Биографии    


Михаил левитин режиссер биография личная

 Михаил левитин режиссер биография личная

Биография

Михаил Левитин – российский режиссер, драматург, писатель и телеведущий. Глядя на его кипучую энергию, сложно поверить, что он перешагнул 70-летний рубеж. Михаил Захарович, как и 20, 30 лет назад, полон сил и энергии. Для Левитина, человека творческого и яркого, не существует границ и запретов, он презирает условности и возрастные ограничения. Худрук театра «Эрмитаж» каждый год радует поклонников новыми спектаклями и пишет замечательные книги, за которые неоднократно становился номинантом премии «Букер».

Детство и юность

Родился Михаил Левитин в декабре послевоенного 1945 года в Одессе в интеллигентной семье. По национальности он еврей. Мама Михаила родом из украинского городка Козельца, позже переехала в Чернигов. Отец родился в белорусском Могилеве. Родители встретились во время войны в Оренбургской области, в Бугуруслане, где 23-летняя дeвyшка работала в единственном в стране пункте по розыску людей, пропавших во время войны. Молодые люди поженились и после войны перебрались в Одессу.

Мама Михаила трудилась в институте связи, где преподавала марксизм-ленинизм. Артистам цирка она читала предмет на общественных началах. Там-то и произошло знакомство Михаила Левитина с миром искусства в его ярчайших проявлениях. Левитин утверждает:

«С тех пор для меня что артист, что клоун – одно и то же, я их не различаю».

В цирке на берегу «жемчужины у моря» маленький Миша встретился с удивительными людьми, легендами. Цирковые программки продавал отец Ефима Березина, знаменитого на весь Союз артиста, известного как Штепсель. Позже Левитин познакомился с Виктором Ильченко, Романом Карцевым и Михаилом Жванецким.

Михаил Левитин в молодости

Михаил Левитин не пропускал ни одного циркового представления. Уже в 5 лет, наряжаясь в пиджаки отца, он давал домашние концерты, повторяя весь репертуар Аркадия Райкина. Мальчик мечтал стать клоуном, но в подростковом возрасте «заболел» театром.

Режиссерский талант «прорезался» у Михаила Левитина в школе. Парень записался в драмкружок, но вскоре понял, что справится лучше, чем его руководительница. И хотя он стал лучшим актером, но покинул коллектив и создал свой, альтернативный драмкружок. Он оказался успешнее, чем «официальный»: на городском смотре детище юного режиссера Левитина представило зрителям спектакль «Моцарт и Сальери» и получило первый приз, оставив позади уважаемые художественные коллективы Одессы.

В школе победу Михаила Левитина восприняли в штыки, обвинив в разрушении работы официального драмкружка, и намекнули, что неплохо бы попрощаться с бунтарем. Михаил услышал и, перескочив через класс (сдал экзамены экстерном), отправился поступать в ГИТИС.

Маме, не желавшей, чтобы сын связывал жизнь с актерством, сын привез справку из деканата, подтверждающую поступление в театральный вуз. Женщина мечтала видеть ребенка инженером, «серьезным» человеком, но Михаил выбрал мир искусства.

Театр

В 1969 году Михаилу Левитину, учившемуся на курсе Юрия Завадского, вручили диплом режиссера. Дипломный спектакль Левитин поставил по пьесе Петера Вайса на подмостках Театра на Таганке. Он назывался «О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился».

За 10 лет Михаил Левитин поставил более десятка спектаклей, которые увидели театралы Москвы, Ленинграда, Риги. С легкой руки Левитина при Курчатовском институте появилась Студия буффонады. Вскоре режиссер создал еще одну студию без постоянной «прописки», в которую вошли начинающие актеры Всеволод Абдулов, Лия Ахеджакова, Ольга Остроумова, Иван Дыховичный, Альберт Филозов.

Переломным в творческой биографии Михаила Левитина стало сотрудничество с Театром миниатюр в 1978 году: талантливого режиссера пригласили на постоянную работу. После появления в этом храме Мельпомены Левитина на сцене появились спектакли по произведениям Юрия Олеши, Исаака Бабеля, Курта Воннегута и Михаила Жванецкого. Зрители стоя аплодировали новаторским постановкам Михаила Левитина «Чехонте в Эрмитаже» и «Хармс! Чармс! Шардам!, или Школа клоунов».

Режиссер перенес на театральную сцену прозу и поэзию обэриутов, изображавших действительность посредством гротеска и алогизма. Так, на подмостках Театра миниатюр появились спектакли по произведениям Даниила Хармса, Александра Введенского и Николая Олейникова. В 1987 году Михаила Левитина назначили главным режиссером Театра миниатюр. Вскоре театр переименовали в «Эрмитаж», он стал невероятно популярен у театралов столицы.

Режиссер Михаил Левитин

После всплеска славы режиссер пережил сложный период, когда у него едва не забрали любимое детище. В 1993 году коммерсанты попытались отнять здание театра, режиссеру угрожали, Михаил Левитин передвигался по городу с охраной. Когда угроза потери «Эрмитажа» казалась неизбежной, Михаил Захарович объявил голодовку. Его поддержали Фазиль Искандер, Сергeй Юрский, Сергeй Соловьев и ведущая актриса театра Любовь Полищук. Рейдеры отступили.

Сегодня на подмостках «Эрмитажа» ставятся пьесы российских и зарубежных авторов. Но завсегдатаи театра с особенным удовольствием посещают спектакли, поставленные на пьесы Михаила Левитина. Это такие, как «Я снимаю “Крысолова“», «Псих и Мелочевка», «Азеф», «С.С.С.Р.».

Михаил Левитин – еще и талантливый телеведущий. С 2011 по 2013 года на канале «Культура» зрители увидели циклы его авторских передач о жизни и творчестве знаменитых актеров, режиссеров и драматургов.

Во второй половине 1970-х годов Михаил Левитин дебютировал как писатель. Рассказ «Итальянское счастье» появился в газете «Неделя».

Сегодня в копилке автора (Левитин – члeн Союза писателей России и ПЕН-клуба) более десятка книг. Его прозу охотно печатают «толстые» журналы «Знамя», «Октябрь», «Нева». Четыре романа Михаила Левитина номинировали на российскую премию «Букер». В 2001 году Михаилу Левитину присвоили звание народного артиста России.

Читайте также:  Сколько лет стоцкой анастасии

Режиссер продолжает ставить на подмостках «Эрмитажа» спектакли. В 2016 году театралы увидели постановку «Свадьба Кречинского» на Новом Арбате, 11 по пьесе драматурга Александра Сухово-Кобылина. В 2017 году в «Эрмитаже» состоялась премьера постановки «Дон Кихот».

Михаил Левитин и его внучки

Следующий год был не слишком насыщенным на театральные постановки. Режиссер поставил спектакль «Цари» по поэмам «Борис Годунов» Александра Пушкина и «Пугачев» Сергея Есенина.

В 2022 году Михаил Захарович выпустил книгу «Отрицание книги о Викторе Шкловском». Это не просто биография, а попытка автора осмыслить темперамент и поведение своего героя. Затем Левитин собрал свои повести, написанные в разное время и опубликованные в журнале «Октябрь», в сборник «Припрятанные повести», который увидел свет в этом же году. Последней работой на литературном поприще стала книга о театре и людях, работающих в нем, которая получила название «После любви. Роман о профессии».

В этом же году он поставил несколько спектаклей: «Вне закона. Вне закона. Вне закона» по Льву Лунцу и «Меня нет дома» по Даниилу Хармсу.

На телеканале «Культура» вышла авторская передача Михаила Захаровича «Валькирия Сергея Эйзенштейна». Режиссер обращается к одному из самых масштабных и знаковых событий в биографии великого Сергея Эйзенштейна – постановке на сцене Большого театра «Валькирии» Рихарда Вагнера накануне Великой Отечественной войны.

Личная жизнь

Первый раз Левитин женился еще в молодости, когда был на втором курсе ГИТИСа. Избранницей Михаила стала очаровательная дeвyшка Маша – сестра Алексея Бородина, худрука Российского академического молодежного театра. Маша была студенткой МГУ. Юные супруги, которым едва исполнилось 18, снимали квартиру в Пушкино.

После окончания вузов Михаил и Маша окунулись в работу. Жена Мария устроилась в Библиотеке иностранной литературы, Михаил Левитин ставил спектакли и все реже бывал в Пушкино. Любовь померкла и отошла на второй план, на первом оказалась работа в театре.

В 1969 году Левитин встретил вторую любовь – Ольгу Остроумову. Они познакомились на репетиции в ТЮЗе. Несколько лет Михаил и Ольга были любовниками: оба боялись огорчить Машу, доброй души человека. Но правду пришлось открыть.

В бpaке с Ольгой Остроумовой родились двое детей. Дочь Ольга стала актрисой отцовского театра «Эрмитаж». Ольга Левитина – заслуженная актриса России. Сын Михаил Левитин – театральный и кинорежиссер.

Михаил Левитин с женой и детьми

Бpaк Левитина и Остроумовой длился 23 года. Его разрушила любвеобильность Михаила. Как творческий человек, он непрерывно увлекался, при этом любил жену. По словам Левитина, подруги «раскрыли» глаза Ольге, поведав о его многочисленных увлечениях. Последовал развод.

Сейчас режиссер состоит в бpaке с третьей женой – Марией Кондрашовой. Познакомился с ней Михаил Левитин в театре: Маша проходила учебную пpaктику. По словам режиссера, увидев Машу, он внутренне воскликнул: «Эта дeвyшка меня спасет!» В третьем бpaке родилась дочь Мария. Она, как и двое старших детей режиссера, человек творческий.

Михаил Захарович радуется успехам своим, но еще больше – детей. В 2016 году состоялся творческий дебют Михаила Левитина-младшего. Молодой режиссер представил зрителям мелодраму-трагифарс «Подлец», в которой снялись его мама, сестра Ольга, отчим Валентин Гафт, Владимир Вдовиченков и Лев Дуров. Фильм вышел на экраны после cмepти Льва Константиновича.

Режиссер не выкладывает фото в социальных сетях. Поэтому все новости из личной жизни Михаила Захаровича поклонники узнают из официальных источников.

Михаил Левитин сейчас

Осенью 2020 года Михаил Левитин представил спектакль «Стерва», который был поставлен по его роману. Смысл постановки сводится к тому, что женщина становится стepвой не от хорошей жизни.

Спектакль переносит зрителей в послевоенную Одессу. В центре сюжета – дeвoчка по имени Люси. У нее есть самый лучший папа и подруга. Однако идиллия рушится в один момент. Однажды Люси узнает о том, что отец изменяет матери. Это приводит к разводу супругов. Девочка мучается чувством вины, но не может простить отца. Затем судьба наносит ей еще один удар – погибает подруга Франческа. После себя она оставляет дневник с фантастическими заметками, которые заканчиваются фразой «Я верну тебе отца». Люси с головой уходит в чтение. Таким образом, она становится на долгий путь прощения дорогого сердцу человека.

Спектакль получился искренним и добрым. На сцене блистало новое поколение актеров – ученики Михаила Захаровича. Люси исполнила Диана Шульмина, а Франческу – Анна Богдан. Роль отца досталась Станиславу Сухареву.

Михаил Левитин определил жанр спектакля как мелодрама. Его основная цель заключалась показать зрителям, что нужно прощать друг друга, несмотря на обиды и предательства.

Фильмография

  • 2004 – «Чудеса в Решетове»
  • 2006 – «Девочки»

Кто такой Левитин Михаил Захарович? Как сложился его творческий и жизненный путь? По каким работам известен Михаил Левитин? Биография, личная жизнь артиста будет рассмотрена далее в материале. Итак, обо всем по порядку.

Михаил Левитин: биография

Михаил Захарович Левитин появился на свет в Одессе в 1945 году. Когда мальчику исполнилось 16 лет, семья перебралась на постоянное жительство в Москву. Здесь парень поступил в Институт кинематографии. Окончив престижный вуз, молодой артист продолжил обучение в Государственном институте театра и сатиры, где постигал профессию режиссера под наставничеством известного постановщика Юрия Завадского.

Читайте также:  Во сколько лет киркоров женился на пугачевой

Дипломной работой для Левитина стала режиссура пьесы в Театре на Таганке. Постановка пользовалась успехом у аудитории. В результате Михаилу удалось заявить о себе как о довольно серьезном постановщике.

После удачного дебюта в качестве режиссера, автор решил посвятить всего себя работе в театре. За 10-летний период с момента премьеры первой постановки Михаил Левитин поставил огромный список спектаклей. Пьесы режиссера вызывали настоящий ажиотаж среди зрителей в Москве и Ленинграде.

Вскоре постановщик отправился покорять Ригу, а затем и театральную сцену в прочих крупных городах бывшего Советского Союза.

Знаковый период в карьере

Переломным моментом в собственной карьере Михаил Левитин считает 1978 год, когда он получил приглашение поработать в Московском театре миниатюр. Молодой режиссер вдохнул в это место новую жизнь. В театре, который давно потерял свой некогда высокий статус, стали появляться постановки по мотивам работ нетипичных для того времени драматургов Исаака Бабеля, Курта Воннегута, Габриэля Гарсии Маркеса, прочих талантливых авторов западной и отечественной прозы.

Михаил Левитин (режиссер) запомнился заядлым театралам тем, что стал первым постановщиком, который сумел грамотно реализовать пьесы настолько сложных для восприятия авторов, как Николай Олейников, Даниил Хармс, Александр Вернадский.

В начале 90-х уже именитый постановщик пьес основал Первый международный театральный форум, посвященный творчеству величайших современных драматургов. Таким образом, широкая аудитория получила возможность узнать, в каком направлении развивается отечественный театр, побывать на научных конференциях, познакомиться с новаторскими идеями в сфере режиссуры.

В 1987 году Михаил Левитин получил должность главного постановщика Театра миниатюр. Вскоре учреждение было переименовано в «Эрмитаж». С этого времени театр получил статус одного из самых популярных мест среди театралов.

Знаменитые режиссерские работы

Среди наиболее успешных пьес автора стоит выделить следующие театральные постановки:

  • «Когда мы отдыхали» (1978) ;
  • «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов» (1982) ;
  • «Большая кошачья сказка» (1983) ;
  • «Соломенная шляпка» (1985) ;
  • «Чиж и еж» (1986) ;
  • «Вечер в cyмacшедшем доме» (1989) ;
  • «Дон Жуан» (1992) ;
  • «Женитьба» (1993) ;
  • «До свидания, мертвецы» (1994) ;
  • «Живой труп» (1999) ;
  • «Снимок Бога» (2000) ;
  • «Спасение» (2003) ;
  • «Пир во время чумы» (2005) ;
  • «Золотой теленок» (2007) ;
  • «Тайные записки тайного советника» (2009) ;
  • «Король Лир» (2014) ;
  • «СССР» (2015).

Дебют в качестве прозаика

В 70-х Михаил Левитин принял решение совмещать занятие театральной режиссурой с писательской деятельностью. В этот период автор дебютировал в качестве прозаика. Первой работой артиста, которая была вынесена на суд широкой аудитории, стал рассказ «Итальянское счастье». В 1979 году рукописное творение Левитина опубликовали в популярном издании «Неделя».

Сегодня Михаил Захарович имеет статус одного из наиболее талантливых отечественных прозаиков. Артист является автором десятков книг и публикаций, входит в Союз писателей России. Его работы неоднократно появлялись в авторитетных журналах, таких как: «Театр», «Нева», «Октябрь», «Знамя».

Михаил Левитин неоднократно удостаивался номинаций на престижнейшую отечественную премию «Букер», которой награждаются успешные деятели в области литературы. Всемирную славу прозаику принесли романы «Плутодрама», «Сплошное неприличие», «Убийцы, вы дypaки». Многие работы автора являются частью постоянного репертуара театра «Эрмитаж».

Телевидение

В 2011 году Михаил Захарович решил дебютировать в качестве телевизионного ведущего. В этот период знаменитый автор получил предложение поработать на молодом зарождающемся канале «Культура».

В последующем здесь выходил целый ряд авторских передач режиссера под названием «Под небом театра», «…И другие», «Счастливое поколение». Указанные программы знакомили телезрителя с особенностями развития отечественного и зарубежного творчества, жизнью и работой известных актеров, постановщиков, прозаиков и драматургов, а также их наиболее значимыми трудами.

Михаил Левитин: личная жизнь

Прославленный режиссер, публицист и телеведущий всегда пользовался успехом у женщин. В свое время Левитину приписывали романы с десятками известных театральных артисток и киноактрис.

Михаил три раза состоял в бpaке. Наиболее удачным для режиссера оказался союз с одной из самых желанных женщин СССР – актрисой Ольгой Остроумовой. Этот бpaк успешно продолжался на протяжении 17 лет. У пары имеется дочь Ольга и сын Михаил, названные в честь родителей.

В конечном итоге Михаил был вынужден уйти из семьи. Причиной развода послужило желание супруги, которая упрекала режиссера постоянными изменами. Последней каплей для жены артиста Ольги Остроумовой стало появление у Левитина ребенка на стороне.

В настоящее время режиссер ведет холостяцкую жизнь. Согласно утверждениям Михаила, нeблагополучные бpaки заставили его переосмыслить жизнь и расставить правильные приоритеты. Сегодня наивысшей ценностью для Левитина является личная свобода.

В воскресенье Михаилу Левитину исполнилось 75 лет.

Он родился 27 декабря – день в день с моим отцом – замечательным поэтом Марком Максимовым. Он – Михаил Левитин – народный артист России, который уже более тридцати лет руководит театром “Эрмитаж”, пишет чудесные книги и периодически создает передачи на родном моем канале “Культура”. Но люблю я его уже более тридцати лет, конечно, не за это, мистически важное для меня, совпадение.

А за что?

Нас роднит многое. Но, в частности, то, что мы оба – вне моды

Тут, понимаете, какая история? Мы живем в удивительном театральном мире, где какие-то неведомые (или ведомые?) указатели постоянно и назойливо указывают нам, что такое хорошо и что такое плохо. Ге opгий Александрович Товстоногов когда-то говорил, что худшее качество режиссера – это режиссерский эгоизм, то есть когда постановщик занимается собой, а не текстом и актерами. Сегодня, безусловно, победил такой театр, и критики, и те, кто раздает премии, назойливо указывают нам, что именно он – лучший.

Читайте также:  Шумахер состояние здоровья на сегодня 2017 год

Михаил Захарович всегда жил вне тусовки и вне моды. Всю свою жизнь он занимается одним: исповедуется. В спектаклях или книгах – неважно. Эгоист? Отнюдь. В попутчики своей души он берет гениев, и раскрывает их для нас. Так, в свое время, многие мои ровесники открыли Курта Воннегута, посмотрев спектакль Левитина “Стрaнcтвия Билли Пилигрима”. Его знаменитый “Хармс! Чармс! Шардам! Или Школа клоунов” открыл Хармса. А в постановке “Нищий, или Смерть Занда” впервые за долгие годы на московской сцене возник Юрий Олеша. Он соединил несоединимое: Льва Толстого и Пьяццоллу, и в его спектакле “Живой труп” Юрий Беляев сыграл одну из лучших своих ролей. (Пишу об этом с некоторой белой завистью, потому что замечательный Беляев играл в двух моих спектаклях.) Труппа его театра – это ни на кого не похожие артисты, которых можно, при желании, назвать “синтетическими” – и это будет правдой. Но для меня в этом определении слишком много магазинного, они просто замечательные актеры.

Недавно я смотрел новый спектакль мастера по Хармсу “Меня нет дома”. Ни на что иное не похожая, абсолютно своеобразная работа и о Хармсе, разумеется, но и о художнике вообще – о его любви и о том, что может сделать с ним деспотичная власть. После спектакля я думал, что “критики-указатели” не заметят, конечно, и ни сам спектакль, ни поразительную декорацию Сергея Бархина, ни уникальную режиссуру Левитина, не откроют для себя Сергея Сухарева, блестяще играющего главную роль, не убедятся в выдающемся даровании Бориса Романова…

Нас роднит с Михаилом Левитиным многое – нет, все-таки не случайно он родился в один день с моим папой. Но, в частности, то, что мы оба – вне моды. И когда меня периодически начинает это удручать, я всегда думаю о Левитине: ведь он же может абсолютно самостоятельно, вне веяний и течений проживать жизнь? Делать театр, который имеет своих зрителей и поклонников, но существует как бы вне театральной тусовки и, в общем, игнорируется театральной и чиновничьей общественностью.

Не потому ли уже много, неприлично много лет не могут отреставрировать здание театра в саду “Эрмитаж”? Другие театры за это время отремонтировались, открылись, а театр “Эрмитаж” по-прежнему играет свои замечательные спектакли в одной из “книжек” Нового Арбата среди офисов и магазинов?

Левитин – ученик Юрия Завадского. Как и его учитель, Михаил Захарович не выпускает из рук карандаш, словно какой-нибудь дервиш – четки. Завадский формально не является создателем Театра им. Моссовета, но, по сути, этот знаменитый ныне коллектив сотворил именно он. Собрал уникальную труппу и творил спектакли, на которых воспитывались поколения зрителей. Вспоминая великих режиссеров прошлого века, мы иногда забываем имя Завадского. А зря. Это был безусловный театральный гений.

Отучившись у своего мастера, Левитин позвонил Юрию Любимову, которого тогда не знал, и попросил поставить свой дипломный спектакль. Не знаю уж что Левитин рассказал Любимову, но тот разрешил. Спектакль вчерашнего выпускника “О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился” был на афише великого театра.

Левитин начал с неординарного, ни на кого не похожего поступка. Так и продолжил. Он был одним из первых (если не первый), кто перенес на театральные подмостки прозу Михаила Жванецкого. Он напомнил нам о великом – другого эпитета не хочу искать! – писателе Юрии Ковале, поставив “Суер-Выер”. Вдруг он написал об абсолютно забытом режиссере и поэте Игоре Терентьеве, уничтоженном, как и многие гении того времени, Советской властью. Его книги о друге Петре Фоменко или о великом Таирове – это не просто сухие биографии, это вообще, если угодно, не биографии, но своеобразные, остросюжетные истории людей, близких Левитину. О, как интересно он рассказывает о них! И как при этом глубоко и завлекательно рассказывает о себе.

Опять же по своему опыту знаю, с каким подозрением относятся у нас к людям, которые занимаются много чем. Вот упертые, идущие по одной дороге – это да. А когда человек и спектакли ставит, и книги пишет – подозрительно как-то… Трудно нам признать, что человек умеет делать много и хорошо.

Когда человек и спектакли ставит, и книги пишет – подозрительно как-то… Трудно нам признать, что человек умеет делать много и хорошо

Михаил Захарович Левитин умеет. Я желаю Вам, дорогой, еще много новых спектаклей и книг. И чтобы здание наконец отреставрировали. А самое главное: чтобы Вы верили в то, что Вы нужны. Бог с ними с премиями и наградами – это все лотерея. Вы нужны зрителям и читателям, это я Вам точно говорю.