Биографии    


Каким был александр сергеевич пушкин в детстве

 Каким был александр сергеевич пушкин в детстве

Где родился

Родился Александр Сергеевич Пушкин 6 июня 1799 года. Небогатая дворянская семья будущего поэта проживала в Москве. Период детства в биографии Александра считается с 1799 года по 1811 год.

Как проходило детство Пушкина

В семье Пушкиных было трое детей: Ольга, Александр и Лев.

Отношение родителей было слегка отстраненным, дети не получали от них нежности и ласки. Близкие отношения связывали поэта с сестрой Ольгой. Отец, хоть и редко уделял время сыну, но старался обеспечить всестороннее образование.

Воспитание

Основным языком в семье был французский. В библиотеке Пушкиных было множество книг французских классиков. Дядя Александра, Василий Львович, был известным в определенных кругах поэтом. Он старался прививать племяннику любовь к книгам и стихам. В окружении будущего поэта было много писателей и творческих личностей. 

Воспитание не отличалось регулярным подходом. Гувернеры постоянно менялись, большинство из них были французами. Русскому же языку Александр обучался у бабушки и няни Арины Родионовны. Кроме того Пушкин изучал английский и немецкий языки. Священник А. И. Беликов — литератор и переводчик — был одним из немногих русских учителей.

Летние месяцы у бабушки

С 1805 года на протяжении пяти лет маленького Сашу на летние месяцы привозили к бабушке в подмосковную усадьбу Захарово. В деревне он знакомился с народным бытом, обычаями и традициями. В 1811 году усадьба была продана другим владельцам. Александр сохранил теплые воспоминания об этом месте и в 1816 году посвятил Захарово стихотворение «К Юдину».

Бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, отзывалась о внуке как об умном и начитанном мальчике, но не желающем учиться. По её мнению, он был склонен к крайностям, не придерживался золотой середины. Его или сложно было склонить к играм, или, наоборот, было не успокоить. Мария Алексеевна учила Александра письму и русской грамоте, была его первым учителем и с любовью и вниманием относилась к внуку. Пушкин посвятил бабушке несколько теплых произведений. 

Отношение Пушкина к литературе и чтению

В детстве Саша не любил подвижные игры, его больше привлекала роль наблюдателя. Более активным он стал после 7 лет. Его увлекало проводить время за чтением книг. Любимым занятием было зачитывание комедийных произведений по ролям.

Благодаря своей феноменальной памяти, Пушкин знал пpaктически наизусть всю библиотеку отца. Гостями в семье Пушкиных были В. А. Жуковский, Д. В. Фонвизин, Н. М. Карамзин. Слушая их литературные произведения, в Александре формировалась потребность в собственном творчестве.

Первые пробы пера

В 9 лет Пушкин начал пробовать писать на французском языке. В 10 лет его привлек басенный жанр. Под влиянием «Генриады» Вольтера Пушкин сочиняет свою поэму с комедийным уклоном «Толиада», в которой описывает войну между карликами и карлицами. Произведение попало на глаза гувернеру, который его высмеял. Раздосадованный Александр сжег своё первое внушительное по объему творение. Однако, весь текст он помнил наизусть. Учебе Пушкин предпочитал написание эпиграмм в адрес своих гувернеров.  

Советы по стихосложению поэту давал дядя, Василий Львович, который заметил талант племянника и развивал его.

Юность в Царскосельском лицее

Лицей в Царском Селе (Петербург) при дворце императора Александра I был задуман как привилегированное учебное заведение. Благодаря связям отца, Пушкину было обеспечено поступление.

12 августа 1811 года Александр сдал экзамен и был зачислен в ученики. 19 октября была проведена церемония открытия лицея, в стенах которого должны были обучаться 30 учеников. 

Время обучения Пушкина в лицее приходится на годы войны с Наполеоном. Военный дух, проходящие через Царское Село войска порождали либеральные настроения в среде лицеистов. Политические взгляды Александра во многом сформировались под влиянием дружбы с Чаадаевым, который нес службу в гусарском полку. Первое из своих политических стихотворений Пушкин посвятил Чаадаеву.

В лицейский период получили развитие поэтические таланты Александра. Во внутренних соревнованиях между лицеистами он почти всегда одерживал победу. 

Любимыми поэтами Пушкина были Вольтер и Батюшков. На творчестве поэта отразилось влияние Жуковского и Вяземского, с которыми он общался в Царском Селе. 

Первое общественное признание Пушкин получил в 15 лет после публикации в «Вестнике Европы» стихотворения «К другу стихотворцу». Его талант высоко оценил деятель и поэт Державин, которому Пушкин зачитал «Воспоминания о Царском Селе». Это стихотворение впоследствии было опубликовано в журнале «Российский музеум».

В лицейский период Александр посещал и поддерживал идеи литературного кружка «Арзамас», который существовал с 1815 по 1817 годы. 

Лицейское творчество поэта хаpaктеризуется наличием подражания, штампов. Однако, прослеживаются задатки своего стиля и литературного пути.

9 июня 1817 года Пушкин выпустился из лицея, зачитав на экзамене написанное им стихотворение «Безверие». После окончания лицея Александра зачислили в Коллегию иностранных дел, где он получил статус чиновника десятого класса. Однако молодого человека больше привлекала литературная деятельность.

Как детство отразилось на творчестве будущего поэта

Большую роль в творчестве поэта сыграла его няня, Арина Родионовна. Она рассказывала ему пословицы, поговорки и сказки, которые впоследствии легли в основу таких произведений, как «Лукоморье», «Сказка о царе Салтане». Няня послужила прототипом для некоторых литературных героев Пушкина. Описывая няню Татьяны в «Евгении Онегине», поэт наделил её чертами близкого ему человека.

Читайте также:  Валерий леонтьев образование

Особенность становления поэтического таланта Александра Сергеевича кроется в двойственном воспитании:

  1. Семья Пушкиных была вхожа в литературные столичные круги. Его с детства окружали творческие личности. С ранних лет проявилась тяга к чтению, которая вылилась в любовь к французскому языку и литературе. Именно она определяла первый кругозор юного Саши. Вольтеровские взгляды нашли отражение в душе поэта.
  2. Влияние няни и бабушки Марии Алексеевны было направлено на привитие интереса к родному языку и народу, его истории. Бабушка была дочерью Ганнибала, арапа Петра Великого. Её рассказы впечатляли мальчика, вызывали любопытство к событиям того исторического периода. Впоследствии Пушкин изучил множество архивных документов и воспроизвел исторические факты в романе «Арап Петра Великого». 

Даже в период молодости (1820-е годы) Пушкин вспоминает в поэтических строках времена своего детства. Семья, детские годы и окружение сформировало неповторимый стиль и направленность поэзии Пушкина.

     Известнейший поэт всех времен А.С. Пушкин родился 26 мая 1799 года в  Москве. Любовь к творчеству передалась по наследству от старшего брата отца Василия Львовича Пушкина.  Одно время он был весьма успешным и почитаемым писателем. Отец тоже любил иногда почитать свои стихи перед близкими друзьями.  Чтобы понять,  что именно закладывалось в самом первом периоде становления великого поэта, необходимо обратить внимание на особенности и привычки его семьи и окружения.  Период детства в биографии Пушкина с 1799 по 1811 года довольно малоизвестен.

Мама, Надежда Осиповна была любимым и желанным ребенком у Марии Алексеевны. Отношения с супругом, дедом Александра Сергеевича, Осипом были весьма натянутыми.  Он подделал бумаги, чтобы жениться повторно и отобрать дочь, что ему и удалось. Но, в возрасте трех лет, дочь была возвращена матери.  Исходя из этого, Марья Алексеевна  берегла и баловала Надежду Осиповну как могла. Выросла она прекрасно воспитанной красавицей. Бpaк между ней и Сергеем Львовичем был заключен по взаимной любви и симпатии. Современники Александра Сергеевича говорили: «Пушкины жили весело и открыто».

Отец  Александра был очень мягким, даже слабохаpaктерным человеком. Он не умел бороться с неурядицами. Зато Сергeй Львович много времени уделял образованию детей и приобщению к культуре. Это выражалось подбором достаточно большого количества учителей и гувернеров. Сам отец достаточно редко что-то читал своим детям или чему-то обучал.  Как писал сам поэт о своем отце: «Отец мой никогда не был жесток».  Если обобщить взаимоотношения Александра Сергеевича с родителями, то можно сказать словами Анненкова: «Хаpaктер ребенка Александра так мало был похож на то, что они могли ожидать от своего семейства».

Детство Александра Сергеевича Пушкина проходило вместе с любимой сестрой Ольгой, которая была на год его старше. До поступления в Лицей все они проживали в Москве. Основным другом и старшим помощникам детей была няня Арина Родионовна. Изначально она была приставлена к Ольге, а у Александра была другая – Улиана.

В самом раннем детстве Александр никак не проявлял своего таланта. Внешне он тоже не отличался манерами и приятным видом, скорее наоборот, был неуклюж и тучен. Не любил прогулки, ему по нраву было больше сидеть дома и наблюдать за рукоделием своей бабушки.  Но, достигнув возраста семи лет, будущий поэт стал более резв и подвижен во всех отношениях.  К учебе тоже не проявлял особого рвения. Любил только чтение. Основным занятием мальчика было зачитывать по ролям комедии. Представление обычно демонстрировалось сестре Ольге.

Попытки писать были начаты еще в 9 лет. Сначала на французском языке, так как гувернеры были французами и главной направленностью своих уроков считали обучению именно этому языку. Русскому же языку обучали бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна.  Бабушка, несмотря на сложную и тяжелую жизнь, сохранила мягкость, так необходимую женщине. И не только сохранила, а сумела передать своим внукам. Няня же была образом, вобравшим все основные черты русской женщины.  Она знала бесчисленное количество сказок, поговорок и пословиц.  Возможно, именно теплота няни и воспитала в Пушкине душевную чуткость. Эти женщины привносили ощущение русской самобытности в жизнь мальчика, что потом отразилось на творчестве поэта.   В 10 же лет пытался писать басни. Прочтя «Генриаду» Вольтера, Пушкин написал комическую поэму «Толиада».  Главной мыслью была война между карлами и карлицами. Одна из гувернанток отдала тетрадь  учителю, мотивируя это тем, что занимаясь «таким вздором», Александр не знает основных уроков.  Гувернер Шендель прочел несколько строк произведения и рассмеялся, чем оскорбил чувства будущего поэта. Александр, находясь во власти чувств, сжег свое творение. Невзирая на это, ребенок помнил все дословно. Что свидетельствует о его потрясающей памяти. Даже на уроках он повторял все сказанное сестрой, не готовясь к предмету самому.

Читайте также:  Шойгу и китаева личная жизнь

Интересный факт из детства Пушкина: несмотря на то, что он произошел из дворянской семьи, связь с народом была очень тесна. Благодаря этому, детство поэта было наполнено истинно русским крестьянским духом. Позже это найдет отражение в его творчестве.

Детство Пушкина, исследованиям которого уделяется довольно мало внимания, важно для понимания творческого пути величайшего поэта и писателя. Данное сообщение демонстрирует то, как происходило воспитание и образование маленького Александра Сергеевича, когда поэт начал свою творческую деятельность, какие для этого были предпосылки.

Краткие сведения

А. С. Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 года в дворянской семье. Будущий писатель принадлежал к знаменитому и древнему роду. Детский период жизни А. С. Пушкина включает следующие годы: 1799-1811 гг.

Воспитание и образование

Детство Александра Сергеевича Пушкина отличалось холодностью и отсутствием родительской ласки. Родители А. С. Пушкина, хоть и по-особому любили старшего сына, не обращали особого внимания на воспитание своих детей. Мальчик был близок со своей сестрой Ольгой и бабушкой, отношения с родителями же всегда были довольно прохладными. Строгость матери и бережливость отца отделяли А. С. Пушкина от своих родителей.

Александр быстро научился читать, поэтому принимался за все, что находил в библиотеке отца, который был тесно связан с литературными кругами того времени. В основном А. С. Пушкин читал французские книги, что повлияло и на первые творческие работы мальчика. Уже к одиннадцати годам А. С. Пушкин знал почти все книги из отцовской библиотеки наизусть, так как память у писателя с рождения была феноменальной. Это позволяло мальчику почти не готовиться к изучаемым предметам, А. С. Пушкину достаточно было прочитать материал один раз.

А. С. Пушкин в детстве был любознательным ребенком. Он изучал русский, французский, немецкий и английский языки. Одним из его преподавателей был священник А. И. Беликов, который являлся литератором и переводчиком. Занимался с А. С. Пушкиным и его дядя Василий Львович.

Когда мальчику было двенадцать лет (1811 г.), А. С. Пушкин, показав достойные знания на вступительных экзаменах, поступил в Царскосельский лицей, который он закончил в 1817 году.

Бабушка и няня

Так как родители не особо тепло относились к А. С. Пушкину, будущий поэт любил проводить свое время с бабушкой и няней.

Бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, которая обладала мягкостью хаpaктера, не только нанимала для будущего писателя учителей и гувернеров, но и сама обучала Александра русской грамоте и письму. Бабушку А. С. Пушкина можно назвать его первым учителем, которому поэт позже посвятит несколько стихотворений.

Особую роль в жизни А. С. Пушкина играла няня Арина Родионовна Яковлева, которая делилась с мальчиком фольклорными сведениями: народными поверьями, сказками, поговорками и пословицами. Это сказалось в дальнейшем на творчестве А. С. Пушкина, который не только посвятил своей няне несколько произведений, но и воспользовался сюжетами рассказанных ею сказок для написания своих работ.

Первые попытки творчества

Уже в детские годы А. С. Пушкин начинает свое творчество. На это повлияла не только любовь мальчика к чтению, но и частые встречи Сергея Львовича со знаменитыми писателями и поэтами того времени: Н. М. Карамзиным, В. А. Жуковским, Д. И. Фонвизиным, И. И. Дмитриевым и другими. В раннем возрасте А. С. Пушкин слушал те произведения, которые авторы читали в его доме. Постоянные разговоры о литературе, свидетелем которых был А. С. Пушкин, влияли на его мировоззрение. Вдобавок дядя будущего писателя Василий Львович Пушкин был известным поэтом того времени. С самого детства Александр Сергеевич имел огромные возможности для пробуждения поэтических способностей и предпосылки для того, чтобы стать настоящим писателем.

Когда мальчику было 6 лет, он уже писал стихотворения на французском языке. По словам сестры поэта Ольги, А. С. Пушкин часто пренебрегал уроками для сочинения стихов. Именно перед своей сестрой Александр Сергеевич, которому было семь-восемь лет, разыгрывал пьесы.

В десять лет А. С. Пушкин попробовал писать басни. В этом же возрасте произошло событие, глубоко задевшее мальчика: после того как один из гувернеров посмеялся над «вздором», написанным А. С. Пушкиным (поэма «Толиада»), будущий писатель сжег свое произведение в печи, однако помнил его наизусть.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Детство Пушкина», рассмотрит воспитание и образование, которое давалось Александру Сергеевичу, роль бабушки и няни в его жизни и творческой карьере, а также продемонстрирует первые попытки А. С. Пушкина к созданию литературных произведений.

Здесь представлен доклад о первых годах жизни Пушкина в кратком содержании.

Рождение

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1799 году 6 июня.

Читайте также:  Лебедев эдуард актер

Отец — Сергeй Львович Пушкин, мать — Надежда Осиповна.

Александр был не единственным ребенком в семье: всего у Пушкиных родилось 8 детей, однако до взрослых лет дожили трое (Ольга, Александр и Лев).

Ближайшее окружение поэта

Его семья относилась к древнему дворянскому роду. Все ближайшие родственники и предшественники, окружавшие Александра в первые годы жизни, имели прекрасное образование:

  • отец (Сергeй Львович) увлекался поэзией,
  • мать (Надежда Осиповна) великолепно говорила по-французски,
  • дядя по отцу (Василий Львович) был поэтом,
  • бабушка Пушкина по матери (Мария Алексеевна) блестяще использовала в повседневной жизни все великолепие русского языка.

Семья великого поэта активно участвовала в светской жизни. К ним домой часто приглашались известные поэты, писатели, художники, музыканты, среди которых были такие выдающие литераторы как Карамзин, Батюшков, Жуковский.

В доме Пушкиных часто говорили по-французски. Подросшим детям старались дать соответствующее образование.

Подобное окружение имело неоценимое влияние на дальнейшую жизнь Александра и развитие его поэтического таланта.

Внешность поэта

Александру достались черты как прадеда Ганнибала (знаменитого арапа Петра I) так и Пушкиных.

Его кожа имела легкий смуглый оттенок, голову покрывали темно-русые кудри. Глаза были светло-гoлyбого цвета, губы пухлыми, но не слишком широкими.

В раннем детстве он был чуть полноватым и неуклюжим, но с возрастом вытянулся, а вся былая тучность сошла на нет.

Хаpaктер и детские увлечения

Будущий поэт рос очень спокойным и наблюдательным ребенком. Любимым его занятием было чтение. Он настолько был увлечен книгами (в том числе на французском), что мог легко отказаться от игр с детьми в пользу литературы.

Первое стихотворение

Известно, что уже в 8 лет Пушкин написал свое первое стихотворение на французском языке. Это не удивительно, ведь на нем часто говорили в доме, кроме того для Александра был специально нанят учитель французского.

Бабушка

С бабушкой у Пушкина были очень теплые отношения. Она много времени проводила с маленьким Александром.

Мария Алексеевна блестяще владела русским языком. Она научила внука не только писать и читать. Она показала, как это делать красиво и правильно.

Можно сказать, что именно бабушка заложила любовь к русскому слову.

Няня

В детстве за Александром присматривала няня — Арина Родионовна.

Она была очень доброй и мягкой женщиной.

Няня знала бесчисленное количество сказок, песен и небылиц, которые рассказывала будущему поэту перед сном. Возможно, именно она привила поэту любовь к сказкам, из чего появятся на свет детские произведения («Лукоморье», «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие).

Пушкин очень сильно привязался к ней. После он напишет несколько стихотворений, в которых будет с большой любовью вспоминать о своей няне («Зимний вечер», «Няне», «Наперсница волшебной старины…»). Кроме того, Арина Родионовна стала прототипом няни Татьяны в произведении «Евгений Онегин».

Отношение с родителями

Отношения между Александром и его родителями всегда были немного прохладными. Однако это совсем не означает, что поэт не был любим ими.

Всех детей в семье Пушкиных старались держать в строгости и послушании. А за талант старшего сына родители испытывали огромную гордость.

Встреча с царем

Существует история, согласно которой Пушкин в возрасте 1 года встретился с императором Павлом I.

Это произошло случайно в Петербурге во время прогулки по парку с няней Ариной Родионовной.

Сам Пушкин этой встречи не запомнил, так как был слишком мал. Однако няня позднее передала ему эту историю.

Вторая встреча с царем

Уже в более взрослом возрасте, когда Александру было 10 лет, произошла его встреча с императором Александром I. Это случилось в Москве во время прогулки по городу.

Где провел детство по годам

ДатаСобытиеПодробности26 мая 1799Рождение поэтаАлександр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1799 году.Осень 1799МихайловскоеЧерез несколько месяцев после его рождения (осенью 1799) Пушкины всей семьей отправились в село Михайловское, в имение деда Ганнибала, где прожили почти всю осень.Зима 1799 — осень 1800ПетербургПосле этого семейство перебралось в Петербург — на тот момент столицу. Там они пробыли почти целый год.Осень 1800 — весна 1805МоскваА осенью 1800 года семья Пушкиных вернулась в Москву.Каждое лето с 1805 — 1810ЗахаровоКогда Александру исполнилось 6 лет (1805), вместе с другими детьми его впервые отправили в село Захарово, в имение бабушки на все лето.

Осенью этого же года они вернулись обратно в Москву, чтобы начать учебу.

С 1805 по 1810 год каждое лето Александр проводил в Захарово в компании братьев, сестер, деревенских детей, няни и бабушки.

1811 годЦарскосельский лицейВесной 1811 года будущий поэт поступил в Царскосельский лицей под Петербургом, и следующие 6 лет своей жизни провел там.