Взросление человека по Эриксону: 8 этапов жизни, которые проходит каждый

Развитие — обязательное условие нормальной жизнедеятельности любого организма, в том числе и человека, и происходит в рамках эволюции вида, в пределах личности и организма отдельного взятого человека. Мы рождаемся маленькими крохами с пухлыми щечками, беззащитные и слабые, а вырастаем в сильных, красивых, опасных хищников.
Развитие тела и организма происходит в рамках биологического и физиологического созревания. А психика растет с оглядкой на требования окружающего общества, среды обитания, адаптируется к ним.
Философы и ученые выдвигали множество гипотез и классификаций психосоциального развития личности. Самой популярной из них является теория развития авторства Эрика Хомбургера Эриксона — немецкого психолога и психоаналитика.
Содержание- Суть возрастной периодизации Эриксона
- Я лично!
- Таблица возрастов по Эриксону
- Подробное описание стадий развития по Эриксону
- Младенчество — пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я
- Раннее детство — уже скоро замуж, а ты одеться не можешь!
- Детство: я совсем уже большая — куклам суп могу варить
- Школьный возраст — первый класс
- Отрочество и юность: трудный возраст
- Зрелость: добро пожаловать в мир взрослых!
- Средний возраст: а какая от этого кота польза?
- Старость: это все, что останется после меня
- Резюмируем
Суть возрастной периодизации Эриксона
Теория описывает стадии развития личности под влиянием социума. Согласно Эриксону, личность проходит 8 этапов взросления с точки зрения развития Я-индивида.
Я лично!
«Ты — уникален!» — твердят окружающие, не вникая в понятие. Люди одинаковые внешне, где уникальность?
Неповторимость кроется в индивидуальном генном наборе. Он закладывает в человека уникальные возможности для его физического, эмоционального и умственного развития. В зависимости от влияния окружения, мы можем воспользоваться тем, что дала нам природа, или остаться на уровне маленького ребенка. Под влиянием социума в личности развиваются определенные качества, система мотивационных стимулов. С их помощью человек реализуется в социуме, раскрывая заложенные таланты.
Индивид — латинское понятие, в переводе означающее «неделимый». Человек как индивид представляет собой целостное и самостоятельное существо, результат единства природных качеств и приобретенных навыков, воспитавший себя в своеобразную особь.
Процесс этого воспитания и градирует теория Эриксона.
Таблица возрастов по Эриксону
Для наглядности Эриксон изобразил свою теорию в виде таблицы.
Информация в ней разбивается по показателям:
- психосоциальная стадия — название стадии;
- определение периода — описание возрастных рамок, в пределах которых длится стадия;
- группа, дающая социальный заказ на развитие в пределах стадии, и которая является ближайшим социумом для человека в этот период;
- задача развития — тот основополагающий вопрос, который человек решает в течение стадии;
- социальные условия, играющие роль в формировании черт личности;
- результат — выработанные слабые или сильные качества (добродетели). Зависят от проработки задачи.
Результаты проработки задачи стадии развития не означают выработку плохих или хороших качеств, и Эриксон, описывая свою теорию, акцентировал внимание на максимальном уходе от оценочного восприятия результатов. Речь идет о выработке индивидуальных качеств личности, помогающих ей в решении дальнейших задач (при успешной проработке — сильные качества) или мешающих (при не решении вопроса — слабые качества). Это не означает, что, в дальнейшем, на развитии человека нужно ставить крест. Это говорит лишь о появлении дополнительных сложностей в дальнейшем.
Подробное описание стадий развития по Эриксону
Младенчество — пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я
Вступая в первую стадию — младенчество — крохотный человечек начинает знакомиться с окружающим миром. Миром становится мама (или заменяющий ее человек).
Первое решение человека в жизни:
- Каким он видит окружающий мир: дружелюбным, враждебным?
- Можно ли доверять миру?
При активном развитии личности, ребенок занимает доверительную позицию.
Определяется по признакам:
- Легко ли ребенка кормить?
- Крепко ли он спит?
- Нормально ли работает кишечник и другие внутренние органы?
Ребенок с позитивным отношением к миру не тревожится особо и не гневается, если мама исчезла из поля зрения, потому что знает, что она вернется, что мама сделает все, чтобы он был доволен и счастлив.
Любовь и нежность мамы определяет способность ребенка верить и надеяться. Маленький человек впитывает образ матери, и интроецируется с ней — неосознанно идентифицируется, воспринимает все мамины переживания, чувства, отношение к звукам, краскам – к проявлениям окружающего мира, как свое.
Отсутствие реакции на потребности ребенка, поддержки, непоследовательное отношение к уходу за ребенком может стать причиной развития пессимистичного отношения к миру, вплоть до отказа жить по его основополагающим законам активной деятельности и общения с внешней средой в качестве обмена информацией.
Раннее детство — уже скоро замуж, а ты одеться не можешь!
С резким ростом умений ребенка возникают первые заявления на независимость. Он учится сидеть, ползать, ходить, есть самостоятельно, без помощи обслуживать себя. Иногда его претензии на самостоятельность бывают слишком резки и опасны, и задача родителей — оградить его от потенциальных опасностей окружающего мира, и от возможного нанесения вреда окружающим, мягко направляя любознательного непоседу.
Это позволит маленькому человеку выработать навыки самостоятельности. Ребенок постигает значение опрятного внешнего вида, учится понимать, почему мама злится, когда он испачкался, зачем умываться, чистить зубы. На этой стадии закладывается база волевого поведения, которое на следующей стадии будет развиваться в целеустремленность, а пока что ребенок будет учиться контролировать собственное поведение.
Чрезмерная опека ребенка, недоверие к его способности обеспечить себе минимальный комфорт, и параллельно — отсутствие поддержки и возложение непосильных задач делают ребенка зависимым от других, внушают чувство стыда за себя и сомнение в своем праве на самостоятельность.
Детство: я совсем уже большая — куклам суп могу варить
Мир ребенка растет, и уже рядом с родителями появляются братья и сестры. Ребенок начинает интересоваться, насколько далеко он может уйти от дома, насколько самостоятельно он сможет принимать решения. Он начинает объяснять мир по-своему, отделять свое мнение от мнения окружающих. За нехваткой знаний он придумывает свои объяснения окружающим вещам, и задача родителей не высмеивать эти попытки ребенка упорядочить мир вокруг.
Просыпающаяся любознательность толкает ребенка задавать неожиданные вопросы, и родители могут поощрять это стремление, отвечать на них, давать максимум информации и знаний. Сформировавшееся на прошлой стадии «хочу» уже перерастает в «могу». При прогрессивном развитии ребенок проявляет предприимчивость, испытывает себя на способность поступать «как взрослый».
На этой стадии родителям нужно понять, что их ребенок становится самостоятельным, отдельным человеком. Его теперь нужно не просто любить, а уважать его желания, стремления понять больше до сих пор непонятного, проверить себя на способность принимать решения и оценивать поступающую информацию. Ребенок нуждается в одобрении родителей, в последовательной линии поддержки его самостоятельности.
Часто наказывая ребенка, ограничивая активность, отказываясь поддерживать и отвечать на парадоксальные вопросы, можно развить в ребенке пассивность, неуверенность в своей уникальности и способности привнести в этот мир что-то свое.
Школьный возраст — первый класс
Ребенок идет в школу, и теперь в его мире резко появляется огромное количество людей, разных, понятных и не очень. Ребенок уже понял, может ли он провести какое-то время без родителей и без их помощи. На следующем этапе он пытается понять, может ли он стать полностью самостоятельным, какие у него шансы на реализацию всех его «хочу», и насколько велики горизонты у его «могу».
Ребенок ищет примеры для подражания, вступает в отношения конкуренции за хорошие оценки. Появляются первые амбиции на определение своего места в мире. При положительном развитии ребенок оттачивает способность к приобретению знаний и умений, делает собственные выводы о хороших и плохих примерах для подражания.
Без крепкого руководства, должного внимания к выработке у ребенка умения обучаться, без поддержки и формирования понятия о достойных моделях поведения, в ребенке растет неуверенность в себе, неверие в свою способность отделиться о родителей и выжить в большом мире.
Отрочество и юность: трудный возраст
На прошлой стадии ребенок активно поглощал информацию о таких понятиях, как «хорошо» и «плохо», и делал свои выводы. На новой стадии он переходит к пpaктике и определяет, какое место он хочет занять в жизни, и становится подростком.
Активный поиск вопроса «Кем я хочу быть, кто я такой?» подвергает серьезной проверке на прочность до сих пор абсолютно авторитетного образа родителей. Подросток решает, хочет ли он быть таким, как мама или папа? Если образ родителей совсем не совпадает с имеющимися амбициями, он может сильно взбунтоваться, вплоть до полного отрицания всего, чему учился до сих пор.
В этом возрасте человек особо подвержен влиянию религиозных течений, субкультур, в которых он ищет образ для подражания и модель авторитетного поведения. Основной средой обитания становятся сверстники, и стремление завоевать признание людей может толкать на отчаянные поступки.
При наличии позитивного примера со стороны родителей, их умении передать свою картину мира, преподнести однозначные пoлoвые и социальные модели поведения, дать адекватную обратную связь, подросток обретает свое Я, социализируется и определяет цель своего существования.
Без должной и ясной обратной связи, без твердого убеждения, чего ожидают от подростка, при отсутствии собственного авторитета в глазах чада, родители могут заметить вялость и тревожность в его поведении, нежелание брать ответственность за свои поступки. С подростком уже нельзя найти общий язык, он враждебно реагирует на любой контакт, путает роли и модели поведения.
В самом плохом случае он сбегает из дома, разочаровавшись в родителях, семье и себе. А самое главное — в правильности того мира, который он знал. В поиске правды об окружении, подросток может начать пробовать все, что ему запрещали, вести маргинальный образ жизни, поскольку главный вопрос «Кто я такой?» (вплоть до нарушенной пoлoвoй идентификации) он не может решить из-за разрушившейся картины мира, которую он имел до сих пор.
Зрелость: добро пожаловать в мир взрослых!
Пережив бунтарство предыдущей стадии, определившись, человек, уже повзрослевший физически, начинает интересоваться окружающими людьми. Если в подростковом возрасте ребенок стремился выделиться из окружения, то на этой стадии у него возникает желание приобщиться к общности: в общении с другими людьми есть тепло, сопереживание. С другими человек получает одобрение, ценность, любовь. Его попытки заявить о себе имели смысл. На этом этапе происходит проверка на прочность самоидентификации, найденной на прошлом этапе.
При получении хорошей обратной связи, понимания со стороны друзей и родственников, человек понимает, что он любим. Он впервые испытывает желание посвятить себя служению близким. Он вырос, не требует беззаветной заботы, он взрослый человек, который может позаботиться, сделать других счастливыми.
Если образ Я не прошел проверку и получил негативные отзывы, если у человека не было достаточного доступа к общению с близкими и друзьями, то человек принимает решение об изоляции от мира и чувствует себя одиноким, испытывает ощущение «весь мир против меня», становится отщепенцем, убегает в придуманные миры.
Средний возраст: а какая от этого кота польза?
Когда человек проходит этап социализации и выясняет отношения с окружением, у него появляется вопрос «А могу ли я сделать что-то полезное для мира?» Все внимание приковано к работе, хобби, творчеству. Человек пытается решить — может ли он принести что-то будущим поколениям? Человек переходит на уровень выше. До сих пор он думал о своей жизни и жизни ближнего. Теперь пришло время думать об истории и наследии.
Человек нуждается в результатах своего труда, осознании собственной полезности, сопричастности с чем-то масштабным. Многие идут в политику, занимаются общественной деятельностью. Накопленный жизненный опыт позволяет предлагать миру интересные решения и идеи. Положительные результаты толкают к творческому подходу к профессиональной деятельности, к воспитанию детей. Человек чувствует удовлетворение от жизни.
Этот этап занимает самый большой период в жизни человека. Проблемы на предыдущих двух — взросление, самоидентификация и единство с окружением — становятся камнем преткновения для реализации собственных амбиций в среднем возрасте, и становятся причиной кризисных состояний.
Человек с «кризисом среднего возраста» отчаянно пытается отыграть жизнь назад, успеть заявить миру о себе, найти свое место. Если есть отношения, то они проходят серьёзную проверку. Чем сильнее внутренний конфликт человека, тем большая угроза висит над всем, что было худо-бедно построено до сих пор: работа, семья, друзья.
Если человек так и не смог преодолеть внутреннюю панику, не смог найти себе применение, разрушил все построенное, а нового не создал, то он чувствует опустошение, и может почувствовать бессмысленность жизни и желание покончить с ней, как с чем-то ненужным.
Но есть хорошая новость: у него есть почти в два раза больше времени, чтобы успеть наверстать все упущенное в первые 25 лет.
Старость: это все, что останется после меня
С переходом на последнюю стадию человек, умудренный опытом, приобретает способность делать выводы о себе:
- Достойным ли был его жизненный путь?
- Смог ли он реализовать все, что хотел?
- Насколько он доволен собой и тем, что останется после него?
Если человек не может ответить положительно на возникающие в его голове вопросы, то у него еще есть чувство незаконченных дел. Он превращается в ворчливого дедушку (или ворчливую бабушку). Незавершенные дела и нереализованные цели рождают неудовлетворенность собой и разочарование в жизни.
Резюмируем
Возрастная периодизация Эриксона — предложенная психологом классификация развития личности. В соответствии с теорией, человек, родившись с определенным потенциалом, заложенным в нем природой, проходит 8 этапов взросления, на каждом из которых он решает отдельную задачу, которая становится основой развития его природных способностей и его реализации в обществе.
На каждом этапе личность развивается, приобретает сильные или слабые качества — в зависимости от того, решает ли он основную задачу развития, или нет. Слабое развитие личных качеств не является фатальным. Это означает сложности решения задач на следующих этапах. При должном упорстве все проблемы предыдущих этапов можно решить на стадии зрелости.
Биография Валерия Рюмина: личная жизнь, последние новости, жена и дети, семья космонавта...
04 12 2025 21:16:54
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 апреля 2018; проверки требуют 62 правки. Ирина Викторовна Круг (настоящая фамилия — Воробьёва; ......
03 12 2025 7:20:36
Почитав комментарий, некоторых мужчин, так и хочется пожалеть бедных их несчастных. Обида, ненависть и печаль проскальзывает в каждом сообщении. Ой, все не будем грустить ведь есть способы, где вы всегда можете быть на высоте и поставить бывшую супругу на ......
02 12 2025 23:38:48
Автор Краснов Александр На чтение 11 мин. Просмотров 19 Опубликовано 14.05.2017 Оглавление Рост, вес, возраст. Сколько лет Елене Кориковой Биография Елены Кориковой Фильмография: фильмы с участием Елены Кориковой в главной роли Личная жизнь Елены Кор......
01 12 2025 11:20:49
В свете предстоящего нам в декабре светозарного интервью с Ульяной в журнале "Татлер", вдруг захотелось узнать- а как же оно все начиналось-то на самом деле? Припасть к истокам, так сказать. Проследить хроноло......
30 11 2025 15:21:15
Интересные факты из последних лет жизни известного сатирика Михаила Задорнова. Правда ли, что у него появилась молодая муза....
29 11 2025 16:41:49
Развод — крайняя мера, которая подразумевает абсолютный разрыв отношений. Однако статистика показывает, что не все пары окончательно «сжигают мосты». По результатам социологических исследований, около трети мужчин не ......
28 11 2025 6:51:54
Биография Если актерскую судьбу Нины Сазоновой можно назвать счастливой, то личную, к сожалению, нет. Блистательные запоминающиеся роли, обожание поклонников и признание коллег омрачались почти 20-летним семейным......
27 11 2025 15:12:13
Степан Бандера – известный украинский политический деятель, лидер ОУН в Западной Украине....
26 11 2025 2:24:36
Творчество и личность Дианы Гурцкой привлекает поклонников с первого выступления дeвyшки на сцене. Кого-то привлекает ее искреннее и чувственное исполнение музыкальных композиций, другим нравится красота певицы и ......
25 11 2025 9:39:48
ОглавлениеЛичная жизнь писателяЖенаДети Льва Николаевича ТолстогоОдин из самых известных писателей-романистов, оригинальный мыслитель, мастер психологизма создал произведения, ставшие великим достоянием не только российской, но и мирово......
24 11 2025 14:17:12
Биография Роксаны Бабаян, семья и личная жизнь. Дети, фото сейчас и самые последние новости....
23 11 2025 0:56:22
Прабхас Раджу Уппалапати (англ. Prabhas Raju Uppalapati, телугу ఉప్పలపాటి ప్రభాస్ రాజు, более известный под мононимом Прабхас; род. 23 октября 1979 года) — индийский актёр, снимающийся в основном в фильмах на языке телугу.......
22 11 2025 18:51:43
Биография Фамке Янссен Фамке Бёмер Янссен – голландская актриса, в прошлом модель. Впервые она появилась на большом экране в далеком 1992 году, сыграв ключевого персонажа в кинокартине «Отцы и сыновья». После......
21 11 2025 5:46:15
Когда мы слышим необычное имя Эльдар, то первое, что приходит в голову - ушедший от нас легендарный кинорежиссёр Эльдар Рязанов. Сегодня мы поговорим о другом Эльдаре, Эльдаре Лебедеве, знакомому российском зрителю по работам в кинолентах: "Последняя исповед......
20 11 2025 7:50:44
Иногда нам снится то, что мы желаем, а иногда сюжеты, которые мы никак не ожидали увидеть. К чему снится целоваться с бывшим мужем? Как говорит сонник, во сне целоваться с бывшим ......
19 11 2025 16:58:42
4.4 Имя: Юрий Быков (Yury Bykov) Отчество: Анатольевич День рождения: 15 августа 1981 (39 лет) Ме......
18 11 2025 10:53:16
Ольга Крутая Ольга Дмитриевна Крутая. Родилась 25 ноября 1963 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Американская и российская бизнесвумен, парфюмер. Жена компози......
17 11 2025 10:49:58
Автор Алименты Эксперт На чтение 11 мин. Просмотров 6.7k. Опубликовано 12.07.2019Алиментные выплаты детям почти всегда становятся предметом споров и разногласий между бывшими партнёрами. Большинство бpaкоразводных процессов з......
16 11 2025 21:59:33
3 июля 2019 "Я чувствовал себя бездарным, беспомощным, неспособным ни на что лузером. Уже потом я понял, что именно так меня оцени......
15 11 2025 16:52:55
Многие поклонники думают, что знают о легендарных актрисах все, однако что-то самые известные советские кинодивы XX века умудрились оставить за завесой тайны, как настоящие женщины-загадки. WMJ.ru продолжает рассказывать о всех тайнах личн......
14 11 2025 6:16:37
Биография Моисеев Игорь Александрович – величайший балетмейстер и хореограф ХХ века. Ему удалось совершить революцию в танце. Он сделал народный танец достоянием мировой культуры.Детство и юностьРодился Игорь Моис......
13 11 2025 13:31:46
Биография Татьяна Старикова с ранних лет привыкла смотреть на мир с позитивом и упopно идти к своей цели. Ее активность, обаяние и позитивный настрой помогли дeвyшке найти свое призвание и стать звездой «Ютьюба».Детство и юностьТаня Стар......
12 11 2025 10:10:17
Владимир Вдовиченков: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото Владимир Вдовиченков – известный полюбившийся многим актер театра и кино. Свою долю известности этот талантливый...
11 11 2025 5:46:14




