Биографии    


Сергeй лемешев биография личная жизнь

 Сергeй лемешев биография личная жизнь

Сергeй Лемешев

Сергeй Яковлевич Лемешев. Родился 27 июня (10 июля) 1902 года в селе Старое Князево Тверской губернии – умер 26 июня 1977 года в Москве. Советский оперный певец (лирический тенор), актер, режиссер, педагог. Заслуженный артист РСФСР (1937). Народный артист СССР (1950). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941). Знаменитый исполнитель партии Ленского в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин».

Сергeй Лемешев родился 27 июня (10 июля по новому стилю) 1902 года в селе Старое Князево Тверской губернии (ныне Калининский район Тверской области).

Из крестьянской семьи. Родители – Яков Степанович и Акулина Сергеевна, были люди необразованные. Детей у них родилось много, но выжили всего двое – Сергeй и его младший брат Алексей.

Отец умер, когда Сергeй был еще маленький. В 1914 году окончил церковно-приходскую школу.

Обучался сапожному делу в Санкт-Петербурге. Имея отличный музыкальный слух и голос, учился пению по граммофонным записям. Нотную грамоту освоил в художественно-ремесленной школе, где участвовал в самодеятельных спектаклях и концертах.

В 1920 году поступил на Тверские образцовые курсы комсостава РККА. Однако проучился там недолго, заметив талант Лемешева, комaндование выдало ему направление на учебу в консерваторию.

В 1921-1925 годах учился в Московской консерватории в классе Н. Г. Райского.

С 1924 года пел в Оперной студии Большого театра под руководством К. С. Станиславского (ныне Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко), где, среди других, исполнял партию Ленского (опера П. И. Чайковского «Евгений Онегин»). Именно эта роль, которую певец исполнил более 500 раз, принесла ему широкую известность и любовь зрителей. Сам Лемешев отмечал: «Ленский целиком заполнил мою жизнь. Из моих более чем тридцати ролей эта – самая дорогая, любимая, самая большая радость моего творчества». Пел эту партию всего 501 раз: 500-е исполнение прошло в 1965 году (после этого певец покинул оперную сцену), 501-е и последнее исполнение состоялось в Большом театре в июне 1972 года в честь предстоящего 70-летнего юбилея певца.

В 1926 году дебютировал на профессиональной сцене в Свердловском театре оперы и балета.

В 1927-1929 годах – солист Русской оперы при Китайско-Восточной железной дороге в Харбине.

В 1929-1931 – Тифлисского театра оперы и балета (ныне Грузинский театр оперы и балета имени Палиашвили).

В эти годы исполнил арии: Водемон («Иоланта» П. И. Чайковского) ; Лыков («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова) ; Ленский («Евгений Онегин» П. И. Чайковского) ; Царь Берендей («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова) ; Альфред («Травиата» Дж. Верди) ; Индийский гость («Садко» Н. А. Римского-Корсакова) ; Владимир Игоревич («Князь Игорь» А. П. Бородина) ; Юродивый («Борис Годунов» М. П. Мусоргского) ; Андрей Хованский («Хованщина» М. П. Мусоргского) ; Фауст («Фауст» Ш. Гуно) ; Леопольд («Дочь кардинала» Ф. Галеви) ; Люсьен («Жрица огня» В. П. Валентинова) ; Баян («Руслан и Людмила» М. И. Глинки) ; Билли Бегот («Трильби» А. И. Юрасовского) ; Герцог («Риголетто» Дж. Верди) ; Рудольф («Богема» Дж. Пуччини) ; Джеральд («Лакме» Л. Делиба) ; Надир («Искатели жемчуга» Ж. Бизе) ; Граф Альмавива («Севильский цирюльник» Дж. Россини) ; Синодал («Демон» А. Г. Рубинштейна).

Сергeй Лемешев в молодости

В 1931 году был приглашен в Москву в Большой театр. Там дебютировал в партиях царя Берендея в «Снегурочке», Джеральда в «Лакме» Л. Делиба и Ленского в «Евгении Онегине». Вместе с Иваном Козловским был ведущим тенором вплоть до 1957 года, периодически продолжал выступать в Большом театре до 1965 года. Исполнил множество партий.

Партии Сергея Лемешева в Большом театре:

  • Берендей – «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова;
  • Джеральд – «Лакме» Л. Делиба;
  • Ленский – «Евгений Онегин» П. И. Чайковского;
  • Герцог – «Риголетто» Дж. Верди;
  • Билли Бегот – «Трильби» А. П. Юрасовского;
  • Граф Альмавива – «Севильский цирюльник» Дж. Россини;
  • Звездочет – «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова;
  • Рудольф – «Богема» Дж. Пуччини;
  • Филиппетто – «Четыре деспота» Э. Вольфа-Феррари;
  • Индийский гость – «Садко» Н. А. Римского-Корсакова;
  • Фауст – «Фауст» Ш. Гуно;
  • Альфред Жермон – «Травиата» Дж. Верди;
  • Владимир Игоревич – «Князь Игорь» А. П. Бородина;
  • Дубровский – «Дубровский» Э. Ф. Направника;
  • Ромео – «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно;
  • Синодал – «Демон» А. Г. Рубинштейна;
  • Джемал – «Великая дружба» В. И. Мурадели;
  • Баян – «Руслан и Людмила» М. И. Глинки;
  • Левко – «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова;
  • Афанасий Иванович – «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского;
  • Фра-Дьяволо – «Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине» Д. Обера;
  • Син Би-у – «Никита Вершинин» Д. Б. Кабалевского;
  • Вертер – «Вертер» Ж. Массне (исполнитель заглавной партии и режиссер-постановщик) ;
  • Моцарт – «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова;
  • Де Грие – «Манон» Ж. Массне.

В 1940 году сыграл главную роль – Петю Говоркова – в в музыкальной комедии «Музыкальная история». Его герой – таксист, обладатель красивого и сильного голоса, самородок, который стал оперным певцом.

Во время войны выступал с фронтовыми бригадами. Во время одного из выступлений сильно простудился, и у него обострился туберкулез легких. В какой-то момент Лемешев едва не умер. Врачи сказали, что выступать на сцене он уже не сможет. Его спас искусственный пневмотоpaкс – отключение пораженного правого легкого. И хотя врачи запретили ему выступать, но он их не послушал – продолжал петь на одном легком, сначала не более чем в одном-двух спектаклях в месяц, а через несколько лет – уже в трех-четырех.

Певец собрал самые лучшие творения композиторов и поэтов XIX века, представил их широчайшей советской аудитории, популяризовал русское и советское оперное искусство.

Был любимцем не только публики, но и властей. Завсегдатаями Большого театра были Сталин, очень любивший оперное пение, Молотов, Ворошилов. Лемешева часто приглашали на кремлевские приемы. С Молотовым он даже дружил – у них была общая преферансная компания. Когда началось развенчание культа личности Сталина, Лемешев в этом не участвовал в отличие от многих других артистов.

Читайте также:  Мария порошина биография личная жизнь 2017

В 1947 году гастролировал в Берлинской государственной опере (Ленский в опере «Евгений Онегин»).

Член ВКП(б) с 1948 года.

Кроме пения в оперных спектаклях, много и плодотворно трудился над исполнением камерного репертуара. Сам он с гордостью отмечал, что ему удалось спеть все 100 романсов П. И. Чайковского (помимо романсов М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова и др.).

Выступал как эстрадный певец, исполняя лучшие песни М. И. Блантера («Моя любимая», «Пшеница золотая»), Т. Н. Хренникова («Песня о Москве», «Песня о песне»), Б. А. Мокроусова («Одинокая гармонь»), А. Г. Новикова («Отъезд партизан», «Россия», «Размечтался солдат молодой»), Н. В. Богословского («Письмо в Москву», «Аленушка», «Где ж ты, утро раннее?», «Помнишь, мама?»).

Сергeй Лемешев – Выхожу один я на дорогу

В качестве оперного режиссера дебютировал в 1951 году постановкой оперы «Травиата» Дж. Верди на сцене Ленинградского малого оперного театра. В 1957 выступил в Большом театре как режиссер-постановщик оперы Ж. Массне «Вертер» и исполнитель заглавной партии.

В 1951-1961 годах руководил кафедрой оперной подготовки, в 1969-1971 – кафедрой сольного пения в Московской консерватории.

В 1959-1962 годах руководил Оперной студией при Московской консерватории, где поставил несколько спектаклей.

Вел циклы передач на Всесоюзном радио, был руководителем вокальной группы.

В 1968 году вышла его книга «Путь к искусству».

Сергeй Лемешев скончался 26 июня 1977 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 9).

В 1978 году, через год после cмepти певца, в его честь был назван астероид (4561) Лемешев.

В районе Фили-Давыдково Москвы есть Детская музыкальная школа, названная в его честь (ранее – ДМШ № 97).

29 декабря 2007 года в Твери на Трехсвятской улице у дома 25 был установлен памятник Сергею Лемешеву. Открытие было приурочено к 105-летию со дня рождения певца.

Поет Сергeй Лемешев

Личная жизнь Сергея Лемешева:

Пять раз был женат.

Первая жена – Наталья Ивановна Соколова (1906-1964), дочь его учителя в консерватории Ивана Соколова. Соколов помог Лемешеву устроиться в Большой театр.

Вторая жена – Алиса Михайловна Корнева-Багрин-Каменская (1897-1989). С ней он познакомился в доме тестя. Она была старше на пять лет. Этот бpaк тоже быстро распался.

Третья жена – Любовь Арнольдовна Варзер.

Четвертая жена – Ирина Ивановна Масленникова (1918-2013), оперная певица. Они познакомились во время войны. Ирина тогда была молодой артисткой – недоучившись в консерватории из-за войны, она в 24 года попала в Большой театр. В жизни Лемешева она появилась в очень трудный для него период, когда он тяжело болел, фактически умирал от туберкулеза легких. Считая, что выступать на сцене он уже не сможет, Лемешев совершенно смирился со своей участью. Но его спасла поддержка Ирины Масленниковой.

В этом бpaке в 1944 году родилась дочь Мария Сергеевна Лемешева, оперная певица.

Дочь Мария вспоминала об отце: “Папа вообще никогда ни с кем не скандалил и не выяснял отношений. Если какой-то человек поступал непорядочно, он молчал. Не было случая, чтобы папа пошел что-то «пробивать» у режиссера, требовать у руководства. Его оружием были очаровательная улыбка, тихий проникновенный голос и вежливость, с которой нельзя было не считаться. Именно поэтому и разногласий с коллегами у Сергея Яковлевича не возникало. Слухи, что он враждовал с Козловским, – легенда, сложенная действительно враждовавшими поклонницами обоих певцов. Нет, друзьями они тоже не были – да и почему они должны были дружить? Они ведь были совершенно разными людьми. Но в доме я ни разу не слышала о Козловском ни одного неуважительного слова”.

Сергeй Лемешев и Ирина Масленникова

Бpaк с Масленниковой также был недолгим. После развода сохранил общение с дочерью. Мария Сергеевна Лемешева рассказывала: “Папа с мамой развелись, когда я еще не пошла в школу. Но я никогда не теряла связи с отцом. Он переехал в другую квартиру, появилась новая жена – Вера Николаевна Кудрявцева. Каждое воскресенье я приходила к ним по настоянию мамы. Она ничего мне не объясняла, просто говорила: «Иди навести отца!» И я шла. Нередко ночевала там, обедала, играла. Относились ко мне прекрасно. В общем, никакой травмы от развода родителей у меня не было”.

Мария Лемешева – дочь Сергея Лемешева

Пятая жена – Вера Николаевна Кудрявцева-Лемешева (1911-2009), оперная певица. Вместе прожили двадцать семь лет, вплоть до cмepти певца.

Сергeй Лемешев и Вера Кудрявцева

Фильмография Сергея Лемешева:

1940 – Музыкальная история – Петя Говорков, таксист, обладатель красивого и сильного голоса, самородок 1941 – Киноконцерт 1941 года 1943 – Киноконцерт к 25-летию Красной Армии 1952 – Концерт мастеров искусств (фильм-спектакль) – Герман, сцены из оперы “Пиковая дама” 1960 – Демон (фильм-опера) (фильм-спектакль) – князь Синодал 1961 – Дубровский (фильм-спектакль) – Владимир Дубровский 1961 – Сергeй Лемешев (документальный) 1963 – Голубой огонек-1963 – песня “Снегурочка”

Озвучивание Сергея Лемешева:

1947 – Квартет (анимационный) – вокальная партия соловья

Вокал Сергея Лемешева в кино:

1962 – Моцарт и Сальери

Награды и звания Сергея Лемешева:

Заслуженный артист РСФСР (1937) ; Народный артист СССР (1950) ; Сталинская премия второй степени (1941) – за большие достижения в области театрально-вокального и киноискусства; Три ордена Ленина (27.05.1951, 10.07.1972, 25.05.1976) ; Орден «Знак Почета» (02.06.1937)

Биография

Лемешев Сергeй Яковлевич – выдающийся советский оперный певец, лирический тенор, лауреат правительственных наград и званий.

Будущий певец родился 10 июля 1902 года в деревне Старое Князево под Тверью. И у отца мальчика, Якова Степановича, и у его матери был отличный слух и прекрасные вокальные данные. Акулина Сергеевна пела в церковном хоре и считалась лучшей певицей в деревне.

Читайте также:  Елка биография личная жизнь муж фото

Отец Сергея подался в Тверь на заработки, и его маме приходилось нянчиться одной с тремя малыми ребятишками, да еще и хозяйство вести. Вскоре детей осталось двое; Сергeй и Алексей, братья-погодки, были очень дружны и старались помогать матери.

Сергeй Лемешев в детстве

Сережа с детства любил петь, преимущественно народные, лиричные песни. Стесняясь своего увлечения, мальчик давал себе волю лишь в лесу, отправляясь по грибы или ягоды в одиночку.

Когда пареньку исполнилось четырнадцать лет, отцовский брат отвез его в Санкт-Петербург учиться сапожному мастерству. Ремесло приносило совсем скромный доход, зато юный Лемешев впервые увидел огни большого города, узнал, что такое кинематограф, театр, опера. Изумлению юноши не было предела, когда он понял, что пение может быть не только развлечением, но и профессией, приносящей немалые деньги.

Кто знает, куда бы завели Сергея его фантазии и размышления, но тут грянула Октябрьская революция, и дядя с племянником решили вернуться в родную деревню от греха подальше.

Сергeй Лемешев в молодости

Отец Сергея Лемешева умер, когда его сыновья еще не достигли совершеннолетия, и Акулина Сергеевна осталась совсем без средств к существованию. Она устроилась на работу в школу-мастерскую, открывшуюся в бывшей дворянской усадьбе.

Самое удивительное, что бывшие владельцы усадьбы, Квашнины, не только не подверглись гонениям со стороны новой власти, напротив, Николаю Александровичу Квашнину, заслуженному архитектору, эти самые власти поручили организовать школу для способных крестьянских ребятишек в его бывшем имении.

Сергeй Лемешев в молодости

В школу Квашнина Сергeй и Алексей Лемешевы попали благодаря собственным талантам. Братья брались за любую работу, молотили хлеб, ходили в ночное. Именно за этим занятием, когда пареньки дружно распевали народные песни, сторожа лошадей, и застал их Николай Квашнин.

Моментально распознав талантливых самородков, он пригласил ребят в свою школу обучаться пению. Алексей лишь посмеялся над этим предложением, считая профессию певца несерьезной, а Сергeй целиком отдался занятиям.

Сергeй Лемешев в молодости

С юным дарованием занималась супруга Квашнина, Елена Николаевна, в свое время окончившая Саратовскую консерваторию. Она считала, что у Алексея голос был и сильнее, и богаче, а у Сергея – лиричнее, глубже и проникновеннее.

Занятия велись не только по вокалу и нотной грамоте, Лемешев восполнял пробелы в образовании в области грамоты, литературы, истории, изучал французский и итальянский языки. Именно здесь Сергeй выучил арию Ленского, ставшую главной в его певческой биографии.

Образование

Зимой 1919 года Сергeй Лемешев в валенках и ватнике по морозу пешком прошагал сорок верст до Твери, решив кардинально изменить свою судьбу, пробившись в мир большой музыки. Переночевав у знакомых, утром парнишка явился в центральный городской клуб самодеятельности, руководителем которого был Николай Михайлович Сидельников. Сидельников прослушал весь репертуар молодого певца и разрешил ему выступить на вечернем концерте в клубе.

Успех Лемешева у тверской публики был оглушительным. Все ему советовали продолжать певческую карьеру, однако делом помочь никто не смог, и Сергeй отправился домой тем же путем, каким и пришел в Тверь. Через полгода юноша вновь вернулся в город, поступил в кавалерийское училище, где получил жилье, форму, пропитание и небольшое денежное пособие. Это дало ему возможность посещать местные театры и концерты, услышать Собинова, Нежданову, а заодно полтора года отучиться в музыкальной школе под руководством все того же Сидельникова.

Сергeй Лемешев на сцене

В 1921 году состоялось событие, о котором Лемешев давно мечтал. Его приняли в Московскую консерваторию. Направление на учебу было подписано Военкомом Тверских курсов по рекомендации местного отдела искусств. Но самое удивительное состояло в том, что Сергeй прошел приемную комиссию при жесточайших условиях отбора. На имевшихся двадцать пять мест было подано более пятисот заявок.

С 1921 по 1925 годы Лемешев обучался в консерватории на курсе Райского. Этот замечательный педагог, в прошлом оперный и камерный певец, был известен своей любовью к не заезженному репертуару и великолепным знанием вокальной литературы. В консерватории Сергeй внезапно открыл, что до сих пор неправильно использовал свой голос и прочие данные, и ему пришлось заново учиться правильно дышать во время пения.

Сергeй Лемешев на сцене

Во время учебы студентам приходилось сидеть на скудном пайке, поскольку время было военное, тяжелое. Однако все невзгоды Лемешев переносил стоически, будучи окрылен музыкой и сбывающейся мечтой о профессии певца. Вторым, неформальным местом учебы для молодого человека стали залы консерватории и сцена Большого театра, где в те времена выступали непревзойденные оперные кумиры: Собинов и Шаляпин.

Поступив в консерваторию, Сергeй Лемешев не ограничился одним лишь курсом Райского, который развил его технические данные, но не уделял достаточно внимания вокалу певца, считая его слабым. Студент предпринял несколько попыток развить свое мастерство, сделав его разноплановым.

В этом юному таланту помогали такие опытные педагоги, как Надежда Григорьевна Кардян, Людмила Юрьевна Звягина и супруги Соколовы, Анна Петровна и Иван Николаевич. Они направили Лемешева по верному пути, и, благодаря упopным занятиям, Сергeй сумел развить свой голос до глубокого и сильного лирического тенора, способного на самые сложные первые партии.

Сергeй Лемешев

Успех окрылил молодого певца, и он решил заявить о себе широкой публике, дав сольный концерт. Всеобщими усилиями концерт состоялся на сцене ГИТИСа и Лемешев имел оглушительный успех. Весь свой гонорар от первого выступления он истратил, купив матери новый дом.

В 1924 году Сергeй Лемешев поступил в студию Станиславского, где больше года проходил обучение сценическому мастерству и технике параллельно учебе в консерватории. По окончании консерватории певец записался на прослушивание в Большой театр. Тогда же ему поступило заманчивое предложение от директора Свердловского театра оперы Арканова.

Читайте также:  Артист андрей градов биография личная жизнь

Арканов, присутствовавший на прослушивании, уговорил Сергея заключить годовой контpaкт. Главным аргументом при этом выступал тот факт, что в Большом театре Лемешеву достанутся лишь вторые партии, Арканов же сулил первые роли. Так оно и вышло.

Карьера

С 1926 по 1931 годы Сергeй Лемешев пел на сцене Свердловского театра оперы, затем, вместе со специально созданной труппой провел два сезона в Харбине. Завершились «гастроли» уже ставшего для многих кумиром оперного певца двумя сезонами в Тифлисе (нынешний Тбилиси).

В 1931 году, будучи опытным певцом, Сергeй Лемешев вновь решил попытать счастья в Большом театре. На этот раз его не только приняли, но и сразу поставили на ведущий репертуар. Вместе с ближайшим соратником по сцене Иваном Козловским Лемешев был ведущим тенором Большого театра вплоть до 1957 года.

Сергeй Лемешев и Иван Козловский

За это время он исполнил заглавные партии в следующих операх:

  • «Лакме»;
  • «Снегурочка»;
  • «Севильский цирюльник»;
  • «Садко»;
  • «Золотой петушок»;
  • «Руслан и Людмила» и в десятках других постановок.

Однако любимой ролью и своего рода визитной карточкой певца на всю жизнь осталась партия Ленского из «Евгения Онегина». В общей сложности Лемешев исполнил эту партию пятьсот раз, и в пятьсот первый – в честь своего юбилея в июне 1972 года.

После 1957 года Сергeй Яковлевич периодически возвращался на сцену Большого театра вплоть до 1965 года, все свободное время отдавая режиссуре и педагогике.

Сергeй Лемешев за фортепиано

Сергeй Лемешев – человек в своем роде уникальный. Пение и вокальное мастерство составляли большую часть его жизни, он умел вложить в своих сценических героев столько чувства и хаpaктера, что зрителя не покидало ощущение истинности того, что происходит на сцене. Лемешев, обладая красивым тембром и голосом от природы, сумел развить свой талант до максимальной степени, его голос обрел мощность и глубину, покоряя сердца и вызывая искренние слезы на глазах слушателей.

Он никогда не прекращал заниматься самообразованием и самосовершенствованием, исполняя эстрадные песни, камерные партии и романсы наряду с оперной партитурой. Лемешев с гордостью говорил, что в его репертуаре есть все сто романсов Чайковского, и они во многом помогли ему в работе над оперными ролями.

Наряду с романсами Лемешев любил народные песни, как русские, так и зарубежные. Особой популярностью пользовалась неаполитанская песня «Скажите, дeвyшки, подружке вашей…» в его исполнении. Ее, как и некоторые другие произведения из репертуара Сергея Лемешева, впоследствии очень тонко и проникновенно пела Анна Герман.

Фильмы и режиссура

Во время войны Сергeй Лемешев, как и многие артисты, не отсиживался в тылу, а выступал с фронтовыми бригадами, поддерживая мopaльный дух бойцов. Именно тогда артист сильно заболел, и обычная простуда обернулась воспалением легких, а затем и туберкулезом.

После страшного диагноза врачам пришлось «отключить» певцу одно легкое. Ему категорически запретили выступать, но Лемешев не собирался сдаваться. Он тренировался, постепенно разpaбатывая оставшееся легкое, и вскоре вновь вышел на сцену.

Сергeй Лемешев и Зоя Федорова в фильме “Музыкальная история”

В 1939 году артист единственный раз снялся в кино – в картине «Музыкальная история». Партнершей Лемешева по фильму стала актриса Зоя Федорова. После выхода картины Лемешева стали буквально преследовать поклонницы. Они встречали его на выходе из театра, дежурили возле дома.

Девушки и женщины влюблялись в певца без оглядки, бросали семьи и следовали за своим кумиром повсеместно. Сергeй Яковлевич и впрямь был хорош собой, о чем свидетельствуют многочисленные фото и кинокадры, – высокий, стройный, светлоглазый. Однако секрет его обаяния крылся не во внешности, а в чарующем голосе.

Сергeй Лемешев в последние годы

Будучи в преклонных годах, Лемешев посвящал много времени обучению студентов. В 1951-1961 и с 1969 по 1971 годы он преподавал в Московской консерватории.

Сергeй Лемешев поставил две оперы. Первой была «Травиата», а в 1957 году Лемешев поставил «Вертера» на сцене Большого театра, где и исполнил заглавную партию.

Личная жизнь

Личная жизнь певца была наполнена любовью. Мало того, что ни одна красавица не могла устоять перед его обаянием и чарующим голосом, так и сам Сергeй Яковлевич был удивительно влюбчив. Влюблялся он быстро и страстно, с легкостью переходя от предыдущей пассии к новому идеалу красоты.

Его партнерши и жены (а женат был Сергeй Лемешев целых пять раз) мирились с причудами супруга. Все женщины певца, как одна, были умницами, красавицами, потомственными интеллигентками и даже умудрялись дружить с его поклонницами.

Сергeй Лемешев с женой Ириной Масленниковой

В юности Сергeй влюблялся неоднократно и два раза даже собирался жениться: на односельчанке Грушеньке и на Галине Квашниной. Замужества не состоялись, но обе женщины до самой cмepти любили Сергея.

Первой женой артиста стала Наталья Соколова, дочь его преподавателя. Вторая супруга Алиса Корнева-Багрин-Каменская ушла от него, не вынеся измен, как и третья спутница Лемешева, актриса Любовь Вазер.

Сергeй Лемешев с женой Верой Кудрявцевой

В четвертом бpaке с Ириной Масленниковой у Сергея Яковлевича родилась единственная дочь Мария, впоследствии тоже ставшая певицей. Последний, пятый союз певца с оперной дивой Верой Кудрявцевой оказался самым счастливым и продлился 25 лет.

Смерть

Сергeй Лемешев скончался 26 июня 1977 года. Творчеству великого певца посвящен документальный фильм «Эхо великих голосов», повествующий о двух главных тенорах Большого театра – Сергее Лемешеве и Иване Козловском, а также немало книг и биографических исследований.