Биографии    


Сергeй мартинсон личная жизнь дети

 Сергeй мартинсон личная жизнь дети

Биография

Советский актер Сергeй Мартинсон, получивший звание «Народный артист РСФСР», за свою более чем полувековую карьеру примерил на себя около 100 ролей. Зрители любили артиста за его интересную и живую мимику, динамичность и юмор. Мало кто знает, что он всю жизнь мечтал сыграть серьёзного драматического персонажа.

Детство и юность

Биография Сергея Александровича Мартинсона началась еще в 19 веке – 25 января (6 февраля) 1899 года. Актер являлся коренным петербуржцем русско-шведской национальности. Его мать Феодосия Петрова (которая после заключения бpaка сменила фамилию) была русской дворянкой, а отец Александр Мартинсон – шведским бароном и почетным гражданином Санкт-Петербурга.

С юных лет родители окружали единственного сына любовью и творчеством. Феодосия и Александр всюду брали с собой маленького Сережу – в балет и драму, в оперу и кабаре. Последним он особенно проникся за атмосферу вечного праздника и веселья. Вдохновленный вечерними представлениями, Мартинсон-младший приходил утром в гимназию и до колик в животе развлекал одноклассников и учителей, за что его прозвали главным клоуном.

Сергeй также любил примерять одежду своей матери и ставить смешные сценки (например, в роли Снегурочки в 5-летнем возрасте). Когда кинематограф стал активно развиваться в Санкт-Петербурге, юноша постоянно проводил время в кино на Невском проспекте. И снова перевоплощался дома в разных персонажей (даму из общества или дворника), тем самым развлекая семью.

В 5-м классе Мартинсон записался в любительскую театральную студию, в рамках которой исполнил одну из главных ролей в популярном на тот момент водевиле. А всего спустя год мальчик открыл собственный кружок, в котором поставил “Ревизора” и сыграл Добчинского.

Родители наблюдали за всем этим с беспокойством – дело в том, что Сергeй довольно небрежно относился к школьным предметам и имел невысокие показатели по учебе, все время посвящая сцене. Феодосия и Александр всячески работали над качественным образованием сына – с 7 лет он изучал немецкий и французский языки, которые впоследствии знал в совершенстве. В 1918 году артистичный парень окончил частную гимназию Штемберга.

Театр

Сразу после получения среднего образования Сергeй Мартинсон был призван на 2 года в армию, а вернувшись, поступил в Технологический институт по настоянию родных. Однако душа юноши настолько лежала к сцене, что он бросил учебу в техническом вузе и отправился покорять театральный. Студент защитил диплом Института сценических искусств в 1923 году, после чего началась его артистическая карьера.

Мартинсон входил в актерскую труппу театра “Вольная комедия” и “Свободного театра”. В одной из своих первых постановок он изображал балерину-неудачницу, которой никак не удавалось исполнить танец маленьких лебедей из-за неуклюжести и постоянных падений.

Сергeй Мартинсон в театре (кадр из фильма “Бенефис Сергея Мартинсона”)

Далее артист перебрался в столицу, где посвятил себя работе в 2 театрах – Революции и имени Мейерхольда (куда его пригласил сам владелец после того, как увидел Сергея в спектакле “Балаганчик”). Роль в постановке “Мандат” сделала Мартинсона знаменитостью.

За роль Хлестакова ему аплодировала стоя парижская публика. Вообще актера за пределами Советского Союза считали русским Чарли Чаплином благодаря его эксцентричности и умению рассмешить.

Фильмы

В фильмографии Сергея Мартинсона более 100 кинокартин, включая эпизодические роли. Первая его серьезная работа перед камерой состоялась в 1934 году, когда актер сыграл парикмахера Соль в политическом памфлете “Марионетки”.

Спустя год он снялся в эпизоде фантастического фильма “Гибель сенсации”, изобразив певца в кабаре, который манерно исполнял романс. В 1939 году актер сыграл роль продавца пиявок по имени Дуремар в “Золотом ключике”. Его партнерами на съемочной площадке частично были куклы, рядом с которыми Сергeй смотрелся более чем органично.

Сергeй Мартинсон в роли Дуремара (кадр из фильма “Золотой ключик”)

Через 2 года артист появился в фильме “Антон Иванович сердится”. Его персонаж Керосинов являлся создателем “физиологической симфонии”. С наступлением Великой Отечественной войны Мартинсон дважды примерил на себя роль «великого и ужасного» Гитлера (в “Самом храбром” и “Новых похождениях Швейка”). Адольфа это настолько разозлило, что он пообещал собственноручно разделаться с актером.

Вообще Сергeй часто эксплуатировал образ злодеев. Таковыми были Вилли Помер в драматическом военном фильме 1947 года “Подвиг разведчика” и Карандышев в постановке по повести Островского “Бесприданница”.

Последняя роль Сергея Мартинсона (кадр из фильма “И жизнь, и слёзы, и любовь”)

В 1944 году Мартинсон предстал на экранах в новом амплуа. Мужчина сыграл настоящего денди по имени Бонни, который был обходителен с дамами, ухожен и элегантен. Черно-белый фильм “Сильва” сняли по одноименной оперетте венгерского композитора Имре Кальмана.

Последней работой Сергея в кино стала роль Егошкина в драме режиссера Николая Губенко “И жизнь, и слезы, и любовь” 1983 года, повествующая о доме с ветеранами, жизнь которых меняется с приходом нового главврача Варвары Дмитриевны.

Личная жизнь

Личная жизнь советского артиста была такой же насыщенной, как и профессиональная. Впервые Мартинсон женился еще в студенчестве, когда ему было 20 лет. Его супругой стала однокурсница Екатерина Ильина, которая впоследствии занималась домашним хозяйством. В бpaке родились четверо детей, но выжила лишь одна дочь по имени Анна.

Документальный фильм “Сергeй Мартинсон. Легенды мирового кино”

В конце 1930-х годов актер познакомился с яркой балериной Еленой Добржанской, в которую сразу влюбился. Танцовщица стала гражданской женой Сергея, подарившей ему сына Александра. Однако этот союз получился несчастливым – женщина была репрессирована, а ребенок вырос в нелюбви к родителям и впоследствии выбрал путь уголовника.

Третьей женой Мартинсона стала Луиза, с которой он познакомился на съемочной площадке. У пары родилась дочь по имени Наталья. Но и этот бpaк не принес актеру желанного семейного счастья – после того, как Сергeй приобрел супруге квартиру, она решила покинуть комедийного артиста.

Смерть

Смерть настигла Сергея Мартинсона 2 сентября 1984 года, ему было 85 лет. Актер до последнего не бросал любимое дело, радуя зрителей новыми ролями до самой кончины. Причиной cмepти стало подорвавшееся в силу возраста здоровье. Тело великого артиста покоится в Москве на Кунцевском кладбище. Могилу с фото на плите до сих пор посещают поклонники творчества.

Фильмография

  • 1934 – “Марионетки”
  • 1939 – “Золотой ключик”
  • 1944 – “Сильва”
  • 1956 – “Безумный день”
  • 1958 – “Идиот”
  • 1964 – “Сказка о потерянном времени”
  • 1966 – “Дядюшкин сон”
  • 1973 – “Города и годы”
  • 1977 – “Вооружен и очень опасен”
  • 1983 – “И жизнь, и слезы, и любовь”

Сергeй Мартинсон

Сергeй Александрович Мартинсон. Родился 25 января (6 февраля) 1899 года в Санкт-Петербурге – умер 2 сентября 1984 года в Москве. Советский актер театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (1950). Народный артист РСФСР (1964).

Сергeй Мартинсон родился 25 января (6 февраля) 1899 года в Санкт-Петербурге.

Отец – Александр Александрович Мартинсон, шведский барон, почётный гражданин Санкт-Петербурга, продавал бриллианты, в том числе поставлял камни к императорскому двору.

Мать – Феодосия Александровна (урожденная Петрова), русская дворянка.

Как рассказывал внук актера Владимир Баршай, шведом был дед Мартинсона, в 15 лет переехавший в Россию на учёбу к графу Юсупову.

Семья жила в центре Петербурга в особняке на Миллионной улице, где собиралась культурная элита города и выступал с концертами Александр Скрябин – близкий друг отца.

Читайте также:  Ольга дроздова личная жизнь муж дети фото 2016

Сергeй с детства посещал ведущие столичные театры, занимался музыкой. В 7 лет его отдали в школу Анненшуле, где он в совершенстве овладел французским и немецким языками. В 1918 году он окончил частную гимназию Г. К. Штемберга и вступил в Красную армию. Демобилизовавшись через два года, он, по настоянию родителей, поступил в Технологический институт, но вскоре перевёлся в Институт сценических искусств, который окончил в 1923 году.

Выступал в эстрадных театрах Петрограда (в театре «Вольная комедия», «Свободном театре»).

В 1924-1941 годах играл в Театре Революции, среди его работ: «Воздушный пирог» Ромашова – Плюхов; «Павел Греков» – Левицкий; «Бесприданница» А. Н. Островского – Карандышев.

В 1933-1936 годах выступал в Мюзик-холле, среди его работ: «Артисты варьете» Н.Волконского (реж. Н.Волконский) – Клоун Скайд.

Трижды становился ведущим актёром труппы Театра Мейерхольда (1925-1926, 1929-1933, 1937-1938), где играл вплоть до закрытия театра, среди его работ: «Рычи, Китай!» С. Третьякова – американский корреспондент; «Последний решительный» Вс. Вишневского – американец; «Мандат» Н.Р. Эрдмана – Валериан.

С 1945 года – актёр Театра-студии киноактёра, играл в спектаклях: «Дочь русского актера» – Ушица; «Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина – Живновский.

В кино снимался с 1924 года, начинал в мастерских ФЭКС. Первую известность получил в 1930-е годы благодаря ролям в фильмах «Две встречи», «Марионетки», «Гибель сенсации», «Приключения Петрушки», «Остров сокровищ», «Семья Оппенгeйм», «Степан Разин».

Сергeй Мартинсон в фильме “Гибель сенсации”

Мартинсон первым в советском кино сыграл Гитлера – в «Похождениях Швейка» Сергея Юткевича. Сам актер потом с часто рассказывал, что Гитлер, увидев себя на экране, внес актера в свой личный «черный список» и пообещал повесить на первом фонаре.

В годы войны неоднократно играл Гитлера в боевых киносборниках.

Сергeй Мартинсон в роли Гитлера

Показал себя как выдающийся комедийный актёр, эксцентрик, мастер пантомимы, буффонады и гротеска. Один из самых популярных мастеров кино и театра своего времени. Сам себя комиком не считал, в то время как за рубежом искусство Мартинсона сравнивали с искусством Чарли Чаплина.

Снимался у кинорежиссёров: Всеволода Пудовкина, Якова Протазанова, Сергея Юткевича, Бориса Барнета, Григория Рошаля, Александра Птушко. Режиссёр Евгений Гинзбург снял Сергеея Мартинсона в одном из первых знаменитых телевизионных «Бенефисов».

Исполнил ряд ролей в популярных детских фильмах – «Садко» (Инок), «Илья Муромец» (Мишатычка), «Сказка о Мальчише-Кибальчише» (дядина 518), «Сказка о потерянном времени» (Прокофий Прокофьевич), «Калиф-Аист» (Визирь), «Сказка о царе Салтане» (опекун Салтана) и др.

Сергeй Мартинсон в фильме “Сказка о Мальчише-Кибальчише”

Сергeй Мартинсон в фильме “Сказка о потерянном времени”

Среди значимых работ – персонажи фильмов «Сильва» (Бони Конислау), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (Осип Никифорович), «Дядюшкин сон» (князь Гаврила), «Любовь к трём апельсинам» (Король), «Новые приключения капитана Врунгеля» (мистер Вант).

Сергeй Мартинсон в фильме “Дядюшкин сон”

Последней крупной работой в кино стала роль Егошкина в фильме «И жизнь, и слёзы, и любовь» режиссёра Николая Губенко, рассказывающем о доме ветеранов.

Сергeй Мартинсон в фильме “И жизнь, и слёзы, и любовь”

Когда Мартинсону было 70 лет, и знаменитый ведущий «Кинопанорамы» Алексей Каплер спросил у него «Как это тебе, Сергeй Александрович, удалось так сохраниться?», – ответ последовал мгновенно: «Я всегда был человеком легкомысленным и никогда не делал того, чего мне делать не хотелось». Правда, такой поворот беседы телевизионное начальство сочло… легкомысленным, и эпизод из юбилейной передачи вырезали.

В 1980 году, отвечая на бaнaльный вопрос журналиста «Если бы можно было начать сначала, стали бы вы актером?» – Мартинсон сначала поинтересовался, что на это отвечают коллеги. Узнав, что клянутся в верности своей профессии, грустно заметил: «Значит, у них была легкая жизнь в искусстве. Я бы не торопился с ответом». Он был легкомыслен и производил впечатление человека, у которого нет проблем, но и его душу мучили «вечные» вопросы.

Сергeй Мартинсон также работал много и в мультипликации, озвучивая мультфильмы.

Умер 2 сентября 1984 года. Похоронен на Кунцевском кладбище Москвы.

Сергeй Мартинсон (документальный фильм)

Личная жизнь Сергея Мартинсона:

Трижды был женат.

Первая жена – Екатерина Ильина.

В бpaке родилась дочь Анна Сергеевна Мартинсон (1928-2012), художница театра и кино, с 1972 года живет в США. Была замужем за альтистом Рудольфом Борисовичем Баршаем (1954). Второй муж – режиссёр Генрих Саулович Габай. Во втором бpaке у Анны родились две дочери.

Внук – владелец ювелирной компании Вальтер (Владимир Рудольфович) Баршай (1955 г.р.).

Анна – дочь Сергея Мартинсона

Вторая жена (гражданский бpaк) – балерина Елена (Лола) Добржанская. Жили вместе с конца 1930-х. Добржанская была репрессирована и умерла в 1952 году.

У них родился сын Александр.

Елена Добржанская – вторая жена Сергея Мартинсона

Третья жена – Луиза.

В бpaке родилась дочь Наталья Мартинсон, стала актрисой.

Фильмография Сергея Мартинсона:

1924 – Похождения Октябрины – Кулидж Керзонович Пуанкаре 1926 – Чёртово колесо – дирижёр оркестра 1926 – Братишка – директор треста 1932 – Две встречи – Белов, полковник 1933 – Дезертир – прохожий 1934 – Восстание рыбаков – Бредель, судовладелец 1934 – Марионетки – Соль, парикмахер 1935 – Гибель сенсации – Дизер, певец в кабаре 1936 – Рыцари гусиного пера – лотошник 1936 – Приключения Петрушки – рассеянный 1937 – Остров сокровищ – Бредли 1938 – Друзья из табора – Головин, ротмистр, комaндир белого эскадрона 1938 – Семья Оппенгeйм – Гутветтер, поэт 1939 – Степан Разин – Федор Шпынь 1939 – Золотой ключик – Дуремар 1940 – Ветер с востока – Стефан 1941 – Антон Иванович сердится – Керосинов 1941 – Волшебное зерно – Живоглот 1941 – Боевой киносборник № 6 – фашистский лётчик 1941 – Боевой киносборник № 7 – Гитлер 1942 – Швейк готовится к бою – офицер / манекен 1943 – Лермонтов – барон де Барант / Степан Степанович 1943 – Новые похождения Швейка – Гитлер 1943 – Мы с Урала – руководитель танцевального кружка 1944 – Сильва – Бонни Конислау 1944 – Свадьба – Иван Михайлович Ять, телеграфист 1947 – Подвиг разведчика – Вилли Поммер 1948 – Третий удар – Гитлер 1950 – Второй караван 1951 – Пржевальский – Андрей Иванович Шатило, профессор, казначей Географического общества 1952 – Садко – инок 1953 – Корабли штурмуют бастионы – Фердинанд, король 1953 – Налим (короткометражка) – Николя 1953 – Сеанс гипноза (короткометражка) – Аркадий Мигалкин, гипнотизёр 1953 – Илья Муромец – Мишатычка 1956 – Безумный день – Миусов 1958 – Идиот – Лебедев 1959 – В нашем городе – управдом 1959 – Черноморочка – Виталий Аркадьевич Омельский, композитор и руководитель оркестра 1959 – Произведение искусства – доктор 1959 – Незваные гости – эпизод 1960 – Спасите наши души – Нортон Мейсфилд 1961 – Алые паруса – Филипп, угольщик 1961 – Вечера на хуторе близ Диканьки – Осип Никифорович, дьяк 1961 – Вольный ветер – кабатчик 1962 – Весёлые истории – дядя с собачкой 1963 – Укротители велосипедов – Георг Сибуль, старый гонщик 1964 – Сказка о Мальчише-Кибальчише – Дедина 518, шпион-диверсант 1964 – Москва – Генуя – Барту 1964 – Сказка о потерянном времени – Прокофий Прокофьевич, злой волшебник 1965 – Спящий лев – Николай Николаевич Телегин 1965 – Тридцать три – Валентин Петрович, отец Розочки 1966 – Сказка о царе Салтане – опекун Салтана 1966 – Дядюшкин сон – князь Гаврила 1967 – Иные нынче времена – князь Борис 1968 – Улыбнись соседу – артист 1968 – Калиф-аист – визирь 1969 – 13 поручений – меломан 1969 – Время счастливых находок – князь 1969 – Красавица – одинокий дедушка с палочкой 1970 – В тридевятом царстве… – герцог де Моллюск 1970 – Любовь к трём апельсинам – Король (поёт Е. Владимиров) 1970 – Полчаса на чудеса – Абрикадабр 1972 – Летние сны – главбух 1972 – Руслан и Людмила – посол Византии 1973 – Города и годы – Перси 1974 – Бенефис Сергея Мартинсона 1975 – Большой аттpaкцион – дед Матвей 1975 – Бенефис Ларисы Голубкиной 1976 – Про дpaкона на балконе, про ребят и самокат – Сергeй Васильевич 1977 – Вооружён и очень опасен – мистер Тротт 1978 – Новые приключения капитана Врунгеля – сэр Вант 1978 – Ярославна, королева Франции – епископ Роже, посланник французского короля 1981 – Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей – мистер Фрэнкленд, отец Лоры Лайонс 1983 – И жизнь, и слёзы, и любовь – Егошкин 2000 – Воспоминания о Шерлоке Холмсе – мистер Фрэнкленд

Читайте также:  Андрей харитонов актер личная жизнь дети жены

Озвучивание мультфильмов Сергея Мартинсона:

1940 – Ивась – Поручик 1941 – Слон и Моська – Моська (нет в титрах) 1945 – Пропавшая грамота – Ведьма 1948 – Слон и муравей – Волк (нет в титрах) 1948 – Полкан и шавка – Шавка (нет в титрах) 1948 – Федя Зайцев – Человечек, нарисованный мелом на доске / Странное животное 1948 – Чемпион – Волк (нет в титрах) 1949 – Лев и заяц – Заяц (нет в титрах) 1953 – Крашеный лис – Лис (нет в титрах) 1954 – Козёл-музыкант – Осёл (нет в титрах) 1954 – Подпись неразборчива — Крыса (нет в титрах) 1955 – Заколдованный мальчик – Крыса (нет в титрах) 1956 – Миллион в мешке – Сыщик Ищи-Свищи 1956 – Маленький Шего – Гиена (нет в титрах) 1957 – Снежная королева – Ворон (нет в титрах) 1958 – Первая скрипка – Бабочка (нет в титрах) 1958 – Петя и Красная Шапочка – Диктор 1958 – Тайна далекого острова – Доктор 1958 – Кошкин дом – Петух 1958 – Мальчик из Неаполя 1959 – Приключения Буратино – знахарь Богомол (в титрах не указан) 1959 – Легенда о завещании мавра – Цирюльник 1960 – Человечка нарисовал я – человечек, нарисованный мелом на доске / восьминогое животное 1960 – Непьющий воробей. Сказка для взрослых 1960 – Мультипликационный Крокодил № 2 (сюжет «Однажды в магазине») – Костюм / Стиральная машина (нет в титрах) (вокал) 1960 – Лиса, бобёр и другие 1961 – Чиполлино – Принц Лимон / солдаты-Лимончики (нет в титрах) 1961 – Дорогая копейка – Цент 1961 – Ключ – голова Змея Горыныча 1961 – Мультипликационный Крокодил № 6 – Блокнотик (нет в титрах) 1961 – Впервые на арене – Пудель-куплетист 1962 – Дикие лебеди – Монах 1963 – Дочь солнца – Северный Ветер 1964 – Дюймовочка – Жук 1965 – Пастушка и трубочист – Генерал 1967-1971 – Маугли – шакал Табаки 1970 – Самый главный – Портной 1971 – Как ослик счастье искал – Овца 1972 – Утёнок, который не умел играть в футбол – Петух 1973 – Жук – кривая горка – Жук-часовщик 1974 – Толик и Тобик – Рупор 1975 – В стране ловушек – Волшебник 1979 – Про щенка – Ворон

Награды и звания Сергея Мартинсона:

– Народный артист РСФСР (30.6.1964) ; – Заслуженный артист РСФСР (6.3.1950) ; – Орден Трудового Красного Знамени (24.1.1979) ; – Орден «Знак Почёта» (14.4.1944)

Есть актеры, которые не привлекают внешностью или красивым голосом. Костюм на них смотрится мешковато, движения неуверенны и в целом они нехаризматичны. Они никогда не сыграют героя любовника, да и вообще героя. Но когда такой артист появляется на сцене, он завладевает вниманием зрителя и тот уже ждет его второго, третьего выхода – интересно наблюдать за ним, отмечать его жесты и мимику.

Таков был Сергeй Александрович Мартинсон. Если у него была роль в фильме, даже небольшая, ее запоминали, а цитаты уходили в народ. Сразу становилось ясно – на сцене большой артист.

Король комиков

Обладающий от природы хорошим вкусом и способностью различать тонкие нюансы, наделенный удивительной способностью передавать хаpaктер персонажа одним-двумя движениями, он был настоящим профессионалом. А как он исполнял каскад! Повторить это невозможно. И при этом совершенно не стеснялся играть отрицательные роли. Слава нашла его при жизни. Его признавали лучшим Дуремаром всех времен, мальчишки бежали за ним, крича: «Смотрите – Керосин идет!», а в ресторане ВТО он пользовался любовью и почетом. У него был там личный столик, а провожали его всегда под руку и до дверей.

Так вышло, что полностью раскрыть талант актеру Сергею Мартинсону не пришлось. В начале творческого пути он попал в опалу вместе со своим учителем Мейерхольдом. Потом – война, роли Гитлера. Режиссеры любили использовать его высокий голос и фактуру в острохаpaктерных ролях, которые он блестяще исполнял. Сказывалась школа эксцентрики.

Прирожденный артист

С младых лет Сергeй Мартинсон воспитывался в любви к театру. Родители души не чаяли в единственном сыне и везде брали с собой маленького Сережу – и в оперу, и в драму, и в балет, и в кабаре, учили музыке. Кабаре он особенно полюбил за атмосферу праздника и устраивал в гимназии веселые шалости, за что был прозван учителями клоуном класса. А когда был маленький, переодевался дома в мамину одежду и изображал то, что видел на сцене. Даже роль Снегурочки в пятилетнем возрасте он исполнил гротескно.

То время было началом кинематографа, и подростком он пропадал на Невском в иллюзионе. Дома он показывал сценки «как в кино», наряжаясь разными персонажами – то дворником, то дамой из общества. Чем немало пугал гостей.

Его манил театр настолько, что он поступил в любительскую самодеятельную студию в пятом классе и сыграл главную роль в известном в то время водевиле. А в шестом классе он открывает свою студию и ставит «Ревизора», где играет Добчинского.

Родители все это видели – довольно средние показатели по предметам, отсутствие интереса к «серьезному делу» и страстное увлечение сценой. Они старались дать сыну образование: с семи лет его отдали в школу Аннешуле, благодаря чему он в совершенстве знал французский и немецкий языки. Он закончил частную гимназию Штемберга. Это было в 1918 году. И наступили совсем другие времена.

Питерская жизнь: первые шаги в профессии

После окончания гимназии Сергeй Мартинсон два года отслужил в армии, а потом родители настояли на его поступлении в Технологический институт. Питер тех лет был наводнен маленькими театриками, на слуху были слова Луначарского о необходимости карикатуры и фантастической гиперболы. Конечно, он не выдержал учебы в техническом ВУЗе и пошел сдавать экзамены в Институт сценических искусств. Для чтения он выбрал монолог Бориса Годунова о кровавых мальчиках в глазах. И прочел его, тощий и нелепый, с механическими жестами паяца, ломающимся голосом, то срывающимся на бас, то дающим пeтyxа: «Тошнит, и голова кружится». Экзаменаторы зашлись от хохота, на что и рассчитывал абитуриент.

Читайте также:  Роксана бабаян личная жизнь дети

Он закончил учебу в 1923 году. Потом занимался у режиссера Вивьена, у Радлера. Начинал он в Театре вольной комедии с роли неудачницы-балерины, которая исполняла танец маленьких лебедей и все время путалась в ногах, падая и вызывая гомерический хохот. Это был Мартинсон в пачке. Он участвовал во множестве сатирических эстрадных номеров. Тогда он получил от режиссера Л. Трауберга титул «Самые виртуозные ноги».

В Петербурге в то время существовал ФЭКС – эксцентрическая фабрика актеров. Л. Трауберг вместе с Г. Козинцевым обучали молодые дарования. Там Мартинсон впервые сыграл в немом кино. Он вылезал из бутылки, как джинн, и метался по экрану. Фильм, к сожалению, не сохранился.

Москва: начало славы

Увидев Мартинсона в «Балаганчике», Мейерхольд пригласил его в Москву. Сыграв в «Мандате», он сразу стал известен. Он был любимцем великого режиссера. В Париже, во время гастролей, зрители стоя аплодировали Мартинсону, который играл Хлестакова. После М. Чехова и Э. Гарина это был третий Хлестаков. За пределами СССР его называли вторым Чарли Чаплиным. Он уже тогда был сложившимся эксцентриком. В 1934 году вышел кинопамфлет «Марионетки», где он сыграл парикмахера Соль. Это была первая большая роль в кино. После выхода фильма его стали часто приглашать на эпизодические роли.

Очень пластичный, он говорил на «языке тела», как тогда говорили. А. Вертинский тоже говорил на этом языке, и снискал всемирную славу. Мартинсон же зависел от режиссера и не всегда мог применить свои способности в рамках роли. Но в эпизоде фильма «Гибель сенсации» 1935 года А. Андриевского он манерно поет романс, изображая его персонажей. Его называли «последним паяцем сцены».

Сыгранный в 1939 году Дуремар странным образом получился более сказочным, чем куклы в фильме. Он играл продавца пиявок органично, подобрав какие-то дрожащие интонации, и сам был похож на пиявку. Это вызывало отвращение и восторг одновременно – так перевоплотиться мог только большой художник.

В 1941 году он сыграл композитора, который сочинял “физиологическую симфонию” – Керосинова. Это был новый успех. Но началась война, и его пригласили на роль Гитлера. В фильмах Сергeй Мартинсон дважды играл фюрера. За это Гитлер обещал повесить его, объявив своим личным врагом.

Роли мерзавцев

Ему часто приходилось играть отрицательных персонажей. Один из таких – глупый Вилли Поммер, которого сыграл Сергeй Мартинсон в «Подвиге разведчика». Актеру хватало красок, чтобы все его работы были разными. Он создал целую коллекцию злодеев.

О роли Карандышева, в которой Мартинсон возводит узколобость в ранг добродетели, много говорили. Это стало совмещением эксцентрики и драмы, но проявляющееся не внешне, а чуть уловимыми интонациями и жестами. Такая сатира действует гораздо сильнее, заставляя зрителя ужасаться: «Если твой свет – тьма, то какова же тьма!».

Роль человека из общества

Шел 1944 год, люди устали от голода и горя. И на экране появляется хорошая оперетта, первая экранизация И. Кальмана – фильм «Сильва». Сам автор после высоко оценивал работу Свердловской студии. Среди актеров – настоящие профессионалы вокала. И вот среди таких серьезных артистов – эксцентричный Сергeй Мартинсон.

Он в этом фильме элегантен и ухожен, настоящий денди. Те, кто его помнят, утверждают, что в жизни он и был таким – кавалер, дамский угодник, изысканный, как мадригал. Он пластичен, изящен, танцует и поет, живет легко и не попадает в ситуации. А уж если попал – выскальзывает из них. Ну, в крайнем случае, вежливо предложит оппоненту конфетку. Он – воплощение несерьезности. Кульминацией проявления хаpaктера становится его объяснение в любви. Это очень смешно.

Семья

Сергeй Мартинсон женился рано, в двадцать лет, на однокурснице Екатерине Ильиной. Из четырех детей выжила только дочь Аня, которую он нежно любил. Жена не стремилась на сцену, посвятив себя домашним хлопотам. А Сергeй встретил яркую женщину, балерину Елену (Лолу) Добржанскую, и ушел к ней. От этого союза родился сын Александр.

Супругов часто приглашали на выездные концерты, в том числе в посольства. И однажды в 1945 году Добржанскую с двумя коллегами-балеринами арестовали за шпионаж. Осудили на семь лет и отправили в ГУЛАГ. Заботу о малолетнем сыне взяла на себя сестра Лолы, из лучших побуждений воспитав Сашу в ненависти к отцу и матери. Лола, узнав о предательстве, отказалась от лечения гепатита и умерла. Ей оставался еще год лагерей. Защитил ли отказ от родителей Александра? Нет. Потеряв корни, он выбрал преступный путь и стал уголовником.

На съемках Мартинсон познакомился с третьей женой – Луизой. У них родилась дочь Наташа. Но и тут не было счастья: купив жене квартиру, он оказался покинутым.

Отец и дети

Сын Александр, вернувшись из тюрьмы, занял комнату в квартире отца, тянул с него деньги, пил и дeбoширил. Он обвинял отца во всех своих потерях. Дочь Наташа приходила за деньгами, но душевной близости между ними не было. Только с Аней и внуком Вальтером у него были семейные узы. Когда дочь решила уехать из страны, забрав Екатерину Ильину, он очень сильно переживал. Несмотря на многочисленные приглашения, его так и не выпустил ОВИР. В чем тут дело, неясно. Национальность Сергея Мартинсона – русский с примесью шведской крови – не являлась препятствием. Видимо, опасались, что он останется за границей. А он писал письма дочери и первой жене, как будто и не разводился с ней.

Биография

Сергeй Мартинсон происходил из приличной семьи. Его мать была дворянкой, вышедшей замуж за выходца из Швеции, барона и почетного гражданина Петербурга. Он владел фанерной фабрикой и, по некоторым данным, поставлял бриллианты императорскому двору. Семья жила в особняке на Миллионной улице, куда часто приглашали гостей. Близким другом отца был композитор А. Скрябин.

После окончания Института сценических искусств он переехал в Москву и отдал жизнь двум театрам – Мейерхольдовскому и Революции. После разногласий с Мейерхольдом недолго служил в Мюзик-холле, а после войны перешел в Театр киноактера.

Он снялся в более чем ста картинах, считая эпизоды. В 1964 году ему присвоили звание Народного артиста. Появившись на свет в 1899 году, он прожил 85 лет. Похоронен на Кунцевском кладбище.

Заключение

Мало кто из актеров может снискать такое признание у зрителей, как Сергeй Мартинсон. Фильмы с его участием до сих пор интересны необычными и богатыми ролями. По ним учатся театральным приемам студенты. Его по-доброму вспоминают коллеги. По нему скучают друзья.

Почему бы не пересмотреть старую комедию, где он играет?