Биография чайковского петра ильича личная жизнь
Наша история известна богатыми музыкальными традициями – но даже здесь имя Петра Чайковского стоит особняком. Anews хочет поподробнее разузнать о не самых известных сторонах его биографии.
Как складывалась иHTиMная жизнь композитора? Какие сомнения существуют относительно его cмepти? И какой величайший шедевр Чайковского никак не мог найти признания публики?
Таланта нет, «Лебединое озеро» – провал
Сегодня Чайковский носит статус одного из величайших композиторов в истории, но современникам его талант был очевиден далеко не всегда. В 1861 году его отец, горный инженер Илья Чайковский думал о продолжении музыкального образования 21-летнего сына, для чего сходил посоветоваться к педагогу Рудольфу Кюндингеру, с 1855 по 1858 занимавшемуся с молодым Петром.
Портрет Ильи Чайковского. Источник – Википедия
Итог разговора был неутешительный – Кюндингер сказал, что особенного таланта у молодого человека нет, да и серьезно заниматься музыкой уже поздновато.
К счастью, этот совет не стал определяющим, и будущий композитор все-таки поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества, которые в 1862 году были преобразованы в Санкт-Петербургскую консерваторию. Кюндингер же впоследствии писал:
«Ученик делал успехи, но не такие, чтобы пробудить во мне на его счет какие-нибудь особенные надежды. На вопрос Ильи Петровича, стоит ли его сыну посвятить себя окончательно музыкальной карьере, я отвечал отрицательно, во-первых, потому, что не видел в Петре Ильиче гениальности, которая обнаружилась впоследствии, а во-вторых, потому, что испытал на себе, как было тяжело в то время положение “музыканта” в России. На нас смотрели в обществе свысока, не удостаивая равенства отношений, к тому же серьезной оценки и понимания не было никакого.
Несомненно, способности его были выдающиеся: поразительная тонкость слуха, память, отличная рука, но все это не давало повода предвидеть в нем не только композитора, но даже блестящего исполнителя. Удивительного в этом ничего не было: молодых людей с такими данными и до Чайковского, и после мне случалось встречать нередко».
Рудольф Кюндингер. Фото – Википедия
Непонимание встретила и дипломная работа Чайковского, кантата «К радости», исполненная в 1865 году. Директор Консерватории Антон Рубинштейн поморщился, читая ее, композитор Александр Серов сказал, что «ожидал большего». Особенно ранила выпускника ядовитая рецензия молодого критика Цезаря Кюи: «Консерваторский композитор г. Чайковский совсем слаб. Правда, что его сочинение (кантата) написано в самых нeблагоприятных обстоятельствах: по заказу, к данному сроку, на данную тему и при соблюдении известных форм. Но все-таки если бы у него было дарование, то оно хоть где-нибудь прорвало консерваторские оковы».
Впоследствии Чайковский рассказывал:
«Когда я прочел этот ужасный приговор, я не знаю, что сделалось со мной. У меня потемнело в глазах, голова закружилась, и я, как безумный, выбежал из кафе. Что я делал, куда попадал, я не отдавал себе отчета. Я целый день бесцельно бродил по городу, повторяя: „Я пустоцвет, я ничтожность, из меня ничего не выйдет, я бездарность”».
Петр Чайковский в 1863 году. Фото – Википедия
Но самая громкая неудача композитора случилась в 1877 году. Причем жертвой публичного неприятия стало произведение, которое сегодня является визитной карточкой Чайковского – балет «Лебединое озеро».
Фрагмент балета. Источник – Depositphotos
Хотя премьера состоялась в Большом театре и исполнялась артистами императорской труппы, публика приняла постановку крайне холодно. «Странное скопление на сцене дам разного возраста и разной комплекции в тяжеловесных костюмах с перьями, тщетно старавшихся изобразить горделиво плывущих лебедей» – говорилось в одной из рецензий.
Публика отказывалась идти на спектакль, и в 1879 году балет он снят с репертуара. Через год его пытались возродить в другой редакции, но и то представление прошло на сцене всего 12 раз.
Для третьей попытки Чайковский пошел на сотрудничество с классиком отечественного балета Мариусом Петипа, заново пересмотрев либретто.
Мариус Петипа. Фото – Википедия
Но успех своей великой музыки композитору увидеть так и не довелось – легендарная постановка, ставшая образцом мирового балетного искусства, прошла на сцене Мариинского театра лишь в 1895 году, почти через полтора года после cмepти Чайковского.
Мужчины и женщины композитора
Интимная жизнь Петра Чайковского является наиболее скандальной частью его биографии. И на сегодняшний день имеется немало свидетельств, показывающих, что великий композитор был гомоceкcуалистом.
По мнению многих биографов Чайковский впервые столкнулся с проявлением своей нетрадиционной ориентации еще в годы учебы в Императорском училище правоведения с 1852 по 1859 годы – закрытой школы для мальчиков. В те годы будущий композитор пережил первое страстное чувство к младшему товарищу Сергею Кирееву. По словам брата Чайковского Модеста, это было «самое сильное, самое долгое и чистое любовное увлечение его жизни». Заменив имя Киреева многоточием, Петр Ильич посвятил ему романс «Мой ангел, мой гений, мой друг…» на слова Афанасия Фета.
В книге Нины Берберовой «Чайковский» невестка композитора Прасковья (жена младшего брата, Анатолия) рассказывала, что его первый ceкcуальный опыт состоялся в 13 лет с одноклассником, будущим поэтом Алексеем Апухтиным. Также она добавляла, что ничего сенсационного в таких отношениях не было:
«На мой вопрос, как реагировало общество, в котором она цвела и блистала, она ответила, улыбаясь лукаво, что никто ничему не удивлялся, все более или менее этим занимались в юности, а девять великих князей были этим известны. (По моему счету их было восемь.) Надо было только “вести себя прилично и не скандалить”.
Апухтин развратил Петра Ильича, будучи в 13 лет любовником Шильдера-Шульдера, классного наставника, бывшего возлюбленного вел. кн. Константина Константиновича, человека женатого и имевшего семь человек детей, — он был, кстати, директором училища Правоведения и отмечал Петю».
Алексей Апухтин в 1860-м. Фото – Википедия
«Вести себя прилично и не скандалить» у молодых людей получалось не всегда. В 1862 г. композитор и Апухтин устроили скандал в ресторане «Шотан» и были, по выражению Модеста Чайковского, «обесславлены на весь город под названием бугров (гомоceкcуалистов)».
Модест Чайковский. Ему тоже приписываются гомоceкcуальные наклонности. Фото – Википедия
Именно стремлением улучшить свое публичное реноме многие объясняют состоявшуюся в 1877 году женитьбу композитора на Антонине Милюковой – дeвyшка познакомилась с ним в 1872 году и с тех пор настойчиво пыталась инициировать отношения. «Я хотел бы женитьбой или вообще гласной связью с женщиной зажать рты всякой презренной твари, мнением которой я вовсе не дорожу, но которая может причинить огорчения людям, мне близким» – писал он брату.
Читайте также: Елена радевич биография личная жизнь муж дети фото 2016Однако фактически бpaк не продержался и нескольких недель – супруги разъехались, при этом официально так никогда и не были разведены. Однако попытки гетероceкcуальных союзов Чайковский с тех пор, похоже, оставил. Товарищу, пианисту Николаю Рубинштейну он писал: «Я знаю теперь по опыту, что значит мне переламывать себя и идти против своей натуры, какая бы она ни была». А в письме брату Анатолию говорил: «Только теперь, особенно после истории с женитьбой, я наконец начинаю понимать, что ничего нет бесплоднее, как хотеть быть не тем, чем я есть по своей природе».
Петр Чайковский и Антонина Милюкова. Фото – Википедия
Чайковский пытался вступить в бpaк и раньше – в 1868 году он был помолвлен с французской певицей, солисткой итальянской оперы Дезире Арто.
Дезире Арто. Фото – Википедия
Однако свадьбы не случилось – в начале 1869 года невеста композитора уехала на гастроли в Варшаву, где месяц спустя после отъезда из Москвы вышла по страсти замуж за певца из своей труппы, испанского баритона Мариано Падилью. В октябре того же года Чайковский присутствовал на спектакле в Москве, где она пела в опере «Фауст». Вспоминают, что Чайковский закрылся биноклем от слез, когда вновь увидел Арто на сцене.
Они встретились снова лишь спустя 18 лет, в начале 1888 года, во время гастролей Чайковского по Германии. Они встретились как старые друзья, Арто попросила Чайковского написать для нее романс, он исполнил ее просьбу в октябре того же года, написав целых 6 романсов на слова французских поэтов Тюркети, Коллена и Бланшкотт. Выбор текстов не был случайным: романсы полны прямых и болезненных намеков на былые чувства, несостоявшиеся надежды и приближающуюся старость.
Привязанность к Арто тpaктуется многими как противоречащая гомоceкcуальности композитора. Но в переписке Чайковского с еще одной значимой для него женщиной, Надеждой фон Мекк, эти отношения тpaктуются как платонические:
«Петр Ильич, любили ли Вы когда-нибудь? Мне кажется, что нет. Вы слишком любите музыку для того, чтобы могли полюбить женщину. Я знаю один эпизод любви из Вашей жизни (Дезире Арто), но я нахожу, что любовь так называемая платоническая (хотя Платон вовсе не так любил) есть только полулюбовь, любовь воображения, а не сердца, не то чувство, которое входит в плоть и кровь человека, без которого он жить не может».
Надежда фон Мекк была вдовой железнодорожного магната и наследницей огромного состояния, благодаря которому занималась меценатством. Чайковскому она с 1877 по 1890-й отправляла по 6 000 рублей в год, и в этот же период вела с ним интенсивную переписку. Однако за границы переписки эти отношения так и не вышли – Чайковский и фон Мекк никогда не имели личного разговора и на публике притворялись незнакомыми.
Надежда фон Мекк. Фото – Википедия
Если говорить о гомоceкcуальных связях, то, как считается, они были довольно многочисленны и разнообразны, причем не ограничивались аристократическим кругом – согласно своему дневнику, на протяжении всего 1886 года Чайковский состоял в связи с извозчиком по имени Иван. Самой же главной привязанностью в последние годы композитора был его племянник Владимир (Боб) Давыдов. Чайковский посвятил ему Шестую симфонию, сделал сонаследником и передал право на отчисление доходов за сценическое исполнение своих сочинений.
Чайковский и Давыдов. Фото – Википедия
Загадка cмepти
С ceкcуальными наклонностями композитора связывается также альтернативная версия его cмepти. Согласно официальному изложению событий, вечером 20 октября 1893 года совершенно здоровый Чайковский посетил элитный петербургский ресторан Лейнера на углу Невского проспекта и набережной Мойки, где пробыл примерно до двух часов ночи. Во время одного из заказов он потребовал принести ему холодной воды. Несмотря на нeблагоприятную эпидемиологическую ситуацию в городе из-за холеры, Чайковскому подали некипяченую воду, которую он и выпил.
Утром 21 октября композитор почувствовал себя плохо и вызвал врача, который диагностировал холеру. Болезнь протекала тяжело, и Чайковский скоропостижно скончался в 3 часа пополуночи 25 октября в квартире своего брата Модеста, в доме № 13 на Малой Морской улице. Распоряжение похоронами, с Высочайшего соизволения императора Александра III, было возложено на дирекцию Императорских театров, что газеты назвали «примером единственным и вполне исключительным».
Александр III. Фото – Википедия
Несогласные с этой версией говорят, что в действительности композитор совершил самоубийство и выпил мышьяк, отравление которым по симптомам похоже на холеру. Причиной же этого решения называют приговор «суда чести» своих одноклассников по Училищу правоведения, которые возмутились его домогательствами к малолетнему племяннику близкого к царю графа Стенбок-Фермора, что спровоцировало жалобу царю, и потребовали от него покончить с собой во имя чести Училища во избежание публичного скандала и уголовного наказания.
Частичным подтверждением данной версии называют тот факт, что композитор действительно пытался покончить с собой, состоя в отношениях с Милюковой, зайдя по горло в холодную воду, чтобы заболеть.
Тем не менее, версия не встречает поддержки у специалистов. Венгерова отмечала, что «потомство Н.А. Римского-Корсакова, находящееся в эмиграции, распространяет слух, что Чайковский вовсе не умер от холеры, а покончил самоубийством» – причиной этого слуха назывались неудовлетворенные брачные амбиции сестер Пургольд, известных «своим хаpaктером и нездоровой фантазией».
Сотрудник Йельского университета Александр Познанский отмечал, что гомоceкcуальность в российских верхах не была чем-то невероятным и могла стать проблемой, только если бы в неприглядном свете стала достоянием публики.
Тем более сложно было представить такое решение в отношении Чайковского – любимца престола. Все расходы на погребение император повелел покрыть из своих собственых средств. В церемонии принимали участие два члeна царской семьи: принц Александр Ольденбургский (попечитель Училища правоведения) и великий князь Константин Константинович. Газеты рассказывали: «Стены собора не могли вместить всех желавших помолиться за упокой души Петра Ильича».
Читайте также: Актер сафронов биография личная жизньПохоронен Чайковский был в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.
Надгробие могилы Чайковского. Фото – Википедия
“С горничной Гашей я совершил преступление”. Тайны судьбы Льва Толстого
Биография
Петр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в поселке Воткинск, расположенном на территории современной Удмуртии. Его отцом стал Илья Петрович Чайковский, инженер, происходящий от казачьего рода Чаек, известного в Украине. Матерью будущего прославленного композитора стала Александра Андреевна Ассиер, прошедшая обучение в Училище женских сирот незадолго до cмepти отца. Александра Андреевна была обучена литературе, географии, арифметике, риторике и иностранным языкам.
На Урале семейство оказалось из-за того, что Илье Петровичу предложили должность руководителя Камско-Воткинского сталелитейного завода, который по тем временам был очень крупным предприятием. В Воткинске Чайковский-старший получил большой дом с прислугой и даже свое собственное войско, состоявшее из ста казаков. В этот дом нередко заглядывали дворяне, молодежь из столицы, английские инженеры и другие достопочтенные личности.
Петр Чайковский в юности
В своей семье Петр оказался вторым ребенком. У него также был старший брат Николай, младший брат Ипполит и младшая сестра Александра. В большом доме Чайковских жила не только сама семейная чета со своими детьми, но и многочисленные родственники Ильи Петровича. Для обучения детей из Санкт-Петербурга была вызвана гувернантка-француженка Фанни Дюрбах, которая впоследствии стала пpaктически члeном семьи Чайковских.
Музыка всегда была желанным гостем в родительском доме Петра Ильича. Его отец умел играть на флейте, матушка – на фортепиано и арфе, а также она весьма умело исполняла романсы. Гувернантка музыкальным образованием была обделена, однако тоже питала страсть к музыке. В доме Чайковских стоял оркестрион (механический орган) и рояль. Юный музыкант брал уроки игры на рояле у крепостной Марьи Пальчиковой, которая владела музыкальной грамотой.
Еще одним увлечением юного Чайковского, помимо изучения основ игры на рояле, стала поэзия. Петр с упоением сочинял на французском языке многочисленные стишки. Кроме того, он старался узнать все, что только можно, из биографии Людовика XVII. Благоговение перед этой исторической личностью он пронес через всю свою жизнь.
Петр Чайковский в молодости
В 1848 году Чайковские переехали в Москву, так как Илья Петрович ушел на пенсию и намеревался найти частную службу. Буквально через пару месяцев семейство снова переехало, на этот раз – в Санкт-Петербург. Там старших сыновей определили в пансион Шмеллинга.
В Санкт-Петербурге Петр Ильич продолжал обучаться музыке, а также ближе познакомился с балетом, оперой и симфоническим оркестром. Там же юноша переболел корью, из-за чего впоследствии у него периодически случались припадки.
Петр Чайковский с семьей
В 1849 году Николая Чайковского, старшего брата Петра, определили в Институт Корпуса горных инженеров, а остальные дети вместе с родителями вернулись на Урал, в город Алапаевск. Там глава семейства занял пост руководителя завода наследников Яковлева. Фанни Дюрбах к тому времени покинула семью Чайковских, и для подготовки подросшего Петра Ильича к получению дальнейшего образования была нанята другая гувернантка – Анастасия Петрова.
В том же году у юного музыканта появились еще два младших брата: близнецы Модест и Анатолий.
Образование и госслужба
Хотя молодой Петр Чайковский уже не первый год демонстрировал повышенный интерес к музыке, был в восторге от именитых опер и обожал ходить на балет, его родители вовсе не рассматривали музыку как достойную профессию для своего сына. Поначалу его хотели отправить в Институт Корпуса горных инженеров, как и старшего сына Николая, но потом отдали предпочтение Императорскому училищу правоведения, располагавшемуся в Санкт-Петербурге. Петр Ильич поступил в него в 1850 году.
В училище музыкант проучился вплоть до 1859 года. Первые годы учебы были для Чайковского самыми трудными: он тяжело переживал расставание с родными, которые не могли часто навещать его. А попечительство друга семьи Модеста Вакара было омрачено тем, что десятилетний Чайковский нечаянно занес в его дом скарлатину, из-за чего маленький сын Модеста скоропостижно скончался.
Петр Чайковский
В 1852 году, когда Илья Петрович оставил службу, вся семья переехала в Санкт-Петербург. В эти годы Петр Ильич активно знакомился с русской оперой и балетом, а также подружился с одноклассником, поэтом Алексеем Апухтиным, который оказал большое влияние на его взгляды и убеждения.
В 1854 году мать Чайковского скончалась после продолжительной борьбы с холерой. Илья Петрович распределил старших детей в образовательные учреждения закрытого типа, а с четырехлетними близнецами временно поселился у своего брата.
Портрет Петра Чайковского
В период с 1855 по 1858 годы Петр Ильич брал уроки игры на фортепиано у знаменитого немецкого пианиста Рудольфа Кюндингера. Его молодому Чайковскому нанял отец, но весной 1858 года уроки пришлось прекратить: из-за безуспешной аферы Илья Петрович потерял пpaктически все свои деньги, и платить зарубежному музыканту стало нечем. К счастью, вскоре Чайковскому-старшему предложили возглавить руководство Технологического института и предложили большую казенную квартиру, куда он переехал с детьми.
Учебу в Училище правоведения Петр Ильич завершил в 1859 году. Интересно, что он пользовался большой симпатией как со стороны учителей, так и со стороны других воспитанников училища. В отличие от многих других талантливых творческих деятелей, которые отличались нелюдимостью и слабой социализацией, Петр Чайковский комфортно чувствовал себя в обществе и прекрасно вписывался в любую компанию.
Петр Чайковский
По завершении учебы молодой человек получил работу в Министерстве юстиции. Там он занимался, чаще всего, ведением различных дел крестьян. В свободное время он продолжал ходить в оперный театр и заниматься музыкой. В 1861 году Петр Ильич впервые побывал за границей, посетив Гамбург, Берлин, Антверпен, Брюссель, Париж, Остенде и даже Лондон. К тому времени он прекрасно владел итальянским и французским, и потому смог сопровождать инженера Писарева В.В. (друга своего отца) в роли переводчика.
Творчество
Как ни удивительно, даже в 21-летнем возрасте Петр Ильич, получивший образование и заступивший на государственную службу, еще не помышлял толком о музыкальной карьере. Свое увлечение он, как и некогда родители, не воспринимал всерьез. Но, к счастью, отец будущего композитора Илья Петрович все же чувствовал, что его сыну суждено стать великим музыкантом.
Читайте также: Фото юлия шилова биография личная жизнь мужЧайковский-старший даже сходил к Рудольфу Кюндингеру, чтобы узнать его мнение относительно таланта своего сына. Немецкий пианист категорично заявил, что особых музыкальных способностей у Чайковского-младшего нет, да и 21 год – не тот возраст, чтобы начинать творческую карьеру. И сам Петр Ильич предложение отца совместить работу с получением музыкального образования поначалу воспринял как шутку.
Петр Чайковский пишет новое произведение
Но когда он узнал, что в Санкт-Петербурге открывается новая консерватория, руководить которой будет знаменитый Антон Рубинштейн, все в корне изменилось. Чайковский решил во что бы то ни стало поступить в Петербургскую консерваторию, что он и сделал, став одним из первых студентов этого образовательного учреждения по классу композиции. А вскоре после этого он и вовсе бросил юриспруденцию, решив, несмотря на появившиеся проблемы с деньгами, полностью посвятить себя музыке.
В качестве своей дипломной работы Петр Ильич написал кантату «К радости». Она была создана к русскоязычному переводу оды Фридриха Шиллера с тем же названием. На музыкантов Санкт-Петербурга кантата произвела плохое впечатление. Особенно резко выразился критик Цезарь Кюи, заявив, что как композитор Чайковский крайне слаб, а также обвинив его в консерватизме. И это при том, что для Петра Ильича музыка была свободой, а его кумирами были Бородин, Мусоргский, Балакирев – композиторы, не признававшие авторитетов и правил.
Портрет Петра Чайковского
Но подобная реакция вовсе не смутила молодого композитора. Получив свою заслуженную серебряную медаль об успешном завершении Петербургской консерватории, бывшую тогда высшей наградой, он с еще большим рвением и азapтом взялся за работу. В 1866 году композитор переехал в Москву по приглашению брата своего наставника. Николай Рубинштейн предложил ему работу профессора в Московской консерватории.
Расцвет карьеры
В Московской консерватории Чайковский показал себя как прекрасный преподаватель. Кроме того, он прикладывал немало усилий для качественной организации образовательного процесса. Поскольку достойных учебников для его студентов на тот момент существовало немного, композитор занялся переводами зарубежной литературы и даже созданием собственных методических материалов.
Впрочем, в 1878 году Петр Ильич, уставший разрываться между преподаванием и собственным творчеством, оставил свою должность. Его место занял Сергeй Танеев, ставший самым любимым учеником Чайковского. Сводить концы с концами Чайковскому помогала богатая покровительница Надежда фон Мекк. Будучи обеспеченной вдовой, она боготворила композитора и ежегодно предоставляла ему субсидии в размере 6000 рублей.
Петр Чайковский
Именно после переезда в Москву начался настоящий подъем творческой карьеры Петра Ильича Чайковского и произошел существенный рост его как композитора. В это время он познакомился с композиторами-участниками творческого содружества «Могучая кучка». По совету Милия Балакирева, главы содружества, Чайковский в 1869 году создал увертюру-фантазию по мотивам произведения Шекспира «Ромео и Джульетта».
В 1873 году Петр Ильич написал другое свое знаменитое произведение – симфоническую фантазию «Буря», идею для которой ему подсказал авторитетный в те времена музыкальный критик Владимир Стасов. Примерно тогда же Чайковский снова стал путешествовать, набираясь за рубежом вдохновения и используя запечатленные в памяти образы для формирования основы последующих своих творений.
В 1870-ые годы композитор написал такие произведения, как балет «Лебединое озеро», опера «Опричник», Концерт для фортепиано с оркестром, Вторая и Третья симфонии, фантазия «Франческа да Римини», опера «Евгений Онегин», фортепианный цикл «Времена года» и многие другие. В 1880-1890-ые годы Петр Чайковский еще чаще, чем ранее, ездил за границу, причем в подавляющем большинстве случаев – в рамках концертных поездок.
Во время таких поездок музыкант познакомился и подружился со многими музыкантами из Западной Европы: Густавом Малером, Артуром Никишем, Эдвардом Григом, Антонином Дворжаком и другими. Сам композитор во время концертов выступал как дирижер. В начале 1890-ых годов Чайковскому даже удалось побывать в США. Там его ждал ошеломляющий успех во время концерта, где Петр Ильич дирижировал свои же произведения. Написанные в пору творческой зрелости, они уже ни у кого не вызывали сомнений в таланте композитора.
Последние годы перед своей кончиной Чайковский провел в окрестностях городка Клин под Москвой. Там же он договорился об открытии школы, недовольный качеством жизни местных крестьян, и жертвовал деньги на ее содержание. В 1885 году он помогал клиновцам бороться с пожаром, из-за которого в городе сгорело несколько десятков домов.
В этот период своей жизни композитор написал балет «Щелкунчик», оперу «Пиковая дама», увертюру «Гамлет», оперу «Иоланта», Пятую симфонию. Тогда же было подтверждено международное признание таланта Петра Ильича: в 1892 году его избрали члeном-корреспондентом Академии изящных искусств в Париже, а в 1893 году – почетным доктором университета в Кембридже.
Чайковский скончался 6 ноября 1893 года от холеры. Его отпевали в Казанском соборе, а похоронили в Некрополе мастеров искусств.
Личная жизнь
Сохранилось немало фото, где Петр Чайковский запечатлен в более чем благопристойном виде со своими друзьями-мужчинами. Ориентация композитора еще при его жизни становилась предметом для пересудов: некоторые обвиняли музыканта в том, что он гомоceкcуалист. Предполагалось, что его мужчины (мужчины, к которым он испытывал платоническую привязанность) – это Иосиф Котек, Владимир Давыдов и даже братья Алексей и Михаил Сафроновы.
Петр Чайковский с Иосифом Котеком (слева) и Владимиром Давыдовым (справа)
Сложно судить, есть ли доподлинные доказательства того, что композитор любил мужчин. Его связи с упомянутыми выше личностями вполне могли быть и просто дружескими. Как бы то ни было, женщины в судьбе Чайковского тоже были, хотя некоторые исследователи утверждают, что так композитор пытался скрыть, что он гeй.
Петр Чайковский с женой Антониной Милюковой
Так, несостоявшейся женой Петра Ильича стала молодая французская примадонна Арто Дезире, которая предпочла ему испанца Мариана Падилью. А в 1877 году его официальной женой стала Антонина Милюкова, которая была младше новоиспеченного супруга на восемь лет. Впрочем, этот бpaк продлился всего несколько недель, хотя официально Антонина и Петр так и не развелись.
Стоит напомнить и о его связи с Надеждой фон Мекк, которая преклонялась перед талантом композитора и долгие годы поддерживала его материально.