Юрий и наталья щербаковы биография
Сегодня потомственный казак, песельник, уникальный гармонист и исполнитель казачьих песен Юрий Щербаков отмечает свой очередной День рождения. От всей души поздравляем его с этим праздником. Желаем здоровья, неисчерпаемого вдохновения, новых творческих успехов и простого человеческого счастья!
«Музыка души – это еще не спетая песня жизни»
Сила традиций и сила творчества в их сочетании – животворящий источник всякой культуры. Петр Николаевич Савицкий,русский географ, философ, поэт
Песни на Дону не поют, а играют. Потому что казачью мелодию нельзя просто исполнить, её необходимо изобразить голосом, душой показать сюжет, сердцем передать содержание. Каждая донская песня – это музыкальный спектакль. И не важно сколько в нём действующих лиц: только солист или целый хор. Главное, что своей игрой они вовлекают в мир музыкального произведения слушателя, помогают ему прочувствовать всю гамму эмоций, позволяют пережить самому судьбу главного героя. При этом у каждого исполнителя казачья песня звучит по-своему, по-разному раскрываются те или иные стороны её многогранного содержания, обыденное становится особенным. Поэтому играть народную мелодию исключительно по нотам – абсолютно неверно. Без свободы голоса, импровизации получается стерильная попса.Вокальные данные в степном краю ценятся особые – самобытные, вольные, чистые. Именно такими щедрая донская природа и казачья порода одарила Юрия Щербакова. Перепетые не одним поколением народные хиты «Не для меня», «Под окном широким», «Любо, братцы, любо» и многие другие в его исполнении под гармошку звучат по-особому ярко. Его голос легко узнаваем, потому что прост, правдив и неповторимо красив.
Потомственный песельник «Потомственный казак – песельник, уникальный гармонист и исполнитель народных казачьих романсов. Солист ансамбля казачьей песни “Станица” г. Волгограда и фольклорного ансамбля старинной казачьей песни “Бузулук” г. Новоанинский. Участник многих концертных проектов, лауреат различных фестивалей и творческих конкурсов» – таково официальное творческое резюме Щербакова. Коротко и ёмко. Также прост и секрет его таланта и популярности. Потому что никакого секрета в этом нет.– Меня с детства воспитывали так, что наша семья казачьего роду, – рассказывает Юрий. – Родовые корни в Новоаннинском районе. В хуторе Бочаровском по отцовой линии, а материны деды в Панфилово жили. Поэтому по казачьим традициям я должен быть защитником государства, оплотом для своёй семьи. Детей своих обязан воспитывать в том же духе. И песни должен знать казачьи. А у нас дома все играли. В моем детстве родственники всегда собирались семьями. Все друг с дружкой знались. За столом песни играли и общались меж собой. Сейчас такого мало. Помню с прадедом Фомой Фомичём, 1902 года рождения, песни учили. Тогда мне три-четыре года было. Прадед сидит на табурете, а я напротив пою. Первые песни – «Конь боевой», «Из-за лесу копья мечей».– Когда стали профессионально постигать нотную грамоту?– В 86-м году поступил в музыкальную школу, когда переехали в Волгоград из Волжского. Родился-то я в Волжском. Там дед Василий Фомич поселился, ГЭС строил. После войны ему семью кормить как-то надо было. Поэтому он попросил председателя отпустить его из Бочаров в Волжский. Председатель условие поставил – коня объездишь, езжай куда хочешь. Так не хотел отпускать из колхоза деда. Он до войны конюхом был. Поспорили на ящик водки и сколько-то там хлеба. Через три дня дед гарцевал на коне перед домом председателя. Пришлось тому отдать проигранный спор, паспорт и отпустить Василия Фомича. В Волжском с родителями жил в 16-м микрорайоне, постоянно в гости бегал к деду. Там у него все родные собирались. Часто мотались в Новоаннинку… Чёй-то в воспоминания ударился. Так вот, в музыкальной школе № 11 учительница по сольфеджио Забелина Валентина Алексеевна попросила меня что-нибудь спеть. Я сыграл: «Ой, из-за лесу да лесу копия мечей. Едет сотня казаков-лихачей…». Она сказала: «Будешь ко мне в ансамбль «Звонница» ходить». А после армии, в 93-м, пришел в фольклорный ансамбль старинной казачьей песни «Станица». И здесь начал профессионально заниматься песней.– Лихие девяностые творческому процессу не стали помехой?– Поработал в ту пору в разных местах немало. На стройке, на заводе в горячем цеху. Даже гусли делал, возил их на московский Арбат, продавал иностранцам. В 95 году женился. В Новоаанинку уехали, в 96-м дитё народился – сын Дмитрий. И плотничал я, и слесарил. На металлоломе подpaбатывал, и дворником махал. А потом в 2001 году вновь позвали в ансамбль «Станица». Поступили в Волгоградский государственный институт искусств и культуры. Где-то в 2005-2006 годах записал свой первый диск «Романсы верхнего Дона».– Ваша постоянная творческая спутница – гармошка. Любовь к этому музыкальному инструменту у Вас, как и к песне, с детства?– На гармошке научил играть материн дед. Он ловко владел музыкальным инструментом. Как-то в Панфилово был конкурс гармонистов. Дед на нём выиграл гармошку и гитару. Он мне показывал, как играть надо. Да и сам я подбирал на слух мелодии. Поначалу, конечно, простые – «В траве сидел кузнечик». Пробовал на баяне. Его мне подарил отцов дед. А потом дедов не стало. Они как-то мне приснились. Я у них спрашивал: «Так или нет играю?». Однажды проснулся и помню, что во сне с ними за столом песни исполнял. А наяву от меня спиртным пахнет. Значит, я у них и вправду в гостях побывал?..Жизненная опораВ своем песенном деле Щербаков главным считает возрождение народных традиций. Именно об этом со сцены он говорит своим зрителям на каждом концерте.– Иной раз дюже обидно становится, что теряем свои корни, – признается Щербаков. – Неправильно это – забывать о традициях предков. Та же казачья песня – её за столом все играли, без нее ни одна свадьба не обходилась, никакой другой праздник. Хочется, чтобы люди, как и раньше, чаще встречались. Как же это здорово – всей семьей собраться, посидеть, повспоминать, радостью-горем поделиться.– Вы считаете, что при нынешнем изобилии музыкальных направлений народная песня может быть конкурентоспособной? Насколько сейчас востребована донская песня?– В Ростове, Москве, Питере, да и в других городах люди охотно идут на казачьи концерты. Значит, наше творчество необходимо, а донская песня востребована. А все это потому, что она исполняется с душой, от сердца. В ней наша история, традиции. Казачью песню необходимо сохранить. Другое дело, что не всегда и не всем она бывает понятна. К сожалению, много хорошего из старины уже забыто. Раньше к традициям с детства приучали. Бабушка народные сказки рассказывала, песни играла. А дети это слухали, в себя впитывали, и складывалось мировоззрение. Возродить всё это тяжело.– Почему?– Потому что воспитание детей на народных традициях сегодня большая редкость. Но к родовым корням любого человека рано или поздно тянет. Часто после концерта подходят люди и признаются, что при исполнении той или иной песни они неожиданно вспоминали, что много лет назад слышали, как её играли дедушки, бабушки. Это и есть возвращение к своим корням. Многие на концертах народной песни вспоминают своих родных, а память откуда-то из дальних уголков достает давно забытое, но что-то очень важное, дорогое.– Народная песня – это по своей сути популярная культура: придумана и любима народом. Но по сравнению с эстрадной попкультурой менее раскручена и менее оплачиваема. Почему так происходит?– Фольклор мало кто поддерживает. Почему? Трудно вот так вот взять и быстро на этот вопрос ответить. Да и что об этом задумываться. Делаю свое дело. Оно мне нравится. И зрителям моим тоже нравится. А это самое важное. Другим больше по душе три прихлопа, два притопа в три аккорда. Это их выбор. Но с годами «нравится – не нравится» часто меняется.– Современная эстрада часто черпает свой репертуар в фольклоре. Чувство творческой ревности не возникает?– Иногда бывает возмущение. Нельзя, порой до неузнаваемости, коверкать народные песни. Я считаю, что это, как плевок на могилу своих передков, это все равно, что топтать свои корни. Ведь там не одним поколением заложена пережитая, выстраданная грусть-печаль, радость, веселье, раздумья. Народная песня жить учит. В ней много мудрого заложено. А мы это порой так растаптывает, что потом, мама-дорогая, сами не можем угадать, что это за мелодия. Народная песня – это живая человеческая душа. Как ее веками исполняли, так и надо исполнять. Конечно, со временем в любой песне происходит легкая трaнcформация: слова меняются, ритм чуть быстрее или чуть медленнее становится. Но это естественные, а не искусственные изменения.– То есть, те современные молодежные ансамбли, которые в стиле рока исполняют казачьи песни – это нехорошо?– Хорошо то, что они обратились к народной культуре. Но надо максимально придерживаться её канонов. Во всем должно быть чувство меры. И в стилизации под определенные музыкальные направления тоже. Ведь есть же удачные и популярные стилизованные варианты казачьих песен. А есть современные песни, переделанные под казачьи. В итоге получается нелепая музыкальная картинка на казачью тему. Вот это нехорошо.– Свое творческое вдохновение Вы где черпаете?– В фольклорных экспедициях, в которых собираю истинные народные песни. Этим занимаюсь с 80-х годов прошлого века. Начинал собирать песни с другом, записывали их на магнитофон. Потом расшифровывали. Очень трудоемкая работа. Чтобы понять некоторые слова не раз пленку туда-сюда перемотаешь. Найти песню тоже нелегко. Не каждый согласится ее за здорово живешь тебе сыграть. Незнакомцев ведь в дом неохотно впускают. Зачастую неласково так спрашивают: «Хто такие, откель вы есть?». Пока не заиграют песню контакта не будет. А чтобы ее получить приходилось и огород копать, и городьбу помогали поправить.– Насколько тяжело сейчас найти истинных хранителей казачьей песни?– Старинных песен сегодня можно записать не так много, как лет десять назад. Время уходит, забирая с собой стариков. Собирать фольклор с каждым годом становится все труднее и труднее. Иногда собираем песню по куплетам в разных хуторах. Найти исторические песни сейчас – большая редкость. Романсовый жанр еще можно записать. Наша крайняя фольклорная экспедиция проходила в районе верхнего Дона. Бедно живут в глубинке люди, но при этом они духовно очень богаты. Много интересных собеседников встретили. В хуторе Большой Лычак познакомились с сестрами Плетневыми: Лидией Васильевной и Пелагеей Васильевной. Очень общительные, веселые, сильные духом женщины. Записали много песен. Были и такие, каких я вообще не слыхал. Материал для изучения еще есть. Вообще к этим экспедициям надо подключать и филологов, и историков. Много легенд сложено о различных казачьих местах. Интересно все это записать и сохранить.Умение дарить радостьСегодня Юрий Щербаков в особом представлении не нуждается, и на отсутствие зрительского внимания ему жаловаться не приходится. Его концерты неизменно проходят при полном зале. Будь то в родной Волгоградской области, Москве, Одессе или Астpaxaни. В любом регионе, куда приезжает Щербаков, его визит становится заметным культурным событием. Юрия приглашаю в авторские программы на телевидение, зовут на тематические беседы FM-радиостанции.Не так давно Щербаков стал осваивать кинематографическую стезю. Первой пробой были эпизодические сцены в фильмах “Атаман”, “Батюшка”. Но более всего приметной для общественности стала небольшая роль гармониста в киноленте Никиты Михалкова “Утомленные солнцем-2: Цитадель”.– В 2007 году вместе с ансамблем «Бузулук» пригласили сниматься в фильме «Атаман», – вспоминает Юрий. – Позже в «Батюшке» в нескольких эпизодах деревенского гармониста сыграл. А в 2008 году в «Цитадель» Михалкова попал. Никита Сергеевич мой диск послушал и пригласил на съемки.– По этому поводу целая легенда существует. Мол, Щербаков сам отправил свои записи Михалкову…– Ходят такие слухи. Хотя на самом деле приглашение в «Утомленные солнцем-2» для меня было полной неожиданностью. Поначалу даже подумал, что это розыгрыш. Я был очень удивлен что туда попал и рад что поработал на съемках «Цитадели».– Что было особенно запоминающимся?– Понравилось всё. Интересно было посмотреть, как такое большое кино делается. Стрельба, взрывы, танки, самолеты. Ё-моё, куда я попал? Познакомился с актерами, пообщался с ними. У меня-то роль маленькая была. В эпизоде, когда все идут в атаку с черенками на немецкие пулеметы, сыграл гармониста, исполняющего песню «Имел я деньги пребольшие». В этот момент у меня перед глазами встал дед. Я шел и думал: «Как его поколение все это выдержало, как войну прошли?». Понял насколько это было очень тяжелое испытание.С легкой руки Никиты Михалкова или нет, но в последнее время Юрий Щербаков стал востребован российским кинематографом. В сериале «Станица» на Первом канале звучали песни в его исполнении. Недавно на телеканале «Россия» прошел показ комедийного сериала «Братья по обмену» с участием Щербакова. «Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова» завершила съемки картины «Солнечный удар». Её драматургической основой стал не только одноименный рассказ Ивана Бунина, но и «Окаянные дни» — одно из самых мрачных произведений писателя. И в этом фильме снялся потомственный казак-песельник.– Очень интересно работать с Никитой Сергеевичем Михалковым, – признался Щербаков. – В его новом фильме хороший актерский состав собрался. Я записал для картины 5 песен. Сколько в итоге – не знаю, увидим на экране».Судя по Интернету, ему поступает немало приглашений из различных российских регионов и ближнего зарубежья. «Юра, в Сибири тоже Вас слушают и любят! Приезжайте! Ждем!». «Хотел бы пригласить Юрия Щербакова в Белгород». «Подскажите, как связаться с Юрием чтобы организовать его выступление в Симферополе». «Хотелось бы, чтобы этот замечательный артист приехал в Беларусь». Кстати, в социальных сетях «Одноклассники» и «В Контакте» существуют открытые группы любителей творчества Юрия Щербакова. Эти странички пользуются немалой популярностью. Суммарное количество их участников приближается к четырем тысячам. К тому же теперь, обсуждаемые здесь темы, не ограничиваются только исполнительским талантом Щербакова. На интернет-страничках его поклонники размещают самую разнообразную информацию, связанную с историй, обычаями, современным становлением казачества. Вот так творчество Юрия стало объединяющей силой в деле возрождения традиций, в восстановлении исторической справедливости. – Народная песня – это и есть наша духовность, просвещение. Конечно, после революции многое было забыто. Очень тяжело сейчас воссоздавать…Тут Щербаков задумывается и, спустя минуту, бодрым голосом говорит: – Но стремиться к лучшему всегда нужно. А песни дедов – это один из таких путей осознания и понимания для чего мы живем на этом свете. Давайте будем стремиться к своему, к исконному. Это не так сложно. Выучить ту же колыбельную и спеть для своего дитя, рассказать стихотворение Пушкина, Лермонтова для своей любимой, матери. Это же свое, родное».
Читайте также: Мила кyнис знает русскийСЕРГЕЙ ПУЧКОВ
6 января 2022
Автор КакПросто!
Коренной ростовчанин, со школы увлеченный кинолюбительством, в течение всей жизни шел к своей цели. В зрелом возрасте он стал признанным кинооператором и кинорежиссером, почетным кинематографистом РФ. В его копилке жизни множество литературных работ, документальные и художественные фильмы, сюжеты и очерки.
Родился Щербаков Юрий в 1945 г., 28-го апреля. Родной город кинорежиссера – Ростов-на-Дону. Его отец Николай Щербаков был инвалидом, участвовавшем в Великой Отечественной войне.
Ребенок рос послушным мальчиком, хорошо учился, за что был отмечен в школе почетной грамотой «За примерное поведение и успеваемость». Вместе с наградой ему подарили скрипку. Но музыкального образования у Юрия не было, и, не выдержав фальшивого музицирования на скрипке, родители попросили заменить музыкальный инструмент на фотоаппарат. И это стало серьезным толчком в выборе будущей профессии Юры. Он всерьез увлекся фотографией.
Юный фотограф с 4-го класса, ежедневно набивая руку, заявлял, что, когда вырастет, обязательно посвятит свою жизнь кинематографу. В 7-ом классе он не отступил от мечты, параллельно с получением общего образования поступил в студию кинолюбительства. В 9-ом записался в небольшую киностудию при местном ДК.
Хорошо отучившись в школе, сразу после школьного выпускного, в 1963-ом, талантливого юношу приняли на работу, он стал ассистентом кинооператора во взрослую профессиональную студию создания документального кино. Через год по призыву пошел служить срочником в Советскую Армию. В 1965-ом он выпустился из учебного подразделения, в котором готовили комaндиров. Далее служить его направили в зенитно-артиллерийский полк, он попал в бронетанковую дивизию, став в ней комaндиром связистов. Но и там он не оставил своего увлечения и призвания, и, по приказу Комaндующего СКВО, уже через год он сам лично заснял и осуществил видеомонтаж документальной кинокартины «Чти славу отцов», посвященной кавалерии казаков.
В 1967-ом, завершив службу, сержант Щербаков был взят на постоянную работу в киностудию Ростова на должность ассистента оператора. Спустя пару лет его перевели на Воркутинскую студию телевидения по направлению Комитета по телерадиовещанию Коми АССР в Заполярье. Здесь он снял большое количество сюжетов, зарисовок, а также создал авторский кинофильм «Старые и большие деревья», который был номинирован и отмечен призом 1-го Кинофестиваля Коми АСССР.
Потребность в высшем образовании не давала покоя, т.к. теоретический опыт и пpaктика расширили бы творческие возможности Щербакова. И в 1971-ом Юрий Николаевич подал документы на кинооператорский факультет ВГИКа и с блеском его окончил пять лет спустя. Его дипломной работой с оценкой «отлично» стало документальное кино «Бригадир ГРОЗ».
Через год, в 1977-ом, талантливого оператора и режиссера приняли в Союз кинематографистов СССР. Тогда же он получил высшие категории по этим двум направлениям. В 1978-ом он поступил на курсы работников кинематографии, которые проводились также при ВГИКе, и выпустился с красным дипломом как профессиональный режиссер.
- После получения диплома Юрия Николаевича избрали художественным руководителем местного объединения «Контакт».
- Затем он стал художественным руководителем киностудии под названием «Знак Почета» Ростовской ордена.
- С 2002-го в течение 8 лет его должность называлась ведущий специалист пресс-службы ростовского мэра.
- Затем он встал во главе отдела мониторинга средств массовой информации в администрации родного города при городской администрации.
- Потом наступил новый, педагогический этап, с 2009 по 2012 гг., он работал преподавателем 1-ой категории режиссерского и операторского мастерства в своем родном городе – в местном Колледже культуры.
Щербаков написал книгу под названием «Сам себе оператор и режиссер» и издал ее в 2000 г. Также является автором книги «Неизвестный Чернышев». Некоторые из его писательских произведений в разное время публиковались в ростовских и московских журналах, альманахах, газетах.
Читайте также: Кто настоящий отец марии гoлyбкиной фотоЮрий Щербаков по праву является Почетным кинематографистом РФ, он много раз был награжден органами власти всех уровней.
- Получил медаль федерального уровня «Ветеран Труда».
- Награжден Серебряной и Бронзовой медалями ВДНХ.
- Награжден двумя Гран-При российских и международных фестивалей кино.
- Является члeном Гильдии режиссеров кино РФ.
- Избран председателем Общественной организации «Союз кинематографистов РФ» в родном Ростове.
- Два раза становился лауреатом премии президента «Мастер».
Мужчина состоит в счастливом бpaке с 1966 г. У них с супругой два сына, которые подарили счастливым дедушке с бабушкой уже четырех внуков – трех девочек и одного мальчика.
Несмотря на преклонный возраст, в 2015 г. Ю.Н. Щербаков согласился на должность профессора и руководителя Творческой Мастерской режиссеров неигрового кино при ВГИК филиала в Ростовской области. Здесь он и по сей день преподает направления «Режиссура в кино», «Композиция в фотографии» и «Мастерство кинооператора». Активно и с удовольствием работает с начинающими кинематографистами.
Вся сознательная жизнь Юрия Щербакова связана с культурой, творчеством и искусством – тем, что можно запечатлеть на пленке. Он в равной мере любит заниматься авторством сценариев, режиссурой кинематографа и операторской, в том числе полевой, деятельностью. Своей профессии этот талантливый человек посвятил свыше 50 лет жизни.
Источники:
- АДК СК России: Щербаков Юрий Николаевич (г.Ростов-на-Дону)