Ирина асмус биография личная жизнь дети
Сейчас об Ирине Асмус, а тем более о ее биографии, семье и детях никому не известно. Поколение, выросшее на АБВГДейке, давно предпочитает мелодраматические сериалы, а современные дети учатся читать при помощи компьютеров. В советские времена веселая передача, рассказывающая о буквах, была самой любимой у миллионной детской аудитории бывшего Союза и ее, ведущую и клоунессу, все почтительно называли Ириской Павловной.
Биография Ирины Асмус и ее личная жизнь являются образцом верности любимому делу, несмотря на трагедии в личной жизни. Дети советской эпохи, ставшие взрослыми и имеющие своих наследников, настолько любили клоунессу, что в свое время около гостинцы в которой останавливалась артистка, часто собирались целые толпы маленьких поклонников циркачки и актрисы. Маленькая женщина осталась в памяти у всех любителей ее творчества все такой же смешной и веселой, с рыжими косичками, огромными веснушками и задорной шляпой-беретом.
Детские годы и выбор профессии
Ирина родилась 28 апреля 1941 года, в семье инженера-строителя и домохозяйки. Детство будущей знаменитости пришлось на тяжелое военное и послевоенное время, родителям часто приходилось переезжать с места на место из-за профессии папы – страна восстанавливалась после тяжелого испытания. В каждом новом месте дeвoчка старалась попасть на различные творческие кружки, так как ее привлекали все виды лицедейства – актерство, балет, эстрадные выступления.
После выпуска в средне образовательной школе Ирина отправилась в хореографическое училище Большого театра и прошла отборочный тур. Однако талантливую дeвoчку остановило замечание педагогов о ее росте – невысокая балерина была обречена всю жизнь выступать на вторых ролях. Это не устроило амбициозную дeвyшку и Асмус перевелась в Государственное училище циркового и эстрадного искусства.
Интересный факт: впервые на экранах страны Ирина Асмус появилась в сказке «Кот в сапогах», сыграв сразу две роли – Черной пешки и дeвoчки Клавы в 1958 году. Это было во время учебы.
После окончания училища Ирина была принята в цирк. Миниатюрной дeвyшке досталась очень сложная работа – в качестве эквилибриста Асмус выступала на першах вторым номером. Другими словами, партнер циркачки держал длинную палку, на которой Ирина выполняла сложнейшие акробатические трюки без страховки на десятиметровой высоте. Номер был принят зрителями с восторгом, все гастроли труппы имели бешеный успех и международное признание.
Первая травма и театр
Когда пара готовилась к выступлениям в Риге, эквилибристка из-за неосторожности партнера получила сложнейшую травму головы. Она выжила, но выступать под куполом цирка доктора женщине запретили – была нарушена ориентация в прострaнcтве.
Помня свой дебют в кино, Асмус поступила в драматическою студию Ленинградского театра юного зрителя. Талантливую артистку приняли сразу на второй курс и после дипломной работы зачислили в труппу. Однако здесь миниатюрной Асмус приходилось играть лишь второстепенные роли, ее часто назначали травести-исполнительницей. По этой причине Ирина перевелась в Театр имени Комиссаржевской.
Новый режиссер сразу ввел дeвyшку на ключевые роли в многочисленных спектаклях разного плана. Ленинградские критики принялись наперебой расхваливать драматический талант бывшей эквилибристки, умевшей, несмотря на маленький рост, притягивать внимание зрителя с первой минуты выступления.
Но цирковое прошлое не отпускало женщину – она старалась побольше бывать на манеже, играя забавных персонажей в перерывах между выходами коллег. Так родилась идея создания новой профессии – клоунесса.
Интересный факт: женщина стала первой в мире и в Советской России исполнительницей смешных сценок под куполом цирка. До нее подобные роли исполняли только мужчины.
АБВГДейка – популярность и забвение
Когда советское руководство предложило популярному детскому писателю Эдуарду Успенскому придумать адаптированный сценарий к американской версии детской программы «Сезам-стрит», вопросов с ведущими не возникло – популярность клоуна Ириски тогда была огромной. Вместе с Клепой она задорно рассказывала смешные истории по замыслу сценаристов и вскоре стала кумиром советской детворы. О так называемых рейтингах тогда мало кто задумывался, однако известность артистки достигла своего апогея – на телестудию пришло около 2 миллионов писем с просьбой непременно передать эти послания женщине.
Завершилось все глупо и внезапно – на одной из съемок Ириска перевязала бантом дерево, рассмешив юных зрителей словами, что она его поцарапала. Высшее руководство сочло это неуместным и актрису вывели из программы. Работа в цирке тоже стала невыносимой – на международные гастроли Асмус перестали брать, видимо из-за недовольства высших властей. Но женщина не унывала и старалась работать как можно больше, чтобы выйти на пенсию с хорошим стажем и окладом.
Трагическая гибель
Несчастный случай подстерег Ирину Асмус на гастролях в Гомеле. Неподалеку от белорусского города находилась военная часть в которой служил 19 летний сын Ирины Алексей. Вероятно, в поездку женщина отправилась именно из-за сына.
Читайте также: Рубашкин борис биография личная жизньИнтересный факт: незадолго до гибели у женщины состоялся неприятный разговор с бывшим мужем, требовавшим отдать ему квартиру, которую семья заработала вместе. Возможно, это и стало косвенной причиной гибели Ирины.
На представлении механизм вращения, установленный на 12-метровой высоте, оказался неисправным, и женщина упала на манеж. Ее тут же унесли с арены – выступления всегда идут так, словно ничего не случилось. Однако помочь женщине было невозможно, по заключениям врачей она сломала все, что можно было сломать, и умерла мгновенно из-за внутреннего кровотечения. Так, в марте, 1987 года трагически завершилась биография и личная жизнь Ирины Асмус, любимицы тысяч советских семей с детьми.
Мужья и дети
О личной жизни артистки в одном из интервью глянцевому изданию рассказал третий и последний супруг:
- Первым мужем Ирины стал Александр Хочинский, знакомый зрителям по фильму «Бумбараш». Любовь была первой, а потому вскоре пара рассталась из-за нежелания уступать друг другу, бытовых проблем и прочих мелочей;
- Вторым супругом клоунессы стал инспектор манежа, в свое время поставивший роковой трюк. Причины развода женщина не озвучивала и вдовец на эту тему рассказать ничего не смог. Известно лишь, что второй избранник покинул семью с маленьким сыном в очень сложное время, когда Асмус указали на дверь в детской передаче и перестали выпускать в загранкомaндировки.
- Третий и последний муж – Михаил Сычев, также артист цирка. С ним Ирина оформила отношения в 27 лет в 1967 году. Влюбленный мужчина сразу же усыновил Алексея и тот впоследствии остался на его имени и фамилии.
Единственный сын актрисы, эквилибристки, клоунессы и потрясающе талантливой женщины сейчас живет в Ленинграде. Он работает кинооператором на свадьбах и пpaктически не общается с приемным отцом. Причиной разлада в отношениях некогда родных людей стало отношение отпрыска к своим родителям – в свое время парень увлекся наркотиками и доставил немало тяжелых минут покойной матери.
Биография
Ирина Асмус являлась разносторонней артисткой — работала как в цирке и театре, так в кино и на телевидении. Озорная и веселая клоунесса была известна советским зрителям всех возрастов как Ириска. Несмотря на то, что в ее биографии было немало трудностей, женщина не прекращала радовать аудиторию до конца своих дней.
Детство и юность
Асмус Ирина Павловна появилась на свет перед началом Великой Отечественной войны — 28 апреля 1941 года в Ленинграде. Она еще в молодости мечтала о работе, связанной с перевоплощением в разные образы, однако не могла решить, какая площадка ей ближе — съемочная, цирковая или театральная. К тому же из-за постоянных переездов вместе с семьей она не могла ходить в один кружок длительное время.
Ирина Асмус в молодости (кадр из фильма “Новые похождения кота в сапогах”)
Завершив учебу в школе, Ирина сдала вступительные экзамены в хореографическое училище Большого театра, но ее маленький рост и вес стали препятствием в этом начинании.
На дворе стояла середина 50-х годов, советский цирк набирал большую популярность. Исходя из этого, артистичная дeвyшка приняла решение покорить иную приемную комиссию, исполнив песню и танец. Так Асмус и стала студенткой Государственного училища эстрадного и циркового искусства.
Цирк и телевидение
В 1958-м на советские экраны вышла телевизионная сказка “Новые похождения кота в сапогах”, в которой Ирина исполнила эпизодическую роль. Этот проект положил начало фильмографии юной актрисы.
Окончив училище, дeвyшка поступила в цирк. Она не боялась прыгать на скакалке, взбираться под купол, ходить по канату и кататься на мотоцикле. Особенно удачно Ирине удавались выступления в жанре эквилибристика. К сожалению, во время одной из тренировок Асмус получила травму, после которой врачи сообщили ей о необходимости отказаться от выступлений.
Ирина Асмус и Николай Боярский (кадр из фильма “12 стульев”)
Девушка расстроилась, но грустила недолго — она решила испытать свои силы в театральном искусстве, поступив в ленинградскую студию Театра юного зрителя. Благодаря внешним данным ее амплуа было понятно сразу — Ирина играла в основном юношей и подростков. Однако вскоре стало ясно, что ученица может справиться не только с травести-жанром, но и с трагическими и комедийными ролями.
Позже Асмус пригласили в театр имени Комиссаржевской, где дeвyшка приняла участие в таких постановках, как “Принц и нищий”, “Золушка”, “Ромео и Джульетта”. Местные печатные издания начали публиковать фото с восходящей звездой и называть ее ведущей актрисой. При этом Ирина никак не могла забыть арену цирка. Она наловчилась совмещать две работы — в театре на время новогодних и детских праздников, а также в цирке на Фонтанке, куда дeвyшка отпрашивалась после окончания основной деятельности.
Читайте также: Гафт биография личная жизнь детиИрина Асмус и Нина Шаролапова (кадр из фильма “Старая крепость”)
На представлениях Асмус перевоплощалась в Незнайку, старуху Шапокляк, Вольку из “Старика Хоттабыча”. Дети из зрительного зала тогда представить не могли, что скоро она станет их любимой телевизионной клоунессой. Игра в театре не могла полностью удовлетворить артистку, она не переставая думала о манеже. Арена так влекла ее, что дeвyшка сделала роковой выбор — оставила театральные подмостки и вернулась к постоянной загруженности в цирке.
В 1977 году на советские экраны вышла детская передача “АБВГДейка”, которая была направлена на то, чтобы обучить детей алфавиту. Каждый выпуск посвящен отдельной букве, которую зрители учили вместе с клоунами. Асмус играла героиню по имени Ириска, которая выглядела как Пеппи Длинныйчулок: две торчащие в разные стороны рыжие косички, озорная кепка, мешковатый комбинезон и задорные веснушки. Любимцами зрителей стали клоуны Клепа и Ириска.
Ирина Асмус на арене цирка
Впоследствии “АБВГДейка” завоевала всесоюзную известность, а слава ведущих затмила даже популярность киноартистов. Таким образом, 37-летняя Ирина обрела славу и любовь аудитории. К сожалению, современные зрители мало знакомы с творчеством женщины, сейчас она ассоциируется в основном со своей однофамилицей — подающей большие надежды актрисой Кристиной Асмус, хотя на самом деле между ними никакого родства нет. Их фамилия относится к немецкой национальности.
Вместе с деятельностью в телепередаче клоунесса продолжала работать в цирке. Это продолжалось 8 лет, до тех пор, пока в 1986-м не набрали новый ведущих популярной программы.
Ирина Асмус в образе Ириски и Сергeй Балабанов в образе Клепы (кадр из передачи “АБВГДейка”)
Клоун-женщина — действительно редкое явление. Быть смешным и не вызывать к себе жалость — не самая простая работа, но Ирине Асмус это удавалось с легкостью. Она, выступая пpaктически без грима, не разрывая свою одежду и не кувыркаясь, как это делают другие профессионалы, веселила аудиторию, но не унижала себя. Образ на арене соответствовал тому, что был в “АБВГДейке”. Все свои цирковые представления женщина придумывала сама.
Один из успешных номеров высмеивал обыденность советских представительниц слабого пола, которые нагружали себя покупками после работы и больше не выглядели так хрупко и нежно, как утром, только выйдя из дома. Ирина представала на арене в образе элегантной танцующей дамы, которая с каждым взваленным на себя пакетом или сумкой теряла ухоженный внешний вид — ее одежда начинала рваться, волосы — растрепываться.
Ирина Асмус – “Песня Ириски”
Клоунессе удавалось быть одновременно самой собой и каждым из присутствующих в зале людей. По этой причине аудитория так любила Ириску и часто бросали на арену цветы и конфеты прямо во время выступления.
В образе клоуна Асмус не останавливалась, она мечтала совершать полеты под самый купол цирка. В ее творческом репертуаре появился номер, в который входили элементы эквилибристики. Он получил название “Танец на абажуре” и подразумевал под собой финальный прыжок головой вниз, совершенный с помощью машинки вращения. Впоследствии он и стал причиной cмepти талантливой клоунессы.
Личная жизнь
О личной жизни Асмус известно не так много. Талантливая женщина состояла в официальном бpaке 3 раза. Ее первым мужем стал актер кино и театра Александр Хочинский, который получил известность после выхода фильма “Бумбараш”. Вторым избранником был инспектор манежа, который отвечал за судьбоносный трюк, приведший к падению Ирины, а третьим — цирковой артист Михаил Сычев, за которого Асмус вышла замуж в 1967-м.
Михаил Сычев и Ирина Асмус с сыном Андреем / Красота мира
У актрисы есть сын по имени Андрей, который занимается операторской деятельностью на различных мероприятиях и живет в Санкт-Петербурге. Несмотря на то, что у него отчество Михайлович, Сычев не является его родным отцом. Когда Андрею было 19 лет, он отправился на службу в город Гомель, в котором и погибла его мать. Возможно, именно из-за желания увидеть ребенка советская артистка выступала в белорусском цирке, где и произошла трагедия.
Смерть
Когда на дворе стоял 1986 год, Ириска достигла cyмacшедшей популярности благодаря участию в телепередаче и своим репризам. В это время она добилась поездки в Белоруссию, где 15 марта выступала на арене гомельского цирка.
Документальный фильм “Под куполом цирка Смертельный номер”
В момент исполнения “Танца на абажуре” машинка вращения сломалась, и 44-летняя Ирина Асмус скончалась на глазах у переполненного зрительного зала. Последнее возвращение в цирк для женщины стало роковым.
Похороны известной артистки прошли в Санкт-Петербурге, ее могила расположена на Большеохтинском кладбище. Впоследствии о жизни, творчестве и гибели Ириски сняли документальный фильм “Смертельный номер”.
Читайте также: Ольга порошина биография личная жизньФильмография
- 1958 – “Новые похождения Кота в сапогах”
- 1966 – “12 стульев”
- 1966 – “Элиза Дулиттл”
- 1973 – “Старая крепость”
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 декабря 2018; проверки требуют 11 правок.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Асмус.
Ири́на Па́вловна А́смус (28 апреля 1941, Ленинград — 15 марта 1986, Гомель) — советская цирковая артистка, клоунесса, известная по роли Ириски в телевизионной передаче «АБВГДейка».
Биография[править | править код]
Детство Ирины проходило в тяжёлые военные и послевоенные годы, однако, несмотря на это, она хотела стать артисткой, но долго не могла решить какой — её притягивало и драматическое искусство, и цирк, и эстрада. Семья её часто переезжала из города в город, так что постоянно ходить в какой-либо кружок Ирина не могла и довольствовалась случайными занятиями.
Когда пришло время определяться, Асмус первоначально хотела поступать в хореографическое училище Большого театра и почти поступила. Приёмная комиссия сообщила ей о том, что она действительно талантлива и её берут, но, учитывая её рост, она никогда не сможет стать примой и грандиозного успеха ей не добиться[1]. В результате Ирина изменила своё решение и отправилась учиться в Государственное училище циркового и эстрадного искусства.
По окончании училища она работала в цирке как эквилибристка на першах под руководством Леонида Костюка. На одной из тренировок она получила серьёзную травму, не позволявшую ей продолжить выступления в цирке, и решила поступить в драматическую студию Ленинградского театра юного зрителя, играла в амплуа травести.
Затем она перешла в Театр имени В. Ф. Комиссаржевской, где играла Золушку, принцессу Елизавету из «Принца и нищего», Раймонду из «Романтики для взрослых», Джульетту и другие роли.
Затем Ирина Асмус вернулась в цирк, но уже в качестве клоуна, выступала в сольных номерах под сценическим псевдонимом Ириска.
В 1977 году Ириска начала сниматься в телевизионной передаче «АБВГДейка» под тем же псевдонимом. Именно эта роль и принесла артистке наибольшую известность в СССР. В 1985 году Ирина Асмус в «АБВГДейке» была заменена другой исполнительницей, значительно моложе Ирины.
В марте 1986 года Ирина Асмус выехала с цирковыми гастролями в Гомель. На выступлении 15 марта на арене Гомельского цирка при подъёме на шейной петле под купол цирка сломался механизм машинки вращения для виса в зубах («зубник»), что привело к падению с восьмиметровой высоты (по другим данным, с двенадцатиметровой[1][2]) и трагической гибели артистки.
Ирина Павловна Асмус похоронена на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге.
Надгробный памятник И. П. Асмус на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга.
Личная жизнь[править | править код]
- Первый муж — Александр Хочинский;
- Вторым супругом клоунессы стал инспектор манежа, в свое время поставивший роковой трюк. Причины развода женщина не озвучивала, а бывший муж на эту тему рассказать ничего не смог. Есть информация, что накануне гибели актрисы у них состоялся неприятный телефонный разговор на тему имущества[1].
- Сын — Андрей Асмус (род. 1967). Живёт в Санкт-Петербурге, работает кинооператором[2].
- Третий муж — Михаил Сычев, также артист цирка. С ним Ирина оформила отношения в 1967 году. Мужчина усыновил Андрея, и тот имеет его отчество.
Фильмография[править | править код]
- 1958 — «Новые похождения Кота в сапогах» (фильм-сказка) — (Клава и Чёрная пешка)
- 1966 — «12 стульев» (телеспектакль) — Лиза Калачёва
- «Представление», документальный фильм.
- «На манеже — Ириска», документальный фильм.
Отзывы[править | править код]
- Валерий Лёвушкин (клоун Лёвушкин, партнёр Ирины Асмус в «АБВГДейке»): «Так как она была такая активная, шeбyтная, энергичная, динамичная, то, конечно, она быстро нас всех организовала, построила. Первый — Клёпа, второй — Юра, третий — Лёвушкин или, наоборот, там уже неважно. Всё взяла в свои руки. Всё понеслось! Но так как мы с Юрой были ещё не очень профессиональные телевизионные актёры, то мы, конечно, больше пили кофе и болтали с дeвoчками вокруг, а Ириска с Клёпой, будучи более профессиональными на тот период времени людьми, быстренько текст разбрасывали между собой. В итоге, когда мы появлялись в кадре, Ириска щeбeтала, Довгань ей подыгрывал, а мы два болвана тупо смотрели в камеру. После этого мы спрашивали: „А почему мы без текста, собственно?“ На что Ириска говорила, что мы два оболтуса, которые ничего не хотят делать. „Будете мебелью! Вот, стань сюда, а ты стань сюда, а я посередине. Видите, какая я маленькая, какая хорошенькая, а вот эти — два дypaка! Давайте снимать!“»[3].
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Биография Ирины Асмус на сайте «Актёры советского и российского кино»