Асмус ирина биография личная жизнь
Биография
Ирина Асмус являлась разносторонней артисткой — работала как в цирке и театре, так в кино и на телевидении. Озорная и веселая клоунесса была известна советским зрителям всех возрастов как Ириска. Несмотря на то, что в ее биографии было немало трудностей, женщина не прекращала радовать аудиторию до конца своих дней.
Детство и юность
Асмус Ирина Павловна появилась на свет перед началом Великой Отечественной войны — 28 апреля 1941 года в Ленинграде. Она еще в молодости мечтала о работе, связанной с перевоплощением в разные образы, однако не могла решить, какая площадка ей ближе — съемочная, цирковая или театральная. К тому же из-за постоянных переездов вместе с семьей она не могла ходить в один кружок длительное время.
Ирина Асмус в молодости (кадр из фильма “Новые похождения кота в сапогах”)
Завершив учебу в школе, Ирина сдала вступительные экзамены в хореографическое училище Большого театра, но ее маленький рост и вес стали препятствием в этом начинании.
На дворе стояла середина 50-х годов, советский цирк набирал большую популярность. Исходя из этого, артистичная дeвyшка приняла решение покорить иную приемную комиссию, исполнив песню и танец. Так Асмус и стала студенткой Государственного училища эстрадного и циркового искусства.
Цирк и телевидение
В 1958-м на советские экраны вышла телевизионная сказка “Новые похождения кота в сапогах”, в которой Ирина исполнила эпизодическую роль. Этот проект положил начало фильмографии юной актрисы.
Окончив училище, дeвyшка поступила в цирк. Она не боялась прыгать на скакалке, взбираться под купол, ходить по канату и кататься на мотоцикле. Особенно удачно Ирине удавались выступления в жанре эквилибристика. К сожалению, во время одной из тренировок Асмус получила травму, после которой врачи сообщили ей о необходимости отказаться от выступлений.
Ирина Асмус и Николай Боярский (кадр из фильма “12 стульев”)
Девушка расстроилась, но грустила недолго — она решила испытать свои силы в театральном искусстве, поступив в ленинградскую студию Театра юного зрителя. Благодаря внешним данным ее амплуа было понятно сразу — Ирина играла в основном юношей и подростков. Однако вскоре стало ясно, что ученица может справиться не только с травести-жанром, но и с трагическими и комедийными ролями.
Позже Асмус пригласили в театр имени Комиссаржевской, где дeвyшка приняла участие в таких постановках, как “Принц и нищий”, “Золушка”, “Ромео и Джульетта”. Местные печатные издания начали публиковать фото с восходящей звездой и называть ее ведущей актрисой. При этом Ирина никак не могла забыть арену цирка. Она наловчилась совмещать две работы — в театре на время новогодних и детских праздников, а также в цирке на Фонтанке, куда дeвyшка отпрашивалась после окончания основной деятельности.
Ирина Асмус и Нина Шаролапова (кадр из фильма “Старая крепость”)
На представлениях Асмус перевоплощалась в Незнайку, старуху Шапокляк, Вольку из “Старика Хоттабыча”. Дети из зрительного зала тогда представить не могли, что скоро она станет их любимой телевизионной клоунессой. Игра в театре не могла полностью удовлетворить артистку, она не переставая думала о манеже. Арена так влекла ее, что дeвyшка сделала роковой выбор — оставила театральные подмостки и вернулась к постоянной загруженности в цирке.
В 1977 году на советские экраны вышла детская передача “АБВГДейка”, которая была направлена на то, чтобы обучить детей алфавиту. Каждый выпуск посвящен отдельной букве, которую зрители учили вместе с клоунами. Асмус играла героиню по имени Ириска, которая выглядела как Пеппи Длинныйчулок: две торчащие в разные стороны рыжие косички, озорная кепка, мешковатый комбинезон и задорные веснушки. Любимцами зрителей стали клоуны Клепа и Ириска.
Ирина Асмус на арене цирка
Впоследствии “АБВГДейка” завоевала всесоюзную известность, а слава ведущих затмила даже популярность киноартистов. Таким образом, 37-летняя Ирина обрела славу и любовь аудитории. К сожалению, современные зрители мало знакомы с творчеством женщины, сейчас она ассоциируется в основном со своей однофамилицей — подающей большие надежды актрисой Кристиной Асмус, хотя на самом деле между ними никакого родства нет. Их фамилия относится к немецкой национальности.
Вместе с деятельностью в телепередаче клоунесса продолжала работать в цирке. Это продолжалось 8 лет, до тех пор, пока в 1986-м не набрали новый ведущих популярной программы.
Ирина Асмус в образе Ириски и Сергeй Балабанов в образе Клепы (кадр из передачи “АБВГДейка”)
Клоун-женщина — действительно редкое явление. Быть смешным и не вызывать к себе жалость — не самая простая работа, но Ирине Асмус это удавалось с легкостью. Она, выступая пpaктически без грима, не разрывая свою одежду и не кувыркаясь, как это делают другие профессионалы, веселила аудиторию, но не унижала себя. Образ на арене соответствовал тому, что был в “АБВГДейке”. Все свои цирковые представления женщина придумывала сама.
Один из успешных номеров высмеивал обыденность советских представительниц слабого пола, которые нагружали себя покупками после работы и больше не выглядели так хрупко и нежно, как утром, только выйдя из дома. Ирина представала на арене в образе элегантной танцующей дамы, которая с каждым взваленным на себя пакетом или сумкой теряла ухоженный внешний вид — ее одежда начинала рваться, волосы — растрепываться.
Читайте также: Стас михайлов биография личная жизнь жена фотоИрина Асмус – “Песня Ириски”
Клоунессе удавалось быть одновременно самой собой и каждым из присутствующих в зале людей. По этой причине аудитория так любила Ириску и часто бросали на арену цветы и конфеты прямо во время выступления.
В образе клоуна Асмус не останавливалась, она мечтала совершать полеты под самый купол цирка. В ее творческом репертуаре появился номер, в который входили элементы эквилибристики. Он получил название “Танец на абажуре” и подразумевал под собой финальный прыжок головой вниз, совершенный с помощью машинки вращения. Впоследствии он и стал причиной cмepти талантливой клоунессы.
Личная жизнь
О личной жизни Асмус известно не так много. Талантливая женщина состояла в официальном бpaке 3 раза. Ее первым мужем стал актер кино и театра Александр Хочинский, который получил известность после выхода фильма “Бумбараш”. Вторым избранником был инспектор манежа, который отвечал за судьбоносный трюк, приведший к падению Ирины, а третьим — цирковой артист Михаил Сычев, за которого Асмус вышла замуж в 1967-м.
Михаил Сычев и Ирина Асмус с сыном Андреем / Красота мира
У актрисы есть сын по имени Андрей, который занимается операторской деятельностью на различных мероприятиях и живет в Санкт-Петербурге. Несмотря на то, что у него отчество Михайлович, Сычев не является его родным отцом. Когда Андрею было 19 лет, он отправился на службу в город Гомель, в котором и погибла его мать. Возможно, именно из-за желания увидеть ребенка советская артистка выступала в белорусском цирке, где и произошла трагедия.
Смерть
Когда на дворе стоял 1986 год, Ириска достигла cyмacшедшей популярности благодаря участию в телепередаче и своим репризам. В это время она добилась поездки в Белоруссию, где 15 марта выступала на арене гомельского цирка.
Документальный фильм “Под куполом цирка Смертельный номер”
В момент исполнения “Танца на абажуре” машинка вращения сломалась, и 44-летняя Ирина Асмус скончалась на глазах у переполненного зрительного зала. Последнее возвращение в цирк для женщины стало роковым.
Похороны известной артистки прошли в Санкт-Петербурге, ее могила расположена на Большеохтинском кладбище. Впоследствии о жизни, творчестве и гибели Ириски сняли документальный фильм “Смертельный номер”.
Фильмография
- 1958 – “Новые похождения Кота в сапогах”
- 1966 – “12 стульев”
- 1966 – “Элиза Дулиттл”
- 1973 – “Старая крепость”
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 декабря 2018; проверки требуют 11 правок.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Асмус.
Ири́на Па́вловна А́смус (28 апреля 1941, Ленинград — 15 марта 1986, Гомель) — советская цирковая артистка, клоунесса, известная по роли Ириски в телевизионной передаче «АБВГДейка».
Биография[править | править код]
Детство Ирины проходило в тяжёлые военные и послевоенные годы, однако, несмотря на это, она хотела стать артисткой, но долго не могла решить какой — её притягивало и драматическое искусство, и цирк, и эстрада. Семья её часто переезжала из города в город, так что постоянно ходить в какой-либо кружок Ирина не могла и довольствовалась случайными занятиями.
Когда пришло время определяться, Асмус первоначально хотела поступать в хореографическое училище Большого театра и почти поступила. Приёмная комиссия сообщила ей о том, что она действительно талантлива и её берут, но, учитывая её рост, она никогда не сможет стать примой и грандиозного успеха ей не добиться[1]. В результате Ирина изменила своё решение и отправилась учиться в Государственное училище циркового и эстрадного искусства.
По окончании училища она работала в цирке как эквилибристка на першах под руководством Леонида Костюка. На одной из тренировок она получила серьёзную травму, не позволявшую ей продолжить выступления в цирке, и решила поступить в драматическую студию Ленинградского театра юного зрителя, играла в амплуа травести.
Затем она перешла в Театр имени В. Ф. Комиссаржевской, где играла Золушку, принцессу Елизавету из «Принца и нищего», Раймонду из «Романтики для взрослых», Джульетту и другие роли.
Затем Ирина Асмус вернулась в цирк, но уже в качестве клоуна, выступала в сольных номерах под сценическим псевдонимом Ириска.
В 1977 году Ириска начала сниматься в телевизионной передаче «АБВГДейка» под тем же псевдонимом. Именно эта роль и принесла артистке наибольшую известность в СССР. В 1985 году Ирина Асмус в «АБВГДейке» была заменена другой исполнительницей, значительно моложе Ирины.
В марте 1986 года Ирина Асмус выехала с цирковыми гастролями в Гомель. На выступлении 15 марта на арене Гомельского цирка при подъёме на шейной петле под купол цирка сломался механизм машинки вращения для виса в зубах («зубник»), что привело к падению с восьмиметровой высоты (по другим данным, с двенадцатиметровой[1][2]) и трагической гибели артистки.Читайте также: Певица вероника круглова биография личная жизнь
Ирина Павловна Асмус похоронена на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге.
Надгробный памятник И. П. Асмус на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга.
Личная жизнь[править | править код]
- Первый муж — Александр Хочинский;
- Вторым супругом клоунессы стал инспектор манежа, в свое время поставивший роковой трюк. Причины развода женщина не озвучивала, а бывший муж на эту тему рассказать ничего не смог. Есть информация, что накануне гибели актрисы у них состоялся неприятный телефонный разговор на тему имущества[1].
- Сын — Андрей Асмус (род. 1967). Живёт в Санкт-Петербурге, работает кинооператором[2].
- Третий муж — Михаил Сычев, также артист цирка. С ним Ирина оформила отношения в 1967 году. Мужчина усыновил Андрея, и тот имеет его отчество.
Фильмография[править | править код]
- 1958 — «Новые похождения Кота в сапогах» (фильм-сказка) — (Клава и Чёрная пешка)
- 1966 — «12 стульев» (телеспектакль) — Лиза Калачёва
- «Представление», документальный фильм.
- «На манеже — Ириска», документальный фильм.
Отзывы[править | править код]
- Валерий Лёвушкин (клоун Лёвушкин, партнёр Ирины Асмус в «АБВГДейке»): «Так как она была такая активная, шeбyтная, энергичная, динамичная, то, конечно, она быстро нас всех организовала, построила. Первый — Клёпа, второй — Юра, третий — Лёвушкин или, наоборот, там уже неважно. Всё взяла в свои руки. Всё понеслось! Но так как мы с Юрой были ещё не очень профессиональные телевизионные актёры, то мы, конечно, больше пили кофе и болтали с дeвoчками вокруг, а Ириска с Клёпой, будучи более профессиональными на тот период времени людьми, быстренько текст разбрасывали между собой. В итоге, когда мы появлялись в кадре, Ириска щeбeтала, Довгань ей подыгрывал, а мы два болвана тупо смотрели в камеру. После этого мы спрашивали: „А почему мы без текста, собственно?“ На что Ириска говорила, что мы два оболтуса, которые ничего не хотят делать. „Будете мебелью! Вот, стань сюда, а ты стань сюда, а я посередине. Видите, какая я маленькая, какая хорошенькая, а вот эти — два дypaка! Давайте снимать!“»[3].
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Биография Ирины Асмус на сайте «Актёры советского и российского кино»
Ирина Асмус
Ирина Павловна Асмус. Родилась 28 апреля 1941 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) – погибла 15 марта 1986 года в Гомеле. Советская цирковая артистка, клоунесса, актриса. Играла роль Ириски в передаче «АБВГДейка».
Ирина Асмус родилась 28 апреля 1941 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
Отец – инженер-строитель.
Мать – домохозяйка.
С ранних лет мечтала стать артисткой. Посещала различные театральные кружки (семья часто переезжала с места на место). Также занималась хореографией. После школы хотела поступить в хореографическое училище Большого театра, ее брали, но предупредили, что из-за невысокого роста она никогда не сможет стать примой. Поэтому Ирина поменяла свои планы и подала документы в Государственное училище циркового и эстрадного искусства.
Во время учебы в цирковом училище дебютировала в кино – сыграла в фильме-сказке режиссера Александра Роу «Новые похождения Кота в сапогах» по мотивам сказки Шарля Перро (Асмус сыграла дeвoчку Клаву и Чёрную пешку). По сюжету вместе с традиционными сказочными персонажами в картине действуют и обычные школьники, участвующие в школьном спектакле по сказке «Кот в сапогах».
Ирина Асмус в фильме “Новые похождения Кота в сапогах”
Окончив Государственное училище циркового и эстрадного искусства в Москве, она получила приглашение от будущего народного артиста России, одного из самых знаменитых советских циркачей, ее однокурсника Леонида Костюк. Он придумал уникальный номер «Эквилибристы на першах», за который был удостоен международных наград в Монте-Карло. В этом номере внизу артист держит шест длиной до десяти метров, по нему взбирается эквилибрист и на пиковой высоте выполняет трюки с риском для жизни. Однажды на гастролях в Риге Леонид не смог удержать шест и Ирина упала, сильно ударилась головой о пол. Врачи обнаружили у Асмус сотрясение головного мозга и запретили ей выходить на манеж.
Тогда она поступила в драматическую студию Ленинградского театра юного зрителя, где артистка играла в амплуа травести. Однако перспектива всю жизнь играть пионерок и озорных мальчишек ее явно не устраивала. И она перешла в Театр имени В.Ф. Комиссаржевской, откуда как раз ушла Алиса Фрейндлих, она играла ее роли – Золушку, принцессу Елизавету из «Принца и нищего», Раймонду из «Романтики для взрослых», Джульетту и др. После Маши в пьесе «Время любить» весь Ленинград заговорил о ней как о драматической актрисе.
Однако и о цирке она не забывала. Однажды народный артист СССР, известный канатоходец Владимир Волжанский предложил ей попробовать себя в качестве клоунессы, хотя в те годы этим занимались исключительно мужчины. Так Ирина Асмус стала первой советской клоунессой. Выступала в сольных номерах под сценическим псевдонимом Ириска.
Читайте также: Ксения суркова биография личная жизньВ 1973 году снялась в детском фильме «Старая крепость» (сыграла Ольгу / Марлен). Фильм рассказывает о ребятах из приграничного украинского города Каменец-Подольского, которые становятся свидетелями и участниками революционных боев за Советскую власть.
Ирина Асмус в фильме “Старая крепость”
В 1977 году Ириска начала сниматься в телевизионной передаче «АБВГДейка». Именно эта роль и принесла артистке наибольшую известность в Советском Союзе.
Вместе с клоуном Клёпой, артистом Виталием Довганем, Ириска стала настоящим мотором программы. Партнёр Ирины Асмус по «АБВГДейке» Валерий Лёвушкин вспоминал: «Ириска с Клёпой, будучи более профессиональными на тот период времени людьми, быстренько текст разбрасывали между собой. В итоге, когда мы появлялись в кадре, Ириска щeбeтала, Довгань ей подыгрывал, а мы, как два болвана, тупо смотрели в камеру».
Ирина Асмус в передаче “АБВГДейка”
В 1985 году Ирина Асмус в «АБВГДейке» была заменена другой исполнительницей, более молодой.
В цирке у артистки также дела были не очень хорошие, так, Асмус объявили, что её не берут в формирующуюся труппу для заграничного турне.
Гибель Ирины Асмус
Ирина Асмус разбилась 15 марта 1986 года во время представления в Гомеле на глазах у полутора тысяч зрителей.
44-летняя Ирина выступала в номере «Старушка на абажуре». Она поднималась под купол на шейной петле с «зубником» во рту. Артистка продела ногу в петлю, которая закреплена на машинке вращения, отстегнула страховку, начала кружиться и сорвалась с 12-метровой высоты.
Ее тут же унесли с манежа, а представление продолжилось как ни в чем не бывало. Асмус скончалась на месте.
Ирина Асмус похоронена на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге.
После гибели артистки было возбуждено уголовное дело. Бывший начальник отдела кадров Гомельского цирка Анатолий Дмитриевич Богомаз утверждал, что Ирина Асмус была сама виновата в cмepти: по технике безопасности перед выступлением артистка должна была проверить, все ли в порядке с оборудованием.
Суд признал виновными инженера по технике безопасности и инспектора манежа. В приговоре суда говорилось: «Смерти артистки способствовало халатное исполнение своих обязанностей должностными лицами цирка, не выявившими грубое несоответствие аппарата техническому паспорту». Оба подсудимых свою вину не признали.
Ирина Асмус
Личная жизнь Ирины Асмус:
Трижды была замужем.
Первый муж – Александр Хочинский (1944-1998), известный советский актер (исполнитель роли цыгана Левки Демченко в фильме «Бумбараш»). Однако их семейная жизнь не сложилась.
Ирина Асмус и Александр Хочинский
Второй муж был инспектором манежа в одном из цирков.
В 1967 году родила сына Андрея. Кто отец Андрея Асмуса – не известно, его как своего сына воспитал третий муж артистки, дал ему свое отчество.
Третий муж – Михаил Сычев, цирковой артист. Они познакомились в 1967 году, когда Михаил работал в Кишиневе, а она приехала туда на гастроли. Сычев вспоминал об их знакомстве: “Мы были молоды, горячи, а Кишинев – столица виноделия… Как-то изрядно перебрал с вином и был не в состоянии идти на работу. Хотел позвонить туда, чтобы отпроситься. Неправильно набрал номер телефона, мне ответила моя будущая любовь… Потом отправился в театр, в фойе которого висели портреты выступающих артистов, нашел ее изображение и забрал его. Месяц у нас был телефонный роман. Она ждала, что буду настаивать на встрече, а я ее всячески избегал, не хотел разочаровать. Но потом все-таки встретились и сразу поняли, что мы родные люди. С этого момента больше не расставались”.
Ирина Асмус и Михаил Сычев с сыном Андреем
У сына были проблемы с наркотиками. Михаил Сычев рассказывал: “В то, что Андрей употрeбляет наркотические смеси, Ира долго не могла поверить. Все началось в 1982 году. Я увидел дома пустые гильзы от папирос. Стало ясно, что он что-то курит вместо табака, затем перешел на какие-то таблетки. Андрей ушел из дома, жил у своих знакомых, в общем, стал меня избегать. Однажды его друзья, которые тоже страдали зависимостью, обокрали нашу квартиру: вынесли аппаратуру, деньги и драгоценности”.
В момент, когда погибла мать, Андрею Асмусу было 19 лет, он служил в армии в Белоруссии. За несколько дней до рокового выступления сын в последний раз увидел мать. Андрей Асмус вспоминал: “Когда мы с ней прощались, она буквально ревела. Я никогда не видел, чтобы мама плакала так сильно и без причины”.
Сейчас Андрей Асмус живет в Санкт-Петербурге, работает оператором на различных торжествах. У него есть взрослая дочь и сын.
Андрей Асмус – сын Ирины Асмус
Фильмография Ирины Асмус:
1958 – Новые похождения Кота в сапогах – дeвoчка Клава / Чёрная пешка 1966 – Элиза Дулиттл (фильм-спектакль) – Клара 1966 – 12 стульев (фильм-спектакль) – Лиза Калачёва 1973 – Старая крепость – Ольга (Марлен)