Актриса зуева анастасия платоновна личная жизнь
Биография
Советская актриса Анастасия Зуева осталась в памяти поколений школьников доброй бабушкой, сказительницей из кинолент Александра Роу, экранизированных вариаций на тему русских народных сказок. Великий режиссер Константин Сергеевич Станиславский в шутку предрек молодой артистке исполнять роли старух и оказался прав. Именно эти персонажи принесли ей любовь зрителя и признание.
Детство и юность
О ранних годах в биографии известно мало. Анастасия Платоновна родилась 17 декабря 1896 года в селе Спасское Тульской губернии в богатой крестьянской семье. Ныне населенный пункт относится к городу Новомосковску и славится тем, что здесь находится уникальный художественный музей на селе – один из двух на территории всей России. Отец умер рано. Вскоре мать сочеталась вторым бpaком, а дочерей – Настю и Лизу – отправила на попечение к тетке.
Актриса Анастасия Зуева
Родственники обращались с дeвoчками ласково, но строго, позволяли участвовать во взрослых беседах, но требовали порядка и порядочного поведения. Некоторое время дeвyшка училась в женской гимназии Тулы, но после переехала вместе с тетей и сестрой в Москву. Идею Насти стать актрисой родственница встретила в штыки, заверив, что не оплатит ей учебу, но этого и не понадобилось – будущую народную артистку СССР взялись обучать бесплатно.
Анастасия Зуева в молодости
В 1915 году она окончила частную школу драматического искусства. Ее преподавателями были известнейшие педагоги, режиссеры, театральные деятели того времени: ставивший вместе со Станиславским пьесы Николай Александров, актер Николай Подгорный, режиссер Николай Массалитинов.
«Школа трех Николаев» существовала с 1913 по 1916 годы и послужила площадкой для создания 2-й студии МХТ, куда Анастасия и поступила на театральную службу. Студия стала колыбелью для многих известных артистов: Николая Баталова, Аллы Тарасовой, Бориса Ливанова, Ивана Кудрявцева.
Театр
Труппа часто гастролировала. В молодости Анастасии Платоновне удалось побывать во многих городах Поволжья, Урала, Украины. В 1924 году Немирович-Данченко завершил реорганизацию МХТ, после чего Вторая студия перестала существовать, а ее артисты стали «вторым поколением» МХАТа. Этому театру артистка была верна до самой cмepти.
Анастасия Зуева в роли Коробочки в спектакле «Мертвые души»
Актриса была востребована на театральной сцене. Во МХАТе она сыграла более чем в 40 спектаклях. Некоторые из ролей стали знаковыми в судьбе Зуевой. В 1928-м она исполнила роль Матушки в «Унтиловске», подтвердив талант изображать простых и цельных женщин, сильных духом матерей. В инсценировке последнего романа Льва Толстого «Воскресение» она была Матреной. Писатель Максим Горький, увидев ее в этом амплуа, был потрясен.
Многие поколения зрителей запомнили ее по роли Коробочки из «Мертвых душ» Николая Гоголя. Впервые она примерила образ помещицы под руководством самого Михаила Булгакова, сотрудничавшего с МХАТом в 1932 году. В этот же год состоялся ее дебют на экране.
Фильмы
В фильмографии артистки свыше 40 лент. Первая работа – черно-белая драма Юрия Желябужского «Просперити». После ряда небольших ролей сыграла взбалмошную жену тренера по боксу Привалова в «Первой перчатке». Кино вошло в тройку лидеров проката 1947 года. В 1960-м она вновь сыграла Матрену, но уже в художественном фильме «Воскресение» Михаила Швейцера. Бабка Марфа в «Живет такой парень» у Василия Шукшина стала запоминающимся персонажем мелодрамы.
Анастасия Зуева в фильме «Первая перчатка»
С 1964 года Анастасия Платоновна сыграла в серии фильмов Александра Роу. Режиссер удивительной судьбы и необычной фамилии избрал для себя жанр сказочного кино. Его вариации на тему народного фольклора в «Морозко», «Огонь вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса» стали новым словом в советском кинематографе, были отмечены на зарубежных фестивалях, например, в Венеции. В этой серии Зуева сыграла сказочницу.
Анастасия Зуева в роли Сказочницы в фильме «Морозко»
Повествование добродушной бабушки в кокошнике и нарядном сарафане обрамляло волшебное кино. Дети и взрослые воспринимали ее как полноправного персонажа картин. Героиня появлялась, открывая ставни сказочного терема, а в конце ленты вновь возникала на экране, чтобы попрощаться со зрителями, и закрывала их.
Ни один фильм серии не мог обойтись без ее задорного рассказа. Последней работой Анастасии Платоновны стала роль бабушки в сказке Михаила Юзовского «Там, на неведомых дорожках» 1982 года.
Кроме того, актриса принимала участие в озвучивании кино и мультипликационных фильмов.
Личная жизнь
Артистка была замужем два раза. В первом бpaке с железнодорожным инспектором Иваном Евсеевым родила сына Костю. Союз распался по причине тяжелого хаpaктера супруга, рукоприкладства и измен. Кроме того, муж требовал ухода женщины из профессии. После развода мальчика на воспитание забрал отец. Актриса переживала, что редко виделась с ребенком, но крепкий хаpaктер Зуевой не сломила трагедия личной жизни.
Анастасия Зуева
Впоследствии Константин стал военным инженером, женился. Анастасия Платоновна стала дважды бабушкой. Обожала внучку Елену, воспитывала, участвовала в жизни ребенка. Ее потомки не имеют отношения к творческой среде. Второй раз вышла замуж за композитора Виктора Оранского. Бpaк длился вплоть до cмepти супруга в 1953 году.
Анастасия Зуева и ее муж Виктор Оранский
Зуева отличалась остроумием, добродушием. Любила компании, искусно поддерживала диалог на любую тему. Стихи к ее дню рождения писал великий Борис Пастернак. По свидетельствам современников, ее квартира в Камергерском переулке – место встреч для столичной интеллигенции и военной элиты.
Здесь часто бывали будущий маршал СССР Борис Шапошников, летчик-испытатель Валерий Чкалов. В годы войны артистка выезжала на фронт свыше 10 раз, играла спектакли, подбадривала бойцов. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Смерть
Актриса скончалась в преклонном возрасте, на 89-м году жизни, по естественным причинам 23 марта 1986 года.
Могила Анастасии Зуевой
Похоронена на Новодевичьем кладбище. Могилу Анастасии Платоновны украшает гранитный монумент в форме ставен – тех, что были декорациями для речей доброй бабушки-сказительницы. В центре композиции выгравированное на камне фото артистки.
Фильмография
- 1946 — «Первая перчатка»
- 1955 — «Васёк Трубачёв и его товарищи»
- 1960 — «Поднятая целина»
- 1960 — «Воскресение»
- 1964 — «Живёт такой парень»
- 1964 — «Морозко»
- 1968 — «Огонь, вода и… медные трубы»
- 1969 — «Варвара-краса, длинная коса»
- 1972 — «Золотые рога»
- 1982 — «Там, на неведомых дорожках…»
Сказки “Морозко”, “Варвара-краса” и многие другие невозможно представить без бабушки-сказочницы в ее высоком кокошнике и ярком сарафане. Конечно же, творческая биография артистки не ограничилась только ролью в сказках. Анастасия Зуева была актрисой с большой буквы.
А я буду артисткой!
Настенька Зуева родилась в 1896 году. Ее родина – деревня в Тульской области. Девочка была дочерью состоятельного крестьянина, и семья жила вполне обеспеченно, пока отец не скончался. Вскоре мать Анастасии снова вышла замуж. Как это нередко бывает в жизни, в новой семье места для Анастасии и ее сестры не нашлось, и мать перевезла девочек к их тетке.
В доме тети сестрам Зуевым жилось неплохо. Их и вправду любили, обеспечили дeвoчкам образование, приучили к домашнему труду. Конфликт с тетей у Анастасии возник уже в почти взрослом возрасте. Девушка изъявила желание пойти учиться на артистку, тетка-консерватор, конечно же, была против. Женщина даже пригрозила, что откажется оплачивать учебу племянницы, но этого и не понадобилось.
В школу драматических искусств, которая впоследствии станет школой-студией МХАТ, абитуриентку приняли с первой попытки, и за талант обучали бесплатно. Так Зуева стала одной из первых, кто получил образований в мхатовской школе-студии. Анастасия Платоновна навсегда осталась верна своей Альма-матер – театру МХАТ.
После окончания школы-студии, началась насыщенная театральная жизнь Анастасии Зуевой. Вместе с труппой она объездила весь Урал, Кавказ, Украину. Ее учителем был сам Станиславский, и Зуева на сцене просто блистала.
Ей не было и 30, когда она сыграла старуху Коробочку из “Мертвых душ”. Эта роль стала знаковой: артистке стали предлагать играть сильных духом женщин, матерей, старушек. Она была задействована в более чем 40 постановках, и это только в театре. А было еще и кино.
Анастасия Зуева: женщина-парадокс
Популярность Анастасии Зуевой была неоспоримой. Ее любили зрители, режиссеры, партийная верхушка. Более того, актрисе много сходило с рук. Например, она никогда не скрывала, что была глубоко религиозна, и не вступила в партию. Но это вовсе не помешала ей получить орден Ленина.
На сцене Анастасия Платоновна блистала, а жизни отличалась прямолинейностью: не умела обманывать и притворяться. Друзья артистки рассказывали, что даже анекдоты она рассказывала очень посредственно. Зато к ней постоянно тянулись люди.
Ее небольшая квартира в Камергерском переулке в Москве стала местом встреч театральной элиты военных, писателей и поэтов.
В гостях у Зуевой бывали и простые студенты МХАТа, которых артистка старалась накормить и помочь материально, и именитые офицеры. Например, к ней часто захаживал летчик Чкалов. Говорят, он был неравнодушен к Анастасии Зуевой, и лишь его гибель помешала ему сделать актрисе предложение.
К дню рождения Зуевой стихи ей написал сам Пастернак. Анастасия Платоновна абсолютно не боялась дружить с неугодными властям поэтами, потому двери ее дома были всегда открыты.
Кстати, она пpaктически ничего не боялась. В войну более 10 раз была на фронте, выступала перед бойцами. За отвагу получила медаль, а артистам их выдавали не частно.
Обратная сторона медали, или личная жизнь Анастасии Зуевой
За блестящую карьеру Анастасия Зуева заплатила личной трагедией. Первый супруг артистки оказался человеком с тяжелым хаpaктером. Мужчина трудился инспектором на железной дороге, и был далек от мира кино. Нередко он поднимал руку на жену, изменял, требовал, чтоб Анастасия отказалась от профессии.
Вскоре последовал развод, муж забрал с собой и их общего сына. Анастасия Зуева тяжело пережила этот период, но со сцены не ушла. С сыном хоть и редко, но общалась. Он подарил ей двух внучек, которые стали для Зуевой смыслом жизни.
Второе замужество артистки было более успешным. Она стала женой композитора Оранского. Вместе они прожили, пока артистка не овдовела в 1953 году. Больше Анастасия Зуева в ЗАГС не ходила. Артистки не стало в 1986. Ей было 96, она была знаменита и любима публикой. На Новодевичьем кладбище ее покой охраняют мраморные ставни. Те самые, которые она открывала, чтоб подарить зрителям добрую сказку.
См.также:
Александр Роу: как сложилась судьба знаменитого киносказочника
За кадром фильма «Садко»: Несказочные судьбы героев легендарной киносказки
Наталья Седых – Настенька из советских сказок
Как снимали “Морозко”
Судьба актрисы
В советские годы эту милую пожилую женщину знали и любили все дети. Если она появлялась на экране, значит, малышей ожидала сказка. Вот только жизнь самой Анастасии Зуевой на сказку была мало похожа. Личная жизнь актрисы сложилась трагически – оба бpaка Зуевой не только оказались неудачными, но и принесли ей немало горя.
В первый раз Анастасия Платоновна вышла замуж в 1917 году. Ее мужем стал начальник Северных железных дорог Российской империи Иван Евсеев. Поначалу все складывалось хорошо, и через год после свадьбы у супругов родился сын, которого назвали в честь великого Станиславского – Константином. Станиславского Зуева буквально боготворила.
Однако рождение наследника не принесло в семью счастья. Евсеев начал выпивать, ходить налево, скандалить и требовать от жены, чтобы она ушла из театра. Актриса долго терпела выходки мужа, но когда он решился поднять на нее руку, собрала нехитрые пожитки и ушла. Четырехлетнего сынишку муж Зуевой не отдал.
Разлука с сыном стала кровоточащей раной на сердце актрисы. Каждый раз ей приходилось терпеть унижения, умоляя Евсеева о встрече с сыном…
Вторая попытка наладить личную жизнь была предпринята актрисой в 1932 году. Дело было на съемках фильма «Просперити». Именно тогда Зуева встретила композитора Оранского и поняла, что влюбилась. Скоро она вышла за него замуж. На тот момент Анастасии Зуевой было 36 лет. Детей паре Господь не дал и Зуева переживала. Чувство материнства в ней было не реализовано в полной мере.
Как-то раз у гостиницы «Москва» актриса увидела совсем еще молоденькую дeвyшку, которая неприкаянно бродила туда-сюда. По ее виду можно было понять, что идти ей некуда. Сердобольная актриса разговорилась с незнакомкой и, выяснив, что та является круглой сиротой, пригласила пожить к себе. Это стало роковой ошибкой актрисы. Нeблагодарная барышня не только поселилась в ее доме на длительный срок, но и увела мужа…
После такого подлого удара в спину Анастасия Зуева перестала верить в любовь и закрыла свое сердце на замок. Навсегда…
Читайте также: Актриса екатерина архарова личная жизньЗа ней пытались ухаживать многие мужчины, в том числе, влиятельные и известные. Один японский миллионер, после гастролей Зуевой в Японии, готов был на многое, чтобы растопить ее сердце, ей посвящал стихи Борис Пастернак, но, увы, актриса больше не верила мужчинам.
Бросивший Зуеву муж потом все же появился в ее жизни. Во время Великой Отечественной войны он пришел к актрисе, причем не один, а с дочкой, которую ему родила та самая нeблагодарная барышня. Как выяснилось, она бросила малышку и наставила рога Оранскому, найдя себе нового возлюбленного. Оранский, так подло предавший Зуеву, не нашел ничего лучше как пойти к ней и просить помощи. И как оказалось, он не ошибся – великодушная Зуева простила его и приняла. Правда, жили они не как муж с женой, а как соседи. Анастасия Платоновна была брезглива, и к тому же чувство собственного достоинства не позволяло ей снова впустить в свою жизнь предавшего ее человека.
Барышня, бросившая Оранского, снова появилась в их жизни после войны. Она забрала свою дочь и подала на алименты, который Оранский платил вплоть до своей cмepти.
Мало кто знает, но Анастасия Зуева многим помогла во времена сталинских репрессий. Эта добрая женщина с большим сердцем многих спасла от неминуемой расправы. Несмотря на то, что саму ее часто предавали, она до конца своих дней оставалась человечной и милосердной.
Когда Зуевой не стало, по повелению Патриарха об упокоении ее души молились во всех храмах СССР.
Анастасия Зуева
Анастасия Платоновна Зуева. Родилась 5 (17) декабря 1896 года в селе Спасское Тульской губернии (ныне в Новомосковском районе Тульской области) – умерла 23 марта 1986 года в Москве. Советская актриса театра и кино. Лауреат Сталинской премии второй степени (1952). Заслуженная артистка РСФСР (1933). Народная артистка РСФСР (1938). Народная артистка СССР (1957).
Анастасия Зуева родилась 5 (17 по новому стилю) декабря 1896 года в селе Спасское Венёвского уезда Тульской губернии (ныне в Новомосковском районе Тульской области).
Семья была довольно зажиточной, что позволило Анастасии учиться.
Обучалась в Ольгинской женской гимназии в Туле, но не окончила, поскольку мечтала стать актрисой.
В 1915 году окончила школу драматического искусства под руководством Н. Г. Александрова, Н. О. Массалитинова и Н. А. Подгорного.
С 1916 года – актриса 2-й студии МХТ, среди ее работ: «Зелёное кольцо», З.Н. Гиппиус – Варя; «История лейтенанта Ергунова» И.С. Тургенева – мадам Фритче (пост. Е. Краснопольской) ; «Младость» Л.Н. Андреева; «Сказка об Иване-дypaке» М.А. Чехова по Л.Н. Толстому.
Анастасия Зуева в молодости
В 1924 году была принята в труппу МХАТ им. Горького.
В 1928 году с успехом сыграла Матушку в «Унтиловске» Л. М. Леонова, затем – Матрёну в инсценировке романа Л.Н. Толстого «Воскресение». Писатель Максим Горький, посмотрев актрису в роли Матрёны, сказал: «Лучше, чем в жизни». Вскоре после этого была сыгранная роль, удивившая многие поколения зрителей. Это была Коробочка – помещица с умом ребёнка из «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя, инсценированных специально для Московского Художественного театра Михаилом Булгаковым. Эту роль актриса блестяще играла с 1932 года и до конца жизни.
Театральные работы Анастасии Зуевой в МХАТ им. Горького:
«Село Степанчиково и его обитатели» по Ф. М. Достоевскому – Приживалка; «Ревизор» Н. В. Гоголя – гостья; «Синяя птица» М. Метерлинка – Тильтиль; «Горе от ума» А. С. Грибоедова – княжна Тугоуховская; «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского – Приживалка Турусиной; «Пугачёвщина» К. А. Тренёва – Кума; «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого – Василиса Волохова; «Унтиловск» Л. М. Леонова – Матушка; «Воскресение» по Л. Н. Толстому – Матрёна; «Три толстяка» по сказке Ю. К. Олеши – тётушка Ганимед; «Хлеб» В. М. Киршона – Мокрина; «Мёртвые души» по Н. В. Гоголю – Настасья Петровна Коробочка; «Таланты и поклонники» А. Н. Островского – Домна Пантелевна; «Егор Булычов и другие» М. Горького – знахарка Зобунова; «Гроза» А. Н. Островского – Феклуша; «Достигаев и другие» М. Горького – Чугунова; «Пиквикский клуб» по Ч. Диккенсу – мисс Уордль; «Любовь Яровая» К. А. Тренёва – Марья; «Земля» Н. Е. Вирты – Марфа; «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина – Анна Чуднова; «Последняя жертва» А. Н. Островского – Глафира Фирсовна; «Лес» А. Н. Островского – Улита; «Зелёная улица» А. А. Сурова – Авдотья Ивановна; «Илья Головин» С. В. Михалкова – Луша; «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого – Кухарка; «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина – Анна Чуднова; «Безымянная звезда» М. Себастиана – мадемуазель Куку; «Три сестры» А. П. Чехова – Анфиса; «Хозяин» И. Соболева – Лукерья; «Егор Булычов и другие» М. Горького – знахарка Зобунова; «Ревизор» Н. В. Гоголя – Пошлёпкина; «Дульсинея Тобосская» А. М. Володина – Анна – Мария; «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского – Манефа; «Уходя, оглянись…» Э. Я. Володарского – Варвара Антоновна; «Чеховские страницы» по А. П. Чехову – Старуха; «Школа злословия» Р. Шеридана – Миссис Кэндер; «На дне» М. Горького – Анна; «Бронепоезд 14-69» Вс. В. Иванова – Баба; «Дом, где мы родились» («Третья сестра») П. Когоута – Домохозяйка; «Растратчики» по В. П. Катаеву; «Блокада» Вс. В. Иванова.
Вклад в театральную и шире – богемную жизнь Москвы внесла и квартира актрисы в Камергерском переулке – напротив МХАТа. Она на многие годы стала центром притяжения не только для творческой Москвы – здесь бывали М. Булгаков, Б. Ливанов, актёры, музыканты и писатели, но и для военной элиты СССР. В. Чкалов, Б. Шапошников – будущий маршал Советского Союза, его жена, которая до конца жизни оставалась ближайшей подругой актрисы, их друзья становились постоянными гостями этого по-русски хлебосольного дома.
По Тверской улице, в доме Елисеевского магазина, этажами выше жили сотрудники Коммунистического интернационала, среди которых был и И. Броз Тито, который также стал частым гостем московской квартиры актрисы. Вс. Н. Шиловский в своих воспоминаниях о старом МХАТе пишет о забавном случае, когда на одном из приёмов актёров МХАТа, приехавших в Югославию на гастроли, в разговоре с Тито, Аастасия Платоновна простодушно спросила – «и какова же численность твоих войск, Иосип?», на что смутившийся Тито ответил – «потом Настя, потом…».
Читайте также: Актриса глушко личная жизньАнастасия Зуева отличалась необыкновенным комедийном талантом не только на сцене, но и в жизни. Рассказывая простую житейскую историю с неподражаемой интонацией, она умела так расставить акценты, что слушатели буквально покатывались со смеху.
Поэт Борис Пастернак написал такие строки к одному из юбилеев актрисы:
Анастасии Платоновне Зуевой. Прошу простить. Я сожалею. Я не смогу. Я не приду. Но мысленно – на юбилее, В оставленном седьмом ряду. Стою и радуюсь, и плачу, И подходящих слов ищу, Кричу любые наудачу, И без конца рукоплещу. Смягчается времен суровость, Теряют новизну слова. Талант – единственная новость, Которая всегда нова. Меняются репертуары, Стареет жизни ералаш. Нельзя привыкнуть только к дару, Когда он так велик, как ваш. Он опрокинул все расчеты И молодеет с каждым днем, Есть сверхъестественное что-то И что-то колдовское в нём. Для вас в мечтах писал Островский И вас предвосхищал в ролях, Для вас воздвиг свой мир московский Доносчиц, приживалок, свах. Движеньем кисти и предплечья, Ужимкой, речью нараспев Воскрешено замоскворечье Святых и грешниц, старых дев. Вы – подлинность, вы – обаянье Вы вдохновение само. Об этом всем на расстояньи Пусть скажет вам мое письмо.
В кино начала сниматься в 1932 году, дебютировав в фильме «Просперити».
В 1946 году сыграла одну из главных ролей в комедии «Первая перчатка». По сюжету тренер по боксу общества «Метеор» Иван Васильевич Привалов (Владимир Володин) в парке, у силомера, встречает «свою мечту» – отставного военного Никиту Крутикова (Иван Переверзев) с великолепными данными, и хочет воспитать из него чемпиона. Анастасия Зуева сыграла жену Привалова. Фильм стал лидером проката, его посмотрели 18 570 000 зрителей.
Анастасия Зуева в фильме “Первая перчатка”
В 1952 году за исполнение роли Евдокии Прохоровны в фильме «Донецкие шахтёры» стала лауреатом Сталинской премии второй степени.
Особенно широкую известность ей принесли фильмы-сказки режиссёра Александра Роу, в которых ей доставались роли Сказительницы. Сыграла в картинах «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Золотые рога».
Анастасия Зуева в фильме “Морозко”
Анастасия Зуева в фильме “Варвара-краса, длинная коса”
Анастасия Зуева в фильме “Золотые рога”
Работала на радио, принимала участие в озвучивании мультфильмов.
Написала мемуары.
Анастасия Платоновна Зуева умерла 23 марта 1986 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
Личная жизнь Анастасии Зуевой:
Дважды была замужем.
Первый муж – Иван Евсеев, инженер-путеец, железнодорожный инспектор. Поженились в 1917 году.
В бpaке родился сын Константин Иванович Евсеев (1918-1986), был назван в честь Станиславского.
Муж настаивал на уходе со сцены. Анастасия Платоновна отказалась покинуть сцену – последовал развод. Сын остался жить с отцом, впоследствии стал военным инженером, закончил академию Жуковского, математик, после ухода с военной службы работал в космической отрасли.
Внучка – Елена Константиновна Симакова, закончила МГИМО. Правнук – Владимир Александрович Симаков, закончил МГИМО.
Внук – Виктор Константинович Евсеев, закончил МГИМО Правнучка – Анастасия Викторовна Евсеева, биотехнолог, закончила МИТХТ им. М. В. Ломоносова (кафедра Н. А. Преображенского).
Второй муж – Виктор Александрович Оранский (1899-1953), композитор. Поженились в начале 1930-х годов.
Анастасия Зуева и Виктор Оранский
Фильмография Анастасии Зуевой:
1932 – Просперити 1940 – Светлый путь – Аграфена, старая ткачиха 1940 – Пятый океан – Дарина Егоровна, мать Наташи 1941 – Боевой киносборник №6 – Прасковья 1944 – Юбилей – Мерчуткина 1944 – Родные поля – Леска Бугорная 1946 – Первая перчатка – жена Привалова 1950 – Донецкие шахтёры – Евдокия Прохоровна, жена Степана Недоли 1951 – Спортивная честь – Екатерина Николаевна Гринько, мать Виталия и Тони 1952 – Ревизор – Февронья Петровна Пошлепкина, слесарша 1955 – Васёк Трубачёв и его товарищи – тётя Дуня, тётка Васька 1956 – Дело № 306 – свидетельница 1958 – Жених с того света (короткометражный) – Анна Михайловна, кассир 1959 – Хождение по мукам – просительница у Махно 1960-1961 – Воскресение – Матрена Харина 1960 – Русский сувенир – Егоркина, жена сибирского охотника 1960 – Поднятая целина (фильм-спектакль) 1960 – Мёртвые души (фильм-спектакль) – Настасья Петровна Коробочка, помещица 1963 – Понедельник – день тяжёлый – посудомойка (нет в титрах) 1964 – Фитиль (короткометражный) – женщина в очереди 1964 – Одиночество – Аксинья 1964 – Морозко – Сказительница 1964 – Живёт такой парень – Марфа, кума 1967 – Огонь, вода и… медные трубы – Сказительница 1967 – Кремлёвские куранты (фильм-спектакль) – Анна Власьевна, жена Чуднова 1968 – Барсуки (фильм-спектакль) – Анисья, мать Семёна и Павла 1969 – Цветы запоздалые (фильм-спектакль) – Прохоровна, сваха 1969 – Егор Булычов и другие (фильм-спектакль) – Зобунова, знахарка 1969 – Варвара-краса, длинная коса – Сказительница 1971 – Поженились старик со старухой (короткометражный) – Авдотья Никитична 1972 – Золотые рога – Сказительница 1972 – Записки Пиквикского клуба (фильм-спектакль) – миссис Уордль 1972 – День за днём – бабуня, деревенская повитуха и санитарка в больнице 1975 – О нашем театре (документальный) 1976 – Ну, публика! (фильм-спектакль) – Петровна 1976 – На всякого мудреца довольно простоты (фильм-спектакль) – Манефа 1977 – Чеховские страницы (фильм-спектакль) – старуха 1977 – И снова Анискин – Григорьевна, Лизавета Григорьевна Толстых 1979 – Мёртвые души (фильм-спектакль) – Коробочка 1981 – Уходя, оглянись… (фильм-спектакль) – Варвара Антоновна, бабушка Бори и Вити 1982 – Там, на неведомых дорожках… – Глафира Андреевна, бабушка Мити
Озвучивание Анастасии Зуевой:
1936 – Бесприданница 1950 – Сказка о рыбаке и рыбке (анимационный) – старуха 1951 – Высокая горка (анимационный) 1953 – Волшебный магазин (анимационный) 1953 – Волшебная птица (анимационный) 1959 – Приключения Буратино (анимационный) – черепаха Тортила (нет в титрах) 1981 – Крепыш 1984 – Сказка о царе Салтане (анимационный) – сватья баба Бабариха
Награды и звания Анастасии Зуевой:
Заслуженная артистка РСФСР (1933) Народная артистка РСФСР (1938) Народная артистка СССР (1957) Сталинская премия второй степени (1952) за исполнение роли Евдокии Прохоровны в фильме «Донецкие шахтёры» Два ордена Ленина (1948, 27.02.1967) Орден Трудового Красного Знамени (28.12.1976) Орден «Знак Почёта» (03.05.1937) Орден Дружбы народов (12.01.1982) Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» Медаль «В память 800-летия Москвы»