Петросян биография
Евгений Петросян — биография
Евгений Петросян – артист, юморист, телеведущий, которого знают все россияне. Много лет подряд он был ведущим «Смехопанорамы», руководил юмористическим театром «Кривое зеркало». В этом театре артист не раз исполнял главные роли. Он запомнился благодарным зрителям как яркий, обаятельный актер, умеющий рассмешить даже самых угрюмых, пессимистично настроенных людей. Евгений Петросян – настоящий мастер своего дела, сумевший заработать себе имя и состояние.
2Детство
Настоящая фамилия Евгения Вагановича – Петросянц, она не совсем удобна для произношения и актер слегка укоротил ее. Он родился в Баку 16 сентября 1945 года. Отец мальчика — армянин по национальности, мама – еврейка. Говорят, что в смешанных бpaках рождаются самые талантливые люди, творческая биография знаменитого юмориста еще раз подтверждает это.
3Евгений Петросян в детстве
4Никакого отношения к искусству родители мальчика не имели. Его отец, Ваган Миронович, был известным педагогом, преподавателем Азербайджанского пединститута. Его знания были настолько обширны, что коллеги и студенты называли Петросянца «ходячей энциклопедией». Мама, Белла Григорьевна, была домохозяйкой, но она тоже была образованной женщиной, имела диплом инженера-химика.
5О карьере юмориста мальчик задумался еще во время учебы в младших классах. Как-то раз двоюродная старшая сестра позвала первоклассника Женю с собой на юмористический концерт. Впечатления, которые мальчик получил на этом концерте, просто потрясли его. После войны прошло еще слишком мало времени. Многие родственники и соседи, потерявшие своих близких, жили в атмосфере скорби и печали. На концерте царило совсем другое настроение, оживленное, светлое, праздничное, люди смеялись и шутили.
6Мальчик был потрясен, он понял, что тоже хочет стать юмористом, да таким, чтобы только одно его присутствие веселило и радовало окружающих. О своих мечтах он тут же рассказал родителям. Нельзя сказать, что они обрадовались решению маленького Жени, но они были мудрыми людьми и не стали мешать сыну. Уже в 12 лет Петросян стал активно развивать свой актерский талант. Он играл в кукольном, народном театре, выступал в роли конферансье, разыгрывал небольшие сценки из оперетт. Врожденные артистические способности, подкрепленные неустанной тренировкой, постепенно превращались в яркий талант. Уже в 15 лет подросток отправился на гастроли от клуба моряков.
7Переезд в Москву
В шестнадцать лет юноша решился кардинально изменить свою жизнь. Он мечтает о получении хорошего образования, это можно было сделать только в Москве. Молодой человек уезжает в столицу, где ему удалось без всяких проблем стать студентом Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства. Руководителем Евгения была Рина Зеленая и А. Алексеев. Молодой человек делает большие успехи, уже через год он стал выходить на профессиональную сцену.
8С 1964 по 1969 год молодой актер работает в Государственном оркестре РСФСР, занимая должность конферансье. Его непосредственным руководителем в тот период был несравненный Леонид Утесов. Следующие 20 лет, с 1969 по 1989 год, юморист служит в Москонцерте.
9Артист пользуется успехом, в 1970 году он становится лауреатом четвертого Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Чтобы повысить своем мастерство, Петросян поступает учиться в ГИТИС, в 1985 году получает диплом об окончании этого ВУЗа. Он приобрел специальность театрального режиссера. В том же году ему присвоили звание Заслуженного артиста РСФСР, через шесть лет он становится Народным артистом. В 1995 году Петросян стал орденоносцем, за заслуги перед родиной его наградили орденом Почета.
10Эстрадная карьера
Уже к 70-м годам комик становится известным конферансье, но его интересует и личный успех. Трое юмористов — Петросян Шимелов и Писаренко в 1973 году создают авторскую программу, которая стала известной под названием «Трое вышли на эстраду». Но Евгения не слишком привлекает работа в компании единомышленников, он стремится к сольной карьере. Для этого у молодого юмориста есть все данные – яркий талант, выразительная внешность, неиссякаемое трудолюбие.
11Евгений Петросян на сцене в молодости
12С 1975 года он ставит собственные спектакли на базе Московского театра эстрады. Совсем скоро зрители увидят целый ряд спектаклей Петросяна. Это его знаменитые «Монологи», «Доброе слово и кошке приятно», «Семейные радости», «Дуpaки мы все» и другие постановки. Петросян выступает не только в качестве режиссера, в своих спектаклях он часто играет главные роли. Спектакли и сольные выступления знаменитого юмориста пользуются большим успехом. Он всегда собирает полные залы. Этот комик предпочитает работать в разных жанрах, ему подвластно все. Он читает фельетоны, разыгрывает перед зрителями небольшие сценки, создает музыкальные пародии, интермедии, предстает перед зрителями в роли эстрадного клоуна. Его талант поистине безграничен. Выступления Петросяна нравятся широкой аудитории, получают положительные рецензии от критиков.
13Талантливый юморист никогда не почивал на лаврах. В 1979 году он создает Театр эстрадных миниатюр Петросяна.
14При этом Театре работает Центр эстрадной юмористики. Здесь актер создал настоящий музей истории эстрады, собрав в нем редчайшие экземпляры афиш, фотографий, журналов, касающихся истории эстрады XIX-XX века. В течение тринадцати лет, с 1987 по 2000 год, знаменитый актер сотрудничает с «Аншлагом». В 1988 году он стал худруком, ведущим артистом Московского концертного ансамбля эстрадных миниатюр.
15Евгений Петросян в Смехопанораме
16В течение десяти лет, с 1994 по 2004 год, зрители с удовольствием смотрели авторскую программу Евгения Вагановича. Это была знаменитая «Смехопанорама». Символом передачи комик выбрал глиняного клоуна, которого он приобрел во время своих гастролей по немецкой земле.
17В течение долгих лет россияне имели возможность наблюдать за работой знаменитого комика в «Кривом зеркале». Это юмористический театр, главой которого был Петросян с 2003 по 2014 годы. Комик часто играл в постановках главные роли, в «Кривом зеркале» успешно работали Игорь Христенко, Александр Морозов, Михаил Смирнов, Карен Аванесян, другие юмористы.
18Евгений Петросян не считает свою творческую карьеру завершенной. Он не любит почивать на лаврах, год назад артист стал активно осваивать новые технологии, завел аккаунт в «Инстаграме». Но в интернете ему пока не удалось завоевать большой авторитет. Часто юмориста называют прародителем мема, упрекают за устаревшие, несмешные шутки. Комика обвиняют в плагиате, утверждая, что свои шутки он отыскивает в Сети. В ответ на такие выпады юморист привычно отшучивается, уверяя, что его авторские шутки так популярны, что моментально расходятся в Сети.
19В 2009 году Петросян решил лично встретиться с блогерами, которые публично высмеивали его. Он пригласил этих людей за круглый стол и через некоторое время многие из этих людей кардинально поменяли свое мнение об артисте. Реальный Петросян оказался очень приятным собеседником.
20Но нападки на «Аншлаг», «Кривое зеркало», и лично на Петросяна продолжаются. Эти передачи и знаменитого комика часто высмеивают в «Большой разнице», «КВН», «Comedy Club». Вряд ли такая критика может считаться корректной, тем более, что и указанные передачи нередко раздражают зрителей своими не слишком остроумными шутками. На их фоне творчество Евгения Петросяна выглядит более убедительным, качественным, эффектным и артистичным.
21Читайте также: Лидия милюзина личная жизньЛичная жизнь
Первой супругой комика стала младшая сестра известной балерины Викторины Кригер. У молодых супругов вскоре появилась дочь, которую назвали Викториной в честь ее выдающейся родственницы. Это единственный ребенок юмориста. Первый бpaк совсем скоро завершился разводом. После этого Евгений отправился в ЗАГС с Анной, дочерью певца Ивана Козловского. Этот союз был исключительно коротким, просуществовал всего полтора года. Анна была старше Евгения на семье лет.
22После двух неудачных бpaков артист нашел новую любовь, увлекся Людмилой, искусствоведом из Ленинграда. Эту женщину зрители несколько раз видели вместе с Петросяном на одной сцене, актер пытался увлечь ее своим творчеством. Но Людмилу не слишком устраивал муж-трудоголик, она очень часто оставалась одна, и вскоре приняла решение расстаться с ним.
23Евгений Петросян с Еленой Степаненко
24Знаменитая Елена Степаненко стала четвертой супругой комика. Впрочем, в то время она только мечтала о популярности. Евгений принял выпускницу ГИТИСа в собственный Театр эстрадных миниатюр на работу и помог ей сделать имя и карьеру. В этот период у комика был серьезный конфликт с дочерью.
25Викторина после этого разлада уехала в Соединенные Штаты, в течение 10 лет совершенно не общалась с отцом, даже по телефону. За это время она успела выйти замуж и дважды стала матерью.
26У знаменитого комика два внука – Марк и Андреас. Но семейная ссора закончилась примирением сторон, сейчас Викторина общается с отцом, внуки видятся с дедушкой.
27Четвертый бpaк Петросяна казался очень прочным, но прошлым летом россияне узнали о громком разводе примерных супругов. Он сопровождался грандиозным скандалом, бывшие супруги никак не могли поделить свое имущество. Его оценили в один миллиард долларов, и Евгений намеревался отдать Елене ровно половину, он не хотел афишировать свой развод. Но получилось совсем по-другому. В совместной собственности юмористов находится шесть дорогостоящий столичных квартир, роскошный особняк за городом, площадь которого составляет почти 400 кв. м.
28По словам адвоката, супружеская жизнь этих людей закончилась 15 лет назад, каждый из них давно живет своей жизнью. Скандал с разделом имущества спровоцировала Елена, которая рассчитывает получить в собственность 80% совместного имущества. Возможно, женщине просто обидно, поскольку ее бывший муж увлекся молодой особой, своей ассистенткой Татьяной Брухуновой.
29Евгений Петросян с Татьяной Брухуновой
30Знаменитого юмориста не раз видели с этой дамой в ресторане и в пансионате. Молодая женщина не считает себя разлучницей, бpaк комика давно изжил себя, Татьяна встречается с Петросяном в течение шести лет. Чем закончится имущественное противостояние — пока неизвестно. Однако Евгений в этом случае проявил себя с лучшей стороны, чего нельзя сказать о его бывшей супруге.
31Ссылки
- Инстаграм
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
323334ПЕТРОСЯН Евгений Ваганович (род. 16.09.1945, г. Баку) — народный артист РФ (1991). После окончания средней школы (1961), приехал в Москву, мечтая стать артистом. Окончив ВТМЭИ (Всероссийскую Творческую Мастерскую Эстрадного Искусства, где учителями Петросяна были Рина Зеленая и Алексей Алексеев), в качестве конферансье в 1962 г. вел составленную из выступлений выпускников Мастерской программу «В жизни раз бывает восемнадцать лет», открывавшую второй сезон в Московском театре эстрады.Сразу же обратил на себя внимание и зрителей, и театральной общественности, и прессы. Газета «Правда» 26 сентября 1962 г. писала: «Конферансье Евгений Петров, (первые два года Петросян выступал под псевдонимом Евгений Петров – прим. редактора) очень искренно играющего школьника, впервые вышедшего на сцену, обрадованного и взволнованного этим»… Газета «Литература и жизнь», 5 октября 1962 г.: «Приятное впечатление оставляет конферансье Е. Петров. Контакт, который удается установить молодому артисту со зрительным залом, свидетельствует о его больших способностях».
35«Московская правда», 6 октября 1962 г.: «…конферансье Е. Петров… обаятелен, естественен, остроумен. …играет он… — веселого, чуть хитроватого паренька, страшно довольного тем, что ему удалось выйти на сцену и вести концерт».
36«Вечерний Ленинград», февраль 1963 г., автор Евгений Гершуни: «Совсем юный конферансье Петров… чем-то напоминает только что начинавшего выступать Аркадия Райкина»…
37«Ленинградская правда», 9 марта 1963 г.: «Евгений Петров – самый молодой эстрадный конферансье. Шутки его свежи, насыщены юмором»…
38В 1962 году Е. Петросян получил приглашение в Московскую эстраду (ВГКО). «Вечерняя Москва», 12 августа 1964 г.: (автор статьи И. Адов писал о концерте «Вы их не знаете» — прим. редактора) «Евгений Петров читал монолог, и его слушали хорошо, ибо он скромен, корректен, хоть и юношески угловат. Неделанная улыбка освещает совсем еще мальчишеское лицо… И в монологе, больше походившем на застольную беседу, звучал мягкий и добрый юмор».
39Затем, с 1964 по 1969 — Петросян — конферансье в оркестре Л.О.Утесова. Он предложил великому мастеру построить спектакль на разнице их возрастов, и таким образом родилась знаменитая утесовская программа «Перелистывая страницы», где пожилой артист рассказывал своему молодому коллеге о том, какие песни он пел в разные годы и какие «шутки шутил». «Советская культура» 30 июня 1966 года отмечала: «Рядом со старейшим мастером эстрадного искусства Леонидом Утесовым стоит совсем юный конферансье… Евгений Петров. Он приковывает к себе неослабевающее внимание. Его творческий облик отмечен интересными качествами – необычайной мягкостью интонации, моментальной сменой выражений подвижного лица, умением перевоплощаться. Л. Утесов… зорко увидел в начинающем артисте черты яркой творческой одаренности. Отсутствие наигрыша и скучной назидательности, мягкий, теплый юмор, умение быть непосредственным – вот качества, которые помогли Е. Петрову сразу завоевать симпатии зрителей».
40В те годы Петросян уже много гастролировал с оркестром и везде имел большой успех. Например, «Пензенская правда» тех лет писала: «Почти по-райкински на глазах у публики Е. Петросян может превратиться в благообразного старичка и шепелявым речитативом исполнить назидательные куплеты; на протяжении одной – двух минут создает образ, а точнее, маску пьяницы, xyлигана, тунеядца… В своих репризах он как бы советуется со зрителями, доверительно рассказывает им о смешных историях, подмеченных в жизни».
41Далее с 1969 по 1989 работал в Москонцерте (до 1974 года — как один из ведущих конферансье, затем – как исполнитель монологов и сольных эстрадных спектаклей).
42В 1970 году удостоен звания Лауреата на IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. На этом конкурсе было трудно победить по той простой причине, что до 1970-го года всесоюзных конкурсов не было двенадцать лет, и эстрада накопила огромные силы, которые продемонстрировала в тот год. С I-ого тура выбыли Геннадий Хазанов (он стал лауреатом в 1974 году), Зиновий Высоковский и многие-многие другие. Семен Фарада получил звание дипломанта конкурса. Лауреатами в разговорном жанре стали Р. Карцев и В. Ильченко, Е. Петросян.
43Читайте также: Олег гаас рост весПетросян все время искал новые оригинальные художественные формы в жанре. В 1973 году он придумал оригинальное трио, в котором участвовали по его предложению конферансье Лев Шимелов и Альберт Писаренков. Этот необычный ансамбль, состоящий из ярких контрастных индивидуальностей, был сразу замечен зрителями в телепрограмме «Артлото» (1973 – 1975 гг.). Затем артисты на основе своего репертуара заказали сценарий одному из лучших драматургов – Аркадию Хайту. Так в 1975 году появилось представление «Трое вышли на сцену» (режиссер Борис Левинсон), которое определило целое направление сольных спектаклей нового поколения артистов.
44В декабре 1974 года, будучи одним из самых популярных и признанных в стране конферансье, Е. Петросян по собственному желанию завершил карьеру в этом качестве и окончательно перешел в параллельный юмористический жанр. И уже в 1975 году это стремление осваивать новые формы приводит актера к созданию сольной программы«Монологи» (режиссер Александр Левенбук, авторы Григорий Минников, Аркадий Хайт, Лион Измайлов).
45Эта программа была началом будущего Театра эстрадных миниатюр под руководством Е. Петросяна, имеющего стабильный, многолетний успех. Появилась маленькая труппа. Состав ее с годами менялся (среди постоянных участников — Елена Степаненко). Расширяя жанровую палитру театра миниатюр, Петросян исполнял в своих спектаклях не только сценки, монологи и всевозможные интермедии, но и куплеты, песенки, пародии, синхробуффонаду, эстрадную клоунаду, музыкальную мозаику и прочее, прочее. В эстрадном спектакле «Доброе слово и кошке приятно» (1980 год, авторы А.Хайт и Л. Измайлов, режиссер А. Левенбук, художник А.Маринский, балетмейстер Ф.Иванова) уже использовались сценические костюмы, декорации, специальная музыка (автор песни А. Пугачева) и даже условный сюжет. Кроме того, впервые были расширены возможности музыкальной мозаики, которая наполнилась социально-политическим содержанием и, при этом, не столько контрастно стыкуя куплеты из разных популярных песен, как это делали раньше, сколько переделывая текст внутри куплета, придавая ему новую юмористическую окраску; таким приемом сейчас уже активно пользуются все артисты и, в том числе, участники КВН. Еще одна новая жанровая особенность спектакля «Доброе слово и кошке приятно»: в интермедиях актеры действовали от собственного лица и нередко подшучивали над главным артистом — Е. Петросяном. Таким образом, высмеивались человеческие взаимоотношения на работе, в быту, на улице и так далее.
46Умение привлекать авторов, терпеливо и требовательно работать с ними обогащало искусство Петросяна свежими идеями, современными хаpaктерами, которые в интерпретации актера приобретают гротесковую, комическую, драматическую, в иных случаях трагикомическую окраску. Так родился спектакль «Как поживаете?» (1986 год, авторы М. Задорнов, А. Хайт, А. Левин, режиссеры М. Задорнов, А.Бармак, художник А.Саагянц, музыка В.Львовского и А. Гарнизова)
47В 1985 г. Петросян окончил ГИТИС, отделение режиссеров эстрады и в дальнейшем пpaктически все свои программы ставил сам.
48Программы рождались одна за другой, и каждая была событием в эстрадном искусстве, потому что имели настоящий большой зрительский успех, представляя все новые и новые ноу-хау жанра. Но, самое главное – зрители находили в сольных спектаклях Петросяна созвучие с происходящими событиями в стране, с мыслями и чаяниями нашего человека. Программа «Инвентаризация», (1988 год, авторы М. Задорнов, С.Кондратьев и многие другие) была не только юмористической, но и остро сатирической, где артист «открывал» многие запрещенные в те годы темы. Спектакли «Дуpaки мы все…» (1991 год, авторы А.Хайт, Г.Териков, В.Коклюшкин и другие, режиссеры Е.Петросян, А.Вишневецкий), «Страна Лимония, деревня Петросяния», (1995 год, авторы М.Задорнов, С.Кондратьев, Л.Французов, режиссер Е.Петросян, художник Г.Белов, музыка А. Гарнизова), «Когда финансы поют романсы» (1997 год, авторы М. Задорнов, Л. Французов, Л.Измайлов, Г. Териков, Н.Коростелева и другие, режиссер Е. Петросян, композитор А. Гарнизов, сценография Т. Магура) ; «Семейные радости», (1999 год, авторы М. Задорнов, Н. Коростелева, Л.Натапов, А.Цапик, Л. Французов, Г. Териков, Г. Бугаев и другие, режиссер Е. Петросян, композитор А. Гарнизов, сценограф Г.Белов), «Страсти-мордасти» (2001 год, авторы Н. Коростелева, Л. Французов, Г. Бугаев, А. Цапик, А. Костюшин, Л. Натапов, А. Щеглов, Ю. Хвостов, М. Задорнов, А.Новиченко, А. Рас, А. Андреев, композитор — А. Гарнизов), эстрадные программы «С большим приветом!» (2004 год, авторы – В. Коклюшкин, Л. Французов, А. Щеглов, Н. Коростелева, Ю. Хвостов, А. Цапик, Г.Бугаев, Л. Пеккер, А. Рас, А. Ковалев, А. Мурай, Э. Лопата) и «Страна на подъеме» (2007 – 2008 гг., авторы — В. Коклюшкин, Л. Натапов, Л. Измайлов, Г. Териков, А. Щеглов, Н. Коростелева, Ю. Хвостов А. Цапик, Т. Ветрова) являются теперь уже классикой жанра. Многие номера из этих спектаклей отражают исторический период нашей страны, но, и в то же время, актуально звучат и сегодня.
49Параллельно со спектаклями игрались многочисленные творческие вечера, бенефисы.
50Гражданская позиция актера, его индивидуальность скрепляют разные по стилю и формам произведения, придают целостность (своего рода сюжетность) спектаклям, составленным из разных миниатюр.
51Сотни номеров созданы артистом и его авторами за многие годы. Книга «Над чем смеется Петросян» — антология юмора артиста ярко свидетельствует о том, что юмористический жанр – это вовсе не низменное искусство, как это пытается внушить кем-то или чем-то заинтересованная пресса. Евгений Петросян – это целый мир, где царит не только безудержный радостный смех, но и сострадание, слезы, любовь, уважение к старшим и прочие нравственные человеческие ценности. Юморист, выступающий перед всей страной, а не там где-то в кулуарах какого-то отдельного учреждения или сообщества, выражает интересы народа, его идеи, его чаяния, говорит о его нуждах, его проблемах.
52Чарльз Спенсер Чаплин стал великим артистом после того, как начал заступаться за «маленького» человека. Он стал его рупором, глашатаем его идей и интересов. Он вызывал к нему сострадание, при этом смеясь над всеми, и над собой в том числе. Е. Петросян всю жизнь стремится руководствоваться этими соображениями. В советские времена это был, в основном, юмор иносказания, намеков и недоговорок, в перестроечные времена, как уже раньше было сказано, артист опережал на два-три года газеты, как бы открывая для общественного звучания запретные темы: о генеральных секретарях, о компартии, о вождях и прочем – прочем… В 1992-93 годах, когда у народа возник шок от реформ, перемен, неуверенности в завтрашнем дне, артист создавал чисто юмористические номера, как бы говоря своему зрителю: «Не унывай, все будет хорошо! Жизнь все равно улыбнется тебе». В середине девяностых опять политика вышла на авансцену. Сатирическое слово было едким, конкретным. В конце девяностых артисту показалось, что политика уже всем поднадоела, все уже разобрались, что к чему, что людям не хватает душевного тепла, пришла пора разбираться в человеческих взаимоотношениях, в том числе, и семейных. Именно поэтому вышел спектакль «Семейные радости».
53Читайте также: Фото гoлyбкина и мироноваЗа многие годы работы на эстраде Е. Петросян завоевал настоящую любовь публики. Активный, умный, ироничный артист никогда не изменял своего сценического имиджа,напротив, с каждым годом все увереннее утверждал его. Незаурядная творческая энергия, талант, феноменальная трудоспособность поставили Петросяна в ряд ведущих артистов отечественной эстрады, сделав его одним из ее лидеров.
54За его плечами тысячи выступлений на лучших концертных площадках страны. Работа на эстраде, на телевидении, на радио всегда производила яркое, незабываемое впечатление. Е. Петросян всегда был активным участником во всех праздничных событиях страны 70-х, 80-х и 90-х годов: многочисленных правительственных концертах, торжественно проводимых профессиональных праздниках, на открытиях концертных залов (например, Петросян – первый, кто вступил на сцену концертного зала “Россия” в Москве), в больших эстрадных концертных программах, в конкурсах артистов эстрады, где был члeном жюри или председателем и прочее.
55Евгений Ваганович имеет много учеников, как артистов, так и писателей. Его метод работы и многочисленные нововведения в жанр составили целую систему творческих координат, которым они следуют. В частности, в числе учеников – Елена Степаненко, для которой Петросян является не только мужем, но и режиссером, и творческим идеологом.
56В конце 80-х гг., определив свою систему в жанре, его законы, особенности и правила, нюансы взаимоотношений актера и публики, Петросян понял, что должен поделиться своими знаниями с коллегами и зрителями, которые неравнодушны к этому искусству и, как пишет в своей книге артист, «хотят стать профессиональными зрителями». В итоге родилась книга «Хочу в артисты» (М., Издательство «Искусство», 1994).
57Е.В. Петросян является автором следующих книг:
58- “Хочу в артисты” М., 1994
- “Евгений Петросян. В стране анекдотов” Издательство Центр “Маркетинг”. М., 1994. (Переиздавалась много раз по 1996 год). С 1996 года — М., Издательско-Торговый Дом “Гранд”, переиздавалась еще больше.
- «От великого до смешного». М., ТЕРРА-TERRA. 1995 г.
- Это была первая книга – антология афоризмов, изданная в постсоветский период, свободная от идеологических канонов коммунистического общества.
- «Петросмешки». Издательство «Гранд», М., 1998 г., 1999 г., 2000 г.
- «Над чем смеется Петросян?» (Антология репертуара). Издательство “Вече”. АО “Московские учебники” 2000 г.
- «Записные хиханьки-хаханьки». М., Издательство «АСТ» 2001 г.
- «Доктор смех, или записные хиханьки-хаханьки – 2». ACT издательство Хранитель. Москва, 2007 г.
- «Над чем смеется Петросян?» (Антология репертуара) Том второй. Издательство ОАО “Московские учебники” 2010 г.
Многие годы Петросян бережно собирает реликвии юмористического искусства. При своем театре он создал Центр эстрадной юмористики, где собраны уникальные материалы по истории эстрады XIX — XX вв.: многочисленные юмористические журналы, афиши, рукописи знаменитых юмористических драматургов, аудио и видео записи артистов прошлых лет, фотоматериалы и прочее, прочее… Именно на этой базе родилась его знаменитая телепередача «Смехопанорама», где Петросян – уже эстрадовед и режиссер – рассказывает нам о своем удивительном жанре.
59Телевидение. Впервые Е. Петросян появился на телевидении в 1962 году в качестве конферансье молодежной программы «В жизни раз бывает 18 лет». Его представляла популярнейшая телеведущая Валентина Леонтьева, которая позже не раз вспоминала этот факт, называя себя крестной мамой артиста. В 1964 году в прямом эфире Е. Петросян вел телепередачу «Голубой огонек». В начале 70-х гг. вместе с известной тележурналисткой Татьяной Коршиловой Петросян придумал и вел «Вечера юмора» в концертном зале Останкино, которые явились предтечей телепередачи «Вокруг смеха». Несколько лет (с 1973 по 1976 гг.) был ведущим популярной телепередачи «Артлото», участвовал в первых выпусках «Утренней почты» (1975 – 1985 гг.), в «Аншлаге» (1987 – 2000 гг.) и многих других.
60У Е. Петросяна много сольных передач на телевидении, таких как: «С различных точек зрения» (1985), «Приглашение на вечер Петросяна» (1988), «Ангажемент Петросяна», «Операция Петросян» (1991), «Антология Петросяна» (1991 – 1993 гг.), «Евгений Петросян приглашает» (1999 – 2000 гг.), «Кто же этот Петросян?» (2000), «Кубок юмора» (2002 г.), еженедельная передача «Шутка за шуткой» (2000-2003), Как автор сценария и режиссер-постановщик Е. Петросян выпустил программы Елены Степаненко «Бабы, вперед!» (2001-2007 гг.), «Включайте, посмеемся!» (2001 г.), «Кривое зеркало» (2003 г.). Программа Е. Степаненко «Бабы, вперед! – 2» (2005 г) заняла вторую строчку по месту и рейтингу среди самых популярных телепередач у российской аудитории за пятилетний период (2000 — 2005 гг.)
61Немного подробнее об особых телепроектах. С 1994 года на ТВ еженедельно выходит в эфир авторская телепередача Е. Петросяна «Смехопанорама», в которой широко представлены мастера разговорного жанра разных поколений, запечатлена история сатиры и юмора на отечественной эстраде. Особое внимание следует обратить на такое удивительное, не имеющее аналогов, явление, как телетеатр Петросяна «Кривое зеркало» — это музыкальный, пародийный, буффонный, то есть, эксцентрический — клоунский театр персонажей. Спектакли театра «Кривое зеркало» пользуются огромным зрительским успехом и уже который год имеют самый высокий рейтинг не только среди юмористических передач, но и передач всего российского телевидения. Здесь необходимо отметить, что режиссер Е. Петросян дает дорогу многим молодым талантливым артистам, сникавшим теперь большую популярность.
62Благодаря его авторитету, в Москве проведены два конкурса артистов эстрады (Е. Петросян — председатель жюри в 1999 и 2002 гг.), которые выдвинули новые имена. Всероссийский конкурс «Кубок юмора» 1999 года можно выделить среди всех ранее проходивших конкурсов, как выдающийся, потому как результаты его были небывалыми — рекордное количество лауреатов, ярчайших артистов. Средства массовой информации в силу своего безграмотного отношения к этому жанру, в силу своего, пренебрежения к этому жанру, не заметили этого события. Более того, они, бездумно повторяли фразу: «Жанр умер!» И это в то время, когда на эстраде появилось новое поколение юмористов. Лауреатами конкурса стали: Максим Галкин, Андрей Данилко, братья Пономаренко, Юрий Гальцев, Сергeй Чванов и Игорь Касилов (сейчас это «Новые русские бабки»), Геннадий Ветров, Святослав Ещенко, Сергeй Дроботенко, Максим Аксенов, Дмитрий и Антонина Ивановы с очень оригинальным номером, замечательные клоунские ансамбли «Братья по разуму», «Лицедей-Лицей», театр «Унисон» и многие другие.
63Сам артист никогда не акцентировал внимания на своих достижениях, званиях, наградах. Между тем, Е. Петросян – не только выдающийся артист эстрады, талантливый режиссер, писатель, но и вице-президент Международного союза эстрадных деятелей, академик и почетный профессор Международной Академии наук информации, информационных процессов и технологий (МАН ИНТ), председатель Всероссийских конкурсов артистов юмористической эстрады.
64Евгений Петросян занимает яркую страницу в истории искусства отечественной эстрады.
65В 2018 году вручена Почетная грамота от Президента Российской Федерации В.В.Путина за активное участие в общественно-политической жизни российского общества.
6616 сентября 2020. Поздравительные телеграммы на 75-летие.
68Сведения взяты из энциклопедии «Эстрада России. XX век. Москва,«ОЛМА-ПРЕСС», 2004., «Эстрада России. Двадцатый век. Лексикон». Москва,РОССПЭН, 2000.
69707172