Биографии    


Артист александр соловьев биография

 Артист александр соловьев биография

Александр Соловьёв — биография

Александр Соловьёв – советский режиссер, актер театра и кино. Снял фильм «По Таганке ходят танки…», снимался в картинах «Зеленый фургон», «По данным уголовного розыска» и других. Родился в 1952 году.

Александр Соловьёв родился в Дагестане в августе 1952 года и чуть не умер сразу после рождения, поскольку оказался недоношенным. Мальчик был маленьким и весил всего полтора кг, потребовалось много времени, чтобы выходить его и поставить на ноги.

Фото: Александр Соловьёв

Его мама укутывала в тёплый пуховой платок и выносила на свежий воздух, качая в руках, а прохожие считали, что это обычная кошка — настолько миниатюрным было создание, завернутое в шаль.

Детство и первые шаги в творчестве

К сожалению, жизнь и, в частности, детство будущего артиста нельзя назвать благополучными. Его отец, как считается, имел проблемы со спиртным, хотя семья была вполне интеллигентной — оба родителя являлись преподавателями. Впоследствии отец так и не смог побороть алкогольную зависимость и очень рано умер. Так получилось, что его тело нашли почти через месяц. Александр тоже присутствовал при этом, и страшное зрелище потом мучило его всю жизнь. Отчасти актёр и сам повторил трагическую биографию своего отца.

Фото: Александр Соловьёв в молодости

Вскоре после рождения родители переехали из республики Дагестан в северный город Норильск, где вы провели немало лет. Когда Александр закончил в школу, то отправился в Москву с твердым намерением поступить в один из лучших театральных институтов, ГИТИС, что ему и удалось буквально сразу.

Возможно, через всю жизнь пронес он нелегкий отпечаток судьбы своих родителей. Ведь они оказались на Кавказе, а впоследствии на севере не по своей воле. Они были потомками репрессированных москвичей. Но к моменту взросления Александра репрессивная машина в СССР замедлила ход, и юноша без тени сомнения отправился на свою малую родину в Москву. Он учился в ГИТИСе вместе с Игорем Костолевским, Александром Фатюшиным, успешно закончил театральное заведение и был приглашен в театр имени Маяковского.

Хочу, чтобы всем было весело…

Детская непосредственность сохранилась в нём на всю жизнь. Как вспоминал артист, с детства он мечтал об актерской карьере и не видел себя ни в какой другой ипостаси. Он очень увлекался цирком, любил клоунов, его кумиром был Олег Попов. Неудивительно, что особенно удавались ему прекрасные роли в детско-юношеских фильмах, наполненных романтикой. Он безупречно вписался в такой формат.

Проработав год в театре имени Маяковского, начинающий актер перешел в Центральный детский театр, прослужив там верой и правдой более 10 лет. Он был одним из лучших артистов детского театра, найдя свою нишу.

До этого в театре имени Моссовета он тоже играл в спектаклях, но на тот момент времени там уже сложился свой костяк сильных актеров: Армен Джигарханян, Александр Лазарев, Евгений Леонов. Молодому дебютанту доставались лишь второстепенные роли, а вот в Центральном детском театре он стал настоящей звездой.

Коллеги вспоминают, что нрав у артиста был непростой и даже дерзкий, что, впрочем, неудивительно для талантливых, ярких творческих личностей. Им нелегко приходится в жизни, и окружающие далеко не всегда могут подобрать к ним ключик. Но как впоследствии вспоминал известный режиссер Владимир Мотыль, в советском кинематографе только единицам артистов удалось отстоять свою творческую независимость. Среди этих счастливчиков Олег Даль, Владимир Высоцкий и Александр Соловьёв.

И действительно, актёр не умел лукавить, не старался выглядеть образцовым на экране, воплощая безупречные образы советских героев. Даже в положительные роли он привносил нотку свойственной ему дерзости и непокорности. Равно как и отрицательные герои у него получались не столь однозначно плохими. Он был искренен и филигранно демонстрировал это через свои яркие, создаваемые на сцене и в кино образы.

Успешный кинодебют и успех

К подавляющему большинству артистов настоящий успех приходит с кинематографом. Особенно это актуально для советских талантов. Телевидение для зрителей было единственной отдушиной, которую они могли себе позволить. Каждый советский художественный фильм воспринимался как праздник, и люди с удовольствием усаживались всей семьёй у экранов телевизоров.

Александр Соловьёв словно создан был для кинематографа. Огромные гoлyбые глаза, мужественные черты лица и безмерное обаяние свело с ума пpaктически всех женщин Советского Союза.

Есть и роли, которые можно считать визитной карточкой в биографии актера. Например, «По данным уголовного розыска». В этой работе он примерил на себя военную форму, что безумно было к лицу актёру. Именно этот фильм сделал его знаменитым. Картина повествует о Великой отечественной войне и о том, как на фоне кровавых военных событий продолжали добросовестно выполнять свой долг следователи и сотрудники милиции, успевая раскрывать и бытовые преступления, ловить бандитов и грабителей.

Затем последовали не менее успешные шедевры: «Дамы приглашают кавалеров», «Адам женится на Еве» и конечно же, знаменитый «Зеленый фургон», «Борис Годунов».

Пик творческой активности и востребованности у режиссеров пришелся на 80-ые годы, а затем начался плавный спад. К сожалению, это случилось из-за сокращения финансирования и из-за того, что до развала большой страны оставалось всего несколько лет.

Несомненно, Александр Соловьёв был актером советского формата, а, зная его бескомпромиссный и дерзкий хаpaктер, можно не сомневаться, что если бы он не ушел из жизни так рано, то вряд ли бы согласился мелькать в многочисленных однотипных сериалах и проходных фильмах.

В конце 80-ых годов начался застой его творчества, да и у самого актера возраст уже приближался к 40 годам. Он чувствовал, что все меньше остается возможностей для получения хороших, фундаментальных ролей, где удастся проявить себя во всей своей мощи.

Режиссерский дебют и переломное время

В Центральном детском театре, узнав о том, что актера всё меньше приглашают сниматься в кино, не торопились компенсировать это, предлагая интересные театральные роли. Актер постепенно становился предоставленным сам себе. Но надо отдать ему должное, что он не опустил руки и не выпрашивал роли у режиссеров кино и в столичных театрах. Он пустился в свободное плавание и решил попробовать себя в режиссерской деятельности. Хотя успел снять всего лишь один фильм.

Читайте также:  Алла пугачева возраст дети

Так, в 1991 году он снял картину «По Таганке ходят танки», а через две недели после окончания съемок в Москву действительно вошли танки, поскольку совпал этот период с августовским путчем. Съемки закончились буквально перед этим событием. Александр Соловьёв горько шутил, что он напророчил своим фильмом трагические события. Действительно, актёры и другие творческие люди очень интуитивны, и часто они своим творчеством выступают в качестве пророков современного общества.

Эта картина хаpaктеризуется соединением нескольких стилей: драма, фантастика, криминальная комедия. Интересно, но для съемок артист со свойственной ему энергией организовал даже реальный проезд танков по столичным площадям, чем удивил многих горожан.

90-ые годы, пожалуй, стали самыми непростыми для беспокойного гения. Из-за невостребованности в театре и кино он впал в депрессию. На глазах рушился советский кинематограф, когда-то казавшийся вечным. Актёры массово оставались за бортом, и хорошо, если они могли выйти на пенсию. А Александру и его поколению повезло, пожалуй, меньше всех. Он уже был уже немолод, чтобы рассчитывать на востребованные роли молодых героев, но и до пенсии ему оставалось далеко.

Он пристрастился к алкоголю, но, к счастью, у него хватило разума, мудрости и самообладания, чтобы понять, что алкоголь не выход, а, напротив, тупик и путь в никуда. Он проходил лечение в одном из санаториев на юге. Кстати, пребывание в этом санатории обернулось его встречей с Ириной Печерниковой, которая и стала его последней любовью в жизни.

Личная жизнь

Всего у актёра за плечами было 3 бpaка. Первый раз он женился в студенческие годы, когда влюбился в Людмилу Радченко, с которой вместе учился в ГИТИСе. Людмила и Александр стали родителями уже в 1972 году, когда будущей звезде было 20 лет и он только начинал свою актерскую карьеру. У него родился сын Александр.

Впоследствии он тоже выбрал актерскую стезю, но параллельно увлекся и восточными единоборствами, прекрасно проявив себя в них и даже заслужил чемпионские титулы в Европе. Во многом тематика восточных единоборств нашла отражение и в его картинах. Он выступил в качестве режиссера, актера, каскадера, снял много интересных боевиков.

Этот бpaк, однако, оказался довольно скоротечным. Прожил примерно 3 года, пара рассталась.

Александр влюбился в Людмилу Гнилову, известную актрису дубляжа. Она была старше его, никогда не считала себя красавицей, и многие не понимали, что такой красавчик с бездонными гoлyбыми глазами нашел в Людмиле. К тому же, на тот момент она была замужем. Но Александр настойчиво ухаживал, и в итоге Людмила сдалась.

Влюблённые ушли от своих вторых половинок и поженились. У пары родился еще один сын Михаил, который тоже стал артистом. Вместе с Людмилой они прожили довольно долго, более 15 лет. А затем, в самом начале 90-ых, артист находился на лечении алкогольной зависимости в санатории и там произошла его встреча с Ириной Печерниковой, о которой упоминалось выше.

Когда Михаилу исполнилось 18 лет, артист окончательная разошелся с Людмилой и ушёл к Ирине. Внешне они казались абсолютно счастливыми, понимали друг друга с полуслова. Их во многом объединила нелёгкая судьба, ведь Ирина так же, как и Александр страдала от творческой невостребованности и желала избавиться от пристрастия к алкоголю. К сожалению, им удалось прожить только 3 года, актёр трагически погиб в конце декабря перед наступлением 2000 года.

Трагедия заключалась в том, что умер он от черепно-мозговой травмы и милиции так и не удалось выяснить, кто совершил нападение. Александр долгое время просто лежал на улице и был без сознания. Потом приехала милиция и оформила его как неопознанного пациента. И только по счастливой случайности через какое-то время один из служителей порядка признал в нём известного артиста. К сожалению, выйти из комы ему так и не удалось. Его прах был захоронен в колумбарии в закрытой секции на Ваганьковском кладбище.

Избранная фильмография

  • 1970 — Город первой любви
  • 1980 — Дамы приглашают кавалеров
  • 1982 — Место под солнцем
  • 1986 — Борис Годунов
  • 1988 — Случай в аэропорту
  • 1992 — Арбитр
  • 1993 — Я сама

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Александр Соловьев мечтал стать актером с раннего детства. Он закончил ГИТИС и начал играть в театре Маяковского – на одной сцене с самыми известными артистами тех лет. Позже он перешел в Центральный детский театр, где исполнял главные роли, потом стал играть в фильмах и даже сам снял картину – «По Таганке ходят танки».

«Чтобы всех веселить»: мечты о сцене и поступление в ГИТИС

Александр Соловьев родился в поселке Сулак Дагестанской АССР. Его родители работали учителями в местной школе. Вскоре после рождения сына они переехали в Норильск, и в школу Соловьев пошел уже там. Мечта стать актером появилась у него в раннем детстве: однажды в гостях у соседей он увидел по телевизору, как выступает клоуна Олега Попова. «Чтобы всех веселить и чтобы никто не плакал», – объяснял мальчик родителям. В старших классах он ходил в драмкружок и играл в школьных спектаклях.

Читайте также:  Фамилия артур пирожков

В 1969 году Соловьев получил аттестат о среднем образовании и поехал в Москву – поступать в театральный институт. Документы подал в два ВУЗа: ГИТИС и Театральный институт имени Бориса Щукина. На прослушивание в ГИТИС он пришёл в ботинках на босу ногу. Приёмной комиссии объяснил: носки не успели высохнуть после стирки. Юного актёра взял к себе на курс известный театральный режиссёр Андрей Гончаров. Набор получился звездным – в этом же потоке учились артисты Игорь Костолевский и Александр Фатюшин. В 1970 году Александр Соловьев впервые попал на съемочную площадку, в фильме «Город первой любви» студент ГИТИСа сыграл юношу в аэропорту.

Карьера в театре: от массовки до главных ролей

Александр Соловьев в роли Емели в спектакле Анны Некрасовой «Емелино счастье». Центральный детский театр (Российский академический Молодежный театр), Москва. Фотография: ramt.ru

В 1973 году, когда Александр Соловьев закончил институт, Андрей Гончаров пригласил своего ученика в Московский академический театр имени Владимира Маяковского. Однако больших ролей у молодого актёра там не было: он играл в массовке. В то время на сцену выходили знаменитые Армен Джигарханян, Евгений Леонов, Александр Лазарев. В известном мюзикле «Человек из Ламанчи» по мотивам романа Сервантеса «Дон Кихот» Соловьев исполнял только танцы в образе погонщика. Артист Игорь Костолевский вспоминал: «Гончаров его очень любил и ценил. Но когда он пришёл в театр, то Саша совершенно правильно рассудил. Гончаров ему говорил, что у него скорее ТЮЗовские данные. Мы вместе были в массовке, и скоро Саша понял, что много ролей здесь у него не будет».

И спустя год Александр Соловьев перешел в Центральный детский театр (сегодня – Российский академический молодежный театр). Там актеру сразу предложили главную роль в спектакле Сергея Яшина «Начнем сначала?!». Играть нужно было влюбленного шестиклассника Мишу Андреева. Соловьев быстро вжился в роль, а его коллеги говорили, что он сам по хаpaктеру был немного похож на ребенка. Актер Александр Фатюшин вспоминал: «Саша был легкий, открытый, честный, совершенно бескорыстный и не способный на подлости человек. Не любить его было невозможно. Душа нараспашку – щедрая, широкая. Он не мог жить без сюрпризов. Делал их спонтанно, не задумываясь, чем бы всех удивить. И это у него всегда получалось красиво. Были деньги – задаривал подарками, не было – не жаловался и не просил».

Затем Соловьев сыграл в спектаклях «Горя бояться – счастья не видать», «Враги», «В дороге». Он быстро стал ведущим актером театра: только за 1975 год получил несколько главных ролей. Александр Соловьев играл Емелю в постановке «Емелино счастье», Петуха в «Сказках» по Самуилу Маршаку.

Фильмы с участием Александра Соловьева

Александр Соловьев в роли Красавчика в художественном фильме Александра Павловского «Зеленый фургон» (1983)

После кинопроб в 1975 году Александра Соловьева одобрили на эпизодическую роль в комедийном фильме «Невеста с севера». А уже в следующем году на экран вышла драма режиссера Леонида Нечаева «Эквилибрист», где он сыграл главного героя – Юрия Осташенко. В основу сюжета легла история советского акробата Льва Осинского. Артист цирка потерял руку во время Великой Отечественной войны, но смог вернуться на арену и выступать. Фильм стал первой большой работой Соловьева в кино.

Съемки Александр Соловьев совмещал с работой в театре. В 1977 году прошла премьера спектакля «Бей, баpaбан!», где актер сыграл первоклассника Леньку Казакова, а в новой постановке режиссера Сергея Яшина «Кошкин дом» Соловьев получил роль Петуха.

Спустя два года Соловьев уже снимался одновременно в трех фильмах. Валерий Михайловский пригласил на роль Сергея Белова, сотрудника Московского уголовного розыска в детективный фильм «По данным уголовного розыска…». Виктор Титов начал работу над двухсерийной картиной «Адам женится на Еве» и хотел, чтобы Соловьев сыграл Адама. А для третьей киноленты, экранизации пьесы Островского «Лес», актеру даже пришлось научиться ездить верхом. До этого Соловьев никогда не сидел в седле, но уже через первый час съемок он освоился и даже мог запрыгивать на лошадь без стремян.

С 1981 по 1984 годы актер сыграл в девяти фильмах. Среди них – картина «Зеленый фургон» по повести Александра Козачинского. Ее должен был снимать Владимир Высоцкий, но поэт скончался, не начав работу над кинолентой. Через три года после его cмepти, в 1983 году, за фильм взялся Александр Павловский. Главного героя, милиционера в послереволюционной Одессе, сыграл молодой актер Дмитрий Харатьян. На роль конокрада-авантюриста по прозвищу Красавчик режиссер отобрал актера театра «Ленком» Николая Караченцова. Однако в последний момент артист отказался: по приглашению модельера Пьера Кардена он уехал с труппой на гастроли в Париж. Срочно требовалась замена. Тогда Павловский пригласил Александра Соловьева, которого помнил по фильму «Адам женится на Еве». Актриса Ирина Печерникова говорила: «Действительно, это его роль по энергетике. Он очень заводной был, фантазер. Он не любил, когда скучно, когда пресно Ну, похож».

В 1982 году Александр Соловьев ненадолго вернулся в Норильск. Там он снялся в фильме Владимира Левина «К своим!»: сыграл воспитанника детского дома, который приехал на заработки и стал тpaктористом. В кадре Соловьеву пришлось бы управлять комбайном, и он начал тренироваться. Помочь известному артисту вызвались местные жители. Людмила Гнилова, жена Соловьева, вспоминала: «В деревне, куда прибыли, чуть ли не в каждой избе для любимого актера — знаменитого Красавчика из «Зеленого фургона» — накрыт стол. В три часа ночи слышу шепот над ухом: «Люсяш, проснись! Я тpaктор в болоте утопил». Оказалось, что Соловьев съехал в кювет. Однако режиссер картины так об этом и не узнал: еще до рассвета артисту помогли вытащить тpaктор на дорогу, съемки продолжились. Премьера фильма состоялась в 1983 году.

Читайте также:  Полина гагарина замужем за дмитрием исхаковым

В 1985 году режиссер Сергeй Бондарчук начал снимать историческую картину «Борис Годунов». Творческая группа была интернациональной: над лентой работали артисты из СССР, Польши, ФРГ и Чехословакии. Бориса Годунова режиссер сыграл сам, а на роль Григория Отрепьева (Лжедмитрия I) одобрили Александра Соловьева.

Но съемки мешали театральной карьере. Соловьев пропускал репетиции, ему стали реже предлагать главные роли. В 1986 году актер решил уйти из театра и работать только в кино. Актер Эммануил Виторган вспоминал: «Он был олицетворением русского хаpaктера, такого мужика. Только крайности, золотой середины у Саши не было: если работать, то работать, гулять так гулять, любить так любить».

Соловьев снялся в фильмах «Клуб женщин», «Разорванный круг», «Дорога в ад», «Гу-га». Однако работа в кино была нерегулярной. В 1989 году Соловьев стал актером театра «Одеон» под руководством Евгения Радомысленского.

Личная жизнь: три бpaка артиста

Александр Соловьев в роли Адама в художественном фильме Виктора Титова «Адам женится на Еве» (1980)

Александр Соловьев был женат трижды. На третьем курсе ГИТИСа он познакомился с первокурсницей Людмилой Радченко, и вскоре они поженились. В 1972 году у пары родился сын, которого назвали Александром, в честь отца. Он стал актером и снялся в фильмах «Удар Лотоса», «Все то, о чем мы так долго мечтали», «Монах» и другие.

«Я вспоминаю их свадьбу, которая была в буфете ГИТИСА. Пришёл Гончаров, мы все скинулись на подарки. Молодые, им было по 18 лет. И в них было столько счастья, что мы с завистью смотрели на них. Это действительно были два чистых создания, которые полюбили друг друга»

С будущей второй женой, Людмилой Гниловой, Александр Соловьев познакомился, когда пришел на работу в Центральный детский театр. Они вместе играли в спектаклях. Актриса была замужем за артистом Николаем Кашириным, она вспоминала: «Три года я не могла решиться развязать этот узел: развестись с Колей, который все с большим удовольствием пользовался предоставленной самому себе свободой, и дать волю собственным чувствам. Соловьев по-прежнему ходил за мной как привязанный, дневал и ночевал на подоконнике в моем доме».

В 1975 году Александр Соловьев развелся с первой женой, и женился на Людмиле Гниловой. Позже они обвенчались, и у пары родился сын Михаил. Актер часто дарил актрисе цветы, а когда не хватало денег – обрывал городские клумбы. Гнилова вспоминала: «Открываю глаза: батюшки-светы, лежу вся в цветах и в земле! Первая мысль: «Может, я умерла?». Но тут же слышу счастливый смех — возле кровати стоит Саня, сверкая синими глазами и белоснежной улыбкой». А один раз он даже выкопал в соседнем дворе цветущий куст шиповника.

Позже Михаил Соловьев продолжил семейную династию: сначала окончил Щукинское училище и работал в Театре Российской Армии, а затем стал режиссером документального и игрового кино.

В начале 1990-х годов в Феодосии артист познакомился с третьей женой – Ириной Печерниковой. Она тоже была актрисой и работала в Театре на Малой Бронной. Соловьев не разводился с Гниловой, пока сыну не исполнилось 18 лет. А в 1997 году он сделал предложение Печерниковой, и они поженились.

Режиссерский дебют и последние годы жизни

Александр Соловьев (второй слева) на съемках своего художественного фильма «По Таганке ходят танки». Фотография: kinoblog.tv

В 1991 году Александр Соловьев начал снимать фильмы. В первой картине, трагикомедии «По Таганке ходят танки», снялись друзья начинающего режиссера: Эммануил Виторган, Владимир Мотыль, Александр Фатюшин. А основную роль исполнил сам Соловьев. По сюжету, главный герой фильма сбежал из психиатрической больницы, уверенный в том, что обладает навыками гипноза и может управлять государством. Соловьев снимал картину на собственные деньги. Режиссеру пришлось взять кредит на большую сумму в банке.

«Фильм очень хороший. Он явился предтечей к событиям августа 1991 года. В стране, где человек предпочитает жить в психушке, как герой фильма, должен был произойти переворот. Я с удовольствием снялся в этой картине. В ней есть все: и смех, и слезы, и любовь»

Работа над фильмом закончилась за две недели до ГКЧП. На экраны фильм вышел 18 августа 1991 года. Людмила Гнилова вспоминала: «Был большой успех. Картине дали высокую категорию, Саше вручили премию, на которую он тут же купил семнадцать телевизоров и подарил члeнам съемочной группы. После премьеры счастливый ехал по МКАДу на «бэтээре», засыпанном цветами, водители, приветствуя любимого актера, давили на клаксоны, гаишники отдавали честь. Ни он сам, ни коллеги не сомневались, что картину ждет хороший прокат». На следующий день по радио зачитали «Заявление ГКЧП». Прокат отменили. Фильм в начале 2000-х всего несколько раз показали по телевидению.

Александру Соловьеву нужно было возвращать кредит. Денег не было, в кино не приглашали – в это время снималось мало картин. Он писал Людмиле Гниловой о своем тяжелом душевном состоянии: «Играть ничего я уже не могу, снимать тоже. Помощи от меня нет никому, я ничего не могу, а самое страшное – не хочу. Причин много, объяснять не буду, еще и алкоголизм».

25 декабря 1999 года Александр Соловьев ходил на спектакль в театр «Русский дом». А по дороге домой упал, ударился головой и впал в кому. Сразу опознать актера не смогли: при себе у Соловьева не было никаких документов. 1 января 2000 года он скончался в институте Склифосовского. Одному из милиционеров показалось, что мужчина похож на Красавчика из фильма «Зеленый фургон». Он связался с Дмитрием Харатьяном и семьей Соловьева, которые опознали артиста. Александра Соловьева похоронили на Ваганьковском кладбище.