Ольга остроумова киноактриса
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 декабря 2020; проверки требует 31 правка.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Остроумова.
О́льга Миха́йловна Остроу́мова (род. 21 сентября 1947, Бугуруслан, (Оренбургская область), РСФСР, СССР) — советская и российская актриса; народная артистка РФ (1993), лауреат Государственной премии СССР (1979).
Биография[править | править код]
Ольга Михайловна Остроумова родилась 21 сентября 1947 года в Бугуруслане (ныне Оренбургская область).
Детство Ольги прошло в Бугуруслане, в маленьком домике, недалеко от церкви, священником которой был её дед. Отец Ольги был школьным учителем физики, мать —домохозяйкой, хранителем семейных традиций, среди которых важное место занимали любовь и бережное отношение друг к другу. У Ольги две сестры, Раиса и Людмила, и брат Ге opгий: Раиса, работавшая инженером водного трaнcпорта, в настоящее время пенсионерка; Людмила — предприниматель, ныне живёт в Самаре; и Ге opгий, работавший на Байконуре, сейчас трудится в фирме по строительству подвесных мостов.
Когда Ольга решила стать актрисой, в семье к этому отнеслись просто и отговаривать никто не стал. Ей купили билет, напекли пирожков на дорогу и отправили в Москву, где она никого не знала. В 1966 году она стала студенткой ГИТИСа имени Луначарского. Студенческие годы Остроумова жила в общежитии ГИТИСа на Трифоновке.
Окончив институт (мастерская В. А. Вронской) в 1970 году, Остроумова была принята в Московский театр юного зрителя, где начала работу у режиссёра П. О. Хомского, который ранее был её педагогом в ГИТИСе. Там же ей довелось работать с режиссёром М. З. Левитиным, который стал её вторым мужем в 1973 году (в 1993-м году Левитин и Остроумова разошлись)[4].
В 1973—1983 годах актриса работала в Драматическом театре на Малой Бронной. С 1983 года Остроумова — актриса театра имени Моссовета[5].
Ольга Остроумова и Валентин Гафт познакомились на вечере, в котором оба участвовали. Они расписались в 1996 году в больнице, хотя прославленный автор эпиграмм обратил внимание на будущую супругу ещё во время работы над фильмом «Гараж». Позже Гафт рассказывал, что нашел в Ольге дружеское участие и искренность, которой ему не хватало в людях: «Я был поражен и восхищен тем, что известная на всю страну артистка оказалась Божьим человеком, ничем не испорченным, естественным, без всяких штампов. Все было просто и прямо. Наблюдая за этим, постепенно и я стал становиться лучше. Мне не приходилось напрягаться, что-то из себя изображать, фальшивить, а надо было просто оставаться самим собой. И я ощутил счастье».
Роль школьницы в фильме С. И. Ростоцкого «Доживём до понедельника» в одночасье сделала её любимицей миллионов зрителей. Она сыграла роль Жени Комельковой в фильме «А зори здесь тихие», который стал культовым в Советском Союзе, Китае, ряде других стран. Самой большой своей творческой удачей в кино актриса считает роль Василисы в фильме «Василий и Василиса». По её признанию, если бы не было этой роли, то не появилась бы театральная роль Анфисы из спектакля «Вдовий пароход», поставленного Г. Н. Яновской на сцене Театр имени Моссовета, которая согласилась дать Остроумовой эту роль только после того, как посмотрела «Василия и Василису».
Член СКР и СТДР. Актёрским идеалом для Ольги Михайловны являются Эдит Пиаф и Лидия Русланова. Особенно высоко чтит режиссуру Федерико Феллини и игру Чарли Чаплина. Она любит природу, увлекается мемуарной литературой, классической музыкой.
Живёт и работает в Москве.
Семья[править | править код]
- отец — Михаил Алексеевич Остроумов (1917—2000), учитель физики в школе (сын священника) ;
- мать — Наталия Ивановна Кудашёва (1928—2010), домохозяйка;
- сёстры — Раиса и Людмила;
- брат — Ге opгий;
- первый муж (с 1969) — сокурсник по ГИТИСу Борис Аннабердыев, ставший впоследствии режиссёром-кинодокументалистом «Туркменфильма»;
- второй муж (с 1973) — Михаил Левитин, театральный режиссёр и писатель;
- дети: Ольга (р. 1975), Михаил (р. 1983) ;
- внуки: Полина, Захар, Фаина (р. 2012) ;
- третий муж (с 1996) — Валентин Гафт[6] (1935—2020), актёр, народный артист РСФСР (1984).
Награды и премии[править | править код]
- Заслуженная артистка РСФСР (1982)
- Народная артистка Российской Федерации (16 декабря 1993 года) — за большие заслуги в области театрального искусства[7]
- Государственная премия СССР (1979) — за исполнение роли Мани Поливановой
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (12 июня 2008 года) — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность[8]
- Орден Почёта (15 августа 1998 года) — за многолетнюю плодотворную деятельность в области театрального искусства[9]
- Орден Дружбы (28 марта 2022 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, средств массовой информации, многолетнюю творческую деятельность[10]
- премия имени А. Довженко.
- «Серебряная нимфа» (Италия) — за фильм «А зори здесь тихие…»
- Золотая медаль имени А. П. Довженко (1978)
- Царскосельская художественная премия (2007).
- Звезда Театрала (2015)
- Фигаро (2017)
Театральные работы[править | править код]
- «Синяя Роза» (по пьесе Теннесси Уильямса «Стеклянный зверинец»). Режиссёр: Александр Марин — Амaнда Вингфилд
Московский ТЮЗ[править | править код]
- «Мещане» М. Горького — Елена
- «Тень» Е. Л. Шварца — Юлия Джули
- «Поздняя любовь» А. Н. Островского — Лебёдкина
Театр на Малой Бронной[править | править код]
Дебют в спектакле по пьесе Рустама Ибрагимбекова «Своей дорогой».
- «Варвары» М. Горького — Лидия
- «Враги» М. Горького — Татьяна
- «Веранда в лесу» — Лида
- «Волки и овцы» А. Н. Островского — Глафира
- «Лето и дым» — Роза
- «Лунин, или cмepть Жака» — Она
Театр «Эрмитаж»[править | править код]
- «Здравствуйте, господин де Мопассан»
Театр им. Моссовета[править | править код]
- «Вдовий пароход» — Анфиса
- «Живой труп» Л. Н. Толстого — Елизавета Андреевна Протасова
- «Орнифль, или Сквозной ветерок» — Ариана
- «Завтpaк с неизвестными» — Маша
- «Печальный детектив» — Тетя Граня Мезенцева
- «У врат царства» — Элина Карено
- «Мадам Бовари» Г. Флобера — Эмма Бовари
- «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Раневская
- «Муж, жена и любовник» — Дарья Ивановна
- «Учитель танцев» Лопе де Вега — Фелисьяна
- «Белая гвардия» М. А. Булгакова — Елена Васильевна Тальберг
- «Не будите мадам» — Роза
- «Серебряный век» — Клавдия Тарасовна
- «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н. В. Думбадзе — Бабушка
- «Римская комедия (Дион)» Л.Зорин — Мессалина
Продюсерский центр Империал[править | править код]
- «Мадам, мы едем в Акапулько» (автор — Ив Жамиак, реж. Ольга Шведова)[11] — Нат
Арт-Партнёр XXI[править | править код]
- «Семейный ужин в половине второго» (реж. Михаил Цитриняк)
Фильмография[править | править код]
Озвучивание[править | править код]
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Интервью Ольги Остроумовой киножурналу Наш Фильм
- Ольга Остроумова на сайте rusactors.ru
Биография Ольги Осторумовой
Ольга Остроумова – яркая, узнаваемая, талантливая, поистине народная артистка России, актриса театра Моссовета. Ее фильмография насчитывает более шестидесяти фильмов, в которых Остроумова сыграла разных по значимости, но всегда запоминающихся хаpaктерных персонажей. Дебютная кинороль (Рита Черкасова) в культовой картине Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника» прославила тогдашнюю студентку ГИТИСа на весь Советский Союз. За роль Мани Поливановой в картинах Евгения Матвеева «Любовь земная» и «Судьба» удостоена Государственной премии СССР.
Детство: Бугуруслан-Алексеевка
Родившуюся в послевоенном 1947 году, в большой и любящей семье Михаила Остроумова и Наталии Кудашевой дeвoчку окрестили Ольгой. Отец, учитель физики в школе районного центра Бугуруслан, был единственным кормильцем в семье, мать, у которой было 4 класса образования, занималась детьми, создавала в доме удивительную атмосферу внимания, доброты, тепла. Дети – Раечка, Людочка, Егорка и Оленька –всегда были обласканы, исподволь приучены родителями к тому, что семья – самое ценное в жизни каждого человека.
Семья Ольги Остроумовой – родители, сестры и братСпособствовали пониманию этого и традиционные вечерние чаепития у дедушки-священника, неспешные разговоры старших с младшими, глубокие и мудрые рассказы патриарха семьи. Рядом с церковью в деревне Алексеевка, где он служил, ребятишки облюбовали себе место для игр и самостоятельно учились читать… по буквам на надгробиях кладбища. Маленькой Оле очень нравилось осваивать грамоту по таинственным надписям. Не испытывая никакого стpaxa перед погостом, дeвoчка восхищалась буйством сирени и запахом лопухов, сырой земли.
Ольга Остроумова в детствеКогда пришла пора идти в школу, Оля уже умела читать и писать. К тому времени семья перебралась в Куйбышев – только там отец, сын священника, смог найти работу в школе рабочей молодежи. Жили в двухэтажном деревянном баpaке.
Волевой хаpaктер дeвoчки позволил ей с легкостью учиться, но в отличие от своей киногероини Риты («Доживем до понедельника»), первой красавицей класса она не считалась.
Ольга Остроумова в молодостиДоучившись до десятого, Остроумова стала посещать народный театр, действовавший при клубе железнодорожников. О своем увлечении она почти никому не рассказывала, но когда объявила в семейном кругу, что хочет стать артисткой, родители отпустили дочку в Москву с легким сердцем, с полной уверенностью в том, что в столице ее никто не обидит.
Юность: Москва – ГИТИС
Предварительный тур для дeвyшки стал первым горьким разочарованием – она срезалась. Забившись где-то под лестницу, Остроумова разрыдалась так отчаянно, что какой-то парнишка решил ее утешить. И нашел гениальный выход на тот момент, посоветовав идти на первый тур, мол, кто там тебя запомнил на предварительном просмотре. Ольга послушалась, собралась с духом и…поступила!
Ольга Остроумова поступила в ГИТИСУже позже она узнала, почему ее не сразу зачислили на первый курс ГИТИСа. Высокий голос! И тут же, со свойственной дeвyшке решимостью, она снова прислушалась к чьему-то совету: «А ты начни курить – голос сам ниже станет». Несмотря на волевой хаpaктер, студентка-первокурсница страшно робела перед «авторитетными мнениями» одногруппников. Даже когда в двадцать лет Остроумова сыграла первую роль в кино, робость никуда не делась, желание спрятаться за чьи-то спины от судьбоносного лидерства присутствует в ней, по словам актрисы, и сегодня.
Карьера: студенчество-кино-театр
Семидесятые годы. Проснувшись на утро после выхода картины «Доживем до понедельника», студентка Остроумова как всегда села в троллейбус и поехала на занятия. Никакой славы или признаков знаменитости она не ощущала. Зато талантливую игру дeвyшки заметили не только зрители, но и режиссеры. Последующее после фильма десятилетие Ольга Остроумова – самая востребованная актриса в кино. Роли, которые она с кажущейся легкостью получала, потрясают своей жизненностью, искренностью, глубиной.
Ольга Остроумова в фильме «Доживем до понедельника»Нюра из новеллы «Сталинград – 1929 год», вошедшей в мелодраму Бориса Яшина «Город первой любви» – ее вторая роль. Дебютировали в фильме вместе с «опытной» Остроумовой Леонид Филатов и Наталья Егорова. Затем была картина «Город в огне» об осаде Севастополя фашистами и снова – Станислав Ростоцкий, решивший снимать одноименный фильм по повести Бориса Васильева «…А зори здесь тихие».
Ольга Остроумова в фильме «А зори здесь тихие»
Пронзительная красавица Женька Комелькова, которую играет Ольга, стала словно родной многим людям, прошедшим войну. Остроумова вместе с партнерами по съемкам Андреем Мартынюком (старшина Васков), Еленой Драпеко (Лиза Бричкина), Ириной Шевчук (Рита Осянина) и остальным творческим коллективом создали на экране поистине потрясающую картину, которую даже номинировали на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке и удостоили Государственной премии.
Ольга Остроумова исполнила роль Жени КомельковойОбраз Мани Поливановой, созданный Остроумовой на экране, еще одна глубокая и жизненная роль актрисы. Любовь к женатому мужчине, пронесенная сквозь годы, пережившая войну и потери, тема, которую в Советском Союзе не приветствовали, но фильмы «Любовь земная» и «Судьба» были сняты таким мастером и с таким актерским составом, что партийным чиновникам оставалось лишь признать, что ceкc в СССР есть, даже при строительстве социализма-коммунизма. Съемки в дилогии принесли Остроумовой неоценимый опыт работы с такими актерами как Евгений Матвеев, Валерия Заклунная, Юрий Яковлев, Вадим Спиридонов, Зинаида Кириенко, а также заслуженную Государственную премию.
Ольга Остроумова в фильме «Любовь земная»Восьмидесятые годы. После бешеного успеха в карьере актрисы наступило некоторое затишье – вплоть до фильма «Василий и Василиса», который сама Остроумова считает своей большой удачей. Именно эта картина помогла ей получить роль Анфисы в спектакле Моссовета «Вдовий пароход». Режиссер Генриетта Яновская, посмотрев фильм, решила задействовать Ольгу в постановке спектакля, хотя на эту роль претендовали и более зрелые актрисы.
Читайте также: Брат руслана белогоВ восьмидесятых Остроумова также снималась, хоть и в менее популярных, но интересных картинах: «Сестра моя Люся», «Не было печали», «Отпуск по ранению», «Мелочи жизни». В 1989 году Евгений Матвеев снял криминальную драму «Чаша терпения» с Остроумовой в главной роли, но картина не произвела на зрителей того сильного впечатления, которое осталось после «Любви земной» и «Судьбы».
Ольга Остроумова в фильме «Чаша терпения»
Девяностые годы. Совсем мало достойных таланта Остроумовой ролей стало в лихие девяностые. К счастью, актриса была задействована в лучших спектаклях театра им. Моссовета, играла Фаину Раневскую, Елизавету Протасову, Эмму Бовари. Из фильмов этого периода можно отметить экранизацию одноименной повести Николая Лескова «Очарованный странник», где актриса играет Екатерину Семеновну. Съемки приносили ей удовольствие от общения с такими замечательными актерами как Александр Михайлов, Ирина Скобцева, Андрей Ростоцкий, Майя Булгакова, Леонид Кулагин.
Двухтысячные. Все чаще Ольга Остроумова снималась в документальном кино, посвященном ушедшим актерам. Из художественных картин можно отметить сериал «Не родись красивой», где она сыграла маму беспутного Андрея Жданова (Григорий Антипенко), монументальное полотно «Адмирал» (роль матери Софьи Колчак Дарьи Омировой/Каменской), сериал «Папа для Софии» (Марина Александровна).
Отметив семидесятилетний юбилей в 2017 году, актриса все так же служит в театре, но главной своей миссией считает семью. Что касается съемок в кино, актриса призналась в одном из интервью, что терзается мыслями о том, что исчерпала свой талант, отпущенный Богом. Но, как и в юности, сомнения эти развеяло мнение более старшей, 88-летней подруги: «Оля, если бы тебе сейчас хорошего режиссера и хорошую роль, куда бы делись все твои терзания!»
Интервью Ольги Остроумовой
В 2018 Ольга Остроумова вместе с Алексеем Серебряковым, Даниэлем Ольбрыхским, Натальей Негодой снималась в драме режиссера Сергея Ливнева «Ван Гоги» о вечном противостоянии отцов и детей. Премьерный показ картины ожидается в марте 2022 года.
Личная жизнь Ольги Остроумовой
В личных отношениях Ольга оправдывает породу тех женщин, которые терпят-терпят, а потом – вулкан! Впервые Остроумова вышла замуж в конце шестидесятых за однокурсника Бориса Аннабердыева. Бpaк был коротким. Затем – распределение после института, ее знакомство и любовь с Михаилом Левитиным, о чем она тут же поставила в известность мужа и подала на развод. Борис не сопротивлялся, в его жизни вдали от жены также произошли перемены.
Ольга Остроумова с мужем Михаилом Левитиным и детьмиЖизнь с Левитиным, театральным режиссером и писателем, оказалась насыщенной и яркой. Родились дети, которых родители назвали своими именами: дeвoчку – Ольгой, мальчика – Михаилом. Но семья, так много значившая для Остроумовой, не имела столь важного значения для Левитина. На протяжении двадцати лет актриса училась закрывать глаза на интрижки супруга, даже если ей в открытую заявляли права на него. Но все-таки подала на развод. Наиболее сильно он повлиял на маленького Мишу, даже изъявившего желание жить с папой.
Ольга Остроумова с детьмиСо временем повзрослевшие дети стали ревновать Остроумову к ее новому избраннику – Валентину Гафту. Их шапочное знакомство на площадке «Гаража» Эльдара Рязанова в какой-то момент переросло в серьезные чувства. Расписались актеры прямо в больнице, где лежал Гафт после операции.
Ольга Остроумова и Валентин ГафтОбаяние и такт Валентина вскоре возымели свое действие, и Миша с Олей наконец одобрили любимого мужчину мамы. Их собственные дети, Фаина, Полина и Захар обожали гостевать у бабушки, которая всеми силами старалась беречь так трудно выстраданную любимую семью.
Ольга Остроумова сейчас
В декабре 2020 года не стало Валентина Гафта – годом ранее актер перенес инсульт, и восстановиться полностью так и не сумел. Все это время Ольга не отходила от постели мужа, была с ним и в момент cмepти.
Ольга Остроумова на церемонии прощания с Валентином ГафтомНа прощании с супругом Остроумова не сдержала слез, но нашла силы, чтобы выступить с речью:
Мне выпало счастье прожить с этим человеком. Я постаралась стать ему опорой.
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter