Феликс ростоцкий биография личная жизнь
Андрей и Станислав Ростоцкие | Фото: fb.ru и chtoby-pomnili.net
21 апреля исполняется 96 лет со дня рождения режиссера Станислава Ростоцкого, известного по фильмам «Дело было в Пенькове», «А зори здесь тихие», «Доживем до понедельника», «Эскадрон гусар летучих». Ему довелось пережить немало испытаний на своем веку: режиссер прошел через войну, потеряв ногу и едва не лишившись жизни. Его ангелом-хранителем почти 50 лет оставалась его жена, актриса Нина Меньшикова, которая отказалась от многих ролей, чтобы уделять больше внимания мужу и сыну. Андрей Ростоцкий продолжил творческую династию и стал известным актером и каскадером. К сожалению, его жизнь трагически оборвалась спустя год после cмepти отца.
Станислав Ростоцкий | Фото: spektrnews.in.ru
Когда началась война, Станислав Ростоцкий учился в Институте философии и литературы. В 1942 г. его призвали в армию, в 1943 г. он попал на фронт. В феврале 1944 г. режиссер был тяжело ранен – он попал под танк, у него была отдавлена нога. 12 часов он пролежал в болоте, уже не надеясь на спасение. К счастью, его стоны услышали находившиеся рядом солдаты и вытащили его с поля боя. Но спасти ногу уже не удалось – в госпитале его поставили перед выбором: либо ампутация, либо cмepть. Операция прошла не очень удачно, и всю жизнь Ростоцкий страдал от сильных болей. Менять протезы приходилось ежегодно, привыкать к новой конструкции – по несколько недель. Однако окружающие даже не подозревали о том, что у него был протез, – кроме небольшой хромоты, его проблему больше ничего не выдавало, а жаловаться на свои беды он не привык.
Станислав Ростоцкий на съемках фильма *А зори здесь тихие*, 1971 | Фото: kino-teatr.ru
О войне режиссер говорить не любил, но все свои воспоминания и переживания он воплотил в своем творчестве. Возможно, поэтому фильм «А зори здесь тихие» получился таким проникновенным и лиричным. Его самого с поля боя вынесла женщина, о которой он рассказывал: «На фронте ее звали Аня Чегунова, потом она стала носить фамилию мужа – Бекетова. Она не видела картину «А зори здесь тихие…» – к тому времени уже ослепла. Я привез ее на студию и во время показа рассказывал, что происходит на экране… Таким образом, она сумела ее «посмотреть». Аня знала, что я в огромной степени снимал этот фильм как благодарность ей и как благодарность всем тем женщинам, которые помогли многим бойцам остаться в живых».
Актриса Нина Меньшикова | Фото: kino-teatr.ru
Нина Меньшикова в фильме *Девчата*, 1961 | Фото: kino-teatr.ru
Нина Меньшикова в фильме С. Ростоцкого *Доживем до понедельника*, 1968 | Фото: kino-teatr.ru
В 1944 г. Станислав Ростоцкий вернулся в Москву и поступил во ВГИК. С юных лет он оказывался в центре внимания в любой компании. Он был темпераментным, волевым, решительным – словом, из тех, кого называют «настоящими мужчинами». Во ВГИКе многие студентки были в него влюблены, ему прочили бpaк с Аллой Ларионовой – первой красавицей вуза. Однако его избранницей стала Нина Меньшикова, у которой не было ни толп поклонников, ни внешнего блеска, ни репутации femme fatale. Для многих его выбор был удивительным, но сам он никогда о нем не пожалел. Никто из поклонниц Ростоцкого не знал о том, что он был инвалидом, – Нина была первой, кому он признался в этом. Но дeвyшку это ничуть не испугало. На вопрос о том, согласна ли она жить с инвалидом, она ответила: «Всю жизнь!»
Режиссер Станислав Ростоцкий | Фото: chtoby-pomnili.net
Станислав Ростоцкий | Фото: lenfilm.ru
«Сколько ненужного, глупого, ненастоящего перенес бы я в жизни, если бы не Нинка! Сколько было бы пошлости и бессмысленности! Умница она у меня и чудо», – позже запишет в дневнике режиссер. Меньшикова была талантливой актрисой и сыграла бы намного больше ролей, если бы не считала, что самая главная ее роль – жены и матери. К тому же сценарии, которые ей предлагали, очень часто бpaковал Станислав Ростоцкий. А однажды он даже приехал и забрал ее со съемок, узнав о том, что в его жену был влюблен оператор картины.
Режиссер Станислав Ростоцкий | Фото: polit.ru
Станислав Ростоцкий и Нина Меньшикова | Фото: kino-teatr.ru
В 1957 г. у пары родился сын, которого назвали Андреем. Нина Меньшикова признавалась, что самым счастливым моментом в ее жизни был тот день в роддоме, когда ей впервые принесли его кормить. Она старалась воспитывать его таким же, каким был его отец – сильным и мужественным. Андрей пошел по стопам родителе и выбрал для себя актерскую профессию. В фильме отца «Эскадрон гусар летучих» Андрей исполнил роль Дениса Давыдова, правда, в титрах он был указан под другим именем – Степан Степнов. Отец не хотел, чтобы все знали, что молодой актер – сын известного режиссера, и чтобы успехи сына объясняли только их родством. Но Андрей Ростоцкий и не давал поводов для переживаний – с молодых лет он стал самостоятельной творческой единицей и быстро завоевал популярность и любовь зрителей. Его прославили роли в фильмах «Дни Турбиных», «Они сражались за Родину», «Конец императора тайги».
Читайте также: Олег стриженов биография личная жизнь детиАндрей Ростоцкий с родителями | Фото: 24smi.org
Актер, режиссер, каскадер Андрей Ростоцкий | Фото: 24smi.org
Помимо актерских способностей, у Андрея Ростоцкого была хорошая спортивная подготовка – он считался одним из лучших в стране специалистов по фехтованию историческим оружием, стал кандидатом в мастера спорта по конному троеборью. Все трюки на съемках актер выполнял самостоятельно, а вскоре занялся и их постановкой. Он добился немалых успехов как актер, режиссер и каскадер, а также был известен как инструктор школы выживания. Вместе с ее основателем он совершил экспедицию по пещерам крымских гор и снял об этом документальный фильм. В фильме «Они сражались за Родину» Андрей исполнил свой первый каскадерский трюк, который воспроизводил ситуацию, случившуюся на войне с его отцом: его герой попадал под танк.
Андрей Ростоцкий в фильме *Дни Турбиных*, 1976 | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Петля*, 1983 | Фото: kino-teatr.ru
Андрей Ростоцкий часто сам выбирал места для постановки трюков и самостоятельно их осматривал перед началом съемочного процесса. В мае 2002 г. он искал локацию для съемок своего фильма «Моя граница» в районе горнолыжного курорта под Сочи. Понадеявшись на свой профессионализм и хорошую спортивную подготовку, он попытался без страховки взобраться на горный склон у водопада «Девичьи слезы» и сорвался с большой высоты. Трагическая гибель 45-летнего актера и режиссера стала большим потрясением для всех, кто его знал, но самым большим ударом это было для Нины Меньшиковой, которая всего за год до этого похоронила мужа – Станислав Ростоцкий умер от сердечного приступа. Она пережила мужа на 6 лет, а сына – на 5.
Актер с женой и дочерью | Фото: kino-teatr.ru
Актриса и режиссер Светлана Дружинина рассказывала: «Говорят, каждому отмеряно количество шагов, слов, вздохов. Вероятно, вся его семья прожила какой-то такой бурный поток жизни, что совершенно невероятным образом вся семья очень быстро или ушла в мир иной, или ушла из кинодеятельности».
Актриса Нина Меньшикова | Фото: kino-teatr.ru
Актриса Нина Меньшикова | Фото: kino-teatr.ru
Их союз был исключением из правил в актерской среде. Станислав Ростоцкий и Нина Меньшикова: полвека счастья не напоказ.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Я был руками Штирлица и Плейшнера.
Любой киноартист знает: на съемочной площадке происходит масса интересных вещей. Но, увы, все они остаются за кадром. Иногда у людей, причастных к процессу, закрадывается крамольная мысль: а что, если все эпизоды, не вошедшие в кадр, собрать воедино? Неплохой бы получился детектив, боевик, мелодрама или комедия! Об этом и о многом другом рассказывает художник-постановщик Феликс РОСТОЦКИЙ.
Евстигнеев писал как курица
В кино, поди, по блату попали. Признайтесь, дядя помог, известный режиссер Станислав Ростоцкий?
– Ничего подобного. Наоборот, Станислав сказал мне: “Со мной работать не будешь. Ни к чему тебе это”. На студию имени Горького я пришел много лет назад. А спустя несколько дней меня отправили в Ялту, в филиал киностудии Горького строить декорацию.
Я думала, этим специальные люди занимаются.
– В кино всем занимаешься – и стулья таскаешь, и декорации переставляешь. Потому что пока ты объяснишь, что именно ты хочешь видеть в кадре, проще самому все сделать.
Говорят, в фильме “Семнадцать мгновений весны” за Штирлица спички раскладывали на столе вы: что, Тихонов сам не мог этого сделать?
– Во-первых, это был крупный план. Если помните – там показаны одни руки “думающего” Штирлица. Тихонов – прекрасный актер, но он же не должен уметь рисовать. На столе картинку, по которой можно было бы раскладывать? – не нарисуешь, она будет видна. А во-вторых, у Вячеслава Васильевича на правой руке – татуировка “Слава”, и как ни замазывай, на крупном плане она все равно видна.
Штирлиц с татуировкой “Слава”?! Так ведь по ней его мог разоблачить Мюллер?
– Вот именно. Так что ежика, там, лису из спичек выкладывал я, в ту пору – ассистент художника. Тихонов моими руками рисовал бумажки с Борманом, Гиммлером и Герингом. Я же писал шифровки и телеграммы за Плейшнера – Евстигнеева.
У него тоже имелась татуировка на руке, “Женя”, например?
– Нет. Просто нужен был разборчивый почерк, чтобы и зритель прочел: все телеграммы показаны крупным планом. А Евстигнеев писал как курица лапой… Вообще-то на “Мгновениях” работать было весело. Швейцарию мы снимали в Грузии, так что Тбилиси я быстренько превращал в Женеву. Однажды на съемках мне пиротехники “маленькую свинью” подложили. Привезли из Болгарии сигареты – закладывали туда какую-то штучку, только первую затяжку сделаешь, и сигарета взрывается. Я, естественно, не зная об этом, стрельнул у них сигаретку, и пошли мы с главным художников натуру для съемок эпизодов о конспиративной квартире на Цветочной улице выбирать. Остановились около будущего магазина птиц, я закурил, сделал затяжку. А она как бабахнет! У меня вся морда черная, в копоти, а во рту один фильтр остался.
Штирлицу, случайно? не “зарядили” в кадр такую сигарету?
– Нет, слава богу? Штирлицу-Тихонову мы обязаны тем, что нас от пуза накормили в Тбилиси. Татьяна Михайловна Лиознова захотела поесть в самом роскошном ресторане. Нас в один такой привезли. Зашли, стол накрыт, сидим, обсуждаем будущие кадры. Тихонов куда-то вышел и пропал. Потом возвращается, оказалось, что на обратном пути он зашел не в то помещение. И с ним пришли директор ресторана и главный инженер, которые там сидели. Директора, как сейчас помню, Гамлетом звали. Откуда ни возьмись, появляются два официанта, заворачивают всю посуду в скатерть вместе с едой(!) и убирают со стола. Ну, думаю, все, остались без обеда. А они стол заново накрыли с деликатесами разными, выпивкой… Вышли мы из-за стола где-то часов в шесть вечера, а уселись за него рано утром. Я после этого сразу в гостиницу поехал, а компания – в оперный театр. Больше, чем на увертюру, их не хватило…
Читайте также: Актер илья ильин биография личная жизньГостиница хорошая была?
– Перед переходом Плятта через границу мне нужно было из Тбилиси Женеву сделать. Приезжаю в город, на мне драная куртка, драные джинсы, рюкзак за плечами, из него кисти торчат, ватман и прочие атрибуты художника. Захожу в гостиницу, мест нет. Звоню в Москву, а на фильме консультантом работал классный мужик из КГБ. Он мне говорит, через некоторое время перезвони, все будет сделано. Перезваниваю, мне называют адрес цековской гостиницы. Подхожу туда и вижу следующую картину: на крыльце стоят три богатыря – два мужика и баба. Руки козырьками ко лбам приложили и кого-то высматривают. Я пытаюсь пройти между ними, они стоят наcмepть. “Дайте пройти, – говорю, – мне тут номер забронирован”. – “Как фамилия”, – спрашивают строго. Выясняется, это они меня битый час на дороге высматривали. Поселили в роскошном номере “люкс” – бархат, камин и все такое. Правда, жить там было невозможно. Только свет вечером в номере включаешь – пpocтитутки всего Тбилиси начинают обрывать телефон.
Штирлиц сидел в задумчивости…
Еще помню случай, тоже на “Мгновениях”. У меня был палевый дог Тиль – размеров и красоты неописуемых, просто слоник. Так вот я решил его в “Мгновениях” увековечить. Может помните сцену у Геринга: два дога сидят: один черный, другой палевый? Сидит “Геринг”, к нему в кабинет входят “фашисты” и выбрасывают руку вперед в нацистском приветствии: “Хайль!” А для собак-то этот жест означает комaнду “фас”. Два дога сидят, головами в разные стороны крутят, никак понять не могут, кого надо хватать. В итоге начали драться между собой, чуть не загрызли друг друга, а до этого так подружились. Пришлось собачек снимать по очереди, а потом монтировать вместе. На “Мгновениях” я и знаменитый “мерседес” Штирлица раскачивал, и вагон, где герои Тихонова и Гриценко за рюмочкой коньяка спорят о будущем Германии. Это чтобы создать видимость движения машины и вагона.
Баба-яга “поддрачивала” лопатой
Мне известно, что именно вы были постановщиком “расстрела” губернатора в картине Евгения Матвеева “Любить по-русски – 3″…
– Изначально все иначе должно было выглядеть. Губернатора планировалось взорвать в зале заседаний. В фильме сцену помните, когда всех из зала попросили, бомбу начали искать? Именно в этом зале и должен был прогреметь взрыв. Начали готовить. Я сделал эскизы. Подсчитали. Сцена должна была обойтись в 30 тысяч.
Рублей?
– Долларов. В кино вообще рублей нет. Выясняется, что и денег таких тоже нет. Попытались уложиться в половину этой суммы. Опять много. Решили взорвать автомобиль. Потом решили сделать еще проще и дешевле: спилили два дерева и расстреляли автомобиль.
Если я правильно поняла, то художник-постановщик картины должен уметь делать все…
– Иногда за актеров играть приходилось. А что делать, если пора снимать, а актер “загулял”? Одна картина в этом смысле была самая тяжелая – я там четыре роли сыграл. Сережа Никоненко снимал свой дебютный фильм “Птицы над городом”. Кого я там только не изображал…
Например?
– На площади фонтан стоял. Я полез его чинить, чтобы струя нормально била. Сижу, подкручиваю, тут подходит Сережа и говорит: “Все, будешь скульптуру играть”. Намазали меня, уселся я, набычившись, и стало мне скучно. Чтобы разрядить обстановку, я начал xyлиганить. Только в кадре кто-нибудь подойдет к “скульптуре” я поворачиваюсь и прошу: “Дайте спички”. Несколько дублей загубили – актеры сильно пугались… В картине “Освобождение” есть кадр, когда солдат бежит, подрывается на мине, падает. И уже лежит на земле. Никоненко решил снять точно такую же сцену. А вместо “убитого” солдата манекен нужен. Пока за ним поехали, Никоненко решил меня вместо манекена “взорвать”. “Сделаем, – говорит, – просто. Ты ляжешь, из-под тебя дым пойдет, кадр снимем, а там уже манекен привезут”. Я сдуру и согласился. “Зарядили” меня пиротехники, обмотали какой-то железякой, лежу, дым из-под меня валит, а железяка, зараза, нагрелась, как утюг. Встать не могу – кадр испорчу. Еле дотерпел до конца съемки. На этой же картине снимали сцену в бассейне. Мне нужно было плакат на вышке повесить, типа “Привет участникам соревнований”. Плакат я повесил и решил покрасоваться перед дeвyшками, стоящими внизу: прыгнул с 10 метров. Никоненко увидел это и говорит: “Будешь прыгать на дальнем плане”. Ну я и прыгал несколько дублей.
Читайте также: Текила биография личная жизньА однажды меня попросили мужика сыграть, который кружку пива залпом выпивает. Опять согласился. А дублей было шесть. Шесть дублей – шесть кружек, на улице жара. В общем увезли меня со съемочной площадки…
Издержки профессии, ничего не скажешь. Опасность на каждом углу!
– В Ялте я работал на фильме-сказке “Кольца Альманзора”. По сюжету у пиратов должна была быть пантера. Однако для съемок нашли только пуму. Но пантера черного цвета, а пума – нет! Решили ее покрасить. Из салона “Чародейка” привезли парикмахера, вкололи пуме усыпляющий укол – не спит, зараза. Второй – опять не засыпает. А время-то идет, съемки застопорились. Налили краски в ведро, кисть примотали к огромной палке, в общем с трудом, но удалось ее покрасить. Только вместо черного цвета она стала какой-то серо-буро-малиновой. Больше на леопарда смахивает, ходит злая. С грехом пополам сцену сняли. А потом съемки пришлось на два дня остановить.
Пума кого-нибудь цапнула?
– Уснула! Два дня растолкать не могли. А еще из-за этой пумы у меня оператор метров 8 летел с высоты. Посадили ее на нос корабля. Привязали на цепь, внизу дрессировщик Мстислав Запашный с палкой для страховки расхаживает. Начали снимать, оператор смотрит в глазок камеры – фокус наводит, а что творится на съемочной площадке вокруг не видит. А та с цепи сорвалась и на оператора пошла. Тот заметил, как сиганет с высоты! Хорошо не разбился…
А свою первую роль помните?
– Я тогда еще в школе учился. В “Морозко” у Александра Роу трухлявого пня сыграл. С такими длинными cyчковатыми руками. Пней штук 6 или 7 было, один из них – я. Пни сделали из поролона, довольно тяжелые. Утром приходил, меня зашивали, и я весь день в этом “костюме” ходил. Ни сесть, ни выйти из него – только упасть можно. – А, пардон, если бы вы в туалет захотели? – Терпи, как хочешь. Обещали, что съемки займут всего минут 20, а мы в этих пнях часов 7 проходили. Мы главного героя на лопату сажали. А он тяжелый. Актер Милляр, игравший Бабу-ягу, при этом громко спрашивал Роу: “А лопатой поддрачивать?”.
Акула обошлась в 400 рублей
Насколько я поняла, съемки – небезопасное занятие.
– Всякое бывает. Помню, перед картиной “Акванавты” я целый год водолазные курсы проходил. В картине такая акула была, что создателям знаменитых “Челюстей” и не снилась! Один ялтинский изобретатель сделал фантастическую конструкцию – буквально все шевелилось, правда, из хвоста акулы кабель торчал… Два сапожника из ковролина сшили чехол. Получилась самая настоящая хищница. Правда, потом мы уже узнали, что если бы под водой в этой красавице что-нибудь замкнуло, вся съемочная группа всплыла бы на поверхность без признаков жизни. “Челюстям” акула обошлась в миллион долларов, а у меня на нее ушло – 400 рублей.
Говорят, ваша московская квартира “засветилась” в нескольких фильмах?
– В шести. На трех из них я работал художником. “Визит к Минотавру” там снимали, “Черный квадрат”, “Русский регтайм”, еще какие-то. Прихожу домой после съемки “Визита к Минотавру”, осмотрелся, вроде ничего не разбито, наоборот, все очень аккуратно убрано. “Слава богу!”, – подумал. И в этот самый момент с потолка вместе с крюком падает старинная люстра. Хорошо, что на меня не грохнулась.
На “Черном квадрате”, если мне не изменяет память, вы сами работали.
– Совершенно спокойная картина. Актера Игоря Ясуловича, впрочем, повесили. Я ему только ящичек под ноги поставил, чтобы опора была. А так все натурально получилось.
Один вопрос не дает мне покоя: как вы считаете, режиссером может стать любой человек?
– Да кто угодно! Особенно сейчас. Главное, не забудь комaнду “Мотор!” произнести, а “Стоп!” и вовсе необязательно. У меня были режиссеры, которые забывали “стоп” сказать – оператор уже сам решал, когда закончить съемку. А сейчас и “мотор” необязательно говорить. Все упростилось до одного слова: “Экшен”. Сегодня совершенно другое кино.
Анекдот от Ростоцкого
Актер приезжает в провинциальный театр. И к режиссеру: – Орлов-Бубенцов. Условия простые – три спектакля в месяц, два бенефиса. Машина в театр – домой, номер “люкс”, зарплата – тысяча рублей за спектакль. Режиссер пристально смотрит на него и говорит: – Значит так, Жопин-Бубенцов: 23 спектакля в месяц, ни одного бенефиса, зарплата 120 рублей, место в общежитии. Ну как? – Добавь проездной на трамвай и по рукам…
Наша справка
* За плечами Феликса Ростоцкого 53 картины
* Его отец Болеслав Ростоцкий – автор книг и учебников по истории русского театра, брат Иозеф – преподает историю театра в Российской академии театрального искусства (бывший ГИТИС).
* Дядя – народный артист СССР Станислав Ростоцкий, режиссер фильмов “Дело было в Пенькове”, “Доживем до понедельника”, “А зори здесь тихие”, “Белый Бим Черное ухо” и других.
* Двоюродный брат – актер и режиссер Андрей Ростоцкий (“Эскадрон гусар летучих” и другие фильмы).