К седых биография личная жизнь
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Седых.
Константи́н Фёдорович Седы́х (1908—1979) — русский советский писатель и поэт. Лауреат Сталинской премии второй степени (1950). Почётный гражданин города Иркутска (1967).
Биография[править | править код]
Константин Седых родился 8 (21) января 1908[3] в казачьем посёлке Поперечный Зерентуй (ныне село в Нерчинско-Заводском районе Забайкальского края).
В 1923 году стал селькором, затем окончил Читинский педагогический техникум.
С 1931 года жил в Иркутске.
К. Ф. Седых умер в Иркутске 21 ноября 1979 года. Похоронен на Радищевском кладбище.
Творчество[править | править код]
В 1924 году опубликовано первое стихотворение в губернской газете «Юная рать».
В 1920—30-е годы написано несколько сот стихотворений, в 1930—60-е годы выходят десять сборников стихов.
Основные произведения посвящены жизни сибирского казачества:
- роман «Даурия» (1948)
- роман «Отчий край» (1957)
Работа над романом «Даурия» продолжалась пятнадцать лет — собирались и изучались материалы по истории, экономике, географии, этнографии дореволюционного Забайкалья, архивные источники, воспоминания участников гражданской войны, устное народное творчество.
В 1939 году первые главы романа «Даурия» были опубликованы в альманахе «Новая Сибирь», в 1948 году роман был полностью опубликован в Читинском книжном издательстве, а затем в Иркутске. Роман «Даурия» выдержал свыше 100 изданий[4]. Был переведён на английский, китайский, французский, украинский, белорусский и другие языки, выходил за рубежом — в Англии, Канаде, США, Франции, Югославии, в социалистических странах. По мотивам романа в Читинском драматическом театре был поставлен спектакль «Даурия».
Продолжением «Даурии» стал роман «Отчий край», напечатанный в журнале «Свет над Байкалом» (Улан-Удэ) в 1957 году, а в 1958 году изданный в Иркутске.
Завершением трилогии должен был стать роман «Утреннее солнце», но это произведение не было завершено.
Сочинения[править | править код]
Сборники стихов
- Забайкалье: Стихи. — Иркутск — М., 1933.
- Сердце: Стихи. — Иркутск, 1934.
- Стихи. — Иркутск, 1936.
- Родная степь: Стихи. — Иркутск, 1937.
- Праздник весеннего сева: Стихи. — Иркутск, 1940.
- Первая любовь: Стихи и песни. — Иркутск, 1945.
- Над степью солнце: Стихи. — Новосибирск, 1948.
- Солнечный край: Стихи. — Чита, 1950.
- Стихи и поэмы. — Иркутск, 1950.
- Степные маки: Стихи. — Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1969. — 128 с. — (Сиб. лира).
Антологии стихов
- Антология сибирской поэзии: Стихи / Сост. М. Сергеев. — Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1967. — тираж 25.000 экз. — С. 401—403.
- Сибирские строки: Русские и советские поэты о Сибири / Сост. А. Преловский. — М.: Мол. гвардия, 1984. — тираж 50 000 экз. — С. 152—155.
- Антология иркутской поэзии: Стихи / Сост. В. Козлов. — Иркутск: Сибирь, Иркутский писатель, 2000. — тираж 1.000 экз. — С. 71—76.
- Русская сибирская поэзия. Антология XX век: Стихи / Сост. Б. Бурмистров. — Кемерово, 2008. — тираж 1.100 экз. — ISBN 5-86338-055-1. — С. 350—351.
Экранизации[править | править код]
- «Даурия» — художественный фильм (1971), в зарубежном прокате — «Dauria».
Память[править | править код]
- В Иркутске на доме, где жил Константин Седых, установлена мемориальная доска в его честь[5].
- В 2008 году в Иркутске отмечалось 100-летие со дня рождения Константина Седых[6][7].
- В 2010 году в Иркутске Государственной телерадиокомпанией «Иркутск» при поддержке Министерства культуры и архивов Иркутской области, а также библиотеки имени Молчанова-Сибирского в рамках проекта «Как слово наше отзовётся…» снят телевизионный фильм, посвященный Константину Седых (автор и ведущий — Владимир Скиф, режиссёр — Мария Аристова)[8].
- 7 сентября 2018 года в Чите на доме по улице 9 Января, где в редакции газеты «На боевом посту» работал в военные годы Константин Седых, установили мемориальную доску. Инициатива открытия памятного знака принадлежит коллективу Дома офицеров[9][10].
Интересные факты[править | править код]
- Константин Седых жил в Иркутске в одном доме с писателями Иваном Молчановым-Сибирским, Анатолием Шастиным и поэтессой Еленой Жилкиной[11].
Литературная критика романа «Даурия»[править | править код]
- «Искусственные диалоги и описательные комментарии автора обнаруживают слабость этого произведения», утверждает Вольфганг Казак[12].
Награды и премии[править | править код]
- Сталинская премия второй степени (1950) — за роман «Даурия» (1948)
- орден Ленина (28.10.1967)
- орден Трудового Красного Знамени (06.01.1978)
- медали
- Почётный гражданин Иркутска (1967)
См. также[править | править код]
- Даурия (фильм)
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Макарова Е. К. Ф. Седых // Литературная Сибирь / Сост. В. Трушкин. — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1971. — С. 175—179.
- Писатели Восточной Сибири: Биобиблиографический указатель. — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1983. — С. 161—163.
- Трушкин В. Лирика и эпос Константина Седых // Трушкин В. Литературный Иркутск. — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1981. — С. 283—318.
- Яновский Н. Н. Седых // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Советская энциклопедия., 1962—1978. — Т. 6: Присказка — «Советская Россия». — 1971. — С. 722.
Ссылки[править | править код]
- Константин Седых (недоступная ссылка) на сайте Прибайкалье в лицах
- Константин Седых на сайте ЦБС Иркутска
- Седых К. Ф. «Даурия» (текст произведения) на сайте «Милитера»
Биография Константина Седых
Поэт и писатель Константин Федорович Седых родился в январе 1908 года в поселке Поперечный Зерентуй Читинской области в казачьей семье. С самого детства Константин Федорович впитывал в себя песни и сказки Забайкалья, часто слушал рассказы взрослых об острогах и тюрьмах Кади, Зарентуя, Нерчинска.
Еще учась в школе Зарентуя, Константин Седых начал писать корреспонденции в местные газеты, которые были замечены и будущего писателя пригласили в Читу. В Чите Седых начал обучение в педагогическом техникуме. В студенческие годы писатель публиковал свои статьи в местных газетах, а после окончания учебы стал профессиональным журналистом.
В 1924 году Седых опубликовал свои первые стихотворения, посвященные страшной истории родного Забайкалья, гражданской войне и каторге.
В 1931 году писатель переехал в Иркутск. Здесь в 1933 году он выпустил свой первый сборник поэзии «Забайкалье». В поэтических опытах этого периода Седых отражает жизнь новой советской деревни, показывает хаpaктеры забайкальцев в самых разных сферах жизни – личной, культурной, производственной.
Благодаря работе в читинских газетах, Константин Седых встречался с многими участниками гражданской войны и записывал их рассказы. На протяжении многих лет писатель собирал материалы по истории, экономике и этнографии родного края, изучал их. В результате этих исследований появился роман «Даурия». В 1939 году в альманахе «Новая Сибирь» были опубликованы первые главы романа. Полностью роман был издан лишь в 1948 году в книжном издательстве Читы. Работа над произведением длилась на протяжении пятнадцати лет.
Читайте также: Кристина бабушкина биография личная жизньЗамечание 1
Всего «Даурия» была издано более сотни раз. Роман переведен на многие языки, публиковался в Канаде, Англии, Франции, США, Югославии и других странах. По мотивам произведения в драматическом театре Читы был поставлен спектаклю «Даурия».
В 1957 году в журнале «Свет над Байкалом» был напечатан роман «Отчий край», который стал продолжением «Даурии».
Роман «Утреннее солнце» должен был стать завершающей частью трилогии, однако он не был дописан Константином Федоровичем.
Во время Великой Отечественной войны Константин Седых был военным корреспондентом газет «Героическая красноармейская» и «На боевом посту». Седых опубликовал большое количество лирических и сатирических стихотворений, очерков.
В 1967 году Константин Седых стал Почетным гражданином Иркутска.
В ноябре 1979 года Константин Федорович скончался. Похоронили писателя в Иркутске, на Радищевском кладбище. Дом, в котором жил писатель, отмечен мемориальной доской.
Творчество К. Ф. Седых
Константин Седых в период 1920-1930-х годов в сибирских периодических изданиях публиковал фельетоны, очерки, юморески, сатиры и пьесы в стихах. Среди этих произведений поэмы:
- «Поэма о бригадире»
- «Майская Русь»
- «Детсво Сухэ-Батора»
- «Усольским солеварам»
- «На родине».
В качестве поэта Константин Седых дебютировал стихотворением «Мы идем», которое было опубликовано в газете «Юная рать» в 1924 году. Тематика стихотворений поэта достаточно разнообразна. Он писал о прошлом родного края, о Гражданской войне, о сибирской ссылке и каторге, о социалистическом строительстве, о коллективизации в деревне, о Великой Отечественной войне. В своей творческой эволюции Седых-лирик, который воспринимал мир через романтическую дымку, двигался к восприятию обыденной правды окружающей действительности. В стихотворениях поэта постепенно лирический монолог сменяется на рассказ, который раскрывает психологическую и социальную сущность людей и описываемых событий.
«Даурия»
В романе «Даурия» наиболее ярко проявляется свойственное стилю Константина Федоровича сочетание героического, возвышенного с будничным и обыкновенным.
Замечание 2
Первоначальное название романа «Даурия» – «Конные вихри».
Роман «Даурия» является главным произведением Константина Седых. Роман посвящается судьбе забайкальского казачества. Это произведение было задумано в 1934 году как трилогия о революционном движении в родной Сибири. Однако война помешала писателю дописать последнюю часть трилогии.
Главной темой этого романа является Гражданская война в Забайкалье. Героями произведения являются жители поселка Мунгаловский, ведущие свою родословную еще от участников пугачевского бунта, яицких казаков, которые были сосланы в Нерчинск на каторжные работы. События, изображенные в романе, разворачиваются с 1854 по 1922 годы.
Повествование многоплановое, в нем прослеживается несколько сюжетно-композиционных линий:
- Русско-японская война
- Революция 1905 года
- Первая мировая война
- Октябрьская революция 1917 года
- Гражданская война.
Седых углубляется в историю казачества Забайкалья и на примере судьбы трех поколений семью Улыбиных показывает, как под влиянием событий расшатываются устои, складывавшиеся на протяжении веков и казавшиеся незыблемыми. В произведении писатель дает яркие описания даурской природы, весьма колоритно воссоздает быт, традиции и забавы казачества.
Основное внимание в романе писатель уделяет классовым противоречиям, руководящей роли большевистской партии, а также социальному расслоению казачества.
Хронике семьи Улыбиных автор противопоставляет историю семьи Чепаловых, которые живут совершенно по другим законом – их состояние нажито не трудом, а обманом и преступлениями. Таким образом, появляются два полюса, вокруг которых сгруппированы образы персонажей «Даурии».
Замечание 3
Произведение было экранизировано и переведено на многие языки мира.
Роман «Отчий край» является сюжетным продолжением «Даурии». Позднее «Отчий край» был переиздан под названием «Сопки в огне». Здесь автор вновь сводит читателя с Романом Улыбиным, который из малограмотного парня превратился в смелого комaндира партизанского отряда, и с его дядей Василием, который стал руководителем революционного движения в Сибири.
В центре третьего романа трилогии по задумке писателя должна была быть коллективизация. Однако Седых не сумел завершить воплощение этого замысла.
Родился: 6 января 1908 г., пос.Поперечный Зерентуй, Большезерентуйская станица, Забайкальская область, Российская империя
Умер: 21 ноября 1979 г., Иркутск
Константин Фёдорович Седых (6 января 1908 — 21 ноября 1979) — русский советский писатель и поэт. Псевдонимы: Дед Софорон, Митька Весельчак. Константин Федорович родился 21 января 1908 года в посёлке Зерентуй Забайкальской (ныне Читинской) области. Его отец, забайкальский казак, полный Ге opгиевский кавалер, участник двух войн – русско-японской и Первой мировой, мать – из семьи пугачёвцев, сосланных в Забайкалье на каторгу. Отец научил будущего писателя читать и писать, привил любовь к природе, а от матери, неграмотной женщины, мальчик воспринял богатое знание жизни и быта казаков, узнал немало старинных песен и сказок, от которых веяло разудалой казачьей вольницей. Первое своё…
Сборники стихов
Забайкалье: Стихи. — Иркутск — М., 1933. Сердце: Стихи. — Иркутск, 1934. Стихи. — Иркутск, 1936. Родная степь: Стихи. — Иркутск, 1937. Праздник весеннего сева: Стихи. — Иркутск, 1940. Первая любовь: Стихи и песни. — Иркутск, 1945. Над степью солнце: Стихи. — Новосибирск, 1948. Солнечный край: Стихи. — Чита, 1950. Стихи и поэмы. — Иркутск, 1950. Степные маки: Стихи. — Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1969. — 128 с. — (Сиб. лира).
Романы1948 – Даурия 1957 – Отчий край
Сталинская премия второй степени (1950) — за роман «Даурия» (1948) Орден Ленина (1967) Орден Трудового Красного Знамени (1978) Почётный гражданин г. Иркутска (1967)
«Даурия» — художественный фильм (1971), в зарубежном прокате — «Dauria».
Константин Седых
Даурия Константин Седых
7 декабря 2013 г. 01:08
2K
3
Потрясающая и одновременно ужасная книга. Вот…
Потрясающая и одновременно ужасная книга. Вот прям так и никак иначе. Пока я ее читала, мои чувства варьировались от «Блин, блин, мамочки, как же это…ах! Круто!» до «Мдя… и как я докатилась до жизни такой?». Хотя, если уж быть совсем честной, кажется, что мне нужно еще немного подрасти, чтобы оценить масштаб и глубину «Даурии».
Меня безумно увлекла жизнь забайкальского казачества, их быт, их обычаи и традиции. Седых собирал материал для книги пятнадцать лет, и с первых строк понятно, что это была действительно трудная работа. Каждая мелочь, каждая лавка в избе, каждый волосок в косах гордых казачек, каждая капля росы на сочной зеленой траве – все на месте, все реально и пpaктически осязаемо. Закрываешь глаза, и вот она перед тобой, даурская степь.
Читайте также: Хейли стайнфелд биография личная жизньИменно в обыденность я сначала и…
Развернуть
Константин Седых
Даурия Константин Седых
978-5-4444-1046-2
30 апреля 2015 г. 15:58
3K
4
Ясным июньским закатом подъезжал он на потном,…
Ясным июньским закатом подъезжал он на потном, усталом коне к Орловской. Вокруг виднелись на взгорьях и косогорах квадраты и прямоугольники пашен, нежно зеленеющие перелески. В придорожных кустах заливались на все голоса пернатые песенники, куковали на старых вербах кукушки. Усилившийся к вечеру аромат цветущей, черемухи сладко тревожил и волновал Романа, будил в его памяти давно забытые весны
Настанет такой момент времени, когда я скажу себе: “Хватит жить ностальгией! Беру билет и еду (как и Роман Улыбин в свое время) посмотреть на родные сибирские места!” Там каждая речка, каждый склон хребта, каждый лесок и поворот дороги мне очень дорог и ассоциируется с родной землей, где многие поколения жили и росли мои предки.
Эта книга получилась очень эпичная, сочная на сцены и глубокие хаpaктеры…
Развернуть
Понятно
Мы используем куки-файлы, чтобы вы могли быстрее и удобнее пользоваться сайтом. Подробнее
Биография
Константин Федорович Седых (6 января 1908 – 21 ноября 1979) — писатель, автор романов “Даурия”, “Отчий край”, “Утреннее солнце”. Почетный гражданин г. Иркутска. Биография
Родился в поселке Поперечный Зарентуй Нерченско-Заводского района Читинской области в казачьей семье. С детства жадно впитывал в себя сказки и песни Забайкалья, слушал рассказы старших о тюрьмах, острогах Зарентуя, Кади, Нерчинска.
Учась в Зарентуйской школе, начал писать корреспонденции в газеты. Они были замечены, юного селькора пригласили в Читу, где он начал обучение в педагогическом техникуме. Во время студенчества публиковался в местных газетах. По окончанию учебы он становится профессиональным журналистом.
Свои первые стихи будущий писатель опубликовал в 1924 году. Они были посвящены страшному прошлому родного Забайкалья, каторге, гражданской войне.
В 1931 году переезжает в Иркутск, где спустя два года выходит его первый поэтический сборник “Забайкалье”. В его поэтических опытах 1930-х годов отражена жизнь новой советской деревни и хаpaктеры забайкальцев, показанные в разных сферах жизни: производственной, культурной, личной.
Работа в читинских газетах позволила Седых встречаться с многими участниками гражданской войны, записывать их рассказы. В течение многих лет он собирал и изучал материалы по истории, этнографии, экономике родного края. Результатом этой работы стал роман “Даурия”, первые главы которого были опубликованы в альманахе “Новая Сибирь” в 1939. Полностью роман увидел свет в Читинском книжном издательстве в 1948.
Работа над романом «Даурия» продолжалась пятнадцать лет. В 1939 первые главы романа «Даурия» были опубликованы в альманахе «Новая Сибирь», в 1948 роман был полностью опубликован в Читинском книжном издательстве, а затем в Иркутске.
Роман «Даурия» выдержал свыше 100 изданий. Роман был переведён на английский, белорусский, китайский, украинский, французский и другие языки, выходил зарубежом — в социалистических странах, в Англии, Канаде, США, Франции, Югославии. По мотивам романа в Читинском драматическом театре был поставлен спектакль «Даурия».
Продолжением “Даурии” стал роман “Отчий край”, напечатанный в журнале “Свет над Байкалом” (Улан-Удэ) в 1957, а через год изданный в Иркутске.
Завершением трилогии должен был стать роман “Утреннее солнце”, но это произведение не было дописано автором.
Во время Великой Отечественной войны писатель был военным корреспондентом армейских газет “На боевом посту” (Чита), “Героическая красноармейская” (Улан-Удэ). Им опубликованы многие очерки, лирические и сатирические стихотворения.
В 1967 писатель становится Почетным гражданином Иркутска.
Умер в Иркутске 21 ноября 1979. Похоронен на Радищевском кладбище. Дом в Иркутске, где жил Константин Седых, его честь отмечен мемориальной доской. Творческий очерк
В 1920-30-е в сибирской периодике С. публиковал очерки, сказы, фельетоны, пьесы в стихах, юморески, сатиры на актуальные темы времени. Он автор поэм «Майская Русь» (1926), «Поэма о бригадире» (1932), «Усольским солеварам» (1932), «Детство Сухэ-Батора», «На родине» (1937) и др.
Как поэт С. дебютировал стих. «Мы идем» в читинской газ. «Юная рать» (1924. 28 июня). Он формировался в русле романтической поэзии 1920-х (Н. Тихонов, Э. Багрицкий, И. Уткин и др.). В поэтической биографии С. два периода: ранний (1924-36) и зрелый (1936-48). С 1933 по 1950 С. издал 8 сб.: «Забайкальское: Стихи» (1933), «Сердце: Избранные стихи» (1934), «Стихи» (1935-36), «Родная степь» (1937), «Праздник весеннего сева» (1940), «Первая любовь» (1948), «Над степью солнце» (1948), «Солнечный край» (1949-50). Тематический диапазон стих. С довольно широк: прошлое родного края, сибирская каторга и ссылка, Гражданская война, коллективизация в деревне, социалистическое строительство, Великая Отечественная война. В своей эволюции С-лирик, воспринимавший мир в романтической дымке, двигался к восприятию будничной правды действительности. В его стихах центр тяжести с лирического монолога, восторженной эпической декларации перемещался на рассказ, раскрывающий социальную и психологическую сущность людей и событий. Поэт старался не отступать от своей поэтической декларации, сформулированной им в стих. «Мечта»: «Нужны слова высокого накала, / Неимоверно трудной простоты, / Чтобы, как в камне, песня высекала / Эпохи величавые черты». Сочетание возвышенного героического и обыкновенного, будничного найдено С. в романе «Даурия» (первоначальное название «Конные вихри») — в главном произведении писателя, посвященном судьбе забайкальского казачества. Ромом был задуман в 1934 как трилогия о революционном движении в Сибири. Первые главы «Даурии», напечатанные в альм. «Новая Сибирь» (1940), получили разноречивые отзывы критики. А. Дроздов сравнил «Даурию» со стоячим прудом, «вода которого не струится, не течет» (Лит. газ. 1940. 26 февр.) При обсуждении романа на конференции областных писателей в Москве обращалось внимание «на замечательные описания природы, знание быта, тонкую наблюдательность, чувство исторической перспективы». Наряду с этим выступающие отметили некоторую неточность и непоследовательности в развитии хаpaктеров героев (Лит. газ 1940. 26 апр.).
Читайте также: Михаил козаков биография личная жизнь детиВ конце 1940 и начале 1941 ж. «Сибирские огни» напечатал главы 2-й части романа, но война помешала его закончить. С. был призван в армию, служил фронтовым корреспондентом. В 1942 в Иркутске отд. книгой вышли первые 3 части «Даурии». Отдельные главы из 2-й книги романа впервые были напечатаны в «Сибирских огнях» в 1946 и 1947 и в альм. «Новая Сибирь» в 1946 и получили отрицательные отзывы. Б. Соло¬вьев писал: «Если в первой книге выразительно показано расслоение забайкальского казачества, его внутренняя борьба, то чем ближе к концу, тем более теряется сюжетная линия романа, вытесняемая хроникой, беспорядочным нагромождением материала, художественно не освоенного». Критик усматривал искажение реальной картины Гражданской войны в романе, считая, что «главным „героем”» стал Каргин со своими «метаниями» и внутренними «противоречиями», «социально-политическую природу которого автор не понял глубоко». «Даурия» объявлялась Б. Соловьевым «идейно несостоятельной, плохо продуманной и опубликованной несвоевременно» (Культура и жизнь. 1947. 10 авг.). Изд-ва (Иркутское и «Советский писатель») вернули рукопись автору. Дальнейшую судьбу романа решила рецензия Д. Шилова, бывшего комaндующего Восточно-Забайкальским фронтом. Выступивший в защиту С., он назвал выход в свет романа большим лит. событием и призвал переиздать роман большим тиражом. Полностью «Даурия» вышла в 1948 и выдержала более 20 переизданий. В 1950 за роман «Даурия» С. была присуждена Сталинская премия 2-й степени.
Главная тема «Даурии» — Гражданская Мима в Забайкалье. Герои романа — жители приаргунского пос. Мунгаловский, ведущие свою родословную от яицких казаков, участников пугачевского бунта, сосланных на каторжные работы в Нерчинск. С началом завоевания Амура из потомков разжалованных Мюков было образовано Забайкальское казачье войско. Изображенные в «Даурии» события развертываются с 1854, когда за-фаикальцы разгромили высадившийся в бухте Де-Кастри английский десант, и до 1922 — времени окончания Гражданской войны на Дальнем Востоке. В многоплановом повествовании несколько сюжетно-композиционных узлов — русско-японская война и революция 1905, Первая мировая война и революция 1917, Гражданская война. Углубляясь в историю забайкальского казачества, С. на примере судьбы трех поколений трудовой казачьей семьи Улыбиных прослеживает, как под воздействием революционных событий расшатывается казавшиеся ранее незыблемыми вековые устои. В романе даны яркие описания даурской природы, колоритно воссоздан казачий быт, забавы (сцены сельскохозяйственного труда, свадьбы, охота на волков и диких коз, скачки, осада снежного городка, быт приискателей, каторга). С. вступал здесь в своеобразное соперничество с автором «Тихого Дона».
Первое поколение в романе представлено Андреем Григорьевичем Улыбиным, первым ге opгиевским кавалером в Забайкальском войске, отличившимся при обороне бухты Де-Кастри. Вернувшись со службы, он женился, обзавелся хозяйством. Превыше всего в жихни он ставил службу верой и правдой «Богу, царю и отечеству», но этот традиционный закон во втором поколении нарушается. Из семьи этого казака-труженика выходят как ревностные защитники старых традиций (Северьян Улыбин), так и революционеры (Василий Улыбин, большевик, ближайший соратник С. Лазо, один из руководителей партизанского движения в Сибири). Третье поколение семьи Улыбиных представлено сыновьями Северьяна Романом и Ганькой. В развернувшейся Гражданской войне казачий автономист Северьян Улыбин пошел против брата и сына Романа, красного партизана, главного героя «Даурии».
Основное внимание в «Даурии» С. уделяет классовым противоречиям, социальной дифференциации казачества, руководящей роли партии большевиков. Идейно-политическая заданность придает изображению некоторых героев и событий плакатность и схематизм.
Семейной хронике Улыбиных противопоставлена история семьи Чепаловых, живущих по др. законам (их богатство нажито обманом и преступлениями). Это два полюса, вокруг которых группируются образы романа.
Правдиво изображен в «Даурии» поселковый атаман Елисей Каргин, рачительный хозяин, храбрый воин, хранитель казачьих традиций. В обстановке гражданской междоусобицы он, как и Григорий Мелехов, трагически мечется, пытается найти третий путь и выбирает в конце романа эмиграцию, бежит за китайскую границу, опасаясь преследования красных и семеновцев.
Критика, причислявшая С. к шолоховской школе, упрекала его в подражательности. А. Абрамович писал: «Автор «Даурии» старается шагать в ногу с автором «Тихого Дона», не только в общем идейном плане, но и в конкретных способах осуществления своего идейного замысла» (Новая Сибирь. 1945. № 16. С. 178). Он отмечал общность в плетении узлов конфликтов, в описании природы, в изображении хаpaктеров и мн. др. По его мнению, Роман Улыбин напоминает Григория Мелехова, Никула Лопатин — деда Щукаря, Сергeй Ильич Чепалов — Сергея Платоновича Мохова. Осваивая сходный материал, С., стремившийся показать социальную неоднородность забайкальского казачества, в известной степени приближался к худож. манере Шолохова, выpaбатывая при этом свой взгляд на предмет худож. исследования.
Из всех худож. средств «Даурии» наиболее слабым звеном оказалась композиция, отличающаяся рыхлостью и растянутостью, чему в немалой степени способствовала перенаселенность произведения второстепенными персонажами. Слабо очерченными оказались женские персонажи эпопеи. Запоминаются только Дашутка Козулина и Лена Гордова, возлюбленные Романа Улыбина, и Алена Набережная.
Роман «Даурия» был экранизирован, переведен на мн. яз. народов СССР и стран социалистического лагеря.
Сюжетным продолжением «Даурии» явился роман «Отчий край» (1958), позднее переизданный под названием «Сопки в огне» (1962). Читатель в нем вновь встречается с Романом Улыбиным, превратившимся из малограмотного парня в храброго комaндира партизанского отряда и большевика, с его дядей Василием, руководителем революционного движения в Сибири.
В судьбе Елисея Каргина произошел крутой поворот. Познав горечь чужбины, он, по примеру др. беженцев, решает вернуться на родину. Колебания Каргина были типичны для значительной части казачества, как типично и его возвращение.
Критика наряду с худож. удачами (продуманная композиция) отмечала слабую связь героев романа друг с другом в сюжетном отношении. Они скорее просто современники одной эпохи (Павловский А. // Нева. 1958. № 4. С. 225-226).
С. работал над третьей частью задуманной им трилогии, в центре которой — коллективизация. Этот замысел остался незавершенным.
Вслед за «Отчим краем» С. переиздал свои стихи, вошедшие в сб. «Степные маки» (1969).
https://irkipedia.ru/