Михаил данилов актер биография личная жизнь
Потрясающий артист Михаил Данилов стал знаменит после премьеры фильмов «На всю оставшуюся жизнь» и «Почти смешная история». Другой бы радовался такому успеху, но для Данилова неожиданная слава и чрезмерное внимание к его персоне была в тягость.
Он был очень скромным человеком, невероятно талантливым и ни на кого не похожим. Любил тихую, вольную жизнь, и ненавидел шумные «тусовки» и банкеты. Когда получал приглашение, говорил «коронную» фразу:
– Нет ни костюма, ни желания…
Михаил Данилов в роли Мегрэ, кадр из фильма «Мергэ и человек на скамейке». 1981 год
Михаил Викторович появился на свет 29 апреля 1937 года в обычной ленинградской семье. В его жизни было немало трогательных, душевных поступков. Об одном стоит непременно вспомнить. Когда Миша был маленьким, написал письмо маршалу Жукову: «Дорогой товарищ Жуков! Возьмите, пожалуйста, Берлин!». Самое интересное, что послание дошло, и маршал ответил ребенку: «Дорогой Миша! Твоё пожелание я выполнил!». Это был май 1945-го года.
Еще с детства Михаил любил смотреть на звезды, позже приобрел телескоп. Его тянуло к неким абстpaктным понятиям. После школы поступил в Ленинградский университет, учился на кафедре астрономии. Но творческая натура Данилова стремилась к возвышенному, начал посещать театральную студию Е. В. Карповой. Позже подал документы в Государственный институт театра, кинематографа и музыки. Прошел все туры, и стал студентом актерского факультета. ВУЗ окончил в 1965 году.
кадр из фильма «Осенняя история», 1979 год
На сцене театра драмы им. А. Пушкина Михаил Викторович играл один сезон, потом, по приглашению Товстоногова, перешёл в БДТ. Но прежде, чем взять в коллектив Данилова, Ге opгий Александрович ему сказал:
– Вы мне нужны, но у меня в театре нельзя пить. С этим нужно расставаться.
Михаил ответил:
– Ге opгий Александрович, я расстался.
– Когда? – спросил Товстоногов.
– Сейчас…
Дело в том, что за Даниловым был грех. Ещё со студенческих лет актер употрeблял спиртные напитки, причем регулярно, и это перешло в алкогольную зависимость. Когда Товстоногов поставил его перед фактом: или театр, или пьянство, актер твердо решил – театр. Больше Михаил Викторович никогда не притронулся к спиртным напиткам.
кадр из фильма-спектакля «Фиеста», 1972 год (реж. С. Юрский)
Несмотря на то, что Товстоногов его ценил, главные роли доставались другим. Хотя он сыграл не так уж и мало, около двадцати пяти разноплановых персонажей: Бобчинский – «Ревизор», Лысый – «Энергичные люди», Конюший – «История лошади», Ланграж – «Мольер», адвокат – «Защитник Ульянова» и др.
Кинематограф тоже не баловал актера главными ролями, тем не менее его называли «мастером крупного плана». Данилов блестяще играл, правдиво и точно передавая хаpaктер своих героев.
В его творческой биографии насчитывается больше шестидесяти картин: драма «Дом на Фонтанке» – Веня, историческая лента «Агония» – князь, военный фильм «На всю оставшуюся жизнь» – военврач, комедия «Почти смешная история» – Лазаренко, приключения «Расмус-бродяга» – Лиандер, детектив «Мергэ и человек на скамейке» – Мегрэ, криминальная лента «Инспектор Лосев» – Пирожков, мелодрама «Капитан Фpaкасс» – комендант, историческая лента «Жизнь Клима Самгина» – Катин, комедия «Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» – тесть Владимира и др.
кадр из фильма «Капитан Фpaкасс», 1984 год (Л. Ярмольник (слева) и М. Данилов)
Последний раз принял участие в съемках мистической экранизации «Мастер и Маргарита» (1994 год) – Берлиоз.
Личная жизнь и ранний уход
Жену Михаила Викторовича звали Лора. У них была счастливая, дружная семья, которая с рождением дочери Катерины стала еще крепче. В начале девяностых актер плохо себя чувствовать, прошел обследование и услышал от врачей страшный диагноз – paк легкого. Операцию надо было делать в США, и стоила она 20 тысяч долларов. Олег Басилашвили обратился за помощью ко всем неравнодушным людям. Борис Ельцин, узнав, что знаменитый актер болен, а денег на операцию нет, перечислил всю нужную сумму.
Пройдя курс лечения, Михаил Викторович вернулся домой, но вскоре ему опять пришлось ехать за границу, болезнь не хотела отступать. К сожалению, вторую операцию врачи сделать не успели. Талантливый актер ушел из жизни 10 октября 1994 года в городе Бостоне (США) на 58 году жизни. Могила Заслуженного артиста РСФСР находится в Санкт-Петербурге на Большеохтинском кладбище.
Михаил Данилов (фото из свободного доступа в интернете)
Михаил Викторович был очень одаренным человеком: любил фотографировать людей, пейзажи, знал трубочное ремесло, великолепно рисовал, прекрасно готовил, имел безупречный художественный вкус, увлекался астрономией, классической музыкой, джазом.
Жаль, что так рано покинул этот мир, мог бы ещё сыграть не один десяток ролей в кино и театре, нарисовать картины, запечатлеть прекрасные жизненные моменты друзей и близких…
Если судьба Михаила Данилова вас затронула, пишите, пожалуйста, комментарии,
ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ, СТАВЬТЕ ЛАЙК и ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ
Огромное спасибо всем, кто уже подписался!
И еще, чтобы не пропустить следующую статью, следите за «ВКУС ПОПУЛЯРНОСТИ» в своей социальной сети: Facebook, Вконтакте, Twitter, Одноклассники
Михаил Данилов
Михаил Викторович Данилов. Родился 29 апреля 1937 года в Ленинграде — умер 10 октября 1994 года в Бостоне (США). Советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1988).
Михаил Данилов родился 29 апреля 1937 года в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург).
В 1965 году окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Работал в Ленинградском театре драмы имени Пушкина.
С 1966 года — актёр ленинградского Большого драматического театра. Творческая биография Михаила Данилова связана с Ге opгием Товстоноговым и БДТ. На этой сцене он сыграл десятки маленьких ролей, создал «точные стилистические фигуры»: 1972 — «Ревизор» (по одноимённой пьесе Николая Гоголя; режиссёр Ге opгий Товстоногов) — Бобчинский; 1974 — «Энергичные люди» (по одноимённой пьесе В. М. Шукшина; режиссёр Ге opгий Товстоногов) — Лысый; 1975 — «История лошади» (по повести Льва Толстого «Холстомер»; постановка Ге opгия Товстоногова, режиссёр Марк Розовский, стихи Юрия Ряшенцева) — Конюший.
Как правило, создавал образы скромного человека, который имеет страх перед судьбой, зажат условностями, но это всё он преодолевает, благодаря своей доброй, широкой и благородной душе.
В кино снимался с 1972 года. Преимущественно играл хаpaктерные второплановые роли.
Наиболее известные картины – На всю оставшуюся жизнь, Почти смешная история, Визит дамы, Жизнь Клима Самгина. Они принесли актёру большую популярность.
Фильмография Михаила Данилова превышает четыре десятка фильмов.
Михаил Данилов в фильме “Не ждали, не гадали”
Последний фильм с Михаилом Даниловым – Мастер и Маргарита 1994 года.
В последнее время артист очень болел. Из-за ухудшения здоровья Данилову удалили почку и часть лёгких. Но, несмотря на это, актёр терпел боль и держался бодро.
Ушёл из жизни после тяжёлой и продолжительной болезни 10 октября 1994 года в Бостоне (ездил на операцию в США, где ему удалили почку и половину лёгкого). Урна с прахом захоронена в Санкт-Петербурге на Большеохтинском кладбище.
Рост Михаила Данилова: 166 сантиметров.
Личная жизнь Михаила Данилова:
Был женат, супругу зовут Лора. В бpaке родилась дочь Екатерина.
Михаил Викторович не любил посещать светские вечеринки и театральные фуршеты. Был тихим, скромным, спокойным человеком. Любил читать, шутить.
Увлекался живописью, был поклонником искусства многих художников. Время от времени сам рисовал картины. Также увлекался астрономией.
Фильмография Михаила Данилова:
1972 — Дом на Фонтанке 1974-1981 — Агония — князь Михаил Андроников 1975 — На всю оставшуюся жизнь — доктор Супругов 1976 — Обыкновенная Арктика 1977 — Почти смешная история — Лазаренко 1977 — Человек-невидимка — Бантинг 1978 — Расмус-бродяга — Лиандер 1978 — Последняя альтернатива (телеспектакль) — Квемот 1979 — Осенняя история — Виктор Иванович Лысцов 1979 — Вернёмся осенью — Богуславский Сергeй 1980 — Мой папа — идеалист 1981 — Мегрэ и человек на скамейке — Мегрэ 1981 — Не было бы счастья… — солидный 1981 — Всем — спасибо! — Леонид Аркадьевич 1982 — Не ждали, не гадали! — ветеринар 1982 — Профессия — следователь — Борис Евгеньевич 1982 — Инспектор Лосев — Григорий Семёнович Пирожков 1982 — Кража — Ретланд 1982 — Продавец птиц — Вепс 1983 — Последний довод королей — Кларк 1983 — Среди серых камней — урядник 1984 — Капитан Фpaкасс — Тиран 1985 — Простая cмepть… — рассказчик 1985 — Соучастие в убийстве — Альберт Фогг 1985 — Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита — Бильбо Беггинс 1986 — Мой нежно любимый детектив 1986 — Прорыв — Марчук 1986 — Путь к себе — дядя Миша 1986 — Тихое следствие — заведующий топливной базой Кривощапов 1987 — Вот такая история… — Николай Петрович Путинцев 1987 — Жизнь Клима Самгина — Катин 1987 — Жена керосинщика — офицер 1988 — Эти… три верные карты… — Чекалинский 1988 — Гнев отца (короткометражный) 1988 — Остров ржавого генерала — режиссёр 1989 — Визит дамы — парикмахер 1989 — Процесс 1990 — Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви — тесть Владимира 1990 — Анекдоты — Ротшильд 1990 — Чернов (Chernov) — Деян 1991 — Курица — Фёдор 1994 — Мастер и Маргарита — Михаил Александрович Берлиоз
Читайте также: Евгений плющенко биография личная жизнь детиМихаил Данилов – известный актер кино и театра, который в 1988 году получил еще и звание заслуженного. Михаил Викторович не только успешно выступал на театральных подмостках, но и снялся в 44 кинолентах. Его герои, которые не всегда были главными, привлекали к себе внимание зрителей своей простотой и в то же время несли в себе сильный и волевой хаpaктер. Скромный и спокойный актер Данилов на сцене и перед камерами в кино словно преображался и всегда играл с душой и большой самоотдачей.
Детские годы
Михаил Данилов родился 29 апреля 1937 года. Его родным городом стал Ленинград.
Образование
После окончания школы Михаил Викторович Данилов поступает в Государственный институт театра, кинематографа и музыки города Ленинграда. А уже в 1965 году успешно его оканчивает.
Театральная карьера
После окончания института кинематографии начинает работать в театре драмы имени Пушкина. Но уже в 1966 году переходит в Большой драматический театр. Его основная театральная жизнь тесно связана с таким известным театральным режиссером, как Ге opгий Товстоногов. Он играл в Большом театре во многих спектаклях, где режиссером был именно Ге opгий Александрович.
Именно на сцене этого театра он сыграл много ролей, с помощью которых придавал точное звучание всей театральной постановке. Так, среди ролей, которые сыграл на подмостках этого театра Михаил Данилов, есть необычная роль Бобчинского в спектакле «Ревизор», роль Лысого в театральной постановке «Энергичные люди» и другие. В его театральной копилке три спектакля, где он сыграл образы скромных людей, которые были зажаты условиями общества и всегда чувствовали страх, например, перед тем, как поступит с ними судьба. Но каждый раз душа у них оказывалась доброй и благородной, поэтому все препятствия легко решались и уходили на второй план.
Кинематографическая карьера
Первый дебют в кино Михаила Данилова состоялся в 1972 году, когда он снялся в небольшой эпизодической роли в киноленте «Дом на Фонтанке». Но уже через два года он играет значительную роль князя Андроникова в кинокартине «Агония» Элема Климова. Сюжет фильма переносит зрителя во времена Григория Распутина, знакомит с его жизнью и показывает, как организовывалось его убийство.
В 1975 году талантливый актер Данилов сыграл роль доктора Супругова в киноленте «На всю оставшуюся жизнь» режиссера Петра Фоменко. В многосерийном фильме рассказывается о поезде милосердия, который перевозил раненых солдат. В 1976 году выдающийся актер Данилов снялся в небольшом эпизоде киноленты «Обыкновенная Арктика».
В 1977 году Михаил Викторович играл сразу в двух кинокартинах: «Человек-невидимка», роль Бантинга, и «Почти смешная история», где он талантливо исполнил роль Лазаренко (режиссер Петр Фоменко). В этой кинокартине рассказывается о любви двух уже не совсем молодых сестер и комaндировочного Мешкова, с которым они приезжают в один город и даже останавливаются в одной гостинице.
Уже на следующий год талантливый актер Данилов также снимается в двух кинолентах: «Последняя альтернатива» режиссера Владимира Латышева и «Расмус-бродяга» режиссера Марии Мулат. Главный герой киноленты «Последняя альтернатива» прибывает на планету Солярий, чтобы расследовать странное и непонятное убийство. Люди, которые живут среди роботов, уже давно перестали делать свою жизнь скрытой, поэтому они живут по тому же расписанию, что и роботы. Но тогда как же произошло загадочное убийство? Это и предстоит расследовать землянину Элу Бейли. В этом фильме актер Данилов играет роль Квемота.
В приключенческом кинофильме «Расмус-бродяга» Михаил Викторович играет Лиандера. Главный герой фильма – сирота Расмус, который не смог выносить тюремные законы в приюте и сбежал. Он вскоре встретил музыканта – бродягу Оскара, с которым и стал путешествовать.
В 1979 году скромный и талантливый актер Данилов снимается в двух фильмах: «Вернемся осенью» и «Осенняя история». В кинокартине «Вернемся осенью» режиссера Алексея Симонова Михаил Викторович играет одну из главных ролей – Сергея Богуславского. Его героя, как и других мужчин, которым уже за сорок лет, призвали на сборы. Но они вынуждены участвовать в тушении лесного пожара, который возник недалеко от тех мест, где у них проходили учения.
В киноленте «Осенняя история» режиссера Инессы Селезневой талантливый актер Данилов играет роль Виктора Лысцова. По сюжету фильма журналист областной газеты приезжает в небольшой провинциальный город, чтобы выяснить причину, которая заставила учителя литературы подать заявление об уходе. Несмотря на то что в 1980 году талантливый актер снимается лишь только в одной киноленте «Мой папа – идеалист» режиссера Владимира Бортко, 1981 год оказывается удачным для него. Так, он снимается сразу в трех кинолентах.
В фильме «Мегрэ и человек на скамейке» он играет самого Мэгре, а в киноленте «Не было бы счастья» Михаил Викторович исполнил небольшую эпизодическую роль. В кинокартине «Всем – спасибо!» актер Данилов сыграл роль директора картины Леонида Аркадьевича. Главный герой этого фильма – математик, жизнь которого в последнее время складывается неудачно. Однажды он устраивается на работу ночным сторожем и видит, как снимается кинокартина про его же жизнь, но только как успешного ученого-математика.
Актер Данилов всегда играл хаpaктерные роли, даже если это были второстепенные герои. Самыми известными его героями стали парикмахер в киноленте «Визит дамы» и Катин в сериале «Жизнь Клима Самгина».
В кинокартине «Визит дамы» режиссера Михаила Козакова рассказывается о том, как американская миллиардерша решает посетить родной город и даже готова на его развитие пожертвовать огромную сумму, но ставит условие убить того мужчину, которого она любила в молодости.
Последний фильм актера
В 1994 году Михаил Данилов, фильмография которого насчитывает 44 киноленты, снялся в своей последней роли. Михаил Берлиоз в кинокартине «Мастер и Маргарита» режиссера Юрия Кары сыгран им просто великолепно. Он появляется в самом начале фильма, и сразу же герой слышит предсказание своей судьбы, которая потом и сбывается.
Читайте также: Полина гагарина биография личная жизнь муж детиЛичная жизнь
Известно, что Михаил Данилов, биография которого тесно связана с кинематографом, был женат. Его избранницу зовут Ларисой. В этом бpaке родилась и дочь Екатерина. Увлекался он астрономией и живописью.
В последние годы своей жизни Михаил Данилов, актер, которого знает и любит страна, долгое время болел. Он даже ездил в Америку, чтобы сделать операцию. Известно, что в Бостоне ему удалили почку и даже часть легкого. Умер актер Данилов 10 октября 1994 года. Урна с его прахом захоронена в Санкт-Петербурге.
Михаил Данилов. Фото Б. Стукалова
Вагончики, вагончики, завораживающее движение паровозиков, длинная железная дорога, что сотворил для себя архитектор Чернов, и которую (как душу) выкупает у него Он — Некто в больших роговых очках, и, спускаясь по лестнице — вниз-вниз — пролёт за пролётом — всё оберегает руками. Он — Некто — Михаил Данилов.
Вагоны, вагоны, рельсы, наплывы — крупный план. Опрокинутое лицо, сжатые губы, горькое полукружие (уголками вниз) — «Пчиму? Пчиму? Пчиму?» Именно так, специфично, глотая то гласную, то окончание слов. «На всю оставшуюся жизнь» Он —Доктор Супругов — Михаил Данилов.
Рельсы, рельсы, вагон трамвая, визг тормозов, катится, катится доказательством голова. Он — Берлиоз — Михаил Данилов. Фильм ещё не вышел, а его уже нет. Так было один раз с его фильмом — с «Агонией». Тогда на официальной премьере уже не было Панкова, Солоницына, Крымова. А он, Данилов, прохиндей «граф Вонючка, граф Клоп», — играл замечательно. Бегал, бегал с Нанковым, плёл интриги, а потом, доведённый до отчаяния, начинал кричать в трубку распутинским голосом: «А иначе Маме (т. е. императрице — Л. В.) скажу!» Зрительный зал полёг сразу. Так, одним штрихом, он мог восстановить всё: фантасмагорию, чертовщину, смещённость, гоголевский выверт и чуткую психику.
Он был актёром уникальной природы. Играл в БДТ меньше, чем мог (Бобчинский, Лагранж, Калошин, Фердыщенко, и — только после ввода — Сенека), но занимал там своё, лишь ему принадлежащее, уникальное место.
Он абсолютно совпадал с Гоголем, Достоевским, Булгаковым, Пушкиным. …В «Мастере и Маргарите» мог бы сыграть всех, а не только Берлиоза: и Варенуху, и Сокова, и даже Арчибальда Арчибальдовича. Но всё-таки его место было там, в свите Воланда. Потому что если вы вглядитесь в его лицо (например, в Митрофане), не скрыть ни загадки, ни знания.
Он был идеальным телевизионным актёром. Ролей в ленинградских телеспектаклях переиграл массу — от Чехова и Хемингуэя до Брэдбери. Владел способностью просто смотреть в кадр, «держать камеру». Умел отделять свой голос.
Он — артист Данилов. «Мой друг — артист Данилов» — как написал Сергeй Юрский. Данилов тут — и фамилия, и личность, и явление, и жанр. Звание.
Для многих он (пусть незнакомых) до сих пор как родной человек.
На стене в фотомастерской БДТ, этом замечательном «скворешнике», хранящем дух театра, у его близкого друга Бориса Стукалова — лица, лица, лица. Уже ушедшие: Шукшин, Борисов, Волынская, Гай, Стржельчик и Данилов, Данилов, Данилов…
…Грустная какая-то стена получается. Нет Ефима Захарыча, нет Шукшина, которого я вот один раз снял, очень плохо. Мы с ним договорились, у меня был какой- то один кадрик, во дворе пасмурно: «Сними меня на кирпичной стене, вот как зэка». Я его и снял, как зэка, которого только что выпустили. Смотрю на Олега Борисова: они пришли с Ваней ко мне сниматься, и я их снял на пустую камеру, и когда они уже пошли, я потом холодным облился. Олег Иваныч человек был очень сложный — я на кошачьих лапах спустился вниз: «Олег Иваныч, извини, дорогой, плёнка, говорю, почему-то рваная, я на всякий случай тебя прошу…» Совершенно спокойно Олег поднялся, только сказал Ваньке: «Смотри на этого дядьку, какой он дypaк…» Я всех их люблю… У меня такая должность, я обречён всех любить… И не потому что нужно, а потому что у меня нет другого пути. Если не любить, то надо уходить из театра… А Данилов — это другая статья…
Это даже не друг, и не брат, и не коллега. Это часть меня самого. Есть люди, с которыми так сходишься и совершенно не представляешь, как это — не будешь его видеть…
Я очень часто ловлю себя на мысли, что вот сейчас он позвонит, скажет: «Слушай, закрывай ты к чёртовой матери свою душегубку (как он обычно говорил), приходи, у меня заварка…» И я действительно закрывал, и уходил к нему, благо путь короткий, и мы сидели, и говорили… Много — ни о чём: о театре, но не в высоком «штиле» — о Театре, а о том, как и когда работалось, как неприятности жизни накладывают отпечаток на работу… Но, в основном, мы, конечно, говорили о его второй, я считаю, профессии — фотографии. Я вообще не делю своё занятие на профессионалов и любителей. Грань между ними почти несуществующая, и очень многие любители выступают в ранге таких асов, что «профи» надо к этому долго-долго подбираться.
Б. Стукалов, М. Данилов и С. Юрский. Фото Е. Даниловой
Я пришёл в БДТ в 1973 году. Кого-то уже знал по театральным работам, хотя довольно редко ходил в театр. И вот, придя в БДТ, я как-то сразу встретился с человеком, которого раньше видел на сцене. Это был Серёжа Юрский. Шли генеральные «Мольера», и надо было снимать. Я подошёл к Юрскому и сказал: «Сергeй Юрьевич, я разговариваю с вами не как с постановщиком, а как с Мольером. Если бы в его времена была фотография, чтобы сделать рекламу вашего театра, вы попросили бы своих актёров сфотографироваться… в свободное от сцены время». — «Когда это надо сделать?» — «Как удобно вам». Через день или два на режиссёрском стенде, где обычно вывешиваются репетиции, висела бумага, где подробнейшим образом было расписано, когда какому актёру и куда прийти. Я попросил дать всем «вводную», что они не должны ничего играть, что задача сесть и сфотографироваться в костюме. Это было первый и последний раз в моей работе, когда режиссёр не спрашивая, кто ты такой, для чего тебе это нужно и прочие глупые вопросы, сделал всё, о чём я его просил. Это дало мне возможность: первое — познакомиться со многими актёрами, а второе — я сразу увидел (как Серёжа Юрский потом назвал свою книгу — «Кто держит паузу?»), кто держит камеру.
Есть актёры, которые совершенно спокойно снимаются, есть, которые начинают наигрывать. А есть актёры, которые вообще не могут сниматься. И вот среди прочих, пыхтя и очень медленно поднимаясь, пришёл Павел Петрович Панков: «А выше ты не мог забраться?..» — «Это не я, — говорю, — меня сюда уже привели». Потом вдруг пришёл какой-то человек и сказал: «Здравствуйте, я Данилов. Говорят, надо фотографироваться… А чем вы будете меня фотографировать?» — «Вот есть у меня такой аппарат „Салют“». — «Да-а- а… Ну, плохой, наверное». — «Ну, плохой — не плохой, а другого нет!» Вот так мы с ним и подружились. Было впечатление, что я его всю жизнь знал. А отснялся он нормально. Ну, сидит человек, такой протокольный снимок. Никакого открытия мы тогда не сделали, по- моему я его даже не печатал. Из «Мольера» у меня получилось всего несколько портретов: король, нянька Мольера — Волынская (о-о-о, как она играла старух, снайперские попадания…), Эмилия Попова, её я никогда не забуду, и Наташа Тенякова, которая, кстати, не любит сниматься. Она очень энергичная, всегда — скорей-скорей…
И вот мы с Мишей начали свою совместную деятельность в театре, которая заключалась во всех этих разговорах, прогулках по городу, чаепитиях у него дома, в разборе всяких, как он называл, «игрушек». У него была страсть: он в комиссионках покупал всякие старые аппараты, мастерил для них кофры, коробочки клеил всякие. Потом звонил мне и говорил: «Приходи, будет проба». Сажал меня и начинал снимать этим старым аппаратом, с каким-нибудь медным объективом. Потом мы проявляли и смотрели. «Ну, что я тебе сказал! Надо выбросить все эти „Никоны“ японские к чёртовой матери! Смотри, разве они могут дать такой рисунок?»
М. Данилов (Сенека). «Театр времён Нерона и Сенеки». Фото Б. Стукалова
С Мишкой было так интересно разговаривать… А потом, он же книжник, у него были всякие диковинные книжки, типа, допустим, «Энциклопедического словаря доктора Симонова». Мы с ним читали его и хохотали страшно, потому что у доктора Симонова в этом сборнике сказано всё: и какую пенсию платили актёрам императорских театров, и как перетянуть мебель… Потом он кричал: «Лорочка, принеси-ка нам с Борисом Николаичем заварочки…» И вот это всё дорогого стоит.
А иногда раздавался звонок, и Лорин голос говорил: «Сейчас с тобой будет говорить, я тебя соединяю, потому что он сказал, что у меня лёгкая рука…» И опять (фраза была одна): «Ну что ты там в своей душегубке, уже совсем подох? Закрывай немедленно! У меня заварка…» И я шёл по знакомому маршруту…
В театре, в его гримуборной всегда сидели люди, и не потому что им надо было что-то узнать, они просто приходили перед спектаклем, чтобы посидеть, сказать какие-то две-три фразы…
Читайте также: Грегори пек биография личная жизнь фотоТакое впечатление, что Данилов — это та самая зарядная станция, чтобы сделать от неё два-три шага на сцену и играть. Причём он никогда не давал никаких советов, никого ничему не поучал. Достаточно было посмотреть, как он выходит на сцену. Иногда говорят: вот идёт человек по коридору, уже в костюме, и это уже не Иванов, а Цезарь… Данилов всегда оставался Даниловым. Даже на сцене был Данилов. Миша Данилов. Походка, жест, этот его смешок, коротенький такой странный смешок, который все слышали и в спектаклях, и в кино. Но вот этот Данилов вдруг непостижимым образом становился Сенекой, персонажем гоголевского «Ревизора» или нищим странником в «Трёх мешках»… Откуда он знал, как надо быть нищим?..
Я не хочу возвеличивать Михаила в какие-то великие актёры. Это не нужно делать. Всякий человек в жизни имеет свою цену. И цена Данилова не большая и не маленькая. Она именно такая, сколько он стоил как человек, как личность и как актёр. Он был он. Задача состоит в том, чтобы его помнить подольше…
М. Данилов (Фердыщенко). «Идиот». Фото Б. Стукалова
Мог ли он играть в БДТ больше? Я ни разу не слышал от Данилова, что ему не дали сыграть или дали роль, которая ни к селу ни к городу. Ни разу. Он никогда не ходил, не просил. Он играл то, что ему давали, и никогда не было заметно, что какую-то роль он с удовольствием играет, а вот эту — «через кожу», вот не могу, плохо, ужасно. Он одинаково относился и к выгодным работам, и к ролям, размером со спичку. И всегда говорил: «Я служу на театре…» Я понимаю, откуда это у него, он после института пришёл в Александринку, которую можно обвинять в чём угодно, но даже стены там имеют какие-то традиции… И кто-то из великих актёров сказал: (То есть, что значит — сказал? Миша сам отлично знал эту фразу.) «Я не работаю в театре. Я служу…»
Все мы ругаемся, всем нам что-то не нравится, иногда нас что-то не устраивает в руководстве, но мы все так или иначе служим театру. Девочка, подметающая сцену, так же важна, как и актёр, который через минуту будет по этой сцене ходить. И, самое главное, когда существует какая-то атмосфера, я не сказал бы — всеобщего братства и дружбы, но что-то близкое к этому и чего, наверное, довольно трудно достичь в таком месте, как театр, где каждый хочет быть личностью и зачастую ей и является.
Он очень любил шутки, юмор, хотя и редко позволял себе на сцене розыгрыши. После первой операции он ещё играл в «Энергичных людях», в «Истории лошади» несколько раз, а уж потом ввели Чудакова. В «Энергичных людях» есть такое место, где все персонажи перекликаются между собой знаменитой фразой: «Не буду я сидеть!» И начинается: «А вот я общественник, мне зачтут… » И вот один раз я подснимал кадр, где Миша, потому что раньше как-то его там не снимал. Тут я зарядил камеру, пошёл в зал, а они как раз с Севой Кузнецовым — Брюхатым. Сева — человек, способный ко всяким шуткам, обычно говорил Мишке: «А у тебя два выговора! — Да кто выговор-то сделал?» И произносил фамилию своего знакомого, когда знал, что тот в зале… И вот я снимаю, они сидят и чего-то перемигиваются, я им ещё рукой так: голову, мол, поверните, не снять… И вдруг Кузнецов говорит: «Да кто сделал, кто сделал? Стукалов и сделал!» Не знаю, возможна ли была такая шутка при шефе, Г. А. вообще не любил шуток на сцене…
С. Юрский (Мольер), Н. Тенякова (Армaнда) и М. Данилов (Лагранж). «Мольер». Фото Б. Стукалова
Был у нас такой актёр Егоров, которого взяли на роль Илико для возобновления спектакля «Я, бабушка, Илико и Илларион». И вот уже перед его уходом из театра они с Даниловым играли в «Энергичных людях» двух милиционеров, которые пришли арестовывать всю эту шайку. Звонок, они входят, и эти два ухаря решили, что роль маленькая, два слова, надо это дело как-то разнообразить. Спектакль был на гастролях, Данилов на правой щеке шрам нарисовал, Егоров на левой, и обёрткой от шоколадной конфетки один сделал золотые зубы, а другой — серебряные: «Мы из милиции!». И широко улыбаются: налево, там начинается мелкая тряска, направо — опять улыбаются. Что делать всем остальным — неизвестно. Ге opгий Александрович их где-то вечером встретил, Егоров был уже «на выходе», заявление было подано. «Ну, с вами всё ясно, вы уходите. Но от вас, Миша, я никак этого не ожидал. Человек вашего уровня не смеет допускать такие вещи». — «Ге opгий Александрович, ну, мы… знаете, как-то… решили, чтобы было помягче как- то…» — «Нет, это не помягче. Это вышло пожёстче! Идите, вы мне противны…»
А при мне был ещё такой розыгрыш. Играли «Оптимистическую трагедию». И вот уже всех матросов взяли в плен, лежат они там в лагере, и к ним является пастор. Данилов в хламиде своей чёрной, с крестом на гpyди и с Евангелием в руках. «Я, — рассказывал Мишка, — ещё встал сразу в „пистолете“, в кругу света. Коля Трофимов поднимает голову и тихонечко: „Чего тебе надобно, старче?..“ — Ну, что мне делать? Говорить не могу, я весь трясусь… Думаю, чего-нибудь пробормочу, надо мне только из света выйди. Делаю шаг в сторону, а „пистолет“ ручной, и осветительница его опять на меня наводит. Встал в пол-оборота. Ещё хуже — брюхо трясётся, говорить не могу. Что-то я там кое-как промямлил, дирижировал Евангелием — понять невозможно. После спектакля ко мне подошёл Андрюша Толубеев с серьёзным лицом. Он тогда только что в театр пришёл и очень серьёзно относился ко всем делам: „Какой негодяй, — говорит, — это сказал? Он чуть не сорвал спектакль!“ Я так растерялся. — „Я, — говорю, — и не заметил даже. Может быть, кто-то из-за кулис…“ — „Не-ет, я точно слышал. Это кто-то из нас сказал!“».
Тут существует определённая ошибка. Кажется, Басик в своём интервью сказал, что Миша очень много рисовал. Миша совсем немного рисовал — Миша коллекционировал, у него был Добужинский. Немного. Они, как правило, у него все висели на стенке. Книги… ну, книги были больше по интересу. Вот эта статья Рюрика Кружнова в газете «Россия», которую не совсем правильно поняли наши в БДТ: как это — «Актёр, которому был не нужен зритель»?! Не-е-т. Немножко не так. Рюрик просто витиевато пишет. Он хотел сказать другое. Мне кажется, он хотел сказать, что Миша на сцене мог играть и без зрителя, не меняя тонуса игры. Потому что сам процесс нахождения на сцене был главной частью его жизни.
М. Данилов (Митрофан). «Три мешка сорной пшеницы». Фото Б. Стукаловао
На выставке фотографий, которую он сделал в БДТ, были работы, которые как будто и не для выставки. Но это был результат его видения мира, когда он ходил по улицам других стран. Ведь обычно для выставки отбирают лучшие работы, а Мишка сказал: не-е-т, я побывал в этих странах и сделал это не потому, что умею фотографировать, а потому, что мне позволил театр, который меня вывез и дал мне эту возможность. Испания, Италия, Франция, Япония… И где этой выставке быть, как не в БДТ.
Миша был человек, который многое мог делать руками. Он делал великолепные курительные трубки. У него был такой маленький токарный станочек. Дочка Катя сшила ему передник, там на кармане изображена трубка. И вот этот шкафчик набит инструментами. Инструмент он везде покупал, и у нас, и там, где ему удалось побывать. Я обычно тогда к нему приходил: «Ну, ладно, ты садись, да покрепче, а то упадёшь. Я сейчас показывать буду». Как малый ребёнок, раскладывал всё… Если это была какая-то старая камера, мы ставили её на штатив, зажигали свет и сквозь матовое стекло смотрели изображение.
И вот последняя его поездка в Штаты, Миша был уже не в очень хорошем состоянии, у него была большая слабость, и он сказал: «Вот я вылечусь, приеду, мы с тобой пойдём на набережную Невы (он называл фамилию своего знакомого, который там живёт), попросимся к нему на белые ночи, и будем снимать…» Была у него такая мечта, отснять белые ночи.
Вот этот последний отъезд. Мне стало очень грустно, потому что я понял, мы никогда не пойдём с ним на белые ночи. Он отдал мне свои плёнки, бумагу. Но всё равно, сколько бы не прошло времени — и не потому что я не видел Михаила умершим (даже если я увижу его могилу, даже если я увижу тот прах, который привезут), я всё равно никогда не поверю, что его нет. Это больше, чем друг или брат. Он как бы продолжение меня самого. Я бесконечно с ним разговариваю.
«Понимаешь, — сказал перед cмepтью Булгаков своему другу, — как всякому cмepтному, мне кажется, что cмepти нет. Её просто невозможно вообразить. А она есть».
Он задумался и потом сказал ещё, что духовное общение с близким человеком после его cмepти отнюдь не проходит, напротив, оно может обостриться, и это очень важно, чтобы так случилось”.