Нагибин юрий маркович биография личная жизнь фото
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 августа 2020; проверки требует 1 правка.
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Нагибин.
Юрий Маркович Нагибин | |
---|---|
Дата рождения | 3 апреля 1920[1][2][3][…] |
Место рождения |
|
Дата cмepти | 17 июня 1994[2][4][5][…](74 года) |
Место cмepти |
|
Гражданство (подданство) |
|
Род деятельности | писатель, сценарист, журналист, детский писатель, мемуарист, писатель-фантаст, специальный корреспондент |
Жанр | проза, рассказ, повесть |
Язык произведений | русский |
Дебют | «Двойная ошибка» |
Награды | |
Произведения в Викитеке | |
Цитаты в Викицитатнике |
Ю́рий Ма́ркович Наги́бин (3 апреля 1920, Москва — 17 июня 1994, Москва) — русский писатель, журналист и прозаик, сценарист, автор мемуаров.
Биография[править | править код]
Настоящий отец будущего прозаика Кирилл Александрович Нагибин погиб в 1920 году. Он был дворянином, и его расстреляли как участника белогвардейского восстания в Курской губернии (по словам самого писателя, был расстрелян на реке Красивая Меча в 1920 году «за сочувствие мужикам»[6]). Родившегося в Москве 3 апреля 1920 года сына, мать Ксения Алексеевна воспитывала вместе с Марком Яковлевичем Левенталем, которому, как писал Юрий Нагибин, «я обязан намного больше, чем случайно зачавшему меня „другу русских мужиков“»[7]. Будущий писатель получил отчество Маркович и никто не узнал о его дворянском происхождении. Это позволило ему с отличием окончить школу и беспрепятственно поступить на сценарный факультет ВГИКа. Марка Левенталя в 1937 году сослали в Кохму Ивановской области, где он и умер в 1952 году.
О Ксении Алексеевне, матери Нагибина рассказывает в своих воспоминаниях «Четыре друга на фоне столетия», записанных писателем и журналистом Игорем Оболенским, близкий друг Юрия Марковича — Вера Прохорова:
Я хорошо знала его мать. Ксения Алексеевна красавица была невероятная — тонкие черты лица, золотые волосы. Она была жёстким человеком, довольно острым на язык. Юрку обожала. Хотя когда я спросила её, хотела ли она ребенка, Ксения Алексеевна ответила: «Вы с ума сошли, Вера, я со всех шкафов прыгала, чтобы случился выкидыш. Но сын всё равно родился. Лишь когда мне его принесли покормить, я почувствовала к нему нежность».
В 1928 году мать Нагибина вышла замуж за писателя Якова Рыкачёва[8], который поощрял первые литературные опыты Юрия.
В 1938 году Юрий Нагибин окончил школу с отличием и поступил в Первый московский медицинский институт, но вскоре перевёлся на сценарный факультет ВГИКа, который не окончил из-за войны.
В 1940 году опубликовал первый рассказ. Его дебют поддержали Юрий Олеша и Валентин Катаев. В 1940 году[источник не указан 1044 дня] был принят в Союз писателей.
В начале войны институт эвакуировали в Алма-Ату, а Нагибин был призван в армию и осенью 1941 года отправлен на Волховский фронт в отдел политуправления. С января 1942 года — инструктор 7-го отдела Политуправления Волховского фронта, с июля 1942 года — старший инструктор 7-го отделения политотдела 60-й армии Воронежского фронта. В его фронтовые обязанности входили разбор вражеских документов, выпуск пропагандистских листовок, ведение радиопередач. После тяжёлой контузии в бою работал до конца войны специальным корреспондентом газеты «Труд». В 1943 году вышел первый сборник рассказов.
Работал в малой форме (рассказы, изредка повести), писал киносценарии, по которым снято более 40 фильмов.
В 1960-х годах читал лекции слушателям Высших сценарных курсов [9], входил в состав Художественного совета ВКСР [10].
В начале 1963 года перенёс первый инфаркт после проблем со сценарием фильма «Председатель»[11].
Член редколлегии журналов «Знамя» (1955—1965), «Наш современник» (1966—1981). Член правления СП РСФСР с 1975 года, правления СП СССР с 1981 года. Заслуженный работник культуры ПНР.
В 1966 году поставил свою подпись под письмом в защиту А. Синявского и Ю. Даниэля.
В 1993 году подписал «Письмо сорока двух».
В 1981 году перенёс второй инфаркт[11].
В США читал лекции в 25 университетах. Последние годы Нагибин с женой жили в Италии[11].
Личная жизнь[править | править код]
Юрий Нагибин официально был женат пять раз[12].
- Первой его женой была Мария Асмус (с 1940 по 1942 год).
- Второй бpaк — с Валентиной, дочерью И. А. Лихачёва, директора автозавода им. Сталина. Этот бpaк продолжался с 1943 по 1948.
- Третьей женой была Елена К. Черноусова, племянница П. И. Старковского[13]. В это время в жизни Нагибина появилась артистка эстрады Ада В. Паратова, которую он называл своей женой.
- В четвёртый раз женился на Белле Ахмадулиной, с которой, по свидетельствам самого писателя в его опубликованном «Дневнике» и мемуарах Василия Аксёнова «Таинственная страсть», Нагибин расстался из-за смелых ceкcуальных экспериментов поэтессы[14][15][16].
- Последней женой писателя была ленинградская переводчица Алла Григорьевна, с которой он жил с 1968 года до конца своей жизни.
У Нагибина не было детей. Его жена Алла заявила в интервью: «Во всяком случае, я могла иметь от него детей. Но это случилось после вторжения советских войск в Чехословакию. И он мне сказал: „В этой стране я не хочу иметь детей“. Он очень серьёзно относился к продолжению рода. В этой стране он не видел будущего для детей»[11].
Творчество[править | править код]
Нагибин переживал о том, что ему приходится писать не то, что он думает на самом деле. Он оправдывался: «я мог заpaбатывать только пером. И на мне было ещё три человека. Берут — хорошо, дают деньги. Я приезжаю домой — там радовались».
Нагибин выдумывал статьи и выдавал их за реальную жизнь: «один раз продержался на том, что писал месяц для газеты о Сталинском избирательном округе. (Это было в 1950 году). А там у меня какие-то цыгане табором приходят голосовать за Сталина с песнями-плясками, а их не пускают. Они кричат, что хотят отдать свои голоса за любимого вождя… Грузинский лётчик-инвалид, сбитый в бою, приползает на обрубках… Редактор спрашивает: „Скажите, что-нибудь из этого всё-таки было?“. Я говорю: „Как вы считаете, могло быть?“. Он: „Но мы же могли сесть!“. Но не только не сели, а ещё и премиальные получили!»
Нагибин делил литературу на халтуру и искусство. Халтуру в своём «Дневнике» сравнивал с водкой[12]: «Халтура заменила для меня водку. Она почти столь же успешно хотя и с большим вредом позволяет отделаться от себя. Если бы родные это поняли, они должны были бы повести такую же самоотверженную борьбу с моим пребыванием за письменным столом, как прежде с моим пребыванием за бутылкой. Ведь и то, и другое — разрушение личности. Только халтура — более убийственное»[17].
Могила Нагибина на Новодевичьем кладбище Москвы.
Халтурой Нагибин называл литературную подёнщину советских писателей, сочинение газетных статей, — сначала посвящённых вождю, а позже восхваляющих социалистический строй, — и сценариев к советским кинофильмам. В то же время он осознавал другую сторону своей деятельности: «стоит подумать, что бездарно, холодно, дрянно исписанные листки могут превратиться в чудесный кусок кожи на каучуке, так красиво облегающий ногу, или в кусок отличнейшей шерсти, в котором невольно начинаешь себя уважать, или в какую-нибудь другую вещь из мягкой, теплой, матовой, блестящей, хрусткой, нежной или грубой материи, тогда перестают быть противными измаранные чернилами листки, хочется марать много, много».Читайте также: Ангела меркель биография личная жизнь дети
Нагибин, по оценке Андрона Кончаловского, был талантливейшим писателем, журналистом и сценаристом[18], но ему дорого пришлось заплатить за тёплое место под солнцем в советской системе. Единственной отдушиной для Нагибина стал его «Дневник», который впоследствии оказался самым лучшим и самым откровенным произведением писателя[19].
Нагибин очень ответственно относился к писательскому творчеству, он до конца продумывал свои рассказы и фиксировал их в планах, прежде чем написать. Затем они претерпевали лишь стилистическую правку. Он пишет эпизоды, не судьбы, выявляя существенное в незначительном и повседневном. Благодаря этому, а также любви писателя к среднерусским лесам и болотам Мещерского края его проза обнаруживает родство с прозой К. Паустовского. Но тот воспринимал природу как любитель пеших прогулок, а Нагибин — как охотник (напр., «Когда утки в поре», 1963). По содержанию рассказы Нагибина очень разнообразны, хотя преобладают у него темы войны, природы, любви; он показывал людей всех слоёв общества, занятий и возрастных групп, часто и детей. Объединяет все его произведения то, что центральное место в них занимают человеческие отношения, вера в доброе в человеке, удачные психологические мотивировки и безупречность писателя в вопросах совести, чести, долга. Основной темой своего творчества Нагибин назвал однажды «пробуждение человека», а значит, узнавание заново своего окружения, более осознанное, положительное отношение к другому, а через это — к самому себе.
— Вольфганг Казак[20]
Библиография[править | править код]
- Избранные произведения в 2-х томах. — М.: Художественная литература, 1973
- Собрание сочинений в 4-х томах. — М.: Художественная литература, 1980—1981
- Сочинения. В 11-ти т. — М.: Мосгорпечать, 1989—1993
- Избранное. — М.: Терра, 1994
- Юрий Нагибин, Сергeй Рыков. Юрий Нагибин: «Счастье в любимой женщине…» : интервью // Избранное : электр. изд.. — 2022. — 28 ноября.
Произведения[править | править код]
- Человек с фронта. — М.: Советский писатель, 1943
- Большое сердце. — М.: Советский писатель, 1944
- Гвардейцы на Днепре. — М.: Молодая гвардия, 1944
- Две силы. — М.: Молодая гвардия, 1944
- Ценою жизни. — М., 1944
- Дважды рождённый. — М., 1945
- Слава Николая Чистова. — М., 1945
- Зерно жизни. Сб. рассказов. — М.: Московский рабочий, 1948
- Государственное дело. — М., 1950
- Господствующая высота. — М.: Советский писатель, 1951
- Партийное поручение. — М.: Воениздат, 1951
- Всегда в строю. — М.: Воениздат, 1953
- Рассказы. — М.: Молодая гвардия, 1953
- Трубка. — М.: Правда, 1953
- Рассказы о войне. — М.: Воениздат, 1954
- Зимний дуб. Рассказы. — М.: Молодая гвардия, 1955
- Рассказы. — М.: Советский писатель, 1955
- Ночной гость. (1955) Рассказ. Снят одноимённый кинофильм (1958)
- Скалистый порог. — М.: Правда, 1955; М.: Молодая гвардия, 1958
- Мальчики. — М.: Детгиз, 1955, 1956
- На озёрах. — М.: Правда, 1957
- Рассказы. — М.: Гослитиздат, 1957
- На озере Великом. — М.: Детгиз, 1958
- Бой за высоту. — М.: Советская Россия, 1958, 1959
- Человек и дорога. — М.: Советский писатель, 1958
- Трудное счастье. — М.: Детгиз, 1956, 1958
- Великое посольство. — М.: Детгиз, 1959. (в соавторстве с Я. Рыкачёвым)
- Последний штурм. — М.: Воениздат, 1959
- Павлик. — М.: Воениздат, 1960
- Перед праздником. — М.: Молодая гвардия, 1960
- Друзья мои, люди. — М.: Советская Россия, 1961
- Ранней весной. — М.: Гослитиздат, 1961
- Чистые пруды. — М.: Московский рабочий, 1962 По мотивам рассказа снят фильм «Чистые пруды» (1965)
- Погоня. Мещерские были. — М., 1963
- На тихом озере. — М.: ИХЛ, 1963; М.: Советская Россия, 1966
- Страницы жизни Трубникова. — М.: Советская Россия, 1963. Экранизация — «Председатель».
- Далеко от войны. — М.: Советская Россия, 1964 Повесть (по мотивам повести снят фильм «Жди меня, Анна»)
- Размышления о рассказе. — М.: Советская Россия, 1964
- Эхо. — М.: Правда, 1964. По мотивам рассказа снят фильм.
- Далёкое и близкое. — М.: Советский писатель, 1965
- Трудный путь (Председатель). — М.: Искусство, 1965
- Зелёная птица с красной головой. — М.: Московский рабочий, 1966
- Ночной гость. — М.: Физкультура и спорт, 1966. По мотивам рассказа снят одноимённый фильм.
- Срочно требуются седые человеческие волосы. (1968). По мотивам рассказа снят фильм «Поздняя встреча» (1979)
- Не дай ему погибнуть. — М.: Молодая гвардия, 1968
- Чужое сердце. — М.: Молодая гвардия, 1969
- Заброшенная дорога. — М.: Правда, 1970
- Перекур. — М.: Советская Россия, 1970
- Директор. Киносценарий фильма. — М.: Искусство, 1970
- Переулки моего детства. Сборник рассказов. — М.: Современник,1971
- Непобедимый Арсенов. — М.: Физкультура и спорт, 1972
- Моя Африка. — М.: Наука, 1973
- Ты будешь жить. — М.: Современник, 1974
- Берендеев лес. — М.: Советский писатель, 1978. По мотивам рассказа снят фильм «Портрет жены художника» (1981)
- В апрельском лесу. — М.: Воениздат, 1974
- Эхо. — М.: Детская литература, 1975
- Где-то возле консерватории. — М.: Правда, 1975
- Пик удачи. Повесть. — М.: Советская Россия,1975.
- Маленькие рассказы о большой судьбе. — М.: Советская Россия, 1976
- Комаров. — М., 1977
- Литературные раздумья. — М., 1977
- Остров любви. — М.: Молодая гвардия, 1977
- Ливень. — Кишинев, 1979
- Замолчавшая весна. — М.: Правда, 1979
- Заброшенная дорога. — М.: Современник,1979
- Царскосельское утро. — М.: Известия, 1979; М.: Советский писатель, 1983
- Один на один. — М., 1980 (Роман-газета).
- Киносценарии. — М.: Искусство, 1980
- Мягкая посадка. Повесть. (1980)
- Наука дальних стрaнcтвий. — М.: Молодая гвардия, 1982
- Дорожное происшествие. — М., 1983 (Роман-газета).
- Не чужое ремесло. — М.: Современник, 1983
- Дворы, переулки и весь мир. — М.: Детская литература, 1984
- Перекур. — М.: Современник, 1984
- Река Геpaклита. — М.: Современник, 1984
- Московская книга. — М.: Московский рабочий, 1985.
- Посланец таинственной страны. — М.: Правда, 1985
- Остров любви. — Кишинев, 1985
- Зимний дуб. — Иркутск,1986
- Лунный свет. — Минск, 1986
- Музыканты. — М.: Современник,1986
- Москва… Как много в этом звуке. — М.: Советская Россия, 1987
- Время жить. — М.: Современник, 1987
- Поездка на острова. — М.: Молодая гвардия, 1987
- Терпение. — М.: Известия, 1987 (публикация). По мотивам рассказа снят фильм «Время отдыха с субботы до понедельника» (1984)
- В дождь. — М.: Правда, 1988
- Испытание. — М.: Физкультура и спорт, 1988
- Сильнее всех иных велений. — М., 1988 (Роман-газета).
- Человек с фронта. — М.: ДОСААФ, 1988
- Рассказы о Гагарине. — М.: Детская литература, 1978, 1979, 1988
- Вдали музыка и огни. — М.: Современник, 1989
- Встань и иди. Сборник. рассказов. — М.: Художественная литература, 1989
- Срочная комaндировка, или Дорогая Маргарет Тэтчер… Повесть. — М.: Киноцентр, 1989; М.: ,1991
- Ильин день. — М.: Современник, 1990
- Пророк будет сожжён. — М.: Книга, 1990
- Недоделанный. Рассказ. Первая публикация // Журнал «Андрей». — 1991
- Любовь вождей. Сборник рассказов. — М.: ПИК, 1991
- Гардемарины, вперёд! — М., 1992; Тверь, 1992. Сценарий в соавторстве с Н. Соротокиной и С. Дружининой.
- Старая черепаха. — М.: Малыш, 1992
- Комаров. — М.: Киноцентр, 1993
- Перевертень. Рассказ. Уникальная авторская редакция и предисловие. Написан по заказу редактора эксклюзивно для Журнала «Андрей», 1994
- Тьма в конце тоннеля. — М.: ПИК, 1994
- Моя золотая тёща. Автобиографическая повесть. — М.: ПИК, 1994
- Бунташный остров. Повесть. — М.: Московский рабочий, 1994.
- Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя. Роман. — М.: ПИК, 1995
- Дневник. Книга. Первое издание Юрия Кувалдина. 1995
Критика[править | править код]
- Штут С. Рассказ в строю. (1952)
- Тарасенков А. Мнимые конфликты и правда жизни. (1953)
- Атаров Н. Человек из глубины пейзажа. (1972)
- Фоменко Л. Побеждает художник. (1973)
- Герасимова Л. Сегодняшнее и вечное. (1978)
- Богатко И. А. Ю. Нагибин: Литературный портрет. (1980)
- Сахаров В. Мелодия прозы. (1980)
- Кардин В. «По существу ли эти споры?» (1983)
- Золотусский И. Возвышающее слово. (1988)
- Иванова Т. Пpaктик литературы. (1988)
- Холопова В. Ф. Парадокс Любви: Новелистика Ю. Нагибина. (1990)
- Лавров В. «С отвращением читая жизнь мою…» (1995)
- Солженицын А. И. Двоенье Юрия Нагибина. (2003)[21]
Киносценарии[править | править код]
Документалистика[править | править код]
- Юрий Нагибин. Берег трамвая. Документальный фильм. Автор: Владимир Мелетин. ООО «Арт-Нуво студия» по заказу ВГТРК. 2010 г. Россия-Культура. 04.04.2020. 39 минут.
Образ в искусстве[править | править код]
Юрий Нагибин выведен в телесериале «Таинственная страсть» (2016) под именем Марка Аврелова.
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 Нагибин Юрий Маркович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
- ↑ 1 2 Bibliothèque nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
- ↑ 1 2 Печко Л. П. Нагибин // Краткая литературная энциклопедия — М.: Советская энциклопедия, 1968. — Т. 5.
- ↑ filmportal.de — 2005.
- ↑ Энциклопедия Брокгауз (нем.)
- ↑ Нагибин, 1996, с. 45.
- ↑ Нагибин, 1996, с. 56.
- ↑ Яков Семёнович Рыкачёв (Шихман) (1893—1976) — прозаик, критик, активный члeн РАППа. В 1937 году был арестован. До 1940 года боролся с развитием приключенческой и научно-фантастической тематики в советской прозе («Наши Майн Риды и Жюль Верны» (Молодая гвардия , 1929, №5., с.87-91), после войны изменил свои взгляды и сам стал автором нескольких подобных произведений («Коллекция геолога Картье» (1963), «Дело Гельмута Шрамма» (1966), «Возвышение и падение Андрея Полозова» и др.) (https://www.el-history.ru/node/1421)
- ↑ Сценарное отделение// Высшие курсы сценаристов и режиссёров
- ↑ Сценарное отделение// Высшие курсы сценаристов и режиссёров
- ↑ 1 2 3 4 Дардыкина, Наталья. Плейбой нашего времени. «Московский комсомолец» № 1133 (7 апреля 2001). Дата обращения: 15 августа 2018.
- ↑ 1 2 Нагибин, 1996.
- ↑ Нагибин, 1996, с. 49.
- ↑ Нагибин, 1996, с. 138—141.
- ↑ Пахомова, Анжелика. Беллу Ахмадулину Юрий Нагибин выгнал из дома за лecбийский ceкc. Собеседник.ру (14 июня 2012). Дата обращения: 14 февраля 2013. Архивировано 15 февраля 2013 года.
- ↑ Огрызко, В. Тайна утраты личности. «Литературная Россия» № 23 (2006). Дата обращения: 17 февраля 2022.
- ↑ Юрий Нагибин. Сборник прозы «Время жить». Дата обращения: 23 февраля 2013.
- ↑ Нагибин Юрий (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 февраля 2013. Архивировано 15 июля 2012 года.
- ↑ Олег Павлов – Юрий Нагибин. «Дневник». Дата обращения: 23 февраля 2013.
- ↑ Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.. — С. 271.
- ↑ А. Солженицын. Двоенье Юрия Нагибина. Журнальный зал. Опубликовано в журнале: «Новый Мир» №4, 2003.
Литература[править | править код]
- Прохорова, Вера. Четыре друга на фоне столетия: Рихтер, Пастернак, Булгаков, Нагибин и их жены : мемуары в письмах и воспоминаниях / Вера Прохорова. Литературная запись и оригинальный текст Игоря Оболенского. — М.: Астрель, 2012. — 316 с. — ISBN 978-5-271-40033-9.
- Нагибин, Юрий. Дневник / Общ. ред. Ю. Кувалдина. — 2-е изд., доп. и сверен. — М.: Книжный сад, 1996. — 698 с. — ISBN 5-85676-043-3.
Ссылки[править | править код]
- Могила Ю. Нагибина
- О Хлебникове
- Л. Кафанова. А цель всё та же… // Советская Культура. — 1970. — 6 июня. — С. 4.
- Кувалдин Ю. Заблyдившийся писатель. Независимая газета (17 июня 2004). Дата обращения: 17 февраля 2022.
- Алексей Вейцлер. Статья о Ю. М. Нагибине и интервью с писателем в рубрике Авторы журнал «Андрей»
Свои первые рассказы Юрий Нагибин создавал еще в детстве, ему помогал отчим — писатель Яков Рыкачев. Нагибин прославился как автор автобиографических повестей и детских произведений. Помимо этого, он писал сценарии для фильмов, изучал историю Москвы и вел телепрограммы о писателях.
Студент ВГИКа и военный корреспондент
Юрий Нагибин родился 3 апреля 1920 года в Москве. За несколько месяцев до этого его отца, Кирилла Нагибина, расстреляли за связи с белогвардейцами. Мать будущего писателя, Ксения Каневская, пыталась скрыть дворянское происхождение сына. Она указала в документах, что отец ребенка — адвокат Марк Левенталь, друг ее мужа. Друг семьи, писатель Игорь Оболенский вспоминал о Каневской: «Ксения Алексеевна была жестким человеком, довольно острым на язык. Юрку обожала».
В 1927 году Левенталя арестовали и сослали в Ивановскую область. Мать некоторое время воспитывала Юрия Нагибина одна, но вскоре вышла замуж. Ее супругом стал писатель Яков Рыкачёв.
В детстве Нагибин увлекался футболом, даже входил в состав юношеской сборной «Локомотива». Однако мать и отчим часто предлагали ему попробовать себя в литературе. Первые произведения Нагибин создавал под руководством Якова Рыкачёва.
«Тогдашний тренер «Локомотива» француз Жюль Лимбек предсказывал мне большое будущее.
Но моя мать не хотела смириться с этим. Видимо, под ее нажимом отчим все чаще убеждал меня что-нибудь написать. Писание захватило меня. И я продолжал писать, упopно, с мрачным ожесточением, и моя футбольная звезда сразу закатилась».
В 1938 году Нагибин окончил школу. Он хотел поступить в Литературный институт имени А.М. Горького, но мать убедила его подать документы в медицинский вуз. Однако уже на первом курсе писатель перевелся на сценарный факультет ВГИКа.
Вскоре произведения Нагибина появились в советской прессе. В 1940 году в журнале «Огонек» напечатали его рассказ «Двойная ошибка», а в 1941 — «Кнут». Писатель вспоминал: «Мартовскими, грязно заквашенными улицами я бегал от одного газетного киоска к другому и спрашивал: нет ли последнего рассказа Нагибина? Первая публикация светится в памяти ярче, чем первая любовь». В свободное от учебы время Нагибин читал свои рассказы на литературных вечерах.
Когда началась Великая Отечественная война, студентов и преподавателей ВГИКа эвакуировали в Алма-Ату. Нагибин не поехал с ними, остался в Москве и записался добровольцем в армию. Он хорошо знал немецкий язык, поэтому попал по распределению в Политическое управление Волховского фронта, в отдел контрпропаганды. Писатель придумывал лозунги для агитационных листовок, переводил документы, вел радиопередачи. В то же время он участвовал в боях на Воронежском и Волховском фронтах, получил Орден Отечественной войны II степени.
В 1942 году Нагибин был тяжело ранен, и его освободили от службы по состоянию здоровья. Тогда писатель вернулся в Москву и устроился журналистом в газету «Труд». Как военный корреспондент, он участвовал в битве за Сталинград, освобождении Минска, Вильнюса и Каунаса.
В газете «Труд» Нагибин публиковал свои рассказы о войне. Часть из них вошла в сборник «Человек с фронта». Книгу напечатали в 1943 году, и вскоре Нагибина приняли в Союз писателей СССР. Позднее он вспоминал: «Все виденное и пережитое тогда неоднократно возвращалось ко мне много лет спустя в ином образе, и я опять писал о Волге и Донбассе военной поры, о Волховском и Воронежском фронтах и, наверное, никогда не рассчитаюсь до конца с этим материалом».
«Очень хорошая проза»: рассказы и сценарии Юрия Нагибина
Юрий Нагибин. Фотография: 24smi.org
Читайте также: Муж дочери юдашкина биография личная жизньЮрий Нагибин. Фотография: 24smi.org
Юрий Нагибин. Фотография: 24smi.org
После войны Юрий Нагибин продолжал работать журналистом. Он публиковался в московских и региональных газетах, много путешествовал по СССР. К литературному творчеству Нагибин вернулся в начале 1950-х годов. Он опубликовал рассказы «Зимний дуб», «Четунов, сын Четунова», «Трубка». Затем вышли сборники «Человек и дорога», «Чистые пруды» и «Ранней весной». Нагибин стал одним из самых популярных прозаиков тех лет. По его произведениям сняли фильмы «Ночной гость», «Трудное счастье», «Братья Комаровы». Писатель вспоминал: «В критических статьях появились высказывания, что я наконец-то приблизился к художнической зрелости».
С начала 1960-х Нагибин часто ездил в Ярославскую и Рязанскую области — в Мещеру и на Плещеево озеро. Там писатель общался с местными жителями, ходил вместе с ними на охоту. Его впечатления от поездок легли в основу так называемого Мещерского цикла: сборников «Зеленая птица с красной головой» и «Погоня. Мещерские были».
«Я старался не пропускать ничего у Нагибина
Много говорилось в тех рассказах о нравственном отношении к человеку, чаще всего к маленькому, и не столько в том понимании, которое рождает образ гоголевского Акакия Акакиевича, а в прямом — к детям. Учить детей светлому восприятию жизни — великое дело, но одновременно надо учиться у детей такому восприятию. Рассказы Нагибина Мещерского цикла, казалось бы, посвящены охоте, на деле же этот цикл порожден чувствами и мыслями, занимавшими писателя, когда он писал о детях, об отношении к ним. Мещерский цикл — очень хорошая проза».
В то же время Нагибин писал сценарии для фильмов. По ним в эти годы сняли около 20 кинокартин: «Девочка и эхо», «Бабье царство», «Председатель» и другие. Писатель вспоминал: «Начал я с самоэкранизаций, это был период учебы, так и не завершенной в киноинституте, освоение нового жанра, затем стал работать над самостоятельными сценариями».
В 1964 году Юлий Файт экранизировал автобиографические рассказы Нагибина о Великой Отечественной войне. Режиссер писал: «Нагибин был классиком советской литературы, непререкаемым авторитетом в кино Мы вместе работали над режиссерским сценарием. Далеко не каждый писатель возьмется».
В 1966 году Юрий Нагибин поддержал Андрея Синявского и Юлия Даниэля, которых осудили за «антисоветскую агитацию и пропаганду» в произведениях. Вместе с Беллой Ахмадулиной, Булатом Окуджавой, Варламом Шаламовым и многими другими советскими поэтами и прозаиками Нагибин подписал «письмо 62-х» с требованием освободить писателей.
В 1970-х Нагибин работал над циклом автобиографических рассказов и повестей о своем детстве, в который вошли книги «Школа», «Переулки моего детства» и «Лето». Нагибин писал: «Мои рассказы и повести — это и есть моя настоящая автобиография». Создавал он и произведения для школьников — например, «Рассказы о Гагарине».
Вместе с японским режиссером Акирой Куросавой Нагибин написал сценарий фильма «Дерсу Узала». В основу сюжета легли произведения Владимира Арсеньева «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала». Картина вышла в 1975 году, а в 1976-м получила премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
«В шестой раз сочетаюсь законным бpaком»: личная жизнь
Юрий Нагибин с супругой Беллой Ахмадулиной. Фотография: russianpulse.ru
Юрий Нагибин. Фотография: vm.ru
Юрий Нагибин с супругой Аллой. Фотография: matrony.ru
Юрий Нагибин был женат шесть раз. Его первой супругой стала Мария Асмус, дочь профессора Литературного института. Они поженились в 1940 году и прожили вместе около двух лет. Марии Асмус Нагибин посвятил автобиографический роман «Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя». В нем он писал о своем первом бpaке: «Если человек без конца возвращается к какому-то переживанию своей жизни, значит, оно было очень важным, решающе важным, но так до конца и не понятым. Вот и я опять начинаю пережевывать жвачку под названием «первая любовь». Не отпускает меня эта тема моей жизни».
Вторая жена писателя, Валентина Лихачева, была дочерью директора автозавода имени Сталина. Нагибин познакомился с ней в 1943 году. Третьей супругой Нагибина стала Елена Черноусова, а четвертой — артистка эстрады и гимнастка Ада Паратова.
В пятый раз, в 1959 году, Нагибин женился на поэтессе Белле Ахмадулиной. Предложение ей прозаик сделал прямо на дне рождения бывшего мужа Ахмадулиной — поэта Евгения Евтушенко. Нагибин прожил с пятой супругой восемь лет. В автобиографической книге «Дневник» он вспоминал, что Ахмадулина была «холодна, как лед».
Последней супругой Нагибина стала переводчица Алла Нагибина. Они познакомились в 1965 году в гостях у общих друзей, а свадьбу сыграли в 1968-м.
«Завтра в шестой раз сочетаюсь законным бpaком. Не отболел, не отвалился струп, а я снова лезу на рожон. Поистине каждый спасается, как может. Впервые я делаю это по собственному желанию, без всякого давления извне, с охотой, даже радостью и без всякой надежды на успех.»
Со своей шестой женой писатель прожил до конца жизни. Детей у них, как и в остальных бpaках Нагибина, не было.
Историческая проза и мемуары Юрия Нагибина
Юрий Нагибин. Фотография: dokonline.com
Юрий Нагибин. Фотография: kino-teatr.ru
Юрий Нагибин. Фотография: fb.ru
Летом 1980 года Юрий Нагибин отправился в путешествие на Русский Север. Он побывал в Архангельске, Карелии, на Соловецких островах. Впечатления от этой поездки стали основой для соловецкого цикла рассказов и повести «Встань и иди», которую Нагибин посвятил своему отчиму Марку Левенталю. За это произведение в 1989 году писатель получил венецианскую премию «Золотой лев».
В 1980-х Нагибин продолжал писать детские произведения. Вместе с Ниной Соротокиной и Светланой Дружининой он создал сценарии для фильмов «Гардемарины, вперед!» и «Виват, гардемарины!». На телевидении выходили программы писателя, посвященные жизни Михаила Лермонтова, Николая Лескова и Сергея Аксакова.
В эти же годы Нагибин увлекся историей. Он написал повесть «Квасник и Буженинова», действие которой происходило в XVIII веке. Затем писатель опубликовал серию рассказов о знаменитых музыкантах и писателях.
«Вначале я был рабски предан Его Величеству Факту, затем пробудилась фантазия, и я перестал цепляться за зримую очевидность явлений, теперь оставалось отбросить сковывающие рамки времени. Протопоп Аввакум, Марло, Тредиаковский, Бах, Гёте, Пушкин, Тютчев, Дельвиг, Аполлон Григорьев, Лесков, Фет, Анненский, Бунин, Рахманинов, Чайковский, Хемингуэй — вот новые герои».
Нагибин изучал и историю Москвы. Он написал книги «Москва… как много в этом звуке» и «Всполошный звон. Книга о Москве».
Последние годы жизни Нагибин вместе с женой провел в Италии. Несколько раз он выступал с лекциями по русской литературе в университетах США. В эти же годы писатель работал над книгами воспоминаний «Моя золотая тёща», «Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя» и «Дневник». Юрий Нагибин умер 17 июня 1994 года. Похоронили писателя на Новодевичьем кладбище в Москве.
Биография Дмитрия Комарова Дмитрий Константинович Комаров – популярный журналист и фотограф, автор и телеведущий экстрим-travel-шоу «Мир наизнанку» на украинском канале «1+1» и общероссийском «Пятница!», обладатель звания «Фаво......
20 11 2024 19:44:29
Константин Эрнст — биография Константин Эрнст — известный продюсер, сценарист, генеральный директор «Первого канала» и члeн Академии телевидения РФ. Имя Константина Эрнста всегда будет ассоциироваться с т......
19 11 2024 11:39:49
Одной из самых ярких звезд российского кинематографа является Ольга Кабо. Женщина не только талантливая актриса, но и многогранная личность. Она имеет обширную фильмографию, около 70 работ. Пробовала себя в профессии телеведущей и певицы. В......
18 11 2024 23:27:59
Биография Марина Коташенко – актриса и модель из Украины. Десяток успешных ролей и фотографии на обложках известных журналов принесли ей популярность. Однако статус супруги певца и основоположника рус......
17 11 2024 9:22:34
Певица сегодня – одна из самых известных российских шансонье. Ирина Круг замужем третий раз за Сергеем Белоусовым. Информации о последнем супруге певицы немного. Он старательно из......
16 11 2024 9:57:47
Иван Охлобыстин — биография Этот актер очень необычный и неординарный человек, его сущность никак не определяется одним словом. У него оригинальные суждения и совершенно непредсказуемое поведение. Он любит стрелять в тире и гонять на байках, увлекается йогой ......
15 11 2024 6:17:32