Биографии    


Александр заволокин биография личная жизнь

 Александр заволокин биография личная жизнь

Эксперт + Человек с жизненным опытом

1793

18 апреля 2022

Александр Дмитриевич Заволокин относится к прославленной российской музыкальной семье. Александр Дмитриевич – известный композитор, писатель, прекрасный музыкант и певец, исполнитель частушек.

Саша Заволокин родился в марте 1946 года в Томской области в селе под названием Коровино. Родители мальчика Дмитрий Захарович и Степанида Елизаровна находились там в ссылке. Старший брат – Анатолий родился в 1938 году. В 1942 году отца забирают на фронт. К радости семьи, весь израненный, но живой, он возвращается с фронта. В 1946 году рождается Саша, а в 1948 году – брат Геннадий. После cмepти Сталина семье Заволокиных разрешили поменять место жительства. Они перебираются в поселок Сузун. В этом поселке родилась Валентина – младшая сестра Саши. В Сузуне Александр, окончив школу, поступает в Новосибирское музыкальное училище по классу балалайки. Но еще до училища, учась в вечерней школе, юноша успел поработать в местном доме культуры руководителем танцевального кружка.

Началом трудовой деятельности Александра Заволокина можно считать год 1961 – это то время, когда он работал в ДК. В 1965 году парня забирают в армию. Благодаря своему музыкальному образованию и таланту, он служит в Новосибирском ансамбле песни и пляски войск МВД. С этим ансамблем Александр гастролирует по стране, участвует во многих сводных концертах.

В 1968 году возвращается домой из армии. В 1971 году Александра Дмитриевича назначают руководителем ансамбля русской песни и танца Колывановского сельскохозяйственного техникума. Еще будучи студентом музыкального училища, Александр женится на дeвyшке – Раисе, которая тоже была музыкантом. Через пару лет молодая семья перебирается в Новосибирск, где начинается артистическая карьера Александра Заволокина.

Переехав в столицу Сибири, Александр некоторое время работает со своим братом Геннадием в его народном хоре. А с 1974 года они с братом становятся артистами Новосибирской филармонии. Выступают со своей программой, которая называлась «Частушка».

Карьера Александра Заволокина как артиста стремительно шла вверх. Он вместе с братом много гастролирует по стране. Выступает как в сельских домах культуры, так и в Колонном зале Кремля. Часто и много снимаются в культовых программах того времени таких как «Шире круг», «Доброе утро», «Утренняя почта». И, наконец, в 1985 году создают свою собственную программу «Играй гармонь», которая и по сей день с успехом идет на Российском телевидении.

За свои музыкальные заслуги Александр Дмитриевич получает звание заслуженного артиста РСФСР (1986).

Александр Дмитриевич Заволокин с молодых лет, ездя по деревням, собирал и записывал частушки, из которых потом получились замечательные книги-сборники («Госпожа Частушка», «Частушки родины Шукшина»). Александр написал много песен на слова русских поэтов. Очень любил Есенина, любил лирику. Писал лирические рассказы, миниатюры, новеллы. В своих очерках он показывал судьбу человека, вкладывая в рассказ то, что его особенно волновало в этой судьбе. Любил описывать красоту природы. В начале столетия у Заволокина выходят в свет шесть книг («Золотые планки», «Речка-судьба», «Живая паутинка», « А вот так они жили» и другие).

Александр Дмитриевич Заволокин прожил со своей женой Раисой 40 лет. Известный музыкант Антон Заволокин – это их сын.

На протяжении многих лет вместе с отцом он работал в ансамбле под название «Вечерка», который создал и руководил Александр Дмитриевич.

Умер Александр Дмитриевич  Заволокин в 2012 году в городе Новосибирске.

Заволокин Александр Дмитриевич

(25.03.1946-22.09.2012)

Заслуженный артист России (1986), прозаик, фольклорист, публицист.

 

   Александр Дмитриевич Заволокин широкой публике известен в  основном как музыкант, композитор, исполнитель частушек и народных песен, как, наконец, один из знаменитых братьев Заволокиных, еще при жизни ставших легендой современной русской культуры. Но это только одна сторона его творческой сущности. Была и другая, пусть менее заметная на фоне музыкальной и артистической деятельности, не менее интересная и важная.

Литературный дебют известного музыканта состоялся в августе 1988 года. На страницах сибирского литературно-художественного журнала «Сибирские огни» был опубликован цикл лирических новелл и миниатюр Александра Заволокина под общим заголовком «Нужна земля человеку». Теплая и светлая любовь к родной земле и людям, на ней живущим, пронизывала нехитрые истории, рассказанные Александром Дмитриевичем. Новеллы, лирические эссе и миниатюры о детстве в деревне послевоенной поры вызвали неподдельный интерес. В них билась, пульсировала живая, непридуманная жизнь русского народа, сибирской глубинки, с которой, чувствовалось, у автора кровная связь.

Читайте также:  Валентина серова биография личная жизнь фото семьи

Пройдет еще добрый десяток лет, прежде чем первая литературно-художественная публикация Александра Заволокина получит свое продолжение и развитие в новых журнальных подборках и книгах, которые на рубеже веков одна за другой будут выходить в Новосибирске.

А на заре туманной юности ничто не предвещало, что начинающий тогда музыкант Александр Заволокин станет в будущем еще и интересным литератором, оригинальным прозаиком.

Родился Александр Дмитриевич Заволокин 25 марта 1946 года в селе Коровине Парабельского района Томской области. Сюда, в Нарымский край, в начале 1930-х годов из алтайского села Мезенцева были вывезены его деды Захар Фёдорович Заволокин (по отцу) и Елизар Егорович Колмогоров (по матери). Здесь же, в ссылке, поженились их дети Дмитрий Захарович и Степанида Елизаровна. В августе 1938 года родился у них первенец Анатолий. А в 1942-м Дмитрия Захаровича забрали на фронт. Ему повезло. Хоть и раненый (левая рука перебита, в голове осколки), но все же живой вернулся. Остаток Великой Отечественной войны он проработал бригадиром полеводов. В первый послевоенный год у Заволокиных появился еще один сын  – Саша, за ним, через два года – Гена.

В 1953 году, после cмepти Сталина всем «лишенцам» и «спецпереселенцам» было разрешено покинуть места ссылки, и семья Заволокиных навсегда рассталась с Парабелью, отправившись в поисках подходящего места жительства вверх по Оби. В дороге добрые люди подсказали, что едва ли не самое подходящее место — это поселок Сузун с благоприятным для здоровья климатом и прекрасным бором. Здесь и обосновались. А в 1954 году родилась у Заволокиных дочь Валентина.

В Сузуне проходили школьные годы братьев Заволокиных. После седьмого класса Александра приняли на работу в Сузунский ДК в качестве руководителя танцевального кружка. Так в июне 1961 года началась трудовая деятельность Александра Заволокина.

Потом было заочное обучение на оркестровом отделении в Новосибирской культпросветшколе, а в 1964 г. Александр с Геннадием поступают на первый курс народного отделения в Новосибирское музыкальное училище (Александр — по классу балалайки, Геннадий — домры). Александр к этому времени успел еще окончить сузунскую вечернюю среднюю школу и получить аттестат зрелости.

Правда, проучиться Александру в музыкальном училище пришлось только год. После первого курса, осенью 1965 года, его призвали в армию. Но ему повезло. Он опять оказался в музыкальном коллективе — служил в Новосибирском ансамбле песни и пляски войск МВД. С ним Александр впервые попал в Москву, где в 1967 году участвовал в сводных концертах в Кремлевском Дворце съездов, посвященных 50-летию Советской власти. Демобилизовавшись в 1968 году, Александр восстанавливается в училище и завершает музыкальное образование.

Сузунская пора жизни братьев Заволокиных на этом заканчивается. О ней много позже Александр расскажет в автобиографической «повести-воспоминании» «Речка-судьба». Расскажет увлекательно, ярко, поэтично, с колоритными сочными деталями и неподражаемым народным юмором. А еще – с любовью и нежностью к дорогим и близким людям, своим землякам, к родным привольным местам.

После окончания в 1971 году музыкального училища Александра Заволокина направили по распределению руководителем ансамбля русской песни и танца в Колыванский сельскохозяйственный техникум.

В Колывани Александр получил не только работу, но и, поскольку к этому времени успел жениться, двухкомнатную квартиру. Жена его, тоже музыкант, устроилась в местную музыкальную школу.

Весной 1973 года из Колывани Александр и Раиса Заволокины перебираются в Новосибирск. Работал Александр поначалу в новосибирском Доме культуры им. Клары Цеткин хормейстером народного хора, которым руководил брат Геннадий. А в 1974 году братья становятся артистами Новосибирской государственной филармонии, выступают с программой «Частушка на эстраде» (позже просто «Частушка»).

И начинается их концертная жизнь с бесконечными разъездами. Выступают они как в простых сельских клубах, так и на лучших концертных площадках страны — Большой зал Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, Колонный зал Дома Союзов, Большая концертная студия «Останкино»… Заволокины снимаются в программах Центрального телевидения «Шире круг!», «Споемте, друзья!», «Утренняя почта», участвуют в передачах Всесоюзного радио «Доброе утро», «Это звонкое чудо — частушка». А в 1985 году создают и собственную телепередачу «Играй, гармонь!», которая собирает многомиллионную аудиторию любителей и ценителей русской народной музыки, а их самих делает знаменитыми. Еще через год Заволокины получают звания заслуженных артистов РСФСР…

Читайте также:  Биография ли джон сок личная жизнь

С увлечения сибирским фольклором, частушками в первую очередь, началось литературное творчество Александра Заволокина. О том, как это было, он расскажет сорок лет спустя в книге «Госпожа Частушка».

Бывая с концертами в деревнях и селах, братья Заволокины и сами попутно записывали частушки, побасенки, былички, пословицы, поговорки этих мест. Впрочем, фольклорная работа велась не только параллельно с концертно-исполнительской деятельностью. Ездили братья по деревням и селам и специально с целью сбора частушек.

Первым результатом их собирательской работы стала вышедшая в 1977 году в Новосибирске книжка «Сибирские частушки». Потом появятся сборники «Частушки Западной Сибири», «Сибирские побасенки».

В продолжение выпуска частушечных сборников, которые когда-то они издавали с братом, много позже Александр Заволокин задумал целую их серию под общим названием «Частушки от братушки». В 2003 году увидел свет первый выпуск. Всего же Александр Дмитриевич успел издать шесть. И проживи он дольше, могло бы быть их гораздо больше, потому что его и без того огромная коллекция частушек постоянно пополнялась.

По признанию Александра Дмитриевича, после записи уже первых тысяч частушек он стал реагировать буквально на любое живое и меткое народное слово, сказанное вовремя и в лад. Частушка, утверждал он, это «поэма в четыре строки. Поэма о жизни: тяжкой и чудесной. Поэма о любви: ранящей и возвышающей. Поэма об эпохе: сложной и вселяющей надежду. Поэма народа о себе самом».

Своего рода микропоэмами о жизни вокруг, о жизни такой, какая она есть, являются по большей части и литературные произведения Александра Заволокина. Сценка за сценкой, эпизод за эпизодом, одна житейская история за другой – ткет Заволокин «живую паутинку» жизни (так назвал он одну из миниатюр и книг своих, которые очень точно и выразительно это подчеркивают) русского народа, сибирской глубинки.

У Александра обнаружилась тяга к лирическому рассказу, короткой, но емкой новелле, миниатюре, или же малоформатному, за редким исключением, очерку, где он стремится показать либо человека с его судьбой и хаpaктером, либо передать какое-то поразившее, запавшее в душу впечатление, нарисовать картину природы.

О близких и дорогих сердцу людях у Александра Дмитриевича написано немало. В книге «Живая паутинка», например, им посвящен целый раздел из нескольких десятков новелл и миниатюр под названием «Дорогие мои земляки». И к ним он каждый раз возвращался снова и снова.

Человеческими хаpaктерами богаты и интересны литературные произведения Александра Заволокина. Но персонажей своих он специально не ищет. Они либо всплывают из памяти, воскрешая далекое детство («Дед», «Пастух», «В то далекое время», «У меня есть гармошка»), либо встречаются в гастрольных поездках, деревнях и селах, где приходится бывать с концертами («Федя Добреньких из Каревки», «Репочка», «На земле и под водой»), или же просто оказываются случайными попутчиками в поездах, электричках, соседями по дому или даче… Но все они, так или иначе, олицетворяют народную жизнь, простого русского человека.

Каждый заволокинский персонаж по-своему самобытен и оригинален, в каждом есть своя особинка и изюминка.

В очерке «Река жизни» Обь под пером Александра Заволокина предстает в образе поражающего воображение родового дерева всех «земляков-сибиряков», живущих на ее стволе-русле и ветвях-притоках. В мире заволокинских произведений живут люди самые разные — хорошие и не очень, со своими достоинствами и недостатками. Нет среди них только злобных и жестоких. Не потому, что таких вообще не существует на земле. Просто в рассказах и миниатюрах Александра Заволокина им не находится места. Ибо очень верит автор в доброту людскую. Как верит и в то, что превыше всего на свете — любовь. Потому книги его насквозь пронизаны светлой и теплой любовью к жизни, к человеку и, конечно же, родной земле. Нерасторжимую с нею связь Александр Заволокин подчеркивает во многих своих произведениях.

Читайте также:  Сил биография личная жизнь

Радовался я и восхищался краями южными, краями северными, но только ты, родная сторона, всех ближе мне и дороже. Твои частушки, говор, песни и души людские — все это крепко-накрепко сидит в моем сердце, волнует его и трогает до боли. Не разлюбить мне тебя никогда, край мой отчий, земля, у которой такое строгое и нежное, как подснежник, красивое имя — Сибирь. Родная сторона! Ты для меня все: надежда, радость, мечты…

Но далеко не всегда (и даже достаточно редко) восхищение «родной стороной» передано Александром Заволокиным в таких вот возвышенных тонах. Обычно голос его негромок, мягок и задушевен. В неброских, но запоминающихся красках и деталях запечатлевал он, как правило, и увиденное вокруг.

Александр Заволокин ценил красоту родной земли не меньше остальных ее достоинств. Именно через нее, красоту, в первую очередь и начинается духовное единение с родиной.

Немалое место в его прозе составляют рассказы, очерки, зарисовки о музыкантах, гармонистах, исполнителях частушек, превратностях артистической жизни – то есть о том, что было до последних его дней неотъемлемой частью судьбы самого Александра Дмитриевича. Органично дополняя произведения о родной земле, природе, о встречах на жизненных дорогах, они составляют с ними как бы единое художественное целое, отображающее мощный пласт народного бытия и культуры.

Значительное место в литературном творчестве Александра Заволокина занимает тот период их братского дуэта, что был связан с телепередачей «Играй, гармонь!» и ансамблем «Частушка». О рождении и истории этого музыкального коллектива, появившегося в 1987 году, его артистах Александр Заволокин подробно расскажет в книге «Госпожа Частушка» в цикле очерков «Золотая десятка».

Книга «Госпожа Частушка» – это достаточно органичный сплав добротной прозы, живой публицистики, воспоминаний о ярких моментах артистической жизни, размышлений о жанре, которому отдана была вся музыкальная жизнь ее автора.

В 1999 году создает свой ансамбль под названием «Вечерка» из молодых музыкантов, в числе которых и его сын Антон.

Создавая и пестуя ансамбль «Вечерка». Александр Дмитриевич видел за молодым поколением «народников» будущее и был убежден, что именно им, этим замечательно одаренным и прекрасно музыкально образованным ребятам предназначено дальше сохранять основы народной культуры, продолжать ее традиции.

В начале 2000-х «Вечерку» трудно было застать дома. Ансамбль не вылезал из поездок. «Последние поездки по стране показывают, – утверждал А. Заволокин, – что интерес к живой музыке, песне и частушке все больше растет». Молодой ансамбль колесил по российским городам и весям, радуя своим искусством и обретая все больше поклонников. А его художественный руководитель помимо привычных балалайки и баяна не расставался теперь с ручкой и карандашом, фиксируя все новые примечательные эпизоды и сюжеты бурлящей вокруг жизни, которые становились кирпичиками будущих книг.

От книги к книге ростет литературное мастерство Александра Заволокина, резко активизируется литературная деятельность. В «нулевые» годы выходит шесть его книг. Самое интересное и значительное было написано и явлено читателю в это время.

К 2000 году у него вышло две книги — «Золотые планки» (1997) и «Речка-судьба» (2000), а в последующее десятилетие еще пять — «Живая паутинка» в двух изданиях (2001, 2005), «Госпожа Частушка» (2003), «Родное и близкое» (2007) и «Вот так они и жили» (2010). Кроме того, вышли в эти же годы несколько сборников, в которых Александр Заволокин был составителем.

Книга «Вот так они и жили», станет у музыканта и писателя Александра Заволокина последней. Да и сама жизнь его через два с небольшим года после ее выхода преждевременно оборвется…

22 сентября 2012 года Александра Дмитриевича Заволокина не стало. Случилось это шокирующе неожиданно. Словно бы на полном ходу упал он как подкошенный и больше не поднялся. Шел ему 67-й год. На одиннадцать лет пережил младшего брата, но так же, как и Геннадий, много чего не успел сделать, осуществить из задуманного.

Источники: Горшенин, А. «Другая жизнь» Александра Заволокина [Электронный ресурс]. Электрон. дан.- Режим доступа https://сибирскиеогни.рф/content/drugаya-zhizn-aleksandra-zavolokina Загл. с экрана, (дата обращения 05.03.2022)