Федосеев дирижер биография личная жизнь
Федосеев Владимир Иванович – выдающийся дирижёр, прошедший сложный путь от голодного детства до известнейших оркестров мира. Благодаря своему хаpaктеру, сумел преодолеть трудности и дойти до вершин, оставаясь обычным русским человеком, любящим свою родину и культуру.
Детство
Что интересного нам поведает биография? Владимир Федосеев появился на свет в Ленинграде 5 августа 1932 года. Его отец работал на заводе, мать была домохозяйкой. Она иногда посещала церковь и пела в церковном хоре, была верующей женщиной. Отец немного играл на баяне в самодеятельности. Родители мечтали, чтобы сын стал музыкантом.
Детства у Владимира Ивановича, можно сказать, не было. Блокада, бомбежки – в определенный период невозможно было даже выходить на улицу. Единственной радостью мальчика был репродуктор, из которого доносились волшебные звуки музыки. На Владимира она действовала мгновенно, возможно, именно тогда он почувствовал, что хочет стать музыкантом.
Федосеев Владимир Иванович говорил, что пережил три рождения: второе рождение – это то, что удалось выжить во время блокады. А третье – переправа по Ладожскому озеру в Муром, когда семье удалось чудом выжить после бомбежки эшелона.
В эвакуации начал брать уроки баяна, учился с большим удовольствием. Уже тогда начал давать концерты в госпиталях. Но, к сожалению, Владимир Иванович тогда играл пpaктически на слух, плохо владея музыкальной грамотой.
Юность и становление
По возвращении в Ленинград после войны решил пойти в музыкальное училище, но это оказалось сложно, ведь он пpaктически не знал нот. Однако его будущий учитель – Павел Иванович Смирнов, прослушав Владимира, сказал, что будет с ним заниматься. С 1948 по 1952 год Федосеев Владимир провел в училище им. Мусоргского в Ленинграде. Там он играл на баяне и параллельно учился по классу дирижирования (у педагога Веры Николаевны Ильиной). Сбылась его детская мечта: еще мальчишкой, во время войны, он любил бежать за духовыми оркестрами и махал руками, изображая, будто дирижирует.
Окончив училище, решил пойти дальше, однако возможность обучаться по направлению народных инструментов была лишь в Москве, в Гнесинском институте. В 1952 году Федосеев Владимир сдал вступительные экзамены в Академию им. Гнесиных и был принят. За годы учебы параллельно занимался дирижированием и окончательно определился со своим дальнейшим призванием – он хотел быть дирижёром.
Играл на баяне в оркестре народных инструментов. В те же годы понял, что мечтает об аспирантуре по классу дирижирования, которую впоследствии тоже закончил. Однако на этот раз сдавать вступительные экзамены пришлось много раз, и в конце концов Федосеев поступил. Он учился у потрясающего педагога – Лео Морицевича Гинзбурга, который представлял немецкую дирижёрскую школу.
Карьера
С 1959 являлся художественным руководителем и главным дирижёром оркестра русских народных инструментов. Пробиваться в то время ему было очень тяжело, считалось, что народное искусство второсортно. Выдающийся дирижер Владимир Федосеев считал, что в музыке все взаимосвязано, и народное искусство является родоначальником для всего остального. Появилось очень много проблем, недоброжелателей, которые постоянно строчили письма в ЦК с жалобами. Его обвиняли в антисемитизме, неправильных взглядах. Но позже, благодаря вмешательству высокопоставленного начальства, все утихло, и он смог работать дальше.
С 1971 по приглашению Е. Мравинского начал работать с симфоническим оркестром ленинградской филармонии.
С 1974 руководит Государственным академическим Большим симфоническим оркестром (БСО) им. П.И.Чайковского.
БСО
Очень плодотворной стала работа Федосеева с БСО. За годы служения искусству Федосеев Владимир добился уникального особого звучания оркестра, его узнаваемости, неповторимого стиля. Коллектив приглашали на лучшие площадки мира, важнейшие фестивали – «Звучащий смычок» в Вене, фестиваль Бетховена в Бонне, Брукнера в Линце, также он много гастролирует по России.
При этом не только соблюдались традиции коллектива, но и появлялось что-то новое. Его самоотдаче и искренности в работе можно позавидовать, это не может не передаваться и музыкантам. Благодаря доброте, открытости дирижёра раскрываются новые таланты, оттачивается мастерство.
Федосеев отличается необыкновенной глубиной, темпераментностью, а также прекрасным чувством музыки, которую исполняет. Он удивительно тонко проникает в замысел композитора, его стиль. Работу дирижёра при этом можно считать сотворчеством над уже готовыми произведениями. Например, он очень хорошо чувствовал новые творения Свиридова.
Оркестром были впервые исполнены новые работы Хачатуряна, Шостаковича и др. В 90-е годы была сделана звукозапись всех симфоний Шостаковича.
В 1993 году оркестру было присуждено имя П.И. Чайковского, что стало лучшим признанием заслуг коллектива и его руководителя в распространении творчества композитора. Оркестр традиционно принимает участие в легендарном конкурсе им. Чайковского.
Владимир Иванович Федосеев, биография которого представлена вашему вниманию в статье, помогает молодым исполнителям, например уже известным на сегодня Максиму Венгерову, Вадиму Репину, Михаилу Плетневу.
Оркестром организовываются «Общедоступные симфонические абонементы», чтобы каждый желающий мог посетить концерт. Оркестр также проводит множество благотворительных концертов. Дирижёр лично помогает своему оркестру, например приобретает за свой счет инструменты.
Работа за рубежом
В разные периоды Федосеев выступал дирижёром ведущих мировых оркестров: Венского симфонического (1997-2006), оперного театра Цюриха (с 1997), Токийской филармонии (с 2000). Работает и с другими музыкальными коллективами Германии, Франции, США.
Федосеев Владимир: биография, творчество, оперные постановки
Была высоко оценена работа маэстро также в оперных постановках. Федосеевым были поставлены оперы и балеты (совместно с хореографами): «Сказка о царе Салтане», «Пиковая дама», «Спящая красавица», «Снегурочка», «Алеко», «Евгений Онегин», «Кармен», «Борис Годунов», «Волшебный мaндарин», «Осуждение Фауста», «Демон», «Любовь трех королей», «Золотой петушок», «Жизнь за царя», «Аттила», «Отелло», «Хованщина», «Царская невеста», «Лебединое озеро».
Читайте также: Дмитрий ленский наше радио фото биография личная жизньЗвукозаписи включают почти весь диапазон симфонической музыки, в том числе все симфонии Бетховена, Брамса, Шостаковича.
Звания и награды
Удостоен почетных званий Народного артиста РСФСР (1973), Народного артиста СССР (1980). Является Академиком Академии творчества, Действительным члeном (академиком) Международной Академии наук.
Владимир Федосеев удостоен множества различных наград, в том числе Государственных премий СССР, РСФСР, премии Правительства РФ, Ордена Почета, зарубежных наград и др.
Профессия и хаpaктер
У своих учителей – Гинзбурга и Мравинского – Федосеев взял пример служения искусству, требовательности к себе в каждой детали. Дирижёр считает, что невозможно все сделать на сто процентов, обязательно будут какие-то недочеты. Если профессионал видел партитуру тысячу раз, значит, открыв в тысячу первый, обнаружит что-то новое, до сих пор не учтенное.
Музыкой он был увлечен с самого детства, и именно музыка, считает Владимир Иванович, должна помогать людям в их непростой жизни.
В своих интервью с сожалением отмечает, что сегодня профессия дирижера не считается чем-то уникальным, что дирижировать может чуть ли не каждый, однако это далеко не так. Ведь даже величайшие композиторы в свое время вынуждены были отказаться от того, чтобы дирижировать своими произведениями, потому что у дирижёра должно быть призвание.
Дерижер Владимир Иванович Федосеев, биография которого рассмотрена в статье, очень любит свой коллектив и считает, что нужно нести людям частичку добра, и они ответят тем же. Для оркестрантов он – учитель и друг. Всегда выступал против диктаторских замашек. Позволяет раскрыть индивидуальность каждого, пусть даже молодого исполнителя. Для него оркестр – это семья.
Любит Вену – мировой центр культуры, ведь именно с Вены началось его признание как дирижёра. Отмечает, что в Испании народ близок по духу русским, а японцы очень любят русскую музыку.
Долгие годы живет в бpaке с Ольгой Ивановной. Она всегда помогала ему и поддерживала. Секрет семейного счастья объясняет тем, что они все время друг у друга учатся. Она у него – особому внутреннему чувству, он у нее – познаниям в области культуры, так как она очень образованная женщина, долгое время вела передачи о культуре по телевидению.
Интересное
- Только через три года Федосеев узнал, что ему присудили в Париже «Золотой Орфей» за запись оперы «Майская ночь».
- В отпуск предпочитает брать удочку, сапоги (любит рыбалку и собирать грибы) и множество партитур, потому что ни один день не обходится без музыки.
- День рождения обычно проводит в деревне, в кругу семьи.
- С природой у дирижёра связаны особые чувства. Однажды летом, когда он был в саду, прилетела галка и села рядом с партитурой. После этого несколько дней она прилетала к нему, а он ее кормил. Его поразило, что дикая птица не испугалась и доверяла ему.
- Перед выступлением Федосеев молится и обязательно кладет иконку в карман.
- Именем выдающегося дирижёра был назван астероид.
Владимир Федосеев – дирижер с мировым именем. Этот великий человек достоен многих похвал и уважения!
Федосеев Владимир Иванович – выдающийся дирижёр, прошедший сложный путь от голодного детства до известнейших оркестров мира. Благодаря своему хаpaктеру, сумел преодолеть трудности и дойти до вершин, оставаясь обычным русским человеком, любящим свою родину и культуру.
Детство
Что интересного нам поведает биография? Владимир Федосеев появился на свет в Ленинграде 5 августа 1932 года. Его отец работал на заводе, мать была домохозяйкой. Она иногда посещала церковь и пела в церковном хоре, была верующей женщиной. Отец немного играл на баяне в самодеятельности. Родители мечтали, чтобы сын стал музыкантом.
Детства у Владимира Ивановича, можно сказать, не было. Блокада, бомбежки – в определенный период невозможно было даже выходить на улицу. Единственной радостью мальчика был репродуктор, из которого доносились волшебные звуки музыки. На Владимира она действовала мгновенно, возможно, именно тогда он почувствовал, что хочет стать музыкантом.
Федосеев Владимир Иванович говорил, что пережил три рождения: второе рождение – это то, что удалось выжить во время блокады. А третье – переправа по Ладожскому озеру в Муром, когда семье удалось чудом выжить после бомбежки эшелона.
В эвакуации начал брать уроки баяна, учился с большим удовольствием. Уже тогда начал давать концерты в госпиталях. Но, к сожалению, Владимир Иванович тогда играл пpaктически на слух, плохо владея музыкальной грамотой.
Юность и становление
По возвращении в Ленинград после войны решил пойти в музыкальное училище, но это оказалось сложно, ведь он пpaктически не знал нот. Однако его будущий учитель – Павел Иванович Смирнов, прослушав Владимира, сказал, что будет с ним заниматься. С 1948 по 1952 год Федосеев Владимир провел в училище им. Мусоргского в Ленинграде. Там он играл на баяне и параллельно учился по классу дирижирования (у педагога Веры Николаевны Ильиной). Сбылась его детская мечта: еще мальчишкой, во время войны, он любил бежать за духовыми оркестрами и махал руками, изображая, будто дирижирует.
Читайте также: Актриса заворотнюк биография личная жизньОкончив училище, решил пойти дальше, однако возможность обучаться по направлению народных инструментов была лишь в Москве, в Гнесинском институте. В 1952 году Федосеев Владимир сдал вступительные экзамены в Академию им. Гнесиных и был принят. За годы учебы параллельно занимался дирижированием и окончательно определился со своим дальнейшим призванием – он хотел быть дирижёром.
Играл на баяне в оркестре народных инструментов. В те же годы понял, что мечтает об аспирантуре по классу дирижирования, которую впоследствии тоже закончил. Однако на этот раз сдавать вступительные экзамены пришлось много раз, и в конце концов Федосеев поступил. Он учился у потрясающего педагога – Лео Морицевича Гинзбурга, который представлял немецкую дирижёрскую школу.
Карьера
С 1959 являлся художественным руководителем и главным дирижёром оркестра русских народных инструментов. Пробиваться в то время ему было очень тяжело, считалось, что народное искусство второсортно. Выдающийся дирижер Владимир Федосеев считал, что в музыке все взаимосвязано, и народное искусство является родоначальником для всего остального. Появилось очень много проблем, недоброжелателей, которые постоянно строчили письма в ЦК с жалобами. Его обвиняли в антисемитизме, неправильных взглядах. Но позже, благодаря вмешательству высокопоставленного начальства, все утихло, и он смог работать дальше.
С 1971 по приглашению Е. Мравинского начал работать с симфоническим оркестром ленинградской филармонии.
С 1974 руководит Государственным академическим Большим симфоническим оркестром (БСО) им. П.И.Чайковского.
БСО
Очень плодотворной стала работа Федосеева с БСО. За годы служения искусству Федосеев Владимир добился уникального особого звучания оркестра, его узнаваемости, неповторимого стиля. Коллектив приглашали на лучшие площадки мира, важнейшие фестивали – «Звучащий смычок» в Вене, фестиваль Бетховена в Бонне, Брукнера в Линце, также он много гастролирует по России.
При этом не только соблюдались традиции коллектива, но и появлялось что-то новое. Его самоотдаче и искренности в работе можно позавидовать, это не может не передаваться и музыкантам. Благодаря доброте, открытости дирижёра раскрываются новые таланты, оттачивается мастерство.
Федосеев отличается необыкновенной глубиной, темпераментностью, а также прекрасным чувством музыки, которую исполняет. Он удивительно тонко проникает в замысел композитора, его стиль. Работу дирижёра при этом можно считать сотворчеством над уже готовыми произведениями. Например, он очень хорошо чувствовал новые творения Свиридова.
Оркестром были впервые исполнены новые работы Хачатуряна, Шостаковича и др. В 90-е годы была сделана звукозапись всех симфоний Шостаковича.
В 1993 году оркестру было присуждено имя П.И. Чайковского, что стало лучшим признанием заслуг коллектива и его руководителя в распространении творчества композитора. Оркестр традиционно принимает участие в легендарном конкурсе им. Чайковского.
Владимир Иванович Федосеев, биография которого представлена вашему вниманию в статье, помогает молодым исполнителям, например уже известным на сегодня Максиму Венгерову, Вадиму Репину, Михаилу Плетневу.
Оркестром организовываются «Общедоступные симфонические абонементы», чтобы каждый желающий мог посетить концерт. Оркестр также проводит множество благотворительных концертов. Дирижёр лично помогает своему оркестру, например приобретает за свой счет инструменты.
Работа за рубежом
В разные периоды Федосеев выступал дирижёром ведущих мировых оркестров: Венского симфонического (1997-2006), оперного театра Цюриха (с 1997), Токийской филармонии (с 2000). Работает и с другими музыкальными коллективами Германии, Франции, США.
Федосеев Владимир: биография, творчество, оперные постановки
Была высоко оценена работа маэстро также в оперных постановках. Федосеевым были поставлены оперы и балеты (совместно с хореографами): «Сказка о царе Салтане», «Пиковая дама», «Спящая красавица», «Снегурочка», «Алеко», «Евгений Онегин», «Кармен», «Борис Годунов», «Волшебный мaндарин», «Осуждение Фауста», «Демон», «Любовь трех королей», «Золотой петушок», «Жизнь за царя», «Аттила», «Отелло», «Хованщина», «Царская невеста», «Лебединое озеро».
Звукозаписи включают почти весь диапазон симфонической музыки, в том числе все симфонии Бетховена, Брамса, Шостаковича.
Звания и награды
Удостоен почетных званий Народного артиста РСФСР (1973), Народного артиста СССР (1980). Является Академиком Академии творчества, Действительным члeном (академиком) Международной Академии наук.
Владимир Федосеев удостоен множества различных наград, в том числе Государственных премий СССР, РСФСР, премии Правительства РФ, Ордена Почета, зарубежных наград и др.
Профессия и хаpaктер
У своих учителей – Гинзбурга и Мравинского – Федосеев взял пример служения искусству, требовательности к себе в каждой детали. Дирижёр считает, что невозможно все сделать на сто процентов, обязательно будут какие-то недочеты. Если профессионал видел партитуру тысячу раз, значит, открыв в тысячу первый, обнаружит что-то новое, до сих пор не учтенное.
Музыкой он был увлечен с самого детства, и именно музыка, считает Владимир Иванович, должна помогать людям в их непростой жизни.
В своих интервью с сожалением отмечает, что сегодня профессия дирижера не считается чем-то уникальным, что дирижировать может чуть ли не каждый, однако это далеко не так. Ведь даже величайшие композиторы в свое время вынуждены были отказаться от того, чтобы дирижировать своими произведениями, потому что у дирижёра должно быть призвание.
Дерижер Владимир Иванович Федосеев, биография которого рассмотрена в статье, очень любит свой коллектив и считает, что нужно нести людям частичку добра, и они ответят тем же. Для оркестрантов он – учитель и друг. Всегда выступал против диктаторских замашек. Позволяет раскрыть индивидуальность каждого, пусть даже молодого исполнителя. Для него оркестр – это семья.
Читайте также: Верка сердючка биография личная жизнь семьяЛюбит Вену – мировой центр культуры, ведь именно с Вены началось его признание как дирижёра. Отмечает, что в Испании народ близок по духу русским, а японцы очень любят русскую музыку.
Долгие годы живет в бpaке с Ольгой Ивановной. Она всегда помогала ему и поддерживала. Секрет семейного счастья объясняет тем, что они все время друг у друга учатся. Она у него – особому внутреннему чувству, он у нее – познаниям в области культуры, так как она очень образованная женщина, долгое время вела передачи о культуре по телевидению.
Интересное
- Только через три года Федосеев узнал, что ему присудили в Париже «Золотой Орфей» за запись оперы «Майская ночь».
- В отпуск предпочитает брать удочку, сапоги (любит рыбалку и собирать грибы) и множество партитур, потому что ни один день не обходится без музыки.
- День рождения обычно проводит в деревне, в кругу семьи.
- С природой у дирижёра связаны особые чувства. Однажды летом, когда он был в саду, прилетела галка и села рядом с партитурой. После этого несколько дней она прилетала к нему, а он ее кормил. Его поразило, что дикая птица не испугалась и доверяла ему.
- Перед выступлением Федосеев молится и обязательно кладет иконку в карман.
- Именем выдающегося дирижёра был назван астероид.
Владимир Федосеев – дирижер с мировым именем. Этот великий человек достоен многих похвал и уважения!
5 августа художественному руководителю и главному дирижеру Академического Большого симфонического оркестра имени П.И.Чайковского Владимиру Федоссеву исполняется 80 лет.
Российский дирижер, народный артист СССР Владимир Иванович Федосеев родился 5 августа 1932 года в Ленинграде (ныне – Санкт Петербург).
В 1957 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных), в 1972 году – аспирантуру Московской консерватории им. П.И. Чайковского по специальности “симфоническое дирижирование” (класс профессора Лео Гинзбурга).
С 1959 года был художественным руководителем и главным дирижером оркестра русских народных инструментов Центрального телевидения и радиовещания.
Карьеру симфонического дирижера Федосеев начал в 1971 году в оркестре ленинградской филармонии, выступив по приглашению дирижера Евгения Мравинского с его оркестром.
В 1974 году Владимир Федосеев возглавил Государственный академический Большой симфонический оркестр (БСО) им. П.И. Чайковского, являясь с этого времени его бессменным художественным руководителем и главным дирижером. За годы работы с Федосеевым БСО имени Чайковского завоевал международную славу, став одним из ведущих оркестров мира.
Обширный репертуар дирижера включает сочинения разных эпох – от старинной музыки до современных произведений.
Владимир Федосеев постоянно поддерживал и продолжает развивать творческие контакты с современными отечественными и зарубежными авторами – от Дмитрия Шостаковича и Ге opгия Свиридова до Рагнара Седерлинда (Норвегия), Кристофера Роуза (США), Кшиштофа Пендерецкого (Польша) и других композиторов.
Федосеев ведёт активную концертную деятельность, сотрудничает с ведущими оркестрами мира. С 1997 года по 2006 год он был главным дирижером Венского симфонического оркестра, с 1997 года – постоянный гостевой дирижер оперного театра Цюриха, с 2000 года — первый гостевой дирижер оркестра Токийской филармонии. Дирижер работает с оркестром Баварского радио (Мюнхен), Национальным филармоническим оркестром Французского радио (Париж), оркестром Финского радио, Берлинским симфоническим и Дрезденским филармоническим оркестрами, оркестрами Штутгарта и Эссена (Германия), Кливленда и Питтсбурга (США) и др.
Особое направление в творчестве дирижера — оперные постановки. Владимир Федосеев руководил постановками опер Чайковского — “Сказки о царе Салтане”, “Пиковой дамы” — в миланском “Ла Скала”; операми “Снегурочка”, “Алеко”, “Евгений Онегин” в парижском зале “Плейель”; он ставил “Кармен”, “Борис Годунов” и “Волшебный мaндарин” в Венской опере. Ему принадлежит постановка редко исполняемой оперы Берлиоза “Бенвенуто Челлини”, оперы Рубинштейна “Демон” и многих других.
К опере Мусоргского “Борис Годунов” маэстро обращался неоднократно: высокого признания во многих странах удостоена запись оперы 1985 года, в 2008 году премьера оперы состоялась в Цюрихской опере (Швейцария).
В обширной дискографии Владимира Федосеева, охватывающей пpaктически весь диапазон симфонической музыки, полное собрание симфоний Бетховена, исполненных в концертах в Вене и Москве; все симфонии Брамса, выпущенные фирмой Warner Classical@Jazz; все симфонии Шостаковича, изданные в Японии компанией Pony Canyon.
БСО имени Чайковского и его художественный руководитель Владимир Федосеев являются инициаторами различных благотворительных проектов с целью культурно просветительской деятельности и поддержки талантливой молодежи. Среди социальных проектов Федосеева и БСО – общедоступные абонементы, литературные и музыкальные конкурсы, благотворительные концерты в лечебных учреждениях, детских домах Москвы и Подмосковья.
Федосеев входит в совет директоров швейцарского конкурса молодых исполнителей “Орфеум”, где открывает западной публике новые имена российских музыкантов.
Входит в Патриарший совет по культуре.
Владимир Федосеев – народный артист СССР (1980), лауреат Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1970), Государственной премии СССР (1989).
Награжден орденом “За заслуги перед Отечеством IV (1996), III (2002) и II степени (2005), медалями, орденом “Почетного Креста” (Австрия, 2005).
Имеет награды Русской православной церкви: орден святого равноапостольного великого князя Владимира I степени, орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени, орден преподобного Сергия Радонежского II степени.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников