Что должен уметь ребенок в 1 год и 1 месяц
Что должен уметь ребенок в 1 год и 1 месяц
Что в норме должен уметь ребенок в 1 год и 1 месяц, этапы развития и выбор игрушек
Как быстро растут дети. Кажется, только вчера малыша принесли из родильного дома, а сегодня ему уже больше года. На детской площадке мамы хвалятся успехами своих крох, их маленькими победами. Для многих родителей это очень сложный период. Что делать, если, по рассказам соседок, их дети умные, подвижные, говорливые, а ваш ребенок самый обычный, и не выказывает признаков гениальности? Что вообще должен уметь ребенок в 1 год и 1 месяц, давайте попробуем разобраться.
Физическое развитие
Малыш активно исследует окружающий мир. Это уже вполне самостоятельная и очень любопытная кроха. Мальчики и дeвoчки такого возраста различаются по физическим параметрам, их интересуют разные игрушки и занятия.
Он значительно вырос, по данным ВОЗ, физические параметры ребенка в этом возрасте составляют:
- рост — от 73,5 до 78,4 сантиметров;
- вес — от 8,7 до 11 килограмм;
- окружность головы — от 44,9 до 47,6 сантиметров;
- количество зубов — 8 штук.
Поскольку мальчики развиваются чуть медленнее девочек, сын в этом возрасте может еще не начать ходить. Он активно ползает, может заняться складыванием кубиков или пирамидки, катает машинку, любит музыкальный коврик или молоток. Несколько минут играет самостоятельно, не вовлекая в процесс родителей.
По физическим параметрам дeвoчки обычно чуть уступают мальчикам, но при этом быстрее развиваются, более социализированы. Физическое развитие девочек:
- рост — от 70,5 до 76,8 сантиметров;
- вес — от 8 до 10,2 килограмм;
- окружность головы — от 43,7 до 44,6 сантиметров;
- количество зубов — 8 штук.
Абсолютное большинство девочек к этому возрасту уже умеют ходить. Они стараются не упускать маму из виду. Дочка в этом возрасте может пpaктически самостоятельно кушать, в играх пытается накормить мишку или куклу. В игру обязательно вовлекает родителей. Малышки в таком возрасте очень любят сидеть у мамы на руках, разглядывая яркую книжку.
Если ребенок немного не укладывается в эти нормы, нет повода беспокоиться, а вот в случае серьезного отставания в росте и весе или значительного превышения этих параметров следует проконсультироваться с педиатром.
Важно: если малыш еще не ходит и при этом имеет слегка избыточный вес, не волнуйтесь, килограммы уйдут, как только он научится ходить.
Кроха в 13 месяцев много двигается. Он может быстро ползать, ходить, держась за опору. Те, кто пошел в 8-11 месяцев, уже вполне самостоятельно передвигаются и даже учатся бегать. Ребенок в этом возрасте требует повышенного внимания близких, его ни на минуту нельзя оставлять одного, поскольку шустрого малыша следует беречь от опасности.
Разница в воспитании мальчика и дeвoчки
Мальчики и дeвoчки различаются с самого рождения не только по пoлoвым признакам. В 13 месяцев очень заметны психологические различия между ними. Девочки раньше начинают ходить и говорить, как правило, не так тяжело болеют. Мальчики более прочно стоят на ножках, активнее исследуют окружающий мир.
И дeвoчкам, и мальчикам в этом возрасте необходимы мамины объятия и тактильный контакт, но дeвoчкам все же чуть больше, чем маленьким представителям сильного пола. Папа в воспитание сына должен включаться с первых месяцев жизни. При этом следует учитывать, что сын подсознательно копирует поведение папы, а дeвoчка — мамы.
Мальчикам нужно давать больше самостоятельности, при этом поощряя словами за самые мелкие достижения. Девочки больше любят общаться, пpaктически не могут играть самостоятельно, не вовлекая в процесс маму или папу. Мальчики могут увлечься кубиками или пирамидкой, абсолютно не обращая внимания на окружающих и даже не реагируя на зов родителей.
Конечно, каждому родителю хочется баловать сына или дочку, однако, следует помнить, что малыш, вне зависимости от пола, очень быстро привыкает к излишней опеке, потом уже трудно перестроиться и взрослым члeнам семьи, и ребенку.
Что должен уметь ребенок в таком возрасте
Малыш в этом возрасте умеет распознавать и демонстрировать весь спектр эмоций и настроения. Он замечает мамину грусть, и может расплакаться, радостно реагирует на улыбку близких, а наблюдать удивление или озадаченность крохи при знакомстве с окружающим миром просто уморительно. В норме он, пока еще с опаской, но уже и с большим интересом, реагирует на малышей того же возраста, робко пытается с ними контактировать.
В этом возрасте ребенок пытается побольше узнать об окружающем мире. Он с интересом исследует комнату и квартиру, к которой привык, пытается самостоятельно добраться до заинтересовавших его вещей, причем делает это весьма проворно.
Он знает названия пpaктически всех привычных игрушек, выполняет простые просьбы и задания: «дай зайчика», «на ведерко». У крохи выpaбатывается младенческий язык, когда, кроме гуления, в детском лепете присутствуют слоги и даже отдельные слова: мама, папа, дай, би-би. Он прислушивается к собственному голосу и меняет интонацию.
Ребенок воздействует на игрушки. Толкает, отбрасывает, тянет, пытается спрятать. Ему нравятся эти занятия, он осознает собственные возможности и бурно радуется новым открытиям. Радуйтесь вместе с ребенком, показывайте, как можно играть с игрушками, поощряйте его к действиям.
Малыш уже сам сидит на детском стульчике, кушает с помощью ложки. Конечно, проще его покормить и напоить, это будет гораздо быстрее, и не понадобится отмывать кухню, однако не следует требовать от ребенка умения и самостоятельности, если ему никто не показывал, как надо, и не позволял ошибаться. Если ребенок еще не ходит, водите его за ручки, поощряйте самостоятельно добраться до яркой игрушки, зовите, сидя на диване, пусть он сделает свои первые шаги. И, конечно, не забывайте хвалить малыша, разговаривать с ним, объяснять свои самые простые действия.
Нервно-психическое развитие
В этом возрасте ребенок очень подвижен, он старается добраться до ярких вещей в квартире, пытается открыть дверцы шкафов, отправиться в путешествие на кухню или в ванную, где огромное множество интересных вещей. Вот примерный список умений малыша в таком возрасте:
- ходит или быстро ползает;
- стоит, держась за край дивана или другую опору, если нужно что-то рассмотреть:
- присаживается на корточки, наклоняется, чтобы поднять игрушку;
- катает мячик, машинку на веревочке, другие подвижные игрушки;
- складывает башенку из кубиков;
- знает около 10-15 простых слов, понимает гораздо больше;
- самостоятельно пьет из чашки, пытается есть большой ложкой.
Он начинает интересоваться сверстниками, способен покормить куклу, принести маме свою любимую игрушку. Конечно, это весьма примерный список, малыш может уметь чуть больше или меньше, главное – это ежедневное общение с малышом, игры, систематические занятия с крохой.
Ребенку этого возраста очень полезны игры с водой, песком, малыш с удовольствием осваивает пальчиковые краски. Он уже способен нанизывать кольца пирамидки и строить башенку из кубиков. Такие занятия важны для малыша, они должны быть короткими (не более 15 минут), но ежедневными. При купании можно бросить в ванну несколько плавающих ярких игрушек и показать малышу, как собрать их в ведерко, или научить по одной подавать их маме. Даже самые простые действия и новые впечатления развивают кроху.
Развитие речи
Для развития речи ребенка следует как можно больше с ним разговаривать, медленно и внятно комментируя его и свои действия. Читайте ребенку стихи, сказки, при чтении меняйте интонацию. Детки в таком возрасте очень музыкальны. Они пытаются повторить простые детские песенки, воспроизвести мелодию, учатся танцевать.
Можно купить малышу вертушку, которая крутится, если на нее подуть, свистульку, дудочку. Упражнения, которые выполняются с этими предметами, укрепляют мышцы щек и языка. Почаще обращайтесь к малышу с просьбами и не забывайте его хвалить.
Игрушки для детей в 1 год и 1 месяц
Малышу очень пригодятся мячики разного размера, кубики, пирамидки. Сортер – одна из самых удобных развивающих игрушек для детей этого возраста. Это емкость с отверстиями разных форм и фигурами, которые нужно просунуть в определенное отверстие. С помощью таких игрушек с ребенком можно учить формы предметов, цвета, на более сложных моделях могут присутствовать фигурки животных. Очень удобны сортеры-каталки, такую игрушку малыш может тянуть за собой.
Эта простая игра способствует развитию мелкой моторики. Понадобится банка с широким горлом, пластиковый стакан или контейнер с крышкой. Покажите, как складывать в емкость разные яркие предметы через прорезь в крышке, а затем высыпать их. Можно использовать крупные бусы, большие яркие пуговицы, белую и красную фасоль. Нужно показать малышу, как греметь баночкой. Конечно, все занятия проводятся под присмотром взрослых.
Прячем игрушку
К любимой игрушке малыша привязывается яркая ленточка. Игрушку следует недалеко спрятать, чтобы малыш видел кончик ленточки. Затем найти игрушку и вместе с малышом бурно радоваться успеху.
Зарядка для пальчиков
Самая простая зарядка для пальчиков в таком возрасте – это «Сорока», «Этот пальчик – дедушка», сжимание и разжимание пальчиков в кулачок, подглядывание через раздвинутые пальчики. Любое занятие выполняется только в игровой форме, обычно малыша очень увлекают подобные упражнения.
Занятия и игры
С ребенком можно покатать мяч, разобрать и собрать пирамидку или матрешку. Малыша можно учить закрывать и открывать разные баночки с крышками. Очень нравятся крохам книжки с яркими картинками. Дети развиваются в процессе тесного общения с родителями, они подражают действиям взрослых, копируют интонацию и эмоции. Чем больше позитива будет выказываться в общение с ребенком, тем радостнее, счастливее и контактней будет малыш.
Развивающие и вспомогательные занятия
Для детей такого возраста очень полезны яркие музыкальные коврики, пирамидки, неваляшшки, наборы кубиков и формочек. При выборе интеpaктивных игрушек следует быть осторожнее – такая игрушка может напугать малыша.
Поскольку малыш стал значительно больше двигаться и пачкаться, мыть его следует чаще. На прогулке, кроме влажных салфеток, могут пригодиться растворы для дезинфекции, поскольку крохе не избежать падений и царапин. Малыша следует ежедневно причесывать. Дитя следует усаживать для завтpaка, обеда и ужина рядом со взрослыми. Это позволит ему быстрее научиться правильно пользоваться ложкой, чашкой, самостоятельно кушать.
Возможные проблемы
Следует придерживаться режима. Спать годовалый ребенок должен 2 раза за день. Ему нужно набираться сил для будущих открытий. Привыкнув к режиму, он станет менее капризным, да и у мамы появится такое необходимое время на собственные нужды.
В таком возрасте дитя развивается стремительно, пополняется его словарный запас, появляются новые навыки. Если малыш не полностью соответствует приведенным нормам, не стоит беспокоиться. Однако, если он сильно отстает в развитии, необходима консультация специалиста. Если проблема замечена в столь нежном возрасте, у ребенка будет возможность, опираясь на помощь родителей, нагнать сверстников.
Развитие ребенка в 1 год и 1 месяц: что должен уметь малыш, как с ним играть и чем занять кроху?
Вот малышу уже год и месяц! Для родных наступают горячие деньки. Мало того, что нужно ответить на все вопросы, изложенные младенческим языком, но необходимо и удержать ребенка от опасных опытов. Маме и всей семье понадобится хороший ресурс любви и терпения.
Физические параметры
Сначала поговорим о самом важном – физическом здоровье. Всемирная Ассоциация здравоохранения разработала шкалу роста и веса для младенцев всех рас и обоих полов. Приводим данные для нашего региона.
- рост: от 73,5 до 78,4 см;
- вес: от 8,7 до 11 кг;
- окружность головы: от 44,9 до 47,6 см;
- должен иметь 8 передних зубов.
- рост: от 70,5 до 76,8 см;
- вес: от 8 до 10,2 кг;
- окружность головы: от 43,7 до 46,4 см;
- ребенок должен иметь 8 передних зубов.
Режим сна малыша
Интересно, что уже в столь малом возрасте дети начинают делиться на сов, жаворонков и гoлyбей.
- Жаворонки укладываются спать в 20-22 часа, но уже в 4-5 начинают «трудовую» деятельность, просят гpyдь.
- Совы могут бодрствовать до 23-х, но первый раз просыпаются в 6-7 утра.
- Голуби не имеют определенного режима, чем вводят в ступор родителей.
Дети в большинстве своем делят ночной сон на две части. Днем такие малыши тоже спят в два приема – минимум по часу. В сумме в этом возрасте малыш должен спать 10-13 часов в сутки.
Как раз в этот период родители могут выявить, к какому суточному типу относится ребенок. Так, поднятая рано утром “сова” будет постоянно стараться прикорнуть и добрать утренние часы сна
Навыки и умения малыша
В норме 13-мecячный ребенок не только умеет распознавать, но и демонстрирует всю гамму человеческих настроений, чувств и поступков (рекомендуем прочитать: что умеет делать ребенок в 1 год и 2 месяца?). Он будет проявлять не только любовь, но и независимость, страх, злость, упрямство, непослушание, грусть. Во всех этих проявлениях ему нужна безусловная любовь мамы и папы, но уже стоит выставлять границы и внушать слово «нельзя». Пока малыш очень привязан к маме, однако нужно нежно подталкивать его к общению с другими людьми.
- Примите чувства вашего ребенка. Он имеет на них право.
- Если отучаете от гpyди, старайтесь вознаградить это лаской и забавой. Не отучайте во время болезни или важных изменений в его жизни (переезд, например). Во время отлучения постарайтесь занять его чем-то новым и захватывающим.
В 1 год и 1 месяц дети проявляют большую активность и стремление к самостоятельности. Их проще занять и направить. Они уже умеют ходить сами или с помощью взрослых или ползают с изумительной прытью. Исследование домашней территории переходит на более высокий уровень: открываются полки, двери и окна, все пробуется на зуб и засовывается в нос или ухо. Некоторые уже умеют приставить стульчик и влезть довольно высоко.
Ходят годовалые дети неумело, но с большим энтузиазмом. Они стремятся ходить, как все взрослые вокруг них. Тем более, что прямохождение позволяет расширить горизонты.
Малыш очень гордится своим новым навыком хождения, поэтому применяет его в любой удобный момент. Мамочке нужно быть осторожной, потому что ребенок становится очень любопытным и может оказаться в опасности
Что должен уметь ваш ребенок?
- Сам сидит за столиком и пытается есть без вмешательства взрослого. Не следует пресекать эти попытки, даже если ребенок перемажет все вокруг.
- Малыш в год и месяц выполняет простые просьбы: «дай мячик», «принеси мишку», знает, как называются предметы и игрушки.
- Кроме гуления и агуканья, уже формирует фразы с повторяющимися словами (мама, баба, папа, биби), имитирует голоса животных (гав, му, мяу, ко-ко-ко). Понимает важные слова: «на» и «дай», «да» и «нет». Различает звуки, разговаривает сам с собой на младенческом языке. Слушает свой голос, изменяя громкость и интонации.
- Ребенок понимает, что может влиять на предметы – толкать, тянуть, хватать, бросать, прятать. Он делает это с наслаждением – таков его способ владеть окружающим.
- Общения с семьей уже мало – ребенок тянется к сверстникам и детям постарше, на прогулке рассматривает других малышей. Ищите компанию – ранняя социализация большое благо. Дети друзей, родственников, соседей, компания из песочницы или кружка развития дают бесценный опыт ранней дружбы и умение вести себя в конфликте.
- Если ваш малыш в год и месяц не ходит, а энергично ползает и встает, примените мягкую педагогическую силу. Дайте ему уцепиться за ваши пальцы обеими ручками и водите. Поощряйте хождение интересными вещами: «давай подойдем к той игрушке, к тому красивому цветочку». Предметы лучше показывать на уровне его глаз, чтобы малыш понимал – чтобы много увидеть, надо много ходить. Сядьте на диване за 3-4 м от малыша и протяните к нему руки, позовите его. Если он приползет, не ругайте, опуститесь сами на четвереньки, а потом встаньте, показывая пример. Проявите бурную радость, когда малыш решит подойти, обнимайте и качайте его.
Развивающие и вспомогательные занятия
Развивающие занятия и игры призваны облегчить и ускорить созревание малыша. Раннее развитие человека всегда происходило одинаково: он лезет так высоко, как только может, не думая об обратном спуске (рекомендуем прочитать: здоровое развитие младенца в 1 месяц). Следите за ребенком, не оставляйте его даже на короткое время: дети очень реактивны, если им что-то интересно (рекомендуем прочитать: как развивается ребенок до 1 месяца?). Снимайте малыша с высоты, научите спускаться самостоятельно, но не рискуя, с малой высоты, сопровождайте действия словом «нельзя».
Игрушки, подходящие для возраста в 1 год и 1 месяц:
- книги, иллюстрированные яркими и понятными картинками, энциклопедии малыша, сказки, говорящие книги и т (рекомендуем прочитать: интересные и развивающие книги для детей 1-2 года).д.;
- большие игрушки, которые можно бросать и толкать (машинка, мишка, пупс), каталки с трещотками и мигалками, разные стучалки и звучалки.
Эффективные занятия для ребенка в 1 год и 1 полный месяц могут быть самыми разнообразными. Купите куб с прорезями разных геометрических форм: пусть ребенок впихивает в соответствующие отверстия звезду, квадратик, треугольник и т (см. также: полезное меню для годовалого ребенка с рецептами). д. Хороша и копилка, в которую малыш будет опускать пуговицы и монеты (строго следить, чтобы не проглотил). Покажите, как получить бренчание, тряся копилкой. Звуковые игры – это то, чем стоит заниматься каждый день.
Спрячьте игрушку на глазах у малыша простым способом (накрыв коробкой, тканью или заведя руки за спину). Пусть малыш ищет. Привяжите к игрушке яркую ленточку на его глазах и спрячьте так, чтобы он видел кончик ленты. Найдет – бурно радуйтесь и восхищайтесь.
Полезно развивать и чувство цвета. Листы цветной бумаги раскладываем по полу, поставив на них предметы и игрушки того же цвета, проговариваем названия цветов. Потом игрушки убираем, играем ими с ребенком и просим его самостоятельно разложить по цветам на листочке бумаги. В 13 месяцев он уже вполне справится с этим.
Чувство цвета для развития ребенка очень важно – оно помогает лучше понимать окружающий его мир и выражать ощущения при помощи художественных инструментов
Чем можно кормить малыша?
Пора обогатить питание. Да, ваша радость пока почти не имеет зубов, но уже в состоянии оценить новый вкус и усвоить новые блюда. У ребенка в этом возрасте формируется кулинарный вкус. Делайте здоровую, простую и вкусную еду, измельчайте ее так, чтобы не было проблем с глотанием и перевариванием. Например, бутерброд с маслом и сыром – обрежьте корочки, порежьте на маленькие кубики и посыпьте тертым сыром. Пусть ест самостоятельно. Кстати, в интернете есть множество видеорецептов для малышей.
Ребенку 1 год и 1 месяц: развитие, питание и сон
Начальное развитие малыша в первый год жизни хаpaктеризуется его дальнейшим совершенствованием, ростом и формированием двигательных навыков, разговорной речи, умственного мышления. Возраст 1 год и 1 месяц – это тот возраст, который требует наибольшего внимания и общения. Малышу интересно играть со своими сверстниками. В этот период родителям стоит активно общаться и заниматься с ребенком, так как в этом промежутке малыш познает мир, многому учиться. Однако не стоит переусердствовать, чтобы не переутомлять его. Обучение и познание всего нового должно проходить в форме игры.
Что должен уметь ребенок в этом возрасте
В период, когда ребенку исполняется 1 год и 1 месяц он уже способен самостоятельно ходить, хотя в большинстве случаев делает он это довольно неуверенно и неустойчиво, на носочках или придерживаясь за руку, учится произносить свои первые слова, зато довольно уверенно передвигает предметы.
Малыши в этом возрасте становятся достаточно внимательными к предметам и действиям, которые их заинтересовали. Например, слушая маму или папу, он понимает своего родителя и может выполнять несложные просьбы и поручения, например, принести свою игрушку или подать знакомый ему предмет. Ребенок уже умеет самостоятельно сидеть за своим столиком во время приема пищи, ему интереснее держать ложку самому и кушать с небольшой помощью.
Речь ребенка развивается со слов, имеющих повторные слоги: «мама», «папа», «баба», в том числе слова, имеющие несложные произношения: «на», «дай». Также кроха любит повторять звуки любимых животных: «мяу», «гав», «му-му». В этот период времени кроха учится различать и запоминать звуки. Одно из увлекательных занятий – разговоры с самим собой на непонятном взрослому человеку языке. Звуки могут издаваться то слишком громко, то еле слышно, так ребенок слушает себя и свою интонацию.
Ребенок возрастом в 1 год и 1 месяц требует постоянного движения, он с трудом может усидеть на одно месте дольше 5 минут, при этом все движения сопровождаются перемещением за собой различных предметов или вещей. Для родителей в это не легкое время стоит запастись большим терпением.
Малышу общения с близкими уже недостаточно для познания всего окружающего, поэтому это та самая пора, идеально подходящая для знакомства со сверстниками. Необходимо подобрать подходящую компанию, которая придется по душе ребенку среди своих знакомых, родственников, друзей. Ребенок в этом возрасте способен найти себе единомышленников в детской песочнице или дошкольной школе развития.
Занятия и игры с ребенком 1 год и 1 месяц
Всевозможные увлекательные занятия с малышом несут познавательный и укрепляющий хаpaктер. Основной целью является совершенствование правильной ходьбы, развитие процессов речи. Игровые занятия учат ребенка управлять игрушками: вынимать и складывать в коробку, различать по цвету и размеру. Дети с радостью воспринимают игрушки, которые могут собираться-разбираться, трaнcформироваться. К таким можно отнести матрешки, цветные кубики, коробочки с крышками, занимательные детские книжки с крупно нарисованными персонажами.
Важно, чтобы листы книг для детей возраста 1 год и 1 месяц были плотными, можно картонными, чтобы ребенок мог самостоятельно перелистывать странички, и при этом не порвать книжку.
Ниже приведем несколько игр для детей возраста 1 год и 1 месяц. На основании этих занятий родители могут придумывать и другие развлечения, чтобы занять кроху и в тоже время активно участвовать в его психо-физическом развитии.
Занятия и игры с кубами. Цель заключается в ознакомлении ребенка с основными особенностями куба. Геометрические фигуры в количестве восьми штук одинакового размера помещают в коробку и закрывают крышкой. Кроха открывает ее и поочередно достает кубики, таким образом, ребенок осваивает действие последовательного выкладывания предметов. Когда коробочка опустеет ее необходимо показать малышу и подтвердить факт отсутствия в ней предметов, также можно предложить крохе заглянуть во внутрь. Последующей частью занятия с кубиками – постройка башенки или паровозика (кубики выкладываются в вертикальной или горизонтальной плоскости).
Занятия с матрешками. Познавательная игра с раскладывающейся конструкцией. Для начала достаточно двух игрушек – маленькой и больше. Ход такой игры несет увлекательный хаpaктер. Матрешки можно катать на машинах, танцевать, играть в прятки. Спрятанная матрешка под платочек заставит малыша поразмышлять над поиском. Мама также может предложить своему крохе накормить и напоить матрешек. Матрешкам ставят импровизированные столики и посуду, мама помогает ребенку обыграть ситуацию кормления и чаепития, в конце игры матрешки благодарят малыша. Также многие детишки любят произвольную игру с матрешками.
Читать еще: Боль в области шеи сзади, болит шея сзади — причины и лечениеОсобенности питания детей в 1 год и 1 месяц
Основной составляющей рациона годовалого малыша – разнообразие молочных продуктов. Деткам с режимом грудного вскармливания добавляют в меню сметану, творог, сыр, кефир, натуральный йогурт. Чтобы обезопасить кроху от попадания в организм разного рода ненужных жиров и вредных консервантов следует отдать предпочтение детской молочной продукции.
Чтобы в детский организм поступали витамины и минералы, малышам в этом возрасте дают свежие овощи и фрукты. У ребенка уже есть несколько зубов, поэтому он с удовольствием будет грызть кусочек яблочка или морковки. Также в рационе ребенка могут быть тушеные овощи, рагу и прочие блюда из овощей. Овощные салаты полезны для детского организма. Их можно приготовить из отварного картофеля, моркови, свеклы или кабачков. Идеально сочетаются овощи с добавлением яичного желтка.
Наступило время добавлять в меню крохи мясо. Идеально подойдет молодая телятина, нежирная говядина или нежная курица. Из хорошо проваренного мяса можно приготовить паштет, паровые котлетки, запеканки. Мясной продукцией лучше кормить ребенка в обед. Из рациона годовалого малыша не должна быть исключена и рыба. Нежирный минтай или треску можно отварить и покормить ребенка нежным филе. К рыбе можно добавить немного овощей.
Максимально полезны кашки из овсяных хлопьев или гречка. Чтобы разнообразить рацион каши можно чередовать перловкой, ячневой или манной крупой. Это подходящее блюдо для завтpaка можно приготовить на нежирном молоке или на воде добавив несколько грамм сливочного масла.
Салатики из фруктов станут отличным полдником для малыша. Плоды подаются натертые на терке, в основу могут входить бананы, яблоки, груши. В натертые фрукты добавляют ягодки малинки, смородинки, клюквы.
Особенности сна у детей в 1 год и 1 месяц
Правильный полноценный сон восстановит силы крохи, даст необходимую для малыша энергию и здоровое состояние ребенку. Для полноценного отдыха крохе требуется 13,5-14 часов сна в сутки, 2 часа отводиться на дневной сон, остальная часть на ночь.
Приготовление ко сну следует начинать за час до сна, чтобы все успеть: искупать, сделать расслабляющий массаж, почитать книжку. Кроха, таким образом привыкает к каждодневному режиму и в 21:00 он уже спит. Постоянство благоприятно воздействует на психологическое состояние и полноценное развитие ребенка.
Возраст 1 год и 1 месяц – это только начало активного пути ребенка, еще многое впереди и родителям следует запасаться огромным терпением, чтобы успевать помогать крохе познавать этот удивительный мир.
Что должен уметь делать годовалый ребенок: набор навыков в 1 год
Как быстро летит время! Кажется, что только вчера вы принесли в дом посапывающего новорожденного, а сегодня ваш малыш уже отмечает свой первый день рождения! Родителей волнуют вопросы: как идет развитие их крошки, что должен уметь ребенок в 1 год и что из этого умеет делать их чадо. Конечно, все детишки разные и осваивают новое в разное время. Но есть некий усредненный набор навыков, большинством из которых дети должны овладеть к годовалому возрасту.
Первые умения
Первый годик дается маленькому человечку непросто. Столько всего надо освоить! К годовому рубежу кроха подходит с базовыми умениями, на которых будут основаны его дальнейшие достижения:
- умеет следить глазками за перемещением объекта (или света) ;
- водит глазами вслед за погремушкой, слышит и интересуется ее звуком;
- дарит близким первые улыбки;
- умеет держать голову в вертикальном положении;
- меняет позиции, переворачивается с живота на спинку и в другую сторону;
- тянется за погремушкой;
- сидит;
- осваивает гуление.
Физическое развитие ребенка
К годику дети умеют сидеть, стоять (держась за взрослого или предметы мебели), вставать на ножки, ползать. Вставать малыши умеют из любого положения. Некоторые детишки стадию ползанья пропускают.
Обычно это те годовасики, которые рано встали на ножки и научились ходить – они выбирают для себя сразу «взрослый» способ передвижения. Чаще всего такие детки очень активны, быстро развиваются физически. Узнайте, когда ребенок начинает ходить>>>
В основном, малыши умеют ходить вдоль опоры, или с поддержкой за одну или обе ручки. Особо шустрые детки ходят без опоры и даже бегают.
Физическое развитие ребенка идет вперед семимильными шагами:
- в 1 год малыш умеет шагать по лестнице с поддержкой взрослого;
- ползать по лестнице;
- забираться на стулья, диваны, другие предметы мебели;
- детки также спускаются с кроватей, диванов вниз, сползают с лесенок.
Важно! Поэтому не оставляйте ребенка в комнате с открытыми окнами, розетками, тяжелыми предметами, которые он может уронить.
Даже если вам кажется, что малыш не умеет забираться на подоконник, знайте: вы его недооцениваете! В этом возрасте детки догадываются подставить стул.
В физическом развитии крохи большую роль играет самостоятельность. Если вы хотите, чтобы малыш скорее научился ходить, не берите его на руки по первому требованию, позвольте ему самому добраться туда, куда надо. Если кроха пытается самостоятельно забраться в песочницу или на горку, не стоит сажать его туда. Просто подстраxyйте малыша, но основную «работу» ребенок должен выполнить сам. Узнайте также, что делать, если ребенок боится ходить?
Психомоторное развитие крохи
В годовалом возрасте дети активно познают окружающий мир. Малышу интересно, как устроена та или иная игрушка, как несколько крупных деталей конструктора соединяются в одно целое.
К годику ребенок обладает следующими навыками:
- умеет собирать и разбирать пирамидку из двух-трех колечек;
- может составить башенку из двух кубиков;
- умеет снимать крышки с кастрюль и коробок, может положить в коробку какой-то предмет и закрыть крышку;
- осваивает первые сортеры: может проталкивать небольшие предметы в отверстия, вырезанные в крышке картонной коробки;
- играет с посудой: «ест» ложкой, «пьет» из чашки;
- может «причесывать» игрушку, кормить ее или укладывать спать;
- играет со своей одеждой, шапочками, ботинками;
- берет игрушки одной или двумя руками, перекладывает из руки в руку;
- умеет брать небольшие предметы двумя пальцами (большим и указательным) ;
- катает коляску, возит машинку, может толкнуть мячик, чтобы он покатился;
- пытается бросать и ловить мячик или другие предметы;
- умеет открывать дверцы шкафов, выдвигать и задвигать ящики, доставать оттуда вещи, складывать их обратно;
- копирует действия других детей: копает, хлопает, стучит палкой по предметам;
- играет «во взрослых»: например, крутит отверткой, как папа, или красит губы, как мама.
Эмоции и интеграция в общество
- Ближе к году малыши начинают чаще выражать свои эмоции звуками, улыбками, мимикой, а не просто плачем;
- Активнее становится и тактильное выражение чувств: большинство деток умеет обнимать, целовать (родителей, других малышей, игрушки) ;
- Если внимательно наблюдать за малышом, начинаешь понимать язык его тела. Близкие люди обычно хорошо знают, что им хочет «сказать» ребенок. С посторонними детки могут быть более замкнутыми;
- Малыш хорошо знает тех, кого часто видит: родителей, других родственников; узнает их на фотографиях и умеет показывать по просьбе взрослых. Также он может показывать на картинках кошечек, собачек, других животных или предметы;
- В этом возрасте детки уже умеют перелистывать книжки. Ради справедливости надо отметить, что в один год книжки интересуют далеко не всех, и это нормально: остальные малыши оценят прелесть этого занятия чуть позже;
- Годовалые дети активно проявляют как положительные, так и отрицательные эмоции: радуются возвращению родителей с работы, появлению новой игрушки. При этом могут заплакать, если к ним обращается посторонний, или злится на слово «нельзя». Читайте в статье, как объяснить ребенку, что нельзя?>>>
- В этом возрасте малыш часто подражает взрослым: «общается» по телефону, «читает» книжку, возится с папиными инструментами.
- Кроме того, детки копируют мимику родителей и пользуются ею. В год они умеют различать выражения лиц. Детки также понимают интонацию, с которой к ним обращаются, могут копировать ее при гулении;
- Кроха умеет выполнять несложные просьбы: «дай игрушку», «покажи кошечку», «где глазки». Этот навык детки осваивают быстро, достаточно несколько раз поиграть с ними в подобные игры;
- Малыш умеет танцевать под музыку, которая ему нравится, «подпевает» детским песенкам. Если ваш ребенок этого не делает, покажите ему пример – он сразу же научится. Это занятие очень нравится годовалым деткам;
- Подражая взрослым и сверстникам, малыши осваивают первые игры. Годовасики умеют хлопать в ладоши, играть в «ку-ку» (прятать личико в ладошках) ;
- Детки интересуются своим отражением в зеркале, могут активно крутиться перед ним, любоваться собой.
Это далеко не полный перечень того, что умеет делать ребенок, ведь в 1 год социальное и эмоциональное развитие крохи прежде всего зависит от окружающих его людей. В этом возрасте детки проделывают удивительные вещи. Достаточно заниматься их физическим развитием и демонстрировать собственный пример, и ваша крошка поразит вас своей сообразительностью.
Смотрите также в моем видеоуроке о развитии малыша в 12 месяцев:
Становление речи
В один год ребенок понимает обращенную к нему речь. Он ориентируется на интонацию, знает несложные выражения. Чем больше вы разговариваете с ним, тем шире становится его пассивный словарный запас (т. е. те слова, которые он понимает). От 2 до 10 слов умеет говорить ребенок в 1 год.
Сокращенные слова и звукоподражания в этом возрасте тоже считаются словами, если они всегда обозначают одно и то же. Например, если «му» – это всегда «корова», то это звукоподражание тоже считается словом.
Важно! Но не стоит беспокоиться, если ребенок не произносит ничего. Гораздо важнее, чтобы он понимал вас.Если этого не происходит, кроху необходимо показать специалисту.
У детки могут быть проблемы со слухом, речевым аппаратом, неврологические, психологические нарушения.
Большинство отклонений от нормы в этом возрасте успешно компенсируется, если вовремя начать заниматься с крохой.
Что еще знает ребенок в один год:
- отвечает на вопрос «кто это?» отдельными словами: мама, ав, ме-ме;
- умеет показывать знакомые действия по просьбе: как улыбается, как топает ножкой, как кушает и т. п.;
- знает, как его зовут, откликается на свое имя;
- пытается повторить новые слова;
- знает слова «можно» и «нельзя».
Ускорить речевое развитие ребенка можно, если постоянно разговаривать с ним, комментировать свои действия и то, что происходит вокруг. Можно произносить слова, четко артикулируя звуки, побуждая кроху повторять за вами.
Разговаривая с детьми, не стоит коверкать и сокращать слова. В этом случае ребенок запоминает «неправильное» звучание, и переучить его бывает очень сложно. Разговаривайте с малышом как со взрослым, только более эмоционально.
Годовасики и их навыки самообслуживания
В год маленький человек уже стремится к самостоятельности. Вот некоторые бытовые навыки годовалых деток:
- Умеют (или хотя бы пытаются) есть ложкой. Есть даже детки, которые в этом возрасте успешно пользуются вилкой;
- Пьют из чашки-непроливайки, а иногда и из кружки;
- Пытаются самостоятельно одеваться. Если вы никуда не торопитесь, выдайте малышу одежду, которую планируете надеть на него, пусть немного потренируется;
- Умеют откусывать и жевать твердую пищу (печенье, хлеб, банан). Читайте также: как правильно кормить ребенка?>>>
- Умеют мыть руки, вытирать их полотенцем. Детей очень легко научить этому действию, несколько раз показав собственный пример. Подробнее о том, как развить самостоятельность у ребенка?
- Начинают понемногу осваивать горшок. Узнайте, с какого возраста приучать ребенка к горшку?
В этом возрасте достаточно, если малыш знает, для чего нужен горшок, умеет соотносить мокрые штанишки и свои естественные потребности.
Хорошо, если он принимает какой-нибудь условный звук, который обозначает желание сходить на горшок, хотя такое понимание может прийти значительно позже годовалого возраста. Для этого можно усаживать деток на горшок, произнося этот самый условный звук. Они очень быстро запомнят его.
К годовому рубежу каждый ребенок подходит с определенным набором навыков. Каким будет этот набор – зависит в большей степени от родителей. В этом возрасте нужно не только показывать крохе окружающий мир и разговаривать с ним, но и давать малышу больше самостоятельности (под присмотром старших). Позвольте ребенку поучиться на собственном опыте, и вскоре вы будете удивлены результатом!
Развитие ребенка в 1 год 1 месяц: навыки, вес и рост, что умеет
Оглянуться не успели, а малышу уже целый год и месяц! Время летит быстро, пpaктически закончились бессонные ночи, ношение на руках. Ребенок уже сам ходит (или пытается ходить), подражает маме и папе, играет во многие игры, взрослые блюда ему уже по вкусу, на горшок тоже потихоньку приучается ходить.
Мама и папа теперь не только няньки и “вечные дежурные”, но и просто друзья и самые любимые люди. Даже папы, которые раньше с опаской пробовали менять подгузник, боясь что-то “поломать”, теперь с удовольствием идут на прогулку с маленьким непоседой и почемучкой. Новый возраст, новый этап и новые достижения! Какие же основные хаpaктеристики этого возраста, что должен уметь делать малыш и по какому распорядку жить?
Физическое развитие ребенка
В возрасте одного года и одного месяца ребенок потребует к себе особенного внимания и заботы. Ведь активно развиваются его умственные способности, уже многое умеет и с интересом познает мир.
- Некоторые детки начинают только делать первые неуверенные самостоятельные шаги, переваливаясь, как медвежата, и путаясь в собственных конечностях. А некоторые уже вовсю исследуют окружающую обстановку, с уверенностью передвигают предметы, выполняют простые поручения: принести тарелочку, подать мячик.
- Кроха начинает активно играть с детьми в песочнице. И пусть он стоит на носочках и держится за мамину руку, но глаза сияют, целиком и полностью в коллективе. Многие малыши в это время пытаются общаться и умеют говорить простые слова: “мама”, “папа”, “дай”, “на”; имитируют голоса животных: “ав-ав” (собачка), “мяу” (кот) и прочее.
- В это время родителям нужно критически посмотреть на комнату или на всю квартиру, где чаще бывает ребенок: скоро он будет не просто ходить, а бегать как ураган. Следует убрать все опасные предметы, включая аптечку, ключи, напольные цветы, мелкие предметы. Проконтролировать все действия будет очень сложно. Возможно придется переставить мебель, чтобы на пути маленькому исследователю не встречались острые углы, невысокие тумбочки и табуреты, розетки, выключатели, электрические приборы.
- Не оставляйте малыша надолго в одиночестве. Если тихо, и его не слышно – рано радоваться. Возможно, в это время ребенок добрался до запрещенного предмета, например, с удовольствием роется в баночке с пуговицами, про которую все благополучно забыли.
Вес и рост
Ребенок стремительно растет, увеличивается не только масса тела, но объемы. От 1 года до полутора лет показатели могут быть приблизительными. Рассмотрим 2 таблицы.
Рост и вес ребенка в 1 год . Данные отечественных педиатров.
Рост и вес ребенка в 1 год. Данные Всемирного Общества Здравоохранения (ВОЗ)
Количество зубов – 8 передних. Если показатели колeблются в ту или иную стороны в рамках допустимого, то ничего страшного. Если немного не догнал в этом месяце в весе или росте, то в следующем может и перегнать. Но в случае, когда показатели значительно отличаются, следует обратиться к педиатру и другим врачам за консультацией.
Основные навыки в год и 1 месяц
Годовалому малышу уже многое удается сделать самостоятельно. Что же должен уметь маленький человек? Вот краткий перечень того, что малыш может делать сам или с минимальной помощью со стороны взрослого:
- Без поддержки может или просто стоять, или небольшими шагами ходить на расстояние нескольких метров. На ножках стоит уверенно, но сами шаги иногда боится или не хочет делать сам по причине стpaxa (если раньше упал), лишнего веса. За ручку уже может пройти достаточно много с небольшими передышками.
- Ползает хорошо, может проползти под препятствием.
- Вползает по наклонной поверхности и также сползает.
- Умеет приседать, выпрямляться, наклоняться.
- Самостоятельно карабкается и залезает на невысокие кровати, диваны, кресла. Спускаться обратно тяжелее, поэтому может начать хныкать и звать на помощь.
- Может подниматься с помощью взрослого по детской лестнице приставным шагом.
- Повторяет знакомые несложные движения взрослого и сверстников: хлопает в ладошки, стучит, трясет, кивает головой, протягивает ручки, отталкивает и многое другое.
- Дети разного пола немного по-разному ведут себя при ходьбе: мальчики, если не хотят идти, могут спуститься на пол и быстро проползти, а дeвoчки передвигаются ножками, но держаться за мебель или хватаются за руку взрослого.
- Иногда детки просто ленятся ходить и никак не могут переключиться на ходьбу. Очень быстро ползают, но при этом не хотят ходить ножками. Не нужно огорчаться и, тем более, злиться. Помогите ребенку: встаньте на четвереньки и потом поднимитесь. Малыш начнет повторять за вами, пусть и не с первого раза, но у него начнет получаться. Обнимайте свое чадо, изображайте восторг и радость.
- Можно положить любимую игрушку на тумбочку или стол. Ребенок поймет, что нужно встать и пройти несколько шагов, чтобы взять любимого мишку. Постепенно увеличивайте расстояние, которое должен одолеть кроха.
- Маленький исследователь может “навести порядок” в комнате за 5 минут. Из ящиков выкидываются все предметы, абсолютно все интересно: крышечки, щеточки, мамина косметичка, пульт от телевизора, мобильный телефон, ушные палочки. Поэтому лучше опасные или ценные дорогие вещи убирать подальше, а ящики держать закрытыми. Если вы просто будете складывать все обратно, то кроха через несколько минут с восторгом будет выкидывать все заново. Для него это игра.
В основном, дети в этом возрасте самостоятельно могут сделать хотя бы пару шагов. От 1 года до 1,5 пpaктически любой малыш осваивает самостоятельную ходьбу. Но, если малыш пока не ходит или ходит за ручку, не пугайтесь и не заставляйте. Когда он будет готов психологически и физически, то он сделает сам первый шаг и, скорей всего, пpaктически сразу побежит.
Общие движения, движения руками, действия с предметамисам кушает, дает, забирает, ложит в рот, открывает, закрывает, вкладываает один предмет в другой, складывет кубики, играет с кольцами пирамиды, хлопает в ладоши и подражает взрослым
Речевое развитие
Общаться уже намного легче. Малыш все понимает, но, конечно, пока много не говорит. Здесь все очень индивидуально. Некоторые детки произносят достаточно много слов и даже пробуют составлять предложения. Но есть и молчуны – они все понимают, но слова вытянуть невозможно. Зато потом резко начинают говорить целыми, логически правильно построенными, фразами.
Условно можно разделить словарь ребенка на активный и пассивный. Что это значит? Малыш говорит до 10 слов: мама, папа, дай, на, баба, некоторые простые имена близких, озвучивает основных животных. Это и есть активный запас слов. С каждым днем он становится все больше. Помогает постоянное общение, развивающие игры, чтение книг. С этого времени стоит записывать словарь вашего малыша в детский альбом.
Пассивный словарь – это слова, которые ребенок понимает, но сказать не может. А понимает он очень многое: как ласковые реплики, так и грубость. Старайтесь не ругаться при ребенке, потому что он все впитывает, как губка. Не удивляйтесь потом, когда ваше чадо выдаст через время в очереди что – то “приятное” в ваш адрес, а окружающие поймут, что это слово не ребенка, а вашего мужа.
Что умеет малыш в год и месяц
Не только говорит около 10 слов, но и совершает много действий по просьбе взрослых:
- Машет рукой, когда кто-то уходит.
- Разводит ручками при слове “нет”.
- Выполняет действия со знакомыми игрушками.
- Знает имена и различает близких и знакомых.
- Может принести все детали, которые у него попросит взрослый для прогулки.
- Пробует вытирать лицо и руки полотенцем. Может быть недовольным своим внешним видом.
- Некоторые просятся на горшок.
- Ребенок прячется и играет в “ку-ку”.
- Услышав знакомую песню, начинает “подпевать”, имитирует разговор по телефону.
Не стоит, также, чересчур напрягать память ребенка и заставлять его говорить. Достаточно будет просто общения в непринужденной форме. Иногда малыш не общителен, и это тоже нормально. Возможно, ему не здоровится или что – то беспокоит. Старайтесь чутко относиться к настроению ребенка. Возможно, в какой-то день активности нужно меньше, а лучше послушать 15 минут спокойную музыку.
Психологическое развитие
Что понимает ребенок в год и месяц? Прекрасно осознает, что такое горячее и холодное, мягкое и твердое. Но всего этого не совсем достаточно. Он еще не понимает последствий поступков и не умеет чувствовать свою вину.
Когда малыш тащит в рот найденный кусочек печеньки на дороге (блестящие крышки, мелкие бумажки и остальной мелкий мусор на улице – это отдельная тема, для ребенка это исследование мира, а для родителей ежеминутная бдительность), то нельзя его ругать. Просто покажите, что вы тоже его съели, и как у вас потом болит живот. То же продемонстрируйте с горячим утюгом, чайником. Пока вы не покажите логическую цепочку (действие – последствие), ребенок не поймет, почему вы хватаете его в ужасе за руку и тянете от опасного предмета.
Если в песочнице малыш схватил за волосы сверстника или кинул в него песком, то кричать и наказывать в таком возрасте бесполезно. Пожалейте чужого ребенка, наглядно покажите, что ему больно. Ваше чадо сразу поймет, что мама будет жалеть (и любить) другого мальчика или дeвoчку, потому что он что – то не так сделал. Навряд ли в следующий раз ребенок сделает что – то подобное.
Важно не показать, что малыш плохой, важно донести до него, что он сделал плохо. Нельзя посылать негатив. Ваша кроха должна быть уверена, что она самая желанная и любимая на свете. Угол, лишение игрушек – подобные наказания ни к чему хорошему не приведут, а главное – малыш просто подумает, что его считают плохим. На этом все. Причинно-следственные связи пока еще недоступны для его понимания. Ищите другие методы. Хотя у ребенка уже есть осознание того, что такое больно. Он научится понимать, что именно сделал плохо и при правильной реакции родителей исправится и сделает правильный вывод.
Распорядок дня
Дети до одного года могут нарушать примерный режим дня. Это зависит от многих факторов: прорезывание зубов, колики, особенности грудного вскармливания (засыпание возле гpyди, ночные перекусы), общие недомогания в связи с появлением первых прикормов.
После года режим уже более или менее стабилизируется. Все больше малыш бодрствует, многое понимает, употрeбляет с удовольствием много взрослых продуктов, обладает многими навыками и умениями, привыкает и умеет проситься на горшок, любит играть и общаться. Это уже осознающий и коммуникабельный человек. Поэтому режим дня соблюдать легче, да и объяснить уже все можно. Главное, стараться, проявлять терпение, и все делать с любовью, а еще помнить, что основное – питание, сон и развитие. Большинство повседневных дел с ребенком можно и нужно выполнять в игровой форме.