизнь. Но мы смогли выстоять. Но самое главное, что мне удалось в этой жизни — это мой сын. Мы с ним большие друзья с самого первого дня», — добавила она.
Известно также, что дядя и свекор Григорий Григорьевич Коган — ветераны Великой Отечественной войны. Отец мужа со своим 2-м Украинским фронтом дошел до Праги и участвовал в шествии по Красной площади на 50-летии Победы.
В интервью в марте 2022-го женщина сообщила, что вместе с родными перебралась в Израиль и на данный момент живет в Хайфе, где продолжает заниматься писательством и кулинарией.
Мария Метлицкая сейчас
В апреле 2018-го в печать вышла новая книга «Високосный февраль», в декабре — «В тихом городке у моря», а годом раньше «расцвели» «Фиалки на десерт». В 2022-м, как уже упоминалось, библиография пополнилась романом «Я тебя отпускаю».
Мария Метлицкая сейчас / «Фейсбук»
Не забывает автор и о социальных сетях, публикуя на личной странице в «Фейсбуке» фотографии родных и близких, а также трогательные снимки из детства.
Библиография
- 2011 – «Наша маленькая жизнь»
- 2011 – «Машкино счастье»
- 2011 – «Второе дыхание»
- 2012 – «Всем сестрам…»
- 2012 – «И шарик вернется…»
- 2013 – «Дневник свекрови»
- 2013 – «Ошибка молодости»
- 2014 – «Верный муж»
- 2015 – «Женский день»
- 2015 – «Цветы нашей жизни»
- 2016 – «Можно я побуду счастливой?»
- 2017 – «Фиалки на десерт»
- 2018 – «Високосный февраль»
- 2018 – «В тихом городке у моря»
- 2022 – «Я тебя отпускаю»
Мария Метлицкая (род. 19 июля 1959 года, Москва, СССР) — российская писательница, автор десятков книг в области популярной литературы[1]. Писательница М. Ануфриева упоминает Метлицкую среди авторов книг, которые можно встретить в книжном магазине провинциального российского города[2].
Биография[править | править код]
Мария Метлицкая родилась 19 июля 1959 года в Москве. В разное время занималась различными видами деятельности: например, росписью мебели и написанием стихов. Как писатель стала известна в 2011 году[3][1].
Мария Метлицкая является автором десятков книг, стартовый тираж новых изданий по состоянию на 2014 год составлял 40 тысяч экземпляров[1]. Совокупный тираж романа «Дневник свекрови» по состоянию на 2014 год — 88 тысяч экземпляров[1]
Мария Метлицкая пишет, основываясь на историях друзей, коллег, знакомых. Является автором романа «И шарик вернется», по которому режиссёр Валерий Дятлов снял сериал[3].
Список произведений[править | править код]
Народная книга
- Мои университеты. Сборник рассказов о юности
За чужими окнами
- Его женщина
- Можно я побуду счастливой?
- Дневник свекрови
- Женщины, кот и собака
- Миленький ты мой
- Фиалки на десерт (сборник)
- Дорога на две улицы
- Женский день
- Я буду любить тебя вечно (сборник)
- Беспокойная жизнь одинокой женщины (сборник)
- Прощальная гастроль
- Её последний герой[4]
- То, что сильнее (сборник)
- После измены (сборник)
- И шарик вернется…
- Верный муж (сборник)
- Ошибка молодости (сборник)
- А жизнь была совсем хорошая (сборник)
- Всем сестрам… (сборник)
- Горький шоколад
- Второе дыхание (сборник)
- Цветы нашей жизни
- Незаданные вопросы
- Наша маленькая жизнь (сборник)
- Машкино счастье (сборник)
- Советы мудрой свекрови. О детях, мужьях и не только…
- Испытание медными трубами (сборник)
- Фиалки на десерт (повесть)
- Я буду любить тебя вечно
- Второе дыхание (сборник)
- Цветы нашей жизни
Женские судьбы. Уютная проза Марии Метлицкой
- Я тебя отпускаю[5]
- В тихом городке у моря[6]
- И все мы будем счастливы
- Самые родные, самые близкие (сборник)
- Осторожно, двери закрываются!
Современные рассказы о любви
- Коварство Золушки. Современные рассказы о любви (сборник)
- Современные рассказы о любви. Привычка жениться (сборник)
- Современные рассказы о любви. Адюльтер
- Белье на веревке. Современные рассказы о любви (сборник)
- Ассоциации, или Жизнь женщины
Перемены к лучшему
- Как я изменил свою жизнь к лучшему
- Отец
- Спасибо! Посвящается тем, кто изменил наши жизни (сборник)
Все возрасты любви
- Запретная любовь (сборник)
Рассказы о самом важном (Эксмо)
- Любовь, или Мой дом (сборник)
Радость сердца. Рассказы современных писателей
- Мама тебя любит, а ты её бесишь! (сборник)
Книга в сумочку
- Тяжелый путь к сердцу через желудок (сборник)
Коллекция современного рассказа
- Свой путь (сборник)
Женское счастье
- Вполне счастливые женщины (сборник)
- Женщина-отгадка (сборник)
Без серии
- Вечный запах флоксов (сборник)
- Странная женщина (сборник)
- Время для счастья
- Приезжие
- Високосный февраль
- Главные роли (сборник)
- На круги своя (сборник)
- Такова жизнь (сборник)
- Беспокойная жизнь одинокой женщины
- Цветы и птицы
- Странная женщина
- Кровь не вода (сборник)
- Бабье лето (сборник)
- Самые родные, самые близкие
- Обычная женщина, обычный мужчина (сборник)
- Первая любовь (сборник)
- Свои и чужие (сборник)
- А жизнь была совсем хорошая
- Женщины в периоды дефицита и изобилия
- Такова жизнь (сборник)
- Любовь к жизни
- Привычка жениться
- Кризис бабского возраста
- Зачем вы, дeвoчки…
- Легко на сердце
- Адуся
- Грета
- Любовь — нелюбовь.
- Соленое Чёрное море
- Прощай навсегда!
- Понять, простить
- Зависть
- Женщина-отгадка
- Неподходящая партия
- Месть
- Запах антоновских яблок
- Пустые хлопоты
- Хозяйки судьбы, или Спyтaнные Богом карты (сборник)
- Добровольное изгнание из рая
- Ева Непотопляемая
- Мои университеты
- Бабье лето
- Фотограф
- Свои и чужие
- Милые люди
- Тяжелый крест
- Maдам и все остальные
- Хозяйки судьбы, или Спyтaнные богом карты
- Счастливая жизнь Веры Тапкиной
- Честное слово
- Дом творчества
- Слабак
- Вечнозеленый Любочкин
- Он и она
- Вопреки всему
- «Прелестницы»
- Вруша
- Божий подарок
- На всю оставшуюся жизнь…
- Вторая натура
- Хоть Бога к себе призови
- Близкие люди
- Дорогая Валерия
- Родная кровь
- Уроки Музы
- Алик — прекрасный сын
- Обычная женщина, обычный мужчина
- Внезапное прозрение Куропаткина
- Общие песни
- Не родись красивой
- Цена и плата
- Вечная любовь
- На круги своя
- Бедный, бедный Лева
- Баю-баюшки-баю
- Вполне счастливые женщины
- Союз нерушимый
- Правда и ложь
- Легкая жизнь
- Умная женщина Зоя Николаевна
- Закон природы
- Параллельные жизни созвездия Близнецов
- Шуба
- Все как обычно
- Проще не бывает
- Прелесть. О странностях любви
- Случайные обстоятельства
- В четверг — к третьей паре
- Отражение
- Счастье есть!
- Такова жизнь
- Удачный день
- Под небом гoлyбым
- Нелогичная жизнь
- Кровь не вода
- Вечный запах флоксов
- Дочь
- Здравствуй, Париж!
- Победители
- Ночной звонок
- Зика
- Негромкие люди
Примечания[править | править код]
Очень важно, чтобы читатель видел в книгах отражение собственных мыслей. Это хаpaктеризует произведения Марии Метлицкой. Но, кроме того что эти труды помогают публике понять собственное «я», ее работы еще и легкие и ироничные.
Любовь с детства
Мария родилась и проживает в Москве. Родители писательницы относились к интеллигенции и участвовали в движении шестидесятников. Следовательно, ребенок рос в творческой атмосфере. В доме всегда было полно книг. Прививали любовь к литературе ребенку бабушка и мама. Следует отметить, что сама Маша уверенно читала уже с четырех лет. Когда маленькой дeвoчке не хватало новых книг, она спешила в библиотеку.
Симпатия к слову не прошла напрасно. Произведения, которые пишет Мария Метлицкая, приятно выделяются среди других. У них простой и одновременно выразительный и богатый язык. Уважение к книгам сопровождает писательницу в течение всей жизни. Даже сегодня любимое хобби женщины – прочитать хорошую историю.
Первые стихи Мария написала еще в школе. Но будущая профессия была далека от литературы. Мастер слова училась на медика и определенное время работала врачом. Тем не менее женщина никогда не покидала творчество. В 2003 году вышел первый сборник стихов. Но настоящую популярность автор Метлицкая Мария получила благодаря своим рассказам.
Второй шанс на счастье
Первый бpaк женщины был неудачен. На человека, с которым она жила под одной крышей, надеяться было рискованно. Поэтому талантливый прозаик попыталась построить счастье с другим мужчиной. С этим избранником писательница прожила 20 лет в гражданском бpaке. Официальная регистрация семейного союза совпала с празднованием выхода первой книги. Ее спутник, с которым она уже встретила серебряный юбилей, достоин уважения. Он стал ее твердым плечом, близким, который никогда не предаст.
Следует отметить, что тему верности Мария Метлицкая очень часто поднимает в своих трудах. Про измену и ее последствия рассказывает «Ошибка молодости». Произведение о мужчине, который ушел от жены и больного ребенка. Он планирует начать жизнь с новой страницы, но судьба – очень капризная дама, и она не прощает подлости.
Старт работы
Как только читатели узнают историю того, как автор начала карьеру писателя, начинают верить в судьбу. Единственный сын женщины вырос и отдалился от семьи. Фактически главная миссия ее жизни – воспитание ребенка, подошла к концу. Еще одним толчком к написанию стала личная драма. Мария Метлицкая определенное время болела.
Женщина пыталась занять себя разнообразными курсами и кружками, но ни одно из дел не могло насытить ее творческую натуру. Однажды она решила написать рассказ. Когда произведение было закончено, прочитала работу мужу. Тот одобрительно отозвался и поощрил жену творить дальше.
Писала свои первые повествования женщина от руки, поскольку даже понятия не имела, как работать за компьютером. Только на 52-м году жизни она освоила эту технику.
Далее писательница посещала все возможные книжные ярмарки и предлагала диск со своим творчеством редакторам. Но как только издатели слышали, что автор пишет в форме рассказа, отказывались от материалов. Другие игнорировали творчество Марии из-за отсутствия опыта.
Еще один шаг к славе
Тем не менее произведения, которые написала Мария Метлицкая, увидели свет.
Жанр, в котором пишет писательница – рассказ. Она уже десятки лет остается верна этой краткой форме художественной прозы. Она с детства обожала читать Антона Чехова и О. Генри. Нравятся ей малые рассказы уже хотя бы тем, что на них не нужно тратить много времени. Но чем глубже писательница ныряла в мир литературы, тем чаще задумывалась о том, что следует начинать работу над большим романом.
Произведение в этом жанре – «И шарик вернется». Книга далась ей очень тяжело, заявляет Мария Метлицкая. Биография и личный опыт прозаика частично отразились в образе персонажа Тани. Сюжет рассказывает о четырех подругах, знакомых еще со школы. Совсем скоро у них выпускной вечер. Девушки полны надежд и ожиданий. Но трагедия меняет их отношение к жизни и друг к другу. Однако впереди у героинь еще много взлетов и падений.
Сейчас по книге сняли одноименный сериал. Режиссером выступил Валерий Девятилов, а главные роли исполняют лучшие актрисы страны.
Лучшие истории
К своим работам автор относится очень критично. Из библиографии она выделяет работу «Наша маленькая жизнь». Произведение входит в серию «За чужими окнами». И действительно, каждый рассказ описывает простых, рядовых людей, величие и трагизм которых в их поступках. Несмотря на то, что истории – вымысел, читатель, листая книги Марии Метлицкой, в каждом образе видит себя. К этой истории у мастера меньше всего претензий.
Напротив, публике больше нравится «Дневник свекрови». Сама писательница не возлагала больших надежд на эту роботу. Но простое и ироническое повествование покорило сердца аудитории. Сюжет рассказывает о маме, которая всю жизнь посвятила любимому сыну. Но мальчик вырос и начинает свою, независимую жизнь. Фактически ребенка у героини отбирает не только время, но и другая женщина. Теперь главная героиня должна привыкать к роли свекрови. Избранница сыночка становится соперницей и претендует на место главного человека в его жизни. С этой ситуацией энергичная и неугомонная мама справляется по-своему.
Каждый, кто читал этот рассказ, видел в поступках свекрови и невестки свои действия в подобных обстоятельствах.
Звездный Олимп
Положительно о работах Метлицкой отзывается Виктория Токарева. Эта писательница уже давно создает талантливые книги. Часто критики утверждают, что стиль, в котором пишет Мария, частично похож на манеру ее коллеги.
Каждого персонажа, неважно, положительного или отрицательного, она любит одинаково. Главные образы очень детальны. Это позволяет публике максимально погрузиться в мир книги. Часто ее произведения оставляют место для загадки. И на финальной странице автор дает герою выбор: оставаться на месте или двигаться к добру и свету.
Книги Марии Метлицкой родились из собственного опыта. Автор отмечает, что хотя пpaктически все ситуации и герои выдуманные, все же большая часть ее произведений основана на том, что видела она сама.
Становится больше аудитория этого писателя. Не только женщины, а и мужчины восхищаются ее прозой. Сегодня произведения очень популярны. Сейчас мастер слова обдумывает написание нового грандиозного романа.
«Я обязана. Потому что я – женщина. Я мудрее, сильнее, терпеливее. Я все могу. А что не могу, все равно – смогу. И никого не волнует, чего все это мне стоит!»
Она пишет по три книги в год, которые расходятся многотысячными тиражами. Огромная армия поклонниц считает ее своей подругой, учительницей и наставницей. Ее книги часто называют «мелодрамой в прозе»; читая их, кажется, что смотришь сериал про маленькую жизнь маленьких женщин, про их обиды, ошибки, страдания. Про то, что понятно каждой женщине. Писательница Мария Метлицкая рассказала мне о своей невероятной писательской судьбе, о тяжелой болезни и о том, что самое главное в жизни.
– Мария, люди начинают писать по разным причинам. Кто-то от тоски, кто-то от скуки, кто-то от желания разобраться в чем-то, а кто-то просто потому, что не может без этого жить. Отчего вы начали писать?
– От депрессии, душевной боли. В нашей семье произошла драма, о которой я не хочу говорить, и я заболела. Где мы только не были, куда мы только не обращались, вплоть до знахарок. И мне долго не могли поставить диагноз, пока не выяснилось, наконец, что это классическая депрессия, организм перестал бороться с действительностью.
– А в чем она выражалась?
– В полном отсутствии физических и душевных сил. Мне, человеку коммуникабельному, стало трудно общаться с людьми. Я не могла находиться в толпе. В эти дни мне был нужен только мой муж- потому, что он все понимал и не давал дypaцких советов. Однажды я услышала- «депрессия – это oнкoлoгия души». И это правда. Потому что теперь я знаю, пройдя вот это, что физическую боль переносить легче.
Читайте также: Никита пресняков биография личная жизнь– И как вы с этим справились?
– Ну, конечно, врачи. И это правильно. Любую болезнь надо лечить. Но и ты сама, безусловно. Нужно вытаскивать себя из-под руин. Однажды муж отправил меня с собакой на дачу. Делать мне особо было нечего, потому что это был апрель, еще снег лежал и было холодно. И я искала, чем себя занять. И как-то мне пришла в голову идея реставрировать старую мебель: шкурить, полировать, расписывать масляными красками- только они и были под рукой. Получилось очень симпатично. Потом я пошла на курсы и освоила технику декупажа. Я этим очень увлеклась, делала картинки, тарелки. Потом мне это надоело, и я решила: попишу что-нибудь. А у меня в голове давно крутились идеи, сюжеты, персонажи. Компьютера не было, я не умела на нем работать. Я взяла обычную ученическую тетрадку и написала несколько коротких рассказов.
– И с этого началась карьера знаменитой писательницы.
– Ну можно сказать и так. Муж приехал, я ему прочла эти рассказы, и он заплакал. Конечно, он субъективно отнесся к моему творчеству, потому что понимал, в каком состоянии я нахожусь. И с тех пор я стала пописывать. Тем летом я написала еще несколько рассказов.
«Стремление к чистоте у моей свекрови было нездоровое, патологическое. Например, она любила всем рассказывать, что из её унитаза “можно пить”. В смысле его чистоты. Моя мама однажды поинтересовалась:
– А что, у вас чашки закончились?»
– Ну знаете, многие пишут поздравительные открытки, но не все становятся писателями.
– У меня произошло так. Когда мои рассказы прочитали родственники и друзья, то сама собой возникла идея: надо бы показать профессионалам. А каким профессионалам? Я ведь не знала никого. Просто рассылать по издательствам? Этого я делать не стала. А в сентябре в Москве каждый год проходит книжная ярмарка. Мы с мамой взяли дискету, тогда еще даже флешек не было, с моими рассказами и, как бедные родственники, пошли гулять между стендами. А на сцене в это время сидели Устинова, Донцова, Маринина, и другие звезды. Тогда мне в голову не могло прийти, что через три-четыре года я буду сидеть рядом с ними. Я, как сиротка Хася, подходила к представителям издательств и спрашивала робко: «Вас не интересуют рассказы?» И мне отвечали: «Нет, рассказы не интересуют». Но счастливый случай привел к тому, что наконец кто-то эту дискету взял и передал редактору. И редактор не выбросила ее тут же в помойку, а прочитала. И спустя три месяца она мне позвонила.
– Просто история литературной Золушки.
– Ну как-то так. Моя первая книжка была издана тиражом в тысячу экземпляров. Оформление было ужасным, бумага была жуткой, но это меня мало волновало. Когда я получила свою первую книгу – это было великое счастье. Никто ее, конечно, не раскручивал, никто ее продвижением не занимался. Был ли продан этот крошечный тираж в тысячу экземпляров? Ей богу, не знаю. Вскоре вышла вторая книга. Кажется, с той же судьбой.
– Вы тогда уже всерьез решили заняться литературой?
– Нет, тогда я еще относилась к этому как к способу потешить свое небольшое самолюбие. Потому что как раз в то время моя подруга открыла антикварный магазин и пригласила меня туда поработать. Я страшно удивилась: я никогда не работала в магазине. Но согласилась.
– Это при том, что образование у вас медицинское.
– Да, но в медицине я почти не работала и следов там не оставила. Мне всегда неловко говорить об этом. Я была домохозяйкой.
– То есть вы, как я, профессиональная домохозяйка.
– Абсолютно так- именно профессиональная! Где все по местам и как надо! Но я до пятидесяти лет сидела дома, и шансов проявить себя было не так много. И я уже ни на что рассчитывала. Ведь это было такое счастье в девяностых годах, когда мужья начали хорошо заpaбатывать, посадили нас, жен, дома. Мы могли заниматься детьми, собой. Из моих подружек никто не работал.
– У вас такой кружок неработающих женщин был?
– Так случилось, что у нас была компания из нескольких мам, и мы, как в курятнике, высиживали наших деток и были абсолютно довольны. Мужики заpaбатывали, мы жили в полном достатке. Меня все устраивало, я сидела дома с удовольствием.
– А вас это не терзало? Я имею в виду, ваша профессиональная несостоятельность.
– Ну разве что немножко. Я слегка стеснялась этого. Я чувствовала, что моя карьера не сложилась. Но менять что-то было уже поздно.
– И вот, книжки вышли, вы себе потихоньку трудитесь в антикварном магазине…
– А спустя год или два позвонила мне моя любимая редактор со словами: «Маша, куда вы пропали? Вы нам срочно нужны!». Ну я, конечно, немного обалдела. Но она продолжала: «У вас есть два месяца, чтобы написать новую книгу. Напишите – звоните». Это был десятый год, когда горела Москва, и мы сидели на даче с мамой, которая только-только приходила в себя после инсульта.
– И что вы ответили на это предложение?
– Ну первая реакция была, конечно, отказаться. Ведь это казалось тогда совершенно нереальным. Но вот ночью я лежу и думаю: с одной стороны, это невозможно; с другой стороны, мне дан шанс, и я не имею права его не использовать.
– То есть вы вытянули свой счастливый билет.
– Да. Не всем он дается. А мне в руки упал. И я согласилась.
– Однозначно.
– И вот, я сижу все лето на веранде и в тетрадке пишу. И когда эту книжку приняли в издательстве, я поняла, что жизнь-то моя меняется. Причем стремительно. Потому что это уже три книжки в год, это контpaкт, это гонорары.
– Одну секундочку. Вы говорите про три книги в год?
– Да, в год. Таковы условия контpaкта.
– Но это же издевательство.
– Нет, это работа.
– Адская.
– Но любимая! Значит, я кому-то нужна! Прибавьте к этому интервью, комaндировки, встречи с читателями. То есть из тихой домохозяйки, варящей борщи, я вдруг превратилась в крайне занятую даму.
– Вы были готовы к этому?
– Нет, конечно. Я боялась, что не справлюсь, что у меня не будет сюжетов, что я подведу кого-то.
– А вы не боялись жесткой конкуренции? Войти в этот книжный мир, где так много зависит от случая.
– А вы знаете, я до сих пор не вижу конкуренции и не знакома с этим жестким миром.
– А другие писатели вас признали?
– А я их и не спрашивала.
– Ну конкуренция есть между вами?
– Я ее не чувствую. Я как-то попала на свою грядку, которую окучиваю. Я быстро заняла свою нишу. Конечно, это была совместная работа- издательства и моя. Они занимались продвижением, а я… Я писала. И меня назвали «открытием года»-ничего себе, а? я и сама обалдела.
– Для вас это было абсолютно неожиданно.
– Абсолютно. Но так расположились небеса, и я вытянула этот выигрышный билетик. Судьба, видимо.
– Ну как же так! Есть огромное количество людей, которые мечтают о том, чтобы их напечатали в каком-нибудь толстом и важном литературном журнале. А вы смогли избежать этого долгого и унизительного процесса.
– Понимаете, я никогда к этому не стремилась. У меня не было никаких писательских амбиций. И еще я никогда никому не завидовала.
– Ну что значит не было амбиций? Ведь вы показали свой диск на книжной ярмарке?
– Ой, я так робко его показывала, что серьезно ни на что не рассчитывала. Вот не получилось бы тогда, на этом бы все и закончилось. Это я вам говорю совершенно точно.
«Я – буфер. И ещё – сливная яма. В меня можно сливать всё – плохое настроение, неудачи, раздражение, проблемы со здоровьем.
Я всё обязана вынести. Всё выслушать, успокоить, убедить, что всё не так страшно. Утешить. Примирить. Расставить по своим местам.»
Читайте также: Юлия жигалина биография личная жизнь– У вас очень счастливая писательская судьба.
– Да, мне об этом говорили. Я поначалу не задумывалась, а потом поняла. Ведь сотни, тысячи людей пишут, и у них не складывается. А у меня все получилось.
– Как?
– Понимаете, нашлись люди, которые поверили в то, что я буду интересна определенной категории читателей. Это женщины средних лет, часто одинокие или с неудачной личной жизнью. Или с удавшейся. Но проблемы то остаются! И у бедных, и у богатых. В общем, у людей. И перед болезнями, предательством, изменами мы все равны, поверьте.
– Ваши читательницы – это женщины, замордованные, уставшие, растерянные. Вы рассказываете им о них же и поэтому пользуетесь такой популярностью. Вас не обижает, когда вас называют «женским автором»?
– Ни в коем случае. Я это полностью сознаю. Женщины вообще часто более активны. А кто ходит на концерты? Кто посещает выставки? Кто записывается в библиотеки? Женщины. Это моя аудитория, я к женщинам отношусь с глубоким уважением, жалостью и нежностью. Я их понимаю. И они воспринимают меня, как подружку. Они мне пишут: «Вы это списали с меня».
– А на самом деле, с кого вы списываете?
– Беру из своей больной головы.
– Но, читая вас, действительно возникает ощущение, что вы такая подружка, которая сидит на кухне и рассказывает майсы.
– Для меня это комплимент, спасибо! А на самом деле, девяносто процентов написанного в моих рассказах, – выдумка. Остальное – не списанное, а выхваченное. Ни одного списанного сюжета или персонажа у меня нет.
– Вы производите впечатление человека, который не только пишет, как подружка, но и ведет себя, как подружка.
– Да, есть такое. Но у этого есть и оборотная сторона. Потому что женщины чувствуют меня своей, и на меня сыплются их письма, жалобы. Я участвую в их трагедиях, болезнях, обидах. И я всегда отвечаю. Через меня проходят судьбы этих людей и я, конечно, стараюсь их пропускать через себя.
«Как говорится, в каждом дому по кому. Во всех шкафах гремят костями свои собственные скелеты».
– А как происходит этот процесс сочинительства?
– Это происходит обычно так: около двенадцати ночи я иду на кухню курить. И в этот момент у меня что-то щелкает. Вот можете не верить, но это так. Иногда я вижу сразу готовый сюжет. Иногда я чувствую, что из этого ничего не получится. Самое главное успеть записать, потому что наутро я уже ничего не помню. С опытом пришло и понимание. Иногда я вижу, что это сюжет для полноценного романа, а иногда понимаю, что здесь можно ограничиться рассказом. Иногда у меня рождаются готовые сюжеты, иногда над ними приходится покорпеть. Но ни реального Васи Иванова, ни Абрама Рабиновича у меня нет.
– А вот, кстати, об Абраме Рабиновиче. Вы пpaктически не пишите на еврейские темы.
– Ну здрасьте! Вы меня не всю прочитали!
– Ну извините! Двадцать пять книг я не осилила!
– Ну вот, вы не дочитали. Еврейская тема у меня, конечно, есть. Может быть, не в том объеме, как у других авторов, но есть. Например, автобиографическая книга «Можно я побуду счастливой?» как раз об этом. В ней я пишу о своих еврейских корнях, совершенно это не стесняясь, а наоборот, гордясь. Моя бабушка Софья Борисовна Метлицкая – это главный человек в моей жизни. Она нас с сестрой вырастила, сформировала, и все, что есть хорошего во мне, – это от нее.
– Расскажите.
– Это была абсолютно еврейская семья из белорусского местечка. Мой прадед, Борис Метлицкий, работал лесником у богатого помещика. У них был крепкий дом и трое детей. Человеком он был пpaктичным, скуповатым и кажется, любил женщин. Он был красивым мужчиной. Кстати! Мой сын похож на него. Я выросла с сознанием того, что я еврейка. И в моем окружении были евреи- родительская компания. Я никогда не отдавала себе в этом отчет, потому что мы жили в стране победившего Интернационала. Среди моих подружек были и русские дeвoчки, и еврейки. Так сложилось. А потом, после школы, у нас образовалась еврейская компания. Мы встречались у синагоги на улице Архиповой. Конечно, мы не ходили молиться, но праздники праздновали и весело там тусовались. Это была отчасти диссидентская компания, некоторые уже успели посидеть, это были «отъезжанты» и отказники. Уезжали тогда пpaктически все, в основном, в Америку. И я тоже собиралась, но ситуация сложилась по-другому. И, кстати, мы до сих все дружим.
– Мария, вы часто в ваших книгах затрагиваете темы предательства, обиды, нелюбви. Вам пришлось это испытать?
– Нет, по счастью. Хотя, как и у любого человека, у меня были разные периоды в жизни. Но оба мои бpaка были по любви. Когда закончилась любовь в первом бpaке, от мужа я ушла- встретила новую любовь. Как оказалось- главную. Мы прожили непростую жизнь. С жизнью сытой и благополучной, с внезапной потерей бизнеса, и даже бедностью, с моментами отчаяния, с болезнями. Но мы смогли выстоять. Да и в моей семье тоже было все непросто. Со своим родным отцом я встретилась только в тридцать лет. Но была бабушка, которая нас с сестрой растила, была мама, которая развивала, был достаток. Нет, я не могу сказать, что меня предавали. Но самое главное, что мне удалось в этой жизни, — это мой сын. Мы с ним большие друзья. И друзьями были с самого первого дня. Мы можем поругаться, наорать друг на друга. Но у нас не может быть принципиального конфликта, из-за которого мы не будем общаться. Ну, а уж то, что произошло со мной в плане карьеры – это просто какие-то чудеса. Я до сих себя немножко самозванкой чувствую. Однажды Виктория Токарева подарила мне книжку с надписью: «Ученику от побежденного учителя». Я тогда была еще, собственно, никто, и это было, конечно, большое признание.
«Но, как она ни храбрилась, конечно, в душе хотелось и борщей, и тихих семейных выходных, и каждый вечер, и каждое утро… Чтобы семья, чтобы как у людей, а не по штатному расписанию. И чтобы утром проснуться и просто так поваляться и поболтать, а потом, накинув халатик, бежать на кухню и варить ему кофе. И, открывая дверь в прихожей каждый вечер, класть ему голову на гpyдь – на минуту и зажмуриваться – соскучилась. И знать, что это только твой человек. Твой, и больше ничей.»
– А вы сознательно не пишете на темы, условно говоря, войны и мира? Вы рассказываете о маленькой жизни маленького человека, у вас даже сборник есть с таким названием.
– Я думаю, это происходит естественно. Это то, в чем я лучше разбираюсь. Я не настолько образована, чтобы браться за серьезные темы. Я бы побоялась. Я не чувствую для себя возможным писать на какие-то сложные исторические, политические, словом, глобальные темы.
– А вы вообще к себе серьезно относитесь?
– Я отношусь к себе с уважением.
– А в чем женское счастье?
– Ну, если по классике, то, конечно, это семья – муж и дети. Но увы, так получается не всегда. И женщина, лишенная этого, тоже может прожить вполне цельную жизнь. Счастьем может быть и успешная карьера, и жизнь, наполненная путешествиями, и хобби, и увлечения. Счастье – это близкие подруги и дорогая родня. Составляющий много. Есть и короткое счастье: чашка кофе по утрам, хорошая книга, пейзаж за окном, новые туфли, в конце концов!
– А что, по-вашему, главное в жизни?
– Душевный комфорт. А это, поверьте, очень глубокое понятие! Потому что оно включает в себя все вышеперечисленное и плюс – спокойную совесть. А это означает, что вы – хороший человек и проживаете свою жизнь правильно. А это ведь главное, правда?
Мария Метлицкая совсем недавно репатриировалась с семьей в Израиль и теперь живет в Хайфе, где мы с ней и встретились. В качестве угощения я принесла очень вкусный пирог из песочного теста с лимонным джемом.