Биографии    


Дети арбузова биография личная жизнь

 Дети арбузова биография личная жизнь

Биография

Оксану Арбузову знают как жену Ивана Охлобыстина, а в 90-х актриса была известна как «Авария – дочь мента».

Оксана родилась 24 апреля 1973 года, дeвoчка стала младшей дочерью в семье. Сестры Арбузовы – Лена и Оксана – воспитывались в дружной семье геолога и юриста, родителям приходилось много работать, поэтому дeвoчки часто находились в садике на пятидневке. Дети скучали по маме и папе, Оксана переживала это горе молча.

Актриса Оксана Арбузова

Девочка любила конфеты и сладости, но у Оксаны были серьезные проблемы с желудком, поэтому взрослые постоянно прятали от дочери лакомства. Любимой игрой Оксаны был поиск конфет, когда дeвoчка находила лакомство, то наедалась от души. Правда, в качестве наказания родители прекращали разговаривать с дочерью. Через 1-2 дня после поедания конфет Оксана Арбузова попадала в больницу с очередным приступом, глотала зонд, страдала от болей в желудке и каждый раз давала себе обещание, что больше не прикоснется к конфетам.

В подростковом возрасте начала ходить в театральную студию и настолько увлеклась, что кино стало ее профессией. В 1995 году Арбузова окончила актерско-режиссерский курс Сергея Соловьева во ВГИКе. Позднее актриса призналась, что получила диплом во многом благодаря наставнику, потому что до четвертого курса у студентки было много «хвостов» – особенно прилежной ученицей Оксана Арбузова никогда не была.

Фильмы

Впервые Оксана Арбузова снялась в кино в 13 лет. Режиссер фильма «Катенька» увидел дeвoчку в одном из самодеятельных спектаклей и решил попробовать в роли гимназистки. На пробах выяснилось, что дeвoчка ничего не умеет, зато у Оксаны была роскошная коса. Девушку утвердили на главную роль. Но фильм остался незамеченным для большинства зрителей.

Оксана Арбузова в фильме «Наваждение»

В 1989 году Арбузова снялась в картине «Наваждение», но и этот фильм не пользовался популярностью. Оксана исполнила роль Майки, невесты спортсмена Геннадия (Римас Моркунас), который раньше встречался со старшей сестрой дeвyшки Лидой (Вера Панасенкова). Во время работы над фильмом Оксана вместе со съемочной группой находилась в комaндировке. Однажды, захлопнув дверь в собственном гостиничном номере, дeвyшка не задумываясь перелезла соседний балкон, чем удивила режиссера Николая Стамбулу.

Когда Михаил Туманишвили искал актрису на главную роль в криминальную драму «Авария – дочь мента», Николай посоветовал Оксану Арбузову. Туманишвили одобрил кандидатуру юной актрисы.

Оксана Арбузова в фильме «Авария – дочь мента»

Героиня Арбузовой – дeвyшка-оторва, отрицающая жизненные условности и постоянно конфликтующая с родителями – Алексеем и Верой (Владимир Ильин и Анастасия Вознесенская), бросающая вызов обществу. После выхода «Аварии» на экран об Оксане Арбузовой узнал весь Советский Союз. Девушка модельной внешности (рост актрисы 168 см) с очаровательной улыбкой сразу запомнилась зрителям.

Слава обрушилась на дeвyшку как лавина – актриса оказалась к этому не готовой, пережила «звездную болезнь». Это был сложный период в биографии актрисы. Оксана отказывалась от новых предложений, у дeвyшки поменялся хаpaктер, отношения с родителями ухудшились.

Оксана Арбузова в фильме «Мужской зигзаг»

Тем не менее, в 1990 году актриса вновь появилась на экране, сыграв главную роль школьницы Кати в драме «Сделано в СССР». В фильме речь пошла о краже в средней школе, которую начинает расследовать учитель истории (Армен Джигарханян). Обычная советская школа превращается в маленькое тоталитарное государство. Через год последовала очередная провокационная роль в фильме «Волкодав». Оксана перевоплотилась в дeвyшку легкого поведения. А в кинокартине «Мигранты» Валерия Приемыхова актриса сыграла в очередной раз трудного подростка.

В это же время с участием актрисы вышли остросюжетные драмы «Белые одежды», «Увидеть Париж и умереть», комедия «Мужской зигзаг». Вскоре Туманишвили пригласил актрису в очередной проект – трагифарс «Завещание Сталина», а в конце 90-х Оксана сыграла в следующей картине Приемыхова – социальной драме о трудных подростках «Кто, если не мы».

Оксана Арбузова в фильме «Софи»

На этом фильмография Арбузовой перестала пополняться, так как актриса решила полностью посвятить себя семейной жизни. Последний раз на экране артистка появилась в детском фильме «Софи», вышедшем на экраны в 2007 году, где Оксана перевоплотилась в маму маленькой героини.

Личная жизнь

Девушка встретила любовь в 1995 году. С Иваном Охлобыстиным они познакомились в ночном клубе. Позднее в собственном интервью актер скажет, что Оксана с первого взгляда ассоциировалась у него со стиральной машиной и семерыми детьми.

Оксана Арбузова и Иван Охлобыстин

В 1995 году Оксана и Иван поженились. На сватовство Охлобыстин опоздал – явился ближе к полуночи и, стоя на коленях с букетом ромашек в зубах, долго вымаливал прощение. За столом царила напряженная атмосфера, тогда будущий зять попросил будущую тещу расстегнуть ему рубашку: мол, не хочу никаких секретов от родных. Родители Оксаны тогда впервые увидели торс Охлобыстина в татуировках. Мама сразу же оттаяла.

Свадьба оказалась под угрозой, так как у молодоженов на момент регистрации были проблемы с документами. Но даже временное отсутствие паспорта не остановило Ивана Охлобыстина. На помощь актер позвал друга – Дмитрия Харатьяна, который сумел обаять сотрудниц ЗАГСа, и будущим супругам назначили дату регистрации. После заключения бpaка и венчания в начале октября 1995 года гости отправились в ресторан МХАТа.

Оксана Арбузова и Иван Охлобыстин с детьми

С тех пор личная жизнь Оксаны оказалась тесно связана с именем Ивана Охлобыстина. Сама актриса делит собственную жизнь на до и после знакомства с мужем.

В августе 1996 года у пары родилась первая дочь Анфиса. Всего у Охлобыстиных шестеро детей, но Иван уговаривает супругу родить седьмого ребенка и исполнить его мечту.

По словам родителей, дети растут разными, как по хаpaктеру, так и по интересам. Анфиса отучилась на маркетолога, организует мероприятия различного хаpaктера, Евдокия хочет стать орнитологом и увлекается игрой на гитаре. Иоанна, Василий и Савва любят литературу, а у Варвары есть талант к пению, но и медицина дeвyшку интересует не меньше.

Оксана Арбузова с семьей

В 2001 году, когда муж решил стать священнослужителем, Оксана поддержала Ивана. С тех пор Арбузова носит длинное платье и покрывает голову платком. Себя Оксана называет матушкой Ксенией. Пара дала обет верности перед Богом.

С 2010 года Иван Охлобыстин отстранен от службы в церкви. Прошение Патриарху супруг Оксаны подал самостоятельно из-за занятости в кино и на телевидении. У семьи к тому времени накопились долги, которые необходимо было отдавать. Новый проект – сериал «Интерны», в котором Ивану Охлобыстину предложили сыграть главного героя – доктора Быкова, позволил отцу семейства быстро получить необходимую для оплаты счетов сумму.

Оксана Арбузова с мужем

В это же время Охлобыстин подал прошение на смену жилья и получил положительный ответ от муниципалитета. Семья переехала в таунхаус, расположенный в районе Троице-Лыково. Так как по условию договора семья могла занимать жилье только до 18-летия младшего ребенка Саввы, Иван Охлобыстин решил выкупить дом, на что также понадобилась немалая сумма.

Оксана Арбузова сейчас

О карьере в кино Оксана забыла, потому что сейчас она – многодетная мать и счастливая жена, и это главная роль в жизни Оксаны. Говорит, что абсолютно счастлива, Оксане нравится быть за мужем, отдавая центральное место супругу.

Оксана Арбузова

Отношения между Иваном и Оксаной по-прежнему остаются теплыми, несмотря на то, что супругам редко удается побыть наедине. За годы супружества Охлобыстины три раза без детей выезжали за границу – в Париж, Венецию и в Лапландию. Вместе с детьми супруги часто бывают на морском побережье, в Испании, но чаще всего отправляются на любимую дачу. Фото семейных поездок регулярно появляются на официальной страничке Ивана Охлобыстина в «Инстаграме».

Фильмография

  • 1987 – «Катенька»
  • 1989 – «Авария — дочь мента»
  • 1989 – «Наваждение»
  • 1990 – «Сделано в СССР»
  • 1991 – «Волкодав»
  • 1991 – «Мигранты»
  • 1992 – «Мужской зигзаг»
  • 1992 – «Белые одежды»
  • 1992 – «Увидеть Париж и умереть»
  • 1993 – «Завещание Сталина»
  • 1998 – «Кто, если не мы»
  • 2007 – «Софи»

Биография

Советский драматург Алексей Арбузов ратовал за «простодушный театр». Он стремился, чтобы со сцены говорилось о человеке и человечности, что делало его пьесы душевными и близкими зрителю. Любовь к миру, оптимизм и стремление к счастливому финалу были принципами писателя, которые он реализовывал в жизни и творчестве.

Детство и юность

Алексей Николаевич родился 13 (26) мая 1908 года в Москве. Революция 1917-го не разрушила жизнь дворянской семьи Арбузовых, потому что они потерпели крах задолго до нее. Отец, ранее занимавший дипломатическую должность и служивший в банке, успел разориться и оставил жену с ребенком, вернувшись к первой супруге.

Читайте также:  Александр нестеров биография личная жизнь

Алексей Арбузов в молодости

Мать, хоть и принадлежала к помещичьему сословию, капиталов не имела, а потому жить им с сыном приходилось впроголодь. Они переехали в Петроград, где 8-летний Алеша начал получать образование в гимназии, однако вскоре учебу пришлось оставить. Мать заболела и в 1919 году умерла, оставив мальчика сиротой. С тех пор начались скитания и жизнь бродяги, которая привела Арбузова в колонию для трудных подростков.

Однако судьба оказалась благосклонной к юноше и уберегла его от криминального мира, в обмен подарив влюбленность в театр. Впервые увидев спектакль новообразованного БДТ, Алексей загорелся лицедейством и стал буквально жить сценой. А еще юноша пытался учиться в театральном балетном училище, но из-за детских травм его танцевальные перспективы оказались неважными. В 14 лет он устроился статистом в «Мариинку», а позднее поступил учеником к Павлу Гайдебурову, руководившему Передвижным театром. Там Арбузов стал играть в пьесах, а в 20 лет принял решение уйти в самостоятельное плавание.

Личная жизнь

Личная жизнь драматурга складывалась бурно. Впервые он сильно влюбился еще в молодости, встретив актрису Лидию Мишину. Прожив вместе 4 года и покочевав вместе из труппы в труппу, они разбежались. А Арбузов полюбил Татьяну Алексеевну Евтееву, работавшую в Театре им. В. Мейерхольда. Чувствам не помешала разница в возрасте: женщина была старше Алексея на 5 лет. Они поженились, и в 1935 году родилась дочка Галя, впоследствии ставшая кинокритиком и сценаристом.

Однако этому бpaку пришел конец после встречи драматурга с Анной Богачевой. Молодая артистка из рабоче-крестьянской семьи очаровала мужчину живостью и талантом. Она стала жить с ним, несмотря на то, что консервативные родители осуждали выбор дочери. Им было трудно понять дeвyшку, которая предпочла Зиновию Гердту и Исаю Кузнецову женатого мужчину с ребенком.

После женитьбы Анна родила двоих детей, Варвару и Кирилла. В семейном архиве сохранилось много совместных фото.

Наша семья в Переделкино в 1957 году. “…и чем больше будет проходить времени – тем яснее мы будем сознавать, что…

Опубликовано Кириллом Арбузовым Воскресенье, 5 апреля 2020 г.

Алексей Арбузов с женой и детьми

Оба наследника Арбузова связали жизнь с творчеством. Варя вышла замуж за режиссера Савву Кулиша и занялась продюсированием, а Кирилл сначала пробовал себя в актерском деле, а затем стал театроведом. Перу сына принадлежат две книги о биографии Алексея Николаевича — «Разговоры с отцом» и «Другая цивилизация».

Воспоминания чередуются здесь с дневниковыми записями и эссе, проливая свет на творческую мастерскую драматурга. Кирилл рассказывает, что в детстве приходилось терпеть строгость отца, который стремился вырастить из детей спартанцев, заставляя по утрам бегать и обливаться холодной водой. Также сын вспоминает, что злился на отца из-за его измен матери.

Прожив с Арбузовым 30 лет, жена устала терпеть его романы с актрисами, о которых знала вся страна, и подала на развод. Она также мучилась из-за собственной нереализованности, поскольку оставила карьеру ради семьи. Их дача в Переделкино, обустроенная ее руками, долгое время была гостеприимным домом для писателей, артистов, режиссеров и прочих творческих друзей. Дети поначалу держали обиду на отца, но в итоге смогли понять его артистическую «внесемейную» натуру и помирились с ним.

Творчество

В конце 1920-х годов Арбузов предпринял попытку организовать «Цех экспериментальной драмы» и разъезжал с единомышленниками по уездным городам в «агитвагонах». Репертуара артистам не хватало, а потому Алексей решил сам писать пьесы. Первые опыты не приносили успеха, а прорывом стала написанная в 1938 году «Таня», премьера которой состоялась в Театре Революции. С тех пор произведение ставили на сценах по всей стране, а автор стал востребованным театральным драматургом.

Вместе с Валентином Плучеком мужчина организовал студию, которая с началом Великой Отечественной войны стала фронтовым театром. Он продолжил пополнять библиографию новыми текстами, которые становились спектаклями и обретали экранизации, в их числе «Иркутская история», «Старомодная комедия», «Сказки Старого Арбата». Фильмография Арбузова насчитывает с десяток работ.

Пьеса Алексея Арбузова «Таня»

Пьесы Алексея Николаевича оказались близкими зрителю, который нуждался в утешении и сказке. Его нередко обвиняли в театральности и отрыве от социальных проблем, но автор продолжал гнуть свою линию и писать чуть наивные, сентиментальные истории, в центр которых ставились душевные переживания героев.

«Мой бедный Марат», «Жестокие игры», «Годы стрaнcтвий» смотрят на человека любовно и стараются «объяснить, а не обвинить».

Этот светлый взгляд роднит с произведениями Арбузова зрителей любого возраста, пола и национальности. И сейчас, когда творчество многих советских авторов считается пережитком соцреализма, эти пьесы кажутся полными жизни и искренности.

Смерть

Драматург прожил 77 лет, в последние годы жизни испытывая проблемы со здоровьем, которые стали причиной cмepти, наступившей 20 апреля 1986 года. Арбузов ушел, окруженный народной любовью и признанием. Его произведения становились фильмами и ставились как в советских театрах, так и за рубежом, за что в 1980-м автора удостоили Государственной премии СССР.

Могила Алексея Арбузова

Незадолго до кончины мужчина еще намеревался посетить премьеру своей пьесы в Театре имени Моссовета. Уже понимая, что уходит, Алексей Николаевич завещал дочери сохранять семейные связи, прощать близких и не бросать их. И признался, что очень виноват перед ее матерью. Похоронили Арбузова на Кунцевском кладбище Москвы.

Библиография (пьесы)

  • 1938 — «Таня»
  • 1943 — «Домик на окраине»
  • 1950 — «Годы стрaнcтвий»
  • 1952 — «Европейская хроника»
  • 1959 — «Иркутская история»
  • 1960 — «Потерянный сын»
  • 1965 — «Мой бедный Марат»
  • 1970 — «Сказки старого Арбата»
  • 1972 — «В этом милом старом доме
  • 1975 — «Старомодная комедия»
  • 1978 — «Жестокие игры»
  • 1984 — «Виноватые»

Пьесы Арбузова до сих по с успехом идут во многих театрах: «Мой бедный Марат» на сцене Моссовета, «Сказки старого Арбата» – в театре Эстрады, «Таня» – в РАМТе… Об отце, его привычках и хаpaктере, рассказывает сын драматурга, Кирилл Арбузов.

– Пьесы Алексея Николаевича – это, в сущности, и есть это портрет. Все его произведения как бы приподняты над бытом, да и сам Арбузов был человеком слегка отстраненным, игнорируя советские реалии жизни…

– Он всегда стремился находить свою нишу и пытался жить по другим законам, совершенно непохожими на законы обыкновенного советского человека. Он всегда все выдумывал и жил в башне из слоновой кости. Например, в экранизации «Сказок старого Арбата» главный герой пьесы – художник, живет на крыше дома на Тверской улице. На такой детали настоял сам отец. Как этот художник был выше всех, так и папа всегда был где-то под облаками.

– Но это не мешало ему увлекаться женщинами. Насколько я знаю, вы и ваша сестра Варя – дети от третьего бpaка драматурга.

– О, папа был натурой страстной и абсолютно внесемейной. С матушкой он познакомился на репетиции «Тани», она же была актрисой. Училась в студии Мейерхольда. Всеволод Эмильевич, когда она поступала, высоко оценил ее артистическую одаренность, сказав: «Такие дeвoчки попадаются раз в 100 лет». Так вот, отец сидел в зале, а мама участвовала в массовке. Сцена была вращающейся, и мама, не удержавшись, упала. За ней стали падать и другие актеры. Режиссер приостановил репетицию, а папа, оторвав глаза от сценария, бросил взгляд на возмутителя спокойствия, актрису Анну Богачеву, нашу маму. И отец сказал историческую фразу для нашей семьи: «Я не думал, что в наше время есть дeвyшки, которых надо красть».

Но увы! – их семейное счастье не сложилось. У мамы артистическая карьера так и не пошла в гору, она стала домохозяйкой. А у папы периодически возникали романы на стороне с известными актрисами, некоторые их которых до сих пор живы. Своим непостоянством он доводил маму до белого каления. И вот однажды, спустя тридцать лет совместной жизни, мама, узнав об очередной интрижке отца, подала на развод. Сохраняла внешнее спокойство, а сама очень переживала. Она ведь была из патриархальной крестьянской семьи: папа был ее единственным мужчиной во всех смыслах.

– А Арбузов как на уход мамы отреагировал?

– Знаете, развод он вроде как и не почувствовал. У него же на первом месте был театр, ученики, а потом семья. Но в конце жизни, когда тяжело болел, все чаще стал вспоминать маму. А за два дня до cмepти, держа меня за руку, грустно обронил: «А знаешь, я очень виноват перед ней».

Читайте также:  Биография достоевского интересные факты личная жизнь

Я папино предательство долго не мог простить, а потом осознал: он же вошел в историю театра как человек, умеющий тонко отображать хаpaктер современной женщины. Он чувствовал женскую душу, и этим свойством неумеренно пользовался. Ну не мог иначе. Еще при его жизни существовали десятки театраведческих диссертаций под названием: «Женские образы в творчестве Арбузова».

– А каким он был отцом?

– Строгим. В его понимание мы с сестрой Варей должны были расти спартанцами. Он заставлял нас делать зарядку, по утрам обливаться холодной водой. Сам он пpaктиковал моржевание. В Балтийском море купался при шести градусах. Он привил нам любовь к живописи, к серьезной музыке. С малых лет водил нас в консерваторию и на вернисажи. Но были вещи, которые он терпеть не мог: массовое искусство, все эти ансамбли плясок и прочую самодеятельность. У нас в доме долгое время даже телевизора не было. Вообще отец запрещал делать три вещи: смотреть телевизор, играть в карты и читать журнал «Огонек». Дело в том, что журналом в то время заведовал его оппонент по общественной жизни и на сцене Анатолий Сафронов.

Алексей Арбузов был самым плодовитым драматургом советского времени. Его пьесы «Город на заре», «Таня», «Иркутская история», «Мой бедный Марат» и многие другие шли на всех советских и зарубежных сценах. Идут и сейчас, чем могут похвастаться не многие драматурги поколения Арбузова. Он был человек увлеченный и увлекающийся, несемейный, но вынашивал утопическую мечту: собрать под одной крышей бывших жен и детей с их семьями… Наверное, это было бы грандиозное театральное действо. Его дети Варвара и Кирилл Арбузовы вспоминают…

Кирилл: — Мы дети от третьего бpaка отца. В первый раз отец женился в конце 20-х годов на актрисе Лидии Васильевне Мишиной. Возможно, это был гражданский бpaк. В те времена бpaки заключались и в домкоме. С женой он перебирался из театра в театр, поскольку тогда они росли как грибы. Прожили года четыре и разошлись — отец встретил и полюбил другую женщину, актрису-мейерхольдовку Татьяну Алексеевну Евтееву. От этого бpaка появилась на свет наша старшая сестра Галя. А Лидия Васильевна бросила театр, окончила Горный институт и уехала в Сибирь на золотые прииски. Там вышла замуж, родила ребенка, но их долгая переписка с отцом сохранилась, и две героини его пьес носят имя Лида, Лидия Васильевна («Мой бедный Марат» и «Старомодная комедия»). И то, что он так подробно описал жизнь золотодобытчиков в первом варианте пьесы «Таня», явно почерпнуто из переписки с Лидией Мишиной.

— Знакомство вашего отца с мамой, естественно, театральное?

Варя: — Маму и отца в какой-то мере сблизила революция. Отец был из дворянской семьи, а мама — из крестьянской. Когда она попала в Москву, то поступала во все театральные училища одновременно и всюду была принята. Но начала учиться в студии Мейерхольда. Когда она туда поступала, то читала Лермонтова «Гарун бежал быстрее лани…», и когда замолчала, Мейерхольд закричал: «Еще! Пушкина знаешь?» — «Знаю», — сказала мама. «Читай!» — приказал Мейерхольд. Мама стала читать, а он обернулся к Зинаиде Райх, которая сидела рядом и торопила его куда-то, и сказал: «Подожди. Такие дeвoчки поступают раз в сто лет». Мама проучилась в студии год, а потом Театр им. Мейерхольда закрыли, училище распустили и их курс перевели в училище при Театре Революции переучиваться, как тогда говорили, «от формализма к реализму». В общем, все, кто ее видел на сцене, говорили: «Ваша мама была гениальная актриса». Но актерская ее судьба не сложилась.

Кирилл: — Они познакомились на репетиции «Тани». Отец сидел в зале, а мама участвовала в массовке, расположившейся на вращающейся сцене. Что-то там случилось — мама споткнулась и упала, а за ней стали падать все остальные. Режиссер Лобанов остановил репетицию, и в этот момент глаза отца встретились с глазами молодой актрисы Анны Богачевой — виновницы сорванной репетиции. И отец сказал, видимо, историческую для нашей семьи фразу: «Я не думал, что в наше время есть дeвyшки, которых надо красть».

Варя: — По-настоящему они познакомились некоторое время спустя на квартире Валентина Николаевича Плучека, где собиралась арбузовская студия. На эту квартиру Александр Константинович Гладков, в свое время ассистировавший Мейерхольду, и привел маму — тогда рождалась пьеса «Город на заре», и для нее искали героиню. Но в тот день Арбузов был на футболе — он, страстный болельщик «Спартака», не мог пропустить матч, где его любимая комaнда играла с «Динамо». «Спартак» проиграл, и отец приехал в чудовищном настроении. Как маме показалось, он ее не узнал и, когда ее представили ему, скользнул по ней равнодушным взглядом. Мама спросила Гладкова: «Наверное, я ему не понравилась?» На что тот ответил: «Ну, сейчас он не в настроении, должно пройти время. А за вас мы еще поборемся».

Мать начала работать в студии, оставаясь студенткой училища, и вдруг как снег на голову свалилось на нее предложение отца стать его женой, которое он сделал, дождавшись ее у выхода из Театра Революции. Через какое-то время отец ушел из прежней семьи, и они с мамой стали жить вместе.

Кирилл: — Мама была родом из рабоче-крестьянской многодетной семьи, и ее совместную жизнь с женатым человеком, да еще «с хвостом», то есть с ребенком, родные восприняли в штыки. Тем более что за мамой ухаживали молодой Зиновий Гердт, Исай Кузнецов… Ее мать говорила: «Вон какие у тебя кавалеры, а ты с женатым связалась».

— А как сложилась ее актерская судьба? Где она работала?

— После войны — в Театре им. Ермоловой, но отношения с режиссером, все тем же Лобановым, у нее не сложились. В студии она играла главные роли, а в этом театре у нее были только массовки. Кроме того, мама не была приспособлена к театральным интригам — была бесхитростна, во многом прямолинейна и никогда не просчитывала ходы, хотя все окружающие это делали запросто.

Варя: — Но когда она работала в театре, ее зарплата была единственным средством нашего существования, поскольку все папины пьесы были пpaктически запрещены, кроме «Встречи с юностью», и до начала 50-х годов ничего не шло. И папа, как говорила мама, лежал на диване в депрессии, а за шкафом в той же комнате жили его бывшая жена Татьяна Алексеевна с Константином Ге opгиевичем Паустовским и их новорожденным сыном Алешей.

Мама ушла из театра, во-первых, потому, что должен был родиться Кирилл, а во-вторых, у отца пошла «Европейская хроника» — абсолютно конъюнктурная пьеса, которую он написал, потому что нужно было кормить семью.

Я помню, что у нас совсем не было денег, и еще помню, когда кончилась война, первое, куда повел меня отец, — это консерватория и футбол. На футболе он велел мне кричать: «Красненькие, вперед!» «Спартак» был тогда в красной форме. И меня, маленькую дeвoчку, все знали на стадионе как настоящую болельщицу. Я всю жизнь так и болела за «Спартак».

У меня в памяти живы моменты, когда после футбола я просила папу купить мне шарик или шоколадку, а он говорил: «Купишь уехал в Париж». А я не понимала, что он говорит, и приставала к папе с вопросом: «Купишь уже приехал?» — «Пока нет», — отвечал он.

А когда папа написал «Годы стрaнcтвий» — они пошли во всех театрах Советского Союза, и на нас, голодающих людей, живущих за шкафом, свалился не просто достаток, а богатство. Родители купили квартиру, дачу в Переделкине, машину… Мы начали ездить отдыхать в Крым и на Рижское взморье.

— Дом ваш был открытым?

— Открытым и хлебосольным. У нас всегда собиралось огромное количество людей — драматургов, режиссеров, актеров. Но у мамы был такой хаpaктер, что она вечно ссорилась с нянями, домработницами, совершенно не умела экономить и поэтому часто готовила все сама. Готовила прекрасно, умела быстро сделать шикарный стол и говорила: «Когда я тороплюсь, у меня все получается».

Читайте также:  Иосиф сталин биография личная жизнь жены

— Мама не комплексовала по поводу того, что стала домохозяйкой?

— Конечно комплексовала. И обвиняла папу в том, что карьера ее не сложилась. Папа убеждал маму, что ей надо чем-то заниматься, хотя бы теннисом, и она начала играть, и довольно прилично. Однажды папа тайком пошел посмотреть, как она играет. Когда мама пришла домой, он сказал: «Анна, сегодня очень большой день». — «А что случилось?» — спросила мама. Папа патетически произнес: «Сегодня ты круто изменила свою жизнь. Ты доказала, что можешь это сделать».

Когда Кирилл вырос и у меня уже была своя взрослая жизнь, мама все же мучилась и переживала от творческой невостребованности. В ней кипела внутренняя жизнь, она была прекрасной рассказчицей, очень деятельным человеком. Можно сказать, что нашу дачу в Переделкине она выстроила сама. В конце концов она стала консультантом по сценической речи при ВТО. Стала ездить по периферийным театрам с лекциями и пpaктическими занятиями. Пьеса отца «Нас где-то ждут» об этом — о перипетиях маминой жизни.

Кирилл: — Однако попытки вернуться в театр актрисой у мамы все-таки были. Отец очень дружил с режиссером Охлопковым, и мама решила ему показаться, Николай Павлович тогда руководил Театром им. Маяковского. А он сказал маме: «Анна, посмотри, какой у тебя дом, какие дети! Зачем тебе нужны эти постоянные дрязги в театре, интриги…» Мама действительно была несовместима с той внутренней театральной жизнью и предпочла семью.

— Сколько лет прожили вместе ваши родители?

— Они прожили около тридцати лет. Мне кажется, этим двум личностям трудно было идти на компромисс, кому-то быть под кем-то. Кроме того, мама, повторяю, воспитывалась в семье с очень ортодоксальными взглядами и установками. Она всю жизнь прожила с одним человеком — с папой, и его увлечения переживала очень тяжело.

— А увлечения действительно были?

— Ну конечно! Об этом ходили многочисленные легенды, но мне не хотелось бы называть фамилии реальных действующих лиц.

Варя: — Семья была все равно крепкая — папа очень ценил дом. И, думаю, родители никогда бы не развелись, если бы не мамин хаpaктер. С годами усугубились не лучшие ее черты — бескомпромиссность, властность. И ведь не отец ушел из семьи — его выгнала мама, узнав о каком-то его романе. Папа поселился в Доме творчества «Переделкино», неподалеку от нашей дачи. Дело было летом, и однажды он прислал маме корзину невиданно красивых цветов. Этот поступок был несвойственен отцу. А мама взяла и с шофером отправила цветы обратно.

— Никто из вас не стал актером. Это в знак протеста или отец не хотел?

Кирилл: — Не хотел я, но отец меня буквально заставил. Еще в школе я хотел поступать на киноведческий факультет ВГИКа. Но Савва Яковлевич Кулиш — муж Вари — и отец в один голос заявили, что искусствовед не профессия для мужчины, чтобы чем-нибудь ведать, не надо оканчивать институт. «А поди-ка ты потяни актерскую лямку, — говорили они, — а потом, может, пойдешь в режиссуру…» В результате я одиннадцать лет проработал в Центральном детском театре, но считаю, что допустил ошибку, придя туда.

Варя: — А я вообще онемела, когда в школе мне надо было со сцены прочитать монолог из Гайдара.

Кирилл: — Все дело в том, что, когда отец ушел, мать переключилась целиком на меня. И все мои отроческие и юношеские годы она пыталась, что называется, прикрыть меня от солнца, чтобы, не дай бог, его яркие лучи не светили мне в глаза. Она отгораживала меня от мира, и я воспитывался в вакууме, а потому был ужасно стеснительным, зажатым. Я попытался поступить в Школу-студию МХАТа, где увидел ребят из провинции, которые уже прошли через самодеятельность, были раскованными, разбитными, а я был страшно зажатым на сцене, краснел, бледнел… Мои педагоги долго выбивали из меня все эти комплексы.

— Но все-таки влияние отца вы на себе ощущали? Он вас воспитывал собственным примером?

Варя: — Помню, когда мы снимали дачу в Переделкине — Кирилла еще не было — и с нами жила Галка, отец утром строил нас, и мы бежали: впереди отец, за ним мать, потом Галка и я. Я бежала и ныла, за это отец прозвал меня «нытик-маловер». Он заставлял бежать босиком по скошенной траве, и она колола ноги. Мы обегали большое поле, а потом должны были окунаться в ручей, который иногда по утрам уже был покрыт тоненькой пленкой льда. Папа хотел, чтобы мы были спортивными.

Кирилл: — Воспитывала меня мать, как я говорил, холя и лелея. Потом, время от времени, в перерывах между поездками, появлялся отец, хватал меня за шкирку, ставил под холодный душ, заставлял купаться в ледяной воде, делать зарядку, бегать, а я отбрыкивался, да и мать меня пыталась оградить даже от этого. Но какие-то основополагающие вещи он смог мне внушить. Теперь, по прошествии времени, я понимаю — то, что он мне пытался внушить, можно было отнести и к нему самому. Например, когда мне было одиннадцать лет, отец внушал мне понятие о мужской смелости. «Ты должен заставить себя считать, — говорил отец, — что время, проведенное в кресле зубного врача, это для тебя благо и удовольствие». На самом деле он, как никто, боялся лечить зубы и все время из-за этого мучился. Или еще: «Ты должен встать в двенадцать ночи и поехать на лыжах в лес. Ты должен сражаться с собственным страхом». Но я помню, что за два года до cмepти отца Валентин Николаевич Плучек, приехав к нему в санаторий на Рижское взморье, вспоминал, как в конце тридцатых годов они пришли в Комитет по делам искусств просить о разрешении работать их студии, и отец буквально спрятался в простенке начальственных дверей, пропустив вперед Плучека. И так там хоронился до конца разговора. Так что все его пожелания были пожеланиями скорее самому себе.

Варя: — Однако надо сказать, что отец всегда делал зарядку и купался в Балтийском море при восьми градусах. Он заставлял и нас бегать по пляжу много километров или идти быстрым шагом. И до сих пор и я и Кирилл не умеем ходить медленно.

Но, главное, что отец сделал, — привил нам любовь к искусству. Он всегда интересовался, что мы читали, смотрели, и возмущался: «Как, вы еще не были на выставке?!» А когда ездил за границу и смотрел те фильмы, которые у нас нельзя было увидеть, то подробно рассказывал нам о них. Когда все привозили из-за границы шмотки, он привозил альбомы живописи. Он разглядывал их с нами и рассказывал о художниках, читал стихи.

Кирилл: — А вот массовое искусство он не любил страстно. Терпеть не мог самодеятельность, хор Пятницкого, официозную эстраду, азapтные игры и телевизор. Телевизора у нас долго не было, и я в детстве на даче тайком пробирался в сторожку, где жил шофер со своей семьей, чтобы его посмотреть.

— Ваш отец ушел от мамы, но не от вас. Вы продолжали общаться или…

Варя: — Наш папа всегда присутствовал в нашей жизни, хотя сначала я встала в оскорбленную позу и перестала с ним общаться. Я помню, как увидела его на премьере фильма Саввы «Мертвый сезон» в Доме литераторов. Папа взглянул на меня, а я прошла мимо. И когда мы уходили со своей молодежной компанией, в его глазах читалось: «Варя, позови меня с собой…» В его взгляде была такая боль… Ну а потом мы стали общаться, и мама всячески это приветствовала. Он с удовольствием проводил время в наших молодежных компаниях.

Кирилл: — У Вари все-таки была своя семья, муж, а я остался с матерью и поначалу целиком принял ее сторону. И у меня были точно такие же моменты, как и у Вари. Отец очень переживал, и, думаю, все эти мелодраматические перипетии нашли от?