Иван Козловский — биография знаменитости, личная жизнь, дети > Человек и здоровье
растения +7(977)9328978 Биографии    


Иван Козловский — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Иван Козловский — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Иван Козловский

Биография

Помимо природного таланта, оперного певца Ивана Козловского отличал жизнерадостный хаpaктер и упрямство. Артист частенько подшучивал над коллегами, помогал попавшим в беду друзьям и совершал безумные поступки ради возлюбленных. К примеру, чтобы произвести впечатление на вторую жену, Козловский взобрался на второй этаж по водосточной трубе. Но даже без экстремальных выходок обаятельный певец одним взглядом или исполнением одной ноты сражал женщин наповал.

Детство и юность

24 марта 1900 года в селе Марьяновке, расположенном на территории Киевской губернии, родился мальчик, которого супруги Козловские назвали Иваном. С младенчества ребенок рос в окружении музыки. Оба родителя Ивана, несмотря на то, что были простыми крестьянами, обладали музыкальным слухом. Козловские часто проводили вечера за совместным пением.

Иван Козловский

В 7 лет ребенка отдали в Златоверхий Михайловский монастырь. Супруги Козловские не считали музыку достойной профессией и настаивали, чтобы Иван получил сан священника. Впрочем, сам будущий оперный певец и учителя мальчика не разделяли мнение родителей.

Сбежав из надоевшего монастыря, Иван несколько месяцев бродяжничал по стране, добывая деньги пением. Добравшись до Киевского музыкально-драматического института, подросток поступил в учебное заведение. Приемная комиссия по достоинству оценила врожденные данные Козловского и зачислила Ивана после первого тура.

Музыка

В 1918 году певец впервые оказывается на профессиональной сцене. Юноша выступает в составе Полтавского музыкально-драматического театра, пока артиста не призывают в армию. Впрочем, заступничество полковника Чернышева позволило молодому таланту продолжить выступления даже во время войны.

Романс Ивана Козловского «Я помню чудное мгновение»

После завершения службы Козловский попадает в оперный театр Харькова, а через год перебирается в Свердловский оперный театр им. А. В. Луначарского. В 1926 году талант певца оценили руководители Большого театра – Козловский переезжает в Москву и с первого же выхода на сцену завоевывает любовь публики.

По-настоящему звездным выступлением молодого исполнителя стала партия Юродивого в опере «Борис Годунов». В 1927 году Козловский появляется перед зрителями в образе Ленского (опера «Евгений Онегин») и получает хвалебные отзывы от Шаляпина, а также других известных коллег.

Певец Иван Козловский

В 1936 году репертуар Ивана расширяется. Кроме оперных арий, артист начинает петь джазовые композиции, написанные специально для него. Вскоре исполнение сольных партий перестает удовлетворять артиста. В 1938 году Козловский организует и берет на себя руководство Государственным ансамблем оперы СССР.

Подобная творческая активность привлекает внимание представителей власти, и в 1941 году оперному певцу вручают Сталинскую премию первой степени. Несмотря на благосклонность вождя, Козловскому не позволяют отправиться на заграничные гастроли. Мужчину так и не выпустили из Советского Союза, исключением стала короткая поездка в Румынию.

Романс Ивана Козловского «Я встретил вас…»

Уверенность в том, что музыка способна исцелять и поднимать дух, стала стимулом для Козловского в военные годы. Артист с коллегами дает концерты перед военными и простыми жителями, посещая освобожденные города. В 1944 году Козловский создает хор мальчиков, который в будущем перерастет в хоровое училище Свешникова.

Упоминаемый дирижер помогал певцу организовать работу хора, а после взял на себя роль руководителя. После войны Иван Семенович запишет с детским хором совместную композицию – романс «Слети к нам, тихий вечер».

Иван Козловский и Александр Вертинский

Сотрудничество Ивана Семеновича с Большим театром продолжается до 1954 года. Причины ухода артиста с любимой работы неизвестны, Козловский не стал объяснять решение даже близким людям.

Впрочем, увольнение из театра не означало завершение карьеры. Теперь в творчестве Козловского появилось больше романсов. Именно Иван Сергеевич нашел ноты и популяризировал композицию «Я встретил вас…». Среди прославивших Козловского романсов числятся «Я помню чудное мгновение», «Не искушай меня без нужды» и «Вечерний звон».

Личная жизнь

С первой женой Александрой Герцик Козловский познакомился зимой 1919 года. Молодой певец работал в Полтаве. Юноша встретил будущую супругу в театре, где дeвyшка занимала должность ведущей актрисы. Александра была старше Ивана на 13 лет, но это не остановило певца.

Иван Козловский, его жена Галина Сергеева, дочери и племянница

В 1920 году влюбленные поженились и чуть позже перебрались в Москву. И пока Козловский достигал новых вершин, карьера Александры медленно сходила на нет. Женщина, оставив амбиции в стороне, занялась хозяйством и бытом. Бpaк продержался 25 лет, из которых последние 3 года у Ивана была любовница. Устав от метаний мужа, Александра сама подала на развод.

Второй супругой оперного певца стала актриса Галина Сергеева. Козловский встретил юную красавицу в 1934 году в Крыму, где отдыхал каждое лето. В этом союзе уже Иван оказался старшим партнером, актриса была младшего певца на 14 лет.

Иван Козловский с семьей

В бpaке родились двое детей, девочек назвали Анна и Анастасии. С появлением второй дочери во взаимоотношениях супругов, и до того полных ссор и скандалов, начались проблемы. У дeвoчки обнаружили врожденный сколиоз. И вскоре после сложной операции, которую провел известный хирург Чаклин, актриса бросила супруга. Галина ушла к лечащему врачу дочери. После второго развода Козловский больше не заводил серьезных отношений с женщинами.

Смерть

Неподражаемый голос Козловский сохранил до самой cмepти. Правда, последние годы певец не выходил на сцену. Несмотря на возраст, Иван Семенович ежедневно уделял внимание спорту.

Чтобы не терять хватку, артист создавал наброски новаторских музыкальных постановок. За пару месяцев до кончины Козловский загорелся желанием поставить «Снегурочку».

Себя мужчина видел в образе любого сказочного персонажа, а главную роль, по задумке певца, должна была исполнить Галина Вишневская. Постановка так и осталась на стадии разработки – певец не смог найти спонсора.

Умер исполнитель опер и романсов 21 декабря 1993 года. Могила знаменитого артиста расположена на Новодевичьем кладбище.

Иван Козловский

фотографии >>

биография

Козловский Иван Семенович

(11 марта по старому стилю) 24 марта 1900, село Марьяновка, близ Белой Церкви, ныне — Васильковский район, Киевская область — 24 декабря 1993, Москва.

Русский советский певец (лирический тенор).
Заслуженный артист РСФСР (1937).
Народный артист СССР (12.08.1940).
Народный артист Украины (1993).
Герой Социалистического Труда (21.03.1980).

Родился в крестьянской семье. С 7 лет пел в хоре Киевского Михайловского монастыря, где был замечен известным духовным композитором Александром Кошицем. Вскоре стал петь в хоре Троицкого народного дома в Киеве (театр Н.К. Садовского), позже — солист Большого академического хора.
В 1917—1920 годах занимался в Киевском музыкально-драматическом институте (класс Е.А. Муравьёвой).
В 1920—1924 годах служил в Красной Армии (инженерные войска), руководил в части музыкальной самодеятельностью и участвовал в спектаклях Полтавского передвижного музыкально-драматического театра (с 1922). Спел в этом театре свою первую крупную партию — Фауста («Фауст» Гуно).
С 1924 года — солист Харьковского, с 1925 года — Свердловского оперных театров, в 1926—1954 годах — Большого театра СССР.

С первых лет службы в Большом театре, исполняя главные теноровые партии, приобрел популярность и массу почитателей, в конце 1930-х Козловский становится одним из любимых певцов Сталина.

Обладатель необычного тембра и высочайшей вокальной техники. Выдающийся интерпретатор оперной, камерной и духовной вокальной музыки. Прозрачный, серебристый, ровный голос красивого нежного тембра со свободным верхним регистром, свободное естественное дыхание, тончайший музыкальный слух, большой художественный вкус, драматическое дарование позволили артисту создать вокально-сценические образы, вошедшие в историю советского оперного театра. Относясь с особым вниманием к слову, К. выявляет его музыкальную природу, придает важное значение музыкальной декламации, фразировке.

Организатор и художественный руководитель Государственного Ансамбля оперы СССР (1938—1941), поставил ряд опер, исполнив в них главные партии («Вертер» Ж. Массне, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Орфей» К. Глюка, «Моцарт и Сальери» Н.А. Римского-Корсакова, «Катерина» Н.Н. Аркаса, «Джанни Скикки» Дж. Пуччини).

Стремясь создать оперу-концерт с напряженным сценическим действием, добивался от артистов этого ансамбля синтеза пения и драматической игры. Большое место в творческой жизни занимала концертная деятельность (выступал с 1919 года). Элегичностью, широтой эмоций, многогранностью настроений отмечено его исполнение романсов М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, он был также тонким интерпретатором произведений Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Листа. В обширный камерный репертуар певца входили старинные романсы, русские и украинские народные песни, исполнил и записал ряд произведений И.С. Баха (арии из кантат и книгу напевов Шемели), до наших дней дошли записи его соло во «Всенощной» Рахманинова, в «Разбойнике благоразумном» Чеснокова и ряде других православных песнопениях.

Козловский внёс большой вклад в музыкальную сокровищницу России, посещая деревни, слушая, обpaбатывая и исполняя деревенские напевы, романсы, страдания. Так, он нашёл, записал на ноты и исполнял романс «Я встретил вас…», который впоследствии стал чрезвычайно популярным у певцов, также записал и исполнил программу, состоящую из украинских рождественских колядок.

Читайте также  Мишель обама - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В годы Великой Отечественной войны работал в городе Куйбышев (ныне — Самара), куда был эвакуирован Большой театр, неоднократно выезжал в составе концертных бригад в действующую армию (1942, Западный фронт; 1943, Степной фронт). Давал многочисленные концерты в Фонд обороны страны, выступал в госпиталях.
Козловский выступал с сольными концертами до 87-летнего возраста.

Ему посвящены фильмы «Певец Иван Семёнович Козловский» (1960) и «Иван Семенович Козловский» (1978).
Автор книги: «Музыка – радость и боль моя», Москва, 1992.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

В Киеве именем певца назван переулок Ивана Козловского (Печерский район), где 8 октября 2008 года открыт памятник артисту (скульптор В.И. Зноба).
Именем Ивана Козловского названа музыкальная школа в Москве.
В его честь выпущены почтовая марка и памятная монета Украины.
В Киеве открыт Культурно-концертный центр им. И. Козловского на Крещатике.
В 1995 году создан благотворительный фонд поддержки оперного и балетного искусства им. И.С. Козловского.

Упущенное счастье Ивана Козловского: Почему первый тенор страны и кумир женщин обрек себя на одиночество

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Иван Козловский был ровесником века. Он родился в 1900 г. в крестьянской семье в деревне под Киевом. Таких обычно называют самородками из народа. В 7 лет Иван попал в Михайловский монастырь, где пел в монастырском хоре. Позже певец рассказывал: « Моя мать мечтала, чтобы я стал священником, и меня отдали в школу, оттуда было «рукой подать» до архиерейского сана. После школы принимали в семинарию, где учились четыре года на священника. Если хотел стать богословом – еще один год. Потом могли поступить в академию. Жили мы в Михайловском монастыре ».

Но у юноши были другие планы – спустя 10 лет он сбежал из бурсы, несколько месяцев бродяжничал по деревням, добывая деньги пением, а затем приехал в Киев. Он решил попробовать поступить в Киевский музыкально-драматический институт. Его природная одаренность настолько поразила приемную комиссию, что его зачислили после первого же тура экзаменов. В 1920 г. Козловского призвали в армию. Но даже во время службы в инженерных войсках Красной Армии Козловский продолжал заниматься любимым делом – он руководил в части музыкальной самодеятельностью и участвовал в спектаклях Полтавского передвижного музыкально-драматического театра.

После завершения службы Иван Козловский выступал в Харьковском оперном театре, спустя год перебрался в Свердловский оперный театр, а в 1926 г. он переехал в Москву и был принят в труппу Большого театра. С этого момента и начался его триумфальный путь на оперной сцене. Исполнение партий Юродивого в «Борисе Годунове», Ленского в «Евгении Онегине», Берендея в «Снегурочке» принесли ему невероятную популярность и обожание зрителей. Говорят, сам Шаляпин, считавший тенор «физическим недостатком», услышав этот уникальный тембр, воскликнул: « Здорово поет сволочь Козловский! »

В 1938 г. Иван Козловский стал организатором и руководителем Государственного ансамбля оперы СССР. Власти были благосклонны к нему – его даже называли любимым певцом Сталина. Он слушал Козловского не только в Большом театре – иногда тенора привозили в Кремль ночью и он пел специально для Сталина. Но при этом за границу его не выпускали – в 1919 г. его брат Федор, который вместе с Иваном пел в монастырском хоре и тоже стал певцом, уехал на гастроли в Европу и обратно не вернулся.

В годы войны Козловский работал в Куйбышеве (Самаре), куда был эвакуирован Большой театр, не раз выезжал в составе концертных бригад в действующую армию, выступал в госпиталях, давал концерты в Фонд обороны страны. Его карьера в Большом театре продолжалась 28 лет. За это время Козловский исполнил более полусотни партий из знаменитых опер. В 1954 г. г. певец, к огромному сожалению многотысячной армии своих поклонниц, вдруг решил уйти из театра. Он оставался в прекрасной форме, продолжал петь, и для многих это решение стало полной неожиданностью. Но на это у певца были причины личного хаpaктера…

Еще в 20 лет певец женился на ведущей актрисе Полтавского театра Александре Герцик, которая была старше него на 14 лет. Вместе они переехали в Москву, где карьера Козловского пошла на взлет, в то время как звезда его супруги постепенно угасала. Однако она на судьбу не жаловалась – на протяжении 17 лет Александра оставалась не только женой, но и преданным другом, окружившем его почти материнской заботой. Поставив крест на собственной карьере, она занималась хозяйством и бытом, самоотверженно посвятив свою жизнь «первому тенору страны».

В последние 3 года отношения между супругами заметно испортились – в 1934 г. Козловский познакомился с актрисой Галиной Сергеевой и потерял от нее голову. Она была моложе него на 14 лет и во многом оказалась полной противоположностью его первой супруги – она была далека от оперного искусства и полностью сосредоточена на собственной театральной и кинокарьере, ведь после главной роли в фильме «Пышка» 1934 г. она стала настоящей звездой и самой молодой заслуженной артисткой РСФСР.

Тысячи поклонников осыпали ее цветами, дарили подарки и посвящали ей стихи. При этом она безумно ревновала Козловского к его фанаткам, хотя повода для этого не было – певец был так влюблен в Сергееву, что другие женщины попросту перестали для него существовать. Ради нее он был готов на любые безумства – однажды знаменитый артист взобрался по водосточной трубе в номер к любимой на второй этаж. Но актриса упрекала его в недостаточном внимании и, в отличие от Александры Герцик, совершенно не умела идти на уступки.

В 1937 г. они поженились. Оба ради этого бpaка оставили свои предыдущие семьи. У них родилось двое дочерей, но с появлением младшей их отношения, и до этого слишком бурные, полные ссор и скандалов, окончательно испортились. После войны актриса попала в автокатастрофу, повредила горло, перенесла несколько операций. Из-за проблем со здоровьем ей пришлось уйти из театра. В кино ее не звали еще с 1942 г. К проблемам личной нереализованности добавилась новая беда. У младшей дочери обнаружили врожденный сколиоз, у нее мог развиться горб, она нуждалась в сложной операции. Ее согласился провести профессор Василий Чаклин. Не устояв перед обаянием актрисы, он тоже потерял от нее голову и оставил ради нее жену и троих детей. Сергеева ушла от Козловского и вышла замуж за Чаклина.

Певец так тяжело переживал расставание с женой, что впал в тяжелую депрессию и спустя 4 года принял решение уйти из театра. Он даже задумывался о том, чтобы уйти в монастырь. Хотя новый бpaк жены продержался недолго, Козловский, продолжая любить актрису, не предложил ей вернуться – он так и не смог простить ее предательства. Певец так тосковал, что после развода более 40 лет провел в одиночестве. При этом в его квартире постоянно обитали «козловитянки» (так называли его поклонниц), которые занимались хозяйством – в быту он был абсолютно беспомощен. Понимая, что ни одна из них не заменит ему Галину, они были счастливы уже тем, что он позволял им находиться рядом. При этом слухи о его романах с певицами и женами партийных чиновников никогда не утихали, но сам он их не комментировал.

Но уход из театра не стал завершением его карьеры – он ездил с концертами по всей стране, исполняя романсы. Именно он нашел ноты и первым записал романс «Я встретил вас…» на стихи Федора Тютчева. Но не раз случалось, что ему запрещали исполнять ту или иную песню, и Козловский впадал в уныние. Его дочь говорила: « Где-то в глубине души его поселилась Великая Печаль. Ему казалось, что его не понимают… родные и близкие, государство, чиновники ».

В зрелом возрасте Козловский нечасто пускал в дом чужих людей, особенно журналистов. Об одной из редких встреч рассказала искусствовед и публицист Инга Каретникова в своих мемуарах: « Дверь открыл он сам – стройный в свои 70 с лишним лет. Приветливый. В движениях и речи – аристократическая естественность, приятная простота, хотя происходил он из крестьян. В его улыбке, во внимании его глаз угадывалась его безграничная одаренность. «Вот какой он, лучший Ленский и, конечно, лучший Юродивый в «Борисе Годунове», – думала я ». Даже в зрелом возрасте он не утратил своего шарма и умения производить впечатление на женщин. Певец оставался не только в прекрасной физической форме (он и в 70 лет делал гимнастический крест на кольцах и не пил лекарств), но и не растерял профессиональных навыков – он продолжал давать сольные концерты до 87 лет!

Читайте также  Стивен фрай - биография знаменитости, личная жизнь, дети



О выходках фанаток Ивана Козловского и Сергея Лемешева ходили легенды: Почему поклонницы двух великих теноров устраивали дpaки .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Infodays

Самое интересное в мире

Как сложилась личная жизнь великого тенора Ивана Козловского

Советский тенор Иван Козловский мог похвастаться огромной толпой поклонниц, которые иногда даже устраивали дpaки с фанатками его главного конкурента по сцене — Сергея Лемешева. Рассказывали, что он мог сразить наповал одним взглядом. Мужчина дважды был женат, но последний 40 лет жизни провел в одиночестве и даже собирался уйти в монастырь.

Путь к славе и внезапный уход

Козловский появился на свет в 1900 году в деревне под Киевом. С семи лет мальчик пел в хоре при Михайловском монастыре. Его можно было смело назвать самородком из народа. Позже тенор рассказывал, что его мать хотела, чтобы он стал священником. Его даже в школу специальную отдали, но у самого парня были другие планы на этот счет.

После 10 лет обучения в бурсе Козловский сбегает и не сколько дней бродяжничает по селам, заpaбатывая на жизнь пением. В итоге оказывается в Киеве, где собирается поступить в Киевский музыкально-драматический институт. Одаренность парня настолько сразила комиссию, что его зачислили сразу же после первого тура экзаменов.

В 1920 году Козловского призвали в армию, но даже там он руководил самодеятельностью и участвовал в представлениях Полтавского передвижного музыкально-драматического театра. После службы тенор выступал в театрах Харькова и Сведловска, пока наконец-то в 1926 году не присоединился к труппе Большого театра.

Зрители быстро полюбили талантливейшего Берендея из «Снегурочки», Юродивого из «Бориса Годунова» и Ленского из «Евгения Онегина». Даже Шаляпин, который говорил, что быть тенором — это физический недостаток, признал, насколько здорово поет Козловский.

Козловского называли любимым певцом Сталина. При этом он слушал тенора не только в Большом театре. Периодически талантливейшего исполнителя привозили в Кремль, где он пел персонально для Сталина. При этом за границу Козловского не выпускали, ведь его брат, который также был певцом, в 1919 году уехал на гастроли в Европу и не вернулся.

Во время войны Большой театр, а с ним и Козловский был эвакуирован в Куйбышев. При этом тенор дал множество концертов в Фонд обороны страны, а также выступал в госпиталях. После окончания войны певец продолжал радовать публику, но в 1954 году неожиданно для всех решил закончить карьеру. Он был всё так же хорош, но проблемы личного хаpaктера повлияли на его решение.

Страсти на личном фронте

Первой женой Козловского стала актриса Полтавского театра Александра Герцик, которая была старше тенора на 14 лет. Тогда исполнителю было 20. Супруги переехали в Москву, где карьера Козловского пошла вверх, а его жены наоборот начала угасать. Но женщина не жаловалась и 17 лет окружала мужа пpaктически материнской заботой.

Отношения между мужем и женой ухудшились в последние 3 года совместной жизни. В 1934 году Козловский знакомится с актрисой Галиной Сергеевой и по уши влюбляется в нее. На этот раз уже избранница мастера была младше его на 14 лет.

Новая любовь Козловского была во многом противоположностью первой жены. Она была полностью сконцентрирована на собственной карьере и после главной роли в картине «Пышка», стала самой молодой заслуженной артисткой РСФСР.

У Сергеевой было огромное количество поклонников, но при этом она безумно ревновала мужа к его фанаткам. Хотя Козловский был настолько сильно влюблен, что все остальные женщины для него просто не существовали.

Козловский и Сергеева сыграли свадьбу в 1937-м, оставив предыдущие семьи. У них родилось двое детей, но слишком бурные отношения супругов стали только ухудшаться. После войны актриса попала в автокатастрофу, из-за чего ей пришлось покинуть театр. Кроме проблем на профессиональном поприще, появились и личные: дочери нужно было сделать операцию, ведь у нее мог развиться горб.

Хирургическое вмешательство проводил профессор Василий Чаклин, к которому в итоге ушла Сергеева. Ради прекрасной актрисы врач бросил семью и троих детей.

Уход жены настолько сильно повлиял на тенора, что тот впал в депрессию, а спустя четыре года решил покинуть театр. Мужчина даже собирался уйти в монастырь. Новый бpaк жены длился недолго, а Козловский продолжал ее любить, но так и не предложил ей вновь вернуться домой. Он попросту не мог простить предательство.

Более 40 лет после развода Козловский провел в одиночестве. При этом в его квартире регулярно появлялись «козловитянки» (так называли поклонниц мастера). Женщины помогали ему с домашним хозяйством, ведь в быту мужчина был полностью беспомощен. Ни одна из них не могла заменить Галину, но женщины были счастливы уже от того, что могут находиться рядом с кумиром.

Конечно, кругом ходило немало слухов о различных романах Козловского. Его бросали в постель к женам партийных чиновников и певицам, но сам исполнитель никак не комментировал слухи.

Уход из театра не стал концом карьеры Козловского. Он давал сольные концерты до 87 лет. При этом оставался в отличной форме. Даже в 70 лет мужчина мог сделать гимнастический крест и совершенно не принимал лекарства. Но в душе у мастера оставалась большая рана, которая не зажила до последних дней.

Биография Ивана Семеновича Козловского

Иван Семёнович Козловский родился 23 (11) марта 1900 года в селе Марьяновка Киевской губернии в крестьянской семье.

Козловский закончил Киевскую учительскую семинарию, а затем в 1919 году – музыкально-драматический техникум. С 1916 г. пел в передвижных оперных труппах в Полтаве и Харькове; в 1925 г. – солист Свердловского театра; в 1926 г. был принят в труппу московского Большого театра, солистом которого являлся до 1954 года.

В репертуаре Козловского насчитывалось более 50 оперных партий, в их числе: Юродивый в «Борисе Годунове» Мусоргского, Ленский в «Евгении Онегине» Чайковского, Владимир Галицкий в «Князе Игоре» Бородина, Царь Берендей в «Снегурочке» Римского-Корсакова и др. Исполнял он также партии западного репертуара, среди которых выделялись Лоэнгрин в одноименной опере Вагнера и граф Альмавива в «Севильском цирюльнике» Россини.

тенор Иван Семёнович Козловский

С самого начала творческой деятельности и до последних лет жизни Козловский много выступал в концертах, преимущественно с программами русских старинных романсов, русских и украинских народных песен, камерной лирики русских композиторов (Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Рахманинов). В поздние годы он пел и записывал русскую духовную музыку.

В 1938–1941 гг. Козловский был организатором и художественным руководителем Государственного ансамбля оперы в Москве, с которым осуществил ряд постановок опер в концертном исполнении.

Голос Козловского – высокий (лирический) тенор красивого и очень индивидуального, сразу распознаваемого тембра. Певец был в высшей степени артистичен (и на сцене, и на концертной эстраде) и, как крупные русские артисты старой школы, умел выразительно артикулировать текст. Пение Козловского было исключительно эмоциональным, иногда даже балансирующим на границе строгого вкуса (это случалось преимущественно в западном репертуаре).

Иван Семёнович — народный артист СССР (1940), Герой Социалистического Труда (1980).

Голос Козловского и сейчас звучит в памяти старшего поколения. Все знают рассказ «Слава Ивана Козловского» из известного цикла для детей Виктора Драгунского «Денискины рассказы», где маленький герой размышляет: «Неужели Козловский поет громче меня?».

Иван Семенович Козловский родился 23 марта 1900 года в селе Марьяновка, недалеко от Киева. С 1907 по 1917 года год мальчик пел в хоре при Свято-Михайловском монастыре, в 15 лет участвует в постановках Общества украинских актеров. Учеба у известного педагога Елены Муравьевой в Киевском музыкально-драматическом институте им. Лысенко пришлась на 1917 – 1919 -е годы. Дебют на оперной сцене состоялся в театре Садовского, где Козловский исполнил партию Андрея в «Запорожце за Дунаем» Гулака — Артемовского. Некоторое время пел в знаменитом хоре Александра Кошица.

В 24 года Козловский становится солистом Харьковской оперы, через два года — Большого театра в Москве. Чтобы петь те партии, которые ему хотелось, Козловский организовывает вне театра Государственный оперный ансамбль. Отношения с дирекцией Большого не складываются, и певца увольняют в конце 30-х годов. Неожиданно для него самого, Сталин возвращает его в театр на исключительных условиях, присвоив звание народного артиста СССР и наградив орденом Ленина. Иван Козловский становится ведущим тенором Союза, соперничая с Сергеем Лемешевым. У него появляется масса поклонниц.

Читайте также  Zinedine zidane - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Голос Козловского имел самый большой динамический диапазон — от 75 до 150 децибел.

В оперном репертуаре певца насчитывалось около 50 партий: Ленский в «Евгении Онегине» Чайковского, Владимир Галицкий в «Князе Игоре» Бородина, Царь Берендей в «Снегурочке» Римского-Корсакова, Лоэнгрин в одноименной опере Вагнера, граф Альмавива в «Севильском цирюльнике» Россини, Принц в опере «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева, Юродивый в «Борисе Годунове» Мусоргского. Примечательно, что до Козловского роль Юродивого считали эпизодической – певец делает ее одной из центральных. В его исполнении страшно звучали слова: «Нельзя молиться за царя-ирода. Богородица не велит!»

До последних лет жизни Козловский много выступал с концертами, исполняя старинные русские романсы, русские и украинские народные песен, камерную лирику Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Рахманинова. Современники писали о его репертуаре: «Здесь вы найдете и горе, и радость безмерную, и угнетенность, и смирение». Козловский говорил, что петь надо так, чтобы «не рвать на себе рубаху», уметь голосом убедить слушателя в замысле композитора.

Певец считал, что надо беречь голос, это один из элементов певчей дисциплины. На улице он не разговаривал, ходил закутанным в шарф. Дочь Анастасия пишет, что отец «больше всего на свете любил музыку, и ради этой страсти готов был жертвовать всем. Бог наградил его уникальными вокальными данными. И отец свято берег этот божий дар, стараясь не растратить понапрасну, не повредить, как будто бы нес за него огромную ответственность перед Богом и людьми. Это был мучительный труд — сохранить голос до старости. И ему это удалось»

Бессменный секретарь певца в течение 45 лет, Н. Ф. Слезина рассказывает, что Иван Семенович был «неутомим в работе, беспредельно требователен к себе и к тем, с кем работал, но в то же самое время я не знаю ни одного человека, кто так уважал труд певца». Он каждый вечер ходил в Консерваторию — на одном из кресел директорской ложи Большого зала даже была прикреплена табличка: «Здесь слушал музыку великий русский певец Иван Семенович Козловский».

История жизни Ивана Семеновича Козловского

В 54 года певец оставляет сцену Большого театра. Козловский говорил, что пение – это избыток здоровья. Он был замечательным волейболистом, прекрасно играл в теннис, любил плавать в море, в 75 лет занимался на кольцах. Вплоть до восьмидесяти лет Козловский давал ежегодный сольный концерт, исполняя сложные произведения Рахманинова, Чайковского, Верди, Вагнера.

Однако, по словам дочери, Козловский жил с ощущением непонятости. «Где-то в глубине души его поселилась Великая Печаль. Ему казалось, что его не понимают… родные и близкие, государство, чиновники, с которыми у него всегда были непростые отношения». Не раз по неизвестной причине «свыше» поступало заявление «это петь нельзя».

Например, на открытии киевского дома-музея украинского поэта Максима Рыльского Козловскому запретили исполнять песню «Ой, у полi криниченька». В поздние годы Козловский пел и записывал русскую духовную музыку. В 60-е чиновники уничтожают в магазине Львова четыреста пластинок с рождественскими колядками – замысел, который певец вынашивал долгие годы.

Козловский мечтал хоть раз послушать оперу в Ла Скала, но его не выпускали за рубеж- возможно, из-за старшего брата, также певца, эмигрировавшего в Америку. Русский хоровой тенор зарубежные слушатели могли слышать только по радио.

По мысли Козловского, главное – это оставить след в искусстве, а значит и в жизни. Он на собственные средства построил в родном селе музыкальную школу, которую мечтал превратить в интернат для одаренных детей. В Марьяновке действует дом-музей Ивана Семеновича Козловского, где к столетию певца воздвигнут монумент, символизирующий горящую свечу. На псковщине экскурсоводы показывают алтарную часть Святогорского монастыря, где Козловский пел на пушкинских праздниках. В Вене существует общество «поклонников Козловского».

Умер Иван Семенович Козловский под старое рождество — 24 декабря 1993 года. Созданные им вокально-сценические образы вошли в историю мирового театра. В Москве на доме №7 в Брюсовом переулке открыта мемориальная доска памяти Ивана Козловского. На мемориале Новодевичьего кладбища, где похоронен певец, выбиты слова посвящения: «...и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь. «.

Как утверждают очевидцы, дeвицы, которые окружали Козловского, были некрасивыми. Поклонниц Козловского называли «сыры». Откуда пошло это название? Есть версия, по которой жаркие почитательницы его таланта засекли, говоря современным языком, какой сорт сыра их кумир как-то купил в Елисеевском магазине. Они тут же купили его и поделили между собой.

Родился в 1900 году недалеко от Киева — в селе Марьяновка. В семь с половиной лет мальчик уже пел в хоре при Свято-Михайловском монастыре в Киеве. В 15 лет участвовал в постановках Общества украинских актеров снова как хорист.

Обществом руководил известный украинский актер, воспитанник театра корифеев Иван Марьяненко. Он и обратил внимание на голос Козловского, посоветовал прослушаться у педагога Елены Муравьевой. Она за свою жизнь обучила 400 вокалистов, которые впоследствии стали профессиональными певцами. Услышав лирический тенор Козловского, педагог отметила его природную постановку голоса. Так, молодой вокалист стал учиться у Муравьевой в Киевском музыкально-драматическом институте им. Лысенко и параллельно часто посещал спектакли и концерты.

В бурные годы Гражданской войны и разрухи театральная жизнь Киева была особенно интенсивной — со всей страны сюда съезжались гастролеры, лучшие оперные певцы того времени. Впервые как оперный певец Козловский вышел на сцену в театре Садовского в партии Андрея из «Запорожца за Дунаем» Гулака-Артемовского. Критики отмечали, что еще мало игры, голос пока не отработан и имеет носовой призвук. Однако уже через некоторое время певец полностью овладевает вокальной техникой. Разучивая партию, он знает не только свою роль, но и всю партитуру. Со свойственной ему непосредственностью он прямо во время репетиции начинает останавливать оркестры и указывать на то, что арфа или флейта сфальшивили.

В 24 года Козловский становится солистом Харьковской оперы (напомним, что Харьков в то время был столицей Украины). Через два года его приглашают в Большой театр. На первых порах блестящая карьера не складывается. Молодой певец не поет те партии, о которых мечтал. Чтобы реализовать себя, организовывает вне театра оперный ансамбль. Успех колоссальный. Но Козловского притягивает именно театральная сцена Большого, хотя порядками в театре он не доволен, а театр не доволен им. Дирекция считает Козловского излишне требовательным, а хаpaктер его — неуживчивым. В конце 30-х годов его увольняют.

В это же время, совершенно неожиданно для самого Козловского, он становится любимцем Сталина. Вождь возвращает его в театр на исключительных условиях, присвоив звание народного артиста СССР и наградив орденом Ленина. С этого момента начинается звездная пора Ивана Козловского. Он становится ведущим тенором Союза, оспаривая это звание у своего коллеги и соперника Сергея Лемешева. У него появляется масса поклонниц. Хотя, надо сказать, и в те времена не все восхищались бесконечными ферматами тенора. Козловский любил показать уникальность своего голоса, даже невзирая на то, предусмотрел ли это композитор в данном эпизоде. И все же историю Большого театра трудно сегодня представить без Козловского, без его Ленского, Фауста, Лоэнгрина, Дубровского, Берендея, Ромео…

В 54 года певец оставил сцену Большого театра. Он был в прекрасной физической и вокальной форме. Это подтверждали его постоянные выступления, вплоть до восьмидесяти лет. Когда ему было за семьдесят, Козловский давал ежегодный сольный концерт, исполняя сложные произведения Рахманинова, Чайковского, Верди, Вагнера… Что же послужило причиной ухода из театра, остается загадкой.

С момента переезда в Москву все эти годы — с 1926 г. по 1993 г. — Козловский не порывал связей с Украиной. Он записывал пластинки с украинским репертуаром, выступал с оркестром народных инструментов, ежегодно пел в Каневе на могиле Шевченко, посещал Украину с концертами. Он умер в Москве в 1993 году.