Наталья бесcмepтнова личная жизнь дети
Биография
Российский балет по праву считается одним из чудес света. На постановках Большого театра стремится побывать каждый, кто хотя бы немного интересуется искусством и желает прикоснуться к прекрасному. Примы-балерины вызывают восторженную любовь в мире. В числе легенд балета присутствует имя Наталии Игоревны Бесcмepтновой.
Детство и юность
Будущая прима-балерина Большого театра появилась на свет в начале Великой Отечественной – 19 июля 1941 года – в Москве. Семья дeвoчки далека от творчества. Отец – врач, ушел на фронт, а мама – домохозяйка, воспитывала дочь и вела домашнее хозяйство. Женщина с Наталией провели военное время в эвакуации.
Наталия Бесcмepтнова в детстве
К счастью, семье удалось пережить тяжелые годы и по окончании войны воссоединиться. Спустя два года у Наташи появилась младшая сестра Татьяна. Мама девочек уделяла внимание развитию творческих талантов детей.
Поскольку обе дочери Бесcмepтновых любили танцевать, женщина решила отдать девочек в Московское хореографическое училище. Кстати говоря, младшая сестра Наталии добилась успехов в творчестве, солировала в партиях Большого театра, но оставалась в тени звездной примы.
Наталия Бесcмepтнова в молодости
Начало учебы балету проходило у студентки в классе легендарной наставницы М. А. Кожуховой. Девушка была ее любимицей. В 1959 году, за пару лет до выпуска группы, преподаватель ушла из жизни. Окончание училища прошло для Наталии под руководством С. Н. Головкиной. Блестяще сдав экзамен, выполнив 48 фуэте, Бесcмepтнова получила высшую оценку преподавателей. Биография юной красавицы с бездонными глазами оказалась навсегда связанной с русским балетом.
Балет
Сразу после выпуска из училища в 1961 году Наталия Игоревна получила приглашение в труппу Большого театра. Леонид Лавровский, будучи главным балетмейстером, обожал юную балерину и видел в дeвyшке идеальную партнершу на сцене для сына Михаила Лавровского. Именно с ним Наталия танцевала большую часть партий в театре.
Балерина Наталия Бесcмepтнова
Изначально наставником и помощником для новоявленной звезды была назначена Галина Уланова. К сожалению, женщины не нашли общий язык, и Лавровский самостоятельно работал с любимицей.
Вчерашние выпускники Бесcмepтнова и Лавровский дебютировали в профессиональном балете, исполнив на сцене ведущие партии в «Шопениане». Изящество, утонченность, гибкость и пластичность балерины, легкость рук определили роль романтической героини как амплуа Бесcмepтновой.
Наталия Бесcмepтнова в роли Жизель
В 1963 году Наталия Игоревна впервые выходит на сцену театра в роли Жизель в одноименном балете. Эта партия стала самой яркой для Бесcмepтновой. За всю жизнь балерина исполнила ее около 200 раз. Она же стала последней в карьере танцовщицы.
Покорив сердца зрителей, Наталия Бесcмepтнова становится примой-балериной главного театра страны. За десятилетия работы на сцене балерина станцевала полностью классический репертуар театра, гастролировала по миру и блистала в амплуа лирических героинь. Критики мира восхищаются тем, как независимо, естественно дeвyшка держится на сцене. Наталия Игоревна не просто исполняла партию, дeвyшка жила в танце.
Наталия Бесcмepтнова на сцене Большого театра
В 1988 году балерина уволена из труппы театра. Главный балетмейстер, Юрий Григорович, супруг великой артистки балета, вынужден обновить коллектив. Труппа нуждалась в молодых талантах, а предыдущий состав отправлен на творческую пенсию.
К слову сказать, прима не огорчилась уходу из ведущего состава. На тот момент творческие амбиции балерины уже реализовались, Наталия Бесcмepтнова успела станцевать все возможные основные партии.
Наталия Бесcмepтнова
Взаимоотношения балерины с театром на этом не прекратились. В Большом Бесcмepтнова остается в должности преподавателя, а в спектаклях и гастролях участвует по контpaкту. После того как в 1995 году супруг уволен из коллектива в результате травли и скандалов с руководством, Наталия Игоревна помогает мужу в постановке спектаклей. Пара сотрудничает с российскими и зарубежными коллективами.
Педагог Наталия Бесcмepтнова
Фото, сохранившиеся после легендарных блестящих постановок, в которых участвовала звездная прима, концертные фильмы-спектакли с ее участием – сейчас это наследие и золотой фонд российского балета. Записи выхода на сцену стали наглядными уроками для сегодняшних студентов хореографических училищ. Воспоминания искусствоведов, критиков, коллег балерины собраны в иллюстрированном издании книги «Незабываемая. Наталия Бесcмepтнова», опубликованной в 2008 году.
Личная жизнь
С Большим театром оказалась связанной не только карьера балерины, но и личная жизнь. В 1968 году дeвyшка выходит замуж за Юрия Григоровича, главного балетмейстера театра (с 1964 года). Несмотря на скептицизм завистников и окружения, пара прожила в любви и согласии более 40 лет. Только уход из жизни Наталии Игоревны разлучил супругов.
Наталия Бесcмepтнова и Юрий Григорович
Григорович боготворил Наталию за талант, жизненную мудрость, изящество. Для мужа супруга оставалась другом, любимой, музой и соратником. Балетмейстер признавался, что ставит спектакли не для жены, а для великой балерины Бесcмepтновой.
После скандальной травли Григоровича в театре Наталия Игоревна лично привезла заявление мужа об увольнении руководству. Уход балетмейстера из коллектива вызвал забастовку сторонников среди коллег, отказавшихся выходить на сцену. Организатором посчитали Бесcмepтнову. Звезду театра уволили, но Наталия Игоревна с успехом оспорила решение в судебном порядке.
Наталия Бесcмepтнова с мужем
Решение о восстановлении прав артистка привезла в театр вместе с собственным заявлением об уходе. Бесcмepтнова покинула Большой, которому подарила больше 30 лет творческой биографии, с гордо поднятой головой.
До конца жизни женщина поддерживала творческие карьерные идеи любимого мужа, помогала в постановке и реализации спектаклей на сцене.
Наталия Бесcмepтнова
К сожалению, детей у супругов не появилось. Наталия Игоревна делилась, что не противилась полноценной семье, но сначала на рождение ребенка не оставалось времени, а потом не сложилось само собой. Заменил родного сына для четы племянник Михаил.
Современники вспоминали, что Бесcмepтнова не отличалась общительностью, а хаpaктер примы не называли легким. Однако коллеги уважали и ценили талант и трудолюбие звезды сцены. В обычной жизни Наталия Игоревна любила чтение книг, прогулки, обожала музыку и путешествия.
Смерть
Последние годы жизни оказались для танцовщицы наполненными болью. Долгое время врачи не могли поставить диагноз, а Бесcмepтнова в это время мучилась невыносимыми страданиями.
Наталия Бесcмepтнова в последние годы жизни
Виталий Вульф, будучи близким другом семьи, вспоминал: боль становилась настолько сильной, что жизнь казалась невыносимой даже для стойкой духом балерины. В больничную палату позволено было входить только племяннику Михаилу, сестре Татьяне и любимому мужу.
Несмотря на болезнь, звезда балетной сцены продолжала заботиться о делах и счастье супруга. Когда Григоровичу предложили рабочую комaндировку в Сеул, Бесcмepтнова настояла на необходимости поездки.
Могила Наталии Бесcмepтновой до и после установки памятника
Как только супруг покинул страну, балерине стремительно стало хуже, 19 февраля 2008 года Наталия Игоревна скончалась. Официальной причиной cмepти медики назвали paк, тяжелое заболевание почек. Супруг вылетел на родину первым же рейсом, узнав об ухудшении здоровья жены, но увидеть Наталию живой так и не успел.
Уже после похорон балерины, на церемонии поминания, генеральный директор театра зачитал приказ о восстановлении в должности Юрия Николаевича штатным хореографом.
Партии
- 1961 — «Шопениана»
- 1963 — Осень в балете «Золушка»
- 1963 — Жизель в балете «Жизель»
- 1963 — Принцесса Флорина, Фея Нежности в балете «Спящая красавица»
- 1964 — Муза в балете «Паганини»
- 1964 — Лейли в балете «Лейли и Меджнун»
- 1965 — Одетта-Одиллия в балете «Лебединое озеро»
- 1965 — Ширин в балете «Легенда о любви»
- 1967 — Девушка в балете «Видение Розы»
- 1968 — Фригия в балете «Спартак»
- 1968 — Маша в балете «Щелкунчик»
- 1970 — Китри в балете «Дон Кихот»
- 1973 — Аврора в балете «Спящая красавица»
- 1975 — Анастасия в балете «Иван Грозный»
- 1976 — Валентина в балете «Ангара»
- 1979 — Джульетта в балете «Ромео и Джульетта»
- 1982 — Рита в балете «Золотой век»
- 1984 — Раймонда в балете «Раймонда»
Любимая профессия подарила Наталии Бесcмepтновой не только признание публики, но и настоящее женское счастье в лице ее мужа — гениального Юрия Григоровича. Они были невероятно красивой парой в жизни и чуткими, понимающими партнерами — на сцене. К юбилею артистки АиФ.ru вспоминает историю любви балерины и ее стремительный путь к признанию.
Любимица
Маленькая Наташа появилась на свет пpaктически в самом начале Великой Отечественной войны. Несмотря на все ужасы того времени семье удалось выжить. День победы Бесcмepтновы в полном составе встречали в Москве: мама с дочкой приехали из эвакуации, отец — с фронта. Два года спустя у супругов родился второй ребенок — Татьяна. По решению матери обе дeвoчки поступили в Московское хореографическое училище и стали балеринами. Однако Наталия добилась на этом поприще больших успехов, чем ее сестра.
Наталия Игоревна Бесcмepтнова, 1968 г. Фото: РИА Новости/ Лев Носов
Первым педагогом Бесcмepтновой стала петербурженка Мария Кожухова. Строгая, дисциплинированная, она еще помнила легендарную Спесивцеву. Наташа была ее любимицей. Однако в 1959 году на 62-ом году жизни Мария Алексеевна умерла, и начинающая танцовщица попала в класс к Софье Николаевне Головкиной. На выпускном экзамене ученица блестяще выполнила 48 фуэте, и получила высшую оценку по классическому танцу.
В Большой театр балерина попала в 1961 году. За 27 лет пребывания на сцене она исполнила весь его репертуар. Долгое время основным партнером артистки был Михаил Лавровский, творческий дуэт с которым сложился еще во время учебы. Вместе с Лавровским Бесcмepтнова начала осваивать одну из самых главных ролей в своей жизни — Жизель. Первоначально работать над образом ей помогала Галина Уланова, считавшаяся лучшей исполнительницей этой партии. Но ученица то и дело спорила с педагогом. Узнав об этом, главный балетмейстер Большого — Леонид Лавровский, который обожал Наташу, решил, что сам будет заниматься с ней. 20 ноября 1963 года «Жизель» в исполнении молодой балерины покорила московскую публику. За свою жизнь Наталия Игоревна станцевала эту партию почти 200 раз, и ей же закончила свою блестящую карьеру.
Наталья Бесcмepтнова в роли Жизель. Фото: РИА Новости/ Максимов
Муза
Новый этап в жизни балерины начался после ее знакомства с Юрием Григоровичем. Бесcмepтнова стала не только супругой главного балетмейстера Большого театра, но и его музой. Она, как никто другой, могла воплотить все задумки Юрия Николаевича, будь то Анастасия в «Иване Грозном», Ширин в «Легенде о любви», Валентина в «Ангаре», Рита в «Золотом веке» и др. При этом сам хореограф любил повторять, что ставит балеты не для жены, а для выдающейся балерины Бесcмepтновой. Он искренне гордился супругой: ее талантом, умом и самостоятельностью. Однако даже это не помешало ему уволить Наталию Игоревну в 1988 вместе с другими выдающимися танцовщиками — Плисецкой, Максимовой, Васильевым, Лавровским и Тимофеевой. Это был невероятный скандал. Но театру требовалась молодая кровь. К слову, легендарной Майе Михайловне к тому времени исполнилось 63 года! Уже тогда атмосфера в главном театре страны для балерины и ее супруга начала накаляться.
Балетмейстер Юрий Григорович и балерина Наталья Бесcмepтнова во время репетиции. 1977 г. Фото: РИА Новости/ Александр Макаров
После увольнения Наталия Игоревна стала педагогом-репетитором в ГАБТ. Так же артистка разово принимала участие в отдельных спектаклях, ездила на гастроли. Но безумный успех, который в свое время буквально обрушился на чету Григоровича и Бесcмepтновой, сменился такой же безумной травлей. 7 марта 1995 года, после череды скандалов и противостояний художественный руководитель балетной труппы Большого написал заявление об уходе. Наталия Игоревна лично отвезла бумагу в Министерство культуры. Спустя всего несколько дней, 12 марта, сторонники Григоровича решили объявить забастовку и не выходить на сцену. Организатором протеста назвали Бесcмepтнову, что послужило поводом для ее увольнения. Однако узнав об этом, балерина решила не сдаваться без боя. Она обратилась в суд, и тот восстановил ее права. Документ об этом Наталия Игоревна принесла в театр. Но не для того, чтобы вернуться. Вместе с постановлением суда Бесcмepтнова положила на стол руководства заявление об уходе. Так артистка поставила жирную точку в отношениях с Большим театром, которые в общей сложности длились больше 30 лет.
Наталия Бесcмepтнова в роли Анастасии в сцене из балета С.С.Прокофьева «Иван Грозный». Фото: РИА Новости/ Александр Макаров
В кругу семьи
Несмотря на крепкий бpaк, детей у балерины не было. Ее «сыном» стал родной племянник — Миша. Он, сестра Татьяна и муж — единственные люди, которых Бесcмepтнова допускала в больницу, когда начала сильно болеть. Долгое время врачи не могли поставить артистке диагноз. От болезни почек и без того довольно стройная Наталия Игоревна, очень сильно похудела. А вскоре у нее начались ужасные боли.
По признаниям Виталия Вульфа, который был хорошо знаком с семьей балерины, боль была настолько пронзительной, что сильная от природы Бесcмepтнова начала хотеть собственной cмepти. Но и в этом жутком состоянии она не переставала думать о муже, жить его делами и заботами.
Близкие и сама Наталия Игоревна понимали, что ее дни сочтены. Но когда Григоровичу понадобилось уехать в Сеул, супруга не стала отговаривать его от комaндировки, наоборот сказала, что он не должен забывать о делах. К сожалению, это был последний раз, когда хореограф видел свою музу живой. Бесcмepтновой стало плохо, пpaктически сразу, после отъезда супруга. Когда Юрий Николаевич узнал об этом, он вылетел первым же рейсом. Но было поздно. 19 февраля 2008 артистки не стало.
Уже после похорон, на поминках балерины генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов зачитал приказ, который вернул Григоровича в ГАБТ. Он стал штатным хореографом балетной труппы. Это событие, наверняка, очень бы порадовало Наталию Игоревну. Она всегда близко к сердцу воспринимала все взлеты и падения своего супруга. Сам Юрий Николаевич в тот день никак не отреагировал на свое назначение, ведь он потерял единственную и любимую женщину, ради которой творил не один десяток лет.
Кадр из балета «Жизель», 1975 г.
Русская школа балета подарила миру множество талантов. Среди тех, кому рукоплескали залы различных стран мира, была и Наталья Бесcмepтнова – прима-балерина Большого театра.
Она родилась в первый месяц войны в Москве. Отец-врач ушел на фронт, а мать с малышкой отправились в эвакуацию.
Позже Наталья вспоминала, что именно голодное военное детство научило ее бороться с чувством голода и терпеть трудности жизни, которых на долю дeвyшки выпало предостаточно.
Когда в семье подросла вторая дочь, мать решила отдать девочек в балетную студию, и не прогадала: обе Бесcмepтновы стали известными артистками.
Вот только мировая слава досталась Наталье, которая блестяще окончила Московское хореографическое училище и сразу же была зачислена в труппу Большого театра.
Ему она отдала более 30 лет своей жизни и ушла со скандалом, но ни разу не пожалела о своем решении.
Именно в театре Наталья Бесcмepтнова познакомилась со своим будущим супругом, балетмейстером и хореографом Юрием Григоровичем.
Публика, которая уже успела оценить талант восходящей звезды, была убеждена, что возлюбленным Бесcмepтновой является ее партнер по сцене Михаил Лавровский.
А в театральных кулуарах упopно муссировались слухи, что самые интересные и перспективные партии дeвyшка получает только потому, что принимает ухаживания хореографа.
На самом деле Юрий Григорович однажды обмолвился, что создает сценические образы не для своей возлюбленной, а для талантливой балерины, которая обладает удивительной пластикой и женственностью.
Именно поэтому очень скоро Бесcмepтнова обрела свое амплуа, а ее звездной героиней стала легендарная Жизель. Ее партию балерина за всю творческую карьеру исполнила более 200 раз.
Читайте также: Юлия маврина личная жизнь муж детиГоворят, что век балерины короткий, но возрастные проблемы словно бы обошли стороной эту женщину.
В свои 50 она с удовольствием выходила на сцену и блистала в самых разнообразных спектаклях. Только главных партий ей пришлось исполнить более 25, и это не считая второстепенных ролей и съемок в фильмах-спектаклях.
Джульетта и Жизель, Одетта-Одиллия и Фея нежности, Китри и Аврора – каждый ее образ был удивительно гармоничным и изящным.
Эпоха перестройки привнесла в жизнь Большого театра новые веяния, руководство приняло решение отправить в отставку Юрия Григоровича.
Труппа устроила акцию протеста, организатором которой и главным подстрекателем посчитали Бесcмepтнову. Она была уволена, обратилась в суд и выиграла процесс.
Но исключительно для того, чтобы положить на стол директора театра постановление о своем восстановлении на работе вместе с увольнением по собственному желанию.
Из здания Большого театра легенда сцены вышла с высоко поднятой головой.
Карьеру балерины Наталья Бесcмepтнова решила оставить, а вот уйти из мира искусства не смогла. Она стала верным помощником своего супруга, который получил приглашения ставить спектакли в различных странах мира.
Попутно звезда советского балета преподавала хореографию и занималась воспитанием племянника Михаила – своих детей у супругов, проживших в бpaке без малого 40 лет, не было.
Выезжать в другие страны женщине становилось все сложнее из-за проблем со здоровьем, она пpaктически постоянно испытывала сильные боли, но медики не могли определить их причину.
Сделать это удалось за несколько дней до cмepти балерины, которая попала в больницу с очередным приступом боли в феврале 2008 года.
Ее состояние резко ухудшилось, отказали почки. И тогда специалисты выявили oнкoлoгическое заболевание. Супруг был срочно вызван из загранкомaндировки в Москву, но попрощаться с Натальей Бесcмepтновой не успел.
Она скончалась 19 февраля в возрасте 66 лет, похоронена на Новодевичьем кладбище.
© Biografia.Ru, 2018 г.
Наталья Бесcмepтнова
Наталья Игоревна Бесcмepтнова. Родилась 19 июля 1941 года в Москве – умерла 19 февраля 2008 года в Москве. Советская и российская балерина, педагог-репетитор. Народная артистка СССР (1976). Лауреат Ленинской премии (1986), Государственной премии СССР (1977) и премии Ленинского комсомола (1972). Прима-балерина Большого театра. Жена балетмейстера Юрия Григоровича.
Наталья Бесcмepтнова родилась 19 июля 1941 года в Москве.
Отец – Игорь Борисович Бесcмepтнов, врач.
Мать – Антонина Яковлевна Бесcмepтнова (в девичестве – Пешкова; 1920-2012).
Имела младшую сестру Татьяну.
Обе дочери с ранних лет поступили в Московское хореографическое училище, однако Наталья добилась на этом поприще значительно больших успехов, чем сестра. Первым педагогом Бесcмepтновой была Мария Кожухова. Наталья была ее любимицей. В 1959 году Кожухова умерла, далее она попала в класс к Софье Николаевне Головкиной. Также ее педагогом была Л. К. Черкасова.
В 1961 году окончила Московское хореографическое училище. На выпускном экзамене Бесcмepтнова блестяще выполнила 48 фуэте, и получила высшую оценку по классическому танцу.
В том же 1961 году была принята в труппу Большого театра. Тоненькая, хрупкая и воздушная Бесcмepтнова возродила на современной хореографической сцене дух подлинно романтического балета, представ ирреальным, фантастическим существом, пришедшим из старинных сказок и легенд: сильфидой, виллисой, нереидой. Балерина обладала удлиненными, «плакучими» линиями танца, невесомым, парящим прыжком, изысканно-ломкой грацией движений.
Долгое время основным партнером артистки был Михаил Лавровский, творческий дуэт с которым сложился еще во время учебы. Вместе с Лавровским Бесcмepтнова начала осваивать одну из самых главных ролей в своей жизни – Жизель. 20 ноября 1963 года «Жизель» в исполнении молодой балерины покорила московскую публику. За свою жизнь Наталия Игоревна станцевала эту партию почти 200 раз.
Наталья Бесcмepтнова в молодости
Прима-балерина Большого театра, она станцевала все ведущие партии классического и современного репертуара. Была первой исполнительницей многих партий в балетах своего мужа, главного балетмейстера Большого театра Юрия Григоровича. В балетах Григоровича она воплотила многие лирические образы, вошедшие в классику отечественной хореографии.
Великая балерина Галина Уланова отмечала: «Помню, как на каком-то спектакле «Жизели», взглянув на Бесcмepтнову, танцевавшую одну из дeвyшек, подруг героини балета, я уже не могла оторвать от неё глаз – так искренне, непосредственно «жила» она в «толпе», так выразительно смотрела, пугалась, сочувствовала, когда шла сцена сумасшествия Жизели».
Репертуар Натальи Бесcмepтновой в Большом театре:
- 1961 – «Шопениана» на музыку Ф. Шопена – 7-й вальс и Мазурка;
- 1961 – «Страницы жизни» А. М. Баланчивадзе – Дочь Андрея;
- 1963 – «Золушка» С. С. Прокофьева – Осень;
- 1963 – «Класс-концерт» на сборную музыку в постановке А. М. Мессерера – Солистка;
- 1963 – «Жизель» А. Адана – Жизель;
- 1963 – «Спящая красавица» П. И. Чайковского – Принцесса Флорина, Фея Нежности;
- 1964 – «Паганини» С. Рахманинова – Муза;
- 1964 – «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева – Мария;
- 1964 – «Лейли и Меджнун» С. А. Баласаняна – Лейли;
- 1965 – «Лебединое озеро» П. И. Чайковского – Одетта-Одиллия;
- 1965 – «Легенда о любви» А. Меликова – Ширин;
- 1967 – «Мелодия» на музыку А. Дворжака («Хореографические композиции Касьяна Голейзовского») ;
- 1967 – «Видение Розы» на музыку К. М. Вебера – Девушка;
- 1968 – «Спартак» А. Хачатуряна – Фригия;
- 1968 – «Щелкунчик» П. И. Чайковского – Маша;
- 1970 – «Дон Кихот» Л. Минкуса – Китри;
- 1973 – «Спящая красавица» П. И. Чайковского – Аврора;
- 1975 – «Иван Грозный» на музыку С. С. Прокофьева – Анастасия;
- 1976 – «Ангара» А. Я. Эшпая – Валентина;
- 1979 – «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева – Джульетта;
- 1981 – «Баядерка» Л. Минкуса – Никия;
- 1982 – «Золотой век» Д. Д. Шостаковича – Рита;
- 1984 – «Раймонда» А. К. Глазунова – Раймонда.
«Три таких чуда в моей жизни: Павлова, Спесивцева, Бесcмepтнова… Спасибо Наташе, спасибо Родине…», – говорил о ней Серж Лифарь.
Знаменитый артист балета Михаил Барышников вспоминал: «Я танцевал с ней мой последний спектакль в Ленинграде. До того, как мне довелось лично познакомиться с Наталией Бесcмepтновой и танцевать с ней, я восхищался её талантом со стороны, в качестве зрителя. Неизменно поражали её идеальные пропорции и красота линий, экзотичность, некая скрытая тайна, точёная голова на изящно выгнутой шее. При строгой приверженности к классическим балетным традициям она никогда не была закована в рамки классической условности, сохраняя свою неповторимую индивидуальность, оставаясь живой, современной и естественной. При едва-едва заметной обаятельной угловатости Наталия Бесcмepтнова всегда была изящной, грациозной и лёгкой. Утончённая внешность и внутренний лиризм в сочетании с предельной естественностью сделали неповторимой её Жизель. И, конечно, мне очень хотелось танцевать Альберта в «Жизели» с Бесcмepтновой. Мне тогда не удалось добиться её приглашения на эту роль в Кировский театр. Но зимой 1972 года, когда ленинградское телевидение предложило мне сняться в дуэте из второго акта, я, не задумываясь, пригласил Наталию Бесcмepтнову принять в этом участие. Нашим репетитором на Ленинградском телевидении была Татьяна Вечеслова, с которой Наталия и я дружили. Несколько дней репетиций и съёмок превратились в сплошной праздник. Жаль, что не сохранилась запись того дуэта. Когда Ирина Колпакова и я танцевали в «Жизели» на гастролях в Большом театре, Бесcмepтнова пришла на наш спектакль. Царила она на сцене, а в жизни была предельно скромной, неизменно доброжелательной. Прошёл ещё год, и мне всё же посчастливилось танцевать с ней в «Жизели» на сцене Кировского театра. Этот последний для меня спектакль в Ленинграде, 30 апреля 1974 года, накрепко связан в моей памяти с воспоминаниями об уникальной балерине Наталии Бесcмepтновой».
Читайте также: Серябкина ольга личная жизнь детиКроме Большого театра, она выступала как приглашенная балерина в спектаклях балета Финской национальной оперы в Хельсинки (Жизель, 1966), Белградского национального театра (Одетта-Одиллия, Жизель, 1970-1971), театра «Ла Скала» в Милане (Одетта-Одиллия, Жизель, 1970, 1977), балета Римской оперы (Жизель, Одетта-Одиллия, 1970, 1980), Варшавского национального театра (Жизель, 1971), Норвежской королевской оперы в Осло (Одетта-Одиллия, 1972), балета Софийской народной оперы (Жизель, 1972), балета Венской государственной оперы (Маша, «Щелкунчик», 1973), Парижской национальной оперы (Анастасия, «Иван Грозный», (1976), Жизель (1977), Джульетта, 1978), Королевского Шведского балета в Стокгольме (Одетта-Одиллия, 1979), а также в балетных труппах Висбадена, Базеля, Турина, Тулона, Ниццы, Любляны, Нови-Сада, Загреба, Токио. Участвовала в гала-концерте в театре «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, посвященном 85-летию импресарио С. Юрока (1973).
В 1988 году вышла на творческую пенсию, но продолжала периодически выступать по контpaкту до 1993 года.
В 1988-1995 и 2001-2003 годы – педагог-репетитор (по контpaкту) Большого театра, покинула театр по собственному желанию 20 марта 1995 года (Приказ №127 от 21 марта 1995 года) – в день назначения художественным руководителем Большого театра В. В. Васильева.
C 1995 до 2007 года была ассистентом балетмейстера в спектаклях, которые Юрий Григорович ставил в театре «Кремлёвский балет» («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1999), «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева (2001), в Большом театре («Лебединое озеро» П. Чайковского (2001), «Легенда о любви» А. Меликова (2002), «Раймонда» А. Глазунова (2003), «Золотой век» Д. Шостаковича (2006). Как педагог-репетитор также работала вместе с Юрием Григоровичем над постановками: «Раймонда» А. К. Глазунова (Национальная опера Белоруссии, Минск, (1997), Пражский национальный театр, 2001), «Щелкунчик» П. И. Чайковского (Молдавская национальная опера, (1998), Пражский национальный театр, (1998), Стамбульский театр оперы и балета, 2001), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (Варшавский национальный театр, совместно с Театром Карло Феличе, Генуя, 1996-1997), «Легенда о любви» А. Меликова (Стамбульский театр оперы и балета, 2000), «Спартак» А. Хачатуряна (Национальный балет Кореи, Сеул, 2001), «Иван Грозный» на музыку С. С. Прокофьева (Парижская опера, 2003).
Неоднократно была члeном жюри Международных конкурсов артистов балета (Москва (Россия), Варна (Болгария, неоднократно), Лозанна (Швейцария) – «Приз Лозанны» (1995), Всеяпонского конкурса артистов балета в Нагое (2001-2004, в 2001, 2004 – председатель).
Депутат Верховного Совета СССР 10 созыва (1979-1984).
Болезнь и cмepть Натальи Бесcмepтновой
К концу жизни балерина сильно заболела. Врачи долгое время не могли поставить диагноз. Как оказалось, у нее были больны почки. От болезни, и без того довольно стройная, она очень сильно похудела. У нее были ужасные боли. Как вспоминал Виталий Вульф, страдания балерины были столь ужасными, что сильная от природы Бесcмepтнова даже желала собственной cмepти. Но и тогда она не переставала думать о муже и его делах.
Когда Григоровичу понадобилось уехать в Сеул, супруга не стала отговаривать его, более того – сказала, что он не должен забывать о делах. И это был последний раз, когда они виделись. Бесcмepтновой стало плохо, пpaктически сразу, после отъезда супруга. Когда Юрий Николаевич узнал об этом, он вылетел первым же рейсом. Но было поздно.
Наталья Бесcмepтнова скончалась в ночь с 18 на 19 февраля 2008 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
Личная жизнь Натальи Бесcмepтновой:
Муж – Юрий Николаевич Григорович. Советский и российский артист балета, хореограф, балетмейстер, режиссер, сценарист, педагог. Главный балетмейстер Большого театра в 1964-1995 годах. Народный артист СССР (1973). Лауреат Ленинской премии (1970), двух Государственных премий СССР (1977, 1985), Государственной премии России (2017) и двух Премий Правительства РФ (2002, 2011). Один из самых выдающихся хореографов XX века.
Наталья Бесcмepтнова была не только супругой главного балетмейстера Большого театра, но и его музой. Она, как никто другой, могла воплотить все замыслы Юрия Николаевича – Анастасия в «Иване Грозном», Ширин в «Легенде о любви», Валентина в «Ангаре», Рита в «Золотом веке» и другие.
Сам хореограф любил повторять, что ставит балеты не для жены, а для выдающейся балерины Бесcмepтновой. Григорович искренне гордился своей супругой – ее талантом, умом и самостоятельностью.
Детей у балерины не было. Она заботилась о племяннике Михаиле. Именно он, сестра Татьяна и муж – единственные люди, которых Бесcмepтнова допускала в больницу, когда начала сильно болеть.
Наталья Бесcмepтнова и Юрий Григорович
Фильмография Натальи Бесcмepтновой:
1964 – «Секрет успеха» (фильм-спектакль) – «Вальс» М. Равеля 1968 – «Ромео и Джульетта» (фильм-спектакль) – Джульетта 1971 – «Хореографическая симфония» 1973 – «Хореографические новеллы» 1974 – «Вторник, четверг, суббота Натальи Бесcмepтновой» (документальный) 1975 – «Жизель» – Жизель 1975 – «Ромео и Джульетта» – Джульетта 1975 – «Спартак» (фильм-спектакль) – Фригия 1976 – «Грозный век» (фильм-спектакль) – Анастасия 1977 – «Шопениана» – 7-й вальс и Мазурка 1978 – «Балетные зарисовки» 1978 – «Жизнь в танце» 1980 – «Большой балет» (фильм-спектакль) 1983 – «Лебединое озеро» – Одетта-Одиллия 1987 – «Балет от первого лица» (документальный) 1989 – «Спартак» – Фригия 1989 – «Легенда о любви» – Ширин 1989 – «Раймонда» – Раймонда 1989 – «Жизель» – Жизель 1989 – «Ромео и Джульетта» – Джульетта 1989 – «Иван Грозный» – Анастасия 1989 – «Лебединое озеро» – Одетта-Одиллия 1989 – «Золотой век» – Рита 1991 – «Откровения балетмейстера Федора Лопухова» (документальный)
Награды и звания Натальи Бесcмepтновой:
– Первая премия Международного конкурса артистов балета в Варне (1965) ; – Заслуженная артистка РСФСР (1970) ; – Народная артистка РСФСР (7 декабря 1973 года) – за большие заслуги в области советского искусства; – Народная артистка СССР (25 мая 1976 года) – за большие заслуги в развитии советского музыкального и хореографического искусства и в связи с 200-летием Государственного академического Большого театра СССР; – Ленинская премия (1986) – за исполнение балетных партий последних лет; – Государственная премия СССР (1977) – за исполнение партии Валентины в балетном спектакле «Ангара» А. Я. Эшпая; – Премия Ленинского комсомола (1972) – за высокое исполнительное мастерство, большой вклад в развтие советского хореографического искусства; – Орден Трудового Красного Знамени (1971) ; – Орден Дружбы народов (1981) ; – Премия им. Анны Павловой (Парижская академия танца, 1970) ; – Премия «Давид» (Таормина, Италия, 1977).
последнее обновление информации: 23.04.2020