Биографии    


Мамлеев биография личная жизнь

 Мамлеев биография личная жизнь

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Мамлеев.

Ю́рий Вита́льевич Мамле́ев (11 декабря 1931, Москва — 25 октября 2015, там же[5]) — русский писатель, драматург, поэт, философ. Лауреат премии Андрея Белого (1991)[6][7]. Президент «Клуба метафизического реализма ЦДЛ», члeн американского, французского и российского Пен-клубов, Союза писателей, Союза Литераторов и Союза драматургов России.

Основатель литературного течения «метафизический реализм» и философской доктрины «Вечная Россия». Произведения Мамлеева переведены на многие европейские языки.

Юрий Мамлеев во время выступления, 2004 год.

Биография[править | править код]

Родился 11 декабря 1931 года в Москве. В 1956 г. окончил Московский лесотехнический институт, получил диплом инженера. С 1957 по 1974 год преподавал математику в вечерних школах. Но основной сферой его деятельности была литература. Его рассказы, романы, философские эссе распространялись в самиздате, так как их было невозможно публиковать в советских издательствах. На его квартире в Южинском переулке собирались в 1960-е годы многие деятели «неофициальной культуры» того времени. Среди них такие поэты и художники, как Евгений Головин, Леонид Губанов, Генрих Сапгир, Лев Кропивницкий, Александр Харитонов, позднее Венедикт Ерофеев, Гейдар Джемаль и многие другие известные сейчас представители творческой интеллигенции, проявившие себя в искусстве, философии, литературе. Культуролог Константин Фрумкин называет эти собрания «кружком любителей эзотерики», а книгу Мамлеева «Судьба бытия» — одной из главных работ, лёгших в основу современного российского традиционализма[8].

В 1974 году вместе с женой Марией Александровной эмигрировал в США, где преподавал и работал в Корнеллском университете, выступал в других престижных университетах США, а позже, в 1983 году, переехал в Париж (Франция), где начал наконец публиковаться (в США, как и в СССР, издатели отвергали его книги)[9]. Там он преподавал русскую литературу и язык в Медонском институте русской культуры, а потом в парижском Институте восточных цивилизаций.

В период эмиграции его произведения были переведены на европейские языки, его творчество получило признание на Западе. В Парижском литературном журнале в 1986 году достоевед Жак Катто писал о Мамлееве как о достойном наследнике Гоголя и Достоевского.

После провозглашения курса на демократизацию общества одним из первых приехал в Россию.

С начала 1990-х годов его книги стали широко публиковаться в России. За это время (с начала 1990-х по 2008 год) опубликовано 27 его книг, включая книги по философии, появилось множество статей, интервью в прессе, выступлений по радио и телевидению. Одновременно продолжалась публикация его книг на Западе. Как на западных, так и на русском языках появилось много статей, исследований о его творчестве, защищены дипломы и диссертации. Пьесы Юрия Мамлеева ставились в России и на фестивале в Австрии, в Граце (на немецком языке).

Являлся члeном исполкома Общества российско-индийской дружбы. Занимался и общественной деятельностью: был члeном Комиссии по возвращению гражданства при Президенте РФ. Был члeном французского Пен-клуба (международной организации писателей), Союза писателей России, Союза театральных деятелей, русского Пен-клуба. Он создал новое литературное течение (метафизический реализм), основы которого изложены в главе «Метафизика и искусство» его философской книги «Судьба бытия». Авангард этого течения организован как секция при Союзе литераторов России, и писатель становится президентом Клуба метафизического реализма ЦДЛ.

С 1994 г. по 1999 г. как индолог преподавал индийскую философию на философском факультете МГУ. Главные философские работы: «Судьба бытия» (опубликована в журнале «Вопросы философии» за 1993 г. № 10, 11 и потом — в сборнике «Unio mistica», Терра, 1997, позднее вышла отдельным изданием) и «Россия Вечная», изданная дважды, последний раз в 2011 году.

В «Судьбе бытия» обосновал собственное философское учение, назвав его «утризм» или «религия Я». Как индолог, он исходил из некоторых положений Веданты, но вышел за её пределы, развивая собственное учение. В книге «Россия Вечная» исследовал глубины русской культуры и духа. В результате им создана новая тpaктовка русской идеи, фактически цельное философско-патриотическое учение.

Творчество писателя отмечалось различными литературными грантами и премиями. В 2000 году он получил Пушкинскую премию (Германия), премию имени Андрея Белого (1993 г.), премию «Словесность» Союза литераторов (2008) и др. Также он является кавалером государственного Ордена Дружбы за творчество и литературные заслуги.

Статьи о писателе и его творчестве входят в литературные и другие энциклопедии, словари (в том числе и на иностранных языках), в энциклопедический словарь «Отечество» (издательство РЭ, 1999), в который включены наиболее выдающиеся люди России в области культуры, науки, политики и т. п. за весь период существования Руси и России (от древней эпохи до настоящего времени). О творчестве писателя вышло авторское исследование Розы Семыкиной «О „соприкосновении мирам иным“: Ф. М. Достоевский и Ю. В. Мамлеев» (Барнаул: Барнаульский государственный педагогический университет, 2007).

Произведения автора публиковались на английском, французском, немецком, итальянском, голландском, греческом, чешском, румынском, болгарском, сербском, иврите, китайском языках. В 2012 году основная философская работа автора «Судьба бытия» издана на французском языке.

Скончался на 84-м году жизни 25 октября 2015 года. 28 октября 2015 года состоялось отпевание в Храме святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова[10]. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Основные произведения[править | править код]

  • 1966 — «Шатуны» (роман)
  • 1992 — «Последняя комедия» (роман)
  • 1993 — «Московский гамбит» (роман)
  • 1993 — «Крылья ужаса» (роман) [в 1991 году выходил как повесть с названием «Вечный дом», которая была в два раза короче более поздней версии]
  • 1997 — «Судьба бытия» (философская работа)
  • 1997 — «Россия Вечная» (философская работа)
  • 2001 — «Блуждающее время» [другое название — «Время и хохот»] (роман)
  • 2003 — «Мир и хохот» (роман)
  • 2005 — «О чудесном» (сборник рассказов)
  • 2006 — «Другой» (роман)
  • 2009 — «Наедине с Россией» (роман)
  • 2011 — «Империя Духа» (роман)
  • 2011 — «После конца» (роман)
  • 2013 — «Вселенские истории» (роман)
  • 2014 — «Невиданная Быль» (стихи и проза)[11].
Читайте также:  Натан филлион биография личная жизнь

Основные издания[править | править код]

Список основных публикаций на русском языке[править | править код]

  • 1982 — «Изнанка Гогена». Третья волна, Париж.
  • 1986 — «Живая cмepть» (сборник рассказов). Третья волна, Нью-Йорк — Париж.
  • 1988 — «Шатуны» (роман). Третья волна, Нью-Йорк — Париж.
  • 1988 — Юрий Мамлеев, Татьяна Горичева. «Новый град Китеж» (философские работы). Париж.
  • 1990 — «Сборник рассказов». Молодёжный книжный центр, Москва.
  • 1991 — «Вечный дом» (повесть и рассказы). Художественная литература, Москва.
  • 1991 — «Голос из ничто». Московский рабочий, Москва.
  • 1993 — «Избранное». Терра, Москва.
  • 1996 — «Шатуны» (роман). Терра, Москва.
  • 1997 — «Судьба бытия» (философия). Москва.
  • 1999 — «Чёрное зеркало» (сборник рассказов). Вагриус, Москва.
  • 2000 — «Бунт луны» (сборник рассказов). Вагриус, Москва.
  • 2001 — «Чёрное зеркало» (переиздание). Вагриус, Москва.
  • 2001 — «Блуждающее время» (роман). Лимбус-пресс, Москва — С.-Петербург.
  • 2001 — «Голос из ничто» (сборник рассказов). Apollon Foundation, Нью-Йорк.
  • 2002 — «Россия вечная». АиФ-принт, Москва.
  • 2002 — «Изнанка Гогена» (сборник рассказов). Вагриус, Москва.
  • 2002 — «Основные тайны» (сборник рассказов). Вагриус, Москва.
  • 2002 — «Шатуны» (роман). Ad Marginem, Москва.
  • 2003 — «Задумчивый киллер» (сборник рассказов). Вагриус, Москва.
  • 2003 — «Американские рассказы» (сборник рассказов). Вагриус, Москва.
  • 2003 — «Конец века» (сборник рассказов). Вагриус, Москва.
  • 2003 — «Мир и хохот» (роман). Вагриус, Москва.
  • 2006 — «Другой».
  • 2008 — «Крылья ужаса». Романы. М., АСТ — Зебра Е.
  • 2009 — «Русские походы в тонкий мир».
  • 2010 — «Империя духа».
  • 2011 — «После Конца».
  • 2014 — «Невиданная Быль». Москва, Издательская группа «Традиция».

Список основных публикаций на иностранных языках[править | править код]

  1. 1980 — The Sky Above Hell and Other Stories. Taplinger, New York.
  2. 1986 — Iouri Mamleiev. Chatouny. Paris, Robert Laffont.
  3. 1988 — La derniere comedie. Paris, Robert Laffont.
  4. 1992 — Der Moder aus dem Nichts. Wien, Residenz Verlas.
  5. 1995 — The Penguin Book of New Russian Writing. Russia’a Fleurs du Mal. Penguin Book, London (Yuri Mamleyev. An Individualist’s Notebook).
  6. 1995 — Russische Erzahler am Ende. Eine Anthologie. Berlin, Verleg.
  7. 1997 — Fleurs du mal. Albin Michel, Paris.
  8. 1997 — The Penguin Book of New Russian Writing. USA, New York. Эта же антология вышла в Голландии (на голландском языке).
  9. 1993 — Oi periqtdriakoi. Aqhna, Греция.
  10. 1997 — Il killer metafisico. Roma, Italy, Voland.
  11. 1998 — Chatouny (второе издание, paper book, карманное издание). Paris, Le Serpent a Plumes.
  12. 1998 — Der Tod des Erotomanen. Solzburg-Wien, Residenz Verlas.
  13. 1998 — «Шатуны» вышли в Праге.
  14. В Югославии в 90-х вышел сборник рассказов.
  15. Кроме того, много публикаций в журналах в США, Франции, Германии, Австралии, Италии, Польши, Венгрии, Чехии.
  16. 2003 — «Цветы зла» (антология) — на итальянском. Roma, Italy, Voland.
  17. 2003 — В октябре немецкое издательство «Зуркамп» выпустило роман Юрия Мамлеева «Блуждающее время» на немецком языке.
  18. 2018 — Двузычное издание романа «Шатуны» на русском и английском в переводе Мариан Шварц.
  19. «Мир и хохот», «Судьба бытия» на французском языке, а также книги на итальянском и румынском языках.

Награды[править | править код]

  • Орден Дружбы (21 мая 2007 года) — за заслуги в области культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность[12].

Монографии о Мамлееве[править | править код]

  • Роза Семыкина. О «соприкосновении мирам иным»: Ф.М. Достоевский и Ю. В. Мамлеев. — Барнаул: Барнаульский государственный педагогический университет, 2007.
  • Михаил Бойко. «Метакритика метареализма»: Сборник статей. — М.: Литературные известия, 2010. — 92 с. — ISBN 978-5-91865-002-8.
  • Ланин, Б. А. Юрий Мамлеев // Проза русской эмиграции (третья волна): Пособие для преподавателей литературы. — Новая школа, 1997. — С. 148—154. — 208 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-7301-0275-5.

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Официальный сайт Ю.Мамлеева
  • Мамлеев, Юрий Витальевич в библиотеке Максима Мошкова
  • Лекция Юрия Мамлеева «Боги возвращаются» в Философском клубе Винзавода 28 апреля 2014 года.
  • Красный гонорар. ТВ «Культура», автор — Виктор Ерофеев.

Автор «Шатунов», основатель Южинского кружка, один из самых удивительных русских писателей за последние полвека. Вокруг него вырос целый круг друзей-нонконформистов и их последователей — от Александра Скляра до Венедикта Ерофеева.

Книги

25 октября 2015

  • Когда вы осознали в себе литературный дар? Вы помните этот момент?
  • Возможность писать обнаружилась внезапно. До этого я пробовал что-то сочинять, но рассказы получались очень гладкие, литературные, они ничего с собой не несли. А писатель прежде всего должен создать и образовать свой собственный мир, свой космос, свой взгляд на самые главные вещи: от Господа Бога и родины и до всего, что нас окружает. И так получилось, что, когда я шел по Тверскому бульвару, где тогда еще стоял Пушкин, на меня снизошло озарение. Оно состояло в том, что я увидел мир другими глазами. Это произошло интуитивно, необъяснимо. Попросту говоря, я понял, что человек — это не только то, что мы видим. За этим зримым есть еще скрытый внутренний мир, который человек может сам не осознавать. Я увидел этот внутренний мир, эти скрытые силыДетство Мамлеева пришлось на тридцатые годы.Фотография: из личного архива Юрия Мамлеева в человеке глазами писателя. И сразу почувствовал, что должен писать книги. Образцом в этом для меня всегда была русская классика: Достоевский, Толстой, Тургенев. Там была выстроена гигантская вертикаль. В их книгах есть не только изображение разных типов людей — то есть изображение мира по горизонтали, — но и изображение человека как существа, в котором Бог и дьявол борются за его душу. Я же увидел этот аспект в том свете, который был хаpaктерен для двадцатого века. Потому что человек в новом веке сильно изменился. В моем озарении было видно, в какой мpaк погружен мир. И для меня было интересно описать, в какое состояние впадает душа в такое время. Основная трудность была в том, чтобы подобрать язык, приемы, посредством которых можно открывать сюрреальное, мистическое. Совершенно естественно, что такая литература не имела никаких шансов на публикацию в СССР. Если бы я отправил это в советское ­издательство, то меня ждали бы большие неприятности. Причем в моих вещах не было ничего политического или антисоветского. Однако цензура была такова, что малейшее отклонение от норм социалистического реализма было наказуемо. Но это было справедливо, так как это было связано не с произволом и варвар­ством, а с глобальной идеей советской власти о построении нового человека. А литература в России всегда была мощным оружием воздействия на человека, она творила хаpaктеры. Другое дело, что проект этот не удался, хотя кое-что и получилось все-таки. Но это был в полной мере утопический проект и одновременно очень жестокий.
  • В духе двадцатого века.
  • Да. Надо сказать, что всю всемирную историю можно назвать историей людоедства. Войны шли всегда, кровь лилась постоянно, я уж не говорю о колониализме, стремлении одних народов подавить, уничтожить другие, и люди настолько к этому привыкли, что считают это нормальным. На самом деле это страшная аномалия. Ни один вид не уничтожает сам себя, кроме человека. Поэтому христианство считает этот мир падшим, хотя человек сам по себе божественного происхождения и, так как он стоит над природой, в нем есть бесcмepтие. Но это не повод для грусти, это вызов, испытание. Человек, несмотря на самые страшные времена, должен остаться человеком, и духовным человеком, и жить по принципам любви.
Читайте также:  Латынина биография личная жизнь

В Париже супругам Мамлеевым понравилось больше, чем в Америке, но и там они прожили недолго — после распада СССР вер­нулись в Москву.

Фотография: из личного архива Юрия Мамлеева

  • Как вы подготавливали себя к тому, чтобы начать видеть незримую часть зримого? Что вы читали?

  • Наш круг тогда интересовался всеми аспектами духовной жизни человека, тем более что все это было полузапрещено. Но нужно отделить пpaктику литературную от религиозных исканий. Как видеть мир глазами писателями и творить свой космос? Это необъяснимо, это рождается само. Что касается религиозного поиска, то для большинства из нашего круга было понятно, что православие является истинным христианством, так как оно обращено к первоистокам. Но мы с большим вниманием и уважением относились и к мусульманству, изучали и его тоже. А что касается философии, то мы шли вполне классическим путем: сначала философия немецкая, Кант, Гегель, Шопенгауэр, затем русская. Также нас невероятно обогатило знакомство с индийской философией, она намного превосходит европейскую по глубине мысли и богопознания.

  • Расскажите про ваш Южинский кружок. Он сейчас в миф превратился.
  • О Южинском переулке ходит много легенд, порой довольно диких, но я скажу точно, что в центре всегда было чтение моих рассказов. Тогда по городу пролетел слух, что родился советский Кафка. Хотя я считаю, что на Кафку мое творчество совсем не похоже, я больше связан с Достоевским. Но интерес был огромным, причем были очень разные люди — от простого советского рабочего, который усиленно интересовался литературой, до диссидента Володи Буковского. А также Сапгир, Рабин,Жена писателя Мария Мамлеева в США, куда они ненадолго иммигрировали.Фотография: из личного архива Юрия Мамлеева Зверев, Холин и, конечно же, Леонид Губанов, которого я считаю лучшим поэтом второй половины двадцатого века. Все это были люди, которые по-настоящему любили литературу, во время чтений вся квартира, все слушатели доходили до экстатического состояния. Это напоминало античные времена, когда не издавались книги, а учение преподавалось в устной форме. И действительно, у меня были ученики, они появлялись сами, часто помимо моей воли. Даже Сорокин в свое время говорил, что считает себя моим учеником. Со всем этим мы, разумеется, были на виду у властей. Мы же, мягко говоря, не любили советскую власть: большинство из нас в духовном плане считали себя представителями старой, исторической России, а большевизм сломал ей хрeбeт. В это время проходили процессы Солженицына, Синявского и Даниэля, но это был другой мир, мир, рожденный внутри советской парадигмы. Но шум вокруг этих дел сыграл для нас позитивную роль. Было решение, как мы знаем теперь, избегать громких процессов в отношении подпольных писателей. Конечно, наши произведения органы читали. Но поскольку у меня не было ничего политического, меня не трогали ввиду возможной реакции на Западе. А потом мы уехали в Штаты. Хотели остаться, но неожиданно вышел такой указ, что даже ­передача книги на Запад для публикации любого самиздатского произведения могла стать поводом для уголовного преследования. А все-таки писатель должен быть публикуемым.
  • Как вам жилось в Америке?
  • После СССР Америка была другой планетой. Сейчас-то разрыв сократился, все похоже стало. Хотя эти «Макдоналдсы» — это чисто внешнее явление в России. У нас, несмотря ни на что, все равно другая ментальность. Вот Батагов переехал в Америку, но остается русским композитором. Это так просто не искоренить. Разница же на тот момент была колоссальной. Там все очень формально, поверхностно — можно час сидеть в кругу видных профессоров и обсуждать только погоду. А на Южинском мы только о запредельном и говорили. Вот самый лучший пример отличий: мы были на какой-то встрече и спросили профессораНовое тысячелетие стало для писателя самой плодовитой порой: он написал пять книг, почти столько же, сколько за сорок лет до того.Фотография: из личного архива Юрия Мамлеева литературы, читал ли он Фолкнера. Он ответил, что никогда не читал, потому что занимается французской литературой XVIII века и, мол, ему это не надо. То есть культура рассматривается как один из способов заработка. А для нас все классики, все их персонажи были пpaктически как родственники. И еще мощный момент — русофобия. Мы-то ехали и думали, что все это лишь борьба систем. Но на самом деле столкновение оказалось куда глубже. Оказалось, что не антисоветский дух, а антирусский. Если есть какие-то достижения СССР, то пишут «Советы вышли в космос», а если что-то негативное — «Русские вторглись в Афганистан». Мы говорили со многими людьми, в том числе и с местными политическими деятелями, и они отмечали, что для них неприемлема Россия как таковая, даже демократическая. И наконец, там постоянная мода на идеи. Сначала марксизм, потом экзистенциализм и так далее. А в Москве у нас как было? У каждого свой поиск.
  • Как вы считаете, есть люди, абсолютно невосприимчивые к вещам мистического хаpaктера?
  • Это вопрос антропологический. В обычное время значительная часть людей живет просто бытом, обычной жизнью. Вот сейчас на Западе есть такое понятие, как индифферентизм. Равнодушие к вопросам религии. Это не атеизм, атеизм требует позиции и четкого осознания отсутствия высшей силы. А вот индифферентизмом наполнен весь мир. Люди интересуются только собой, только бытом. Но культуру, политику и науку всегда делало меньшинство.
  • Помимо кошек в жизни Мамлеевых были и более экзотические животные, например волчицаФотография: из личного архива Юрия МамлееваВ своих книгах вы противопоставляете друг другу два понятия — оккультист и эзотерик. В чем разница?
  • В древности существовали так называемые тайные науки: астрология, алхимия, предсказательство и другие. Это были традиционные герменевтические науки, основанные на простом факте контакта с невидимым миром, который легко достигался в древнем мире. Потом наступил период, когда занавес опустился по целому ряду причин. И ключи к этим наукам были потеряны. Оккультизм же родился позже, в XVII–XVIII веках, и означал увлечение этими тайными науками. Оккультизм — это, попросту говоря, профанация, хотя и там были какие-то проблески истины. Мы никогда не занимались оккультизмом.
  • Наверное, поэтому так изменилось отношение к cмepти?
  • Безусловно. Еще Сомерсет Моэм отметил, что в конце девятнадцатого века неожиданно произошел перелом. До этого люди умирали с улыбкой, полные веры и уверенности, что они переходят в иной мир и что ничего страшного в этом нет. А затем с распространением атеизма и материализма в отношении cмepти возник совершенно жуткий страх небытия, исчезновения навеки. Поэтому я считаю, что атеизм — это такой капкан, который порабощает человека. Религия означает любовь и победу над cмepтью, а атеизм — это абсолютное торжество cмepти. И весьма странно, что атеизм в Советском Союзе связывался с оптимизмом. Это абсурд.
  • Но все-таки вы же сами считаете, что Бог милостив…
  • Конечно. Но поскольку вселенная устроена так, что человеку дана полная свобода воли, он способен избрать и путь, обратный от спасения. То есть, грубо говоря, человек осуждает сам себя. Это так же, как если заядлый уголовник, мрачный тип, попадает на концерт классической музыки — он не выдержит там и пяти минут. И так же грешнику в раю — просто некомфортно, он привык к атмосфере зла и насилия, к которым его влечет натура. И представление о вечном аде — это явное преувеличение. Вечен только Бог, ад — это временное решение. Хоть и очень неприятное.
  • Подавляющее большинство персонажей ваших книг стремятся к запредельному, но не через светлые способы, а через темные. Как вы считаете, если человек идет через мpaк, это на нем сказывается?

  • Мpaк тоже есть разный. Настоящий мpaк — это тот, что не допускает человека до веры, оставляя его на положении животного, это даже ниже демонического уровня. Но есть в человеке некая тайна, потому что он создан так, что одна его часть устремлена наверх, а другая уходит вниз, в темное прострaнcтво. В человеке все соединено: и мpaк, и свет. Бог дал человеку полную свободу, в том числе свободу быть богоборцем. Существует такое положение, выраженное в богословских книгах: чтобы найти истинный свет, надо познать истинный мpaк. Собственно, это классический эзотерический путь. Литература опасна тем, что вы волей-неволей, описывая человека, следуете всему, что есть в мире. А в мире есть такое, что не приснится. Что-то такое и должно происходить с моими читателями, через ужас они постигают катарсис и очищение.

  • Что бы вы посоветовали тем, кто еще не познал катарсис?

  • Я бы выразил это в такой триаде: познание личности, веры и родины. В чем она заключается? Личность — нужно найти самих себя, исследовать многоцветие разных аспектов бытия. Что до веры, то без нее человек себя обрекает на полную отрезанность, на беспомощность — до cмepти и после cмepти. Это абсурдная ситуация, когда в человеке заложен образ и подобие божие, а он от самого лучшего, что в нем есть, отказывается. У нас есть много абсурдов в жизни, но это самый тяжелый по своим последствиям. Ведь конечная цель личности — это победа над cмepтью. Мы жили в то время, когда еще оставались люди, которые родились в исторической России, и я спрашивал их, в чем же разрыв между людьми их поколения и нашего. И ответ был однозначный: тогда люди были жизнерадостней. Все это благодаря вере. И последнее, Родина. Да, патриотизм всегда использовался властью в своих целях. Но есть патриотизм духовный, патриотизм внутренней России, мистической. В душе каждого человека рождается его Россия.

Читайте также:  Пореченков биография личная жизнь жена дети

25 октября Юрий Мамлеев скончался.