Биографии    


Юрий норштейн биография личная жизнь

 Юрий норштейн биография личная жизнь

Юрий Норштейн родился в 1941 г. в Пензенской обл. В 1961 г. устроился на «Союзмультфильм». Режиссёр мультфильмов «Лиса и заяц», «Ёжик в тумане», «Цапля и журавль», «Сказка сказок» и др. Лауреат Госпремии.

Что бы ни говорили скептики, но атмосфера в стране потихоньку меняется, и актуальный политический контекст вновь звучит и в спектаклях, и в фильмах, и даже в мультфильмах. Анимация вообще постепенно превращается в искусство для взрослых. Поэтому и монологи одного из авторитетнейших наших мультипликаторов Юрия Норштейна – о вещах серьёзных: свободе, совести и деньгах.

О свободе…

– Я человек свободный. Свободный от начальства, свободный в своих поступках и поведении. Существует много степеней свободы. Но нет ни одной формулировки, которая бы в полном объёме отобразила её суть. Свобода для меня – это одно, свобода для ребёнка – это совсем другое. Свобода политического деятеля – вообще какая-то иная история. Кстати, это катастрофа – когда политик не задаётся вопросами, что для него свобода, от чего он свободен. Не разобравшись в сути этих вещей для самого себя, такой политик, как правило, ничего, кроме раздражения, в обществе не вызывает. Мы видим и чувствуем, что он пытается казаться лучше, чем он есть, но это ему плохо удаётся.

Когда на вопрос Владимира Познера «Какие ваши любимые писатели?» Дмитрий Медведев отвечает «Чехов, Достоевский, Набоков», я воспринимаю это как «завтpaк туриста». Назови этих трёх авторов – не ошибёшься! Думаю, и я не сильно ошибусь, если предположу, что такой ответ является полуправдой.

А вообще слово «свобода» неплохо иногда заменять словом «независимость». Как писал поэт Александр Сергеевич, единственное, чего я жажду, – это независимости. Слово неважное, да сама вещь хорошая.

…и несвободе

Несвобода рождает в человеке более напряжённую степень фантазии. Она возвышает тебя своим стеснением. Я часто привожу строчки Осипа Мандельштама: «Её влечёт стеснённая свобода одушевляющего недостатка». Опять же слова писателя Андрея Платонова: «Невозможное – невеста человечества, и к невозможному летят наши души». Когда речь заходит о советской цензуре, я замечаю: сколько бы вы ни говорили о свободе творчества в новой России, а счёт-то всё равно в пользу искусства 60-70-80-х годов. Тогда оно было охвачено гораздо более сильным желанием сделать ХОРОШО, а не сделать коммерческим. Сегодня всем и вся заправляет понятие «коммерция». Только отдельные личности, такие как режиссёры Хлебников, Попогребский, например, пытаются прорваться и сохранить при этом себя. Это очень сложно, но они пытаются это делать.

О cмepтности

Человека очень бодрит и освежает память о cмepти. Если бы наши олигархи почаще вспоминали о своей cмepтности, мы жили бы сегодня в другой стране. Но… как и всем тиранам, им кажется, что они вечны. Поведение российского олигарха – это поведение тирана, для которого сообщество, в котором он живёт, не более чем сырьё для заколачивания денег.

О творческом непонимании

Когда меня спрашивают, как я отношусь к тому, что кому-то совершенно неинтересно моё творчество, отвечаю: абсолютно спокойно. Ну с какой стати моё творчество должно нравиться всем?! У меня есть товарищ – режиссёр мультфильма «Приключения капитана Врунгеля» Давид Черкасский. Так вот он однажды мне говорит: «Знаешь, Юр, извини, конечно, но мне не нравится то, что ты делаешь». «И что?! Думаешь, это помешает нам вместе выпить?! – отвечаю. – Понимаешь, Додик, есть такая проза, а есть другая. Так вот, я просто из другой прозы. О чём тут спорить-то?»

О деньгах

Для меня всегда было прин­ципиально, кто даёт деньги на фильм. Деньги пахнут, уж поверьте! Однажды в конце 80-х – начале 90-х мне сказали, что один человек хочет дать мне на фильм крупную сумму. Деньги по тем временам астрономические – полмиллиона долларов! Я договорился о встрече, познакомился. Это оказался какой-то цветочный магнат. Мы поговорили, и в конце беседы я вдруг почувствовал, что он мне не нравится. Вот не нравится – и всё! Говорю ему: «Я должен подумать, прежде чем взять такие деньги». Подумав, я позвонил ему, поблагодарил за предложение и чётко сказал, что денег не возьму. Вы даже представить себе не можете, как он рассвирепел, как орал на меня. Тогда я твёрдо понял, что принял правильное решение. Не у всех можно брать деньги. Я очень уважаю мать Терезу, но то, что она брала деньги у кровавого диктатора Гаити, не слишком украшает её биографию. А вообще я считаю, что брать деньги неприлично. Их нужно заpaбатывать.

О цинизме и пошлости

Для меня понятия «цинизм» и «пошлость» – они где-то рядом, близко друг к другу. Легко быть снобом, поскольку не надо ни за что отвечать. Но жизнь в состоянии полной безответ­ственности – это, в общем-то, и не жизнь вовсе. Ты приходишь к состоянию цинизма – тебе становится всё по баpaбану. Пошлость – это тоже в какой-то мере производная снобизма. Когда человек произносит затверженные истины с лицом в данную минуту сделанного открытия и ему кажется, что все тут же должны открыть рты и прислушаться, – вот это и есть пошлость. Это очень хаpaктерно сегодня для нашей Госдумы, для высоких политиков. Есть в этом что-то гадкое…

Читайте также:  Светлана ладога биография личная жизнь

О воспитании

В воспитании детей, внуков для меня самое главное – привить им одну простую мысль: не чураться никакой работы. Я убеждён, что абсолютно любая работа воспитывает личность. Неважно, занимаешься ли ты творчеством или метёшь улицы. У меня был друг, который работал фрезеровщиком. Слышали бы вы, как он говорил о металле, сколько в его словах было чувств, понимания, участия. Слушая его, я поверил, что металл имеет душу. Я уверен, что деталь, которая выходила из-под его рук, отличалась от детали, сделанной другим человеком, притом что технические хаpaктеристики их были одинаковы. Умение работать руками, умение сделать вещь, за которую тебе не будет стыдно, – вот оно, самое необходимое воспитание.

Об амбициях

Меня иногда спрашивают: «А не хотели бы вы снять полнометражный игровой художественный фильм?» Отвечаю просто: «Таких комплексов у меня никогда не было и нет». Когда режиссёры из игрового кино подходят и, хлопая по плечу, говорят: «Старик, ты уже перерос мультипликацию. Пора браться за серьёзное кино», я удивляюсь. Объясняю им: «Вы неправильно рассуждаете. Это вы не доросли до мультипликации!» (Смеётся.)

Смотрите также:

  • Владимир Войнович: Читать современные книги после Пушкина – всё равно что п →
  • Дмитрий Быков: «Я в значительной степени состою из Окуджавы» →
  • Александр Генис: «Главный миф Америки – история Золушки» →

15 сентября режиссеру-мультипликатору, сценаристу и художнику Юрию Норштейну исполняется 70 лет.

Режиссер‑-мультипликатор, сценарист, художник Юрий Борисович Норштейн родился 15 сентября 1941 г. в деревне Андреевка Пензенской области, куда его мать, Бася Гиршевна Кричевская, была эвакуирована во время Великой Отечественной войны. В 1943 г. Юрий Норштейн вместе с матерью и старшим братом вернулись из эвакуации в Москву. Его отец, Берко Лейбович Норштейн, был на фронте, умер в 1956 г.

В 1956-1958 гг. Юрий Норштейн одновременно с учебой в средней школе учился в детской художественной школе.

После окончания средней школы в 1958-1959 гг. работал на мебельном комбинате столяром-сколотчиком.

С 1959 по 1961 год Норштейн учился на курсах художников-мультипликаторов при киностудии “Союзмультфильм”.

В 1961-1989 гг. работал на киностудии “Союзмультфильм”. С 1961 по 1973 год был художником-мультипликатором на более чем 50 фильмах. В их числе “Левша” (режиссер Иван Иванов‑Вано), “Каникулы Бонифация” (режиссер Федор Хитрук), “Варежка”, “Чебурашка” (режиссер Роман Качанов), цикл фильмов по рисункам Александра Пушкина (режиссер Андрей Хржановский).

С 1973 по 1989 год Юрий Норштейн работал режиссером мультипликационных фильмов на киностудии “Союзмультфильм”. Он является режиссером фильмов “Двадцать пятое, Первый день”, “Сеча при Керженце”, “Лиса и Заяц”, “Цапля и Журавль”, “Ежик в тумане”, “Сказка сказок”, “Шинель” (не окончена), “Русский сахар” – четыре рекламных ролика, заставка к телепередаче “Спокойной ночи, малыши”, фильм по стихам Басе в японском цикле “Зимний день” (Япония).

В 1979-1996 гг. Норштейн преподавал на Высших Курсах сценаристов и режиссеров (факультет кинорежиссеров анимационного кино).

С 1990 по 2006 год работал в “Фонде Ролана Быкова”, где организовал анимационную студию “Артель”.

В 1993 г. Норштейн (совместно с Андреем Хржановским, Федором Хитруком, Эдуардом Назаровым) организовал школу‑студию “ШАР”, где преподавал до 1998 г.

В 2000 г. основал “Фонд Юрия Норштейна”, в который юридически была переведена студия “Артель”.

В разные годы читал лекции во ВГИКе, является почётным профессором ВГИКа, почетным доктором изящных искусств Rhode Island School of Design, Providence, США (2005).

Юрий Норштейн проводил мастер-классы во многих странах мира: в Норвегии (1993), Великобритании (1991, 1994), Венгрии, Италии, Франции, Польше, Канаде Швеции (1995, 1996, 1997, 1998), США (2000), Нидерландах (1998), Бельгии (1994, 1995), Польше (1993, 2001), Латвии, Японии (с 1995 по 2007 год – ежегодно).

Неоднократно публиковал статьи об искусстве анимации, в том числе в сборнике “Мудрость вымысла” (1983), является автором книг “Снег на траве. Главы из книги” (2005), “Сказка сказок” (2005), “Снег на траве” (2008).

Выставки Норштейна проходили в Пермской Галерее, Музее Кино в Москве, в Мэрии Парижа (отель де Вилль), в Музее Джибури в Токио, в отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Юрий Норштейн – Народный артист РФ (1996), лауреат Государственной премии СССР (1979), премии им. А.Тарковского “За авторский вклад в развитие искусства” (1989), премии “Триумф” (1995), премии им. В.Старевича (1997), премии В.Высоцкого “Своя колея” (2000), премии “Мастер” за выставку в Музее изящных искусств им. А.С.Пушкина (2005), является кавалером Ордена искусства и литературы Франции (1991), японского Ордена восходящего солнца (2004), награжден медалью Международного союза журналистов “За вклад в развитие искусства мультипликации и фильмов для детей и юношества” (1989).

Читайте также:  Буйнов биография личная жизнь дети

Его фильмы награждены многочисленными международными премиями. В 1984 г. в Лос-Анджелесе (США) фильм “Сказка сказок” признан лучшим фильмом всех времен и народов.

В 2003 г. в Токио (Япония) фильм “Ежик в тумане” признан лучшим фильмом всех времен и народов, вторым назван фильм “Сказка сказок”.

Юрий Норштейн снимался в документальных фильмах “Юрий Норштейн” (Болгария, 1991), “Русская магия” (Израиль, 2004) ; циклах “Острова” (2000), “Мир анимации или анимации мира” (2001) ; сериалах “Союзмультфильм – сказки и были” (серии “Старые стены”, 2003; “Сказки старого Арбата”, 2004; “И жизнь, и сказки, и любовь…”, 2004), “Фабрика чудес” (серия “Режиссер-мультипликатор”, 2006), “Невесомая жизнь” (2006), “Монолог” (2007).

В 2010 году Норштейн стал одним из учредителей КиноСоюза.

Юрий Норштейн женат. Его жена – Франческа Альфредовна Ярбусова – художник-постановщик мультипликационных фильмов. У супругов двое детей: сын Борис (1968 г. р.) и дочь Екатерина (1970 г. р.).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Юрий Борисович Норштейн родился 15 сентября 1941 года в деревне Андреевка Пензенской области, куда во время войны была эвакуирована его мать. В 1943 году Юрий Норштейн вместе с матерью и старшим братом вернулись из эвакуации в Москву.

В 1956‑1958 годах Юрий Норштейн учился в художественной школе.

После окончания средней школы с 1958 года по 1959 год работал на мебельном комбинате столяром‑сколотчиком.

В 1959‑1961 годах учился на курсах художников‑мультипликаторов при киностудии “Союзмультфильм”.

В 1961‑1989 годах работал на киностудии “Союзмультфильм”. В 1961‑1973 годах он был художником‑мультипликатором более 50 фильмов. В их числе “Левша” (1964, режиссер Иван Иванов‑Вано), “Каникулы Бонифация” (1965, режиссер Федор Хитрук), “Варежка” (1967) и “Чебурашка” (1971, режиссер Роман Качанов), цикл фильмов по рисункам Александра Пушкина (1977‑1982, режиссер Андрей Хржановский).

В 1973‑1989 годах Юрий Норштейн был режиссером мультипликационных фильмов. Он снял анимационные фильмы “Двадцать пятое, Первый день” (1968), “Сеча при Керженце” (1971), “Лиса и Заяц” (1973), “Цапля и Журавль” (1974). Последний из них был удостоен премии Всесоюзного фестиваля, первой премии “Золотой Пpaксиноскоп” на МКФ в Нью‑Йорке, первой премии на МКФ в Тегеране, главных призов на МКФ в Панаме и в Оденсе (Дания) и др.

В 1975 году режиссер создал анимационный фильм “Ежик в тумане” по сказке Сергея Козлова. “Ежик в тумане” был признан “выдающимся фильмом года” на Лондонском фестивале в 1977 году, лучшим фильмом в мультипликации на международном опросе кинокритиков и режиссеров в Токио (2003). Он получил первую премию на Всесоюзном кинофестивале в 1976 году, “Гран‑при” большую золотую медаль на МКФ для детей и юношества в Тегеране (1977), третий приз “Бронзовый Хьюго” на МКФ в Чикаго (1978), первую премию на МКФ в Эшпиньо (Португалия, 1978).

В 1979 году им была закончена работа над “Сказкой сказок” — фильме без слов, в котором уложилась на прострaнcтве в тридцать минут история целого поколения. В фильме использовалась музыка из произведения Вольфганга Амадея Моцарта и Иоганна Себастьяна Баха. В 1980 году фильм получил первую премию на Всесоюзном кинофестивале, “Гран‑при” на МКФ в Лилле (Франция), премию Международной критики (ФИПРЕССИ), приз Международной федерации киноклубов в Оберхаузене (ФРГ), “Гран‑при” на МКФ в Загребе, первую премию на МКФ в Оттаве (Канада) и др. В 1984 году “Сказка сказок” была признана “лучшим анимационным фильмом всех времен и народов” по результатам международного опроса, проведенного Академией киноискусства совместно с АСИФА‑Голливуд (США).

С 1981 года с большими перерывами по настоящее время Юрий Норштейн снимает фильм “Шинель”.

Норштейн также был создателем заставки к телепередаче “Спокойной ночи, малыши”, фильма по стихам Басе в японском цикле “Зимний день” (Япония), а также рекламных роликов “Русский сахар”.

Он написал сценарии к собственным мультфильмам “25‑е, первый день”, “Цапля и журавль” (1974), “Сказка сказок” (1979).

В 1979‑1996 годах Норштейн преподавал на Высших Курсах сценаристов и режиссеров (факультет кинорежиссеров анимационного кино).

С 1990 года по 2006 год работал в “Фонде Ролана Быкова”, где организовал анимационную студию “Артель”.

В 1993 году Норштейн совместно с Андреем Хржановским, Федором Хитруком, Эдуардом Назаровым организовал школу‑студию “ШАР”, где преподавал до 1998 года.

В 2000 году он основал “Фонд Юрия Норштейна”, в который юридически была переведена студия “Артель”.

В 2010 году Норштейн стал одним из учредителей КиноСоюза.

В разные годы Норштейн читал лекции во ВГИКе, является почетным профессором ВГИКа, почетным доктором изящных искусств Rhode Island School of Design, Providence, США (2005). Он проводил мастер‑классы во многих странах мира — в Норвегии (1993), Великобритании (1991, 1994), Венгрии, Италии, Франции, Польше, Канаде, Швеции (1995‑1998), США (2000), Нидерландах (1998), Бельгии (1994, 1995), Польше (1993, 2001), Латвии, Японии (1995‑2007).

Выставки Норштейна проходили в Пермской Галерее, Музее Кино в Москве, в мэрии Парижа (отель де Вилль), в Музее Джибури в Токио, в отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Одна из последних выставок режиссера “Художник рисует фильм. Ярбусова и Норштейн” открывается в сентябре 2016 года в Altmans Gallery в Москве.

Автор книг “Снег на траве. Главы из книги” (2005), “Сказка сказок” (2005), “Снег на траве” (2008).

Творчество Юрия Норштейна было отмечено различными наградами. Он является лауреатом Государственной премии СССР (1979). В 1996 году был удостоен звания народный артист РФ.

Среди многочисленных наград режиссера — французский орден Искусств и литературы Франции (1991), японский ордена Восходящего солнца (2004). Он является обладателем Премии имени А. Тарковского “За авторский вклад в развитие искусства” (1989), премии “Триумф” (1995), Премии имени В. Старевича (1997), премии В. Высоцкого “Своя колея” (2000), премии “Мастер” (2005) и др.

Читайте также:  Алла парфаньяк биография личная жизнь

В 2012 году Норштейн стал лауреатом Международной общественной премии Андрея Первозванного “За веру и верность”.

Юрий Норштейн женат на Франческе Ярбусовой, которая является художником‑постановщиком почти всех его анимационных фильмов. У супругов двое детей — сын Борис (1968 года рождения) и дочь Екатерина (1970 года рождения).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Юрий Борисович Норштейн… Это имя известно каждому, кто хоть немного знаком с советской мультипликацией. О вехах биографии и главных работах известнейшего художника-мультипликатора вы узнаете из нашей статьи.

Норштейн: гений из глубинки

В 2016 году выдающийся режиссер мультипликационного кино отпраздновал свое 75-летие. Юрий Норштейн родился в деревушке Андреевка Пензенской области, в семье воспитательницы и простого рабочего. Свое детство он провел в Москве, в Марьиной роще. Здесь семья Норштейнов жила в крохотной комнатушке обычной коммуналки.

Одновременно Юрий посещает и обычную, и художественную школу, а в 1959 году попадает на курсы мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм». Здесь он знакомится с плеядой знаменитых режиссеров и аниматоров. Сам же Юрий Норштейн выбирает для себя детскую мультипликацию. В период с 1961 по 1973 гг. он принимает участие в создании целого ряда мультфильмов («Левша», «Каникул Бонифация», «Варежка» и прочих).

Дебют Норштейна как самостоятельного режиссера состоялся в мультипликационном фильме «25-е, первый день» (1968), посвященному событиям Октябрьской революции. Тремя годами спустя выходит еще одна знаковая работа Юрия Борисовича – «Сеча при Керженце», которая удостоилась сразу нескольких престижных премий (в Загребе, Тбилиси и Нью-Йорке).

С начала 90-х годов Юрий Норштейн уделяет много времени преподавательству. Он проводит лекции и мастер-классы, причем не только в России, но и за рубежом (в Италии, Франции, Польше, Японии и других странах). В его творческом арсенале – две книги об искусстве анимации («Сказка сказок» и «Снег на траве»).

Юрий Норштейн: фильмы и награды

«Чтобы по-настоящему сделать кино, там нужно умереть»

Однажды известного японского мультипликатора, обладателя двух Оскаров Хаяо Миядзаки спросили: «Каким современным режиссером вы восхищаетесь?». И он назвал фамилию советского аниматора, творца «Ежика в тумане». Юрий Борисович Норштейн является режиссером десятка мультипликационных фильмов. Самые известные его работы:

  • «Времена года».
  • «Цапля и журавль».
  • «Ежик в тумане».
  • «Сказка сказок».
  • «Зимние дни».

Помимо этого, в качестве художника-мультипликатора он принял участие в создании многих других советских мультфильмов. Среди них любимые всеми творения – «Чебурашка», «Каникулы Бонифация», «38 попугаев» и другие. Юрий Борисович также создал одну из заставок для передачи «Спокойной ночи, малыши!». Правда, многим она показалась довольно странной и жутковатой.

Юрий Норштейн, бесспopно, очень талантлив. И его талант подтверждают десятки всевозможных наград и премий. Среди них – Государственная премия СССР, премия имени А.Тарковского, японский «Орден Восходящего Солнца». Больше всего отечественных и зарубежных наград собрали две его работы – «Сказка сказок» и «Ежик в тумане».

Юрий Норштейн: цитаты и общественная позиция

«Все, что объяснимо, лежит за гранью творчества»

Именно эта цитата как нельзя лучше хаpaктеризует работу Юрия Норштейна. Именно так он и творит: интуитивно, чувственно. Известный режиссер уверен, что в мультипликации важно не столько качество рисунка, сколько то, насколько он правдиво передает чувства и эмоции своего автора.

Юрий Норштейн не остается в стороне от современных социально-политических процессов как в России, так и во всем мире. Так, он достаточно резко осудил теpaкт, произошедший в редакции французского журнала Charlie Hebdo, и неоднократно выступал в поддержку осужденных за скандальную выходку в храме участниц рок-группы Pussy Riot. Норштейн также одобрил присоединение Крыма к России.

«Ежик в тумане»: шедевр советской мультипликации

«Если я не буду протирать звезды каждый вечер, то они обязательно потускнеют…»

В 2003 году в рамках международного кинофестиваля «Лапута» в Токио «Ежик в тумане» был признан лучшим мультфильмом всех времен. В чем же секрет гениальности данного творения Норштейна? Прежде всего, этот мультфильм во многом уникален. Он наивен, немного психоделичен, с ноткой легкой, но сладостной грусти.

Детишек эта работа привлекла мягкой анимацией и теплыми, запоминающимися героями. Взрослый зритель нашел здесь некую философию, массу аллегорий и символов. Некоторые и вовсе считают, что это мультфильм о дружбе, познании и русском культурном коде. Кстати, потрясающий эффект тумана в этом фильме был достигнут Норштейном очень просто – при помощи белой бумаги и обычной тонкой кальки.

Фильм “Ежик в тумане” уже вошел в историю мультипликации. Причем не только отечественной, но и общемировой. Можно с уверенностью сказать, что на этих забавных рисованных героях повзрослеет еще не одно поколение детей.