Обзор 12 методик раннего развития ребёнка: основные достоинства и недостатки
Обзор 12 методик раннего развития ребёнка: основные достоинства и недостатки
5 популярных методик раннего развития детей: плюсы и минусы
© Photo by li tzuni on Unsplash
Рассматриваем основные плюсы и минусы методик раннего развития детей.
В настоящее время стало невероятно модно обучать своих детей хоть чему-нибудь пpaктически с пеленок. Так что неудивительно, что во многих крупных (да и не очень) городах появились разнообразные центры детского развития, ведь где есть спрос, там всегда найдется и предложение. Заниматься в таких заведениях можно начиная с 6 месяцев, главное — выбрать то заведение, развивающая программа которого вам больше по душе.
Основные методики детского развития
1. Методика Марии Монтессори
В последнее время это одна из самых популярных методик раннего детского развития. Занятия по Монтессори включают в себя несложные физические упражнения, в том числе упражнения на развитие мелкой моторики; упражнения, направленные на развитие речи; а также традиционные лепку, конструирование; рисование и аппликацию; многочисленные развивающие игры; пение и танцы.
При занятиях по данной методике педагоги должны грамотно организовать прострaнcтво и обеспечить ребенка разными по текстуре игрушками и материалами для развития. При этом ребенку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он сам выбирает то, с чем хочет играть, и то, чему хочет обучаться, поэтому фактически развивается самостоятельно — учитель не навязывает задания ребенку, он только помогает ему и немного направляет. Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3 лет. Но на сегодняшний день уже создаются Монтессори-группы для занятий с детьми до 3 лет.
Плюсы методики:
Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.
На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.
Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, моторику и аналитические способности.
Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, в методике Монтессори не развивается вообще или его развитию уделяется минимальное количество времени.
Методика подходит далеко не всем детям: очень активные дети будут на занятиях чувствовать себя некомфортно, замкнутые малыши закроются в себе еще сильнее, а творческим деткам она просто-напросто не понравится.
На занятиях по данной методике мало внимания уделяется физическому развитию детей, как и развитию навыков общения друг с другом: вместо коллективной игры отдается предпочтение индивидуальной работе детей.
2. Методика Николая Зайцева
Это методика, вторая по популярности среди создателей детских развивающих центров. Создана она петербургским педагогом Николаем Зайцевым. В основе его системы обучения — идея о том, что элементарной частицей речи является склад — пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков. Так что основной принцип обучения детей чтению — по слогам, а обучение счету — при помощи числовых рядов.
Стоит также отметить, что обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же через игру малыши знакомятся с математикой. Зайцев разработал для этого специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.
Обучаться по этой методике можно начиная с 2-3 лет и до дошкольного возраста. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.
Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету.
У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию.
На занятиях у детей развивается творческое мышление.
В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму.
Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все.
3. Методика Глена Домана
Данная методика довольно гармонично сочетает интеллектуальную и физическую нагрузку. В основе системы обучения — так называемые «карточки Домана», с крупно написанными на них словами (а не отдельными буквами, как у Зайцева) ; то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества. По мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание — с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам с рождения. Кроме того, в этой методике огромное значение придается физическому развитию: активное движение с рождения и несложные физические упражнения — одна из важнейших составляющих этой системы обучения.
Дети запоминают большое количество информации.
Карточки тренируют зрительную память у детей, а физические упражнения помогают им быть здоровыми и спортивными.
Благодаря занятиям по данной методике, родители ежедневно проводят больше времени со своим чадом, что в свою очередь тоже благотворно отражается на его развитии и развитии навыков общения.
При обучении чтению ребенок запоминает не отдельные буквы, а лишь слово, написанное целиком, потому что он сопоставляет его с нарисованной картинкой.
Ребенок, обучающийся по данной методике, может вырасти «ходячей энциклопедией», но в важный момент не будет уметь использовать свой багаж знаний в нужном русле.
4. Вальдорфская методика
Второе название – методика Штайнера, считается педагогикой равных возможностей. В основе этой системы обучения лежит достаточно сложное философское течение антропософия, упор в которой делается на развитие эстетических и пpaктических навыков и знаний об окружающем мире, а не на развитие интеллектуальных способностей. Создатели данной методики считают, что детей нужно как можно дольше оставлять в их сказочно-образном мире, поэтому именно в детстве, в дошкольном возрасте, необходимо развивать творческий потенциал малыша.
К обучению чтению и письму ребенок будет эмоционально готов, когда у него молочные зубы поменяются на коренные, то есть лет в 12, и до этого возраста надо развивать творческие способности и делать акцент на физическое и духовное воспитание.
Все занятия по Вальдорфской методике направлены на развитие личности, поэтому детей на занятиях ни к чему не принуждают. Занятия проводятся в мини-группах, включающих ребятишек разного возраста, но любой малыш может в любой момент отказаться что-либо делать, и ему за это ничего не будет.
Прекрасный вариант дошкольного развития для детей с гуманитарным складом ума, ведь у ребенка развивается творческое мышление, которому в других методиках уделяется гораздо меньше внимания.
Методика не предполагает системы оценок за работу: ребенок не боится ошибаться, что делает обучение более гармоничным.
Многообразие игровых форм и большое количество игрушек, изготовленных из натуральных материалов.
Методика не очень подходит детям с математическим складом ума, им не всегда будет интересно.
Обучение чтению и письму начинается поздно, поэтому методика фактически не подготавливает ребенка к школе.
Телевизор, радио и кино под запретом. Сторонники методики уверены, что современные средства массовой информации оказывают разрушительное действие на психику ребенка.
5. Система Никитиных
Методика представляет собой некий набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Основным постулатом системы Никитиных является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности. Задача родителей только одна – помогать детям развиваться, а не мешать, поэтому они не вправе заставлять ребенка, давить на него в соответствии со своими надеждами и подсказывать ему решение задачи: если малыш не справляется, значит, задачу нужно отложить до тех пор, пока он не подрастет. Дети должны быть заинтересованы во всем: в обучении, занятиях спортом, принятии пищи, а родители – их старшие товарищи – должны помогать удовлетворить их интересы.
Спорту в системе Никитиных уделяется не просто большое, а огромное внимание: закаливание с самого рождения и ежедневная зарядка – обязательные условия методики. В доме должно быть оборудовано место для занятий спортом, чтобы дети воспринимали физическую активность как неотъемлемую часть жизни.
Методика ориентирована на домашнее обучение детей. То есть любой родитель может самостоятельно освоить ее и превратить в образ жизни, что ведет к тому, что дети будут проводить с ними много времени.
Внимание уделяется не только умственному, но и физическому развитию детей.
Система помогает очень рационально организовать время.
Отсутствие индивидуального подхода к ребенку.
Недостаточное внимание уделяется развитию речи, а творчество исключается в принципе.
Закаливание проводится достаточно жесткими методами (обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу).
Детские развивающие центры. Вести детей или нет?
Стоит ли начинать обучать ребенка со столь раннего возраста и какая из методик раннего развития больше подходит вашему малышу, решать, конечно же, только родителям. Но при выборе центра детского развития необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство: абсолютно все дети разные, а значит, и подход к ним в обучающих заведениях должен быть индивидуальный. Стоит также отметить, что многие родители склонны идеализировать детские развивающие центры, считая что раз уж они привели туда своих детей и заплатили за занятия деньги, то педагоги уж точно сделают из них гениев. Однако это не так.
Да, ребенок может стать более коммуникабельным, научится преодолевать трудности и освоит навыки чтения и письма, но все методики несовершенны, и детские центры развития — это не способ превратить малыша в нового Эйнштейна.
Так что не стоит ожидать, что хороший и умный ребенок вдруг через несколько месяцев превратится в вундеркинда, как не стоит и внушать ему, что благодаря этим занятиям он станет лучше всех остальных детей. А самое главное — ни один даже очень сильный педагог не сможет заменить ребенку родителей, поэтому так важно, чтобы помимо всего того, что ему может дать центр детского развития, малыши получали в полном объеме любовь и заботу своих мам и пап.
Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.
Читать еще: Дакриоцистит у новорожденныхОбзор 12 методик раннего развития ребёнка: основные достоинства и недостатки
Развивать малыша с рождения – влияние моды или необходимость? К раннему развитию у экспертов отношение неоднозначное. Известный ученый Татьяна Черниговская считает, что мозг развивается неравномерно до 18–20 лет и давать ребенку непосильные задачи не нужно. Негативно отзываются об обучении письму и счету нейропсихологи: нагружать ребенка слишком рано не стоит, это может затормозить его развитие в дальнейшем.
В 60-е годы стала популярной идея по книге Масара Ибуки «После трех уже поздно!» – о том, что с ребенком важно заниматься именно до трех лет, в сенситивный период развития. Впрочем, прежде, чем заниматься с ребенком, взвесьте все за и против. Мы же предлагаем вам обзор самых популярных методик, чтобы вы знали, о чем вообще идет речь.
Что такое раннее развитие
Раннее развитие – это интенсивное развитие ребенка с помощью специальных занятий от рождения до 3–4 лет.
Выделяют три основных сферы развития:
- эмоциональная: ребенок учится проявлять свои эмоции и принимать эмоции других людей;
- сенсомоторная: о связи органов чувств (слух, зрение, осязание) с движениями (мелкая и крупная моторика) ;
- интеллектуальная: чтение, счет, знание слов и понятий, способность решать задачи.
Ребенок запоминает то, что ему интересно, поэтому приступать к занятиям лучше с хорошим настроением. Убедитесь, что малыша ничего не беспокоит, он не голоден и не устал.
Чем заниматься с ребенком? Рассмотрим основные популярные методики раннего развития.
1. Педагогическая система Монтессори
Мария Монтессори (Maria Montessori)– первая женщина-врач в Италии, педагог и философ. В своей врачебной пpaктике столкнулась с умственно отсталыми детьми. Изучая педагогику и психологию, открыла «Дом ребенка». Именно там методом проб и ошибок Монтессори разработала собственную систему воспитания.
Метод был успешно применен на здоровых детях, помогая им опережать в развитии и любознательности сверстников.
Основная идея: «Помоги мне сделать это самому».
© Instagram @kartseva_evgenia
Задача – создать прострaнcтво, максимально открытое для ребенка. Для этого используется специальная развивающая среда, разделенная по зонам (5 зон – бытовой жизни, сенсорная, математическая, космическая и зона языков) и дидактические материалы (игрушки, стимулирующие познание). Взрослый – помощник. Ребенок все делает сам, учится самостоятельности и границам.
Изначально методика направлена на детей от 3-х лет, но сейчас получила распространение с рождения. Узнать о методике подробнее можно из книг Марии Монтессори «Мой метод» и «Дети – другие».
Где заниматься
Дома и/или на развивающих занятиях. Есть детские сады, которые занимаются по системе Монтессори. Педагоги должны иметь сертификат от Ассоциации монтессори-педагогов в России.
Материалы для занятий можно купить на AliExpress или в специальных Интернет-магазинах. Цены – от 150 руб. до 8 000 руб. за один методический материал.
Основная трудность – найти правильные «подносы», удобные для детских рук. Магазины по продаже игрушек открывают и мамы, которые пpaктикуют методику дома. Например, магазин «Монтессори дома» от мамы 3-х детей.
Виктория, мама Веты (2 года 9 месяцев):
Методика Монтессори предполагает, что ребёнок учится играя и самостоятельно выполняет упражнения. Дочку занятия не захватили – думаю, что в методике ребенку не хватило творчества.
Задания в Монтессори зачастую заключаются в действиях, за которые отвечает левое полушарие. На занятиях развивается логика, аналитическое мышление, мелкая моторика и так далее. При этом творческие способности, за которые отвечает правое полушарие, остаются пpaктически забытыми.
Сейчас мы оставили игры 5-минутки, но стали развиваться всесторонне и больше захватили именно творческих занятий.
2. Методика Глена Домана
Глен Доман (Glenn Doman), американский врач-нейрофизиолог, изначально работал с детьми с повреждениями мозга. При регулярных занятиях такие дети показывали результаты лучше, чем изначально здоровые. Открыл организацию «Институты достижения потенциала человека» и перенес свою методику в обычные семьи.
Основная идея: «В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни».
© Instagram @ann_mother_valery
Во главу Доман ставил не только популярные сейчас карточки по обучению счету и чтению, но и физическое развитие.
В России методика представлена торговой маркой «Умница» и доработана нашими психологами и педагогами. Обещает, что при регулярных занятиях ребенок научится читать, считать, хорошо говорить и повысит общую эрудицию (знание цветов и понятий). Состоит из карточек для показа, детских книг и пособий для родителей.
Первоисточники методики – книги Глена Домана «Гармоничное развитие ребенка» и «Как научить ребенка читать».
Где заниматься
Дома. В книгах Доман описывает, какие нужны упражнения и с какого возраста.
Карточки можно купить в книжных или детских магазинах. Или взять готовые комплекты в «Умнице». Цена одного комплекта «Чтение с пеленок» – 4 500 руб.
Елена, мама Даши (1 год 8 месяцев):
По «Умнице» заниматься легко и удобно, методика в наборах продумана до мелочей. Занятие длится в среднем 15-30 секунд.
Даша очень любит карточки – уже с 8-ми месяцев улыбалась красным точкам из набора «Считаем с пеленок». Но «читать» в полтора года расхотела совсем.
Из минусов методики – заниматься нужно регулярно, иначе эффект пропадает. Просто полистать – результата не будет.
3. Вальдорфская методика
Основана Рудольфом Штайнером (Rudolf Joseph Lonz Steiner), немецким философом и педагогом. Методика получила название по имени табачной фабрики «Вальдорф-Астория», так как первый детский сад, открытый Штайнером, был для детей работников этой фабрики.
Основная идея Вальдорфской методики – в воспитании и в естественном развитии ребенка.
Она выступает против несвоевременных занятий. Главное – научить ребенка верить в себя и не мешать развитию способностей.
© Instagram @wishedkids
В вальдорфском саду в одну группу ходят дети разного возраста и живут по принципу многодетной семьи. Здесь все равны, воспитатель – положительный пример для остальных. Поощряется пребывание в саду родителей вместе с детьми.
Уделяется много времени творчеству и народной культуре. Игрушки и мебель сделаны из природных материалов, нет телевизора и гаджетов. За 100 лет методика почти не изменилась, в отличие от современного мира.
Путеводителем по методике считаются книги Рудольфа Штайнера «Методика обучения и предпосылки воспитания» и «Идея и пpaктика вальдорфской школы». Яркий представитель Вальдорфской школы в России – Елена Гринталь. На сайте описаны принципы педагогики, песни, сказки и игры, соответствующие методике.
Где заниматься
В специализированных детских садах. К примеру, в Москве 18 детских центров в разных районах.
Игрушки можно сделать самим или купить у мастеров. Есть интернет-магазины с природными игрушками, например, «Природа-Шоп». Цена одной погремушки из дерева – 250 руб., пирамидки – 890 руб.
Ольга, педагог, мама 2-х мecячной малышки:
Работала год в Вальдорфской школе. Не могу углубиться в раннее развитие, но о начальных классах неоднозначное мнение. Смущает, что есть категоричность. Нельзя в Вальдорфской методике использовать компьютер и технику – и всё тут. Только самодельные книги, только живая музыка, только хардкор.
4. Система Никитиных
Борис и Лена Никитины – педагоги, родители 7-х детей и авторы семейного воспитания.
Основная идея – НУВЭРС – Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей.
Задача – развить способности ребенка по максимуму с помощью специальной среды и опережающих развитие игрушек и пособий.
Раннее развитие детей: достоинства и недостатки самых популярных методик
Ранний возраст оптимален для приобретения ребёнком интеллектуальных навыков – на сегодняшний день это убеждение разделяет, пожалуй, большинство педагогов-психологов во всем мире. И, несмотря на то, что активное внедрение методик раннего развития и сегодня вызывает в профессиональной среде немало разногласий, нужно признать: наибольшую эффективность обучение имеет тогда, когда мозг ребенка особенно восприимчив к новой информации. А нервная система обладает достаточной гибкостью и пластичностью.
Методики раннего развития, применяемые с учетом индивидуальных особенностей ребенка, позволяют наиболее полно задействовать его природный потенциал, ускорить нервно психическое развитие детей раннего возраста, а также раскрыть задатки, способные в дальнейшем перерасти в способности, и даже таланты.
Раннее развитие ребенка — за и против
Попробуем рассмотреть наиболее популярные на сегодняшний день методики, благодаря которым раннее развитие ребенка будет происходить успешнее.
Методики физического развития ребенка
Основной акцент в этом методике нпр делается на физическом развитии ребенка. Оно, по мнению специалистов, играет наиболее важную роль в становлении личности ребенка, а также формировании его хаpaктера.
Методика Никитиных
Желание познавать мир присуще каждому ребенку с самого рождения. И едва научившись ползать, он уже готовится активно с ним взаимодействовать. Задача родителей – не погасить природную любознательность ребенка, а создать наиболее благоприятные условия для ее развития.
В соответствии с этим, супруги Никитины сформулировали следующие принципы, на которых должно основываться раннее развитие детей до года:
- Полный отказ от манежей, колясок, способных так или иначе ограничить свободу ребенка в перемещении.
- Отсутствие элементов контроля, а также принуждения, предоставление ребенку максимальной самостоятельности и свободы.
- Обеспечение ребенку беспрепятственного доступа к спортивным снарядам и тренажерам. Создание среды, располагающей к активному образу жизни.
- Активное использование методов поощрений; эмоциональные отклики на достижения ребенка.
Существенными плюсами методики Никитиных является:
- Доступность; легкость в осуществлении, позволяющая освоить ее родителям, имеющим даже поверхностные представления о педагогике и развивающих системах.
- Возможность уделять внимание как интеллектуальному, так и физическому развитию ребенка.
Физическое развитие по Никитиным предполагает наличие спортивного уголка у каждого ребенка
К числу недостатков методики можно отнести:
- Ребенок до года может болезненно реагировать на излишне жесткие методы работы.
- Недостаточное внимание, уделяемое творческому развитию ребенка, отсутствие должного внимания мелкой моторике.
- Невозможность осуществлять индивидуальный подход к ребенку.
Развивающая динамическая гимнастика
В основе динамической развивающей гимнастики лежит пpaктика, используемая в Древней Руси: она заключается в том, что родитель, поддерживая ребенка за подмышки, слегка подбрасывал его. по мере взросления ребенка, гимнастика усложнялась, к ней добавлялись новые движения – к примеру, более старших детей можно было вращать вокруг себя, придерживая за руки и ноги.
Читать еще: Имя Лукьян и Лука: происхождение имен, разные это имена или нет? Чем отличается имя Лукьян от Лука? Лукьян и Лука: как правильно называть, как написать в паспорте полное имя?Что такое динамическая гимнастика — описание
На сегодняшний день основоположниками динамической развивающей гимнастики являются Л.Китаева и М.Трунова.
По их мнению, развивающая система позволяет:
- Развивать врожденные двигательные рефлексы новорожденного.
- Предоставлять ребенку возможность двигаться даже при отсутствии необходимых для этого навыков.
- Совершенствовать вестибулярный аппарат ребенка.
- Возможность переносить приобретенные навыки на спортивные упражнения.
Дополнительно, динамическая развивающая гимнастика может включать в себя закаливание, плавание, игры на свежем воздухе. Очень хорошо сопровождать такие занятия музыкой. И если раньше большинство родителей относились к этой системе с недоверием, сегодня она приобретает все больше сторонников.
Сторонники развивающей гимнастики также акцентируют внимание на том, что она:
- Укрепляет и разpaбатывает мышцы и суставы ребенка.
- Позволяет ребенку эффективнее ориентироваться в прострaнcтве.
- Способствует укреплению иммунитета ребенка.
- Может компенсировать недостаток родового опыта у детей, родившихся в результате кесарева сечения.
- Улучшает сон и аппетит ребенка.
- Делает организм более натренированным.
- Способствует мopaльному развитию ребенка, формируя у него такие качества, как способность к доверию, готовность к взаимодействию с окружающими.
Динамическая гимнастика кажется немного жесткой
Тем не менее, делая выбор в пользу динамической гимнастики необходимо учесть, что несоблюдение технологии, непоследовательность или чрезмерные нагрузки при ее осуществлении могут привести к ряду негативных для ребенка последствий:
- Повышенная стрессовая нагрузка. Учитывая то, что большинство специалистов рекомендуют использовать динамическую гимнастику уже в первые недели после рождения ребенка, это может спровоцировать чрезмерный выброс в кровь гормона стресса. Последствием этого могут стать двигательная расторможенность, гипеpaктивность и т.д.
- Динамическая гимнастика базируется на врожденных рефлексах, в частности тех, что должны угаснуть со временем (например, рефлекс Моро). Искусственная стимуляция этих рефлексов может иметь негативные последствия для ребенка.
- Не обладая достаточным пониманием детской физиологии, родитель рискует не рассчитать нагрузку. Это может стать причиной травм в будущем.
- Частые взлеты и падения могут притупить у ребенка страх высоты.
Именно поэтому прежде чем приступать к динамической развивающей гимнастике, необходимо проконсультироваться со специалистом и убедиться в отсутствии противопоказаний. начинать следует с четырехнедельного возраста, выбирая самую простую и щадящую для ребенка программу.
Системы общего раннего развития
Основной задачей систем общего развития является развитие у ребёнка интеллектуальных навыков, к которым можно отнести способность к обучению, навыки чтения и письма, совершенствование высших психических функций.
Педагогика Монтессори
Малыш должен расти и развиваться самостоятельно – вот основополагающий принцип, которым руководствуются сторонники педагогики М.Монтессори.
Задача родителя при этом – обеспечить ребенка средой, которая будет максимально благоприятствовать этому – а именно, в распоряжении ребенка всегда должны быть необходимые материалы для творчества, развивающие игры и игрушки и т.д.
Развивающий уголок Монтессори
- Не менее важными принципами педагогики Монтессори являются:
- Предоставление ребенку возможность самостоятельно выбирать вид деятельности.
- Родитель, как наставник, помощник, который будет направлять ребенка и его деятельность, давать ему только необходимые подсказки.
- Предоставление ребенку самостоятельности, не имеющей при этом ничего общего со вседозволенностью и потаканию капризам ребёнка.
К достоинствам системы Монтессори можно отнести:
- Возможность воспитать в ребёнке самостоятельность, готовность к активному обучению и осознанной деятельности.
- Развитие внимания и дисциплинированности.
- Максимальное удовлетворение познавательных интересов и потребностей ребенка.
- Максимальный учет индивидуальных особенностей ребенка (интересов, способностей и т.д.).
- Акцент не только на интеллектуальных, но социальных, творческих, эстетических качествах ребенка, которые развиваются гармонично и естественно.
Развивающая панель для детей
Минусами системы являются:
- Недостаточное внимание, уделяемое развитию правого полушария.
- Недостаточное внимание, уделяемое творческому развитию ребенка.
- Дети, отличающие повышенной двигательной активностью, могут некомфортно чувствовать себя на занятиях.
Методика Глена Домана
Известный педагог Г.Доман полагал, что развитие интеллектуальных способностей к обучению осуществляется наиболее интенсивно в период роста головного мозга ребенка, а именно – до семи лет. Поэтому в этот период нужно уделять ему особое внимание. При этом педагогика Г.Домана включает в себя четыре основных направления:
- Физическое развитие.
- Навыки чтения.
- Навыки счета.
- Общая осведомленность.
Методика Г.Домана — принципы
Формирование навыков по системе Г.Домана базируется на использовании специальных карточек, на которых, в зависимости от целей обучения, нарисованы те или иные картинки: точки (при изучении цифр), буквы (для обучения алфавиту), рисунки (при изучении окружающего мира), слова (для овладения иностранными языками). Демонстрация изображения подкрепляется небольшим рассказом об изучаемом объекте. Аналогичным образом может осуществляться и раннее музыкальное развитие (в этом случае на карточках изображаются музыкальные символы и т.д.).
Благодаря методике Г.Домана ребенок получает возможность:
- Легко усваивать и запоминать большие объемы информации.
- Самостоятельно структурировать материал, выделяя в нем значимые связи.
- Овладеть значимыми для обучения навыки.
- Развивать природные задатки ребенка.
- Позволяет заниматься творческими видами деятельности (например, осуществлять музыкальное развитие детей раннего возраста).
Раннее чтение по Доману — с трех лет
Недостатками методики является то, что она:
- Нагружая ребенка фактами, не обучает его их пpaктическому применению.
- Во время обучения чтению ребенок может акцентировать внимание на картинке в ущерб буквам и слогам.
- Необходимо тщательно следить за тем, готова ли психика ребенка к таким нагрузкам.
Изучив принципы, а также достоинства и недостатки тех или иных развивающих методик, вы легко сможете выбрать ту, которая сможет подойти именно вашему ребенку.
Методики раннего развития детей
Что такое ранее развитие?
Раннее развитие подразумевает интенсивное развитие способностей ребенка именно в раннем возрасте, когда восприимчивость человека к новым знаниям и способность к обучению наиболее высока.
К семилетнему возрасту рост детского мозга прекращается. Если до этого ребенку уделяли мало внимания, не занимались с ним, ему сложно будет усваивать школьную программу. Если же с малышом интенсивно заниматься, особенно в первые три года жизни, он намного опередит в развитии своих сверстников, воспитываемых традиционными устаревшими методами.
Благодаря развитию всех органов чувств с помощью подручных материалов, рассматривания картинок, чтения, физической активности, игр, бесед ребенок на глазах взрослеет и умнеет.
Выбирая тот или другой способ обучения, важно быть критичным и не следовать вслепую всем рекомендациям. То, что сработает для одних детей, может повредить другим, так как каждый человечек индивидуален. Методик по раннему развитию детей немало, но никто другой, кроме родителей не сможет подобрать оптимальный вариант для своего чада.
Методика Монтессори
Эта методика заостряет внимание на важности развития мелкой моторики и пробуждению интереса малыша к свободному выбору. Ребенок должен сам выбрать занятие, которое ему по душе. Любое давление и предписания непозволительны.
Малыш учится сосредотачиваться на задании, концентрировать внимание, а также саморазвивается, проявляет себя. Он приучается к порядку, бережному отношению к предметам.
Методику считают несовершенной из-за отвержения проявления творческой деятельности детей, даже рисования, которое считается не полезным.
Методика Глена Домана
Методика Домана основана на стимуляции мозга с помощью осязания, слухового и зрительного восприятия. Большое внимание уделяется физическому развитию, динамической гимнастике.
Ребенку демонстрируются карточки с изображением предметов, словами, точками, которые четко озвучиваются. Так происходит запоминание, развитие навыков чтения, счета, накопление энциклопедических знаний.
Такой метод эффективный, результативный, очень популярный, не затратный, но отнимающий много времени на изготовление новых карточек. Недостатком этого метода считается невозможность применять на пpaктике накопленные теоретические знания.
Методика Домана-Маниченко
Методика адаптирована для русскоязычных деток с подобранным словарным запасом. Имеет игровой подход и рассчитана больше для домашнего применения.
У малыша развивается память, интерес к обучению и скорость мышления. Занятие по демонстрации и озвучиванию карточек происходит очень быстро – до нескольких минут, поэтому подходит для плотного графика родителей. Методику можно и желательно применять уже с первых месяцев жизни младенца для развития зрения, слуха, концентрации внимания. Также уделяется внимание физическим упражнениям.
Результаты такого обучения проявляются не сразу. Для видимого эффекта понадобится терпение и методичность.
Методика Никитиных
Методика Никитиных основана на интеллектуальных играх – от простых, до тех, что посложнее. При этом ребенок развивается самостоятельно, по своим способностям, ни в коем случае не принуждаясь. Особое внимание уделяется здоровому образу жизни, спорту, закаливанию. Любые творческие порывы поощряются и поддерживаются. Родители принимают активное участие в играх.
Благодаря этой методике развивается образное и логическое мышление, дети учатся самостоятельно находить выход из сложной ситуации.
Физическое воспитание и закаливание при такой методике довольно строгое — оно может причинять ребенку определенный дискомфорт, что не всегда уместно. Считается, что методика не формирует усидчивости, отрицает самовыражение.
Методика Зайцева
Методика Зайцева – это эффективное преподавание в игровой форме чтения, математики, грамматики. Дети учатся считать, писать, разбивать на слоги слова, ставить ударения в раскованной обстановке.
Материал подается системно, а учебные действия выполняются по определенному алгоритму. Метод Зайцева очень хорош для дошколят 4-5 лет. Различные кубики и таблицы, используемые в процессе обучения, помогают детям с легкостью освоить навыки чтения, письма, решать математические примеры со сложением и вычитанием, считать.
Среди недостатков метода – немалая стоимость учебных пособий, а также некоторые трудности при дальнейшем обучении в школе – дети могут глотать окончания слов, неправильно их произносить. Также мало внимания уделяется развитию мелкой моторики – рука ребенка может оказаться не подготовленной к письму.
Методика Масару Ибуки
Японец Масару Ибуки считает, что ребенок развивается до трех лет, и именно в этот период нужно приложить все возможные усилия для создания прочной базы навыков и знаний.
Большое внимание акцентируется на приобщении малыша к изучению иностранных языков и музыке. Методика предусматривает строгий режим, расписание занятий, тесный контакт и постоянное общение с матерью, физическое воспитание. При этом каких-либо пособий или готовых решений методика не предлагает. Она больше направлена на выработку отзывчивости, доброты, общительности, ответственности, уважения к другим. Дети должны научиться как можно раньше взаимодействовать с окружающим миром и людьми.
Читать еще: Значение имени ЯнаПо этой методике у детей развивается интеллект, навыки социального взаимодействия, лидерские качества, уверенность в себе.
Есть как ярые сторонники этого метода, так и его противники. Последние не без оснований считают, что способности ребенка развиваются до 12-15 лет, и все равно невозможно развить то, что не заложено в ребенке от природы.
Методика Сесиль Лупан
По своей сути это дополнительные рекомендации к методике Домана. Сесиль Лупан дает советы по поддержке любознательности и интереса ребенка. С этой целью любые его усилия, успехи обязательно должны поощряться. Уделяется внимание развитию индивидуальных способностей.
Рекомендуется регулярно гулять с ребенком, петь песни, заниматься с обучающими карточками, делать ему массаж, то есть, проводить время продуктивно, насыщенно, с пользой. При этом, чтобы интерес к занятию у малыша не пропал, нужно вовремя прекращать обучение.
Общение со взрослыми положительно влияет на умственные способности ребенка, обогащает его словарный запас, развивает логику, дает знания об окружении. Сесиль настоятельно советует заниматься с грудничками плаванием.
Из методики можно почерпнуть много дельных советов, которые подойдут для вас и вашего ребенка, и на их основе разработать собственную систему развития.
Достоинства и недостатки раннего развития
Методики раннего развития формируют у детей жажду знаний. Деткам действительно легко осваивать большие объемы информации именно в раннем возрасте, до 5 лет. Развитие логики и мышления с помощью методических пособий очень полезно.
Но ни одна методика не учитывает индивидуальных особенностей маленького человека. Именно родителям нужно подобрать именно то, что наилучшим образом подойдет именно для их ребенка.
Некоторые считают, что ускорять естественные процессы вредно. Конечно, с ранним развитием можно перестараться. Не стоит навязывать ребенку те знания, воспринимать которые он не готов. К тому же, развитие не должно быть однобоким, а разносторонним, иначе оставленные без внимания сферы останутся неразвитыми.
Раннее и разностороннее развитие полезно и желательно. Вкладывая в свое чадо всесторонние знания, обучая его различным навыкам, развивая способности, вы обеспечите ребенку легкий старт в обучении, подогреете любознательность.
Малыш сможет в полной мере проявить заложенные в нем природой таланты, от чего его жизнь в будущем будет более гармоничной. Некоторые утверждают, что раннее развитие отнимает у детей детство, но это не так. Обучение делает детство интересным, насыщенным и разнообразным.
Методики раннего развития детей: преимущества и недостатки.
Без сомнения, любой родитель желает видеть своего ребенка не только здоровым, но умным и образованным. В связи с этим значительно возрос интерес к методикам раннего развития , коих сейчас известно великое множество. Некоторые из них – у всех на слуху, другие знакомы лишь небольшой группе последователей. Но все эти методики обещают непременное развитие способностей ребенка и прогресс его развития в какой-либо сфере.
Безусловно, раннее развитие важно и нужно. Но каждая из методик, наряду с очевидными преимуществами, имеет определенные минусы. Попробуем разобраться с наиболее известными, а также проанализируем взаимоотношения некоторых авторов методик с собственными детьми.
Методики раннего развития детей
Начнем с методики, получившей наиболее широкое распространение в странах бывшего СНГ. Ее автор – психолог, доктор, педагог Мария Монтессори.
Школа Монтессори
Ребенок погружается в оптимальную среду для развития своих способностей. Он волен выбирать объект для собственных исследований из обширного предложения Монтессори — материалов.
Среди них — различные по текстуре, форме, цвету игрушки, жидкости, всевозможные сыпучие материалы. Наставник не диктует задания ребенку, а может лишь помочь выполнить выбранное им.
Конечно, неоспоримым плюсом методики Монтессори является активное развитие мелкой моторики. Дети также получают навыки обращения с бытовыми предметами, они самостоятельны и дисциплинированны.
Отрицательным моментом является обособленность каждого ребенка, не происходит социализация детей, что может стать серьезной проблемой при переводе в обычную школу.
Кстати, собственный ребенок Марии Монтессори был отдан ею на воспитание в интернат.
Методика Домана
Методика американского доктора Домана Глена сочетает в себе элементы интеллектуального и физического развития.
Автор занимался с группой детей, имеющих различные отклонения. Применение методики Домана продемонстрировало впечатляющие результаты – дети способны запоминать огромное количество незнакомой прежде информации! К тому же, демонстрируя ребенку с рождения серии карточек из различных областей жизни, родители проводят с ним много времени, что тоже является весомым плюсом.
Однако, привыкнув к определенному шрифту и картинке, ребенок часто ошибался, если встречал иное визуальное описание какого-либо понятия. То есть, несмотря на огромный запас энциклопедических знаний, малыш часто не может применить их в конкретной ситуации.
Обучение по Доману основано на развитии механической памяти. Но на пpaктике детей часто приходится еще учить читать, так как они не понимают связи между заученными словами и устной речью.
Кроме того, у детей не развиваются исследовательские и творческие способности.
У Домана много последователей. Самые популярные из них: Сесиль Лупан и Андрей Маниченко. Рассмотрим их тоже.
Методика Сесиль Лупан
Основное отличие методики обучения Лупан от Домана — ориентация на индивида, а не на группу людей.
Новые преимущества, которые появились в методике: должен присутствовать интерес детей и развитие всех органов чувств малыша с пеленок. Таким образом, большое внимание уделяется личностному, сенсорному и моторному развитию детей.
Основное недовольство, которое вызывает методика Сесиль Лупан — это метод обучения плаванию. Не все родители смогут обучить новорожденного ребенка нырянию.
Букварь с пеленок — методика Домана — Маниченко
Методику Домана в России стал развивать педагог и психолог Андрей Маниченко, который разработал методическое пособие «Букварь с пеленок«.
Маниченко внес несколько положительных моментов в методику: обучение через игру, вовлечение ребенка в процесс обучения, комплексное обучение детей.
Но появился новый недостаток. Доман создавал свою методику обучения чтению английскому языку, в котором нет изменений по родам и падежам. В русском языке все сложнее, поэтому дети, которые учатся читать целыми словами испытывают трудности с правильным написанием окончаний и формированием новых слов.
Методика Никитиных
Широко известная в нашей стране в конце прошлого столетия методика Никитиных, делает упор на раннее развитие логических способностей ребенка. Для этого авторами было разработано множество таблиц и игр.
Большое внимание (правда, весьма своеобразное) отводилось физическим нагрузкам и режиму питания.
Но почему-то данная методика полностью игнорировала развитие эмоциональной стороны жизни ребенка.
О методике много говорили, авторы применяли ее на своих детях, которые, как стало известно позже, чувствовали себя среди сверстников настоящими изгоями.
Повзрослевшим детям, которые воспитывались по методике Никитиных, было довольно непросто устроиться в жизни.
Методика Николая Зайцева: кубики и счет
Методика нашего современника Николая Зайцева, благодаря увлекательным уникальным пособиям, позволяет в короткие сроки обучить ребенка чтению и счету.
Больше всего известны кубики Зайцева, благодаря которым чтение происходит сразу же по слогам. Для обучения счету используются также числовые ряды.
К сожалению у детей, которые учились читать по складам, бывают проблемы в школе при фонетическом разборе слов. Кроме того, методики обучения по Зайцеву пpaктически не уделяют внимания мелкой моторике рук. Поэтому, придя в школу, «юный гений» с удивлением осознает, что его способности к письму и рисунку явно не на высоте.
Методика Зайцева: кубики и счет
Масару Ибука
У Масару Ибука нет своей методики развития. Он просто делится накопленным опытом и жизненными примерами.
Основной смысл его подхода, который Масару описал в книге «После трех уже поздно»: ребенка нужно усиленно развивать до 3 лет, так как к этому возрасту формируется 80% головного мозга. Все дети рождаются равно одаренными и раннее развитие оказывает на ребенка гораздо большее влияние, чем наследственность. Знания, которые ребенок получит в раннем возрасте станут превосходной базой для будущего потенциального гармоничного развития личности.
Недостаток у Масару Ибука— программа развития ребенка недостаточно четко разработана. Ужасает отношение Масару Ибука к наказаниям: можно шлепать ребенка до года, пока он не понимает этого. А когда ребенок начинает понимать, то нельзя наказывать, так как это унижает его.
Школа семи гномов
Школа 7 гномов— комплексная система, позволяющая организовать занятия с детьми пpaктически с самого рождения и до школы. Книжные серии школы семи гномов позволяют сориентироваться чему и как учить ребенка в различные возрастные периоды. Для мам имеются аннотации к каждой книге, объясняющие как проводить занятия с детьми. Яркие, красочные картинки привлекают пpaктически всех малышей. Недостатки школы семи гномов: не все книги являются шедеврами, в некоторых книгах встречаются неудачные странички (в книге первой серии «Квадратик и кружок» — непохожие животные, в книге четвертой серии «Развитие речи» встречаются устаревшие термины).
Школа семи гномов
Мы с Вами рассмотрели особенности нескольких методик раннего развития, но из краткого обзора можно сделать такой вывод.
Невозможно воспитать гения. Да и нужно ли это? Можно умело развить заложенные в ребенке способности, раньше проявить их.
Для этого используйте свои наработки, совмещайте их с приглянувшимися элементами известных методик раннего развития детей , а, главное – любите малыша! Если Вы хотите быть в курсе существующих и новых методик раннего развития ребенка — предлагаю Вам подписаться на мой курс, в котором речь идет о раннем развитии. Для этого укажите Ваше имя и электронную почту и нажмите на кнопку «Получить курс!».
Подтвердив подписку Вы получите несколько писем, в которых я расскажу Вам о методиках по развитию ребенка. После чего примерно один раз в неделю буду присылать Вам новые статьи.
Можно ли есть майонез при повышенном холестерине? Есть ли в майонезе холестерин? Людям с атеросклерозом необходимо соблюдать диету. Содержание холестерина...
21 11 2024 3:10:14