Леонид марков биография личная жизнь дети фото
Биография
Великолепный мастер театральной сцены Леонид Марков легко прижился и в кино. Высокий рост, открытая мужественность и завораживающий голос сделали мужчину звездой советских экранов. Впрочем, друзья и коллеги Маркова уверены, что актерский талан режиссеры не сумели оценить по достоинству, и Леонид так и не сыграл «своей», «той самой» роли.
Детство и юность
Леонид Марков появился на свет в маленьком казахстанском селе Алексеевка. Несмотря на место рождения, по национальности актер русский. Его отец Василий Демьянович служил актером в провинциальных театрах, а мама Мария Петровна работала с ним же, только гримером.
Римма Маркова и Леонид Марков с отцом
Когда Леня был маленьким, семья постоянно переезжала. Отца переводили то в один город необъятного Союза, то в другой. Марковы успели пожить в Кинешме, Ашхабаде, Саратове, Вологде и даже Якутске. Леонид вместе с сестрой Риммой Марковой, тоже ставшей известной актрисой, росли за кулисами. На сцену дети вышли рано, их задействовали в детских постановках.
Леня впервые познал особенности актерской профессии, выступая в Саратовском драмтеатре. Дебютировал на сцене в спектакле «Хижина дяди Тома». Примечательно, что любовь к этому нелегкому делу пришла не сразу. Мальчик не испытывал страсти к театру, манили другие занятия – Леонид отлично рисовал, лепил из глины, занимался резьбой по дереву, вынашивая мечту стать художником. А еще, в отличие от сестры, хорошо учился в школе.
Леонид Марков в молодости
В подростковом возрасте решил посвятить жизнь актерству, вслед за Риммой поступив в студию, которую открыл для юных дарований Вологодский театр. Худрук Лия Ротбаум разглядела недюжинный талант Леонида Маркова и вместе с сестрой отвезла его «показывать в Москву».
Ребят приняли в ряды студии столичного театра им. Ленинского комсомола. Оказавшись вдали от отчего дома, Леонид с Риммой узнали, что такое голод (еще действовала послевоенная карточная система) и отсутствие крыши над головой. Пришлось пожить даже на вокзале. Позже брата с сестрой приютила театральная подсобка, а потом и общежитие энергетического института.
Театр
Профессиональная биография Маркова началась с подмостков театра Ленинского комсомола, в труппу которого юношу зачислили в 1950 году. В будущем актер сменил немало храмов Мельпомены. Играл в МДТ им. Пушкина, блистал на сцене театра им. Моссовета, на сезон уходил в Малый театр.
Вадим Бероев и Леонид Марков в спектакле «Маскарад»
Леониду Васильевичу довелось переиграть в спектаклях, составляющих костяк репертуаров. Он примерял образы Яши в «Вишневом саду» Чехова, Петрушина в «Живом трупе» Льва Толстого, перевоплощался в Тимофея Рваного в пьесе по произведению Михаила Шолохова «Поднятая целина».
В списке театральных ролей значатся Порфирий Петрович из романа Достоевского «Преступление и наказание», Антип из «Зыковых» Максима Горького. И это только пьесы, поставленные по произведениям классиков.
Фильмы
В кино артист дебютировал в 1955 году. Маркову досталась эпизодическая роль в картине «Мать». Вскоре в кинокарьере мог бы случиться прорыв. Григорий Чухрай собирался ставить пьесу Бориса Лавренева «Сорок первый» и на главную партию – белогвардейского офицера – серьезно рассматривал Леонида Васильевича. Актер блестяще миновал этап проб, но после долгих раздумий режиссер сделал выбор в пользу Олега Стриженова.
Леонид Марков и Людмила Хитяева в фильме «Русское поле»
Критики и сестра Римма говорят, что это был золотой шанс для Маркова, подарок судьбы. Как и образ Распутина в фильме Элема Климова «Агония», который он тоже в итоге не воплотил. Римма Маркова с сожалением констатировал: брат, увы, просто не умел бороться за роли, да и не хотел.
Леонид Марков в фильме «Мой ласковый и нежный зверь»
До начала 70-х годов фильмография актера пополнялась медленно. А в 1971-м на экраны вышла мелодрама «Русское поле». Этот фильм и сам Марков включал в список своих любимых работ, и зрители, наконец, рассмотрели талант актера – роль Авдея Угрюмова принесла всесоюзную известность. Состав артистов картины звездный – Нонна Мордюкова, Владимир Тихонов, Людмила Хитяева, Вячеслав Невинный.
В полную силу Леонид Васильевич заявил о себе в конце 70-х – начале 80-х годов, создав яркую галерею персонажей. Вместе с Олегом Янковским и Кириллом Лавровым составил трио женихов в драме «Мой ласковый и нежный зверь». Перевоплотился в мрачного, тихого и приниженного вдовца Урбенина, за которого пошла под венец расчетливая героиня.
Леонид Марков в фильме «Гараж»
Из Маркова получился великолепный ученый Смирновский в комедии Эльдара Рязанова «Гараж». Мыслящего и отзывчивого руководителя Анатолия Петровича показал в производственной драме «Коней на переправе не меняют». В фильме «Полет с космонавтом» предстал в образе справедливого и умного полковника милиции.
Леониду Маркову удалось примкнуть к актерскому составу приключенческой ленты «Остов сокровищ». Режиссер Владимир Воробьев доверил мужчине роль пирата Билли Бонса, первого помощника на корабле капитана Флинта. Коллегами по этой картине стали Олег Борисов, Федор Стуков, Валерий Золотухин.
Леонид Марков в фильме «Остров сокровищ»
В памяти зрителей Леонид Васильевич остался как герой еще множества фильмов. Запомнился актер по ролям в лентах «Семь часов до гибели», «Детский сад», «Змеелов». Точку в карьере поставила мистическая комедия «Отель «Эдем», где Маркову досталась главная роль. Да еще какая – сыграл Сатану. Впрочем, еще пара актеров стала необычными персонажами: Александр Панкратов-Черный выполнял функции Ангела-Хранителя, а Татьяна Догилева перевоплотилась в ведьму.
Читайте также: Юлия проскурякова биография личная жизнь дети фото видеоЛичная жизнь
Леонид Марков пользовался популярностью у противоположного пола, женщины его обожали. Сестра Римма вспоминала:
«Я его красоты не понимала, потому что блондины для меня как мужчины не существовали. Никогда не могла взять в толк, почему женщины буквально рвали брата на части. Он ведь такой застенчивый, тихий. Леня впервые влюбился в нашу сокурсницу и, когда увидел, что к ней подошел какой-то парень, упал в обморок — такой был чувствительный».
О романах Леонида ходили легенды, любовные похождения даже разбирали на профкомах. У актера были четыре официальные жены. Говорят, первая семья разрушилась из-за ревности супруги. Два последующих бpaка тоже оказались непродолжительными. И только с последней супругой Еленой Леонид Васильевич прожил два десятка лет.
Леонид Марков
Роман закрутился во время телесъемки спектакля, в то время дeвyшка работала инженером на телевидении. Как признавалась Елена Владимировна, в статного мужчину влюбилась сразу.
Разница в возрасте – 16 лет – не мешала счастью, супруги много времени проводили вместе. Леонид слыл интересным собеседником, эрудированным, начитанным. Актер хорошо рисовал и любил отдыхать вместе с женой на даче. После cмepти мужа Елена Маркова сокрушалась, что так и не родила в этом бpaке детей.
Смерть
Леонид Васильевич играл в картине «Змеелов» умирающего от paка персонажа. Через шесть лет такая же болезнь настигла и самого актера. Врачи диагностировали paк желудка, от которого Марков «сгорел» за короткий период времени.
Могила Леонида Маркова
Скончался талантливый актер в начале марта 1991 года, его могила находится на главной аллее Кузьминского кладбища.
Фильмография
- 1955 – «Мать»
- 1971 – «Русское поле»
- 1975 – «Крестьянский сын»
- 1976 – «Красное и черное»
- 1978 – «Мой ласковый и нежный зверь»
- 1979 – «Гараж»
- 1979 – «Верой и правдой»
- 1980 – «Коней на переправе не меняют»
- 1982 – «Остров сокровищ»
- 1983 – «Детский сад»
- 1985 – «Змеелов»
- 1991 – «Отель «Эдем»
Леонид Марков
Леонид Васильевич Марков. Родился 13 декабря 1927 года в Алексеевке (Казахская АССР) – умер 2 марта 1991 года в Москве. Советский актер театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (1969). Народный артист РСФСР (1977). Народный артист СССР (1985). Лауреат Государственной премии СССР (1984). Брат актрисы Риммы Марковой.
Леонид Марков родился 13 декабря 1927 года в Алексеевке (Казахская АССР, ныне – Акколь Акмолинской области Казахстана).
Отец – Василий Демьянович Марков, актер.
Мать – Мария Петровна Маркова, гример.
Старшая сестра – Римма Васильевна Маркова (3 марта 1925 – 15 января 2015), советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка России.
Родители Леонида были простыми крестьянами, но поскольку отец Василий Демьянович хорошо владел словом, отлично декламировал, его пригласили в труппу Саратовского драматического театра, там он и начал свою карьеру на сцене. В том же театре начала работать гримером мать Леонида.
Уже в детском возрасте Леонид и Римма вышли на сцену – они наравне с отцом стали играть в постановках театра. В 1931-1934 годах играл детские роли в спектаклях Саратовского драматического театра им. К. Маркса. Интересно, что Римме доставались роли мальчиков-беспризорников, а Леониду – роли девочек. Как позже рассказывала Римма Маркова, у Леонида это так хорошо получалось, что зрительницы плакали навзрыд.
Леонид Марков в детстве с отцом и сестрой
Семья часто меняла место жительства. После переезда в Вологду брат и сестра Марковы поступили в драматическую студию при Вологодском драматическом театре к преподавателю Лидии Давыдовне Ротбаум, которая сразу разглядела в них большие актерские задатки. Она была ученицей Ивана Николаевича Берсенева, подопечного Константина Сергеевича Станиславского, и после окончания школы отправила ребят поступать в Москву, выдав блестящие рекомендации.
В 1947 году окончил среднюю школу в Вологде.
Далее вместе со своей старшей сестрой Риммой Марковой поступил в студию при Московском театре имени Ленинского комсомола. Марковы дружили с такими будущими звездами отечественного кино, как Иннокентий Смоктуновский, Александр Ширвиндт, Михаил Пуговкин.
После окончания студии в 1950 году был зачислен в труппу Театра имени Ленинского комсомола. Переиграл множество ролей классического и современного репертуара.
Работы Леонида Маркова в Театре им. Ленинского Комсомола:
«Юность отцов» Б. Л. Горбатова – Антип; «Васса Железнова» М. Горького – Евгений; «Честь смолоду» по А. А. Первенцеву – Нехода; «Сирано де Бержеpaк» Э. Ростана – Кристиан / Карбон де Кастель Жалу; «Вишневый сад» А. П. Чехова – Яша / Петя Трофимов; «Живой труп» Л. Н. Толстого – Петрушин; «Друзья-сочинители» (водевиль) Н. А. Венкстерн – Кудрьков; «Хлеб и розы» А. Д. Салынского – Тельнихин; «Фабричная девчонка» А. М. Володина – комсорг; «Мужество» по В. К. Кетлинской – Калюжный; «Семья» И. Ф. Попова – Ветров, участник собрания / Дурново, директор департамента полиции; «Колесо счастья» братьев Тур – Егор Курлыкин, студент 2-го курса / Фазан; «В эту ночь никто не уснул» В. А. Гольдфельда – Леонид Борисович Аркадин; «Утраченные иллюзии» по О. де Бальзаку – Аббат Эррера; «Святая Жанна» Б. Шоу – Граф Уорик; «Первая конная» Вс. В. Вишневского – Митряй; «Первая Симфония» А. К. Гладкова – Виктор Шорин, студент консерватории; «Когда цветет акация» Н. Г. Винникова – 2-й ведущий; «Братья Ершовы» В. А. Кочетова – Степан Тимофеевич Ершов.
Читайте также: Яншин биография личная жизньЛеонид Марков в молодости
С 1960 года – актер Московского драматического театра имени А. С. Пушкина, среди его работ: «Высшее существо» К. Фехера – Ференц; «День рождения Терезы» Г. Д. Мдивани, реж. Б. И. Равенских – Марсело; «Столпы общества» Г. Ибсена – Иухан; «Романьола» Л. Скуарцины, реж. Б. И. Равенских – Микеле Даспонси Фоскини; «Петровка, 38» по Ю. С. Семенову – Сударь; «Поднятая целина» по М. А. Шолохову – Тимофей Рваный; «Джентльмены из Чикаго».
В 1966-1986 годах служил в Театре имени Моссовета, где сыграл свои самые лучшие роли в театре.
Работы Леонида Маркова в Театре имени Моссовета:
«Затейник» В. С. Розова, постановка И. С. Анисимовой-Вульф – Валентин Селищев; «Они сражались за Родину» М. А. Шолохова, П. Г. Демина, постановка А. Т. Зубова – Звягинцев; «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, постановка Ю. А. Завадского – Арбенин Евгений Александрович; «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского, постановка Ю. А. Завадского – ПредУкома; «Мое сердце с тобой» Ю. П. Чепурина, постановка А. Т. Зубова – Мефодьев Кузьма Илларионович; «Петербургские сновидения» по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», постановка Ю. А. Завадского – Порфирий Петрович; «Спектакль-концерт» – «Воскресение» Б. В. Яковлева, постановка Ю. А. Завадского, И. А. Данкман – Старик; «Лилиом» Ф. Мольнара, постановка И. А. Данкман – Лилиом; «Золото, золото – сердце народное!» В. В. Рогова, Н. А. Некрасова (Из воспоминаний современников), постановка Е. Ю. Завадского; «Последняя жертва» А. Н. Островского, постановка Ю. А. Завадского – Флор Федулыч; «Турбаза» Э. С. Радзинского, постановка А. В. Эфроса – Ходкин; «Арктический роман» В. Н. Анчишкина, И. С. Рубинштейна, постановка А. Т. Зубова – Батурин; «Вечерний свет» А. Н. Арбузова, постановка Р. Г. Виктюка – Ковалев Алексей Ге opгиевич; «Царская охота» Л. Г. Зорина, постановка Р. Г. Виктюка – Граф Алексей Григорьевич Орлов; «Успех» Е. А. Григорьева, О. А. Никича, постановка П. О. Хомского; «Превышение власти» В. К. Черныха, постановка П. О. Хомского – Шилов; «Живой труп» Л. Н. Толстого, постановка Б. Е. Щедрина – Федор Васильевич Протасов; «Егор Булычов и другие» М. Горького, постановка П. О. Хомского – Егор Булычов; «Операция “С Новым годом!”» Ю. П. Германа, А. Ю. Германа, П. О. Хомского, постановка П. О. Хомского – Локотков; «Цитата» Л. Г. Зорина, постановка П. О. Хомского – Кирилл Петрович Балтазаров; «Завтpaк с неизвестными» В. Л. Дозорцева, постановка П. О. Хомского – Человек в шляпе.
В театральном сезоне 1986-1987 годов служил в Малом театре, где играл Антипа в пьесе М. Горького «Зыковы». Затем вновь вернулся в Театр им. Моссовета.
Много работал на радио – сделал около ста записей литературных произведений, радиоспектаклей с его участием хранятся в коллекции радиофонда: «В зимнем лесу» С. М. Богомaзoва, в роли Волка; «В гимназии» Н. Г. Гарин-Михайловского, в роли Отца; «Белые розы, розовые слоны» У. Гибсона, в роли Генри Пулэски; «Судьба» П. Л. Проскурина, в роли Макашина; «Инспектор Тихонов» братьев Вайнеров, в роли Шарапова; «Королев и Гагарин» В. С. Губарева, в роли Королева; «Первая любовь» И. А. Бунина, в роли Отца и другие спектакли. Актер читал литературные произведения А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Достоевского, И. Абашидзе, В. Астафьева, Б. Васильева, Р. Рождественского.
Широкому зрителю стал известен благодаря своим работам в кино, дебютировав в 1955 году в роли Чумакова в фильме «Мать».
Свою первую главную роль – Авдея Петровича Угрюмова – исполнил в 1971 году в драме «Русское поле».
В 1976 году блестяще сыграл роль господина де Реналь в драме «Красное и чёрное» по роману Стендаля.
Леонид Марков в фильме “Красное и чёрное”
Одной из самых известных работ актера в кино стала роль Петра Егоровича Урбенина в драме «Мой ласковый и нежный зверь» режиссера Эмиля Лотяну по мотивам повести А. П. Чехова «Драма на охоте». По сюжету дочь лесничего – Ольга Скворцова (Галина Беляева) – красивая дeвyшка 19 лет. По первому впечатлению Ольга естественна и легка как «ангел во плоти», однако позже выясняется, что она по-житейски расчётлива и тщеславна. В неё влюбляются трое немолодых мужчин, которые живут в усадьбе и окрестностях: 50-летний мрачноватый вдовец Урбенин (Леонид Марков), ещё более старший во возрасту, но моложавый и игривый граф Карнеев (Кирилл Лавров) и статный красавец, 40-летний судебный следователь Камышев (Олег Янковский). Ольга, желая избавиться от пагубной нищеты, необдуманно выходит замуж за управляющего имением – дворянина Урбенина. В день своей свадьбы она убегает с торжества и признаётся в любви Камышеву.
Леонид Марков в фильме “Мой ласковый и нежный зверь”
Читайте также: Биография и личная жизнь дмитрия нагиева сейчасСледующей звездной ролью актера стал завлабораторией, доктор биологических наук, профессор Павел Константинович Смирновский в легендарной комедии Эльдара Рязанова «Гараж». Действие происходит в СССР в конце 1970-х годов в вымышленном НИИ «Охраны животных от окружающей среды». Сотрудники института организовали гаражный кооператив «Фауна», и сюжет фильма посвящён заседанию члeнов кооператива. По территории, где идёт строительство, должно пройти скоростное шоссе, в связи с чем необходимо сократить количество гаражей. На заседании пайщиков предстоит выбрать четырёх «лишних».
Леонид Марков в фильме “Гараж”
Позже снялся в лентах «Похищение “Савойи”» (Лафонте), «Остров сокровищ» (Билли Бонс), «Наследство» (Павел Николаевич Недосекин), «Змеелов» (Петр Котов) и др.
Последней работой в кино стала главная роль в мистической комедии «Отель Эдем», в которой он сыграл Сатану.
Леонид Марков в фильме “Отель Эдем”
Сразу после съемок в фильме Отель Эдем у актера обнаружили paк. Он умер 2 марта 1991 года в Москве. Похоронен на главной аллее Кузьминского кладбища.
Рост Леонида Маркова: 187 сантиметров.
Личная жизнь Леонида Маркова:
Четыре раза был женат. Детей не имел.
Первые три бpaка быстро распались.
Четвертая жена – Елена Владимировна Маркова, проректор по развитию Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Прожили вместе около двадцати лет.
Фильмография Леонида Маркова:
1955 – Мать – Чумаков 1958 – Жизнь прошла мимо – “Червяк” 1958 – Ветер – красный комaндир (нет в титрах) 1960 – Пусть светит! (короткометражный) – эпизод 1961 – Ночь без милосердия – капитан Бенсон 1964 – Укрощение строптивой (фильм-спектакль) (вокал – Евгений Кибкало) 1966 – Серебряная коробка (фильм-спектакль) 1966 – Два рассказа / Дом в степи (фильм-спектакль) – Степан 1967 – Сильные духом – обер-лейтенант 1967 – Двое, которые помнили… (короткометражный) 1968 – Шестое июля – Цюрупа 1971 – Хозяин (фильм-спектакль) – Василий Семенов 1971 – Френсис Дрейк (фильм-спектакль) – Френсис Дрейк 1971 – Ты и я – Сергeй, вертолетчик 1971 – Русское поле – Авдей Петрович Угрюмов 1972 – Шторм (фильм-спектакль) – предукома 1972 – Последний гайдук – Бугор 1972 – Любимые страницы (фильм-спектакль) – старик (нет в титрах) 1972 – Золото, золото – сердце народное (фильм-спектакль) 1972 – Бунташный июль (фильм-спектакль) – Куземка Нагаев 1973 – Следствие ведут Знатоки. Побег / Дело N8 – Михаил Багров 1973 – Записки охотника (фильм-спектакль) – Петр Петрович Каратаев 1974 – В восемнадцать мальчишеских лет (фильм-спектакль) – Моловец 1975 – Крестьянский сын – Егор Михайлович Байков 1975 – Канал – отец Ивана Франчука 1976, 1978 – Время выбрало нас – Алексей Алексеевич Загорский, профессор-историк 1976 – Сибирь – Венедикт Петрович Лихачев, профессор 1976 – Красное и черное – господин де Реналь 1976 – Долги наши – Иван Васильевич Крутов 1976 – Вечерний свет (фильм-спектакль) – Алексей Ге opгиевич Ковалев 1977 – Схватка в пурге – Владимир Иванович Глухов 1977 – Семейная история (фильм-спектакль) – друг Юрия Павловича 1977 – И это все о нем – Петр Петрович Гасилов 1977 – Долг – Степанов, полковник белой армии 1978 – Ссыльный N 011 – Гарбуша 1978 – Соль земли – Иван Федорович Ефремов, секретарь обкома партии 1978 – Плата за истину – Огюст Роден 1978 – Мой ласковый и нежный зверь – Петр Егорович Урбенин 1978 – Игроки (фильм-спектакль) – Швохнев 1979 – Сегодня и завтра – Константин Петрович Осадчий, начальник цеха 1979 – Похищение “Савойи” – Лафонте, комиссар уголовной полиции 1979 – Гараж – Павел Константинович Смирновский 1979 – Верой и правдой – Резин Павел, министр Дмитриев 1979 – Безответная любовь – Петр Климович Торсуев, поклонник Ларисы 1980 – Полет с космонавтом – Леонид Васильевич Пеночкин 1980 – Коней на переправе не меняют – Анатолий Петрович Борисов 1981 – Черный треугольник – Никита Африканович Махов, некоронованный король Хитровки 1981 – С любовью к женщине (фильм-спектакль) 1981 – Остаюсь с вами – Александр Дмитриевич Орлов, полковник 1982 – Срочно… Секретно… Губчека – Александр Иванович Седов (он же Матюшинский) 1982 – Солнечный ветер – Евгений Павлович Карпов, врач, профессор 1982 – Остров сокровищ – Билли Бонс 1982 – Операция на сердце (фильм-спектакль) – Нырин 1982 – Не ждали, не гадали! – Ге opгий Сергеевич, гендиректор 1982 – Мать Мария – Данила Скобцов 1982 – Владивосток, год 1918 – Крайнов 1983 – Черный замок Ольшанский – Лыгановский 1983 – Семь часов до гибели – Григорий Кузьмич Нечаев 1983 – Детский сад – “слепой” 1983 – Анна Павлова (Anna Pavlova / Anna Pawlowa – Ein Leben für den Tanz) – генерал Безобразов 1984 – Право на выбор – Вавилов 1984 – Наследство – Павел Николаевич Недосекин, генерал в отставке, ветеран войны 1984 – Заморозки имели место (короткометражный) – незнакомец в трамвае 1985 – Змеелов – Петр Котов 1985 – Грядущему веку – Павел Иванович Полосухин 1986 – Дорогой Эдисон! – Геннадий Аркадьевич Широков 1986 – Белая лошадь – горе не мое (фильм-спектакль) – Матвей Иванович 1987 – Поражение – Николай Яковлевич Южин, генерал авиации 1987 – Живой труп (фильм-спектакль) – Федор Васильевич Протасов 1988 – Цитата (фильм-спектакль) – Кирилл Петрович Балтазаров 1991 – Отель Эдем – Сатана
Озвучивание Леонида Маркова:
1983 – Художник Александр Шилов (документальный) – читает текст 1988 – Лев и девять гиен (анимационный) – Лев 1988 – Диссидент – священник (роль Ференца Бенце)