Коненков биография личная жизнь
Известный скульптор, художник Коненков Сергeй Тимофеевич – один из ярких представителей русской культуры. Именно ему удалось оживить образы русской сказки. Дерево как исконный материал русского творчества Коненков успешно возродил в своих творениях.
Биография
Скульптор был рожден 28 июля по старому стилю (10 июля – по новому). Местом его рождения стала деревня Каpaковичи, что расположена в Смоленской губернии (сейчас это Смоленская область, Ельнинский район). Семья была достаточно зажиточной, хоть и являлась крестьянской. Мать Коненкова Сергея Тимофеевича умерла, когда мальчику было четыре года. После ее cмepти он рос в доме своего дяди, который достаточно рано заметил необычные способности племянника.
По решению дяди Сергeй был отправлен на обучение в прогимназию. Она располагалась в городе Рославле. Именно там стали проявляться первые достижения в живописи. Окончив курс, он жил в семье знакомых дяди – помещиков Смирновых. За время проживания у них он наравне с их сыном получал знания от домашних учителей. После проведения выпускных экзаменов Коненков Сергeй Тимофеевич уехал в Москву, где прошел вступительные экзамены в училище ваяния и зодчества. Но после вступительных экзаменов выяснилось, что он был зачислен на отделение скульптуры. Так как юноша не мог ни у кого просить помощи, ему пришлось совмещать учебу и работу. Он берется за частные заказы. Одним из таких становится оформление фасада. Дом принадлежал чаеторговцу Перлову. Сергeй Тимофеевич также создает эскизы оформления хлебного магазина.
В дальнейшем Коненков Сергeй Тимофеевич, биография которого весьма интересна, путешествовал по таким странам, как Германия, Франция, Италия, в 1897 году. Его покорили творения Родена. В поездке Коненков много рисует и лепит. После поездки он создает свою первую работу — «Камнебоец» (в 1898 году), которую впоследствии отливает в бронзе.
Далее Сергeй Тимофеевич решает продолжить свое обучение. Для этого он выбирает Санкт-Петербургское высшее художественное училище.
Но обучение стало одним их непростых этапов в жизни скульптора. Источником конфликтов в академии нередко становился сам Коненков Сергeй Тимофеевич. Скульптуры молодого человека зачастую выполнялись в духе роденовских произведений, что не всегда устраивало его наставников. А его выпускная работа – статуя «Самсон» – вызвала бурю эмоций и ожесточенную дискуссию профессоров. Избыток экспрессии, модернистский подход к интерпретации сюжета, отступление от классических пропорций – все это привело к неоднозначной оценке работы Коненкова.
Скульптор скончался в 1971 году, причиной тому стало воспаление легких. Похоронен Сергeй Тимофеевич в Москве. Место захоронения – Новодевичье кладбище.
Скульптор и революция
В 1905 году, во время начала революции, Коненков Сергeй Тимофеевич находился в Москве. И принимал в ней непосредственное участие. Организовывал боевые дружины, сражался на баррикадах.
Эта деятельность нашла отражение в его творчестве. Им была создана серия портретных полотен «Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин», «Славянин», «Крестьянин», «Нике».
Коненков Сергeй Тимофеевич: личная жизнь
В отличие от творчества личная жизнь скульптора складывалась не так просто. Первой его супругой стала Татьяна Коняева. Она была натурщицей. Татьяна стала постоянной моделью для его произведений. Благодаря Коняевой он создал лучшее из своих произведений – «Нике». В бpaке у супругов родились двое детей. Однако продлился он недолго.
По прошествии десяти лет Сергeй Тимофеевич встретил другую женщину по имени Маргарита Воронцова. В начале 1922 года они обвенчались. А в 1923 году супруги отправились в Америку. Там они приняли участие в выставке советского искусства. В этой стране пользуются большим успехом произведения, которые создает Коненков Сергeй Тимофеевич. Скульптуры, моделью для которых была его супруга Маргарита, особенно популярны. Этими произведениями являются «Струя воды», «Вакханка», «Бабочка», «Магнолия».
Совместных детей у них не родилось. Подробности своей личной жизни Сергeй Тимофеевич не разглашал, по этой причине отношения между Сергеем и Маргаритой и период их проживания в Америке стали источником различных домыслов и легенд.
Творчество
Коненков мастерил из разных материалов. Он создал целые серии деревянных работ. В 1909-1910 годах в творчестве скульптора оживают образы русских сказок, былин и языческой мифологии. «Старички-полевички», «Лесовики», «Великосил», «Стрибог», «Еруслан Лазаревич» изваяны из дерева. Их формы Коненков находил и выявлял в самой структуре древесного ствола. Интересна также серия женских скульптур: «Крылатая» (1913 год), «Жар-птица» (1915 год), «Кариатида» (1918 год) – все эти работы вошли в эту серию. Выполнена так называемая греческая серия, с такими работами, как «Юноша» и «Горус». Революционный период отмечен созданием барельефа «Павшим в борьбе за мир и братство народов». Ему принадлежат портретные работы Тургенева, Маяковского, Циолковского.
Все работы – дело рук такого замечательного мастера, как Коненков Сергeй Тимофеевич. Творчество этого талантливого человека нашло свое выражение в бронзе, дереве, камне, барельефах, скульптурах и полотнах. Они отражали различные этапы жизни и времени, в котором существовал скульптор.
Интересные факты
В 1935 году Коненков Сергeй Тимофеевич получает заказ на изготовление бюcта А. Эйнштейна.
В год возвращения супругов в Москву из Нью-Йорка (1945-й) по личному распоряжению И. С. Сталина был выделен пароход для перевозки всех работ скульптора. Позднее многие из гипсовых работ были выполнены в бронзе и камне.
Награды, премии
• 1951 г. – вручение Сталинской премии («Марфинька» и «Ниночка»).
• 1955 г. – присвоение статуса народного художника РСФСР.
• 1958 г. – получение статуса народного художника СССР.
• 1964 г. – получение звания Героя Социалистического Труда.
• 1955, 1964 гг. – вручение орденов Ленина.
Читайте также: Малинин биография личная жизньС 1964 года почетным гражданином города Смоленска является не кто иной, как Коненков Сергeй Тимофеевич. Творчество скульптора отмечено множеством наград, медалей и премий.
Память
К столетнему юбилею Сергея Тимофеевича в 1974 году открыта мемориальная мастерская-музей. Ее интерьер выполнен по эскизам Сергея Тимофеевича. В Смоленске также существует музей скульптуры, носящий его имя. В память о Коненкове в 1973 году была выпущена почтовая марка с изображением портрета Сергея Тимофеевича. Улицы в таких городах, как Москва, Рославль, Смоленск, Донецк, приобрели названия в честь скульптора.
Такой талантливый человек, как Коненков Сергeй Тимофеевич, краткая биография которого раскрывает перед нами его жизнь, стал одним из лучших скульпторов и художников нашей страны.
Как правило, люди искусства в советское время иммигрировав из Страны Советов за бугор, начинали клеймить вдоль и поперек и Советскую власть, и строй, и саму жизнь в молодом государстве. Почему этого не делал Сергeй Коненков – известный российский скульптор, живя 20 лет в Америке. И почему, после войны сам Сталин отправил к берегам США пароход, чтобы доставить скульптора и его супругу в Москву, почему, так называемому невозвращенцу, были присвоены высокие звания государства. И еще немало «почему» из жизни художника далее – в обзоре.
Бюст Сергея Коненкова.
Жизнь Народного художника СССР, Героя Соцтруда, лауреата Ленинской премии Сергея Коненкова была овеяна тайнами и загадками, некоторые из которых и по сей день не раскрыты. А на рубеже 19-20 столетия скульптора за его талант называли русским Роденом.
Во время еще первой революции Коненков на свои средства закупал браунинги для рабочих бригад и сам выходил сражаться на баррикады Москвы. И одновременно в своей мастерской ваял скульптор образы, которые были воплощением его мечты о свободе и равенстве. Поэтому, грянувшую октябрьскую революцию 1917 года встретил с воодушевлением и сразу же стал активистом по внедрению ленинского плана художественной пропаганды в массы. Даже встречался не раз с вождем пролетариата.
«Роден-невозвращенец».
Портрет Сергея Коненкова.
Однако принятие идей социализма никак не мешали Коненкову вести богемный образ жизни. В его мастерской, которая в Москве слыла модным светским салоном, нередко собиралась, оставшиеся в России представители интеллигенции. Некоторые писатели, поэты, художники считали мастерскую Коненкова своим вторым домом и частенько захаживали туда. И это продолжалось до тех пор, пока скульптор вполне легально не выехал в 1923 году в Америку. Именно в декабре того года была организована в США выставка работ русских художников и скульпторов.
Мебель
По окончанию выставки Коненков с женой в Россию не вернулись, оставшись в Америке на 20 с лишним лет. К его прозвищу «Роден» теперь уже приклеилось хлесткое «невозвращенец». Успокаивало лишь одно – Советскую власть скульптор не клеймил за океаном, как другие бежавшие отщепенцы.
Сергeй Коненков среди своих работ.
Жизнь в Америке сделала его модным скульптором, заказов было предостаточно, чтобы не бедствовать. Там художник по-прежнему вел богемный образ жизни. Хотя многие считали Коненкова чудаком, скупавшим пни, которые потом перевоплощал в сказочных героев и эксклюзивную мебель. Это были кресла в виде лебедей, изогнувших длинные шеи, столы с сидящими на них разными зверушками. И, казалось, что такие гарнитуры создавала сама природа.
Маргарита Коненкова.
В элитной мастерской скульптора снова было людно, только теперь уже здесь собирался цвет русской эмиграции и представители от науки. Нужно заметить, что многие были очарованы молодой супругой художника, которая была моложе его на 22 года. В Маргариту были влюблены и Шаляпин, и Рахманинов и немало других.
Бюст Альберта Энштейна. Скульптор: Сергeй Коненков.
Как-то в средине 30-х от Принстонского университета поступил заказ Коненкову на создание бюcта знаменитого ученого физика-атомщика Альберта Эйнштейна. Во время сеансов позирования и состоялось знакомство ученого с женой скульптора. Какая-то невероятная сила притянула взгляды Маргариты и Альберта и, как тогда казалось, зажгла искру любви. Позже об их взаимоотношениях немало лет ходили слухи. Марго стала музой ученого, а через время и любовницей.
Но, что было удивительно больше всего, Коненков, за спиной которого буквально кипели страсти, довольно спокойно относился к увлечению своей молодой жены. И что было не менее поразительным в этой истории, так это то, что после Великой Победы 1945-го Сталин лично распорядился отправить в Америку за супругами Коненковыми пароход «Смольный». Для того, чтобы переправить в Союз скульптора, все его работы, вещи и даже сказочную мебель из пней.
Сергeй Коненков.
Интрига продолжалась… И то, что случилось дальше, не менее было удивительным, нежели предыдущие события. Чете Коненковых власти выделили жилье недалеко от Кремля с огромной мастерской, где скульптор мог создавать большие проекты.Неслыханная щедрость Сталина, поразила всех, даже его приближенных. Ведь за перебежчиками могли по тем временам отправить только ликвидационную бригаду, но никак не пароход, чтобы с почестями ввезти в страну.
Приоткрывая завесу тайны
Свет на эти загадку пролил намного позже начальник Четвертого (диверсионно-разведывательного) управления НКВД генерал-лейтенант Павел Судоплатов, знаменитый «ликвидатор» тех времен, написав книгу «Разведка и Кремль». В ней то и таились основные причины, из-за которых Коненковы были обласканы Советской властью после возвращения.
Маргарита Коненкова.
«Жена известного скульптора Коненкова, наш проверенный агент, сблизилась с крупнейшими физиками Оппенгeймером и Эйнштейном в Принстоне. Она сумела очаровать ближайшее окружение Оппенгeймера. После того как Оппенгeймер прервал связи с американской компартией, Коненкова постоянно влияла на Оппенгeймера и еще ранее уговорила его взять на работу специалистов, известных своими левыми убеждениями, на разработку которых уже были нацелены наши нелегалы и агентура… Существенной была роль в разведывательной операции по выходу на близкие к Эйнштейну круги ученых-специалистов, занятых разработкой в то время никому не известного «сверхоружия». Через супругов Коненковых к нам поступала важная информация о перспективах нового «сверхоружия», обсуждавшихся в Принстоне при участии Ферми и Оппенгeймера.»
Читайте также: Ольга понизова биография личная жизньМаргарита Коненкова и Альберт Энштейн.
Теперь как будто становилось все на свои места, и многое становилось понятным. И то, что модная мастерская знаменитого скульптора была лишь прикрытием. И то, что советская разведчица Маргарита Коненкова была ключевым звеном в раскрытии суперсекретного «сверхоружия» – атомной бомбы. И то, почему Сергeй Коненков так хладнокровно относился к любовным связям своей жены. Все это и многое другое можно узнать из мемуаров Судоплатова.
Загадки продолжаются
Однако и здесь было не все так просто. Ведь в те годы человеческие жизни были обесценены. И немало разведчиков работающих в «Атомном проекте», возвращаясь в Союз, попадали прямиком … в тюрьмы. Или сразу же ставились к стенке. И теперь уж совсем непонятно за, что была оказана такая честь именно Маргарите Коненковой? И почему сам Иосиф Виссарионович лично был заинтересован в Коненковых? Ведь разведкой-то занимался Берия.
Скульптуры Сергея Коненкова.
Свет на это «почему» проливают архивные письма Коненкова к Сталину из Америки, которые скульптор начал писать «отцу всех народов» перед самой войной. Сергeй Тимофеевич Коненков, живя в США, не только создавал свои скульптуры, да жене-разведчице содействовал. Он еще увлекался теософией и занимался пророчеством. Еще в 30-х с большим рвением ударился в изучение библейских писаний, древних тpaктатов астрономов и теологов. Особенно Коненков заинтересовался «Апокалипсисом», самой загадочной книгой Нового завета, пророчащей конец света. Ее-то и пытался расшифровать скульптор всю свою последующую жизнь.
По его подсчетам, согласно всем источникам, получалось, что конец света начался еще в 1874 году. И так как это процесс, сильно растянутый во времени, его конечная точка так и не была обнародована скульптором. К слову, в свое время Исаак Ньютон конечной точкой назвал 2060 год.
Фантастические картины-шифровки Сергея Коненкова из цикла «КОСМОГОНИЯ».
А тогда в конце 30-х Коненков забросил все свои работы начал рисовать странные космические картины, которые не расшифрованы и по сей день. На карты звездного неба он накладывал карты земли и видел, то что не смог увидеть никто другой. Позже свои пророчества-предупреждения Коненков посылал в Москву Сталину, прикладывая к ним загадочные карты и фотографии. В этих письмах он пророчил большую войну, несмотря на подписанный договор о мире, и умолял чтобы все готовились к неизбежному. Предрек он Сталину и победу над Германией.
И скорее всего этот неожиданно открывшийся дар был причиной тому, что Сталин проявил личный интерес к семье Коненковых. Дал пророку сталинскую премию, удостоил званий, обеспечил всем необходимым и поселил возле Кремля, чтобы был под присмотром.
Скульптуры Сергея Коненкова.
И, что удивительно, себе Сергeй Тимофеевич напророчил 100 лет жизни. И прожил бы их, если б не роковая поездка в санаторий, где по-недосмотру персонала подхватил воспаление легких. Два с половиной года не дожил до 100-летнего юбилея скульптор Коненков. Он скончался в 1971 году, на девять лет своего супруга пережила Маргарита Коненкова. Ей было 85.
В продолжении темы о сталинских временах рассказ об его любимом художникеАлександре Герасимове, который втайне писал картины в жанре «ню».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Сергeй Тимофе́евич Конёнков (10 июля 1874 — 9 декабря 1971) — русский и советский скульптор.
Действительный члeн Академии художеств (1916).
Академик АХ СССР (1954; члeн-корреспондент 1947). Народный художник СССР (1958). Герой Социалистического Труда (1964). Лауреат Ленинской премии (1957) и Сталинской премии третьей степени (1951).
Ещё до революции Конёнкова называли «русским Роденом».
Конёнков родился 28 июня (10 июля) 1874 года в селе Каpaковичи (ныне Рославльского района Смоленской области) в крестьянской семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а позднее в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге у профессора В. А. Беклемишева. Дипломная работа Конёнкова «Самсон, разрывающий узы» показалась слишком революционной и по распоряжению чиновников Академии художеств была уничтожена.
В 1897 году посещает Францию, Италию, Германию. В конце XIX века выступил с реалистической скульптурой «Камнебоец».
Революционные события 1905 года застали Конёнкова в Москве (Во время Декабрьского восстания 1905 года в Москве Сергeй Коненков комaндовал одной из летучих дружин боевиков). Под впечатлением событий, он создаёт цикл портретов участников боёв на Пресне («Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин»).
Конёнков оформляет кафе Филиппова на Тверской (1905), создаёт барельеф «Пиршество» (1910).
Конёнков работает над «лесной серией», в которой широко использует дерево, применяя различные приёмы обработки. Для него лес — это воплощение стихийных сил природы, символ красоты. Он творчески переосмысливает образы старинных преданий, использует приёмы народной резьбы. К серии принадлежат такие работы как «Старенький старичок» (1909), «Старичок-полевичок» (1909), «Стрибог» (1910), «Вещая старушка» (1916), «Дядя Григорий» (1916), «Нищая братия» (1918).
Прообразом лица, изображённого в скульптуре «Вещая старушка», Конёнкову послужила чрезвычайно популярная в 1915—1916 годах русская сказительница былин и сказов М. Д. Кривополенова, простая пинежская крестьянка, удивившая Россию своим природным талантом.
Параллельно с «лесным циклом» Конёнков работает над «греческим циклом» (работы «Юноша» и «Горус»).
Читайте также: Зинаида кириенко биография личная жизнь детиКонёнков одним из первых среди русских скульпторов рубежа 19-20 веков обращается к изображению обнажённого женского тела. Его работы часто выдержаны в традициях русского народного искусства, деревянной резьбы. («Крылатая» (1913), «Жар-птица» (1915), «Кариатида» (1918).
Скульптор поддержал Октябрьскую революцию, участвовал в реализации плана «монументальной пропаганды». Его стремление к монументальности стало преобладающей тенденцией в искусстве тех лет. Поиски новых форм отразились в работах 1918—1919 годов: барельефе «Павшим в борьбе за мир и братство народов» для Кремлёвской стены и памятнике «Степан Разин» для Красной площади. В 1923 году принимал участие в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве.
В 1922 году Конёнков женится на Маргарите Ивановне Воронцовой.
В конце 1923 года Конёнков с женой отправляются в США для участия в выставке русского и советского искусства. Предполагалось, что поездка продлится только несколько месяцев, однако возвращение на родину состоялось только через 22 года. Основное место жительства и работы в этот период — Нью-Йорк.
В 1928—1929 годах Конёнков совершает поездку в Италию, где встречается с А. М. Горьким и работает над его портретом. В Риме проходит его персональная выставка.
К американскому периоду творчества относятся рисунки Конёнкова, связанные с размышлениями на темы Библии, «Апокалипсиса». Художник изображает Христа, пророков и апостолов, создаёт эскизы к космогониям.
В 1935 году администрация Принстонского университета заказала Сергею Конёнкову бюcт учёного А. Эйнштейна. Великий физик с уважением относился к творчеству русского скульптора, но с ещё большим вниманием — к жене Конёнкова, Маргарите. Маргарита была также знакома с Робертом Оппенгeймером, «отцом американской атомной бомбы».
Во время Второй мировой войны Конёнков был члeном Комитета помощи России. Получили известность письма пророческого хаpaктера, которые накануне войны Конёнков писал И. В. Сталину
По личному приказанию И. В. Сталина в 1945 году был зафрахтован пароход «Смольный», на котором Конёнкова и все его работы перевезли в СССР. Многие авторские гипсы были затем переведены в материал.
Скульптор получил мастерскую на улице Горького в Москве.
В 1965 году в здании Московского дома художника на Кузнецком Мосту состоялась выставка работ Конёнкова, приуроченная к 90-летию со дня его рождения.
По воспоминаниям М. П. Лобанова:
Довелось мне быть однажды вместе со школьниками у Конёнкова, в его мастерской на углу улицы Горького и Тверского бульвара. Колоритный старец показывал детям свои извлечённые им из дерева чудеса: всяких лесовиков, полевичков, зверушек, лесную нечисть, рассказывал, как в детстве любил слушать старого пасечника, изображал, как тот вытаскивал из бороды запутавшихся в ней пчёл. И в конце встречи Сергeй Тимофеевич угостил нас редкостным зрелищем. В то время он работал над проектом памятника Ленину, который, по его замыслу, должен был представлять установленную на Воробьёвых горах высоченную фигуру вождя, с протянутой рукой вращающуюся в течение суток вокруг своей оси вслед за движущимся солнцем. «Степан! Заводи!» — раздался вдруг громкий голос Сергея Тимофеевича, и тотчас же откуда-то из дверей выбежал похожий на обломовского Захара нечёсаный мужик, включил что-то в памятнике, агрегат загрохотал, и Владимир Ильич медленно задвигался вокруг своей оси, к восхищению школьников.
Сергeй Конёнков автор портретов И. С. Тургенева, В. В. Маяковского, К. Э. Циолковского, Н. Д. Зелинского, памятников А. С. Пушкину, Л. Н. Толстому, В. И. Сурикову, надгробия М. М. Пришвину.
Скульптор также выполнил обещание, данное Горькому во время их встречи в Италии, и создал портрет внучки писателя Марфы, её дочери Нины и матери — Надежды Алексеевны Пешковой, объединив их в цикл «Три возраста» (скульптурные портреты «Марфинька» и «Ниночка»).
В галерее портретов особое место занимают изображения композиторов, в том числе И. С. Баха и Н. Паганини.
Из невоплощённых работ — проект памятника Александру II.
С. Т. Конёнков умер 9 декабря 1971 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8). На могиле установлен знаменитый автопортрет Конёнкова, за который он был удостоен Ленинской премии.
Награды и премии
- Герой Социалистического Труда (10.07.1964)
- народный художник РСФСР (1955)
- народный художник СССР (1958)
- действительный члeн АХ СССР (1954)
- Ленинская премия (1957) — за скульптуру «Автопортрет»
- Сталинская премия третьей степени (1951) — за скульптурные портреты «Марфинька» и «Ниночка»
- два ордена Ленина (17.01.1956; 10.07.1964)
- медали
- Почётный гражданин Смоленска (1964)
Работы Сергея Конёнкова
Атланты, 1893Кора, 1912Юная, 1916Купальщица, 1917Нищая Братия, 1917
Память
- В 1974 году, к столетию скульптора, в Москве, в доме, где он прожил свои последние 24 года, был открыт музей, названный Мемориальный музей-мастерская Конёнкова. В него входят собственно мастерская, где работал мастер, его квартира, кабинет, а также холл и вестибюль. Интерьер выполнен по проекту Конёнкова.
- На стене музея установлена мемориальная доска-барельеф
- Также именем Конёнкова названы улицы в Москве, Смоленске, Рославле, Новошахтинске.
- Смоленский музей изобразительных искусств имени С. Т. Конёнкова.
Вход в Дом-Музей в МосквеМогила С. Т. Конёнкова на Новодевичьем кладбище в МосквеМузей скульптуры Сергея Конёнкова в СмоленскеПочтовая марка СССР, 1973 год: портрет Конёнкова, художник Корин, Павел ДмитриевичБюст Коненкова в Смоленске
Художественные образы
Телесериал “Эйнштейн. Теория любви” (2013) – Александр Балуев
: СкульпторыДеятели искусства : Советские скульпторыСоветские деятели искусстваРусские скульпторыРусские деятели искусстваСССРРусскиеСкульпторы XX векаДеятели искусства XX векаРусские скульпторы XX векаРусские деятели искусства XX векаXX век