Кейт аткинсон актриса личная жизнь
Биография
Британская писательница Кейт Аткинсон прославилась детективными романами, ставшими бестселлерами. Путь автора к известности был долгим: женщина не одно десятилетие искала свой стиль, прежде чем стать обладательницей престижных премий и ордена Британской империи за литературные достижения. Ее произведения ценят за ясный слог, харизматичных героев и лихо закрученный сюжет.
Детство и юность
Кейт родилась в Йорке 20 декабря 1951 года. Отец дeвoчки содержал аптечный магазин, и семья проживала в квартире прямо над ним. Ее родители никогда не были женаты, хотя и жили вместе — мать не могла развестись с первым мужем из-за юридических формальностей военного времени, а потому будущая писательница носила статус незаконнорожденного ребенка.
Кейт Аткинсон / Facebook
Аткинсон сначала училась в частной школе, а затем в школе-гимназии королевы Анны. Увлечение литературой и любовь к чтению предопределили дальнейший путь, и в вузе дeвyшка стала изучать словесность, отдавая предпочтение американским авторам.
В 1974 году Кейт окончила шотландский университет Данди, где продолжила заниматься научной работой, исследуя аспекты постмодернизма в творчестве писателей США. Женщина планировала получить докторскую степень, однако не смогла пройти экзаменационные испытания. После неудачи Аткинсон не оставила увлечения американскими романистами, что повлияло на ее собственный литературный почерк. Больше других она интересовалась Куртом Воннегутом и Доналдом Бартелмом.
Книги
Аткинсон признается, что до 30 лет не помышляла о том, чтобы стать писателем, предпочитая роль читателя. Первый роман “Музей моих тайн” напечатали, когда автору было 43 года. Книга произвела большую шумиху, поскольку неожиданно была удостоена Уитбредовской премии, обойдя именитых конкурентов. Для большинства писательница была на тот момент ноунеймом, хотя начала публиковать рассказы еще в начале 1980-х.
Читайте также6 актрис, которые прославились в зрелом возрасте
Действие дебютного романа разворачивается в Йорке, а потому читатели пытаются найти в нем отзвуки биографии писателя. Однако в запyтaнной истории про 4 поколения семьи Руби Леннокс не так много личного опыта автора. Последующими произведениями Кейт подтвердила репутацию мастера постмодернистской прозы.
Настоящая слава пришла к литератору после публикации в 2004 году “Преступлений прошлого” — детективного романа, положившего начало серии про Джексона Броуди и легшего в основу сериала ВВС. Библиография цикла продолжилась томами “Поворот к лучшему”, “Ждать ли добрых вестей?” и “Чуть свет, с собакою вдвоем”.
Писательница Кейт Аткинсон / Facebook
В детективах переплетено множество сюжетных линий, а в обилии персонажей подчас трудно разобраться, однако разбор хитро связанных нитей доставляет читателю исследовательское удовольствие. Многослойные романы Аткинсон притягивают неожиданной смесью остроумия и меланхолии, не опускаясь на уровень развлекательного чтива для домохозяек.
Личная жизнь
Кейт вышла замуж в студенчестве и в 1974 году родила дочь Еву, однако с мужем прожила только 2 года. Попытку счастливо устроить личную жизнь женщина предприняла в 1982-м, переехав в Эдинбург ко второму мужу — учителю из Шотландии. В этом бpaке родилась еще одна дочь Хелен. Сейчас у писательницы уже несколько внуков.
Читайте также7 звезд, которые быстро устроили личную жизнь после развода
Аткинсон не любит давать интервью и ходить на писательские вечеринки, предпочитая проводить свободное время дома.
Кейт Аткинсон сейчас
Летом 2022 года поклонники творчества Кейт Аткинсон получили долгожданный подарок: после почти 10-летнего перерыва писательница выпустила очередную книгу из цикла о Джексоне Броуди. Роман “Большое небо” вышел в Великобритании 25 июня и продолжил рассказ о сложном и привлекательном детективе из Кембриджа.
Кейт Аткинсон в 2022 году / The Guardian
О творческих планах Кейт читатели узнают на персональном сайте и официальной странице “Фейсбука”, где женщина публикует фото книг, новости и анонсы. “Инстаграм” литератор не ведет.
Библиография
- 1995 – «Музей моих тайн»
- 1997 – «Человеческий крокет»
- 2000 – «Витающие в облаках»
- 2004 – «Преступления прошлого»
- 2006 – «Поворот к лучшему»
- 2008 – «Ждать ли добрых вестей?»
- 2010 – «Чуть свет, с собакою вдвоём»
- 2013 – «Жизнь после жизни»
- 2015 – «Боги среди людей»
- 2022 – «Большое небо»
Иллюстрации: Ольга Кириллова
Раньше она писала короткие рассказы для британских женских журналов, сейчас ее детективами зачитывается весь мир. Главного героя ее книг, Джексона Броуди, играет Джейсон Айзекс («Гарри Поттер», «Сладкий ноябрь»), награды вручают чуть ли не каждый год, а литературным стилем и закрученными сюжетами восхищается сам Стивен Кинг. Полностью поддерживаем «короля ужаса» и рассказываем, за что мы любим Кейт Аткинсон.
За хорошо продуманных персонажей
Иллюстрации: Ольга Кириллова
Обычно авторы детективов не балуют читателей подробными описаниями. Вот вам список действующих лиц, вот их мотивы, вот чей-то белокурый локон (оставьте как улику!) – Аткинсон действует иначе. Каждого своего персонажа, будь то девяностолетняя сварливая старуха или юная сирота, волею судеб попавшая на службу в британскую контрразведку, она выписывает любовно и тщательно – так, чтобы к концу романа вы уже пpaктически сроднились. В ее детективах нет проходных героев: даже случайный посетитель кафе или безымянный фотограф, сделавший детскую фотографию тридцать лет назад, обладают своими запоминающимися чертами вроде раздражающего французского акцента или красивых ступней. Писательница делает это намеренно: по ходу действия оказывается, что второстепенные герои каким-то образом связаны с главными, а если не они сами, так значит, их родственники или друзья. Каждый новый сюжетный поворот Аткинсон – очередное доказательство теории шести рукопожатий, потому-то за ними так увлекательно следить.
Читайте также: Светлана старикова актриса личная жизнь детиЗа юмор
Иллюстрации: Ольга Кириллова
В детективах, честно говоря, иронизировать ни над чем не хочется. Пропавшие дети, семейные тайны, убийства, изнacилoвания – поводов для веселья не так много. Поэтому особенно неожиданно и приятно, если автору удается пошутить над несмешным. Аткинсон в этом деле одна из лучших. Назвать ее юмор просто «английским» было бы скучно, хотя некоторые британские издания вроде The Guardian не устают напоминать, что великолепные шутки Кейт дано понять только ее великолепным соотечественникам. «Черным» ее юмор тоже не назовешь (хотя в одной из книг довольно большой отрывок был посвящен размышлениям, стоит ли называть кота «Нэгр» только потому, что у него темная шерсть, и можно ли обвинить хозяйку этого кота в расизме). Пожалуй, лучшее слово для описания юмора Аткинсон будет «недобрый». И как синонимы: «едкий», «острый» и «тот-от-которого-невозможно-оторваться». «Розмари не видела в Сильвии лебедя, особенно когда у той в скобках застревал кусок солонины» – это, к слову, описание отношений матери и дочери. В общем, если Аткинсон когда-нибудь решит податься в стендап, она однозначно затмит Луи Си Кея.
За законченные истории
Иллюстрации: Ольга Кириллова
О да, никаких открытых финалов. В последнее время их развелось так много, что стало невозможно разобраться, действительно ли автор так задумывал или ему просто было лень сочинять концовку. В книгах Аткинсон сначала тоже может показаться, что в итоге вас оставят ни с чем. С каждой главой героев становится все больше, детективный жанр сменяется семейной сагой (как правило, очень хорошей и такой же запyтaнной!), первое убийство плавно перетекает во второе, а расследование второго открывает такие секреты, что читатель и сам иногда не помнит, с чего же все начиналось. Но не волнуйтесь, Аткинсон не даст вам забыть ни странички. Постепенно, шаг за шагом, она (а вернее, детектив Броуди) распутает каждую ниточку, расставит все точки над i и заставит вас вздохнуть спокойно. Дело закрыто.
За интеллектуальность
Иллюстрации: Ольга Кириллова
«Я живу, чтобы развлекать. Я не собираюсь преподавать, или проповедовать, или углублляться в политику», – сказала однажды Аткинсон в интервью, но явно слукавила. Может, живет она, конечно, и не для этого. Но вот книги пишет точно не только ради развлечения. Ее детективы не зря называют «интеллектуальными» – они не имеют ничего общего с низкопробными книжками, которые оставляют в поезде или на пляже после прочтения. Их хочется забрать с собой и время от времени перечитывать, потому что до того, как начать расследовать преступление или стать его жертвой, герои Кейт живут обычной жизнью и сталкиваются с обычными проблемами: в семье, на работе, в личной жизни. Они страдают от равнодушия и измен, от побоев и оскорблений, от давления общества и собственного бессилия. И их маленькие (и большие) трагедии не спрячешь ни за какой шуткой. Каждый раз Аткинсон поднимает в своих книгах серьезные социальные проблемы, невзначай напоминая нам, что детективы – это не только про погони и пистолеты.
Преступления прошлого
Иллюстрации: Ольга Кириллова
Частному детективу Джексону Броуди предстоит заняться делами, которые полиция давно списала в архив: о таинственном ночном исчезновении маленькой дeвoчки из родительского сада; о немотивированном убийстве дочери известного адвоката, помогавшей ему в офисе; и о кровавом эпизоде домашнего насилия в молодой семье, живущей на ферме. Казалось бы, между всеми ними нет ничего общего, да и следы простыли давно, однако ниточки, переплетаясь, тянутся в настоящее и самым неожиданным образом сводят героев — каждый со своими скелетами в шкафах…
Поворот к лучшему
Иллюстрации: Ольга Кириллова
Действие происходит в шотландской столице, наводненной туристами во время знаменитого ежегодного Эдинбургского фестиваля искусств. Снова Джексон Броуди оказывается свидетелем, казалось бы, ничем не связанных эпизодов: видный бизнесмен, под которого уже вовсю копает отдел экономических преступлений, попадает в больницу с инфарктом при весьма компрометирующих обстоятельствах; отлив оставляет на берегу тело дeвyшки с сережками-крестиками, но прилив снова уносит его в море, несмотря на все старания случайно оказавшегося рядом Броуди. Местная полиция видит в нем в лучшем случае лжеца, а то и подозреваемого…
Ждать ли добрых вестей?
Иллюстрации: Ольга Кириллова
В романе «Ждать ли добрых вестей?» действие происходит не в университетском Кембридже и не среди толп туристов, съехавшихся на Эдинбургский фестиваль, хотя шотландская столица вновь обеспечивает живописный фон происходящим событиям. А толчком к ним послужило кошмарное преступление тридцатилетней давности, всколыхнувшее тихий Девоншир и всю Англию; и вот осужденный убийца, отсидев положенное, выходит на свободу. Тем временем пропадает без вести доктор Траппер с маленьким ребенком — однако ее исчезновение тревожит, судя по всему, только ее овчарку Сейди и шестнадцатилетнюю бебиситтершу Реджи. А старший детектив-инспектор Луиза Монро озабочена другой пропажей — еще не зная, что Джексон Броуди вот-вот опять ворвется в ее жизнь, причем на всех парах (в буквальном смысле).
Автор А. Владимирович На чтение 9 мин. Просмотров 1.4k. Опубликовано 16.08.2017 Обновлено 30.08.2020
Кейт Аткинсон появилась на литературном небосводе слишком внезапно. Вручение ей в 1995 году Уитбредовской премии стало полнейшей неожиданностью для критиков и журналистов. «Темная лошадка» обошла ряд уже известных писателей, в числе которых был Салман Рушди. Хорошо иллюстрирует этот переполох статья Гардиан от 24 января 1996 года, «44-летняя домохозяйка» выиграла одну из самых престижных премий Великобритании.
Читайте также: Ольга антонова актриса личная жизнь дети дочьКритик был прав, называя Уитбредовскую премию одной из самых, но Аткинсон вовсе не была домохозяйкой. За два года до этого ее рассказ уже получил первую премию на каком-то литературном конкурсе. Но как вы понимаете, имя Кейт Аткинсон от этого не стало известным.
Биография
Кейт Аткинсон (Kate Atkinson) родилась 20 декабря 1951 года в провинциальном, старинном городе Йорке на севере Англии. Городок, где прошло все ее детство, писательница изобразила в своем первом романе Негласно в музее (Behind the Scenes at the Museum), описывая историю несчастий в семье на протяжении четырех поколений.
Ее родители работали в аптеке в центре города и первые два года жизни будущей писательницы прошли в квартире над магазином. В первом романе она описывает родителей главной героини в неприглядном свете, отца как грубого бабника, а мать как бесчувственную и сварливую женщину, за что получила от критиков прозвище непочтительного рассказчика. Кейт научилась рано читать и буквально пожирала энциклопедии, справочники и другую литературу попадавшуюся ей на глаза. Любимой книгой Кейт была Алиса в стране чудес, которую по ее утверждениям она перечитывала раз в неделю, в возрасте с пяти до десяти лет.
В Йорке прошло ее детство, здесь же она пошла в школу для девочек названную в честь Королевы Анны, а затем изучала английский язык и литературу в Университете Данди. После получения степени магистра в 1974 году продолжила обучение в докторантуре, где ее специальностью была американская история постмодернизма в историческом контексте. В своей научной работе она исследовала творчество американских писателей Дональда Бартельми, Джона Кувера и Курта Воннегута, влияние которых отчетливо прослеживается в ее романах.
Критики отмечают, что творчество Аткинсон — это переплетение американской экспериментаторской прозы и странной английской заботливости в повседневных мелочах, сочетание Курта Воннегута и Джейн Остин.
В 1973 году, еще будучи студенткой, она вышла замуж за сокурсника, а черед год у них родился первый ребенок, одновременно с этим Аткинсон начинает работать над докторской (The politics of academia are treated mercilessly in Emotionally Weird), которую она защищала на кафедре философии. Аткинсон прекрасно ориентируется в двух дисциплинах — философии и литературе, возможно именно это и побудило ее начать писать.
Первый бpaк Аткинсон продлился два года, а в 1982 году она вышла замуж за шотландского учителя, от которого родила вторую дочь и переехала жить в Эдинбург. В это же время она начинает писать, одновременно занимаясь воспитанием дочерей. Позднее она описывала свои первые попытки в литературе как процесс самоутверждения, объединявший биографическую меланхолию и терапевтические процедуры.
Дебютный роман Кейт Аткинсон произвел невероятную реакцию среди критиков и рецензентов. Неизвестно откуда появившаяся писательница смогла обойти самого Салмана Рушди с его лучшим романом Прощальный вздох мавра и получить престижную Уитбредовскую премию. Ее победа была настолько неожиданной, что многие рецензенты вынуждены были придумывать ей воображаемую биографию (44-летняя горничная, вытянувшая счастливый билетик; на русском сайте — перепробовала множество профессий от помощницы по дому до учителя), которая мало соответствовала действительности.
На самом деле, Аткинсон никогда не была ни горничной, ни учителем, а в литературных кругах она была хорошо известна, поскольку неоднократно до этого получала литературные премии, правда за рассказы. Первая премия (Ian St James Award) Аткинсон досталась в 1993 году за необычайно короткий рассказ Кармические матери — Миф или реальность? (Karmic Mothers-Fact or Fiction?).
Столь неожиданный и сенсационный прием у прессы первого романа был обусловлен сложностью постмодернистских идей заложенных в простом по стилистике и сюжету тексте, доступном любому неискушенному читателю. Позднее в других своих романах Аткинсон будет использовать весь спектр стилистических приемов и философских идей, например, черты магического реализма, идеи слияния мечты и реальности, прошлого, настоящего и будущего, навеянные романами того же Салмана Рушди. Более того именно ее романы предстают как пьянящий коктейль мистификации, постмодернистской дизъюнкции и коробящей сатиры, сочетающий провинциальную жизнь маленького английского городка и самые смелые литературные эксперименты.
Но не высоколобые романы принесли Кейт Аткинсон славу и популярность, известность пришла к ней после публикации в 2004 году первого детективного романа о частном детективе Джексоне Броуди — Преступления прошлого (Case Histories).
Серия о Джексоне Броуди
Серия, которую условно называют «Джексон Броуди», по имени главного героя. Квадрология — «Преступления прошлого», «Поворот к лучшему», «Ждать ли добрых вестей?», «Чуть свет, с собакою вдвоем».
Первое, что бросается в глаза, эти романы совсем не похожи на классические или психологические детективы. В них, конечно, присутствует главный герой, частный детектив из Кембриджа. И большинство событий соприкасается с расследованием. Если же убрать детективную канву, эти истории производят впечатление разрозненных семейных историй, как и сама жизнь.
Многократное прочтение романов, приводят меня к очевидному выводу. Развитие сюжета в этих романах отлично продумано и движется по заранее задуманному направлению. Хотя на первый взгляд, творится настоящий хаос.
Как и в других романах Аткинсон уделяет немало внимания теме памяти, или прошлого. Не кровавые убийства или жестокие дpaки провоцирую героев на действие. Именно память Аткинсон делает катализатором для проявления основных качеств хаpaктера, идентификации личности. Человек, сталкиваясь с прошлым, обнаруживает свою беспомощность или компетентность, гнев или раздражение.
Читайте также: Актриса глафира тарханова личная жизнь дети фотоМне нравится сравнение одного из критиков, который сказал, что романы Аткинсон похожи на матрешки. Читая его писатель все время достает новую куклу из казалось бы последней, самой маленькой.
Не могу не упомянуть о философской составляющей этих романов. Настолько многогранного и остроумного изложения многих сложнейших философских вопросов трудно встретить даже в популярной серии брошюр «… за 90 минут». Это не удивительно. Ведь Кейт Аткинсон было отказано в написании докторской, во время учебы на философской факультете университета. Сама писательница признается, «я не жалею об отказе. Так я стала писательницей, забыв о докторантуре. А ведь если бы не этот отказ, изучала бы, например, пассивность и активность в творчестве Джейн Остин».
Case Histories — Преступления прошлого
Первая история о бывшем инспекторе полиции Джексоне Броуди, который теперь работает частным детективом вышла в 2004 году.
История трех преступлений, которые на первый взгляд никак не связаны между собой. Убийство дочери адвоката, исчезновение трехлетней дeвoчки и семейная разборка, закончившаяся кровавым финалом, в котором жена зарубила своего мужа топором.
Как вы догадываетесь из названия, мотивы всех преступлений скрыты в прошлом, а писательница после нескольких детективных перевертышей дарит читателям шанс на счастье и примирение с прошлым.
One Good Turn — Поворот к лучшему
Спустя два года, в 2006 вышел следующий роман об очередном расследовании Джексона Броуди. К сожалению, в русском переводе выпал подзаголовок A Jolly Murder Mystery — Веселое загадочное убийство.
На этот раз частный детектив должен расследовать дорожный инцидент, аварию, которая произошла на глазах у толпы свидетелей и изменила их жизнь навсегда.
Не стоит думать, что это комедия, поскольку Аткинсон рассказывает о жизни и поступках персонажей мрачным тоном, бесстрастно констатируя бaнaльный принцип о том, почему жить лучше чем умереть.
When Will There Be Good News? — Ждать ли добрых вестей?
Вопрос, поставленный в название третьего романа о Броуди, висит над историей дамокловым мечом. Большинство героев этого детектива ждут счастливого финала, а писательница продолжает рассказывать о своих героях мрачным тоном.
Отставной полицейский в этот раз берется распутать жестокое убийство нескольких человек, произошедшее на глазах шестилетней дeвoчки.
Стремительное повествование не оставит равнодушным поклонников детектива, а умение Аткинсон распутать все нити этой запyтaнной истории лично у меня вызвал настоящую зависть к ее таланту.
Но не думайте, что идеальный финал оставит вас без единой мысли, слишком много вопросов роится в голове после того как герои получили добрые вести.
Started Early, Took My Dog — Чуть свет, с собакою вдвоем
Название четвертой истории о Джексоне Броуди взято из названия стихотворения Эмили Дикинсон. Роман вышел в 2010 году, а на русском появился четыре года спустя.
Кейт Аткинсон на этот раз никуда не спешит. Она рассказывает о внутренних переживаниях героев и эмоциях, связанных с повседневной жизнью. Парадокс этого романа в том, что хотя большинство героев рассказывают о своих чувствах и мыслях, правда раскрывается лишь после второго, а то и третьего перечтения.
Интрига, сплетенная в этом романа настолько изощренная и запyтaнная, что ей могут позавидовать лучшие мастера детективного жанра. А читатели будут наслаждаться бесконечными поворотами сюжета, мнений и оценок произошедшего.
Big Sky — Большое небо
Пятый роман из серии о Джексоне Броуди, вышел в 2022 году и наконец, появился на русском языке.
Спустя столько лет наконец возвращается любимый детектив — Джексон Броуди. Наконец на русском вышел долгожданный детектив Кейт Аткинсон «Большое небо» об очередном расследовании меланхоличного и не в меру рефлексирующего частного детектива.
На английском роман вышел в середине прошлого года, теперь есть возможность насладиться высокой прозой английской писательницы в переводе.
С самого начала Аткинсон поддразнивает читателей, возвращая знакомых персонажей, рассказывает о том, что прошло за то время, пока мы скучали по очередному приключению Джексона.
В очередной раз мы задумываемся о философской подоплеке повседневной жизни, подогреваемой искусной прозой английской писательницы. Приоткрою секрет, в романе большинство злодеяний сдуваются на глазах, вместо космического размаха по мере расследования они превращаются в бaнaльные интрижки и бытовые грешки мелких злодеев.
По мере развития истории секреты эти множатся, и в какой-то момент кажется, что Броуди вот-вот с головой ульнет в бесконечное болото бытовых преступлений. А писательница намеренно, с особым наслаждением погружает не только своего героя, но и читателей в абсурдность повседневной жизни.
При этом, Аткинсон искусно с мастерством опытного эквилибриста балансирует на самой грани увлекательного и обыденного, а потому закрыть книгу и оторваться от страницы не возможно.
Избранная библиография
Музей моих тайн (Behind the Scenes at the Museum, 1995) Человеческий крокет (Human Croquet, 1997) Витающие в облаках (Emotionally Weird, 2000) Жизнь после жизни (Life After Life, 2013) Боги среди людей (A God in Ruins, 2015) Transcription (2018)
Серия о Джексоне Броуди
Преступления прошлого (Case Histories, 2004) Поворот к лучшему (One Good Turn, 2006) Ждать ли добрых вестей? (When Will There Be Good News?, 2008) Чуть свет, с собакою вдвоем (Started Early, Took My Dog, 2010) Большое небо (Big Sky, 2022)