Игорь стравинский биография личная жизнь
Биография
Игорь Стравинский – великий отечественный композитор, исполнитель и дирижер, яркий представитель модернизма в музыке. По праву он считается одним из самых значимых деятелей мирового искусства XX века.
Детство и юность
В 1882 году под Петербургом родился Игорь Стравинский. Его родители имели непосредственное отношения к музыке – папа Федор солировал в Мариинском театре и был заслуженным артистом Российской империи, мама Анна – пианистка, аккомпанировала супругу. Игорь рос среди нескончаемого потока гостей, в числе которых встречались писатели, артисты, музыканты. Отец мальчика был дружен с Достоевским.
Игорь Стравинский в молодости
Первый раз за фортепиано будущий гений сел в 9 лет. После окончания гимназии родители устроили Игоря в университет Санкт-Петербурга, где юноша обучался на юриста. Самостоятельно Стравинский изучал музыку, затем стал брать уроки в частном порядке у Римского-Корсакова.
Игорь Стравинский и Николай Римский-Корсаков
Знакомству Игорь обязан его сыну Владимиру, который обучался также на юридическом. Римский-Корсаков впечатлился талантами Стравинского, посоветовал не поступать в консерваторию, так как знаний у юноши было достаточно. Наставник обучал в основном Игоря навыкам оркестровки, корректировал его произведения. Благодаря своему влиянию он добивался, чтобы музыку его ученика исполняли.
Музыка
В 1908 два произведения Стравинского – «Фавн и пастушка» и «Симфония ми-бемоль мажор» – были исполнены придворным оркестром. В следующем году на исполнение его оркестрового скерцо попал Сергeй Дягилев: он был настолько поражен талантом молодого композитора, что сразу же познакомился с ним и заказал несколько аранжировок для русского балета в Париже. Через год Дягилев вновь обращается к Стравинскому, заказывая музыкальное сопровождение для нового балета «Жар-Птица».
Игорь Стравинский и Сергeй Дягилев
Премьера прошла летом 1910: невероятный успех мгновенно превратил Стравинского в самого одаренного представителя нового поколения музыкальных авторов. «Жар-Птица» стала началом плодотворной совместной работы Игоря и труппы Дягилева. Уже следующий сезон открывается балетом «Петрушка», с партитурой Стравинского и великолепным Вацлавом Нижинским в главной роли.
Окрыленный успехом, композитор задумал написать своего рода симфонический ритуал, который в 1913 в парижском театре наделал немало шума. Этим произведением стала «Весна священная». Зрители во время премьеры разделились на два лагеря: одни были возмущены неоднозначным танцем и смелой музыкой, вторые приветствовали оригинальную постановку. Свидетели говорили, что танцорам не было слышно оркестра – такой сильный гул был в зале.
Вацлав Нижинский в балете Стравинского “Петрушка”
С этого дня Стравинского называли композитором той самой «Весны священной» и деструктивным модернистом. Игорь покидает родной город, вместе с женой и детьми в 1910 году обосновывается во Франции.
Однако Первая мировая войны свела на нет «Русские сезоны» в Париже, и щедрые гонорары закончились. В 1914 чета Стравинских оказывается в Швейцарии пpaктически без средств к существованию. В те времена он часто обращается к русским народным мотивам, сказкам.
К этому времени музыка, которую писал Стравинский, стала более аскетичной, сдержанной, но невероятно ритмичной. В 1914 году он начал работу над балетом «Свадебка», которую удалось окончить лишь в 1923. Она была основана на сельских русских песнях, которые исполнялись на свадьбах и венчаниях. В 1920 в русском стиле было написано последнее шедевральное произведение – «Симфония для духовых».
После из его творчества исчез национальный колорит, и он начал трудиться в стиле неоклассицизма. Далее композитор интерпретирует старинную европейскую музыку и другие интересные исторические стили. С 1924 года Игорь Стравинский прекращает писать и выступает в качестве пианиста и дирижера. По окончании Второй мировой его концерты стали пользоваться особой популярностью.
Портрет Игоря Стравинского
Тогда же возобновляются “Русские сезоны”, но на скромном уровне. Последним балетом, который создали Дягилев и Стравинский, стал «Аполлон Мусагет», премьера которого состоялась в 1928. Через год Дягилев умирает, и труппа распадается.
1926 год – переломный в судьбе Стравинского, он пережил духовную трaнcформацию, которая, конечно, оказала влияние и на творчество. Религиозные мотивы появляются в его «Царе Эдипе», в кантате «Симфония псалмов». Либретто к этим произведениям создаются на латыни. В 1939 его приглашали в Гарвардский университет в Америку, где он читал цикл лекций «Музыкальная поэтика».
В пятидесятые годы в Европе появляется авангард, который отверг любимый Стравинским неоклассицизм, и Стравинский переживает музыкальный кризис. Большая депрессия, в которой находился Игорь, окончилась несколькими экспериментальными работами: «Кантата», «Памяти Дилана Томаса».
Работать он продолжал, несмотря на инсульт, до 1966 года, последним произведением стал «Реквием». Это невероятно тонкое произведение, написанное композитором в 84 года, стало свидетельством великого таланта и неиссякаемой энергии Стравинского.
Личная жизнь
Игорь Стравинский в 1906 связал себя узами бpaка с кузиной Екатериной Носенко. Большую любовь молодых не остановило наличие родной крови, в бpaке родилось 4 детей: мальчики Святослав и Федор и дeвoчки Людмила и Милена. Сыновья стали выдающимися деятелями культуры: Святослав – виртуозным композитором и пианистом, Федор – художником. Биография Людмилы Стравинской интересна тем, что она стала супругой поэта Юрия Мандельштама.
Игорь Стравинский с первой женой Екатериной Носенко
Екатерина страдала от чахотки, поэтому зимовать семья уезжала в Швейцарию – сырой воздух Санкт-Петербурга не давал женщине дышать. В 1914 у четы Стравинских не получилось вернуться весной из Швейцарии в Россию из-за начавшейся Первой мировой, а затем из-за революции. Имущество и деньги, которые остались в родном городе, у семьи отобрали.
Игорь принял эту катастрофу близко к сердцу: помимо Екатерины и детей, он содержал мать, родную сестру и племянников. В России в месяцы революции творился беспредел во всех сферах, и композитору перестали выплачивать авторские за исполнение произведений по причине его эмиграции. Чтобы хоть как-то содержать семью, Стравинскому пришлось выпускать новые редакции своих работ.
Игорь Стравинский и Коко Шанель
Легенды и слухи не обошли личную жизнь Игоря: ему приписывают любовные отношения с Коко Шанель. Она протянула Стравинскому руку помощи в тот момент, когда он совсем остался без денег. Два года Игорь с семьей жил на вилле у мадемуазель, она спонсировала его выступления, кормила и одевала семью.
Когда материальное состояние Стравинского выправилось, и он покинул дом Шанель, она еще 13 лет каждый месяц высылала ему деньги – этот необычный факт и стал основой для легенды о романе французского дизайнера и русского композитора. В 2009 году вышел художественный фильм «Коко Шанель и Игорь Стравинский», посвященный этим отношениям.
Игорь Стравинский и вторая жена Вера Судейкина
Читайте также: Павел прилучный агата муцениеце биография личная жизньВ 1939 Екатерины Стравинской не стало, и через год, переехав в Америку, музыкант женится второй раз на Вере Судейкиной, актрисе немого кино. Вместе Вера и Игорь прожили 50 лет, стараясь не разлучаться ни на минуту. В 1962 году семейная пара побывала в родной стране – в Москве и Ленинграде, встречу показали по телевидению.
Смерть
Композитора не стало 6 апреля 1971 года, причина cмepти – сердечная недостаточность. Супруга Вера Артуровна похоронила его в Венеции, на русской части кладбища Сан-Микеле, недалеко от могилы Дягилева. Через 11 лет супругу похоронят рядом с мужем.
Могила Игоря Стравинского
Имя Стравинского было неоднократно увековечено: его носит музыкальная школа в Ораниенбауме, туристический теплоход и самолет авиакомпании «Аэрофлот». В честь Стравинского в Украине каждый год проходит международный музыкальный фестиваль.
Дискография
- 1906 – «Фавн и пастушка»
- 1908 – «Фантастическое скерцо»
- 1910 – балет «Жар-птица»
- 1911 – Балет «Петрушка»
- 1913 – «Весна священная, картины языческой Руси в 2 частях»
- 1914 – сказка«Соловей»
- 1918 – сказка «История солдата»
- 1920 – балет «Пульчинелла»
- 1922 – опера «Мавра»
- 1923 – хореографические сцены «Свадебка»
- 1927 – опера «Царь Эдип»
- 1928 – балет «Аполлон Мусагет»
- 1930 – «Симфония псалмов»
- 1931 – «Концерт для скрипки D-dur»
- 1942 – «Концертные танцы»
- 1954 – «4 русские песни»
- 1963 – «Авраам и Исаак»
- 1966 – «Заупокойные песнопения»
В январе 1906 года 23-летний композитор тайно обвенчался со своей кузиной Екатериной Носенко. Императорское законодательство запрещало бpaки между двоюродными братьями и сёстрами, поэтому Стравинскому пришлось приложить немало усилий, чтобы найти церковь для венчания.
Мы должны были найти священника, кто повенчал бы нас, не спрашивая документов, выдающих наше родство. Такого священнослужителя мы откопали в Новой деревне близ Санкт-Петербурга. Мы поехали туда 24 января 1906 года на двух извозчиках и были обвенчаны в полдень. Никого из родственников на свадьбе не было, и сопровождали нас лишь Андрей и Владимир Римские-Корсаковы; они вместе с нами преклонили колени и держали над нашими головами золотые с бархатом венчальные венцы
Игорь Стравинский. Диалоги
Свою будущую жену Стравинский знал с раннего детства. Екатерина Носенко родилась в Киеве в 1881 году и детство провела там. Она была дочерью врача и землевладельца Гавриила Носенко и Марии Холодовой, приходившейся сестрой матери Стравинского. Гавриил Носенко служил врачом при Киевском тюремном замке. В 1890-е годы он купил винокуренный завод и несколько тысяч гектаров земли в маленьком селе Устилуг в Волынской области.
Но со своей двоюродной сестрой Стравинский впервые встретился не там, а в деревне Печиски, находившейся в 400 милях южнее Устилуга, где было большое имение у его тётки Екатерины. Туда мальчик попал в девять лет, в 1891 году, и приехал повторно на следующий год.
С первого же часа, проведённого вместе, мы, казалось, отдали себе отчёт в том, что в один прекрасный день поженимся — так, по крайней мере, потом мы говорили друг другу. Наши отношения, вероятно, всегда больше походили на отношения брата и сестры. Я был чрезвычайно одиноким ребёнком и мечтал о сестре. Екатерина, которая доводилась мне кузиной, вошла в мою жизнь на десятом году как долгожданная сестра. В Печисках Екатерина была моим самым близким другом и товарищем в играх, что продолжалось и далее, вплоть до нашей женитьбы
Игорь Стравинский. Диалоги
После свадьбы Стравинский заложил новый дом на берегу реки Луги примерно в километре от самого Устилуга. Дом строили по собственному плану композитора. В нём было два больших камина с трубами и балкон в сторону реки. С 1907 года, когда строительство было завершено, и до 1914 года семья проводила там часть каждого лета. К 1914 году в семье было уже трое детей: Фёдор (1907), Людмила (1908) и Святослав (1910). Всё шло прекрасно. Но вскоре семья Стравинских навсегда покинула Россию.
Скитания по Европе
С 1910 года Стравинский часто бывал в Европе, так как этого требовали премьеры его балетов в рамках “Русских сезонов” Сергея Дягилева. Композитор попеременно жил в Париже, Швейцарии и России. В начале июля 1914 года он без семьи приехал в Устилуг, пробыл там 10 дней и уехал в Киев. Как позже он напишет в “Хронике моей жизни”, возвращаясь из России через Варшаву, Берлин, Базель, он увидел, какое нервное состояние царит в Центральной Европе, и ясно почувствовал, что мир накануне серьёзных событий.
Две недели спустя была объявлена война. От военной службы я был освобождён и поэтому не был обязан возвращаться на родину, но я был далёк от мысли, что больше её не увижу, во всяком случае, такой, какой я её покинул. Военные известия глубоко волновали меня, бередили мои патриотические чувства. Мне было тяжело находиться в такое время вдали от родины, и только чтение русской народной поэзии, в которое я погрузился, утешало меня и приносило радость
Игорь Стравинский. Хроника моей жизни
После объявления войны Стравинский и его семья остались жить в Швейцарии. Там его супруга родила четвёртого ребёнка — дочь Милену. Материальное положение семьи в этот момент было непростым в том числе и потому, что антреприза Дягилева не могла работать в привычном режиме из-за войны. Композитору нужно было не только содержать жену и детей, но и найти средства, чтобы отправить в Россию мать, проводившую лето с ними.
1917 год принёс много потрясений композитору. Незадолго до Рождества он серьёзно заболел межрёберной невралгией, из-за чего он временами пpaктически не мог дышать, а его ноги оказались почти парализованы. Весной умерла старушка-воспитательница Берта, вырастившая самого Стравинского. Он называл её второй матерью и в самом начале Первой мировой войны перевёз из России в Швейцарию, чтобы она помогала ему и его жене с детьми. Буквально через несколько недель из России пришла телеграмма, в которой родные сообщили о кончине брата композитора Гурия. Он умер на румынском фронте от сыпного тифа.
К концу года материальное положение семьи стало совсем плачевным.
Коммунистическая революция восторжествовала в России, и я был лишён последних средств к существованию, которые ещё приходили время от времени оттуда. Я остался попросту ни с чем, на чужбине, в самый разгар войны
Игорь Стравинский. Хроника моей жизни
8 июня 1920 года семья Стравинских покинула Швейцарию, чтобы обосноваться во Франции. Как потом напишет Cтравинский, эта страна стала для него второй родиной. Именно к этому времени относят роман композитора с Габриель Шанель. Правда, доподлинно неизвестно, были ли они на самом деле любовниками. Вышедший в 2009 году фильм “Коко Шанель и Игорь Стравинский” Яна Кунена по книге “Вилла “Бель Респиро”. История любви” Криса Гринхола — это всего лишь художественный вымысел. Считается, что именно в 1920 году Шанель на время приютила нуждающуюся в средствах семью Стравинских на своей вилле “Бель Респиро” во французском городке Гарш. Жена Стравинского Екатерина на тот момент уже болела туберкулёзом.
Читайте также: Анастасия епифанцева биография личная жизньВ “Хронике моей жизни” композитор упоминает, что провёл зиму 1920—1921 годов в Гарше. Также он рассказывает о том, как Габриель Шанель помогла антрепризе Дягилева, восстанавливающей в Театре Елисейских полей знаменитый балет “Весна священная” на музыку Стравинского. Шанель была близким другом Дягилева и не раз спонсировала его антрепризу.
Также точно известно, что именно в феврале 1921 года Стравинский впервые встретил Веру Судейкину. Она была женой известного художника Сергея Судейкина, эмигрировавшего во Францию в 1920 году. 33-летнюю Веру представил 39-летнему композитору Сергeй Дягилев. Уже в мае 1922 года Судейкина покидает своего мужа, которого в 1915 году она увела из первой семьи.
Современники вспоминали Веру как очень эффектную женщину. Художник Александр Бенуа писал о ней в дневнике: “Очень красивая, полногрудая, статная, лупоглазая… Ein ausgesprochen russischer Typus . Мне говорили, что она еврейка, по отчеству как будто немка — Вера Артуровна. Судейкин, видимо, по уши влюблён”. Она была разносторонней личностью: играла в театре, снималась в немом кино, рисовала.
Несмотря на любовную связь с Судейкиной, расставаться с супругой Стравинский не стал. Жена композитора знала о его отношениях с Верой. Сын Стравинского Святослав позже вспоминал: “Мой отец вёл двойную жизнь. Я уверен, что он очень страдал от этой ситуации, но у него была страсть, и он не мог справиться”.
Двойная жизнь Стравинского продолжалась почти 20 лет. В конце 30-х годов композитор пережил несколько сильных потрясений. В ноябре 1938 года от скоротечной чахотки умерла его 30-летняя дочь Людмила, которая на тот момент состояла в бpaке с Юрием Мандельштамом — двоюродным братом Осипа Мандельштама. Менее чем через полгода — 2 марта 1939 года — от туберкулёза умерла жена Стравинского Екатерина.
До самой её cмepти мы были исключительно близки, ближе, чем иногда бывают возлюблённые, так как просто любовники могут оставаться чуждыми друг к другу, хотя и живут вместе всю жизнь и любят друг друга. И действительно, самые сильные юношеские романы были у меня с другими дeвyшками, и ни одна из них не стала столь близкой мне, как Екатерина Носенко
Игорь Стравинский. Диалоги
Летом 1939 года умерла и мать Стравинского. После всех этих трагических событий композитор решил начать во многом новую жизнь.
В Новый свет с новой женой
В сентябре 1939 года Игорь Стравинский переехал в США — его пригласили читать курс лекций в Гарвардском университете. На его решение повлияло и начало Второй мировой Войны. При этом его 29-летний сын Святослав, который пошёл по стопам отца и стал композитором и пианистом, был призван во французскую армию и воевал. В 1940 году к Стравинскому из Франции сумела переехать Вера Судейкина. Они поженились 9 марта, а в 1945 году композитор принял американское подданство.
Когда роман Стравинского и Судейкиной только начинался, они часто писали друг другу письма. В одном из них он призывал её вернуться к мужу.
Сейчас я не способен ничего делать. Могу только думать о тебе и сочинять музыку — такую музыку, которая связана с тобой. Что нам делать с тобой? Я много думаю об этом. О, Верочка, думаю, что это неизбежно, это важно, и ты должна вернуться к нему. Третьего не дано, и я согласен с тобой: нельзя построить своего счастья на несчастье другого
из письма Стравинского Судейкиной 1921 года
Но композитор ошибался. Им, несмотря на все жизненные обстоятельства, всё-таки удалось построить своё счастье. Судейкина разошлась с мужем и вышла за Стравинского. Они прожили вместе 31 год — до самой cмepти Стравинского в 1971 году. По её решению композитора похоронили на кладбище Сан-Микеле в Венеции, неподалёку от могилы его близкого друга Сергея Дягилева, 50 лет назад познакомившего Стравинского с Верой. Она пережила мужа на 11 лет и умерла в 1982 году. Ей было 94 года. Веру похоронили рядом со Стравинским в Венеции.
Полное имя: Игорь Федорович СтравинскийДата рождения: 17 июня 1882 г.Знак зодиака: БлизнецыВозраст: 88 летМесто рождения: ЛомоносовДата cмepти: 25 марта 2020 г.Деятельность: КомпозиторРост: 160 смСемейное положение: Был женатСупруг(а): Вера Стравинская, Екатерина НосенкоДети: Людмила Стравинская, Милена Стравинская, Святослав Стравинский, Фёдор СтравинскийРодители: Фёдор Игнатьевич Стравинский (1843-1902), Анна Кирилловна Холодовская (1854-1939)
Игорь Стравинский — биография
Слушая произведения известного композитора Стравинского, которым восхищался весь мир, кажется: не мог все это написать один человек, уж слишком они разные! Но такова была его натура: не стоять на месте – ни в музыке, ни в любви. В три года Игорь мог точно повторить услышанную где-то мелодию. В девять прекрасно играл на фортепиано. Спустя еще пару лет начал сочинять музыку. Но до последнего сомневался в своем призвании. Все решил случай.
Детство и юность, семья
Игорь Стравинский родился 17 июня 1882 года в г. Ломоносове, близ Петербурга в творческой семье. Отец, Федор Игнатьевич – оперный певец, артист Мариинского театра, мать, Анна Кирилловна Холодовская – пианистка. В семье было четверо детей – братьев (Роман, Юрий, Игорь, Гурий). Мальчик занимался живописью, много читал, пpaктически каждый день бывал в театре. Казалось, его будущее предопределено. Но…
«Музыкантом нужно быть или великим, или никаким!» – сказал однажды отец, когда юноша робко попробовал завести с ним разговор о будущем. И отправил сына на юридический факультет. Спорить с родителем Игорь не стал, но параллельно сам начал изучать теорию музыки. По счастливой случайности, его одногруппником оказался сын известного композитора Римского-Корсакова.
Однажды приятель позвал Игоря в гости, где тот познакомился с мэтром и показал ему свои нотные этюды. Николай Андреевич был удивлен и восхищен услышанным. Но взял талантливого юношу к себе на обучение, только когда Стравинский-старший ушел в мир иной.
Музыка
С 1904 года дважды в неделю Игорь Стравинский бывал в доме композитора. Стравинский демонстрировал тонкий музыкальный вкус и искусное владение художественными приемами. Под руководством наставника он начал сочинять свои первые симфонии и давать концерты.
На одном из выступлений в зале оказался знаменитый антрепренер Сергeй Дягилев. Пpaктически был готов его новый балет «Жар-птица», который он собирался презентовать в рамках «Русских сезонов». Не хватало только музыки. Услышав Стравинского, Дягилев обрадовался: «Вот он-то мне ее и напишет!»
Премьера балета «Жар-птица» состоялась в 1910 году в Париже и имела колоссальный успех. Французская публика восторженно отзывалась о композиторе, который во всем великолепии представил русский фольклор: здесь были народные мотивы, бубны и балалайки, настоящий балаган.
Спустя три года на премьере балета «Весна священная» зрители уже негодовали. Они были в недоумении от сурового музыкального строя и жесткости ритма. А увидев «Пляску щеголих», стали кричать, свистеть, топать ногами. «Распоясавшийся русский!» – доносилось из зала. Чтобы усмирить публику, Дягилев несколько раз выключал в зале свет. Не помогло, и балет прервали. А спустя год ту же постановку встретили уже овациями. Друзья поздравляли композитора: покорить Париж – значит покорить мир.
Личная жизнь
Стравинский, вынужденный часто бывать во Франции, тосковал по родине. В 1914 году ему и вовсе пришлось покинуть Россию. Вместе с женой и детьми он перебрался в Швейцарию. Супруга нуждалась в чистом воздухе: она болела туберкулезом. Ради любимой женщины Стравинский был готов на многое. Они познакомились в 1906 году, когда обоим было по девять лет. Екатерина Носенко приходилась Игорю кузиной.
В 1906 году Стравинский женился на Екатерине Носенко. У супругов на свет появилось четверо детей: два сына – Федор и Святослав, и две дочери – Милена и Людмила. В 1900—1910-е семья Стравинских жила подолгу в своём имении, которое находилось в Устилуге.
В Россию семья не вернулась: Первая мировая война и революция не дали им такой возможности. В 1917 году композитору оставалось лишь с грустью констатировать: «Я остался ни с чем, на чужбине, в самый разгар войны».
Положение Стравинских действительно было бедственным. На родине их имущество национализировали, деньги забрали, так же как и семейное имение. Авторские гонорары выплачивать перестали. Чтобы заработать денег, композитор стал перевыпускать свои работы.
Семью приютила Коко Шанель: Стравинские два года жили на ее вилле во Франции. Там же в 1921-м Игорь Стравинский познакомился с Верой Судейкиной, которой было суждено надолго войти в его жизнь.
Вера замужем за известным художником (которого, к слову, тоже увела из семьи), Игорь женат. Но как противостоять напору страсти? Стравинский честно признался во всем жене. «Меня принесли в жертву», – так описывала ситуацию Екатерина.
Маэстро часто отправлялся в поездки с новой возлюбленной, и жене приходилось писать той унизительные письма с просьбой напомнить ему, чтобы выслал деньги на содержание. Двойная жизнь продолжалась 20 лет. Сын Стравинского Святослав позже вспоминал: «Мой отец вел двойную жизнь. Я уверен, что он очень страдал от этой ситуации, но у него была страсть, и он с ней не мог справиться».
Но именно в это время композитор писал удивительную музыку. Пробовал новые сочетания, мотивы, аранжировки. Все они настолько отличались друг от друга, что многие не верили, что все произведения созданы одним автором. Музыка для балета с пением «Пульчинелла» была не похожа на музыку для оперы-буфф «Мавра», а «Мавра» разительно отличалась от оперы-оратории «Царь Эдип». В Париже Игорь Стравинский начал писать и духовную музыку – так, в 1928 году создал «Отче наш» для хора.
С 1924 года он стал лично исполнять собственные произведения на фортепиано. Также любил сам дирижировать, считая, что другие дирижеры искажают его музыку.
Однако Париж, сделавший Стравинского знаменитым, напоследок словно решил ему отомстить. В конце 1930-х здесь одна за другой умерли его старшая дочь, мать и жена. Оставаться во Франции стало невыносимо.
Все началось с лекций в Гарварде, куда Стравинского приглашали неоднократно. А закончилось его переездом в 1939 году в Америку. Чуть позже он заключил официальный бpaк с Верой.
Здесь, в США, в 1950-х годах Игорь Стравинский начал писать новую музыку – в серийной технике. В качестве основы он брал ряд («серию») неповторяющихся звуков. Так родились «Плач пророка Иеремии», «Кантата», «Септет», «Похождения повесы». Критики обвиняли композитора в том, что он окончательно отошел от исконно русской музыки, но тот и не скрывал – нельзя стоять на месте.
Осенью 1962 года случилось невероятное – Игоря Федоровича пригласили на гастроли в СССР. У него даже дух захватило: он не был на родине около полувека! И хотя на советскую власть композитор таил обиду (Стравинского называли «лакеем империализма», а за исполнение его музыки студентов исключали из музучилищ), приглашение он принял.
Во время поездки Стравинский был под надзором спецслужб. В гостиницах, где останавливался Игорь Федорович, даже отключали телефон, чтобы он не мог пообщаться с друзьями. Публика же приняла мэтра восторженно, сам он был счастлив, а во время прощального ужина Хрущев предложил Стравинскому вернуться. «Ну, или хотя бы приезжайте в гости!» – зазывал Никита Сергеевич. Тот усмехнулся: «Как странно, приехать в гости на родину…»
Ему было горько: щемило сердце, хотелось остаться, но что-то останавливало. На вопрос, желал бы он все же остаться в СССР, Стравинский ответил: «Хорошего понемножку».
Свое 85-летие Игорь Стравинский хотел отметить на родине, но здоровье не позволило. Он перенес инсульт, плохо себя чувствовал. В 1966 году композитор написал свое последнее произведение с говорящим названием «Заупокойные песнопения», признавшись, что на этом в своем творчестве ставит точку.
Последние годы и cмepть
Последние годы жизни Игорь Федорович ничего не сочинял: он попросту устал. Еще свежи были воспоминания о временах, когда его рабочий день длился 10 часов. Теперь же возраст давал о себе знать. Стравинский стал мнительным, чрезмерно экономным (мог отклеить с письма марку, чтобы использовать ее повторно). Панически боялся простудиться, даже спал в берете.
Капризы немощного старика стойко сносила жена Вера. А он не забывал делать ей приписки в ежедневном расписании: «Сначала я тебя поцелую». Когда в возрасте 88 лет 6 апреля 1971 года Игорь Стравинский скончался от сердечной недостаточности, супруга распорядилась похоронить его в Венеции. Этот город так напоминал композитору его любимый Петербург…