Вадим Козин — биография знаменитости, личная жизнь, дети
Вадим Козин: биография и личная жизнь певца
ФИО: | Козин Вадим Алексеевич |
Дата рождения: | 21.03.1903 |
Место рождения: | Санкт-Петербург |
Знак зодиака: | Овен |
Деятельность: | Певец, поэт, композитор, автор песен |
Дата cмepти: | 19.12.1994 (91 год) |
Вадим Козин – ярчайший представитель эстрады Советского Союза 30-40-х годов прошлого века. Тембр его голоса сравнивали с Петром Лещенко, а уровень исполнения с Александром Вертинским.
Детство и юность
Вадим Алексеевич был уроженцем Санкт-Петербурга, где он появился на свет 21.03.1903. Отец, Алексей Козин, – купец первой гильдии, получивший образование в Париже, – занимал должность в банке «Lion Credit». Он умер в 1924 году, так и не приспособившись к новым условиям жизни после революции.
Свой исполнительский дар и талант композитора Вадим, вероятно, получил от матери, Веры Владимировны, происходившей из династии Ильинских-Санкиных. Эта цыганская хоровая династия была в свое время очень известна.
В семье росли младшие сестры. По некоторым данным их было четыре, по другим шесть и, даже, семь. Известно, что старшая и младшая сестры погибли в блокадном Ленинграде, как и мама.
Но это было позже. Детство же проходило в окружении знаменитых певцов начала XX века: Н. Плевицкой, Ю. Морфесси, А. Вяльцевой. Они были частым гостями в доме двоюродной бабушки Вадима, Варвары Паниной, которая тоже обладала великолепными вокальными данными.
Несмотря на таких родственников, музыкального образования мальчик не получил. До 1917 года он учился в гимназии и в военно-морском училище. После революции, из-за своего происхождения, был вынужден оставить учебу и пойти работать грузчиком в порту.
Заpaбатывая ночной разгрузкой вагонов, Вадим, к тому же, устроился озвучивать немые фильмы в кинотеатре около Петропавловской крепости. Там же он впервые спел. Успех был оглушительным. После этого Вадим Козин уже не покидал сцену, выступая с романсами в лучших кинотеатрах Ленинграда.
Краткая биография
- 1929 – дебютная композиция Козина «Бирюзовые колечки».
- 1931 – принятие Вадима Козина в штат артистов ленинградского Дома политпросвещения.
- 1933 – переход певца, для продолжения концертной деятельности, в Ленгорэстраду.
- 1935 – зачисление Козина в число штатных артистов Ленгорэстрады.
- 1936 – переезд в Москву и начало работы со знаменитым аккомпаниатором Давидом Ашкенази.
- 1939 – создание романса-шедевра «Осень», на стихи Елизаветы Белогорской, который стал визиткой певца.
- Июнь 1941 – май 1944 – выступления певца на фронте и в госпиталях.
- Декабрь 1943 – по словам Козина, он выступил перед руководителями стран-союзниц на Тегеранской конференции (скептики говорят, что это неправда).
- 12.05.1944 – первый арест Вадима Алексеевича.
- Февраль 1945 – осуждение Козина решением Особого совещания к восьми годам исправительно-трудовых лагерей за контрреволюционную деятельность, рaзвpaтные действия против несовершеннолетних и мужеложство (ходили также слухи, что он разгласил государственную тайну, а еще распространял антисоветские анекдоты и отказался петь песню в честь Сталина).
- 10.09.1950 – за хорошее поведение и работу в лагере принято решение о досрочном освобождении артиста.
- 13.09.1950 – устройство на работу в качестве руководителя ансамбля в клуб им. Дзержинского в Магадане.
- 1950-е – выход в США пластинки с песнями Козина «Последний концерт».
- 1955 – 1956 – гастроли певца по городам Урала, Сибири и Дальнего Востока.
- 1957 – 1958 – Вадим Козин гастролирует по Центральной России, Кавказу и побережью Черного моря.
- Осень 1959 – новый арест и осуждение к лишению свободы в связи с обвинением в мужеложстве (сам Козин утверждал, что это была провокация НКВД).
- Май 1961 – условно-досрочное освобождение Вадима Алексеевича.
- 1961 – 1968 – негласный надзор за артистом со стороны компетентных органов во все время проживания его в коммунальной квартире по ул. Портовой.
- Осень 1968 – Вадиму Козину предоставляют отдельную однокомнатную квартиру в Школьном переулке г. Магадана.
- 1960-е – Козин пишет музыку и исполняет песни на слова Анны Ахматовой, Николая Гумилева, Евгения Евтушенко и Константина Бальмонта.
- 1970-е – 1980-е – фактический запрет на концертную деятельность и выпуск пластинок.
- 1985 – фирма «Мелодия» выпускает диск-гигант с песнями певца и композитора Вадима Алексеевича Козина.
- 1985 – 1992 – постепенное возвращение интереса к творчеству артиста, выход нескольких телевизионных передач, посвященных его таланту и творчеству.
- 1993 – открытие, на средства городского бюджета Магадана, музыкального салона для Вадима Козина, преобразованного после его cмepти в музей певца.
- 1993 – организация концерта в честь 90-летнего юбилея Вадима Алексеевича с участием высокопоставленных гостей, во главе с И. Кобзоном (по информации в интернете, юбиляр на концерт не пришел).
- 19.12.1994 – Вадим Алексеевич Козин скончался в г. Магадане, в возрасте 91 года.
Личная жизнь
Хотя творчество Вадима Козина пользовалось огромной популярностью у женщин, нет никаких сведений о его романах с ними. Известно, что певец ни разу не был женат. Детей у Козина тоже не было.
Не мог он создать семью ни в Ленинграде, ни в Москве, ни в Магадане. После освобождения Вадим Алексеевич не захотел возвращаться в города, где он получил известность, а предпочел остаться жить и работать там, где отбывал свои сроки наказания. Здесь он выступал и старился в компании домашних кошек. Последних питомцев звали Чуня и Бульдозер.
Однако, в 80-летнем возрасте Вадим Козин все-таки сделал предложение женщине. Но скорее всего это не было желание супружества, а лишь потребность в чьем-то нахождении рядом. Избранницу звали Дина Климова. Она работала педагогом. Страстная поклонница творчества Козина, женщина стала помощницей до конца его жизни, а после cмepти возглавила музей певца.
С Диной Климовой
В заключение
Вся жизнь певца прошла в трудный для России XX век. И он хватил по полной и счастья, и горя. Артист, как и вся страна, пережил войны, революции, разруху и период репрессий. Козин был и безумно популярен, и полностью забыт. Но его подлинный талант каждый раз прорывался сквозь творческое небытие.
Шутка ли, ему дали гастролировать почти по всей стране даже после срока по статьям, за которые многие в то время лишились жизни. И опять арестовали на пике популярности. Козин снова не сдался и сумел дождаться, когда его песни зазвучали, в исполнении популярных певцов, уже в новой стране.
За свою жизнь Козин исполнил более 3000 песен. А его авторству принадлежит около 300 произведений. Уже до начала Великой Отечественной войны было выпущено более 50 пластинок с песнями артиста. Длившийся, с перерывами, почти 30-летний запрет на публичное творчество не позволил выйти в свет огромному количеству записей в исполнении Вадима Алексеевича, о чем можно лишь сожалеть.
Вадим козин — биография знаменитости, личная жизнь, дети
Спасибо за участие.
Вадим Алексеевич Козин (1905 — 1994)- легенда русского романса. До сих пор биографы певца и поэта спорят о том, где в жизни «русского соловья» заканчивается правда, а где начинается вымысел. Обычно, говоря о Козине, вспоминают, что он был внуком великой цыганской певицы Варвары Паниной. Не обходится и без истории «участия» певца в Тегеранской конференции. Там он выступал для Сталина, Черчилля, Рузвельта.
Вадим Козин родился в Петербурге в богатой купеческой семье. Но считался незаконнорожденным ребенком, так как его отец, купец 2-й гильдии Алексей Гаврилович Козин, формально состоял в другом бpaке.
До революции Вадим успел получить довольно хорошее домашнее образование. В воспитателях у него оказалась писательница Клавдия Лукашевич. Она привила мальчику любовь к литературе, и тогда же юный Вадик пытается сочинять первые стихи.
После октября, когда все имущество семьи было национализировано, 13-летний Вадим был вынужден подpaбатывать тапером в синематографе. В 1921 году, в возрасте 16 лет, на одном из дивертисментов он впервые вышел на сцену и исполнил «Песню о стратостате» на стихи популярного тогда поэта Демьяна Бедного. Успех предрешил его судьбу.
Еще немного и голос Козина ворвется в хмурую жизнь Советского Союза с искренними, человеческими интонациями песен «Осень», «Любушка», «Смейся, смейся громче всех. «. То полуречитатив, то нежный, ласковый шепот — это звучало почти невероятно в стране, оглохшей от маршей и гимнов.
Первый ceкcуальный опыт с женщиной, о котором Козин вспоминает в своей «тюремной автобиографии», написанной, возможно, под диктовку следователя, оказался неудачным. Вадима coблaзнила школьная учительница, шантажируя тем, что у нее будет от Козина ребенок, о чем она сообщит родителям.
После успеха на сцене в начале 1920 года, когда Козина по конкурсу взяли певцом в Ленпосредрабис (Ленинградское посредническое бюро работников искусств), он полностью отдается карьере: на личную жизнь времени не было.
Гомоceкcуальность Вадима Козина открыто никак не проявлялась. Напротив, восходящая звезда пользовалась популярностью у слабого пола. Но и у сильного тоже. В роли «собланителя» молодого Козина выступил известнейший композитор (он предложил ему ceкc в обмен на новые романсы), автор музыки к десятку золотых хитов русской эстрады начала ХХ века, Борис Прозоровский (1886-1937), одна из первых жертв сталинской кампании по «борьбе с цыганщиной». Все подробности своей личной жизни, в том числе и о связи с Прозоровским, Козин рассказал следователям после своего второго ареста в 1959 году.
С начала 1930-х годов популярность Козина росла с неимоверной силой. Пластинки выходили одна за другой и тут же попадали в разряд «не подлежат переплавке». За девять лет, с 1937 года и до его ареста в мае 1945-го, вышло около 70 дисков.
Одетый по последней моде, с аккуратно уложенными редеющими рыжими волосами, элегантный Козин собирал вокруг себя бесконечное число поклонников. Круг самых близких к нему (его так и называли — «кружок имени Козина») состоял исключительно из молодых людей.
Жил Козин в основном в лучших столичных гостиницах, особенно часто в «Метрополе», с директором которого его связывала тесная дружба. Приятели Козина допускались в отель беспрепятственно. Некоторые из участников тех встреч рассказывали в середине 1960-х, что все на самом деле «было очень похоже на мастер-класс». Впрочем, ни для кого из гостей Козина не была секретом, как бы сейчас сказали, его ceкcуальная ориентация. Мало того, многие стремились завести с Козиным знакомство именно по этой причине. Однако попасть в близкий круг было не так-то просто.
Влюблялся Вадим Козин неожиданно быстро. Один роман еще был в разгаре, как непременно начинался другой. Иногда его можно было видеть в ресторане «Метрополя» оплачивающим обед сразу трем приятелям.
Лаврентий Берия регулярно докладывал Сталину об «амopaльном поведении» артиста, но тот смотрел на увлечения Козина сквозь пальцы. Ведь он был среди немногих любимцев вождя, пользовался особенным расположением, часто аккомпанировал Сталину, когда тот заводил любимые им скабрезные частушки.
. Первый арест последовал в 1945-м, Козин был осужден решением Особого совещания НКВД СССР от 12 февраля 1945 года на 8 лет. Берия лично советовался со Сталиным, по какой статье «проводить» «всенародно любимого». Вождь выбрал «антисоветскую пропаганду». Для верности в дело все-таки записали несколько статей, в том числе ту самую, как потом выражались, «бытовую».
В лагерной жизни Козина баpaки чередовались с концертами и премьерами в магаданских театрах. И здесь слава его не угасла. На одном из концертов, по замыслу режиссера, сцена и фортепьяно утопали в искусственных цветах, среди которых пел Козин. Зал взорвался аплодисментами. Кто-то из зрителей выкрикнул: «Ура, Козину. «, и зал повторил: «Ура! Ура. «.
Читайте также Кевин костнер - биография знаменитости, личная жизнь, детиВдруг в ложе поднялся разъяренный хозяин Магадана генерал Никишов.
— Кто орет «ура»? Вы кому орете «ура»? Педерасту — «ура»?! Только Сталину можно кричать «ура». Вон дypaка из зала! А ты, — обратился Никишов к Козину, — вон со сцены, в карцер, в одиночку.
. Сохранились дневники Вадима Козина конца 1950-х годов, изъятые спецслужбами во время его второго ареста. В них много обидных наблюдений, в которых сквозит тоска из-за осознания своей горькой участи. Власти ограничили географию выступлений Козина, запретив ему петь в столицах — Москве и Ленинграде. Тем не менее, он оставался своеобразной «примой» Магаданского театра. Только благодаря его имени эстрадная программа приносила театру огромные прибыли, а Козин вынужден был терпеть зависть, интриги и, как он пишет, «низкий культурный уровень артистов». Ему постоянно приходилось ощущать и вину из-за обвинения в «безнравственности» по причине своей гомоceкcуальности. В дневниках эта боль особенно чувствуется. Вот, например, запись от 20 июня 1955 года: «. смысл разговоров. сводится к похабщине, двусмысленности, анекдоту. При всем моем, как все считают, «глубоком мopaльном падении» мне никогда не придет в голову сказать в компании нечто подобное. Черт бы побрал такую мораль и этику!». «Мерзавцы и ханжи. Мерзавцы и ханжи. » — несется со страниц его поденных записок.
Тяжело далась Козину первая после лагерей гастрольная поездка. Ему было уже 50, старость набросила свою вуаль на лицо певца. Его впервые назвали дедушкой — какой-то мальчик, передавая из зала записку. И за три месяца гастролей был всего лишь один букет — 9 июля 1955 года «какой-то молодой человек нерусской национальности преподнес букет полевых цветов».
Стыдливая мысль о возможности вновь любить брезжила в мечтах. А вокруг было столько красивых мужчин — моряков, военных, спортсменов. И поклонников тоже, будивших по ночам в нетерпеливом ожидании автографа. Но естественный страх никогда не покидал Козина. Даже дневнику он чаще доверяет не личные переживания, а скрупулезные наблюдения о том, как плохо обустроено эстрадное хозяйство в Северном крае.
Но поклонников, скромных советских юношей, красневших при виде звезды, становилось все больше. Поначалу «никаких мыслей» у Козина на их счет не возникало, но переживать одиночество было все сложнее. Осенью 1955 года Козин начинает активную жизнь гомоceкcуала, по крайней мере, он доверяет ее своему дневнику. Студенты, мальчики, театральные «урбанисты», но ни один из них Козину не «по душе».
Этот дневник, в котором Козин нелицеприятно выражался о «советском режиме», и стал одной из причин второго ареста певца осенью 1959 года в Хабаровске.
На этот раз статья была названа четко: 152 УК РСФСР — «развращение малолетних или несовершеннолетних, совершенное путем рaзвpaтных действий в отношении их».
Случилось все в гостинице «Дальний Восток», где «стражи порядка» застали певца с местной несовершеннолетней пpocтитуткой мужского пола.
Прошел второй срок. Козин окончательно осел в Магадане. Работал в филармонии, выступал с концертами. Последний его большой концерт состоялся на 70-летие, в мае 1973 года.
20 лет Вадим Козин не давал публичных концертов, за самым редким исключением. Но зато очень часто музицировал дома, у магнитофона, для своих гостей. Записи расходились по всему миру.
В начале 1990-х квартира Козина превратилась в своеобразную магаданскую музыкальную Мекку. К нему рвались фанаты и кумиры современности, заезжал по случаю во время своих гастролей по России открытый гeй и мегазвезда 1980-х Марк Алмонд.
А Козин жил очень неустроенно, много пил. Питьевого спирта в Магадане достать было невозможно, кумир с лупой внимательно разглядывал талоны на водку, переживая: «Месяц заканчивается, а водки нигде нет. «
90-летие Вадима Козина отметили в магаданском театре без маэстро. Тот «закапризничал» и на юбилей не пошел. На сцене поставили кресло, завалили его цветами, а зал утонул в овациях, когда под его сводами зазвучал в записи тихий голос певца.
Вел тот вечер Иосиф Кобзон. В последние годы он много сделал для Вадима Козина. Пытался содействовать присвоению ему звания народного артиста. Но. в Администрации президента РФ ответили: «С такой статьей званий не дают. «
Наверное, поэтому Вадим Козин не пошел на свой последний юбилей. Он знал: власть, которая всласть потешается на юбилейном торжестве, завтра скажет брезгливо: «Нет».
«Нет» — званию почетного гражданина.
«Нет» — жизни человека, который много ошибался, но был искренен в полете своей творческой фантазии: в музыке, поэзии и — в любви.
Ему некуда было торопиться, он давно не рвался петь. «. Я вовсе не рвусь петь, пусть лижут зады все те, кто таким способом добивается прощения. Я больше ни в чем не виноват. Прежде всего, я чист перед самим собой, перед Богом и перед великим русским народом, он не считает меня виновным — я это понял, а правители приходят и уходят. Вот перед ними я не хочу распинаться, о чем-то просить и унижаться. «
Так, оскорбленным, с растерзанной судьбой, но не позволившим унизить себя последним выступлением перед теми, кто получал удовольствие от одного предвкушения зависимости от них, ушел Козин.
Вадим Козин прожил долгую жизнь и навсегда вошел в историю мировой музыки как один из лучших исполнителей романса, из которого вышел шансон. Мелодику козинских песен и стилистику его романсов восприняла и советская лирическая песня, которой без Козина просто бы не было.
С середины 1950-х Козина преследовал один и тот же сон — он безуспешно взмахивал руками, как крыльями, в попытке взлететь, освободиться от физических оков, мopaльного осуждения, которым окружила его власть. Внутренне он давно считал себя свободным и «невинным, как двухлетний младенец».
В российской гeй-культуре Вадим Козин останется и исполнителем своеобразной песни гeй-гордости — романса «Дружба», в которой есть такие строки: «. Давай пожмем друг другу руки // И в дальний путь на долгие когда. » Своему биографу Борису Савченко Кузьмин сознался, что романс о «нашей нежности и нашей дружбе», которые «сильнее страсти и больше, чем любовь», был посвящен любимому мужчине.
Вадим Алексеевич Козин
Фото Все
Видео Все
Легенды романса и песни 20-30-х годов — Вадим Козин и Изабелла Юрьева, 55 мин.
Фильм памяти. — Вадим Козин
Вадим Козин «Человек жену бьет» Магадан 1987 / Vadim Kozin
Вадим Козин — биография
Вадим Козин – эстрадный певец, поэт, композитор. Написал более трех сотен композиций, его голос называли лирическим тенором.
В 50-е годы прошлого века в Америке вышла пластинка Вадима Козина под названием «Последний концерт». В аннотации к ней американцы написали, что певец имел славу, равной которой в довоенном СССР не было, что его пластинки могли бы иметь миллионные тиражи, что его голос мог свести с ума любого слушателя. Но Козина сослали в Магадан, где ему предстояло провести остаток жизни. А виной всему – неправильное происхождение. Однако ссылка не сломила его, он вернулся, чтобы вернуть себе былую популярность с новой силой.
Детство
Родился будущий популярный певец в Петербурге 21 марта 1903 года. Его отца звали Алексей Козин, он был купцом первой гильдии, образование получил в Париже, занимал должность служащего городского отделения банка Lion Gredit. Родственники по материнской линии – цыганская хоровая династия Ильинские-Санкины. Мама Вадима – Вера Ильинская имела отличные вокальные данные, часто баловала своих домашних пением. Кроме Вадима в семье подрастали еще четыре дочки.
Вадим Козин в юности
Козины жили счастливо и зажиточно, отец катал детей на автомобиле, мама пела. Все изменила Октябрьская революция 1917 года, которая отобрала у них все. У них не осталось даже личных вещей, которые растащила прислуга. Отец нашел работу в артели, мама убирала в Монетном дворе. Такая несправедливость буквально подкосила отца, и он умер в 1924 году. Единственным мужчиной в семье остался Вадим, и именно ему пришлось искать работу, чтобы заработать денег на содержание семьи.
Его трудовая биография началась с должности тапера в кинотеатре при Народном доме, рядом с Петропавловской крепостью. Там он трудился днем, а ночью шел разгружать вагоны. Запел он абсолютно случайно. Однажды одна из артисток не приехала, и Вадима заставили спеть, чтобы хоть как-то заполнить эту паузу. Такого успеха не ожидал никто.
После этого Козин всерьез задумался о подборе собственного репертуара, он мог рассчитывать только на свой вкус и подсказки матери. В 1931-м Козина приняли в штат концертного бюро Дома политпросвещения в Ленинграде. В 1933 году Вадим перешел в Ленгорэстраду.
Музыка
Тайный поверенный Козина Игорь Сдобников как-то сказал, что его концерты собирали аншлаги каждый раз. В то время появились новые жанры на эстраде, но публика по-прежнему любила романс. Вадим выступал под псевдонимом Холодный, который взял в честь известной актрисы Веры Холодной. В 30-х годах это имя было запрещено, и Козин на выступлениях представлялся внуком Варвары Паниной, что не соответствовало действительности.
Слушайте Бирюзовые колечки — Вадим Козин на Яндекс.Музыке В 1929 году появилась композиция «Бирюзовые колечки», ставшая дебютной в творческой биографии Козина. В 1936 году певец поселился в Москве, ему аккомпанировал Давид Ашкенази.
В 1939-м Вадим Козин и известная поэтесса Елизавета Белогорская создали настоящий шедевр – романс «Осень». Эта композиция стала своеобразной визитной карточкой исполнителя, одной из самых любимых у зрителя. Хотя и другие его работы – «Прощай, мой табор», «Маша», «Дружба», пользовались невероятной популярностью.
В годы Великой Отечественной войны Козин выступал вместе с фронтовыми агитбригадами. Его зрителями стали даже участники Тегеранской конференции 1943 года. Вадиму посчастливилось видеть таких звезд как Морис Шевалье и Марлен Дитрих. Хотя некоторые биографы певца сомневаются в подлинности этой информации.
Вадим Козин
Вместе с Козиным выступали Клавдия Шульженко и Леонид Утесов, в репертуаре которых были современные песни. Вадим Алексеевич стоял на одной площадке с Антониной Неждановой и Иваном Козловским, которые исполняли оперные арии. Козин давал и сольные концерты, причем пел свои песни без звукоусиливающей аппаратуры.
Несмотря на то, что Козин был наполовину цыганом, он пpaктически не пел в цыганском жанре.
В СССР людей его национальности не очень любили, но песни Вадима часто крутили на радио. Его репертуар состоял из русских народных и лирических композиций, причем их было несколько тысяч. Голос певца называли лирическим тембром, он так легко и непринужденно передавал страсть и тоску, нежность и молодецкую удаль.
Любимым произведением самого Козина был романс под названием «Нищая». Он говорил, что это произведение как будто возвращало его в революционный Петроград, когда их семья испытывала крайнюю нужду. Во время исполнения этого романса перед глазами певца возникала бывшая дворянка, торгующая спичками возле Казанского собора. Однажды Козин просто предложил ей помощь, однако гордость женщины не позволила ей взять у него деньги.
Читайте также Илья мэддисон - биография знаменитости, личная жизнь, детиКозин стал автором более трех сотен композиций. Во время создания очередной песни он пристально следил за тем, как сочетаются между собой стихи, музыка и исполнение. Он писал музыку на любые слова, главное, чтобы они шли от души. И неважно, написал ли их всеми признанный классик или начинающий поэт, сделавший первую публикацию в газете.
Вадим писал, что каждая песня рождалась по-своему. Бывало так, что стоило ему один раз увидеть какой-то образ, и музыка рождалась мгновенно. А бывали случаи, когда он пытался много раз, прилагал массу усилий, но все варианты отметались, и стихи откладывались в сторону.
В одном из интервью певец сказал, что отдавал предпочтение содержательным сочинениям, тщательно отбирал их, чтобы позже положить их на музыку. Козин запоминал отобранные тексты, садился за пианино подбирать к ним мелодию. Если все получалось, то песня записывалась на магнитофон.
Вадим Алексеевич не очень жаловал модных исполнителей 80-90-х. Он всегда говорил, что у них отсутствует голос, и если им представится возможность спеть в Колонном зале, то ничего у них не получится без микрофона. Просто под рояль ни один из певцов выступить не рискнет. Козин придерживался мнения, что его поколение певцов было артистичнее, чем нынешнее, и если не хватало вокальных данных, то артистизм их никогда не подводил. Кумиром Козина был Александр Вертинский, руки которого, по мнению Козина, были «поющими».
Личная жизнь
Музыкант имел две судимости. В 1945 году его отправили на Колыму. После окончания срока он остался в Магадане навсегда. Ходили слухи, что Козина посадили за мужеложство, но это было неправдой.
По словам концертного директора Павла Шахнаровича, Вадим сидел по 58-й статье. Музыкант очень любил антисоветские анекдоты, но он их совершенно не запоминал, и чтобы не забыть, старался записать в специальную тетрадку.
Однажды Козин жил в номере гостиницы «Москва», и эта тетрадка попала в руки горничной. «Бдительная» женщина сообщила, кому следует, и наказание не заставило себя долго ждать.
Предполагают, что Козин попал за решетку из-за того, что никогда не прославлял Сталина в своих песнях. А может из-за того, что музыкант конфликтовал с Берией, пообещавшим эвакуировать родных Козина из Ленинграда, но так и не выполнившим свое обещание. Во время допросов в НКВД, Вадима обвиняли в связи с немецким пропагандистом Геббельсом. Козину грозила расправа, поэтому он предпочел подписать все, что подсунули ему старательные следователи.
Вадим Козин с кошкой
Свою личную жизнь певец так и не устроил. В Магадане у него была крошечная однокомнатная квартира, хотя когда-то его считали достаточно богатым человеком в Союзе. Козин никогда не женился, детей у него тоже не было. Он состарился в компании кошки Чуни и кота Бульдозера.
Вадим Козин и Дина Климова
Однажды он все-таки предложил руку и сердце женщине, которая смогла растопить лед в его сердце. Это случилось в 1983 году, когда Козину было 80 лет. Его избранницу звали Дина Климова. Женщина работала учителем, была страстной поклонницей творчества Вадима. Она стала его помощницей по хозяйству, а после того, как Вадим умер, заняла должность директора в его доме-музее.
Смерть
Сердце Вадима Козина остановилось 19 декабря 1994 года. Местом его упокоения стало Марчеканское кладбище Магадана.
Памятник Вадиму Козину в Магадане
Ссылки
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Вадим Козин: Биография артиста
Вадим Козин — культовый советский исполнитель. Доныне он остаётся одним из самых ярких и запоминающихся лирических теноров бывшего СССР. Имя Козина стоит в одном ряду с Сергеем Лемешевым и Изабеллой Юрьевой.
Певец прожил непростую жизнь — Первая и Вторая мировая войны, экономический кризис, революции, репрессии и абсолютная разруха. Казалось бы, как в таком положении можно сохранить любовь к музыке и передать её советским меломанам? Благодаря сильному духу и целеустремленности композиции в исполнении Козина доныне не утратили своей актуальности.
Вадим Козин: Биография артиста
Детство и юность Вадима Козина
Вадим Козин родился в культурной столице России — Санкт-Петербурге, в 1903 году. Глава семейства — выходец из зажиточных купцов. Отец Вадима учился в Париже. После окончания учебного заведения работал в городском отделении банка Lion Credit.
Глава семейства был далёк от музыки. Но это не мешало ему ежедневно ставить пластинки с любимыми записями. Мама принадлежала к известному цыганскому роду Ильинских. Интересно, что представители её семейства выступали в хорах, а также руководили ансамблями и дирижировали оркестрами. Кроме Вадима, родители воспитывали четырёх дочерей (в некоторых источниках — шестерых).
До 1917 года семья Козиных жила более чем зажиточно. У детей было всё необходимое для счастливого детства. Но после наступления революции все перевернулось с ног на голову. Козины лишились нажитого имущества. Они не имели даже самых необходимых вещей, поскольку их украла прислуга.
Папе Вадима пришлось идти работать в артель, мама устроилась уборщицей в Монетный двор. Сердце отца не выдержало. От постоянных стрессов и тяжёлой работы у него начались проблемы со здоровьем. В 1924 году он скончался. Отныне все заботы жизни легли на плечи Вадима. Парень работал в две смены.
Козин-младший устроился тапером в кинотеатр в Народный дом. По ночам ему приходилось разгружать вагоны. Петь Вадим начал совершенно случайно. Однажды в театр не приехала певица, чтобы заполнить пустоту, на сцену вышел Козин. Парень впечатлил своими вокальными данными самых требовательных зрителей.
Вскоре поставлено вопрос о выборе репертуара для молодого тенора. На помощь пришла талантливая мать, которая отобрала для Вадима лирические композиции. В 1931 году Козина приняли на ставку в концертное бюро Дома политпросвещения Центрального района Ленинграда. Спустя несколько лет он был зачислен в штат Ленгoрэстрады.
Вадим Козин: Биография артиста
Творческий путь Вадима Козина
Концерты Козина были настоящей отрадой для советских зрителей. Меломаны толпами посещали концерты Вадима. В этот период времени активно развивались современные музыкальные жанры. Несмотря на это, публика не считала романс устаревшим, немодным и с удовольствием слушала лирические композиции в исполнении Козина.
Спустя некоторое время певец примерил на себя новый творческий псевдоним. Он начал выступать под именем Холодный в память об актрисе Вере Холодной. В 1930-е годы, когда упоминание имени «Холодной» стало опасным, артист выходил на сцену, как внук Варвары Паниной, хотя на деле Вадим никогда не был её родственником.
В 1929 году Козин презентовал композицию собственного сочинения «Бирюзовые колечки». Успех песни был ошеломительным. Спустя некоторое время певец переехал в Москву. Постоянным аккомпаниатором Козина стал знаменитый Давид Ашкенази.
Вскоре он вместе с Елизаветой Белогорской презентовал поклонникам романс «Осень». Композицию доныне считают визитной карточкой Козина. Романс перепевают современные исполнители. Не меньшей популярностью пользовались композиции: «Маша», «Прощай, мой табор», «Дружба».
Во время Великой Отечественной войны Вадим Козин активно принимал участие во всех фронтовых агитбригадах. Он даже выступал перед участниками Тегеранской конференции, на одной площадке с Морисом Шевалье и Марлен Дитрих.
Репертуар Вадима Козина
Композиции в исполнении Вадима звучали на радиостанциях СССР. Козин пел романсы и русские народные песни. Его репертуар состоял из тысячи гениальных произведений. Голос тембра передавал весь спектр эмоций — тоску, страсть и нежность.
А вот Вадим Козин говорил о том, что считает жемчужиной своего репертуара композицию «Нищая». Представленная песня напрямую связана с воспоминаниями о жизни в Петрограде. Исполняя эту песню, Вадим каждый раз представлял бывшую дворянку, продававшую спички у Казанского собора. Когда Козин захотел ей помочь просто так, гордая женщина отказалась от помощи.
За продолжительную творческую карьеру Козин написал свыше 300 музыкальных композиций. Артист уделял особое внимание триединству музыки, текста и исполнения. Источником вдохновения для Вадима могла быть интересная статья или произведение классической литературы.
«Случается так, что один образ зацикливает на себе внимание, и ты не можешь ни о чём другом думать. В душе появляется своего рода музыка… Бывает, композиция рождается сразу, а иногда по несколько вариантов прокрутишь, да и отложишь…».
Интересно, что Вадиму Козину категорически не нравились популярные исполнители 1980—1990-х годов. Певец считал, что у них нет голоса и таланта. Музыкант говорил о том, что знаменитости его поколения, если у них не хватало вокальных данных, завоёвывали публику артистизмом. Вадим восхищался творчеством Александра Вертинского.
Личная жизнь Вадима Козина
Советский тенор был дважды осуждён. После победы в 1945 году попал на Колыму. После того как он отбыл срок, его навсегда поселили на территории Магадана. Журналисты умышленно распространяли слухи о том, что Вадим сидел за мужеложство. Однако это ошибочное мнение.
Козин отбыл срок по контрреволюционной статье. Как оказалось, артист очень любил колкие анекдоты, особенно антисоветские. Все юмористические рассказы в голове не поместишь, поэтому он записывал их в тетрадку. Однажды в гостинице «Москва» тетрадь попала в руки уборщицы, и она доложила.
Одна из предполагаемых причин попадания Козина за решётку — отказ петь во славу Сталина. А также конфликт с Берией, который пообещал вывезти родных Вадима из блокадного Ленинграда, но слово не сдержал. Вадиму даже приписывали связь с Геббельсом. Следователи угрожали Козину жестокой расправой. Ему ничего не оставалось делать, как подписать все бумаги.
Вадим Козин: Биография артиста
В Магадане артист жил в скромной однокомнатной квартире. А ведь когда-то наряду с Исааком Дунаевским его считали первым богачом СССР. У Вадима не было жены и детей. Компанию артисту до конца его дней составляли домашние питомцы.
Если верить слухам, то в 1983 году Вадим Алексеевич сделал предложение любимой женщине, которую звали Дина Климова. Они не узаконили отношения. Известно, что Дина помогала Козину по хозяйству и была с ним вплоть до его cмepти.
Смерть Вадима Козина
Вадим Козин ушёл из жизни в 1994 году. Известный артист похоронен в Магадане, на Марчеканском кладбище.
Вадим козин — биография знаменитости, личная жизнь, дети
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
- Свежие записи
- Архив
- Друзья
- Личная информация
- Memories
Музыка и политика: Вадим Козин — кумир довоенной публики, которого судили за мужеложство
«На советской довоенной эстраде рядом с Вадимом Козиным трудно представить исполнителя, равного ему по славе и популярности. Его пластинки расходились бы такими огромными тиражами. Его необычайной красоты цыганский голос сводил с ума всех, кто хоть однажды слышал его. Но Козин. сослан в Магадан на вечное поселение» – так писали про Вадима Козина американцы в аннотации к пластинке «ПОСЛЕДНИЙ КОНЦЕРТ», выпущенной в США в начале 50-х годов.
Вадим Алексеевич Козин родился 21 марта 1903 года в Санкт-Петербурге, в семье петербургского купца первой гильдии Алексея Козина и цыганки из хоровой династии Ильинских-Санкиных Веры Ильинской. А двоюродная бабушка его была блистательная певица Варя Панина. Гостями дома были Анастасия Вяльцева — подруга матери, Надежда Плевицкая, Юрий Морфесси — знаменитейшие певцы начала века. Нетрудно догадаться, в какой атмосфере рос единственный в семье мальчик, которого окружали семь сестер, все — младшие. Кроме гимназии, Козин нигде не учился. Никаких музыкальных заведений он не заканчивал. К тому же отец его умер рано, поэтому Вадим был вынужден прервать обучение в гимназии, чтобы помогать матери и сёстрам.
Читайте также Геродот - биография знаменитости, личная жизнь, детиПосле революции юношу исключают из военно-морского училища как сына купца. Через биржу труда он устраивается в порту грузчиком, расклеивает по городу концертные афиши. Артистическую карьеру начал тапёром, озвучивая немые кинофильмы. Наконец, выходит- на сцену рабочего клуба, под рояль, под гитару он поет цыганские и бытовые романсы. Его приглашают лучшие кинотеатры Ленинграда — «Капитолий», «Гигант», «Колосс» — петь перед вечерними сеансами. Успех, слава оказались стремительными и прочными.
В 1937 году Вадим Козин принимает решение выехать в Москву. В первый же день по приезде в столицу он выступает в зеленом театре и – колоссальный успех! Его танго «Осень», которое только что прозвучало, напевали буквально в каждом доме.
Популярность Козина в крупных городах России, а особенно в Ленинграде в 1930-х годах была фантастической. По воспоминаниям современников, за грампластинками Козина выстраивались огромные очереди. Козин пел в основном под фортепианный аккомпанемент Давида Ашкенази, также под джаз-ансамбль В.Сидорова, гавайский ансамбль Б.Крупышева.
Позже он вспоминал, что в каждом концерте исполнял без микрофона и усилительной техники до сорока песен – так велико было его вдохновение.
А жилось ему на первых порах довольно трудно. Вспоминая о том периоде, он говорил: «Я удивляюсь, как я тогда еще мог петь, ведь я питался одним хлебом с водой из-под крана». После его успешного выступления, ему предложили остаться в Москве, записывать песни на «Грамзаписи». Зная его материальное положение, предложили аванс. Козин гордо отказался: «Мне ничего не надо».
В 30-е годы на пластинки записали 120 романсов и песен в исполнении Вадима Козина. К этому рекорду довоенной давности до сих пор никто даже не приблизился. Причем, на пластинках Козина ставился штамп: «Продаже не подлежит». «Обменный фонд». Это значило, надо было, сдать пять битых пластинок, чтобы купить одну пластинку Козина, которая стоила к тому же значительно дороже других. Козин долго был единственным исполнителем, чьи пластинки не подлежали обычной продаже. Потом уже этот список пополнили Изабелла Юрьева, Леонид Утесов, Екатерина Юровская, Клавдия Шульженко, Лидия Русланова и Владимир Хенкина.
Вспоминая в конце жизни этот период своей творческой деятельности, Вадим Козин устало говорил: « Когда-то, перед войной, мы с Исааком Дунаевским были самые богатые в стране люди».
Гипнотическая власть певца заключалась и в необыкновенном по тембру голосе, и в самом стиле исполнения, сохранившем верность старой песенной культуре.
Он взял себе администратором Михаила Васильевича Басманова-Волынского, старого аристократа, работавшего с Вяльцевой. В конце тридцатых для записи романса «Жалобно стонет ветер осенний» разыскал гитариста, который аккомпанировал еще его двоюродной бабушку Варе Паниной, попросил записаться с ним в паре на пластинку. Старик, обнаружив, что в студии нет большой акустической трубы времен его молодости, расстроился и записываться на современной аппаратуре отказался. Еле уговорили…
В годы Великой Отечественной войны очень много пластинок переплавляли для нужд фронта. На пластинках с записями Вадима Козина стояли штампы: «Переплавке не подлежит».
А сам артист выступал с концертами в частях действующей армии. Он пел, читал свои стихи. По распоряжению наркома путей сообщения ему для поездок выделяют специальный вагон. Козин выступает в блокированном Ленинграде; в осажденном Севастополе, перед моряками Мурманска. Во время одной из поездок на передовой произошла встреча с маршалом Баграмяном. Маршал и вручал позже Козину награду – орден Красной звезды.
В декабре 1943 года во время знаменитой Тегеранской конференции у премьер-министра Великобритании был день рождения. По этому случаю пригласили на концерт лучших певцов мира, отбирать их помогал сын Черчилля. В концерте для участников конференции союзных держав пели тогда Морис Шевалье, Марлен Дитрих, Иза Кремер. Из советских артистов там был Вадим Козин – его на одни сутки под конвоем доставили специальным самолетом из Москвы. Рассказывают, что Иза Кремер – известная в то время певица – за кулисами успела шепнуть Козину: «Другого такого случая у вас не будет. Подойдите к Черчиллю, хотя бы к сыну, попроситесь на Запад. У вас будет все — и свобода, и деньги; и весь мир — ваш».
А он вышел на сцену перед высокопоставленными особами, направился к роялю и, перед тем как петь, поставил на крышку рояля маленькую игрушку — резиновую серую кошку. Это был его сценический талисман, с которым Козин не расставался всю жизнь. А после концерта, конечно же, вернулся назад в Москву…
На протяжении жизни Вадим Козин вел дневник. Его скрупулезные, почти ежедневные записи — это не только иHTиMные тайны страдающей души. Это еще и поразительная по своей нелицеприятной правде хроника эпохи в интерпретации одного из грандов советской эстрады, который был знаком с Вертинским и Руслановой, Есениным и Маяковским, Сталиным и Берией, Черчиллем и Рузвельтом. Дневник был изъят у Вадима Козина «компетентными» органами во время ареста и возвращен артисту лишь в начале девяностых – незадолго до cмepти певца. После пика своей славы он оказался колымским узником, а песни его почти на полвека исчезают из радиоэфира. По одной из наиболее распространенных версий, трагедия артиста заключалась в его нетрадиционной ceкcуальной ориентации. Первый срок за мужеложство – 8 лет — Козин получил в 1945-ом. Освобожден досрочно в 50-ом за примерное поведение и хорошую работу. Через девять лет – в 1959-ом – новый срок и опять по той же статье. По другой версии, первый срок он получил за то, что отказался петь песни во славу Сталина. Второй срок был спровоцирован НКВД. Во всяком случае, в справке, выданной Вадиму Козину управлением лагерей, в графе «по какой статье осужден» был поставлен прочерк… Так звезда довоенной российской эстрады попадает в Магадан.
Биографы певца отмечают, что срок Вадим Козин отбывал легко, к тяжёлым физическим работам не привлекался, работал в Магаданском музыкально-драматическом театре наряду с другими известными артистами-заключёнными Колымалага. Козин руководил лагерной художественной самодеятельностью, вечерами коротал время в областной библиотеке, печатал на машинке списки книг, составлял карточки, работал с каталогами, Лагерное начальство ценило известного и любимого певца. Он имел право ходить днем без конвоя в пределах города Магадана, одевался не в лагерное и иногда солнечными летними деньками запросто сиживал в скверике напротив баpaка.
Уже после первого освобождения он остался в Магадане. Он не знал, как его встретят в Москве после долгих лет отсутствия. а к Магадану привык. И здесь его легальное забытье плавно перешло в нелегальное полузабытье, как бы полузапрет. В ту пору в Магадане еще не было филармонии. Вся сценическая жизнь определялась вертелась вокруг областного музыкально-драматического театра. Но финансовом отношении он неудержимо и упopно прогорал. С учетом северного коэффициента, зарплаты актеров здесь были особенно велики, а долги театра государству исчислялись в миллионах советских рублей. На сцене шли идейно выдержанные спектакли «Город на заре», «Интервенция», «Оптимистическая трагедия», бушевали сценические страсти, а зал был почти пуст. И тогда руководители театра шли в барачный дом к Козину. Уже почти старик выходил на сцену, садился за рояль, пел по-прежнему чистым и проникновенным голосом «Пара гнедых», и в зале творилось невообразимое. Билеты продавали даже в оркестровую яму.
Позже Вадим Козин до пенсии работал при Магаданской филармонии. Много сил отдал главный режиссер театра В. Левиновский, чтобы «пробить» выездные сольные концерты Козина. С гастролями певец исколесил Сибирь, Дальний Восток, выступал на Камчатке, Сахалине, на Курилах, в Приморье, Якутии, на Колыме. Он поет перед оленеводами, рыбаками, рабочими, строителями, моряками-подводниками. Он пел всюду, пел всем. Теперь говорят, что он один вытащил областной театр из долговой ямы, а потом его концерты давали стабильный доход и филармонии. Ходит даже легенда о том, как в одном из городов, где выступал Козин, гастролировал прославленный московский театр, чуть не сплошь состоящий из народных артистов. И тогда в Москву, в Министерство культуры от театра полетела телеграмма: рядом с нами выступает Козин, отбивает всю публику.
До конца жизни жил в Магадане, оставаясь своеобразной достопримечательностью города, человеком-легендой. На двери его магаданской квартиры была медная табличка с буквами в стиле декаденской санкт-петербургской вязи: «КОЗИН Вадим Алексеевич». Сюда стремились попасть все заезжие знаменитости. Он жил на пенсии один – с двумя кошками, которых подобрал на улице – и был рад гостям. Магаданская квартира, как описывали позже люди, которые бывали у Козина, была больше похожа на дом петербургского старьевщика – книги и ноты в массивных шкафах, на стенах старые афиши и фотографии близких ему людей — Вари Паниной, Анастасии Вяльцевой, Юрия Морфесси, Веры Холодной, фотографии отца и матери. Потрескавшаяся деревянная мебель и большой рояль посреди комнаты. И еще старенький пленочный магнитофон, на который Козин записывал сам себя – пел под рояль, читал свои стихи…
Вадим Алексеевич Козин умер в Магадане 19 декабря 1994 года. Ему был 91 год. Пpaктически до последних дней певец выступал в Магаданском музыкально-драматическом театре. Его репертуар насчитывал свыше 3000 песен. Сам написал около 300. До войны Грампласттрест выпустил более 50 пластинок Козина, однако до середины 80-х годов их переиздание в СССР было официально запрещено. Только 1985 на фирме «Мелодия» выпущен первый диск-гигант, в который вошли многие известные песни. При этом большая часть творческого наследия Козина за последние 50 лет жизни в Магадане не воплотилось в форму стандартной издательской продукции. С одной стороны магнитофонные записи романсов и песен не соответствовали духу времени и просто уничтожились, в лучшем случае некоторые из них попадали в архив Магаданского радио. С другой стороны — уникальная фонотека магнитофонных записей певца, выполненных в «домашней студии», бесследно пропала. Уникальность фонотеки состояла в том, что напетые песни и романсы никогда не исполнялись на большой сцене. Среди них были песни на стихи Е.Евтушенко, П.Нефедова, А.Дементьева, Э.Асадова и других поэтов.
Сегодня в магаданской квартире Козина открыт музыкальный салон и музей певца, а голос его продолжает звучать для поклонников музыки, проверенной временем.