Осип абдулов биография личная жизнь
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 августа 2020; проверки требует 1 правка.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Абдулов.
О́сип Нау́мович Абду́лов[2] (3 (16) ноября 1900, Лодзь — 14 июня 1953, Москва) — советский актёр театра и кино, режиссёр. Народный артист РСФСР (1944)[3][4]. Лауреат Сталинской премии второй степени (1951)
Биография[править | править код]
Родился в Лодзи (ныне Польша) в еврейской семье[5][6]. Отец был инженером-текстильщиком. У него была старшая сестра Фейга-Родл Абдулова (1895—?)[7]. В 1913 году семья переехала в Москву. В 1917 году поступил на юридический факультет Московского университета.
Сценическую деятельность начал в 1918 году в студии имени Шаляпина, где служил до 1923 года и сыграл свою первую значительную роль — бродягу Грена в «Зелёном попугае» А. Шницлера (в 1919 году), затем, в 1924—1925 годах, выступал в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской, в 1925—1926 — во МХАТе, в 1926—1927 годах — в Театре Сатиры, следующий сезон провёл в Профклубной мастерской.
В 1929—1936 годах был актёром Театра-студии под руководством Юрия Завадского; в 1936 году перешёл в Театр им. Вс. Мейерхольда; после его закрытия в январе 1938 года стал актёром Театра Революции, где служил до 1942 года, а в 1943 году пришёл в труппу Театра им. Моссовета[4].
С 1924 года работал на радио сначала в качестве актёра, а затем и как режиссёр, поставил более 200 радиоспектаклей, в том числе «Кола Брюньон» Р. Роллана, «Тартарен из Тараскона» А. Доде, «Пиквикский клуб» Ч. Диккенса, «Шинель» Н. Гоголя, «Мальва» и «Макар Чудра» М. Горького и многие другие. Организовал художественное вещание для детей[8].
С 1933 года снимался в кино. Лучшие его роли — Джон Сильвер в «Острове сокровищ» (1937), Тарантулов в «Человеке в футляре», грек Дымба из «Свадьбы», Крашке в «Поединке». Снялся он также в популярных фильмах «Светлый путь», «Свинарка и пастух», «Пятнадцатилетний капитан».
С 1929 года занимался педагогической деятельностью в Театре-студии Ю. Завадского, затем в ГИТИСе. Близким другом Абдулова был актёр и режиссёр Московского ГОСЕТа Соломон Михоэлс[9].
Умер 14 июня 1953 года. Похоронен на Введенском кладбище (8 уч.).
Семья[править | править код]
Был женат на актрисе Елизавете Метельской, сын, Всеволод Абдулов, также стал актёром.
Творчество[править | править код]
Роли в театре[править | править код]
- 1918 — «Зелёный попугай» А. Шницлера — бродяга Грэн
- 1928 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Крутицкий
- 1933 — «Ученик дьявола» Б. Шоу — Бургойнь
- 1934 — «Волки и овцы» А. Н. Островского — Михаил Борисович Лыняев
- 1936 — «Школа неплательщиков» Л. Вернея — Фромантейль
- 1940 — «Бесприданница» А. Н. Островского — Мокий Пармёнович Кнуров
- 1945 — «Чайка» А. П. Чехова — Пётр Николаевич Сорин
- 1946 — «Госпожа министерша» Б. Нушича — дядя Вася
- «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Шмага
- 1950 — «Рассвет над Москвой» А. А. Сурова — академик Иннокентий Степанович Рыжов
- 1953 — «Рассказ о Турции» Назыма Хикмета — старый ашуг
Роли в кино[править | править код]
- 1936 — Последняя ночь — полковник
- 1936 — Зори Парижа — Вассэ младший
- 1937 — Остров сокровищ — Джон Сильвер
- 1938 — Семья Оппенгeйм — Жак Лавендель
- 1938 — Честь — инженер
- 1939 — Юность комaндиров — доктор (нет в титрах)
- 1939 — Человек в футляре — Тарантулов
- 1940 — Светлый путь — директор Фабрики Дорохов
- 1941 — Свинарка и пастух — буфетчик
- 1941 — Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем — городничий
- 1941 — Морской ястреб — Иван Акимович
- 1944 — Свадьба — Харлампий Спиридонович Дымба, грек-кондитер
- 1944 — Поединок — Крашке, полковник гестапо
- 1945 — Пятнадцатилетний капитан — Хозе-Антонио Альвец, некоронованный король Анголы
- 1946 — Давид Гурамишвили (фильм) — Ушаков, Андрей Иванович
- 1949 — Александр Попов — Айзекс
- 1953 — Серебристая пыль — шериф Смайлс
Озвучивание мультфильмов[править | править код]
- 1938 — Ивашко и Баба-Яга — Баба-Яга
- 1939 — Мойдодыр — Мойдодыр
- 1943 — Одна из многих (Мосэнерго) — читает текст
- 1953 — Крашеный лис — Кабан (нет в титрах)
Аудиопостановки[править | править код]
- 1950- “Драма”- радиоспектакль по одноимённому произведению А.П.Чехова
- 1962 — «Приключения Чиполлино» (грампластинка) — Принц Лимон/пёс Мастино (композиция З. Потаповой и С. Богомaзoва, музыка Н. Пейко. Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия»)
Признание и награды[править | править код]
- народный артист РСФСР (1944)
- Сталинская премия второй степени (1951) — за исполнение роли академика Рыжова в спектакле «Рассвет над Москвой» А. А. Сурова
- орден Трудового Красного Знамени (1949)
- медали
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 Абдулов Осип Наумович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969. — Т. 1 : А — Ангоб. — С. 17.
- ↑ Агеенко Ф. Л. Абдулов Осип // Словарь собственных имён русского языка. Ударение. Произношение. Словоизменение. — М.: Мир и Образование; Оникс, 2010. — С. 55. — 880 с. — ISBN 5-94666-588-X, 978-5-94666-588-9.
- ↑ Театральная энциклопедия. / Гл. ред. С. С. Мокульский. Т. 1. — М.: Советская энциклопедия, 1961. — 1214 стб. с илл., 12 л. илл.
- ↑ 1 2 Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 1. А — Анкетирование. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.
- ↑ Российская еврейская энциклопедия, т. 1, Российская академия естественных наук. — М.: Эпос, 1997.
- ↑ Абдулов О. Н. Статьи и воспоминания. — М.: Искусство, 1969.
- ↑ Метрические данные доступны на сайте еврейской генеалогии JewishGen.org. В записи о рождении сестры фамилия Абдулова.
- ↑ Шерель А. А. В студии на телеграфе // В студии радиотеатра. — М. : Знание, 1978.
- ↑ Гейзер М. Опустела без него Москва Проверено 25 сентября 2008.
Литература[править | править код]
- Российская еврейская энциклопедия / Гл. ред. Г. Г. Брановер (т. 1) — Москва, ЭПОС, 1997. — с. 7 — ISBN 965-293-033-4
Ссылки[править | править код]
- Осип Абдулов (Актёрские байки)
Что мы делаем. Каждая страница проходит через несколько сотен совершенствующих техник. Совершенно та же Википедия. Только лучше.
Из Википедии — свободной энциклопедии
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Абдулов.
О́сип Нау́мович Абду́лов (3 (16) ноября 1900, Лодзь — 14 июня 1953, Москва) — советский актёр театра и кино, режиссёр. Народный артист РСФСР (1944)[2][3]. Лауреат Сталинской премии второй степени (1951)Читайте также: Биография колчака александра васильевича личная жизнь
Биография
Родился года в Лодзи (ныне Польша) в еврейской семье[4][5]. Отец был инженером-текстильщиком. У него была старшая сестра Фейга-Родл Абдулова (1895—?)[6]. В 1913 году семья переехала в Москву. В 1917 году поступил на юридический факультет Московского университета.
Сценическую деятельность начал в 1918 году в студии имени Шаляпина, где служил до 1923 года и сыграл свою первую значительную роль — бродягу Грена в «Зелёном попугае» А. Шницлера (в 1919 году), затем, в 1924—1925 годах, выступал в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской, в 1925—1926 — во МХАТе, в 1926—1927 годах — в Театре Сатиры, следующий сезон провёл в Профклубной мастерской.
В 1929—1936 годах был актёром Театра-студии под руководством Юрия Завадского; в 1936 году перешёл в Театр им. Вс. Мейерхольда; после его закрытия в январе 1938 года стал актёром Театра Революции, где служил до 1942 года, а в 1943 году пришёл в труппу Театра им. Моссовета[3].
С 1924 года работал на радио сначала в качестве актёра, а затем и как режиссёр, поставил более 200 радиоспектаклей, в том числе «Кола Брюньон» Р. Роллана, «Тартарен из Тараскона» А. Доде, «Пиквикский клуб» Ч. Диккенса, «Шинель» Н. Гоголя, «Мальва» и «Макар Чудра» М. Горького и многие другие. Организовал художественное вещание для детей[7].
С 1933 года снимался в кино. Лучшие его роли — Джон Сильвер в «Острове сокровищ» (1937), Тарантулов в «Человеке в футляре», грек Дымба из «Свадьбы», Крашке в «Поединке». Снялся он также в популярных фильмах «Светлый путь», «Свинарка и пастух», «Пятнадцатилетний капитан».
С 1929 года занимался педагогической деятельностью в Театре-студии Ю. Завадского, затем в ГИТИСе. Близким другом Абдулова был актёр и режиссёр Московского ГОСЕТа Соломон Михоэлс[8].
Умер 14 июня 1953 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.
Могила Абдулова
Признание и награды
- народный артист РСФСР (1944)
- Сталинская премия второй степени (1951) — за исполнение роли академика Рыжова в спектакле «Рассвет над Москвой» А. А. Сурова
- орден Трудового Красного Знамени (1949)
- медали
Семья
Был женат на актрисе Елизавете Метельской, сын, Всеволод Абдулов, также стал актёром.
Творчество
Роли в театре
- 1918 — «Зелёный попугай» А. Шницлера — бродяга Грэн
- 1928 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Крутицкий
- 1933 — «Ученик дьявола» Б. Шоу — Бургойнь
- 1934 — «Волки и овцы» А. Н. Островского — Михаил Борисович Лыняев
- 1936 — «Школа неплательщиков» Л. Вернея — Фромантейль
- 1940 — «Бесприданница» А. Н. Островского — Мокий Пармёнович Кнуров
- 1945 — «Чайка» А. П. Чехова — Пётр Николаевич Сорин
- 1946 — «Госпожа министерша» Б. Нушича — дядя Вася
- «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Шмага
- 1950 — «Рассвет над Москвой» А. А. Сурова — академик Иннокентий Степанович Рыжов
- 1953 — «Рассказ о Турции» Назыма Хикмета — старый ашуг
Роли в кино
- 1936 — Последняя ночь — полковник
- 1936 — Зори Парижа — Вассэ младший
- 1937 — Остров сокровищ — Джон Сильвер
- 1938 — Семья Оппенгeйм — Жак Лавендель
- 1938 — Честь — инженер
- 1939 — Человек в футляре — Тарантулов
- 1940 — Светлый путь — директор Фабрики Дорохов
- 1941 — Свинарка и пастух — буфетчик
- 1941 — Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем — городничий
- 1941 — Морской ястреб — Иван Акимович
- 1944 — Свадьба — грек Дымба
- 1944 — Поединок — Крашке, полковник гестапо
- 1945 — Пятнадцатилетний капитан — Хозе-Антонио Альвец, некоронованный король Анголы
- 1949 — Александр Попов — Айзекс
- 1953 — Серебристая пыль — шериф Смайлс
Примечания
Ссылки
- Осип Абдулов (Актёрские байки)
В мире кинематографа – еще одна значительная дата. 16 ноября исполняется 120 лет со дня рождения артиста, которого называют первым советским Джоном Сильвером. На его счету около тридцати сыгранных киноролей, успешная работа на радио и в театре. Осип Абдулов по праву считается одним из корифеев советского игрового кино. В преддверии юбилея вспомним лучшие роли артиста.
Короткая биографическая справка
Осип Наумович Абдулов (16.11.1900 г., Лодзь – 14.06.1953 г., Москва) – советский актер кино и театра, режиссер. В 1944-м ему было присуждено звание народного артиста СССР, в 1951-м он был удостоен Сталинской премии.
Будущий актер появился на свет в польском городе Лодзи в еврейской семье. Его отец был по профессии инженером. В 1913-м семья поселилась в столице. С 1917 по 1918 год Осип Наумович проучился на юридическом факультете Московского университета.
В 1918-м в студии Шаляпина началась его сценическая карьера. В 1924-1925 гг. Абдулов служил в театре В. Комиссаржевской. Затем были МХАТ, Театр сатиры, театры Мейерхольда и Завадского, Революции, а также им. Моссовета. С 1924-го Абдулов работает на радио сначала как актер. Затем в качестве режиссера ставит на радио свыше двухсот радиоспектаклей, организовывает детское художественное вещание. В 1933-м артист приходит в кино. Его лучшими работами являются роли в картинах: «Остров сокровищ», «Человек в футляре», «Свадьба», «Поединок», «Пятнадцатилетний капитан», «Свинарка и пастух», «Светлый путь». С 1929 г. Осип Абдулов преподает в Театре-студии Завадского, ГИТИСе.
Женой О. Абдулова была актриса Е. Метельская. Сын, В. Абдулов, также стал артистом. Дата cмepти знаменитого актера – 14.06.1953 г. Погребен на Введенском кладбище.
«Зори Парижа»
В историко-революционном фильме режиссера Г. Рошаля, снятом в 1936 году на «Мосфильме», Остап Абдулов сыграл роль Вассэ-младшего. В фильме задействованы также актеры: Н. Плотников, А. Максимова, А. Абрикосов и др. В картине показаны события весны 1871 года, когда в Париже была провозглашена коммуна. Коммунары сражаются с многочисленными врагами.
«Остров Сокровищ»
В музыкально-приключенческом фильме по одноименному роману Роберта Стивенсона (реж. В. Вайншток, 1937) О. Абдулов сыграл роль Джона Сильвера. Этот отрицательный персонаж актером очеловечен, раскрашен романтическими красками и невероятно обаятелен.
По сюжету ирландские повстанческие отряды ведут национально-освободительную борьбу с Англией. Доктора Лайвеси, получившего ранение, оставляют на попечение владелицы харчевни. За доктором ухаживает ее дочь Дженни. Вскоре в харчевню приходит еще один гость – старый пират Билли Бонс, прячущийся от преследования старых приятелей. У него хранится карта с координатами места, где спрятаны сокровища. Вокруг их поисков и строится действие в картине.
«Семья Оппенгeйм»
В экранизации романа Лиона Фейхтвангера «Семья Опперман», снятом в 1938 г. режиссером Г. Рошалем, показана трагическая история еврейской семьи в годы, когда в Германии начинает править нацизм. В этой картине Абдулову досталась роль промышленника Жака Лавенделя. В фильме также снимались: В. Балашов, И. Толчанов, А. Войцик и др.
Читайте также: Биография философа владимира соловьева личная жизнь«Человек в футляре»
В экранизации одноименного рассказа А. П. Чехова, снятого реж. И. Анненским в 1939 г., Абдулов сыграл роль учителя провинциальной гимназии Тарантулова. По сюжету главный герой фильма – Беликов, учитель греческого – боится любых проявлений живых человеческих чувств, свободомыслия, несогласия с общепринятыми установками. Местное общество, опасаясь проблем, встает на сторону Беликова, доносчика и труса. В фильме также задействованы Н. Хмелев, М. Жаров, Ф. Раневская и др.
«Светлый путь»
Эту музыкальную комедию снял в 1940 г. режиссер Г. Александров. В главных ролях снялись: Л. Орлова, Е. Самойлов. Действие разворачивается сначала в деревне, откуда родом главная героиня, затем в городе, куда она отправляется в поисках лучшей жизни. Ее прототипом является дeвyшка, ставшая инициатором стахановского движения ткачих – К. Ф. Сахарова. Героиня Таня Морозова проходит непростой путь. В финале фильма за выдающиеся успехи в труде ее награждают орденом Ленина. О. Абдулов играет в картине Федора Карповича Дорохова. По воспоминаниям очевидцев, артисту многое пришлось придумывать для этой роли самостоятельно. Именно потому созданный им образ стал таким заразительно веселым.
«Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
В экранизации одноименной бесcмepтной повести Н. В. Гоголя, снятой в 1941 г. реж. А. Кустовым и А. Мазуром, Абдулов сыграл Городничего. В главных ролях снялись В. Попов и С. Блинников. В комедии зрители могут от души посмеяться (и погрустить) над склочностью бывших добрых друзей и соседей, которые стали злейшими врагами из-за бытовых мелочей. Благодаря комической заразительности Абдулова уже одно появление актера в кадре, его богатый интонациями голос способствовали созданию атмосферы неиссякаемого веселья.
«Свадьба»
Этот комедийный художественный фильм был снят в 1944 г. реж. И. Анненским по мотивам одноименного водевиля и нескольких юмористических рассказов А. Чехова. Картина представляет собой сатиру на мещанские нравы среднего класса в дооктябрьской России. В главных ролях: Э. Гарин, З. Федорова, А. Грибов, Ф. Раневская. Персонаж О. Абдулова – грек-кондитер Харлампий Спиридонович Дымба, произнесший знаменитую фразу о том, что в Греции все есть. Благодаря комическому таланту артиста это простое выражение стало поистине крылатым и пережило не одно поколение.
«Пятнадцатилетний капитан»
Эта советская черно-белая картина 1945 года является экранизацией одноименного романа Ж. Верна. В интересном приключенческом фильме, снятом реж. В. Журавлевым, рассказывается о том, как китобойная шхуна «Пилигрим» подбирает в открытом море черных невольников, дрейфующих на обломках потерпевшего крушение судна. После того как капитан с группой китобоев пропадает во время охоты в океане, пятнадцатилетнему юнге Дику Сэнду приходится его заменить, чтобы доставить пассажиров шхуны по назначению. О. Абдулов сыграл в картине Хозе-Антонио Альвеца, некоронованного короля Анголы. В фильме также снимались: В. Ларионов, Е. Хвыля, А. Хвыля и др.
«Александр Попов»
Этот биографический фильм реж. Г. Раппопорта и В. Эйсымонта снят в 1949-м. В главных ролях – Н. Черкасов и Б. Фрейндлих. Картина повествует о судьбе российского изобретателя радио, выдающегося физика Александра Попова.
О. Абдулов сыграл Айзекса, представителя деловых кругов Лондона, участвовавшего в похищении открытия русского ученого. Может быть, именно поэтому он не вошел в число актеров, отмеченных Сталинской премией, присужденной картине?
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Народный артист РСФСР (1944). Лауреат Сталинской премии (1951, за театральную работу).
Родился 3 (16) ноября 1900 г. в г. Лодзь (Польша) в семье инженера-текстильщика. В 1913 г. семья переехала в Москву. В 1917 г. Абдулов окончил гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета. Студентом участвовал в драматической секции студенческого клуба “Наука и искусство”. В 1918 г. начал профессиональную сценическую жизнь сначала в студии А.А.Гейрота, с лета 1919 г. – в студии им. Ф.Шаляпина. Первые роли Абдулова – дворецкий Проспер (“Революционная свадьба” Михаэлиса), старуха Чупурлина (“Фантазия” К.Пруткова. Роль Грена в спектакле “Зелёный попугай” А.Шницлера принесла ему первый сценический успех.
В 1923–25 гг. Абдулов – артист Театра им. В.Ф.Комиссаржевской, где исполнил роль Расплюева в спектакле “Отжитое время” по А.Сухово-Кобылину (1925). В сезон 1925-26 гг. – в МХТ, покинув который перешёл в Московский театр сатиры. С 1927 г. – актёр и режиссёр Московской государственной драматической профклубной мастерской под руководством Н.Волконского. Актёрским достижением Абдулова была роль Крутицкого в спектакле “На всякого мудреца довольно простоты” А.Н.Островского (1927).
С 1929 г. – актёр Театра-студии под руководством Ю.Завадского. Исполнил здесь роли: Корбаччио (“Моё” Б.Джонсона, 1929), Лыняева (“Волки и овцы” Островского, 1932), генерала Бургойня (“Ученик дьявола” Б.Шоу, 1932), Эмиля Фромантейля (“Школа неплательщиков” Л.Вернейля и Ж.Бера, 1934).
В 1936 г. был принят в Театр им. Вс.Мейерхольда, после закрытия которого работал в Театре Революции с 1938 по 1942 гг. В этом театре им были сыграны роли Нарзулаева (“Павел Греков” Б.Войтехова и Л.Ленча, 1939), Кнурова (“Бесприданница” Островского, 1940), Кутузова (“Давным-давно” А.Гладкова, 1940).
Яркой театральностью отличались образы, созданные Абдуловым в театре им. Моссовета (с 1943 г.): Шульга (“Встреча в темноте” Ф.Кнорре, 1943), Сорин (“Чайка” А.Чехова, 1945), дядя Васа (“Госпожа министерша” Б.Нушича, 1946), Боб Мэрфи (“Русский вопрос” К.Симонова, 1947), Шмага (“Без вины виноватые” Островского, 1948), Старый ашуг (“Рассказы о Турции” Н.Хикмета, 1953) и др.
С 1936 г. Абдулов снимался в кино; среди его ролей – Вассэ-младший (“Зори Парижа”, реж. Г.Рошаль, 1936) ; Джон Сильвер (“Остров сокровищ”, реж. В.Вайншток, 1937) ; Жак Лавендаль (“Семья Оппенгeйм”, реж. Рошаль, 1938) ; Буфетчик (“Свинарка и пастух”, реж. И.Пырьев, 1941) ; хозяин бара (“Ночь над Белградом”, реж. Л.Луков ,1941) ; Дымба (“Свадьба”, реж. И.Анненский, 1944) и др.
Отношение Осипа Наумовича Абдулова к кинематографу было двойственным: кино он очень любил, понравившиеся фильмы смотрел по многу раз, но никогда не бывал удовлетворен собственной работой. Он говорил: “В театре мне приходилось играть разные роли, в том числе и хороших, обаятельных людей. В кино же меня приглашали главным образом на роли вредителей, злодеев, пиратов. Я всегда старался их очеловечить, избегать сплошной чёрной краски”.
Читайте также: Дорошина нина биография личная жизнь Часто приходилось Осипу Наумовичу самому придумать для себя хаpaктерные детали, иногда даже реплики. В картине “Светлый путь” и роли-то, по существу, не было. Всего два появления директора текстильной фабрики. В первом директору показывают рисунки тканей. Это был период увлечения производственной тематикой. Никаких там тебе цветочков или букетиков: ситцы покрывались тpaкторами, зубчатыми колёсами. Директору – Абдулову – нужно высказать своё мнение. Почему-то в сценарии нет никакой реплики. Вся съёмочная группа предлагает фразу за фразой. Не годится.
Вдруг Осип Наумович, хитро блеснув глазами, говорит:
– Я придумал. Снимайте!
…Снова вносят кипы ситцев. Директор глубокомысленно разглядывает ткань, расписанную фабриками и заводами со множеством труб.
– Дыму мало! – изрекает директор.
Все покатываются со смеху. Хохочут режиссёр, оператор, помреж, актёры. Еле засняли…
С 1924 г. Абдулов работал на Всесоюзном радио как актёр и режиссёр. Поставил более 200 радиоспектаклей, в т.ч. “Кола Брюньон” Р.Роллана, “Тартарен из Тараскона” А.Доде, “Пиквикский клуб” Ч.Диккенса, “Шинель” Н.Гоголя, “Мальва” и “Макар Чудра” М.Горького и др. Был организатором художественного радиовещания для детей.
Сохранились воспоминания о выдающемся умении Абдулова заменять зрительные образы звуковыми, передающими действие или присутствие на радиосцене одного или нескольких персонажей. Для каждого Абдулов находил “звуковую хаpaктеристику”. Например, образ бравого солдата Швейка он создавал, широко улыбаясь, растягивая слова, и доводя звук своего голоса до какого-то немыслимого фальцета.
С 1929 г. занимался педагогической деятельностью, сначала в Театре-студии Ю.Завадского, затем в ГИТИСе.
Фаина Раневская рассказывала: “Осип Наумович Абдулов уговорил меня выступать с ним на эстраде. С этой целью мы инсценировали рассказ Чехова “Драма”. Это наше совместное выступление в концертах пользовалось большим успехом.
Как ошибочно мнение о том, что нет незаменимых актёров. Когда не стало О. Н., я скоро прекратила выступать в этой роли. Успеха больше не было.
Мне посчастливилось часто видеть его в домашней обстановке. Обаяние его личности покоряло меня. Он любил шутку. Шутил непринуждённо, легко, не стараясь рассмешить. За долгую мою жизнь я не помню никого, кто мог бы без малейшего усилия шуткой привести в радостное, хорошее настроение опечаленного друга.
Как актёр он обладал громадным чувством национального хаpaктера. Когда играл серба – был подлинным сербом (“Министерша”), подлинным англичанином (“Ученик дьявола”), подлинным французом (“Школа неплательщиков”), подлинным греком (“Свадьба” Чехова).
Я часто сердилась на Осипа Наумовича за то, что он непосильно много работает, не щадит себя. Он на все мои нападки неизменно отвечал: “В этом смысл моей жизни”.
Однажды после окончания ночной съёмки в фильме “Свадьба”, где он чудесно играл грека, нам объявили, что машины не будет и что нам придётся добираться домой пешком. Осип Наумович сердился, протестовал, долго объяснялся с администратором, но, тут же успокоившись, решил отправиться домой как был, в гриме, с чёрными усами и бровями, в чёрном парике и турецкой феске. По дороге он рассказывал мне какую-то историю от лица своего грека, на языке тут же им придуманном. Свирепо вращал глазами, отчаянно жестикулировал, невольно пугая идущих на рынок домашних хозяек. Это была не только озорная шутка, это было творчество, неуёмный темперамент, щедрость истинного таланта. И это – после трудной ночной съёмки.
Наша прогулка продолжалась бы дольше, если бы изумлённый нашим видом милиционер категорически не потребовал, чтобы мы немедленно шли домой.
Возвращаясь со спектакля в гастрольных поездках по Союзу и за рубеж, мы обычно ужинали у меня в номере гостиницы. И даже после ухода О. Н. к себе, вспоминая его рассказы, я, оставшись одна, ещё долго хохотала, как филин в ночи, чем приводила в недоумение дежурного коридорного.
С особенно нежной любовью он говорил о Ростиславе Плятте, восхищался его талантливостью. Я вообще заметила, что талант всегда тянется к таланту и только посредственность остаётся равнодушной, а иногда даже враждебной к таланту…”
Умер Осип Наумович Абдулов в Москве 14 июня 1953 г. в возрасте 53 лет. Похоронен на Введенском кладбище.
Сын – народный артист России Всеволод Абдулов (1942-2002).
https://proekt-wms.narod.ru/
ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ АКТЁРА
https://www.russkoekino.ru/books/star/star-0038.shtml
Фильмография:
1. Гобсек – 1936 – Жигонэ
2. Зори Парижа – 1936 – Вессэ-младший
3. Поколение победителей – 1936 – профессор
4. Последняя ночь – 1936 – полковник
5. Остров сокровищ – 1937 – Джон Сильвер
6. Поезд идёт в Москву – 1938 – пассажир
7. Честь – 1938 – Арсений Юльевич
8. Семья Оппенгeйм – 1938 – Жак Лавендель
9. Человек в футляре – 1939 – Тарантулов
10. Светлый путь – 1940 – директор фабрики Дорохов
11. Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем – 1941 – городничий
12. Морской ястреб – 1941 – Иван Акимович
13. Ночь над Белградом (новелла в киноальманахе “Боевой киносборник №8”- 1941 – хозяин бара
14. Свинарка и пастух – 1941 – Левон Михайлович, буфетчик
15. Александр Пархоменко – 1942 – немецкий генерал
16. Карьера лейтенанта Гоппа (новелла в киноальманахе “Боевой киносборник №11) – 1942
17. Поединок – 1944 – Крашке
18. Свадьба – 1944 – Дымба
19. Пятнадцатилетний капитан – 1945 – Хозе Антонио Альвец
20. Белый клык – 1946 – Том Кинен
21. Давид Гурамишвили – 1946 – Ушаков
22. Александр Попов – 1949 – Айзекс
23. Серебристая пыль – 1953 – Шериф
Никита Михайлович Ефремов является представителем одной из самых крупных актёрских династий. Сын Михаила и внук Олега Ефремовых в наше время считается востребованным актёром. Он прекрасно справляется с зад......
20 11 2024 8:15:31
Алексей Гуськов – тот актёр, который в представлении не нуждается. Услышав это имя, каждый из нас вспомнит фильм с его участием, который оставил яркие впечатления. Он прекрасно создает образы военных, полицейских, ......
19 11 2024 4:23:57
Имя: Евгений Евтушенко (Evgeniy Evtushenko)Дата рождения: 18 июля 1932 годаДата cмepти: 1 апреля 2017 годаВозраст: 84 годаМесто рождения: Зима, Восточно-Сибирский крайМесто cмepти: Талса, штат Ок......
18 11 2024 15:20:24
Мужчина разведен, но бывшая жена довольн......
17 11 2024 12:34:22
Генна́дий Вита́льевич Фарафо́нов (род. 23 мая 1994 года, Екатеринбург, Россия), более известный под сценическим псевдонимом Ríckey F[2](рус. Ри́ки Эф) — российский хип-хоп исполнитель, баттл-рэпер, автор песен, быв......
16 11 2024 10:31:48
Современная жизнь диктует свои условия. Давно прошли союзные времена, когда пpaктически каждому гражданину страны государством была гарантирована работа и крыша над головой. Заселившись в нед......
15 11 2024 12:33:25
Любой человек, столкнувшись с негативным общественным мнением, чувствует себя некомфортно. Так и Евгения, избегая лишних слухов и предрассудков, долгое время скрывала свою личную жизнь. Фото с clutch.uaЕвгения Дмитриева с детства была увлечена театральным ис......
14 11 2024 7:56:44