«Я обещаю…»: Валентин Гафт не осуществил свое последнее желание, но его выполнит его старый друг Никас Сафронов
Полтора года назад Валентин Гафт перенес инсульт. С этого момента и начался отсчет остатка дней его жизни. Он стал вести затворнический образ жизни и ни с кем не виделся. Исключением стал художник Никас Сафронов, с которым он познакомился в 1991 году в Кремле. Знаменитости разговорились и поняли, что существуют «на одной волне». Сафронов подарил Гафту книгу с его работами, которые по признанию самого художника, в то время были напечатаны не в самом хорошем качестве. Но актер его труды оценил с лихвой, потому что в ней было много символизма и сюрреализма —того, что ему было близко. Уже через несколько дней Гафт зачитал Никасу несколько стихотворений, написанных на его картины. Так началось их плодотворное сотрудничество. Вместе они задумали выпустить совместную книгу.
instagram.com/safronov_nikas
«Гафт в то время переживал сложности в личной жизни, поэтому с головой погрузился в работу над книгой — она явилась для него отдушиной. Как он тогда говорил, она буквально спасла его», — признавался художник изданию. Книга вышла, но не вполне удачная, по мнению звезд, хотя весь тираж разошелся за полтора месяца. Было решено выпустить новый совместный проект. «Как-то лет семь лет назад, когда я был в Крыму, мне приснился сон, что Гафта не стало. Проснувшись, я забеспокоился и тут же позвонил ему. Валя отшутился и сказал, что это знак: нужно, наконец, сделать совместную книгу», — рассказывал Никас.
Работа закипела. Даже пандемия была на руку селебритис. Они могли спокойно посвятить себя творчеству, ничего не отвлекало: «Мы решили назвать книгу «Я и ты»» — по названию стихотворения, написанного на мою картину «Нострадамус». Валя очень ждал эту книгу и говорил мне: «Никасевич, это будет самая лучшая книга в моей жизни». Книга должна была выйти еще этим летом, к Московской книжной ярмарке. Однако издательство не смогло напечатать ее из-за предъявленных прав другого издательства, которое не могло себе позволить выпуск по финансовым причинам.
Сафронов даже отказался от своего гонорара, а Гафту пообещал выплатить из собственного кармана — только бы издать это произведение, но художник не успел. «Валя уже был сильно болен, я приезжал к нему, рассказывал о том, как продвигаются дела, и успокаивал, что в скором времени привезу ему из типографии книгу». Валентин Гафт скончался, но его дело живо. Никас пообещал исполнить его последнее желание. «Мне невыносимо жаль, что я не успел осуществить его мечту. И Валя так и не смог подержать в руках эту книгу, — сетует Никас. Но я обещаю, что обязательно исполню последнюю волю Гафта и выпущу в свет наше с ним совместное детище».
Смерть Валентина Гафта больно ударило по его друзьям. Именитые артисты плакали на прощании и благодарили небеса за сотрудничество с ним на одной сцене. Особенно сильно страдала Елена Яковлева. «Безумно жаль. Таких актеров больше никогда не будет!», — сказала она, цитирует ресурс. На прощании с Валентином Гафтом в театре «Современник» Ольга Остроумова обратилась ко всем, кто пришел проститься с выдающимся артистом. «Могу сказать, что мне выпала честь и счастье прожить с этим человеком рядом, близко довольно много лет. Я старалась быть его защитницей, товарищем, другом. И знаете, от любви зрительской до ненависти один шаг. Я верю, что ни одно слово какого-то дypaка не приведет вас к этому шагу. С вами этого не случится никогда. Спасибо тем, кто с нами в эти дни», — отметила Остроумова, сдерживая слезы цитирует СтарХит. Многие коллеги Валентина Гафта считают, что именно Ольга Михайловна стала добрым ангелом-хранителем актера. Все наследство Гафта, скорее всего, достанется именно ей. У актера также есть внебрачный сын Вадим Никитин, но он живет в Бразилии и пока не может прилететь в Россию из-за коронавируса.
Фото обложки: instagram.com/safronov_nikas