Анна некрасова актриса личная жизнь
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 сентября 2020; проверки требуют 3 правки.
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Некрасова.
Анна Алексеевна Некрасова (18 мая 1913, Саратов — 5 июня 2003, Москва) — советский и российский театральный режиссёр и педагог; народная артистка РСФСР (1990), лауреат Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1985).
Биография[править | править код]
Анна Алексеевна Некрасова родилась 18 мая 1913 года в Саратове. В 1933 году окончила балетное отделение Хореографического техникума Большого театра. В 1938 году окончила режиссёрский факультет ГИТИСа (курс А. Д. Попова).
В 1936—1937 годах работала режиссёром-ассистентом в Свердловском драматическом театре. С 1938 года служила в Горьковском ТЮЗе, а с 1941 года — в Горьковском театральном коллективе им. Крупской. В 1943—1944 годах была художественным руководителем Горьковского драматического театра им. Чкалова.
В 1947—2003 годах работала режиссёром Центрального детского театра. Одновременно с 1957 года до середины 1980-х годов была художественным руководителем Драматической студии театра.
С 1948 года преподавала в ГИТИСе.
Анна Алексеевна Некрасова скончалась 5 июня 2003 года на 91-м году жизни в Москве[1]. Похоронена на Троекуровском кладбище (участок № 5).
Семья[править | править код]
- Отец — Алексей Дмитриевич Некрасов (1874—1960), зоолог, эмбриолог, историк науки, переводчик.
- Мать — Лидия Ивановна Некрасова (урожденная Яковлева, по первому мужу Иловайская; 1879—1942). Работала переводчицей, знала восемь языков и по роду деятельности была вынуждена встречаться с иностранцами. В 1937 году была репрессирована по ложному обвинению: шпионаж в пользу Англии и Америки. Умерла в Нижнеколымском лагере. В 1958 году реабилитирована[2].
- Муж — оперный режиссёр, педагог Борис Александрович Покровский (1912—2009), народный артист СССР.
- Дочь — актриса, театральный режиссёр Алла Борисовна Покровская (1937—2022), народная артистка РСФСР (1985).
- Сын — музыкант Александр Борисович Покровский (род. 1944), пианист, концертмейстер Московской консерватории.
Награды и премии[править | править код]
- Заслуженная артистка РСФСР (8.03.1960).
- Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского за постановку спектакля «Отверженные» по В. Гюго (1983) на сцене ЦДТ (1985).
- Народная артистка РСФСР (1990)[3].
Работы в театре[править | править код]
- 1947 — «Как закалялась сталь» Н. А. Островского (совместно с В. Колесаевым)
- 1947 — «Красный галстук» С. Михалкова (совместно с Л. Волковым)
- 1949 — «Дубровский» А. С. Пушкина (совместно с В. Колесаевым)
- 1949 — «Тайна вечной ночи» И. В. Луковского (совместно с В. Товстоноговым)
- 1950 — «Романтики» Э. Я. Цюрупы
- 1951 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова (совместно с М. О. Кнебель)
- 1951 — «Володя Дубинин» В. А. Гольдфельда по повести Л. Кассиля и М. Поляновского «Улица младшего сына» (совместно с В. Колесаевым)
- 1952 — «Конёк-Горбунок» по П. П. Ершову (совместно с М. О. Кнебель)
- 1952 — «Мёртвые души» по Н. В. Гоголю (совместно с М. О. Кнебель)
- 1953 — «Доходное место» А. Н. Островского
- 1954 — «Судьба баpaбанщика» И. Романовича по повести А. Гайдара
- 1955 — «Приключения Чиполлино» по Дж. Родари
- 1955 — «Оливер Твист» Ч. Диккенса (совместно с М. О. Кнебель)
- 1957 — «Сомбреро» С. В. Михалкова
- 1958 — «Том Сойер» М. Твена
- 1959 — «Золотой ключик» по А. Н. Толстому
- 1961 — «Семья» И. Попова (совместно с М. О. Кнебель)
- 1961 — «Приключения Кроша» А. Рыбакова
- 1962 — «Пристань „Кувшинка“» Г. Карпенко
- 1963 — «Один страшный день» Ю. Сотника
- 1964 — «Чудеса в полдень» Г. Мамлина
- 1965, 1990 — «Снежная королева» Е. Л. Шварца
- 1966 — «Хижина дяди Тома» А. Я. Бруштейн по повести Г. Бичер-Стоу
- 1968 — «Питер Пэн» Дж. Барри
- 1968 — «Зыковы» М. Горького
- 1968 — «Девочка и апрель» Т. Ян
- 1968 — «Удивительный год» М. Пролежаевой (совместно с В. Дудиным)
- 1970 — «Дом под солнцем» Т. Ян
- 1973 — «Двенадцатая ночь, или Что угодно» У. Шекспира
- 1975 — «Емелино счастье» Р. Сефа, В. Новацкого
- 1976 — «Печальный однолюб» С. Соловейчика
- 1977 — «Лесная песня» Леси Украинки
- 1981 — «Шишок» А. Л. Александрова
- 1983 — «Отверженные» по В. Гюго (совместно с А. В. Бородиным)
- 1984 — «Бонжур, месье Перро!» Н. Слепаковой
- 1986 — «Ловушка № 46, рост второй» Ю. П. Щекочихина (совместно с А. В. Бородиным)
- 1988 — «Баня» В. В. Маяковского (совместно с А. В. Бородиным)
- 1989 — «Между небом и землёй жаворонок вьётся» Ю. П. Щекочихина (совместно с А. В. Бородиным)
- 1992 — «Король Лир» У. Шекспира (совместно с А. В. Бородиным)
- 1994 — «Большие надежды» Чарльза Диккенса (совместно с А. В. Бородиным)
- 1996 — «Маленький лорд Фаунтлерой» по Ф. Бёрнетт
Фильмография[править | править код]
- 1976 — Король Матиуш Первый (телеспектакль)
Примечания[править | править код]
- ↑ Анна Алексеевна Некрасова. Родовод. Дата обращения: 5 декабря 2018.
- ↑ Лидия Ивановна Яковлева. Родовод. Дата обращения: 5 декабря 2018.
- ↑ Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 мая 1990 г. «О присвоении почетного звания „Народный артист РСФСР“ творческим работникам»
Ссылки[править | править код]
- Анна Алексеевна Некрасова. РАМТ. Дата обращения: 5 декабря 2018.
- Анна Алексеевна Некрасова. Проект Личности. Дата обращения: 5 декабря 2018.
Анастасия Вертинская десять лет тщетно разрушала бpaк Аллы Борисовны
Читайте также: Актриса анна попова личная жизнь фотоНа днях в МХТ им. Чехова проводили в последний путь Аллу Покровскую. Причиной cмepти народной артистки России и замечательного театрального педагога стал сепсис, рассказал ее с Олегом Ефремовым сын Михаил: «Переливание крови сделать было невозможно, потому что у нее очень слабая печень. Она последние годы не вставала с кровати»…
Проститься с Аллой Борисовной пришли ее именитые коллеги и бывшие ученики, многие из которых стали суперзвездами. Все они с теплотой вспоминали эту потрясающую женщину.
Алла Борисовна стала третьей и последней официальной женой любвеобильного Олега Ефремова. До этого создатель «Современника» успел побывать в бpaках с актрисами Лилией Толмачевой и Ириной Мазурук, которая родила ему дочь Анастасию.
…Алла Покровская появилась на свет в знаменитой московской театральной семье. Ее мама Анна Некрасова была режиссером Центрального детского театра, где молодой Олег служил в послевоенные годы.
Александр Калягин, сестра покойной Мария Лемешева и Михаил Ефремов (справа) с женой Софьей Кругликовой
– Именно там Алла его впервые и увидела, более того – играла под его началом, – писал в книге «Ефремовы» биограф народного артиста Федор Раззаков. – Это случилось, когда он ставил с активом школьников новогоднее представление, где Алла играла роль Снегурочки. Естественно, тогда никто и представить не мог, что через некоторое время они станут мужем и женой.
Отец Аллы Борис Покровский дослужился до должности режиссера прославленного Большого театра, а позже создал и возглавил собственный Камерный оперный театр. В бpaке с Анной Некрасовой у Бориса Александровича родилась не только наша героиня, но и сын Саша, который стал концертмейстером Московской консерватории.
Никита Ефремов, внук Аллы Борисовны, принимал соболезнования. У гроба – актёр Алексей Кравченко
Позже Покровский женился на оперной диве Ирине Масленниковой и удочерил ребенка супруги от первого бpaка со знаменитым русским тенором Сергеем Лемешевым. Его приемная дочь и сводная сестра Аллы – Мария Лемешева, как и мама, стала оперной певицей.
– Близки с Аллой мы никогда не были, – рассказала «Экспресс газете» Мария. – Хотя всегда были готовы прийти друг другу на помощь. Бывали друг у друга на спектаклях и радовались успехам. Дома у Бориса Александровича, пока он был жив, часто встречались. А вот в гостях у сестры побывать не довелось. За месяц до ее cмepти мы общались по телефону. Но я и не знала, что она так тяжело больна. Алла жаловалась лишь на проблемы с позвоночником. Сетовала, что то рука, то нога у нее болит. Умная, порядочная, тактичная, она всегда казалась бодрой и веселой… С ее бывшим мужем Олегом Ефремовым, увы, я не была знакома.
Внучка Покровской Анна-Мария, которая в этом году окончила школу. На заднем плане – артист Сергeй Варчук
Роман с Невинным
Алла с пеленок мечтала стать актрисой, но родители категорически противились этому и заставили ее поступить на филфак Московского пединститута. Проучившись там год, Покровская забрала документы и стала тайком заниматься в театральном кружке при Доме учителя. И в 1955 году без протекции родственников поступила в прославленную Школу-студию. Вместе с ней на курсе учились будущие звезды советского кино – Татьяна Лаврова, Анатолий Ромашин, Альберт Филозов, Александр Лазарев-старший и Вячеслав Невинный.
Алла Покровская. Фото: Кадр и фильма
– Со Славой Невинным у Аллы с первого же года начался роман, – рассказывала «Экспресс газете» другая их однокашница Нина Веселовская. – Они за ручку ходили, тогда так было принято.
Покровская и Невинный встречались четыре года, а после получения дипломов его оставили во МХАТе, а Алла ушла в «Современник». Вскоре в театре Вячеслав познакомился со своей будущей женой Ниной Гуляевой, а Аллочка стала встречаться с худруком Ефремовым. По иронии судьбы, дети обеих пар – Вячеслав Невинный-младший и Михаил Ефремов – через много лет тоже будут учиться в Школе-студии и станут добрыми друзьями.
Лия Ахеджакова не сдерживала слёз
– Олег Николаевич ухаживал как-то стремительно, почти сразу ставил перед фактом (насколько я знаю, именно так было и с другими его женщинами), – вспоминала Алла Борисовна. – Долгие романтические прогулки по Арбату, где вырос Олег, знакомство с родителями, которые сразу приняли меня, как принимали они все от горячо любимого сына… Очень скоро мы стали жить одной семьей, а когда выяснилось, что ждем ребенка, Олег Николаевич предложил оформить наш бpaк. Мои родители, конечно, были против, справедливо предвидя все сложности существования с одержимым художником: «Бросить театр и обслуживать его!» Все свершилось в каких-нибудь полгода…
Через 18 дней после рождения сына молодая мама вернулась на сцену. Она обожала свою работу.
– В быту Олег Николаевич оказался абсолютно неприхотлив, к решению бытовых проблем совсем непригоден: ел что дадут, питались мы в основном в театральном буфете, разве что на завтpaк он привык есть яйца, как в доме родителей, – говорила Покровская. – Как-то я попросила его погулять с маленьким Мишей. Он пошел, вернулся чрезвычайно озабоченный и сказал (абсолютно без всякого юмора!): «Ужас состоит в том, что или театр, или гулять с Мишей. Я не смогу разделиться!» Я сказала: «Ну конечно театр!» – и пошла гулять сама…
Читайте также: Актриса заклунная личная жизнь детиНевинный и Вертинская. Фото: globallookpress.com
Тяжелый крест
В 1969 году Ефремов впервые снялся с женой в одном фильме – «Свой». А когда картина вышла на экраны, закрутил роман с 25-летней актрисой Анастасией Вертинской, которая недавно пришла в труппу его «Современника».
– На тот момент бpaк уже насчитывал семь лет, и это был своеобразный союз – свободный, – отмечал биограф Олега Николаевича Раззаков. – Во всяком случае, для Ефремова… Роман Ефремова и Вертинской начался в середине 1969 года на гастролях в Ташкенте. Как гласит легенда, плененный красотой молодой актрисы, Ефремов ночью залез к ней в номер по стене, после чего… прочел ей красивый монолог. Вертинская была женщиной обеспеченной, привыкшей к красивой жизни, поэтому, сойдясь с Ефремовым, для которого вопросы поддержания собственного имиджа никогда не стояли столь остро, она постаралась сделать из него стильного мужчину. Отремонтировала квартиру, купила мебель, видимо, втайне надеясь, что Ефремов растает и, подав на развод с Покровской, женится на ней. Но тот с этим делом не спешил.
Отношения Олега Николаевича с дочкой великого шансонье Вертинского длились с небольшими перерывами десять лет.
– Я его обожала, – вспоминала Анастасия. – Ему не было нужно, чтобы я готовила ему супы, всегда находилось, где поесть. Но в тот период, когда я хотела выйти за него замуж, это было невозможно, так как он был женат. А когда он этого сам захотел, я его уже не любила. При этом Олег Николаевич был очень пьющим человеком. Это тяжкий крест, и я его взвалить на себя не могла.
Вдова Сергея Юрского Наталья Тенякова со сцены рассказала о подруге
Мать и мачеха
Бpaк Покровской и Ефремова официально продлился 16 лет, но расстались они уже через восемь лет совместной жизни. В тот самый момент, когда Олег Николаевич сменил «Современник» на МХАТ, а жену с собой не позвал. Алла осталась помогать новому худруку Галине Волчек и спровадила бывшего супруга жить к его отцу. А сама осталась с сыном в их прежней квартире.
– Я пришел в «Современник» в 1981 году и сразу же познакомился с Аллой Борисовной, – рассказывает актер Василий Мищенко. – Мы часто ездили в бригадные гастрольные поездки по стране. Она не только у моей дочки Даши была педагогом в Школе-студии МХАТ, но и у огромного количества других популярных сейчас артистов. В любое время ей можно было позвонить, приехать, пообщаться. Студентов всегда подкармливала, могла двумя словами помочь сделать роль, все доходчиво объяснить.
Я дружу с Мишей Ефремовым. Он еще лет 30 назад поставил на маму спектакль «Наедине со всеми», который имел успех. Алла Борисовна очень простой человек в быту, в ее квартире много книг по искусству. За сына всегда очень переживала, особенно когда у него не шли дела. Конечно, она немного в тени папы, потом мужа, а потом сына находилась, но это было для нее естественным. Между тем она потрясающая драматическая актриса. Театр «Современник», увы, не уберег ее – не давал достойных ролей. Должен был выйти спектакль с ней и ее внуком Никитой Ефремовым, но так и не вышел. Вот она и ушла во МХАТ, когда им стал руководить Олег Табаков.
Мэтры МХТ Игорь Золотовицкий и Валерий Хлевинский не могут поверить в cмepть коллеги
– Алла Борисовна была уникальным, добрым человеком, – плачет Анастасия Ефремова, дочка Олега Николаевича от предыдущего бpaка. – Она вроде для меня мачеха, но очень близкий человек. Когда я совсем юной была, ездила с папой, Аллой и маленьким Мишей отдыхать. Она понимала, с какими гениями существует рядом, и все, что получала, сразу же отдавала своим ученикам. Все-таки Аллу Борисовну можно назвать счастливым человеком. Папа любил многих женщин, она понимала это и все-таки могла оставаться с ним. После развода, ей тогда было чуть за 40, она могла много раз снова выйти замуж. Но не стала. Она ценила моего отца, была выше, чем его какие-то мимолетные любови. Они расстались как муж и жена, но до конца его жизни близко общались.
– Миша Ефремов, ее сын, – блистательный русский артист, – считает Авангард Леонтьев. – Алла Борисовна им очень гордилась. Его дети – Никита и Коля – тоже стали актерами. Так что династия продолжается. Покровская и сегодня живет в сыне, внуках.
23 декабря на Маленькой сцене РАМТа состоялся вечер памяти режиссера Анны Алексеевны Некрасовой, которой в мае этого года исполнилось бы 100 лет.
27.12.2013
РАМТ всегда был большой семьей, в которой каждому найдется место и в которой всегда помнят и чтут своих режиссеров, актеров и художников, уже ушедших из жизни. Не многие театры могут сейчас похвастаться такими душевными вечерами, какой получился в Молодежном – когда в неформальной обстановке собрались близкие и просто знакомые друг с другом люди, чтобы вспомнить прекрасного человека, строгого, но замечательного педагога, заботливую мать и бабушку, удивительного режиссера и восхитительную женщину – Анну Алексеевну Некрасову.
Читайте также: Актриса марьяна полтева личная жизньНебольшое, но хорошо освещенное прострaнcтво, черные стены, на которых висят фотографии сцен из спектаклей и эскизы к ним, близко стоящие друг к другу, накрытые белыми скатертями, изящно сервированные столики и портрет Анны Алексеевны в центре сцены – все это создает невероятный уют, и кажется, что вечер проходит в узком семейной кругу, где каждому есть, что вспомнить и рассказать.
Начал вечер Алексей Владимирович Бородин, который не только был хорошо знаком с Анной Алексеевной, но и поставил совместно с ней несколько спектаклей, среди которых «Отверженные», «Ловушка № 46, рост второй», «Баня» и другие: «Всю жизнь Анна Алексеевна оставалась верной своему призванию, своим личным основам и основам, которые она получила в ГИТИСе, где ее однокурсниками были Борис Александрович Покровский и Ге opгий Александрович Товстоногов. Называя эти имена, мы понимаем, о какой школе и о каком коренном понимании профессии режиссера идет речь».
Анной Некрасовой в ЦДТ и РАМТе, где она проработала более 50 лет, было поставлено 39 спектаклей. На большом экране в этот вечер были показаны фотографии из постановок «Конек-Горбунок», «Сомбреро», «Снежная королева», «Хижина дяди Тома», «Питер Пэн», «Лесная песня», «Шишок», «Маленький лорд Фаунтлерой» и других, шедших на сцене театра в разные годы. Театровед Борис Поюровский отметил, что Анна Алексеевна уделяла внимание не только постановке в целом, но и «очень точно проpaбатывала роли и образы» и всегда ассоциировалась у него с «интеллигентным театром».
Станислав Бенедиктов, который был художником почти во всех спектаклях Анны Некрасовой, поделился тем, что она всегда была для него идеалом «доброты, культуры и женственности». «Когда Анна Алексеевна приходила в театр, – рассказал Алексей Бородин, – то всегда переобувалась в туфли на высоком каблуке. Приход в театр был для нее событием. Каждый раз. Приходила ли она на репетицию, на сбор труппы или по другим делам. Она была подтянутым, собранным, творчески настроенным человеком. Эту самодисциплину, унаследованную еще от родителей, она пронесла через всю свою жизнь и сумела не превратить свою профессию в нечто обыденное».
К счастью, у Анны Некрасовой было много учеников, которым она могла передать свое понимание профессии: она руководила знаменитой студией при ЦДТ, преподавала в ГИТИСе на факультете музыкальной комедии вместе со своим мужем – Борисом Александровичем Покровским, а также учила режиссуре вместе с режиссером ЦДТ Марией Осиповной Кнебель.
Солистка Камерного театра Елена Андреева, ученица Анны Некрасовой, вспоминала о том, как проходили их занятия, какие советы давала Анна Алексеевна студентам, как строга она была с ними, но, в то же время, как нежно, будто к собственным детям, порой относилась к ним. Многие ученики вспоминали и ее неповторимый вкус в выборе одежды, и то, как умело она сочетала строгость и изысканность. И не было на вечере, пожалуй, ни одного человека, кто не вспомнил бы вкуснейшие пирожки, которые она так искусно готовила.
О том, какой Анна Некрасова была бабушкой, попытался рассказать ее внук, артист театра и кино Михаил Ефремов, прочтя легкое, юмористическое стихотворение Сергея Михалкова о мальчишке, которому все время дарили совсем не то, о чем он мечтал.
В этот вечер в РАМТе собрались разные люди, которых объединяла безмерная благодарность Анне Некрасовой, уважение и любовь к этой потрясающей женщине и талантливому режиссеру. Каждый из выходивших на сцену вспоминал какую-то историю, смешную, грустную или поучительную, связанную с Анной Алексеевной, – историю, которая больше всего запомнилась и повлияла на его дальнейшую жизнь.
Не все молодые актеры РАМТа, принявшие участие в вечере, встречались с Анной Некрасовой, но добрая память о ней, живущая в стенах театра, отозвалась и в их сердцах: в их исполнении прозвучали посвященные ей стихотворения, песни и даже частушки, органично вписавшиеся в теплую, дружескую атмосферу встречи.
Финальное слово было предоставлено дочери Анны Некрасовой – актрисе Алле Покровской. Она призналась в том, что тронута теплой, почти домашней атмосферой вчера и тем, как бережно в театре относятся к памяти уже ушедших режиссеров.
Хочется сказать большое спасибо тем, кто хранит память о своих коллегах, и, в первую очередь, Алексею Владимировичу Бородину, человеку с большой светлой душой, понимающему, что такие вечера нужны всем поколениям, работающим в театре. Ведь это и знак уважения, и дань памяти, и своеобразный поклон тем, кто вошел в историю РАМТа, создавая спектакли, на которых выросло не одно поколение москвичей.
Юлия Мартынова