Ольга лепешинская биография личная жизнь
Ольга Лепешинская – балерина, биография которой очень интересна. Она танцевала ведущие партии в Большом Театре, пользовалась уважением Сталина и огромным авторитетом во всем мире. О судьбе этой великой женщины мы и поговорим в этой статье.
Происхождение
Лепешинская Ольга Васильевна родилась в 1916 году 28 сентября в семье Марии и Василия Лепешинских. Революционные потрясения и гражданскую войну эта семья пережила сравнительно спокойно, а когда в России началась ликвидация разрухи, папа дeвoчки, одаренный инженер, возводивший еще Китайско-Восточную железную дорогу, стал весьма востребованным у новой власти как эксперт по проектированию мостов. Лепешинские были потомственными дворянами, однако репрессии и регулярные чистки «бывших» их не коснулись. Дедушка Ольги являлся известным народовольцем, а ее двоюродный дядя находился в ссылке вместе с В.И. Лениным – и это была лучшая индульгенция в 1920-е годы.
Детские годы
Ольга Лепешинская жила размеренной и спокойной жизнью вместе с родителями в Москве на Солянке. Папа и мама дeвoчки мечтали, что их дочь продолжит семейную династию и станет инженером-мостостроителем. Однако у Ольги были совершенно другие намерения. Она с детства горячо любила танцевать и хотела стать балериной. Поэтому вскоре она поступила в Государственную балетную школу при Большом театре.
К обучению будущих артисток в этом учебном заведении относились весьма серьезно, ведь многие из них потом попадали в Большой театр. И на прославленную сцену Ольга Лепешинская вышла очень рано – в 10 лет. Тогда ученицы-второклассницы изображали стайку птичек, радующихся приходу весны, в опере «Снегурочка». Затем дeвoчка дебютировала и в первой своей настоящей роли – она воплощала образ Феи Драже в «Щелкунчике». А после выпуска из балетного техникума, в который школа была реорганизована в 1931 году, Ольга танцевала уже главную партию.
Путь к славе
В 18 лет Ольга Лепешинская стала знаменитой. В 1935 году она была задействована в премьерном балете «Три Толстяка», где исполнила партию дeвoчки Суок. Ее выступления были восторженно встречены публикой, а в прессе молодую балерину окрестили восходящей звездой.
Кроме того, юная знаменитость начала активно заниматься общественной деятельностью, сначала стала члeном райкома и Московского горкома комсомола, затем, через четыре года – депутатом Московского совета. К тому времени на афишах балерину стали именовать «орденоносцем», а в 1937 году она была удостоена ордена «Знак Почёта». Для артистки, недавно отпраздновавшей двадцатилетие, это было настоящим признанием и залогом блестящей карьеры.
Разные роли
Однако не все в судьбе юной знаменитости складывалось гладко. Репрессии 1930-х годов все-таки не обошли семью балерины стороной. Однажды арестовали тетю Ольги, но на жизни, которую вела Лепешинская Ольга Васильевна, это, к счастью, не сказалось. В театре артистка все время исполняла новые партии. Она изобразила Зину в «Светлом ручье», воплотила образ принцессы Авроры в «Спящей красавице», танцевала Полину в «Кавказском пленнике» и Машу в «Щелкунчике». Ей также довелось исполнить партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Об Ольге часто и благосклонно отзывались в прессе. Но сама балерина далеко не всегда была довольна тем, что делала. Например, когда она сочла, что не сможет довести до совершенства партию Одетты, то попросила руководство освободить её от участия в «Лебедином озере». Подобный случай был для того времени беспрецедентным. А самыми лучшими своими ролями Ольга называла партию Светланы в одноименной постановке и Китри в балете «Дон-Кихот». Лепешинская никогда не страдала «звездной» болезнью и реально оценивала свои достижения. На закате карьеры она утверждала, что ее хореография не была выдающейся, однако природная техника и огненный темперамент делали ее неподражаемой.
Ольга Лепешинская и Сталин
Карьера балерины складывалась очень успешно потому, что она очень строго относилась к себе и постоянно занималась самосовершенствованием. Выступления артистки были настолько хороши, что на нее обратил внимание сам Сталин, шутливо называл «стрекозой», а после учреждения Сталинской премии собственноручно внес её имя в перечень первых лауреатов. Это произошло перед началом ВОВ, поэтому, получив огромные деньги (100 000 рублей), Ольга большую их часть отдала фонду обороны. Вождь народов всегда питал слабость к Лепешинской и часто баловал ее дорогими подарками. Однажды в Кремле балерина пила шампанское, и ей очень понравились бокалы. На следующий день ей доставили пару таких фужеров с гравировкой «Попрыгунье-стрекозе от И. Сталина».
Военные годы
Ольга Лепешинская – балерина с богатой биографией. Во время войны Большой театр эвакуировали в Куйбышев. В те годы балерина не только постоянно выступала на сцене, но и изъездила с концертами всю страну. Она неоднократно танцевала и перед солдатами на фронте. Однажды ее концертная бригада чуть не оказалась в плену у немцев. Лепешинская узнала об этом только в 1975 году, когда получила письмо от офицера, бывшего на том выступлении. Он сообщил, что сразу после концерта и отъезда артистов, дорогу перекрыли фашисты и завязался кровопролитный бой. Говорят, что Лепешинская, у которой к концу жизни скопилось 14 орденов, считала самыми дорогими наградами медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За оборону Москвы», справедливо считая, что в победе над фашистами существует и её вклад.
Читайте также: Божена рынска биография личная жизньНовые достижения
Ольга Лепешинская много работала в годы войны. Ее новой большой ролью стала партия Ассоль в «Алых парусах». В 1943 году она уже танцевала в Москве на подмостках Большого театра. Первой постановкой в послевоенные годы, в которой балерина была задействована, стала «Золушка» С. Прокофьева. В ней балерина исполнила главную партию. Образ, воплощенный Лепешинской, очень соответствовал времени, ведь к ее героине после нелегких испытаний приходит счастье и долгожданная любовь. За эту роль в 1946 году Ольга была удостоена еще одной Сталинской премии. После этого, в 1947 и 1950 годах, получила еще две – за партии, исполненные в «Пламени Парижа» (Жанна) и «Красном маке» (Тао Хоа). В 1951 году Ольге Васильевне вместе с Галиной Улановой присвоили звание Народной артистки СССР.
Личная жизнь
Ольга Лепешинская, личная жизнь которой интересует многих, выходила замуж три раза. В 1956 она познакомилась с генералом Алексеем Антоновым. Через некоторое время влюбленные поженились и зажили счастливо. Для балерины это был уже третий бpaк. Тогда в коллеги Лепешинской шутили, что она пошла на повышение, ведь её предыдущим супругом был генерал-лейтенант Райхман Леонид. В 1951 году он внезапно был арестован, но балерина сумела договориться о его освобождении. По этому поводу ходило много слухов, однако правда была известна только ей, Берии и, возможно, Сталину. Семья артистки после этого распалась.
Третий бpaк балерины оказался счастливым, однако в 1962 году Антонов скоропостижно скончался. Эту утрату Ольга Лепешинская переживала тяжело, она почти лишилась зрения. После этого о выступлениях в театре можно было забыть. Зрение со временем удалось восстановить, и несколько лет артистка работала в Италии, занимаясь с юными балеринами. Затем Ольга Васильевна попыталась вновь вернуться на сцену. Однако поняла, что ее хореография изменилась, пропали радость и душевный подъем, которыми отличались её танцы. Тогда Лепешинская на долгие годы уехала за границу.
Педагогическая деятельность
Ольга Лепешинская, фото которой публиковались в самых известных изданиях мира, работала в разных странах. Она создавала балетные национальные труппы, передавала свой богатый опыт начинающим балеринам. Ольга Васильевна очень хотела работать на родине, но здесь её педагогические способности не оценили. При этом авторитет артистки в театральной среде был непререкаем, более тридцати лет Лепешинская была главой оргкомитета международных балетных конкурсов в Москве и президентом Российской хореографической ассоциации. У этой замечательной женщины было столько почетных званий и международных наград, что она даже затруднялась припомнить некоторые из них.
Наследство
Ольга Лепешинская, биография которой очень поучительна, была человеком кипучей энергии, до последних дней она продолжала трудиться. Великая артистка скончалась в 2008 году 20 декабря, и ее похоронили в Москве на Введенском кладбище. Однако слава балерины недолговечна, и перед cмepтью судьбой Ольги Васильевны никто не интересовался. Возле нее появились новые друзья, которые после ее кончины получили богатое наследство знаменитости. В него входили старинные полотна, дорогие меха и драгоценности, а также элитная недвижимость. Конечно, Ольга Лепешинская – балерина, наследство которой заключается далеко не в этом. Она дарила радость окружающим людям, много работала, делилась своим богатым опытом, однако материальных свидетельств ее таланта почти не сохранилось, а ценностями, которые у нее были, завладели посторонние люди. Эта история активно обсуждалась в СМИ, но должного развития так и не получила. Отдельные вещи артистки впоследствии были переданы в Государственный центральный театральный музей имени Бахрушина и теперь трепетно в нем хранятся.
Лепешинская Ольга Васильевна, биография которой наполнена яркими событиями, прожила долгую и интересную жизнь. Она до последних дней оставалась сильным человеком с железной волей и принципами.
Балерина Ольга Лепешинская (28.09.1916 – 20.12.2008) навсегда вошла в историю русской культуры. История жизни этой прекрасной женщины будет поведана в статье.
Виртуозность и обаяние – черты дарования Лепешинской
Талант балерины Ольги Лепешинской покорял артистизмом, обаянием, искрометностью. Она была феноменально виртуозна – легко крутила 32 фуэте и признавалась, что могла выполнить и 64. Ей были доступны тройные и четверные пируэты без поддержки партнера, ее танец покорял легкостью и полетностью. Инженер, посмотревший ее спектакль, предложил усовершенствовать конструкцию балетной обуви, вмонтировав в носок пуантов шариковые подшипники. Балерина отказалась от такой модернизации и продолжала танцевать, как обычно.
Читайте также: Надежда дорошина биография личная жизньДетство
Будущая легенда советского балета Оля Лепешинская с самых юных лет демонстрировала любовь к танцу. Она родилась в высокообразованной семье – ученых, деятелей революции, государственных деятелей. Отец дeвoчки, Василий Лепешинский, был крупным инженером – мостостроителем. В традиции ее семьи ее страсть к танцу никак не вписывалась. Мать в глубине души разделяла увлечение дочери, но настоящую поддержку в этом вопросе оказали друзья семьи Федоровы – художник Большого театра и его супруга, бывшая балерина.
Юная танцовщица
Оля демонстрировала удивительную любовь к танцу и настаивала на занятиях. В семье даже шутили, что дeвoчка танцевать стала раньше, чем научилась ходить. Ее мама решилась показать ее в балетный техникум (так называлось Вагановское училище) по секрету от отца. Олю не приняли – ее рост показался экзаменаторам маленьким, а фигура – недостаточно изящной. Но любовь дeвoчки к танцу на этом не угасла, она начала заниматься частным образом у педагога О. Н. Некрасовой, а в декабре 1925 года стала ученицей Вагановского, после того как заболевшая ученица не смогла вернуться на учебу. Она обладала отличными музыкальными данными, играла на рояле, участвовала в школьных концертах.
Дебюты в Большом театре
Впервые на сцену Большого театра Лепешинская вышла в возрасте 10 лет, в спектакле «Снегурочка» в образе пичужки. В годы учебы она танцевала партию феи Драже в балете «Щелкунчик», а после окончания училища была зачислена в труппу как прима-балерина, что не соответствовало общепринятым правилам.
В 1933 году состоялся ее «взрослый» сценический дебют в Большом театре – она с выдающимся успехом исполнила партию Лизы в балете «Тщетная предосторожность». После спектакля ее однокурсники соорудили носилки и попытались донести триумфальную танцовщицу до дома, но вмешалась милиция, которая всех отправила обратно в училище. Балетмейстер Ростислав Захаров рассказывает, что, будучи сказочной принцессой на сцене, Оля не уклонялась от традиционной трудовой пpaктики – могла участвовать в рытье котлованов или ездить на уборку картошки вместе с молодежными отрядами.
Театральные роли
В 1935 году прима-балерина исполнила непростую партию Суок в балете «Три толстяка», а в 1936 блистательно выступила в партии Авроры, причем новую редакцию балета «Спящая красавица» подготовили балетмейстеры Чапрыгин и Мессерер. Этот спектакль стал для Лепешинской триумфальным.
В 1938 году она выступила в партии Полины в балете на сюжет А. С. Пушкина «Кавказский пленник», а вот от исполнения знаменитой партии Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» официально отказывалась, считая, что не имеет достаточно сил для этой роли.
Блистательным стало ее выступление в партии Китри в 1940 году. Свойственные ее таланту зажигательность, искроментность, чувство праздничного подъема воплотились в этой роли в полной мере.
Партнеры
Это было время прославленных имен на сцене Большого театра, блистательной плеяды звезд. Среди партнеров Лепешинской были Преображенский, Мессерер, Ермолаев, Габович, она работала с балетмейстерами Лавровским, Захаровым, Голейзовским, Вайоненом, Якобсоном. Ее ценили за открытость, общительность и легкий хаpaктер.
Великая Отечественная
В момент начала войны она потребовала, чтобы райком комсомола отправил ее на фронт, напоминала о значке «Ворошиловский стрелок», сданных нормах ГТО и других достижениях. Во время ее дежурства кто-то попросил ее станцевать, солдаты образовали круг, и Ольга вновь стала выступать как балерина. Лепешинская участвовала в работе концертных бригад, выступала в госпиталях перед ранеными солдатами в Куйбышеве (в период эвакуации Большого театра), она также прилетала, чтобы выступать в московских спектаклях.
В Куйбышеве, в эвакуированном Большом театре, состоялась премьера балета на сюжет Грина «Алые паруса», и Лепешинская исполняла партию Ассоль.
На выступление в Черновцах артисты прибыли прямо с самолета, и, возможно, у партнера Ольги закружилась голова – оба исполнителя дуэта из балета «Лебединое озеро» упали в оркестровую яму. На выручку пришел врач-ветеринар, который жестковато, но эффективно вправил балерине вывих, и травма Ольги быстро зажила. Рассказывают, что на вскрики и стоны он закричал «Трпруу!», словно бы лечил в конюшне лошадей.
С 1942 года Лепешинская танцевала на фронтах, и День Победы встретила в Варшаве.
Лепешинская Ольга Васильевна и Сталин
О том, что она – любимая балерина Иосифа Сталина, ей непосредственно говорил А. Н. Поскребышев, секретарь вождя. Лепешинская, наряду с балериной Улановой и дирижером Юрием Файером, была в числе первых лауреатов Сталинской премии и обладательницей множества престижных советских наград. Она говорила, что Сталин считал ее искусство важной частью, продуктом советской эпохи.
Читайте также: Панин биография личная жизнь фотоСразу после войны, 10 мая 1945 года, она получила телеграмму о том, что Ростислав Захаров начинает работу над постановкой балета «Золушка», который был впервые представлен 21.11.1945 года. Балет на музыку Прокофьева стал первой балетной премьерой Большого театра после Великой Отечественной войны. Среди послевоенных ролей – партия Лизы в балете на сюжет Пушкина «Барышня-крестьянка», Мирандолина в балете на музыку Василенко и Тао Хоа в «Красном цветке» на музыку Глиэра. Роль Жанны в балете «Пламя Парижа» в ее исполнении особенно нравилась вождю, и он смотрел его не меньше 17 раз. Сталин называл Лепешинскую «моя стрекоза».
Биография Ольги Лепешинской не всегда была радостной. Ее семью также коснулись репрессии и ужасы ГУЛАГа. Еще в 30 годах была арестована тетя и две племянницы великой балерины, в начале 50-х годов арестован второй муж. Сама Лепешинская была исключена из рядов КПСС и других организаций. Балерину вызвал Берия и спросил, боится ли она или верит советской власти. Но Лепешинская боялась только, что у нее не будет возможности танцевать. Возможно, от пережитого стресса она получила травму во время спектакля «Красный Мак», с трудом дотанцевав его до конца, а под палантином потеряла сознание.
Огромное наследство Ольги Лепешинской – это ее награды. Она четырежды удостаивалась Сталинской премии. Также имела еще более 20 различных наград. Они все не помещались на лацкан пиджака. Однажды на один кремлевский прием она попыталась приколоть один из орденов на бедро, а потом решила, что это все же неуместно. По воспоминаниям балерины, она всегда надевала свои четыре лауреатские награды.
Ольга Лепешинская: личная жизнь
Лепешинская трижды была замужем. Ее первый бpaк был результатом юношеской влюбленности в режиссера Илью Трауберга, который полюбил балерину, приехавшую на гастроли в Ленинград.
Вторым ее мужем был Леонид Ройхман, познакомились они в Кремле во время вручения балерине Сталинской премии. Он был репрессирован в 1951 году. Попытки жены установить контакт с мужем или получить о нем какую-либо информацию Берия немедленно прекращал. Через некоторое время Ройхмана выпустили, но Ольга Васильевна не получила звания Героя Соцтруда. О том, что он был «генералом» в штатском, она узнала лишь на его поминках.
В 1956 году, после одного из кремлевских приемов, ей помог доехать до дома Алексей Иннокентьевич Антонов, который вскоре стал ее третьим мужем. Этот крупный военачальник был лириком в душе, отличался страстной любовью к природе и тонкой музыкальностью. Его любимыми композиторами были Шопен и Рахманинов. Балетные спектакли, в которых танцевала Лепешинская, он посещал с огромным удовольствием, а она могла от души поделиться с ним и творческими планами, и естественными для этой сложной профессии огорчениями. Генерал Антонов вошел «на равных» в круг актерских друзей Ольги Лепешинской, общение с ним отличалось обаятельной сдержанностью, уместным юмором и творческим энтузиазмом. Смерть этого человека стала настоящим ударом для Лепешинской – она теряет зрение, и ее направляют на лечение в Италию. Терапия оказалась успешной и зрение восстановилось.
В 1963 году она прекращает танцевальную карьеру в возрасте 45 лет. Уланова ей посоветовала сделать попытку вернуться на сцену, но ее последней ролью стала “Вальпургиева ночь”. Для танца у нее еще немало сил и возможностей, техника в безупречной форме, но она теряет чувство легкости, полетности, ощущение праздника, которое она чувствовала на сцене и которым щедро делилась со зрителями.
Педагогика
Начиная с 60- х годов ее творческие усилия сосредоточены на педагогике. Как и прежде, она всей душой уходила в работу, понимая, что главное – быть нужной людям. Сначала она дает несколько уроков для учениц академии «Санта Чечилия» в Риме, потом участвует в создании и осуществляет художественное руководство балетной труппой, немецкой «Комише опер» в течение 10 лет. Впоследствии Ольга Васильевна работает как педагог в Дрездене, Штутгарте, Мюнхене, Будапеште, Вене, Белграде, Стокгольме, Нью-Йорке, Токио и многих других городах.
Последние годы жизни
Самые последние годы балерина Ольга Лепешинская провела в обществе подруги Риты Москаленко на Тверской-Ямской в Москве. Они чувствовали себя как сестры и оформили завещания друг на друга. Лепешинская умерла через 45 дней после кончины Риты, 20.12. 2008 года, в возрасте 92 лет, в Москве. Подруги похоронены на Введенском кладбище.